Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Теория классической режиссуры и мастерство актёра



Скачать 294.58 Kb.
Дата26.10.2016
Размер294.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.2 Теория классической режиссуры и мастерство актёра



Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

071401 – Социально-культурная деятельность




Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 01.09. 2010 г.)

Зав.кафедрой _______ Телицына С.В.






РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


  1. Автор-составитель: Веселова Е.В., к.п.н., ст.пр.




  1. Рецензенты:Беляева Л.С, канд. пед. наук, профессор;

Байбак Е.И. зав труппой Мурманского областного театра

1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа режиссера является одним из самых существенных направлений профессиональной культурно-досуговой деятельности. Работа режиссера  это сложный творческий процесс. При постановке культурно-досуговых мероприятий режиссер часто выступает и в роли сценариста, и в роли оформителя, и в роли организатора, и в роли ведущего.

Поэтому, изучение данного курса ставило своей целью научить студентов основам режиссуры и актерского мастерства.



Задачи курса — дать студентам знания по теории и методике классической режиссуры, познакомить с великим режиссерским наследием, приемами режиссуры, с особенностями современных тенденций развития режиссуры, научить основам режиссерского анализа драматургического произведения, раскрыть основы мастерства актера, основы системы Станиславского, вскрыть понятие сценическое действие, научить основам работы над ролью, над отрывком драматургического произведения.
Студенты должны знать:

  • понятие и функции режиссера;

  • теорию классической режиссуры;

  • приемы режиссуры;

  • приемы режиссерского анализа драматургического произведения;

  • основы системы К.С.Станиславского;

  • понятие и специфику сценического действия;

  • основы работы над ролью;

  • основы работы над отрывком.

Студенты должны уметь:



  • использовать различные методики и приемы режиссуры в своей работе;

  • производить режиссерский анализ драматургического произведения;

  • владеть основами сценического действия;

  • работать над ролью, над отрывком произведения.

В структуру программы входит пояснительная записка, тематический план, основное содержание курса, вопросы к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы, примерные темы рефератов.

Логика изучения курса предполагает сочетание лекционных занятий с практическими и самостоятельной работой студентов.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.





Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах




Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК1

ПР/

СМ

ЛБ

СР




1

071401 Социально-культурная деятельность


2

4

144

70

50

20



74

экзамен


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 разделы дисциплины и виды занятий.



ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Наименование темы

Количество часов

Всего аудит.часов

ЛК

ПР

Сам. раб.

1.

Понятие и функции режиссера театра, кино, эстрады.

2

2





2.

Система К.С. Станиславского - научная основа творчества режиссера

4

4



6

3.


Традиции и современные тенденции развития режиссуры.

6


6



6

4.

"Основы актерского мастерства". Система К.С. Станиславского как творческий метод воспитания актера.

4

4





5.

Сценическое действие - основа актерского мастерства.

6

4

2


6.

Внимание как важнейший элемент актерского мастерства (упражнение, тренинг, этюды).

4


2

2

6

7.

Снятие мышечного напряжения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

6

4

2

6

8.

Развитие сценического отношения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

6


4

2

6

9.

Развитие творческой фантазии (упражнения, тренинг).

4


2

2

6

10.

Овладение сценическим общением (упражнения, тренинг, этюды).

4

2

2

6

11.

Овладение сценическим действием. Подготовка сценических этюдов - инсценировок.

2




2

10

12.

Основы режиссерского анализа драматургического произведения в постановке спектакля.

6


4

2

6

13.

Работа над ролью Поиски образности в характере роли.

6

4

2

8

14.

Выразительные средства театральной режиссуры

4

4





15.

Работа над отрывком из пьесы.

6

4

2

8




Итого

70

50

20

74


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение


Тема 1. Понятие и функции режиссера театра, кино, эстрады.

Понятие и смысл режиссуры. Понятийный аппарат в работе режиссера. Режиссерский идейно-тематический анализ, учение о сверхзадаче. Режиссерский замысел, художественный вымысел, импровизация. Основные этапы работы режиссера. Постановочная группа. Работа режиссера с артистами. Постановочная работа режиссера с художником, композитором, балетмейстером и др. Постановочный план. Репетиционный процесс. Документация режиссера.

Понятие персонаж, действующее лицо, герой.
Тема 2. Система К.С. Станиславского - научная основа творчества режиссера.

Теоретическое наследие великого реформатора. К.С. Станиславский  реформатор театра, его жизнь и творчество. Смысл системы К.С. Станиславского. Последователи системы. Изучение системы. Основные положения и терминология системы. Конфликт и взаимодействия. Система Станиславского как наука.


Тема 3. Традиции и современные тенденции развития режиссуры.

История режиссуры. Соединение в одном лице исполнителя и автора на ранних этапах развития театра. Участие драматурга в постановке спектакля в античном театре. Искусство постановки спектакля в средние века. Формирование профессионального театра в эпоху Возрождения. Деятельность Шекспира и Лопе де Вега. Театральное искусство классицизма, эпохи просвещения. Постепенное усложнение функций режиссера.


Тема 4. "Основы актерского мастерства". Система К.С. Станиславского как творческий метод воспитания актера.

Актерские способности. Критерии профессионализма актера. Профессиональные качества актера. Психологический анализ актерской деятельности. Задатки общих и специальных актерских способностей. Творческая мотивация и сценические способности.

Психология зрительского восприятия и психология актерского творчества. Понятие «суггестия». Русский реалистический театр и его вершина К.С.Станиславский. Театр сопереживания. Самоперевоплощение. Театр Мейерхольда. Театр представления. Раздвоение сознания актера в процессе сценической игры как основа эпического театра Б.Брехта. Западный театр и идеи А.Арто. Театр Гротовского (1970е годы), хепенинг, «Ливингтеатр». Тенденция к сочетанию различных приемов игры и или использованию тех или иных приемов в зависимости от драматургии и жанровой природы спектакля.

Понятие «художественный образ».


Тема 5. Сценическое действие - основа актерского мастерства.

Природа актерской игры. Сущность сценической игры. Природа сценических переживаний актера. Жизненные переживания и сценические. Эмоциональная память, сценическое чувство. Единство актера-образа и актера-творца. Действие — главный возбудитель сценических переживаний актера. Действие — основной материал актерского искусства. Синтез «переживания» и «представления». Внутренняя и внешняя техника. Единство чувства правды и чувства формы.

Признаки действия: волевое происхождение, наличие цели. Обозначение действия и чувства при помощи слов, имеющих глагольную форму. Два основных вида человеческих действий: а) физическое и б) психическое. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ .Виды психических действий, условный характер классификации. Значение простейших, физических действий в творчестве актера. Превращение психических задач в физические. «Метод физических действий» К.С. Станиславского и «биомеханика» В. Мейерхольда. Импровизация.

Тема 6. Внимание как важнейший элемент актерского мастерства (упражнение, тренинг, этюды).


Понятие «сценическое внимание». Виды внимания (произвольное, непроизвольное, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, внешнее, внутреннее). Объекты непроизвольного внимания актера. Творческий зажим и актерская сосредоточенность. Правильный выбор объекта внимания. Непрерывная линия внимания. Сценическое внимание и фантазия. Субъект сценического внимания. Актер и зритель. Внимание в жизни и на сцене. Внимание формальное и творческое

Понятие «атмосферы». Атмосфера как связь актера со зрителем. Чувство атмосферы. Атмосфера в повседневной жизни. Атмосфера и игра. Влияние атмосферы на поведение персонажей. Две атмосферы и их существование относительно друг друга. Объективная атмосфера и субъективные чувства. Атмосфера и содержание спектакля. Внутренняя динамика атмосферы. Задачи атмосферы.


Тема 7. Снятие мышечного напряжения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

Внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) сценическая свобода. Мускульная свобода и распределение мускульной энергии. Основной закон пластики. Принцип компенсации. Мускульная свобода и сценическое внимание. Внутренняя свобода. Зажим.

Сценическое движение. Волевые действия. Воля и активность. Внимание. Память и контроль за движениями. Сила, скорость, темпоритм физического действия. Пластичность. Непрерывность и прерывность движения. Характер движения. Стилевое поведение.

Тема 8. Развитие сценического отношения у актера (упражнение, тренинг, этюды).


Творческое преобразование актером окружающей среды. Два момента в творческом преобразовании объекта: первый — создание новой художественной реальности, второй — нахождение субъективного отношения к этой реальности данного персонажа пьесы. Овладение внутренней стороной роли. Отношение как основа действия. Два вида сценических отношений: 1) отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала-пьесы, и 2) отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка фактов). Оценка факта. Зарождение сценического действия.

Тема 9. Развитие творческой фантазии (упражнения, тренинг).


Понятие «сценическая вера». Творческая вера актера в правду вымысла. Театральная условность. Убежденность актера — необходимое условие убедительности его игры. Сценическое оправдание — путь к вере. Мотивировка действий. Случайности на сцене и их оправдание. Специфика актерского воображения. Бессловесные элементы действия. Действие с воображаемым предметом.
Тема 10. Овладение сценическим общением (упражнения, тренинг, этюды).

Логика и образность речи. Текст и подтекст. Способы словесного воздействия на партнера. Выбор способа словесного воздействия Слово как возбудитель образов. Сценическое общение. Индивидуальные чувства и действия с определенной окраской. Психологический жест. Пристройки. Психологическая пауза. Логика действий в паузе и монологе. Внутренний монолог. Техника и логика речи. Темпоритм.



Тема 11. Овладение сценическим действием. Подготовка сценических этюдов - инсценировок.


Практическое овладение сценическим действием. Подготовка и показ этюдов на заданную тему (по выбору преподавателя).

Тема 12. Основы режиссерского анализа драматургического произведения в постановке спектакля.


Метод действенного анализа пьесы. Режиссерский анализ пьесы. Событие, его признаки. Исходное, главное события пьесы. Фабула. Факты. Сюжет. Обстоятельства. Первое впечатление от прочтения пьесы. Логика фактов, логика чувств, логика страстей. Репетиции. Застольный период. Период «выгородки». Репетиции на сцене.
Тема 13. Работа над ролью. Поиски образности в характере роли.

Анализ материала роли. Замысел роли и отбор действий. Сценическая задача и ее элементы. Сверхзадача роли. Этапы работы над ролью. Этапы работы над ролью и профессиональные качества актера. Методы работы над ролью. Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли. Самостоятельная (внерепетиционная) работа актера над ролью. Изучение жизни. Фантазирование о роли. Вскрытие текста. Работа над внешней характерностью. Домашние этюды. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе.


Тема 14. Выразительные средства театральной режиссуры.

Действие как основное выразительное средство режиссуры. Метод событийно-действенного анализа в работе режиссера. Художественно-выразительные средства в работе режиссера. Мизансцена. Основы мизансценирования. Импровизация как элемент актерского и режиссерского мастерства.


Тема 15.Работа над отрывком из пьесы.

Индивидуальная работа режиссера с актером. Работа режиссера с коллективом. Правильное самочувствие актера на сцене. Язык режиссерских заданий. Форма режиссерских заданий (показ, объяснение и подсказ). Застольный период работы над пьесой. Работа режиссера над мизансценой. Внутренние препятствия в актерском творчестве.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Система К.С. Станиславского - научная основа творчества режиссера.

6

Изучение основных понятий системы Станиславского.

Опрос.

2

Традиции и современные тенденции развития режиссуры.

6

Подготовка рефератов на тему жизни и творчества великих русских и зарубежных режиссеров.

Чтение рефератов.

3

Внимание как важнейший элемент актерского мастерства (упражнение, тренинг, этюды).

6

Подготовка упражнений.

Просмотр.

4

Снятие мышечного напряжения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

6

Подготовка упражнений.

Просмотр.

5

Развитие сценического отношения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

6

Подготовка упражнений.

Просмотр.

6

Развитие творческой фантазии (упражнения, тренинг).

6


Подготовка упражнений.

Просмотр.

7

Овладение сценическим общением (упражнения, тренинг, этюды).

6

Подготовка упражнений.

Просмотр.

8

Овладение сценическим действием. Подготовка сценических этюдов - инсценировок.


10

Подготовка этюдов.

Просмотр.

9

Основы режиссерского анализа драматургического произведения в постановке спектакля.


8

Подготовка упражнений.

Просмотр.

10

Работа над ролью Поиски образности в характере роли.

8

Разбор роли (на выбор).

Обсуждение.


11

Работа над отрывком из пьесы.

6

Подготовка отрывка.

Просмотр.

ИТОГО:

74








1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу



Практические занятия.

Занятие 1. Сценическое действие - основа актерского мастерства.

План:

  1. Жизненные переживания и сценические.

  2. Действие — главный возбудитель сценических переживаний актера.

  3. Два основных вида человеческих действий: а) физическое и б) психическое.

Упражнения (актерский тренинг):

  • на воспроизведение эмоциональных человеческих реакций;

  • на тренировку ассоциативного мышления;

  • на развитие умения анализировать событие в действии.

Литература:

  1. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей.  СПб.: Речь, 2005.

  2. Соснова М.Л. Искусство актера.  М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

  3. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  4. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. - М., 1984.

  5. Келлоу С. Что значит быть актером / Пер. с англ. // Театральная жизнь. — 1988. — № 5, 9, 16, 23. 1989. — № 4, 9.

  6. Кох И. Э. О творческой одаренности драматического актера // Сценическая педагогика. — Л., 1973.

  7. Александровская М. Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. — СПб., 2002.

  8. Барбой Ю. М. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. — Л., 1986.

  9. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПрймЕврознак. 2006.



Занятие 2. Внимание как важнейший элемент актерского мастерства.

План:

  1. Виды внимания.

  2. Правильный выбор объекта внимания.

  3. Сценическое внимание и фантазия.

  4. Внимание в жизни и на сцене.

  5. Чувство атмосферы.

Упражнения (актерский тренинг):

Упражнения и групповые игры на собранность, умение быстро переключаться, способность верить в предлагаемые обстоятельства, физическую свободу, на внимание, умение распределять внимание, на сосредоточение внимания, на развитие памяти



Литература:

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПраймЕврознак. 2006.

  3. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.


Занятие 3. Снятие мышечного напряжения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

План:

  1. Мускульная свобода.

  2. Зажим.

  3. Сценическое движение.

  4. Стилевое поведение.

Упражнения (актерский тренинг):

Упражнения и групповые игры на собранность, умение быстро переключаться, способность верить в предлагаемые обстоятельства, физическую свободу, на внимание, умение распределять внимание, на сосредоточение внимания, на развитие памяти



Литература:

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПраймЕврознак, 2006.

  3. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.

  4. Славский Р.Е. Искусство пантомимы.- М.: Искусство, 1962.


Занятие 4. Развитие сценического отношения у актера (упражнение, тренинг, этюды).

План:

  1. Отношение к факту.

  2. Оценка факта.

  3. Внутренняя и внешняя техника.

Упражнения (актерский тренинг):

Упражнения на отношение и оценку факта, на оправдание и оценивание обстоятельств, физическое ощущение и взаимосвязи и взаимодействия с партнером



Литература:

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПраймЕврознак, 2006.

  3. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.

  4. Славский Р.Е. Искусство пантомимы.- М.: Искусство, 1962.


Занятие 5. Развитие творческой фантазии (упражнения, тренинг).

План:

  1. Сценическая вера.

  2. Случайности на сцене и их оправдание.

  3. Бессловесные элементы действия.

  4. Действие с воображаемым предметом.

Упражнения (актерский тренинг):

Упражнения на развитие сценической веры, чувства правды, на память физических действий, действия с воображаемым предметом.



Литература:

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПраймЕврознак, 2006.

  3. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.

  4. Славский Р.Е. Искусство пантомимы.- М.: Искусство, 1962.


Занятие 6. Овладение сценическим общением (упражнения, тренинг, этюды).

План:

  1. Логика и образность речи.

  2. Способы словесного воздействия на партнера.

  3. Сценическое общение.

  4. Логика действий в паузе и монологе.

Упражнения (актерский тренинг):

Упражнения на развитие логики и образности речи, на выбор способа словесного воздействия на партнера; на действия с определенной окраской, на умение действовать в паузе и монологе, на контролирование темпоритма.



Литература:

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб.: ПраймЕврознак, 2006.

  3. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.

  4. Славский Р.Е. Искусство пантомимы.- М.: Искусство, 1962.

  5. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера.


Занятие 7. Овладение сценическим действием. Подготовка сценических этюдов - инсценировок.

Практическое овладение сценическим действием. Подготовка и показ этюдов на заданную тему (по выбору преподавателя).


Занятие 8. Основы режиссерского анализа драматургического произведения в постановке спектакля.


План:

  1. Событие, его признаки.

  2. Исходное, главное события пьесы.

  3. Обстоятельства.

  4. Логика фактов, логика чувств, логика страстей.

Упражнения (режиссерский тренинг):

Режиссерский покза, упражнения на наблюдательность, обмен наблюдениями, на развитие режиссерской фантазии и воображения, умение анализировать факты и обстоятельства, выявлять задачу и сверхзадачу действия.

Литература:

  1. Поламишев А. М. Событие основа спектакля.  М.: Сов. Россия, 1977.

  2. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  3. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1961.

  4. Шангина Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерский способностей. — М., 1993.



Занятие 9. Работа над ролью. Поиски образности в характере роли.

План:

  1. Анализ материала роли.

  2. Сверхзадача роли.

  3. Этапы работы над ролью.

  4. Методы работы над ролью.

  5. Работа над внешней характерностью.

Задание:

Изучение этапов, методов работы над ролью. Выбор героя драматического произведения и детальная проработка роли (на выбор).



Литература:

  1. Поламишев А. М. Событие основа спектакля.  М.: Сов. Россия, 1977.

  2. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  3. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1961.

  4. Шангина Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерский способностей. — М., 1993.


Занятие 10. Работа над отрывком из пьесы.

План:

Работа режиссера с актером.

Язык режиссерских заданий.

Работа режиссера над мизансценой.



Задание:

Изучение особенностей работы режиссера с актерами и персоналом. Постановка законченного отрывка из драматического произведения (на выбор).



Литература:

  1. Поламишев А. М. Событие основа спектакля.  М.: Сов. Россия, 1977.

  2. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  3. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1961.

  4. Шангина Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерский способностей. — М., 1993.


1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Основная:

  1. Александровская М. Б. Азбука актерской профессии // Азы актерского мастерства. — СПб., 2002.

  2. Агамирзян Р. С. Что же такое «талант актера» // Сценическая педагогика. Вып. 1. — Л., 1973.

  3. Актерская одаренность и воспитание актера. (Ответы на вопросы редакции). Б. Е. Захава, Франтишек Сальдар, Ева Шмералова, Я. С. Хамармер // Сценическая педагогика. Вып. 2. — Л., 1976.

  4. Алексеев А. В. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству актерах // Диагностика и развитие актерской одаренности. — Л., 1986.

  5. Андреева Е. А. О понятии «профессионализм актера» в меняющемся социокультурном контексте // Диагностика и развитие художественной одаренности. — Л., 1992.

  6. Ахмеджанова Т. Перестройку начать с актера // Театр. — 1987. - № 12.

  7. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 1988.

  8. Барбой Ю. М. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. — Л., 1986.

  9. Вайшите И. Формирование творческого характера актера. — М., 1961.

  10. Вахтангов Е Б. Материалы и статьи. — М., 1959.

  11. Велихова Н. О стиле // Театр. — 1959. — № 8.

  12. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. - М., 1984.

  13. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.; Л., 1967.

  14. Гиппиус С. В. Исследовать актерский талант? // Сценическая педагогика. — Л., 1973.

  15. Грачева Л. В. «Воспитание чувств» (Еще раз о взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики) // Диагностика и развитие художественной одаренности. — СПб., 1992.

  16. Гуревич Л. Я. Психология актера. — Л., 1926.

  17. Захава Б. Е. Актерская одаренность и воспитание актера (ответы на вопросы анкеты) //Сценическая педагогика. Вып. 2. — Л., 1976.

  18. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.  М: «Просвещение», 1973.

  19. Захаров М. А. Контакты на разных уровнях. — Л., 1988.

  20. Зон Б. В. К вопросу о способностях к сценической деятельности // Материалы конференции по проблеме способностей 22—24 июня 1960 г. — М., АПН РСФСР, 1962.

  21. Зон Б. В., Сойникова Т. Г. О воспитании актера // Наука о театре.— Л., 1975.

  22. Иванова В. В. Актер-роль и персонаж (К вопросу о диалектике взаимоотношений в сценическом образе) // Актер. Персонаж. Роль. Образ. — Л., 1986.

  23. Калмановский Е. С. Книга о театральном актере. — Л., 1984.

  24. Катин-Ярцев Ю. В. Как стать артистом. // Советская культура. — 1982. — 9 нюня.— С. 4.

  25. Келлоу С. Что значит быть актером / Пер. с англ. // Театральная жизнь. — 1988. — № 5, 9, 16, 23. 1989. — № 4, 9.

  26. Клявина Т. Маска, я тебя знаю, или о разных видах актерского успеха // Искусство общения. — Л., 1989.

  27. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера.

  28. Комиссаржевский Ф. Ф. Творчество актера и теория Станиславского. — Пг., 1916.

  29. Корогодский 3. Я. Единый «узел веры» // Театральная жизнь. — 1994. — № 2.

  30. Кох И. Э. О творческой одаренности драматического актера // Сценическая педагогика. — Л., 1973.

  31. Максимова В. Мера сложности — мера правды // Театральная жизнь. — 1984. — № 18.

  32. Марков П. А. Современные актеры // Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 3. - 1976.

  33. Материалы межвузовской режиссерской теоретической лаборатории. Вып. 1. Антонен Арто. — Л.: ЛГИТМиК, 1988. Ч. 1. Вып. 2.

  34. Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. В. Амплуа актера.— М., 1921.

  35. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследство: В 2 т. Т. 1. —М., 1952.

  36. О Гротовском // Театральная жизнь. — 1987. — № 24.

  37. О театральном образовании говорят... // Театр. — 1972. — № 2.

  38. Островский А Н. О театральных школах. Полн. собр. соч.: В 16 т.-Т. 12. - М.; Л., 1953.

  39. Пелисов Г. Как мастера открыть в ученике // Советская культура.— 1982. — 20 апреля.

  40. Попов А. А. Условия игры // Театр. — 1979. — № 3.

  41. Попов А. Д. Проблема образа в сценическом творчестве. Вып. 1.- М., 1959.

  42. Ражников В. Г. Исполнительство как творчество // Советская музыка. - 1972. - № 2.

  43. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. — М., 1982.

  44. Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. -Л., 1978.

  45. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей.  СПб.: Речь, 2005.

  46. Савицкайте А. М. О некоторых вопросах развития сценических способностей в школе и в театре // Диагностика и развитие актерской одаренности. — Л., 1986.

  47. Солоницына Л. Актер и публика // Вопросы социологического изучения театра. — Л., 1979.

  48. Соснова М.Л. Искусство актера.  М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

  49. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1961.

  50. Табаков О. П. Из моего опыта определения и развития актерских способностей в школе и в театре // Диагностика и развитие актерской одаренности. — Л., 1986.

  51. Товстоногов Г. А Зеркало сцены: В 2 т. — Л., 1980.

  52. Туровская М. И. Олег Табаков — актер типажный? // Туровская М. Да и нет. — М., 1966.

  53. Хамармер Я. С. Актерская одаренность и воспитание актера (ответы на вопросы редакции) // Сценическая педагогика. Вып. 2.- Л., 1976.

  54. Хмелев Н. П. Ответ на анкету ГАХН // Ежегодник МХТ за 1948 года. — М., 1953.

  55. Черноземов К. Н. Диагностика пластической одаренности на приемных испытаниях актерских классов // Диагностика и развитие актерской одаренности. — Л., 1986.

  56. Чехов М. А О технике актера // Литературное наследие: В 2 т. Т.2. - М., 1986.

  57. Шангина Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерский способностей. — М., 1993.

  58. Эуфер В. Театральный педагог, кто он? // Театр. — 1979. — № 4.

  59. Юрьев А. С. Несколько мыслей о сценическом искусстве. — М., 1988.

  60. Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. — М., 1936.

  61. Ершов П.М. Искусство толкования. В 2х частях. Ч.1, 2.  М., 1996.


Дополнительная:

  1. Абрамян Д. Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. — Ереван, 1985.

  2. Авдеев А. Д. Происхождение театра. — М., 1967.

  3. Александровская М. Б. Принципы комплексной тренировки психофизического аппарата актера. Автореф. канд. дисс. — Л.,1990.

  4. Алперс Б. В. Актерское искусство в России. — М.; Л., 1945.

  5. Белинский А. А. На одном дыхании // Мой любимый актер. — М., 1988.

  6. Брехт Б. Эффект очуждения // Театр. Статьи. Пьесы. Высказывания: В 5 т. — Т. 5/2. — М., 1965.

  7. Брук П. Пустое пространство. — М., 1985.

  8. Всеволодский-Гернгросс Е.Н. Истории русского драматического театра: В 2 т. Т. 1. — М.,1977.

  9. Гончаров А. А. Готовить к разговору о человеке // Театральная жизнь. — 1994. — № 2.

  10. Гротовский Ежи. Встреча с самим собой // Театральная жизнь.— 1988. - № 16.

  11. Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. — 1969. — № 12.

  12. Демин В. Авторитет таланта и убеждения // Правда. — 1984. — 29 июня. — С. 3.

  13. Дискуссия об актере // Театр. — 1987. — № 11.

  14. Дрознин А.-ст., Дрознин А.-мл. Скажи-ка, дядя... // Театральная жизнь. — 1991. — № 9.

  15. Иванов В. Какое образование имел Станиславский // Театр. — 1990. — № 3.

  16. Иванова В. В. Миф и реальность традиции //Театр. — 1987. — № 8.

  17. Ильинский И. В. О профессиональной этике // Театр. — 1979. — №3.

  18. Искусство и социокультурный контекст. — Л.: ЛГИТМиК, 1986.

  19. Камю Альбер. Миф о Сизифе // Театральная жизнь. — 1989. — №9.

  20. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. — М., 1984.

  21. Козлянинова И. А. Голос так дивно звучал... // Театральная жизнь.- 1987. - № 3. — С. 22.

  22. Кречетова Р. Шагреневая кожа // Театр. — 1979. — № 1.

  23. Кугель А. Ф. Театральные портреты. — Л., 1967.

  24. Монюков В. К. У порога в день завтрашний // Правда. — 1980. — 15 августа. — С. 3.

  25. Островский А. Фоменки // Театр. — 1991. — № 12.

  26. Ответы на анкеты ГАХН // Театральный альманах. — М., 1948. —№7.

  27. Розов В. С. Четыре проблемы из ста // Театр. — 1961. — № 3.

  28. Смехов В. Праздник игры // Театр. — 1983. — № 2.

  29. Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. — М., 1970.

  30. Табаков О. П. Давайте говорить начистоту // Советская культура.- 1987.  8 декабря. С.3.

  31. Ульянов М. А. Внутри и со стороны // Театр. — 1979. — № 3.

  32. Якобсон П. М. Актеры о своем творчестве // Театральный альманах.  М., 1948.  С. 114-140.

  33. Якобсон П. М. Об экспрессии в искусстве актера // Вопросы психологии. 1977.  № 1.


1.11 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
Зачетные требования

Зачет проходит в форме показа сценических этюдов. Требования к выполнению этюда:



  1. Этюд должен представлять собой целостное, законченное произведение.

  2. Этюд должен содержать конфликт.

  3. Характеристики героев должны быть глубоко проработаны.

  4. Этюд должен быть выстроен по всем правилам режиссуры.

  5. Актер должен уметь раскрыть суть роли, вскрыть подтекст, отработать внешнюю характерность, разработать для себя историю роли.

  6. В этюде должна быть отражена логика словесных, психических и физических действий.

  7. Актер должен уметь использовать сценическое оправдание, логично мотивировать свои действия.

  8. Актер должен органично существовать на сцене, устанавливать верные отношения с партнером, правдоподобно оценивать происходящее на сцене.

  9. Актер должен установить нужную атмосферу между собой и зрителем во время показа.


1.13 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  • Творческое наследие великих режиссеров (на выбор).

  • История актерского искусства.

  • Искусство актера в странах востока.

  • Актерская одаренность.

  • Психология актерского мастерства.


Раздел 6. Изменения в рабочей программе,

которые произошли после утверждения программы:

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

ФИО, ученое звание и степень преподавания

Учебный год

Факультет

Специальность

Байбак Е.И., зав. труппой Мурм. обл. драм. театра, ст. преподаватель

2008-2009 уч.г.

Культуры и искусств

071401 Социально-культурная деятельность

Худяков А.В., ст. преподаватель

2009-2010

Культуры и искусств

071401 Социально-культурная деятельность

Веселова Е.В., к.п.н., доцент

2010-2011

ХОТиД

071401 Социально-культурная деятельность




1Используются условные обозначения: ЛК – лекции, СМ – семинары, ПР – практические занятия, СР – самостоятельная работа.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница