Учебно-методические материалы по курсу «общая психология»



страница1/4
Дата04.05.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4

Учреждение образования


«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО КУРСУ


«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специальности: 1 01 01 02-04 «Дошкольное образование. Физическая

культура

1 01 01 02-06 «Дошкольное образование. Практическая

психология
Социально-педагогический факультет

Кафедра психологии развития

Курс – I, II

Семестр – 1, 2, 3


Отчётность:

Экзамен – 1 семестр

Зачёт – 2 семестр

Экзамен – 3 семестр


2012 г.

Семинарское занятие № 1 (4 часа)
Смена представлений о предмете и методе психологии в рамках основных психологических направлений в истории психологии


  1. Специфика научного познания. Причины возникновения психологии как науки.

  2. Категория сознания в интроспективной психологии В. Вундта.

  3. Поведение как предмет в психологии в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).

  4. Представление о бессознательном в психоанализе (З. Фрейд).

  5. Категория образа в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёллер).



Задание

  1. Составить таблицу «Общая характеристика основных психологических направлений в истории зарубежной психологии».




Психологическое направление

Понимание предмета психологии

Разрабатываемый метод исследования

Основные понятия и категории

Недостатки





  1. Интроспективная психология В.Вунда № 2, с. 513, № 1, с. 31-35

  2. Бихевиоризм № 2, с. 52-57

  3. Гештальтпсихология № 2, с. 100-102

  4. Психоанализ № 2, с. 464-467

  5. Французская социологическая школа № 3, с. 292-295

  6. Персонализм № 2, с. 400



Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С. 12-18

  2. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Мн., 1997. – С. 513-516

  3. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. – 1990

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – Спб.: Питер, 2004. – С. 39-53.


Семинарское занятие № 2 (4 часа)
Современные представления о природе психического


  1. Понятия отражения и взаимодействия, и их значение для понимания природы психического.

  2. Основные характеристики психического (активность, субъективность, идеальная форма).

  3. Критерий возникновения психики в филогенезе.

  4. Гипотеза А.Н. Леонтьева о стадиях развития психики.

  5. Отличие психики человека от психики животных.

Задание:

Составить сравнительную таблицу психики человека и психики животных.



Параметры сравнения

Психика животных

Психика человека

  1. Язык

  2. Орудие

  3. Индивидуальный опыт

  4. Способы приспособления к среде и механизмы психической саморегуляции

  5. Другие параметры






При составлении таблицы см. источники №№ 1,2,3.



Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРа, 1996 –с. 169-197

  2. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение,1986. – с. 63-91

  3. Общая психология / сост. Е.И. Рогов. – М.,.: Владос: 1995. – с. 39-42

  4. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. – с. 62-68 (конспект).

  5. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М., 1987. – с. 18-25 (конспект).

Законспектировать, отвечая на следующие вопросы:

  1. Как соотносятся понятия отражение и модель?

  2. Что означает активность отражения применительно к психическим формам отражения?

  3. Какое значение имеет понятие деятельность для раскрытия природы психических форм отражения?

  4. Что означает субъективность психических форм отражения?

  5. Что означает идеальность психического отражения?

Дополнительная литература:

  1. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М., 1972. (каб. № 207)

  2. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М., 1987 – с. 83-92

  3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: Владос, 1995 – с. 93-110.

Семинарское занятие № 3 (4 часа)
Методы психологии


  1. Методологические основы изучения психики человека. Субъективный и объективный методы.

  2. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии.

  3. Формирующий психологический эксперимент.

  4. Понятие теста в психологии.

  5. Беседа, анкета, изучение продуктов деятельности как методы психологии.


Литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. Т.1 – С. 44-62.

  2. Басов М.Я. Иллюстративная схема конкретных проявлений…// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Ч. 1 – М., 1980. – С. 18-24 (конспект).

  3. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте. Там же. – С. 6-8 (конспект).

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С. 24-37, 29-39.

  5. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979. – С. 19-22.

  6. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 53-60.

  7. Лысюк Л.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: методика выполнения курсовой работы по психологии: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей университета; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития. – Брест: изд-во БрГУ, 2006. – С. 14-21.


Задание

На основе изучения и анализа литературы составьте следующую таблицу.



Метод психологии



Достоинства

метода


Недостатки

метода


Какой метод

преодолевает эти



недостатки

  1. Наблюдение

  2. Беседа

  3. Метод анализа продуктов деятельности

  4. Естественный эксперимент

  5. Лабораторный эксперимент

  6. Формирующий эксперимент

  7. Тест











Семинарское занятие № 4 (4 часа)
Организация научного исследования в психологии


  1. Элементы научного исследования.

  2. Понятие метода и методики. Показатели описания методики психологического исследования.

  3. Планирование исследования.


Литература

  1. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 60–61.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С. 27–29.

  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.,1982. – С. 16-48.

  4. Лысюк Л.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: методика выполнения курсовой работы по психологии: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей университета; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития. – Брест: изд-во БрГУ, 2006. – С. 8-13.


Задания

  1. В журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» найдите статью, в которой представлено экспериментальное исследование. Выделите в этом описании основные элементы научного исследования. Проанализируйте методику исследования, выделив в ней все показатели описания. Задание выполните в письменном виде.

  2. Выберите какое-либо психическое явление (например, интерес к какой-либо деятельности, настроение, радость, печаль, память, отношение к другому человеку и т.п.) и спланируйте, как вы будете его изучать. Произведите поиск по заданной проблемной области учебных пособий, психологических словарей, монографий, статей из журналов, Интернет-ресурсов по психологии. На занятие представьте список литературы (не менее 10 источников), оформленный в соответствии с требованиями (см. приложение).


Семинарское занятие № 5
Деятельность и ее структура


    1. Понятие о деятельности как специфической форме активности человека.

    2. Особенности деятельности человека:

  • преобразующий характер;

  • целенаправленность;

  • опосредованность;

  • социальный характер;

  • предметность.

  1. Общая характеристика потребностей:

  • потребность как источник активности;

  • сила и динамика потребностей;

  • специфика потребностей человека (происхождение, содержание, способы удовлетворения, возможность осознания, идеаторность).

  1. Многоуровневая модель строения деятельности в теории А.Н. Леонтьева:

  • уровень особенных деятельностей;

  • уровень действий;

  • уровень операций;

  • уровень психофизиологических функций.

  1. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. – лекция 7 и 8.

  2. Психология. Словарь. – М., 1990. – С. 288 – 289.

  3. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – С. 93 – 100 (конспект).

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999. – Т. 1. – С. 26 – 29, 40 – 43; Т. 2. – С. 20 – 28.

  5. Словарь практического психолога. – Мн., 1997.

Задания

  1. Найти и записать определения следующих понятий: потребность, мотив, деятельность, деятельность внутренняя, деятельность внешняя, цель, действие, операция, психофизиологические функции.

  2. Проанализировать структуру любой знакомой вам деятельности: (врач лечит больного, продавец обслуживает покупателя), выделить и записать потребности, мотивы и т. д.


Семинарское занятие № 6
Характеристика основных видов деятельности


  1. Психологическая характеристика игры, учения, труда как основных видов деятельности.

  2. Проблема освоения деятельности:

  • возникновение новых потребностей и мотивов;

  • этапы формирования действия.

  1. Индивидуально-психологические особенности осуществления деятельности:

  • уровень развития деятельности;

  • проблема формирования способностей, задатки и способности;

  1. Деятельность и поведение.

Литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – т. 2. – с. 49-52, 64-71, 122-133, 135-137.

  2. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.. 1986. – с. 117-126, 439-462.

  3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского – М., 1979. – Гл. 9

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – с. 94, 229-236.

  5. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. – Статьи «Игра ролевая», «Учебная деятельность».

Задания

Составить сравнительную таблицу основных видов деятельности.



Параметры

сравнения



Труд

Учение

Игра

специфика

потребностей












специфика

мотивов (предмет деятельности)












специфика

целей











специфика

действий











необходимость волевых усилий











Семинарское занятие № 7 (4 ч.)
Освоение деятельности


  1. 1. Характеристика действия.

  2. 2. Структура навыка. Формирование навыков.

  3. 3. Перенос и интерференция навыков.



Литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – т.II – С. 28-39.

  2. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 106-116.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988. – С. 66-69, 146-152.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С. 90-93.

Задания

Экспериментальное исследование № 1

Цель. Исследование процесса формирования двигательного навыка методом зеркального рисования.

Ход эксперимента

Экспериментатор-студент проводит эксперимент с одним испытуемым. Экспериментатор заранее заготавливает лист бумаги с изображёнными на нём 12 звёздочками, зеркало, картон, секундомер (см. образец).

Испытуемый, получив лист с фигурами, кладёт его на стол перед зеркалом так, чтобы изображённые фигуры хорошо были видны в нём. В одной руке испытуемый держит карандаш, в другой картон, который должен заслонить непосредственное изображение от глаз работающего. Каждую фигуру испытуемый обводит по сигналу экспериментатора, причём 1-я и 12-я фигуры обводятся левой рукой, остальные 10 – правой. Экспериментатор хронометрирует время, затраченное на обведение каждой фигуры, с помощью секундомера.

При обработке полученных результатов строится график работы данного испытуемого, в котором по оси х откладывается порядковый номер фигуры, по оси у – время (в сек), затраченное испытуемым на обведение данной фигуры. На такой кривой выявляется процесс выработки двигательного навыка правой руки и явление взаимодействия навыков. (Практические занятия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1972).




Экспериментальное исследование № 2

Цель. Исследование процесса формирования умственных навыков.

Ход эксперимента

Эксперимент проводится с одним испытуемым. Заранее заготавливаются карточки с примерами. Испытуемому предлагают устно решать примеры первой группы и объясняют, что он должен вычислить, используя приём вычитания числа из суммы.



Примеры

Способ вычисления

ответ

157 + 99 =

480 + 98 =

262 + 99 =

879 + 89 =

160 + 93 =

360 + 89 =

265 + 85 =

550 + 94 =



/ 157 + 100 / - 1 =

/ 480 + 100 / - 2 =

/ 262 + 100 / - 1 =

/ 879 + 90 / - 1 =

/ 160 + 100 / - 7 =

/ 360 + 90 / - 1 =

/ 265 + 90 / - 5 =

/ 550 + 100 / - 6 =



256

578


361

968


253

449


350

644


Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагается решать примеры второй группы, используя при этом приём прибавления числа к разности.

Примеры

способ вычисления

ответ

237 – 97 =

400 – 98 =

596 – 87 =

572 – 66 =

725 – 95 =

284 – 77 =

440 – 59 =

720 – 38 =



/ 237 – 100 / + 3 =

/ 400 – 100 / + 2 =

/ 596 – 90 / + 3 =

/ 572 – 70 / + 4 =

/ 725 – 100 / + 5 =

/ 284 – 80 / + 3 =

/ 440 – 60 / + 1 =

/ 720 – 40 / + 2 =



140

302


509

506


630

207


381

682

В ходе эксперимента фиксируются время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживается процесс выработки вычислительного навыка и явления интерференции навыков. (Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979).
Подготовиться к контрольной работе по теме «Деятельность»

Семинарское занятие № 8
Общение


  1. Понятие об общении. Общение и деятельность. Общение и совместная деятельность.

  2. Функции и мотивы общения.

  3. Средства общения, особенности их использования в процессе общения.

Литература

  1. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 108-117 (конспект).

  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – С. 8-12.

  3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1982.

  4. Мелибруда Е. Я – ты – мы. – М., 1986. – С. 33-72, 200-208.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1995. – С. 431-505.

Задание

Прочитайте статью И. Атватера и выделите невербальные средства общения, обозначенные в ней. Приведите в письменной форме примеры из собственного опыта по использованию указанных средств.



Невербальное общение

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное.



Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать её. Директор ссылался на её подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального языка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актёров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница