Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 1 (Опд. В ) Неонатология



страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В1.1 (ОПД.В.2.1.) Неонатология
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

______________________________________________________________

(код и наименование специальности/тей)

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология


050716 Специальная психология

050715 Логопедия



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В.
1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент НОУВПО СФГА (филиал в г. Мурманске) Е.Н. Гошева, старший преподаватель кафедры СПиСП Яшина Е.В.
1.3 Пояснительная записка

Неонатология – раздел медицинской науки, изучающий физиологические состояния и заболевания детей первого месяца жизни (Володин Н.Н., 2005).

Учебный курс «Неонатология» предназначен для студентов дефектологических специальностей, обучающихся на 4, 5 курсе дневного и заочного отделения. Предполагается, что к моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы генетики», «Возрастная психология», «Социальная педагогика». Материал курса ориентирован на повышение уровня образования студентов как будущих педагогов-дефектологов, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании.

Данная дисциплина интегрирует знания из области физиологии, медицины, психологии. На основе психолого-педагогических, социально-демографических и медицинских аспектов обосновывает возможные подходы к решению проблемы ранней диагностики детей младенческого возраста.

Введение данной дисциплины обусловлено актуальностью данной проблемы не только в медицине, но и в специальной педагогике, и необходимостью элементарных научных знаний педагогов – дефектологов в области полового воспитания в связи с ростом количества детей с различными нарушениями развития.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы неонатологии, рассматриваются основные моменты организации медицинской помощи новорожденным детям. На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с принципами профилактики, диагностики и интенсивной терапии перинатальных заболеваний в периоде новорожденности. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку по разделам реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1) Неонатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Володин, В.Н. Чернышев, Д.Н. Дегтярев и др.; Под. ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышева, Д.Н. Дегтярева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2) Неонатология: Руководство для врачей / В.В. Гаврюшов, К.А. Сотникова; Под. ред. В.В. Гаврюшова, К.А. Сотниковой. – Л.: Медицина, 1985.

3) Неонатология: Учеб. пособие / Под. ред. Н.П. Шабалова. – М.: Медицина, 1988.

Программа «Неонатология» разработана в соответствии с ГОС ВПО для студентов дефектологических специальностей:

-050714 «Олигофренопедагогика»;

-050715 «Логопедия»;

-050716 «Специальная психология»;

-050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

- «Педагогика и методика начального обучения» с доп. специальностью «Специальная психология».

Медицинский курс «Неонатология» - может являться базисным в системе подготовки педагогов дефектологов, позволяющий студентам сформировать правильное представление о структуре дефекта у аномального ребенка и в соответствии с этим разработать методику его коррекции с самого раннего периода жизни.



Цель дисциплины: создание условий для формирования элементарных знаний в области неонатологии, как основы здорового образа жизни и подготовить студентов к работе с новорожденными детьми.

Задача курса «Неонатология» заключается в помощи будущему дефектологу разобраться с анатомических и функциональных позиций в структуре дефекта аномального ребенка с младенческого возраста и сих особенностями.

В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:



  • знание клинических проявлений основных патологических процессов во всех функциональных системах организма младенца,

  • умение дифференцировать отдельные виды патологии,

  • знание механизмов компенсации при различных патологических процессах,

  • умение проводить обследование новорожденного ребенка,

  • умение сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.

В результате изучения дисциплины «Неонатология» студенты должны знать:

-современные методы оценки состояния плода;

-особенности переходных физиологических состояний новорожденных и их связь с заболеваниями;

-принципы выхаживания недоношенных детей;

-генетические аспекты неонатологии.

Студенты должны уметь:

-определять клинические проявления основных патологических процессов;

-дифференцировать отдельные виды патологии всех функциональных систем организма;

-определять механизмы компенсации при различных патологических процессах;

-проводить обследование новорожденного ребенка;

-сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО (в виде ксерокопии)
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
Дневное отделение


п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Вид учебной работы (в часах)



Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам.

работа








1.

050716

Специальная психология



4

7

90

48

24

24

44

зачет

2.

050717

Специальная дошкольная педагогика и психология



5

9

90

48

24

24

42

зачет

3

050715 Логопедия

4

7




36

18

18




зачет


Заочное отделение


п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Вид учебной работы (в часах)



Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам.

работа








1.

050716

Специальная психология



4


1

90

46

22

24

44

зачет

2.

050717

Специальная дошкольная педагогика и психология



5


1

90

48

24

24

42

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


(Очное отделение)

п/п


Разделы дисциплины, темы.

Шифр специальностей

031700

032000

031900

032000

Лк

Пр

Лк

Пр

Лк

Пр

Лк

Пр

I

Введение. История неонатологии.

2

-

2

-

2




-




II.

Медицинское обслуживание новорожденных детей.

6

6

6

6

2

2

-

-

III.

Физиологическое состояние новорожденных

6

6

8

6

4

4

-

-

IV.

Заболевания новорожденных

8

12

8

12

2

6

-

-




ИТОГО:

22

24

24

24

10

12

-

-

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


I. Введение. История неонатологии.

Предмет неонатологии. Основные периоды развития неонатологии как отрасли медицины. Значение в общей и специальной педагогике. Роль данного курса в подготовке педагога дефектолога. Роль А. Шаффер, А.П. Матвеева, Л. Любченко, Г.Б. Гецова и др. в развитии представлений об физиологических особенностях новорожденных. Основные понятия курса. Статистические показатели.


II. Медицинское обслуживание новорожденных детей.

Основные группы учреждений оказывающие неонатальную помощь. Роды и первичный туалет новорожденных. Профилактические прививки. Характеристика современных методов оценки состояния плода (ультразвук, кардиотокография, биофизическая активность плода, допплерометрия, визуальный контроль, генетические методы, инвазивные диагностические процедуры). Правила первичного и повторного осмотра новорожденного. Задачи, принципы и план неврологического осмотра.


III. Транзиторные физиологические состояния новорожденных.

Транзиторная гипервентиляция, особенности дыхания. Транзиторное кровообращение. Половой криз. Особенности функции почек. Транзиторный катар кишечника, дисбактериоз. Особенности обмена веществ. Изменения кожного покрова.


IV. Заболевания новорожденных

Задержка внутриутробного развития. Недоношенность. Вскармливание новорожденных. Асфиксия новорожденных и принципы интенсивной терапии. Нарушение метаболизма. Болезни кожи, подкожной клетчатки, пуповинного остатка. Врожденные инфекции. Сепсис и менингит. Желтухи новорожденных. Гемолитическая болезнь новорожденных. Дыхательные расстройства. Заболевания С.С.С., ЖКТ, почек и мочевой системы. Эндокринопатии. Заболевания крови, ЦНС. Генетические аспекты неонатологии. Принципы выхаживания недоношенных детей.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.





Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Виды выполнения самостоятельной работы и формы контроля

№1

№2

№3

1. Подготовка к аудиторным семинарским занятиям

1

Медицинское обслуживание новорожденных детей.

Организация медицинского обслуживания новорожденных.

2

2

2

Составление и заполнение таблицы: профилактические прививки

2

Медицинское обслуживание новорожденных детей.

Неврологический осмотр новорожденного ребенка.

4

4

-

Выписки по теме из первоисточников.

3

Транзиторные физиологические состояния новорожденных

Транзиторные физиологические состояния новорожденных

2

2

2

Составление и заполнение таблицы: Транзиторные состояния

4

Заболевания новорожденных





2

2

2

Составление таблицы-брошюры: Болезни, новорожденных

5

Заболевания новорожденных




4

2

2

Выписки по теме из первоисточников.

2.Темы для самостоятельного изучения

1

Транзиторные физиологические состояния новорожденных




2

2

2

Составление и заполнение таблицы: взаимосвязь между транзиторных состояний и патологическими процессами

2

Заболевания новорожденных





2

2

2

Заполнение таблицы: Клиническая картина основных заболеваний новорожденных.

3.Контрольные вопросы и задания

1

Транзиторные физиологические состояния новорожденных

Взаимосвязь между транзиторных состояний и патологическими процессами

2

2

2

Контрольная работа

2

Заболевания новорожденных

Болезни кожи

2

2

2

Контрольная работа

3

Заболевания новорожденных

Нарушения метаболизма

2

2

-

Контрольная работа

4

Заболевания новорожденных

Сепсис и менингит

2

2

2

Контрольная работа

5

Заболевания новорожденных

Желтухи новорожденных

2

2

2

Контрольная работа

6

Заболевания новорожденных

Врожденные инфекции

2

2

2

Контрольная работа

7

Заболевания новорожденных

Принципы выхаживания недоношенных детей

2

2

2

Контрольная работа

4.Практическая работа студентов исследовательского характера

8

8

2

Подготовка и написание рефератов

5.Зачетные тестовые задания по всему курсу

4

4

2





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Раздел: Медицинское обслуживание новорожденных детей.

Тема: Организация медицинского обслуживания новорожденных.
План:

  1. Принципы организации медицинского обслуживания.

  2. Первичный и последующий туалет новорожденных

  3. Профилактические прививки

  4. Особенности врачебного осмотра новорожденного ребенка.

  5. Современные методы оценки состояния плода


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Ультразвуковое исследован

  2. Кардиотография.

  3. Оценка биофизической активности плода.

  4. Методы визуального контроля.

  5. Инвазивные диагностические процедуры


Задания для самостоятельной работы:
Литература:

Основная:

  1. Воробьева Н. А. Тромбофилические состояния при беременности и клиническая характеристика новорожденных / Воробьева Н. А., Киселева Л. Г., Михайлова И. В. // Экология человека. - 2011. - № 12. - С. 33-38.

  2. Массаж для грудничков [Электронный ресурс] / Television School of Massage Therapy. - М., 2004.

  3. Неонатология : [учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Педиатрия"] / Володин Н. Н., Чернышев В. Н., Дегтярев Д. Н., Медведев М. И. ; под ред. Н. Н. Володина, В. Н. Чернышова, Д. Н. Дегтярева. - М., 2005.

  4. Разенкова Ю. А. Первые признаки неблагополучия в психомоторном развитии новорожденного ребенка / Разенкова Ю. А., Коваленко Ю. Ю. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 57-61.

  5. Трушкина С. В. Работа с ситуацией отказа матери от своего новорожденного ребенка (заметки психолога по результатам стажировки в США, штат Аляска) / Трушкина С. В. // Психолог в детском саду. - 2007. - № 4. - С. 117-130.

  6. Цаплина О. Принципы организации предметного развивающего пространства для детей до одного года в условиях семейного воспитания / Цаплина О. // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 5. - С. 111-117.


Дополнительная

  1. Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича и с минимальными мозговыми дисфункциями / Зайцева И. Н. // Дефектология. - 2006. - №6. - С. 15 - 17.

  2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста (1-е изд.) учеб. пособие. - 2009.

  3. Гуровец Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей : [учебное пособие для студентов педагогических высших и средних учебных заведений] / Гуровец Г. В. ; под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2013.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития (14-е изд., стер.) учебник. – 2012.

  5. Передерин В. Слагаемые здоровья детей / Передерин В. // Экология и жизнь. - 2009. - № 2. - С. 84-86.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Раздел: Медицинское обслуживание новорожденных детей.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница