Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Сд. 4 Краеведение



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер1.33 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.3, СД.4 КРАЕВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050103 География с дополнительной специальностью Биология

050102 Биология с дополнительной специальностью География

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: к.и.н., доцент кафедры географии и экологии Фридкин В.Н.
1.2 Рецензенты:

- к.и.н., доцент Федоров П.В.;

- к.вет.н., доцент каф. географии и экологии Николаев А.В.
1.3 Пояснительная записка.
Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования.

При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины.

Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - экзамен.
1.3.1 Роль и место краеведения в курсе подготовки специалистов. Связь с другими дисциплинами.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками «национальной идеи» возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов. Выявляются новые источники, идёт переоценка уже известных фактов. Восстанавливается в своих правах краеведение как научная дисциплина, созданная и успешно развивающаяся выдающимися отечественными учёными – гуманитариями и естественниками ещё в 1920-е годы.

Долгие годы в нашей стране краеведение понималось в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Лишь в настоящее время этому слову постепенно возвращается его истоинное значение.

Однако дать точное определение понятию «краеведение» очень сложно. В понятие «краеведение» вкладывалось различное содержание. Оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительнонебольшой территории. Многие исследователи считают, что краеведение – есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Интересно привести мнение по этому вопросу председателя Общества краеведов России, академика, крупного учёного-историка Сигурда Оттовича Шмидта: «Краеведение – это и наука, и научная и научно-популяризаторская деятельность определённой проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности); это и метод познания о тчастного к общему, выявления общего и особенного, и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причём такой, ук которой причастны не только учёные-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей». Академик Д.С.Лихачёв определяет «краеведение» как «самый массовый вид науки», изучающий и пропагандирующий то, что теперь принято называть «экологией культуры» (по Д.Лихачёву).

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает изучение территории, определяемой понятием «родной край».

Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

Краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.

Под малой территорией подразумевается административный район, небольшой город, сельское поселение и т.п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственне всего сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое и страноведческое.

С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района, в состав которого входит исследуемый микрорайон.

Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием современных научных методов исследования. Теоретической базой краеведения вляются естественные и гуманитарные науки.

Всестороннее изучение края включает в себя:


  • изучение природы и всех её элементов в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессыв жизни природы;

  • историческое прошлое и демография;

  • экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство;

  • культурная и духовная жизнь, творческая деятельность населения.

В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, в т.ч. геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических дисциплин и т.д.
В повышении научного уровня обучения географии большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло систему работы школы. В целях подготовки учителей в учебные планы естественно-географических факультетов педагогических вузов введены занятия по краеведению, в т.ч. и краеведческий практикум. Главная цель такого практикума – научить студентов самостоятельно проводить краеведческую работу в процессе преподавания географии.
1.3.2 Цели и задачи учебного курса.
Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем географической науки. Ее содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, повышению их общей культуры, кругозора, умению учитывать культурный плюрализм мирового сообщества при решении разнообразных проблем.

Главная цель курса – научить студентов комплексному краеведческому анализу территории, показать значение малых территорий в современном мире.

Основными задачами курса являются следующие:

- определить место краеведения как специальной науки и научной дисциплины в системе географических знаний, конкретизировать предмет её изучения;

- обеспечить понимание основных видов и направлений краеведения;



  • изложить историю развития и становления краеведения;

  • изложить связь краеведения и геоэкологии, краеведения и туризма;

  • ознакомить студентов с новыми данными, имеющимися точками зрения, новыми тенденциями в развитии краеведения;

  • ознакомить студентов с методикой краеведческого изучения своей местности, системой краеведческой работы в школе

  • научить студентов оперировать базовыми понятиями и категориями краеведения, понимать процессы, закономерности и связи, происходящие в современном мире,

  • научить составлять отчёты о совершённых походах, экскурсиях и экспедициях, анализировать разные проблемные ситуации;

  • научить студентов отбирать необходимый материал для написания рефератов и других видов работ;

  • научить студентов ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по краеведению, сформировать навыки эффективного поиска и анализа этой литературы;

  • научить студентов организации и принципам музейной работы;

  • научить студентов наблюдению объектов и процессов природы как источников краеведческих знаний;

  • формировать навыки составления комплексной историко-географической характеристики отдельных территорий и деятельности выдающихся исследователей края;

- формировать представления о важнейших принципах, законах, категориях дисциплины «Краеведение»;

  • формировать системные, научные представления об освоении разных частей края, вкладе наиболее значимых путешественников и учёных; о становлении знаний о нашей стране и её регионах и географических объектах на её территории;

  • формировать мировоззренческие и ценностные ориентиры, а также патриотические убеждения, на основе личностного осмысления опыта истории и географии (на примере родного края).


1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины "Краеведение" студенты должны:

  1. знать объект, предмет и метод курса «краеведение» и его понятийно - категориальный аппарат;

  2. знать и уметь выделить теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты историко-географического знания, их роль и функции в подготовке специалистов и личного вклада в общественно-политическую жизнь;

  3. знать сущность понятия «родной край», «родная местность»;

  4. знать особенности осуществления и специфику основных форм краеведческой работы;

  5. овладеть навыками географической грамотности и осознать равновеликое и бесценное значение культуры всех без исключения регионов и народов страны;

  6. иметь представление о сущности и специфике работы краеведческих музеев, их типологии и перспективах;

  7. уметь ориентироваться в основных современных подходах к сущности краеведения;

  8. уметь наблюдать объекты и процессы природы как источники краеведческих знаний;

  9. уметь анализировать теоретическую литературу по краеведению, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений;

  10. уметь ориентироваться в специальной литературе, посвященной описанию краеведческих исследований;

  11. уметь самостоятельно составлять доклады и рефераты, содержащие комплексный анализ малых территорий;

  12. понимать значение и роль историко-географической информации в процессе формирования мировоззрения человека как гражданина РФ и члена мирового сообщества.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Краеведение» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание родного края, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость


Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

050103 Географии

4

7

90

46

26

20

-

44

экзамен

2.

050103 География с доп. спец.

3

6

72

42

26

16

-

30

экзамен

3.

050102 Биология с доп. спец. география

3

6

80

40

24

16

-

40

зачет

4

020401 География

3-4

6-7

200

100

60

40




100

зачет, экзамен

5.

050103 Биология, География

4

7

72

36

26

10

-

36

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.




Раздел I: Географическое краеведение































1.

Краеведение как наука и учебная дисциплина.

2

2

-




-

2

2

-




-

2.

История становления и развития краеведения.

3

1

2




-

3

1

2




-

3.

Краеведение и геоэкология.

2

2

-




-

2

2

-




-

4.

Краеведение и туризм.

2

2

-




2

2

2

-




2

5.

Источники краеведения.

2

2

-




-

2

2

-




-

6.

Природа как объект краеведческой деятельности.

2

2

-




6

2

2

-




4

7.

Население как объект краеведческой деятельности.

2

2

-




-

2

2

-




-

8.

Экономика края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




2

2

2

-




2

9.

Поселения как объект краеведческого исследования.


2

2

-




-

2

2

-




-




Раздел II: Историко-культурное краеведение
































10.

История края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




-

2

2

-




-

11.

Искусство края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




4

2

2

-




2

12.

Этнографическое изучение края.

2

2

-




4

2

2

-




2

13.

Специфика развития Кольского Севера. История Мурманской области.


4




4




4

2




2




2




Раздел III: Краеведение и музееведение
































14.

Развитие музееведения и его связь с краеведением.


4




4




-

2




2




-

15.

Школьный краеведческий музей.


4




4




4

2




2




4

16.

Народные краеведческие музеи.


1

1

-




-

1

1

-




-




Раздел IV: Школьное краеведение































17.

Краеведческий практикум для студентов.

6




6




8

2




2




4

18.

Система краеведческой работы по географии в школе.

1

1

-




4

1

1

-




4

19.

Содержание и формы исследовательской работы учащихся при изучении родного края.

1

1

-




4

1

1

-




10




Итого:

46

26

20

-

44

36

26

10

-

36


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел I: Географическое краеведение

Тема 1: Краеведение как наука и учебная дисциплина.

Сущность краеведения. Объект и предмет исследования. Изменение предмета краеведения в процессе развития общества и процессе познания. Дискуссии о специфике краеведения в современной литературе: достижения и проблемы. Структура и содержание краеведения.

Организационные формы краеведения. Государственное краеведение. Школьное краеведение. Роль учителя в школьном краеведении. Общественное краеведение.

Специфика методов и средств краеведения. Законы и категории краеведения. Основной понятийный аппарат краеведения. Роль краеведческого знания в жизни личности и общества. Место краеведения в системе научного знания. Проблемы формирования краеведческого мышления. Состояние краеведческого образования в России и за рубежом.

Функции краеведения. Направления краеведения. Краеведение и география. Практическое значение краеведения. Всестороннее изучение края. Этапы краеведческой работы.
Тема 2: История становления и развития краеведения.

Основные периоды в истории краеведения.



Дореволюционный период. Начало преподавания в XVIII в. Роль М.В.Ломоносова в становлении краеведческих идей. Учебник по естествознанию В.Ф.Зуева и краеведение. Краеведческие идеи в учебнике географии Ф.Студитского. Краеведческие замыслы Н.И.Новикова. Русское краеведческое общество. Отечествоведение. Родиноведение. А.Соколов о родиноведении. К.Д.Ушинский и его влияние на развитие родиноведческого направления. «Уроки географии» Д.Семёнова. Развитие краеведения во второй половине XIX века. Первый Всероссийский съезд преподавателей географии.

Советский период. Изменения в краеведческой работе после 1917 года. Бурный рост краеведения в 1920-1930-е годы. Открытие специальных школьных экскурсионных станций. Введение элементов краеведения в построение школьных предметов по Постановлению «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932). Работы М.И.Калинина, Н.К.Крупской и их значение в становлении советского краеведения. Оживление экскурсионно-краеведческой работы исследовательского характера в 1940-1941 гг. Полевые работы краеведческого характера в годы Великой Отечественной войны. Подъём школьного краеведения в первые послевоенные годы. Рекомендации по увязке преподавания географии с краеведением. Роль краеведения в учебных программах общеобразовательных школ по истории и географии в 1950-1980-е годы. Закон 1958 г. «О связи школы с жизнью». Экскурсии-экспедиции школьников по изучению родного края. Краеведческая тематика в «Педагогических чтениях» АПН РСФСР. Всероссийские научно-практические конференции по вопросам школьного краеведения. Разрешение теоретических вопросов краеведения в трудах советских учёных-географов А.С.Баркова, А.А.Половинкина, В.П.Буданова, В.К.Кондакова. А.С.Барков о большом воспитательном значении краеведения. А.А.Половинкин об организации и методике краеведческих работ. Связь преподания географии с краеведением в работах Н.Н.Баранского. Включение Краеведческого практикума в учебный план педагогических институтов. Подготовка и издание краеведческих книг.
Тема 3: Краеведение и геоэкология.

Роль географии в решении экологических проблем. Антропогенное воздействие на природу края. Загрязнение атмосферы и водоёмов. Активизация эрозионных процессов. Сокращение площади и обеднение пригородных лесов. Воздействие урбанизации на природную среду. Научно-техническая революция.

Законодательство об охране природы. Мероприятия по снижению загрязнения воздуха. Санитарно-защитные зоны.

Охрана и рациональное использование земли. Составление земельного кадастра. Работа по борьбе с вредителями и болезнями растений. Рациональное использование водных ресурсов. Лес и естественная растительность. Охрана животного мира. Охрана неэксплуатируемой природы. Заповедники. Заказники. Охранные зоны. Национальные парки.


Тема 4: Краеведение и туризм.

Малая территория. Краеведческое изучение малых территорий.

Туризм. Городские и районные клубы туристов. Типы и виды туризма. Индивидульный туризм. Массовые походы. Самодеятельный туризм. Детский и молодёжный туризм. Познавательный туризм. Ландшафтный туризм. Спортивный туризм.

Экскурсии и их виды. Организация экскурсий. Экскурсионное обслуживание.


Тема 5: Источники краеведения.

Краеведческая библиография. Классификация краеведческой библиографии. Библиография по виду издания. Библиография по контингенту читателей. Текущая и ретроспективная библиография. Широта тематических рамок. Центры краеведческой библиографии. Работа с библиотечными указателями и библиотечными каталогами. Виды каталогов. Систематический каталог. Разделы каталогов. Межбиблиотечный абонемент (МБА).

Печатные источники. Книги. Периодические издания. Виды периодики. Местная периодическая печать. Продолжающиеся издания. Документы партийных и государственных органов. Справочные издания. Первые универсальные энциклопедии. Отраслевые энциклопедии. Научно-популярная литература. Историко-библиографические словари. Путеводители. Учёные записки. Произведения национальной художественной литературы. Мемуарная литература.

Статистические источники краеведения. Данные государственной статистики. ЦСУ. Переписи населения. ЗАГСы. Данные паспортных отделов. Статистические ежегодники.

Картографические источники. Картография. Классификация карт. Общегеографические и специализированные карты. Комплексная характеристика края. Деление карт по масштабу. ГУГК. Учебные карты. Оперативно-справочные карты. Карта – важнейшее средство наглядности. Значение карт в краеведческом исследовании.

Архивные источники. Государственные архивы. Виды архивов. Областные архивы. Задача работы с архивными документами. Путеводители по архивам. Архивы в музеях.

Устные источники. Язык – древнейший способ общения людей. Языковой канал передачи сведений о крае. УНТ. Рассказы ныне живущих людей. Беседы. Создание фонотеки. Топонимика. Антропонимика.

Памятники истории и культуры как источники краеведения. Разнообразие памятников истории и культуры. Произведения искусства. Памятники скульптуры и архитектуры малых форм. Архитектура. Произведения графического искусства. Художественная литература. Открытки. Личные вещи. Экспедиции. Походы юных следопытов. Экспозиции музеев и их фонды. Создание картотеки.

Объекты и процессы природы как источники краеведческих знаний. Геологические данные. Изучение почв, флоры и фауны региона. Изучение климата. Гидрологические данные. Фенологические исследования.

Тема 6: Природа как объект краеведческой деятельности.

Природное (природно-географическое) краеведение, его значение и сущность. Роль природного краеведения в формировании патриотического и нравственно-эстетического воспитания.

Общая физико-географическая характеристика края.

Краеведческое изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых. Тектоническая структура территории края. Полезные ископаемые. Минералы. Горные системы. Генетическая классификация форм рельефа.

Краеведческое изучение климатических условий. Действие трёх климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного и фактора подстилающей поверхности.

Краеведческое изучение гидрологических условий края. Изучение местных вод. Краеведческое исследование моря. Данные об озере. Характеристика ледника. Характеристика болота.

Краеведческое изучение почв, растительности и животного мира. Сведения о флоре региона. Общие сведения о растительном покрове края. Фитоценозы. Реликтовые и эндемичные растения края. Динамика биологического компонента экологических систем.

Наблюдение объектов и процессов природы как источники краеведческих знаний. Цели наблюдений природы. Роль учителей географии и биологии в краеведческой работе. Школьная географическая площадка. Полевой дневник. Фото- и киноаппаратура.

Геоморфологические наблюдения. Наблюдения у геологического обнажения. Определение форм залегания изверженных пород. Определение возраста и наименования породы. Выяснение простейших связей между геологическим строением территории и рельефом. Изучение форм рельефа в младших и старших классах.

Микроклиматические наблюдения и простейшие наблюдения за погодой. Изучение климата в зависимости от возраста школьников. Программа краеведческого изучения климата. Необходимое оснащение и оборудование. Наблюдения за изменением температуры и влажности. Наблюдения на метеорологической станции. Описание измений погоды по сезонам. Измерение температуры поверхности почвы. Определение форм облаков и облачности. Шкала для определения силы ветра.

Признаки правильного наблюдения за погодой. Простейшие визуальные наблюдения. Признаки устойчивой хорошей погоды. Признаки ухудшения погоды. Признаки устойчивой ненастной погоды. Признаки перемены ненастной погоды к лучшему.

Наблюдения за рекой. Определение скорости течения. Замеры колебаний уровня воды в течение года. Годовой режим воды.

Изучение характеристики почв, растительности и животного мира.

Наблюдения за растительностью. Фитоценозы. Растительность – индикатор здоровья всего природного комплекса. Пробные площадки. Описание видового состава и оценка состояния растений.

Фенологические наблюдения. Ежемесячный фенологический календарь. Наблюдения гидрометеорологических явлений. Наблюдения фенологических фаз развития деревьев и кустарников. Наблюдения фаз развития зерновых культур. Наблюдения над фенологическими фазами жизни птиц. Наблюдения за ходом сельскохозяйственных работ. Осенние, зимние и весенние наблюдения.

Описание ценных объектов природы. Мероприятия по охране природы.
Тема 7: Население как объект краеведческой деятельности.

Демокраеведение. Численность населения. Динамика и плотность населения. Естественное движение населения. Миграции. Поло-возрастной состав населения края. Национальный состав. Социальный и профессиональный состав населения. Размещение населения. Урбанизация. Образовательный уровень населения.


Тема 8: Экономика края как объект краеведческой деятельности.

Экономическое краеведение, его значение и сущность. Экономико-географическое положение края. План для изучения хозяйства родного края. Промышленность региона. Сельское хозяйство. Транспорт. Связь. Строительство.

Производственные предприятия как объект краеведения. Характеристика промышленного предприятия. Производственные связи предприятия. Характеристика сельскохозяйственного предприятия.
Тема 9: Поселения как объект краеведческого исследования.

Поселение как объект краеведения. Город и сельские поселения. История возникновения, развитие и география населённых пунктов.

Малые и средние города. Время и причины возникновения города. Города-поселения. Изучение истории города. Планы города прошлых лет. Планировка города. Природно-географическая среда города. Посёлки городского типа. Группы малых городов. Древние города. Памятники истории. Города-герои. Города-курорты. Города-новостройки. Города - районные центры. Города – музеи под открытым небом. Транспортно-географическое положение малого города. Изучение улиц и домов. Город – экономический центр. Культура города.

Изучение села. Сельскохозяйственные и несельскохозяйственные посёлки. Типы поселений по топографическому признаку. Долинный тип. Долинно-овражный тип. Водораздельный тип поселений. Планы сельскохозяйственных поселений. Северные и южные поселения.


Раздел II: Историко-культурное краеведение

Тема 10: История края как объект краеведческой деятельности.

Историческое краеведение, его значение и сущность. Историческое краеведение – область научного исторического познания и сфера активной практической деятельности. Группы исторических источников. Виды историко-краеведческой деятельности. Организация историко-краеведческой деятельности.

Археологическое изучение края. Археологические изыскания - раскопки. Археологические раскопки в Новгороде. Памятники археологии. Виды археологических памятников. Поселения и погребения. Городища. Стоянки. Остатки древних рудников и мастерских. Культовые сооружения. Курганы и грунтовые могильники. Наскальные рисунки. Места находок древних животных. Археологический поиск. План археологической работы.

Источники исторических исследований. Литературные источники в историко-краеведческой работе. Опубликованные источники - печатные исследования. Историко-статистические материалы. Архивные материалы. Главные архивы РФ. Областные архивы.

Памятники истории и культуры как объекты краеведческой деятельности. Памятники истории и их классификация. Памятники – «современники»: письменные и печатные документы, фотографии и кинокадры, вещественные предметы, различные сооружения, памятные выступления народных масс. Памятники, созданные впоследствии с целью увековечения события. Памятники монументального искусства. Историко-революционные памятники. Военно-исторические памятники. Памятники оборонного зодчества. Памятники жертвам фашизма. Памятники градостроительства и архитектуры. Зодчество и архитектура. Деревянные постройки. Каменные строения. Застройки улиц. Строительная техника в СССР. Памятники искусства. План описания пострек и сооружений.

Документальные памятники. Исторические события в крае в досоветский период. Революционная история края. Военное прошлое края. Современная история края.

Внеклассная работа по историческому краеведению. Историко-краеведческие кружки. Школьные краеведческие общества. Клубы юных краеведов. История улицы. История микрорайона.

Направления исследования края. Историко-краеведческое описание аналитического характера.


Тема 11: Искусство края как объект краеведческой деятельности.

Искусствоведческое краеведение. Подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность. Исскусствоведческий анализ памятников. Активное освоение художественно-культурного наследия. Объекты искусствоведческого краеведения. Контакты с музеями региона.



Народно-прикладное искусство. Характер крестьянского искусства. Вплетение искусства в трудовую деятельность. Центры художественных ремёсел. Традиционные национальные выразительные средства народного искусства. Художественные промыслы. Выявление связей народного искусства с бытом и культурными традициями края. Определение утилитарных и эстетических качеств изделий народных мастеров.

Литературное краеведение. «Литературная география» страны. Литература – основа других искусств: кино, театра, хореографии, музыки. Собирание и изучение памятников устного народного творчества. Изучение современной литературы. Изучение биографии и творчества писателей.

Изобразительные искусства. Живопись края. Графическое искусство – объект краеведческого изучения. Изучение скульптуры края. Танцевальное искусство. Музыка. Архитектура – наиболее доступный вид школьного краеведения.

Памятные места. Объекты биографического характера. Усадьбы-заповедники. Мемориальные квартиры. Музеи.
Тема 12: Этнографическое изучение края.

Краеведение и этнография. План ведения этнографо-краеведческой работы. Научно-исследовательский институт этнографии.

Поселения и жилища. Схема изучения построек. Строительная техника. Крыша. План двора и дома. Декоративное оформление.

Одежда, утварь и украшения. Орудия производства. Предметы народного промысла. Народное прикладное искусство. Художественная резьба. Изготовление игрушек. Ювелирное дело. Камнерезное искусство. Стекловарение. Лаковое дело. Мастерство росписи. Художественные промысловые артели.

Общественный и семейный быт.

Народное художественное творчество. Фольклор. Классификация жанров народного поэтического творчества (по В.И.Чичерову). Календарные обрядовые песни. Сказки. Пословицы и поговорки. Былины. Суеверия. Методика работы с УНТ. Записи фольклора. Паспортизация каждой записи. Народные обряды. Календарные обряды. Новогодняя обрядность. Русские колядки. Масленичные обряды. Сватовство. Свадьба. Похороны. Народные приметы. Народная медицина.


Тема 13: Специфика развития Кольского Севера.

История Мурманской области.

Первобытное общество. История археологического изучения Кольского Севера. Время появления человека на Кольском полуострове. Мезолитические стоянки людей на полуострове Рыбачьем. Лабиринты. Вопрос о происхождении саамов. Хозяйственная жизнь древнего населения. Религиозные верования. Петроглифы. Археологические открытия последних лет.

Эпоха феодализма. Терская земля в IX – XIII вв. Первые русские селения на Терском берегу. Взаимоотношения поморов с саамами. Русские на Мурмане в XVI веке. Зарождение рыбного промысла на Мурманском море. Крещение лопарей. Возникновение Колы. Начало международной торговли на Мурмане.

Защита Заполярья от иностранных захватчиков. Захватнические планы Дании и Швеции. Кольский острог.

Характер землевладения и повинности крестьян в XV - XVI вв. Рост монастырского землевладения. Писцовые книги. Эксплуатация поморов. Хозяйственная специфика отдельных местностей. Рыбные и зверобойные промыслы на Мурмане. Солеварение. Добыча слюды и жемчуга. Развитие оленеводства. Ремесло. Судостроение. Сельскохозяйственные занятия русского населения. Торговый обмен с Поморьем и Западной Европой.

Социальная борьба в XVII – XVIII вв. Преследования раскольников.

Российские лопари в XVI – XVIII вв.: численность, хозяйство и быт, имущественное расслоение, прикладное искусство, влияние русской культуры на жизнь саамов. Двоеданные и троеданные лопари. Монастыри Кольского Севера и их роль в хозяйственном освоении края. Ликвидация духовных вотчин.

Культура русского населения в XVI – XVIII вв. Новгородские истоки поморской культуры. Деревянное зодчество. Грамотность крестьян и составление книг. Произведения УНТ.

Город Кола: состав населения, ремесло, промыслы, торговля, острог. падение торгового значения Колы.

Кольский край при Петре I. Начало ссылки в Колу. А.Меншиков. Усиление податного гнёта. Создание кольского китоловства.

Преобразования второй половины XVIII века. Упадок морских промыслов и обнищание поморского населения. Либеральные реформы Екатерины II и развитие Кольского Севера. Изменение границ Кольского уезда. Развитие капиталистических отношений в крае. Ссылка в Колу: основной состав ссыльных, их положение, волнения. Массовая ссылка уголовников при Павле I. Прекращение ссылки в Колу по указу Александра I.

Кольский Север в первой половине XIX века. Упадок народных промыслов. Разграничение с Норвегией в 1826 году. Научное изучение Кольского Севера. Академические экспедиции. Картографические работы. Этнографические описания. Геологические изыскания. Гидрографические труды. Плавания и экспедиции.

Военные действия на Кольском Севере в годы Крымской войны. Нападение англичан на Колу в 1854 г. Операции французов и англичан в 1854 – 1855 гг.

Культура и быт населения в XIX веке. Здравоохранение. Первые каменные постройки в Коле. Местный фольклор. Прикладное искусство. Домашний быт терских поморов, колян и лопарей. Решение общественных дел на сельских и волостных сходах.



Эпоха капитализма. Колонизация Мурманского берега. Возникновение постоянных селений. Постройка города Александровска. Экономическая жизнь края в пореформенный период. Возникновение лесопильных предприятий. Развитие тресковых и зверобойных промыслов. Учреждение пароходства. Проведение телеграфа.

Кольский Север в начале XX века. Развитие оленеводства. Улучшение путей сообщения. Политические ссыльные на Кольском Севере. Распространение в крае революционных идей. Край в годы Первой русской революции. Забастовочное движение. Выборы в Государственную Думу. Строительство Мурманской железной дороги. Сооружение порта и основание города Романов-на-Мурмане. Первые проекты создания порта на Мурмане. Состав населения города, его облик, новое название. Развитие культуры на Кольском Севере в начале XX века. Расширение сети начальных школ. Появление электрического освещения. Улучшение медицинского обслуживания населения. Научное изучение морей и рыбных промыслов Севера.



Февральская буржуазно-демократическая революция и падение царской власти на Кольском Севере. Создание Советов и других демократических организаций. Двоевластие на Мурмане.

Советский период. Установление Советской власти. 1917 год на Мурмане. Создание ВРК. Мурман в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 – 1920 гг.). Роль Германии и Финляндии в событиях 1917 – 1918 гг. на Мурмане. Оккупационный режим на Кольском полуострове. Освобождение территории края. Первые шаги Советской власти на Мурмане.

Кольский полуостров в годы НЭПа и первых пятилеток (1921 – 1941 гг.). Выход из состава Архангельской губернии и создание самостоятельной Мурманской губернии (13.06.1921 г.). Мурман в плане ГОЭЛРО. Перевод тралового флота из Архангельска в Мурманск. Деятельность Мурманского промышленно-транспортного и колонизационного комбината на территории губернии. Роль кооперации в восстановлении народного хозяйства Мурмана. Осуществление первых культурных преобразований. Саамы и Комитет Севера.

Мурманский округ в первой пятилетке (1928 – 1932 гг.). Создание Мурманского округа в составе Ленинградской области. С.М.Киров и Мурман. Создание апатитовой промышленности на Мурмане. Укрепление тралового флота. Начало сельскохозяйственного освоения Кольского полуострова. Массовая и сплошная коллективизация оленеводческих хозяйств полуострова. Борьба с религией и церковью. Введение полярных надбавок для трудящихся Заполярья (1932 г.).

Вторая пятилетка Мурмана. Развитие сельдяного промысла. Реконструкция судоремонтной базы. Освоение Арктики. Создание Северного военно-морского флота, его рост и укрепление. Исследовательские и геолого-разведочные работы на полуострове в 1930-е годы. Развитие энергетики на Кольском Заполярье. Стахановское движение. Успехи культурной революции на Севере. Общественно-политическая жизнь Мурмана. Массовые репрессии 1935 – 1937 гг.

Мурманская область накануне Великой Отечественной войны (1938 – 1939 гг.). Создание Мурманской области (28.05.1938 г.). Организация Мурманского арктического пароходства. Широкое использование труда заключённых на полуострове. Укрепление обороноспособности северо-западных рубежей СССР. Советско-финляндская война и её ход в Заполярье.

Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. Кольский край в плане «Барбаросса». Война в воздухе и на море в Заполярье. Наступление сухопутных гитлеровских войск и отпор врагу. Перевод экономики на военный лад. Партизанское движение в Заполярье, его масштабы и особенности. Северный военно-морской флот в обороне Заполярья. Роль морской авиации. Освобождение Советского Заполярья и северной Норвегии от фашизма.

Мурманская область в первые послевоенные годы (1946 – 1965 гг.). Восстановление довоенных мощностей. Новая волна репрессий. ГУЛАГ и Мурман. Освоение отдалённых районов рыбного промысла. Мурман в годы Пятой и Шестой пятилеток (1951 – 1958 гг.). Строительство новых промышленных предприятий. Развитие сельского хозяйства. Создание педагогического института. XX съезд КПСС и демократизация общественной жизни на Мурмане. Мурманская область в годы семилетки (1959 – 1965 гг.). Успехи Мурманского морского пароходства. Рост городов. Развитие строительной отрасли. Приезд в Мурманск Н.С.Хрущёва (июль 1962 г.). Культурная жизнь края.

Мурманская область в 1966 – 1985 гг. Проведение экономических реформ, их провал и неудачи. Новые успехи в освоении Арктики. Посещение Л.И.Брежневым Мурманска и Северного флота. Рыбная промышленность Северного бассейна. Успехи и трудности горно-обогатительной промышленности Кольского полуострова. Энергетика Кольского Севера и рост её мощностей. Развитие оленеводства, его трудности. Экологические проблемы Кольского полуострова. Противоречия общественно-политической и экономической жизни области. Строительство Кольской АЭС. Жилищное строительство.

Канун Перестройки (1981 – 1985 гг.). Присвоение Мурманску звания «Город-герой» (1985 г.). Рождение саамской литературы. Замедление темпов развития Кольского Севера в одинадцатой пятилетке. Противоречия в оценке деятельности отдельных предприятий и отраслей производства. Первые шаги в освоении шельфа Баренцева моря: поиски и открытие газовых и нефтяных месторождений. Бюрократизация партийного аппарата.

Мурманская область в годы Перестройки. Смена руководства в областном масштабе и большинстве городов и районов. Демократизация общественно-политической жизни на Кольском полуострове. Массовые митинги. Ликвидация цензуры. Пробуждение национально-демократических тенденций. Активизация религиозной деятельности. Рост преступности. Выборы в Верховный Совет СССР в 1990 г. Попытки перехода к самоуправлению в экономике, на региональный хозрасчёт. Развитие кооперации в Заполярье. Ухудшение снабжения продовольствием и промтоварами. Всеобщий дефицит. Праздник славянской письменности. Экологическое движение в области. Гласность и Северный флот. Интернациональные связи Мурманской области в годы Перестройки. Создание совместных предприятий. Развитие туризма. Движение породнённых городов. Позитивные и негативные моменты социально-экономического и культурно-нравственного развития Кольского полуострова в период Перестройки.

Мурманская область в 1990-е годы. Кольский Север на современном этапе.
Раздел III: Краеведение и музееведение

Тема 14: Развитие музееведения и его связь с краеведением.

Музееведение. Нормативная база музейной деятельности. Виды и типы музеев, их роль как культурно-просветительских и научных центров на современном этапе. Специфика музеев. Социальные функции музеев. Основные направления музейной деятельности. Музей и наука. Музей и общество. Подготовка музейных кадров.

История музейного дела. Происхождение и развитие музеев в зарубежных странах. Возникновение первых музеев в России. Собирательство редких и ценных вещей и рукописей в монастырях, царских дворцах. Частные коллекции. Возникновение музеев в провинции. Музейное дело в СССР. «Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры». Состояние музеев и их проблемы в современный период.

Классификация музеев. Виды музеев по ведомственной принадлежности, юридическому положению, административно-территориальным признакам. Музеи естественнонаучные, исторические, литературные, исторические, художественные, музыкальные, сельскохозяйственные, науки и техники и т.д. Музеи комплексного профиля. Музеи-ансамбли. Музеи-заповедники. Мемориальные музеи и усадьбы. Общественные музеи. Музеи школ, вузов, организаций и предприятий. Типовое положение об общественном музее. Положение о государственном музее. Положение о музейном фонде России. Проблемы законодательных актов в области музееведения в настоящее время. Пропаганда охраны памятников истории и культуры.

Научная работа музеев. Научно-исследовательская работа как основа формирования го фондов и построения композиций. Первичный сбор материалов и комплектование фондов. Виды экспонатов, формы их поиска и сбора. Личные встречи, переписка, командировка, экскурсии, научные экспедиции. Экспонаты музеев как источник для научной деятельности специалистов разных отраслей знаний. Научная обработка экспонатов в фондах музеев. Научные публикации музеев. Планирование и организация научной работы сотрудников музеев.

Фонды музеев. Виды фондов. Состав фондов музея. Комплектовнаие, учёт, хранение, изучение музейных фондов. Классификация и систематизация музейных предметов. Система фондовой документации. Документы строгой отчётности. Приём предметов в музей и их первичная инвентаризация. Система кодов и шифров. Списание предметов. Учёт движения музейных фондов. Музейные каталоги и их система. Порядок пользования музейной документацией.

Хранение музейных фондов. Требования к помещениям. Режим хранения фондов. Требования к технике безопасности работы и хранения экспонатов. Административная и финансовая ответственность хранителей фондов.

Музейная экспозиция. Принципы и методы построения музейных экспозиций. Тематико-экспозиционные планы. Экспонаты основного фонда. Организация художественно-исполнительских работ.

Массовая работа: цели, задачи, специфика, виды и формы. Виды музейных экскурсий. Популяризация музея и её формы. Информация и реклама. Путеводители. Передвижные выставки. Использование СМИ в пропаганде музейных собраний.


Тема 15: Школьный краеведческий музей.

«Положение о школьном музее». Специфика школьных музеев. Роль школьных музеев в краеведческой работе с учениками. Основные цели и задачи деятельности школьных музеев.

Критерии в оценке музейного материала. Система отбора материала. Выбор профиля школьного музея. Школьные музеи военно-исторического профиля.

Этапы создания школьного музея. Тематический план музея. Поисково-исследовательская работа. Тематико-экспозиционный план. Структура школьного музея. Основной фонд. Экспонаты и работа с ними. Четыре группы подлинных музейных экспонатов. Вспомогательный фонд.

Отделы школьного краеведческого музея. Отдел природы. Отдел истории. Отдел народного хозяйства. Отдел «Население края». Отдел культуры. Отдел «Наша школа». Основные направления деятельности школьного музея.

Инвентаризация. Инвентарная книга. Карточные каталоги экспонатов по отделам музея.

Школьный музей и эстетическое воспитание. Оформление экспонатов и их размещение. Кабинетная система организации музеев.

Экскурсионно-массовая работа.

Связь школьного музея с государственным краеведческим музеем. Кустовые школьные музеи. Связь краеведческого музея со школьной библиотекой.

Тема 16: Народные краеведческие музеи.

Общественный музей. Государственный музей. Музеи комплексного профиля. Однопрофильные музеи. Виды музеев. Мемориальные музеи. Условия создания краеведческих музеев.

Музейные фонды. Основной фонд. Вспомогательный фонд. Программа сбора материалов основного фонда. Инвентарная книга. Ведение инвентарной книги. Условия хранения экспонатов. Оформление стендов. Необходимая документация музея. Виды и формы музейной работы.

Народный мемориальный музей в деревне Дютьково. Казачий музей в Албазино.


Раздел IV: Школьное краеведение
Тема 17: Краеведческий практикум для студентов.

Самостоятельность студента. Разработка плана каждого краеведческого задания и мероприятия. Оформление материала.

Составление библиографии по краеведению. Картотека географических карт, планов, иллюстраций. Картотека литературных сведений. Перечень статистических и хронологических сведений о крае.

Подготовка выступлений и докладов. Доклады об известных учёных-географах. Выступления об известных людях региона.

План и программа краеведческого изучения окрестностей школы. Географическая площадка при школе. Характеристика географического положения города, ВУЗа.

Разработка программы краеведческого изучения местного предприятия. Разработка программы изучения местного культурно-просветительного учреждения.

Краеведческие экскурсии и походы. Экскурсии-экспедиции. Методическая разработка краеведчекой экскурсии. Разработка дневника экскурсии. Прокладывание поперечного комплексного профиля. Изучение содержания учебных экскурсий.

Методика работы в краеведческом музее. Подготовка экспонатов для музея. Методическая разработка урока в краеведческом музее школы.

Организация работы краеведческого кружка. Составление плана краеведческой олимпиады. Составление плана краеведческого кружка.

Составление тематического плана изучения природоведения на краеведческой основе. Составление тематического плана изучения начального курса физической географии на краеведческой основе. Составление тематического плана изучения географии материков на краеведческой основе. Составление тематического плана изучения курса физической географии РФ на краеведческой основе. Составление тематического плана изучения экономической географии РФ на краеведческой основе. Составление наглядных пособий краеведческого характера. Использование краеведческого материала для обучения пониманию карты. Методическая разработка использования атласа своей области.

Составление рецензии на учебное пособие по географии своей области. Составление рецензии на картографические пособия по своей области. Выявление междисциплинарных связей в преподавании краеведения. Составление плана использования краеведческого материала в учебных целях по факультативным курсам.
Тема 18: Система краеведческой работы по географии в школе.

Краеведение – одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Учебная ценность школьного краеведения. Программное и непрограммное краеведение. Цели и задачи школьного краеведения. Н.Н.Баранский о роли краеведения.

Преподавание краеведения «от известному к неизвестному». Кружковая работа. Значение школьного краеведения в охране природы. Краеведение об общественно-полезный и производительный труд. Н.К.Крупская о роли краеведения.

Методы краеведческого исследования. Литературный метод. Использование разнообразных печатных источников об изучаемой территории. Метод полевых наблюдений. Исследование в стационарных и полевых условиях.

Применение технических средств: специальной аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры. Картографический метод. Глазомерная съёмка местности и составление разных карт.

Статистический метод. Отбор количественных показателей и их обработка. Визуальный метод. Непосредственное наблюдение изучаемых явлений и процессов. Метод анкетирования. Фотографирование и киносъемка.

Связь краеведческой тематики с учебными планами предметов за соответствующий класс. Соблюдение преемственности в краеведческой работе.

Картографическая основа изучаемой территории. Увеличение карт. Формирование умения ориентироваться на местности. Определение географического положения.



Краеведение в школьных курсах географии. Начальный курс физической географии – первый систематический курс географии в школе. Формирование географических понятий на краеведческой основе. Непосредственные наблюдения и практические работы учащихся по темам «Изображение Земли на глобусе и карте», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Географическая оболочка». Педагогическое значение экскурсии в начальной школе. Наблюдения на школьной географической площадке. Изучение плана и карты. Картографический материал - основа географического краеведения. Усвоение условных топографических знаков реального окружения.

Курс географии материков. Усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами. Наблюдения погоды. Сравнение краеведческих наблюдений для сравнений с отдалёнными географическими объектами. Географическое положение изучаемой территории. Примеры использования природы в зарубежных странах. Систематическое ведение фенологических и метеорологических наблюдений.

Изучение физической географии России. Развитие представлений о своём крае как о составной части страны. Углубление накопленных ранее сведений за счёт привлечения дополнительного материала о крае.

Краеведческие наблюдения и их обработка. Программные работы по краеведению в учебнике по географии. Географические описания отдельных природно-территориальных комплексов (ландшафтов). Продолжение экскурсионного изучения края. Определение генетических связей местных форм с рельефом области. Выяснение доли ископаемых богатств края в общероссийских ресурсах. Наблюдения школьников по темам «Климат», «Внутренние воды», «Почвы, растительный и животный мир».

Изучение темы «Население РФ» и её связь с родной местностью. Летняя краеведческо-туристская работа. Последовательное изучение краеведческой тематики в тройном аспекте: климат своей местности – климат области – климат района. Комплексное изучение трёх объектов: география своей местности – география области – география крупного района.

Курс экономической географии России. Изучение местного производства. Усвоение основ экономической географии на местных примерах. Способы и пути изучения местной экономики. Сельскохозяйственная практика. Формирование понятийного аппарата экономгеографии.

Социально-экономическая география зарубежных стран. Сравнительный анализ хозяйственной оценки природных ресурсов других стран со своей территорией. Внешнеэкономическая деятельность региона. Рассказы местных жителей о пребывании за границей.
Тема 19: Содержание и формы исследовательской работы учащихся при изучении родного края.

Программные и непрограммные (внеклассные) работы. Первоначальное знакомство с природой в начальной школе. Ведение календарей природы. Производственная практика.

Учебные экскурсии. Экскурсии-практикумы. Экскурсия по родным местам. Правила проведения экскурсий. Туристские походы. Организация туристских походов: правовая основа, методические указания, организация. Руководитель похода и его обязанности. Состав туристских групп. Туризм. Значение туризма для формирования учебно-воспитательных навыков школьников. Виды походов.

Сборы. Встречи со старожилами и известными людьми. Вечера. Выставки. Олимпиады – соревнования школьников на лучшее знание предмета. Викторины. Краеведческий кружок. Занятие краеведением на регулярной основе. Программа кружка. Краеведческое общество. Устав краведческого общества.



Методика краеведческого изучения географии своей местности.

Сочетание разнообразных методов и приёмов работы. Непосредственное изучение края. Объяснения учителя. Собственная активная работа: чтение литературы, работа с картами, непосредственные самостоятельные наблюдения.

Первые краеведческие наблюдения в начальной школе.

Насыщение местным краеведческим материалом учебной программы. Постановка вопросов о географических явлениях или объектах. Постановка вопросов проблемного характера. Проблемно-фрагментарная форма построения урочного процесса.

Краеведческий материал в работе с картой. Работа с периодической печатью. Краеведческий материал в учебниках по предметам. Домашние задания. Издание краеведческой газеты. Использование наглядности (рисунков, таблиц, диаграмм, фотографий). Перспективное краеведческое планирование. Повторение.

Краеведческий принцип в географии. Два подхода к изучению края: изучение сплошное и посредством ключевых участков. Применение основных методов краеведческого исследования. Постоянный сбор материалов. Непрерывные наблюдения различных местных природных явлений. Осмысливание материала и его обобщение. Глубокий анализ краеведческих исследований на уроках в связи с изучаемыми темами программы. Накопление фактического материала о крае. Система ведения записей.

Выявление черт сходства и различий с окружающими территориями. Роль сравнений. План комплексного географического изучения территории. Природно-территориальный комплекс (ПТК). План изучения ПТК на уроках. Простейшее изучение урочищ. Составление географического характеристики ПТК и комплексного географического профиля. Взаимодействие ландшафтных компонентов.

Изучение темы «Свой край (область)». Применение принципов и правил воспитывающего обучения. Выявление связей со всеми географическими курсами. Тематический план изучения темы. Темы уроков. Используемые карты и пособия. Содержание и методы учебных занятий. Самостоятельные работы учащихся на уроках и во внеурочное время. Экскурсии. Работа в краеведческом музее. План изучения природы своей области. План экономико-географической характеристики области. Использование активных методов преподавания. История образования и развития области.

Производственная практика.



Внеклассная краеведческая работа. Краеведение в факультативных курсах. Факультативные занятия по географии. Курс геологии. Курс по основам топографии и картографии. Факультатив по общему землеведению. Курс исторического краеведения. Использование краеведческого принципа. Профориентационная работа. Связь с краеведческим музеем.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница