Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный»



страница1/3
Дата07.05.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»


Кафедра зарубежной литературы
АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Направление: 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр филологического образования

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен ст. преподавателем Т.А. Полуэктовой
Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы

«07» сентября 2011 г.


Заведующий кафедрой

доцент, канд. филол. наук С.Г. Липнягова


Одобрено научно-методическим советом направления «Филологическое образование»

«___»____________2011 г.

Председатель НМСС
Заведующий кафедрой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Так как дисциплина «Английская филология» реализуется в рамках национально-регионального (вузовского) компонента, то выписка из стандарта не предусмотрена.

Введение
Настоящая программа предназначена для студентов III курса филологического факультета направления 050300.62 «Филологическое образование».

Дисциплина «Английская филология»изучается студентами в 6 семестре. Формы итогового контроля знаний студентов – зачет.



Этот курс необходим для подготовки студентов к успешной сдаче теоретической части междисциплинарного государственного экзамена. В программу включены основные аспекты развития английской литературы в контексте мирового литературного процесса, что позволяет студенту логично и обоснованно проследить и усвоить историческое развитие культуры Великобритании, а также выявить её место и роль в мировой культуре. Значительное расшире­ние культурного кругозора и выработка профессиональных навыков при рассмотрении литературного процесса как отделенных, так и нашей эпохи, составляют важнейшие аспекты подготовки бакалавра

Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области английской филологии;

2) способствует дальнейшему формированию экономической культуры студентов;

3) осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области экономических дисциплин, в частности, бухгалтерского учета и экономического анализа.
Периодизация курса строится в соответствии с общей периодизацией Всемирной истории и учитывает особенности развития литературы Великобритании.

Цель преподавания дисциплины «Английская филология» - познакомить будущих специалистов в области английского языка и литературы с развитием литературы стран изучаемого языка, с теоретическими аспектами изучаемых явлений: осветить проблемы литературного направления, жанра, метода, характера его связи с мировоззренческими позициями писателя; а также рассмотреть исторические, общекультурные и национально-специфические закономерности в развитии литературы Англии.

Преподаватель должен представить английскую литературу как сложную систему, которая является неотъемлемой частью системы мировой литературы; сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об английской литературе от средневековья до современности.

Задачи преподавания дисциплины:

студент должен:



  1. быть знаком с основными периодами в развитии литературы стран изучаемого языка;

  2. знать литературные направления и их основных представителей в каждой культурно-исторической эпохе стран изучаемого языка;

  3. уметь объяснить центральные идеи, стили и методы, выработанные в рамках изучаемых литературных направлений;

  4. разбираться в жанровых особенностях произведений изучаемых авторов и быть знаком с общим содержанием произведений авторов, входящих в список для чтения и обсуждения на практических занятиях;

  5. владеть литературными терминами, относящимися к изучаемому материалу.


Воспитательная задача дисциплины заключается в формировании у студентов уважения к историческому прошлому и современному состоянию Великобритании, развитию чувств интернационализма, воспитания нравственных качеств, гражданственности.

Технология процесса обучения по дисциплине «Английская филология» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА


Наименование

дисциплины/курса



Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)




Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Английская филология

Бакалавриат

Английская филология

1

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: школьный курс по литературе, основы методологии литературоведческого анализа текста, культурологи, история зарубежной литературы, иностранный язык




Последующие: зарубежная литература, литературоведение, русская литература, филологический анализ текста, практика анализа художественного произведения







БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

«Английская литература от Англо-Саксонского периода до 18 века»







Форма работы

Количество баллов 30 %

min

max

Текущая работа

Ответ на семинаре

3

5




Индивидуальное домашнее задание (творческая работа)

4

7




Разработка презентации доклада

4

6




Художественный анализ отрывка из художественного произведения

4

7

Промежуточный рейтинг-контроль

Тестирование

6

10

Итого

20

35



БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

«Английская литература 19 века, рубежа 19-20 веков»






Форма работы

Количество баллов 40 %

min

max

Текущая работа

Ответ на практическом занятии

3

6

Самостоятельная

работа


Развернутый анализ художественного текста

4

8




Конспект монографии

3

6




Проверка читательских дневников и беседа по произведениям

5

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Тестирование

5

10

Итого

25

40




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3

«Английская литература 20 – начала 21 вв.»






Форма работы

Количество баллов 40 %

min

max

Текущая работа

Ответ на практическом занятии

3

10

Самостоятельнаяработа

Терминологический диктант

5

10




Проверка читательских дневников и беседа по произведениям

5

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Тестирование

5

10

Итого

18

40




Итоговый модуль

Содержание

Форма работы

Количество баллов 20 %

min

max

Зачет

Ответы на вопросы к зачету

3
3
3

6
6
6

Итого

10

20




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема


Форма работы

Количество баллов

min

max

БМ №1, 2, 3

Составление дополнительной библиографии по темам дисциплины.


0


0

5


5

Итого

0

10










Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)



min

max

60

100

Критерии перевода баллов в отметки:

0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.

ФИО преподавателя: ст. преподаватель Т.А. Полуэктова


Утверждено на заседании кафедры «___»_______2013г. Протокол №______
Зав. кафедрой_________________________________ Липнягова С.Г.

Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Английская литература от Англо-Саксонского периода до 18 века.
Тема 1 Англо-саксонская литература (до 1066г.) Англо-нормандская литература (9-14вв).

Англо-саксонская литература. Народная поэзия англо-саксов. Поэты-певцы. Англо-саксонский героический эпос. Поэзия. Поэма «Беовульф». Проза. Церковно-монашеская литература англо-саксов.

Англо-норманская литература. Рыцарская поэзия. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Легенды артуровского цикла. Основные мотивы рыцарских романов. Народная поэзия.

Тема 2. Литература XIV века. 15 век. Дж. Чосер, У. Ленгленд.Дж. Гауэр. Т. Мэлори. «Смерть Артура». Английские и шотландские баллады.

Рыцарская поэзия. В. Ленгленд и его «Видение о Петре-пахаре». Дж. Чосера. «Кентерберийские рассказы».

Роман Мэлори «Смерть Артура». Народные баллады Англии и Шотландии. Средневековая драма. Миракли и моралите.

Тема 3. Лит-ра раннего Возрождения Поэзия д. Спенсера. Понятие о «спенсеровой строфе».

Общая характеристика эпохи. Культура Англии в XVI веке. Роман Т. Мэлори «Утопия». Развитие сонетного жанра в эпоху возрождения. Творчество Эд. Спенсера. «Календарь пастуха», лирика, поэма «Королева фей». Спенсерова строфа.



Тема 4. Драматургия К. Марло. Творчество Шекспира. Поэмы и сонеты.

Развитие английской драмы в эпоху возрождения. Народность английской драмы. Предшественники Шекспира. Дж. Лили, Р. Грин, Т. Кид. Творчество К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста». Устройство английского театра и актерское мастерство.



Тема 5. Творчество Шекспира. Трагедии и исторические хроники. Комедии и драматические сказки.

Творчество Шекспира. Биография. Вопрос об авторстве. Этапы творчества. I период. Исторические хроники. Комедии. «Ромео и Джульетта». II период. Великие трагедии. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Сонеты. III период. Романтические драмы. «Буря».

Английская драма после Шекспира.

Тема 6. Литература Англии 17 в. Джон Мильтон.

Английская буржуазная революция. Творчество Дж. Мильтона. Лирика. Публицистика. Политические памфлеты и трактаты. Вершина творчества: поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Художественные особенности творчества Мильтона.



Тема 7. Литература раннего просвещения. Д. Дефо, Дж. Свифт. Литература зрелого Просвещения. Фильдинг, Смоллет, Ричардсон.

Англия в XVIII веке. Общая характеристика просветительской литературы и этапы ее развития.

Раннее Просвещение. Творчество А. Попа. Пасторальная и философская поэзия. Переводческая деятельность. Сатирико-нравоучительные журналы: Аддисон и Стиль. «Болтун», «Зритель».

Возникновение реалистического романа. Творчество Д. Дефо. Биография. «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана». Реализм Дефо.

Творчество Дж. Свифта. Биография. «Путешествия Гулливера», памфлеты. Стилистика Свифта: гротеск и сатира.

Зрелое просвещение. Семейно-бытовой и социально-бытовой роман. С. Ричардсон. Биография. Романы в эпистолярном жанре «Памела», «Кларисса», «Грандисон».

Г. Филдинг. Биография. Драматургия. «Исторический Календарь на 1736 год», «Дон-Кихот в Англии». «Джонатан Уайлд Великий». Романы «Джозеф Эндрюс» и «Том Джонс». Теория романа. Стиль Филдинга.

Т. Смоллет. Биография. «Родерик Рэндом», «Перегрин Пикль». Значение творчества Смоллетта.



Тема 8. Сентиментализм в Англии. Поэзия. Сентиментальная проза. Л. Стерн и О. Голдсмит. Драматургия Р.Б. Шеридана и О. Голдсмита.

Сентиментализм в литературе Англии XVIII века. О. Голдмит. Биография. Лирика. «Опустевшая деревня». Комедии. Роман «Векфильдский священник».

Л. Стерн. Биография. «Тристрам Шенди», «Сентиментальное путешествие».

Драма конца XVIII века. Творчество Р.Б. Шеридана. Биография. «Соперники», «Школа злословия».

Поэзия XVIII века. Сентиментальная поэзия: Томсон, Юнг, Купер, Краб.

Тема 9. Поэзия предромантизма. Макферсон, Чаттертон, В. Блейк.

Поэзия предромантизма. Дж. Макферсон. «Песни Оссиана».

Т. Чаттертон. Биография и творчество. В. Блейк. Биография. «Песни невинности и опыта».

Тема 10. Англ. и шотл. Поэзия на рубеже 18-19 вв. Поэзия англ. романтизма. Лейкисты.

Народная шотландская поэзия. Творчество Р. Бернса.

«Озерная школа». У. Вордсворт. «Лирические баллады», поэмы. С. Т. Кольридж. Ранняя поэзия. «Баллада о старом мореходе», «Кристабель». Р. Саути. Лирика. Баллады.
Модуль 2. Английская литература 19 века, рубежа 19-20 веков
Тема 11 . Байрон, Шелли, Китс, Мур. В. Скотт.

Творчество Д. Г. Байрона. Биография. Раннее творчество. «Паломничество Чайльд Гарольда». Восточные поэмы. Швейцарский период. «Шильонский узник». Итальянский период. «Беппо», Исторические трагедии, «Каин», «Дон Жуан». Значение и влияние творчества Байрона.

Творчество П.Б. Шелли. Биография. Ранние лирические поэмы. «Восстание Ислама», «Освобожденный Прометей», «Ченчи». Лирика Шелли. «Адонаис».

Творчество Дж. Китса. Биография. Идея красоты. Оды Китса. «Ода греческой вазе», «Ода соловью», «Ода осени». Поэмы «Гипернон», «Эндимион».

Т. Мур. Биография. Творчество. «Ирландские мелодии», «Лала Рук». Сатиры.

В. Скотт. Биография. Поэзия. Поэмы «Песнь последнего менестреля», «Дева озера». Создатель исторического романа. Романы из шотландской истории «Эдинбургская темница», «Ламермурская невеста»; из английской истории «Айвенго», «Аббат», «Кенильворт»; из французской истории – «Квентин Дорвард».



Тема 12. Готический роман. Уолпол, Радклиф.

Роман в эпоху предромантизма. Готический роман. Уолпол, Радклиф, Мэтюрин. Значение готического романа.



Тема 13. Ранний реализм. Дж. Остен, сёстры Бронте.

Социальная поэзия Чартизма.

Романтическая критика капитализма: Т. Карлайль.

Ш. Бронте, роман «Джен Эйр»; Э. Бронте. Лирика, роман «Грозовой перевал»; А. Бронте, «Агнес Грей».



Тема 14. Реализм. Ч. Диккенс. У. Теккерей. У. Коллинз.

Реалистический роман XIX века. Ч. Диккенс. Биография. Раннее творчество – «Очерки Боза», «Записки Пиквикского клуба». Второй период: «Оливер Твист», «Лавка древностей», «Рождественские рассказы». Третий период: «Домби и сын», «Давид Коперфильд», «Холодный дом», «Крошка Доррит». Последний период: «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».

У. Теккерей. Биография. «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия».

Э. Гаскелл. Романы «Мэри Бартон», «Кренфорд», повесть «Руфь».



Тема 15. Реалист. Роман втор пол. 19 в. Дж. Элиот, Д. Мередит, Т. Гарди, С. Батлер.

Реализм второй половины XIX века. Англия во второй половине XIX века. Социальный дарвинизм. Позитивизм. Реалистический роман второй половины XIX века.

Творчество Дж. Элиот. Биография. Романы «Адам Бид», «Сайлас Майнер», «Мильдмарг». Общая характеристика творчества Элиот.

Дж. Мередит. Биография. Романы «Испытание РичардаФевереля», «Эгоист». Издательская деятельность.

Т. Гарди. Биография. Три цикла романов. «Вдали от шумной толпы», «Мэр Кестербриджа», «Тэсс из рода Д’Эрбервилей», «Джуд Незаметный». Поэзия.

Тема 16. Творчество Л. Стивенсона. Поэзия Р. Киплинга.

Творчество писателей неоромантиков.

Творчество Р. Л. Стивенсона. Биография. Романы «Остров сокровищ», «Страшная история доктора Джекиля и мистера Хайда». Поэзия. Стихотворение «Вересковый мед».

Творчество Р. Киплинга. Биография. Рассказы. Романы «Свет погас» и «Ким». «Книги Джунглей». Лирическая поэзия. Основные темы и мотивы поэзии.



Тема 17. Английская поэзия конца 19 в. Теннисон, Гарди, Уайльд, Киплинг, Браунинг.

Викторианские поэты. А. Теннисон, Р. Браунинг, Э. Баррет-Браунинг.

Эстетическое учение Дж. Рескина.

Творчество Прерафаэлитов. Д. Г. Россети. Поэзия Суинберна.



Модуль 3. Английская литература 20 – начала 21 вв.

Тема 18. Декадентство. О. Уайльд. Драматургия Б. Шоу. Творчество Честертона.

Декадентская литература Англии. Творчество О. Уайльда. Биография. Роман «Портрет Дориана Грея». Драматургия. «Идеальный муж», «Веер леди Уиндермир», «Как важно быть серьезным». Сказки. Последние произведения. «Баллада Редингской тюрьмы». Эстетизм Уайльда.



Тема 19. Модернизм. Дж. Джойс, В. Вульф, Г. Лоренс, Т. Элиот. Творчество Дж. Голсуорси. Фантастика Г. Уэллса.

Реалистическая литература Англии. Творчество Дж. Голсуорси. Биография. «Остров Фарисеев», «Собственник» и «Сага о Форсайтах». Основные мотивы творчества и стиль Голсуорси.

Модернистская литература. Д. Г. Лоуренс. Романы «Сыновья и любовники», «Любовник леди Чаттерли». Проблематики и значение последнего романа. Поэзия.

В. Вульф. Биография. Романы «На маяк», «Комната Джейкоба», «Миссис Дэллоуэй». Критическая деятельность писательницы. Особенности поэтики.

Д. Джойс. Биография. Сборник рассказов «Дублинцы». Романы «Портрет художника в юности», «Улисс». Роман «Улисс» как «евангелие модернизма».

Поэзия модернизма. Т. С. Элиот. Поэзия. Поэмы «Полые люди», «Бесплодная земля». Драма «Смерть в соборе».

Натуралистическая литература. Творчество Дж. Мура. Раннее творчество. «Жена Комедианта». Переход к реализму с элементами импрессионизма. Роман «Озеро», сборник рассказов «Невспаханное поле».

О. Хаксли. Биография. Романы «Желтый Кром», «Контрапункт».

Г. Уэлс. Мировоззрение писателя. Фантастические романы “Машина времени”, “Остров доктора Моро». Общая характеристика творчества.

Тема 20. Творчество С. Моэма. Тв-во А. Конан Дойла

Классическая детективная литература Англии. А. Конан Дойль. Биография. «Записки о Шерлоке Холмсе». Исторические романы. «Белый отряд». Фантастические повести. «Затерянный мир», «Маракотова бездна».

А. Кристи. Биография. Романы об Эркюле Пуаро («12 подвигов Геракла») и мисс Марпл.

С. Моэм. Биография и творчество. Повесть “Луна и гром”. “Театр”. Основные мотивы и темы произведений.



Тема 21. Творчество Толкина, Кэррола, Льюиса.

Дж. Р. Р. Толкиен. “Властелин колец”.

Л. Кэррол. “Алиса в стране чудес”.

К. С. Льюис. “Хроники Нарнии”.



Тема 22. Творчество Г. Грина и Дж. Конрада, Дж. Олриджа

Г. Грин. Биография. “Сила и слава”, “Тихий американец”, “Монсиньор Кихот”. Нравственно-религиозное начало в творчестве.



Тема 23. Творчество У. Голдинга и А. Мёрдок, Дж. Фаулза.

А. Мердок. Биография. Романы “Под сетью”, «Черный принц». У. Голдинг. Биография. “Повелитель мух”. “Шпиль”. Творческий метод и основные мотивы творчества.

Дж. Фаулз. Биография. Повесть “Башня черного дерева”. Романы “Волхв (Маг)”, “Коллекционер”, “Женщина французского лейтенанта”, “Дэниэл Мартин”.

Тема 24. Метароман: определение, жанровые особенности, представители.

Тема 25. Феминизм и английская женская проза ХХ века. Творчество М. Спарк, А. Картер.

Феминизм как феномен культуры.
Творчество Ф. Уэлдон.  Жизненный и творческий путь А. Картер.
Анализ художественных произведений писательницы.

Тема 26. Обзор британской литературы последних десятилетий ХХ – начала XXI века. Анализ основных тенденций.

Литературно-эстетические искания Дж. Барнса, Берил Бейнбридж, Питера Акройда. Мультикультурный роман: К. Исигуро.




Список литературы
ОСНОВНАЯ

  1. Михальская Н.П. История английской литературы: учеб. для студ. филол. и лингв. фак. высш. пед. учеб. заведений 2-е изд. М.:Издательский центр «Академия», 2007. 

  2. История западноевропейской литературы. Средние Века и возрождение: учеб. М.: Высш.шк., 2000.

  3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2001.

  4. История зарубежной литературы 17 века: учеб. М.: Высш.шк.2001. Ред. Сидорченко Л.В.

  5. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. М.: Высш.шк., 1999.

  6. Толмачев В.М. Зарубежная литература конца 19 века нач. 20 в. М.: Высш. шк., 2000.

  7. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе: Германия, Англия, Франция, США. Практикум. М.: Академия, 2003.

  8. История западноевропейской литературы. 19 век. Англия / Под ред. Сидорченко Л.В. М., СПб.: Академия, 2004. 

  9. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

  2. Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

  3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

  4. Ивашева В.В. Литература Великобритании 20 века. М., 1984.

  5. Дьяконова Н.Я. Аналитическое чтение (английская поэзия 18-20 веков). Л., 1967.

  6. Леонова Н.И., Никитина Г.И. Английская литература 1890-1960гг. М., 1997.

  7. История английской литературы. АНСССР. т.1, вып.1 и 2(1943), т.2, вып.1и 2 (1945), т.3 (1947).

  8. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

  9. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

  10. История всемирной литературы. Т.1-9. 1983-94.

  11. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003.

  12. Клименко Е.И. Английская литература первой половины 19 века. Л., 1971.

  13. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

  14. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи (18 - первая половина 19 века). М., 1982.

  15. Английская литература XX века: Практикум. Красноярск, 2006.

  16. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.

  17. Соловьева Н.А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М., 2008.

  18. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох. М.: ИМЛИ РАН, 2009.

  19. Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер. М., 2003.

  20. Baker E.A. The History of the English Novel. L., 1949.

  21. Scott W. Lifes of the novelists. L., 1906.

  22. Thornley G.C., Roberts G. An Outline of English literature. London, 1984.





Практические занятия, их содержание и объем в часах
Тема № 1 (2 часа)
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница