Учебный год школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения



Скачать 308.21 Kb.
Дата11.11.2016
Размер308.21 Kb.
2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

5 класс

КЛЮЧИ

Задание 1.Какой из приводимых вариантов постановки ударения является правильным? Подчеркните правильный вариант.

СвЕкла –свеклА, звонИт- звОнит, квАртал –квартАл, красИвейший – красивЕйший, созЫв –сОзыв, ходАтайство –ходатАйство, диспансЕр – диспАнсер.



Ответ: СвЕкла, звонИт, квартАл, красИвейший, созЫв, ходАтайство, диспансЕр.

За каждый правильный ответ 0,3 балла. Макс. – 2, 1 балла.



Задание 2. Какими звуками различаются слова сгореть и согреть?

Ответ: [з ] первый звук в первом слове, [с] первый звук во втором слове.

За правильный ответ 2 балла.

Задание 3. Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

1)свет - ………- освещение 2)держать - …….-придерживание

Ответ: Свет –светить –осветить –освещение; держать – придержать – придерживать – придерживание

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. -4 балла.



Задание 4. Укажите, в каких парах слова имеют одинаковое окончание?

1)Домов- столов 2)коров – ковров 3) степей- батарей 4) ножей –ушей

Ответ: 1 – окончание –ОВ; 4 – окончание –ЕЙ.

За каждый правильный ответ 2 балла. За ошибочный ответ снимается 0, 5 балла. Макс. – 4 балла.



Задание 5.Подберите не менее трех синонимов к каждому слову.

Отважный, холодный, дом, говорить.

Ответ: Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный.

Холодный – морозный, ледяной, студеный, стылый, мерзлый.

Дом – жилище, жилье, изба, хата, строение, здание и др.

Говорит – болтать, шептать, молвить, объясняться, изъясняться

За каждый правильно подобранный синоним 0, 5 балла. Макс. – 6 баллов.

Задание 6. Найдите в предложениях лексические ошибки (неверное употребление слов), объясните и исправьте их.

1)В спектакле впервые дебютировала молодая актриса. 2)Ты настоящий ведущий лидер нашей группы. 3)Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц в день. 4)В нашей школе изучают два зарубежных языка.

Ответ: 1)В спектакле дебютировала молодая актриса. (Дебютировала – впервые выступала)

2)Ты настоящий лидер нашей группы. (Лидер – тот, кто идет первым в работе, состязании и т.п.)

3)Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц. (Ежедневно – каждый день)

4)В нашей школе изучают два иностранных языка. (неудачный выбор слова -синонима).

За каждый правильный ответ 2 балла: 1 за исправление ошибки + 1 за объяснение. Макс. – 8 баллов.

Задание 7. Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), полено, якорь, фронт.

Ответ: Человек –люди, судно –суда, курица –куры, лист бумаги –листы, лист дерева –листья, полено –поленья, якорь –якоря, фронт – фронты.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. 8 баллов.



Задание 8. Выделите в предложениях грамматическую основу.

1) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. 2)Сегодня будет бал, а завтра будет два. 3) Мне хотелось увидеть друга сегодня. 4) Я велел ямщику ехать.

Ответ: 1) великое достигнуто, ждет великое. 2) будет бал, будет два. 3) хотелось увидеть. 4) я велел.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 8 баллов.



Задание 9. О каком словаре идет речь?

«Словарь , содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой». Ответ: Толковый словарь русского языка. За правильный ответ 3 балла.



Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

(В)августе (в) окрес(?)ных местах по…вляет(?)ся много разных грибов. (На) ра(с,сс)вете с…бира…мся и идем (в) лес. Воздух свеж(?) луч(?) сол(?)ца едва осв…тил в…рхушки д…ревьев.
(За) д…ревней ра(с,сс)тилает(?)ся ш…рокое поле ж…лтой пшеницы. (По) у…кой тр…пинк… напр…вляемся (к) дальней рощ... . (З,с)десь всегда много грибов. Из-под з…л…новато-ж…лтого листика видне…т(?)ся красноватая шля…ка сырое…ки но мы р…шаем с…бирать только белые под…синовики подб…резовики.
Р…бята ра(з,с)бегают(?)ся (по) лесу и д…леко ра(з,с)дают(?)ся их г…л…са. Вот (у) б…резы красуют(?)ся два кре…ких б…ровика. А(к,кк)уратно ср…заю их и оч…щаю (от) з…мли.
День выдался теплый пр…ветливый но птицы уже (не) поют. Они г…товят(?)ся (к) отлету на ю… .

Макс. – 15 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.

ИТОГО: 60, 1 балла.

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

6 класс

КЛЮЧИ

Задание 1. .Какой из приводимых вариантов постановки ударения является правильным? Подчеркните правильный вариант.

СвЕкла –свеклА, звонИт- звОнит, квАртал –квартАл, красИвейший – красивЕйший, созЫв –сОзыв, ходАтайство –ходатАйство, диспансЕр – диспАнсер.



Ответ: СвЕкла, звонИт, квартАл, красИвейший, созЫв, ходАтайство, диспансЕр.

За каждый правильный ответ 0,3 балла. Макс. – 2, 1 балла.



Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» слово с точки зрения произношения.

1)Скучно, конечно, нарочно, удачно 2)Бассейн, крем, тест, термин 3) Что, нечто, чтобы, кое-что 4) Шалить, шаги, лошадей, шампунь.



Ответ: 1) уда[чн]о – в остальных словах произносится [шн]. 2) [тэ]ст – в остальных словах согласный перед е произносится мягко. 3) не[чт]о – в остальных словах произносится [шт] 4) лош[ы]дей – в остальных словах [а].

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 4 балла.



Задание 3. Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

1)свет - ………- освещение 2)держать - …….-придерживание

Ответ: Свет –светить –осветить –освещение; держать – придержать – придерживать – придерживание

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. -4 балла.



Задание 4. Укажите, в каких парах слова имеют одинаковое окончание?

1)Домов- столов 2)коров – ковров 3) степей- батарей 4) ножей –ушей

Ответ: 1 – окончание –ОВ; 4 – окончание –ЕЙ.

За каждый правильный ответ 2 балла. За ошибочный ответ снимается 0, 5 балла. Макс. – 4 балла.



Задание 5. Найдите синонимичные фразеологизмы. Установите соответствия.

1)Голову морочить а)Пойти на попятную 2)Два шага б)Одним лыком шиты 3)Бить отбой в)Жребий брошен 4) Утереть нос г)Заткнуть за пояс 5)Одного поля ягода д) Голубей гонять 6)Считать ворон е) Жизнь оставить 7) Испустить дух ж)Рукой подать 8)Рубикон перейден з) Заговаривать зубы

Ответ: 1- З; 2 – Ж; 3- А; 4- Г; 5- Б; 6- Д; 7- Е; 8 – В.

За каждый правильный ответ 0,5 балла. Макс. – 4 балла



Задание 6. Найдите в предложениях лексические ошибки (неверное употребление слов), объясните и исправьте их.

1)В спектакле впервые дебютировала молодая актриса. 2)Ты настоящий ведущий лидер нашей группы. 3)Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц в день. 4)В нашей школе изучают два зарубежных языка.

Ответ: 1)В спектакле дебютировала молодая актриса. (Дебютировала – впервые выступала)

2)Ты настоящий лидер нашей группы. (Лидер – тот, кто идет первым в работе, состязании и т.п.)

3)Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц. (Ежедневно – каждый день)

4)В нашей школе изучают два иностранных языка. (неудачный выбор слова -синонима).

За каждый правильный ответ 2 балла: 1 за исправление ошибки + 1 за объяснение. Макс. – 8 баллов.

Задание 7. Укажите существительные мужского рода.

Овощи, ворота, колени, оладьи, рельсы, чернила, погоны, санатории, побережья, ботинки, туфли.

Ответ: овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 5 баллов.



Задание 8. Выделите грамматические основы в предложениях.

1) Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое. 2)Сегодня будет бал, а завтра будет два. 3) Мне хотелось увидеть друга сегодня. 4) Я велел ямщику ехать.

Ответ: 1) великое достигнуто, ждет великое. 2) будет бал, будет два. 3) хотелось увидеть. 4) я велел.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 8 баллов.



Задание 9. Какие сведения о словах содержит этимологический словарь?

Ответ: «Лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели».

За правильный ответ 3 балла.

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

(В)августе (в) окрес(?)ных местах по…вляет(?)ся много разных грибов. (На) ра(с,сс)вете с…бира…мся и идем (в) лес. Воздух свеж(?) луч(?) сол(?)ца едва осв…тил в…рхушки д…ревьев.
(За) д…ревней ра(с,сс)тилает(?)ся ш…рокое поле ж…лтой пшеницы. (По) у…кой тр…пинк… напр…вляемся (к) дальней рощ... . (З,с)десь всегда много грибов. Из-под з…л…новато-ж…лтого листика видне…т(?)ся красноватая шля…ка сырое…ки но мы р…шаем с…бирать только белые под…синовики подб…резовики.
Р…бята ра(з,с)бегают(?)ся (по) лесу и д…леко ра(з,с)дают(?)ся их г…л…са. Вот (у) б…резы красуют(?)ся два кре…ких б…ровика. А(к,кк)уратно ср…заю их и оч…щаю (от) з…мли.
День выдался теплый пр…ветливый но птицы уже (не) поют. Они г…товят(?)ся (к) отлету на ю… .

Макс. – 15 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.

ИТОГО: 57, 1 балла.

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

7 класс

КЛЮЧИ

Задание 1. Расставьте ударение в словах: досуха, вероисповедание, ходатайство, звонит, досуг, шарфы, нефтепровод, эксперт, средства, директоров, обеспечение, квартал.

Ответ: дОсуха, вероисповЕдание, ходАтайство, звонИт, досУг, шАрфы, нефтепровОд, экспЕрт, срЕдства, директорОв, обеспЕчение, квартАл.

За каждый правильной ответ 0,3 балла. Макс. – 3,6 баллов.



Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» слово с точки зрения произношения.

1)Скучно, конечно, нарочно, удачно 2)Бассейн, крем, тест, термин 3) Что, нечто, чтобы, кое-что 4) Шалить, шаги, лошадей, шампунь.



Ответ: 1) уда[чн]о – в остальных словах произносится [шн]. 2) [тэ]ст – в остальных словах согласный перед е произносится мягко. 3) не[чт]о – в остальных словах произносится [шт] 4) лош[ы]дей – в остальных словах [а].

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 4 балла.



Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки

1)Пыль - …….- опыление 2) Итог-……..- подытоживать



Ответ: 1) пыль - опылять – опыление 2) итог – итожить – подытожить –подытоживать

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 4 балла.

Задание 4. В каком ряду(-ах) во всех словах выделяется нулевое окончание?


  1. гербарий, коров, босиком

  2. суффикс, смелость, рощ

  3. улей, олений, разбросав

  4. гуманист, ранить, другой

Ответ: во 2 ряду.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. 8 баллов. За каждый неправильный ответ снимается 0, 5 балла.

Задание 5. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова: 1) ланиты, очи, чело 2)инъекция, супермаркет, диджей 3)приставка, суффикс, подлежащее 4) закурсивить («выделить курсивом»), ябедники («самозаписывающие устройства»), забурить («пробурить скважину»)

Ответы: 1) архаизмы; 2) заимствованная лексика; 3) термины 4) профессионализмы

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. 4 балла

Задание 6. Найдите синонимичные фразеологизмы. Установите соответствия.

1)Голову морочить а)Пойти на попятную 2)Два шага б)Одним лыком шиты 3)Бить отбой в)Жребий брошен 4) Утереть нос г)Заткнуть за пояс 5)Одного поля ягода д) Голубей гонять 6)Считать ворон е) Жизнь оставить 7) Испустить дух ж)Рукой подать 8)Рубикон перейден з) Заговаривать зубы

Ответ: 1- З; 2 – Ж; 3- А; 4- Г; 5- Б; 6- Д; 7- Е; 8 – В.

За каждый правильный ответ 0,5 балла. Макс. – 4 балла



Задание 7. Отметьте ряд (-ы), в котором все глаголы относятся к 1 спряжению.

1)Доверять, гнать, чертить, пилить. 2) Поднять, воскликнуть, замять, полоть 3) бросить, опровергнуть, посетить, думать 4) дышать, читать, видеть, молоть.

Ответ: 2. За правильный ответ 2 балла. За каждый неверный ответ снимается 0, 2 балла.

Задание 8. О каком словаре идет речь?

«Словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой».

Ответ: Толковый словарь русского языка.

За правильный ответ 3 балла.



Задание 9. В каких предложениях выделенное слово является дополнением?

1)Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье.

2)Уж небо осенью дышало.

3)Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

4)Тихой ночью, поздним летом как на небе звезды рдеют..

5)Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

Ответ: 2, 3, 5.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 10 баллов.



Задание 10. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями,  приятно касался лица. Рыжая собачка  прижалась к двери подъезда,  беспомощно повизгивала и дрожала   от холода. Ей хотелось обогреться,  но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто -то толкнул дверь. Собака вскочила,  увидела  не высокого человека в кожаном пальто, она доверчиво прикоснулась к его руке . Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном  рассказе Чехова. Но не все знают,  что столяр судился с Дуровым, так как хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие  деньги,  и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке, и Каштанка осталась у артиста.
Макс. балл – 15. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.
Итого: 57,6.  

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

8 класс

КЛЮЧИ

Задание 1. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, включится, клала, мощностей, сливовый, задолго, засахарить.

Ответ: Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, включится, клала, мощностей, сливовый,   задолго, засахарить.

За каждый правильный ответ 0,3 балла. Макс. -4,8 балла.

Задание 2. . Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответ: Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный,   хребет, решетчатый и решëтчатый.

За каждый правильный ответ 0, 5 балла. Макс. – 4,5 балла

Задание 3. Определите морфемный состав слов. В каких словах морфемы располагаются линейно (одна за другой), а в каких накладываясь одна на другую?
 Приду, розоватый, лермонтовед, пушкиновед.
 Ответ: приду = при + ид+ у (наложение)

розоватый = розовый+ оват (наложение – ов)

лермонтовед= лермонтов+о+вед+0 (наложение)

пушкиновед= пушкин+о+вед (наложения нет)

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 8 баллов

Задание 4.Какие из нижеприведенных существительных можно употребить с местоимением этот?

Цунами, колли, Тбилиси, крупье, торнадо, сальто, зануда, тюль.

Ответ: Существительные Тбилиси, крупье, торнадо, тюль относятся к мужскому роду. Слова колли и зануда могут употребляться местоимениями мужского и женского рода (зависит от контекста). Слова Цунами и сальто традиционно среднего рода.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 8 баллов.



Задание 5.Определите значения омонимов побег, среда, цилиндр.

Ответ: Побег 1.

1. Бег, быстрое движение; 2. бегство, тайный самовольный уход из места обязательного пребывания.

Побег 2.

Новый росток, молодая ветка, стебель с листьями и почками.

Среда 1.


1. Вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами; 2. совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; 3. группа людей.

Среда 2. Третий день недели, следующий за вторником.

Цилиндр 1.

1. Геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; 2. деталь или устройство, имеющее форму такого тела; основная деталь поршневых машин.

Цилиндр 2.

Высокая, твердая с полями мужская шляпа цилиндрической формы.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 10 баллов.

Задание 6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл.

1)Жить как петух на откормке (франц.)

2)Покупать зайца в мешке (чеш.)

3)Когда на ладони вырастут волосы (польск.)

4) Спеши медленно, не торопясь (лат.)

Ответы: 1) Как сыр в масле кататься; жить как у Христа за пазухой (жить в довольстве, достатке)

2)Покупать кота в мешке (приобретать что-либо, ничего не зная о свойствах, качествах приобретаемого)

3)Когда рак на горе свиснет; после дождичка в четверг; когда трава на камне взойдет ( в неопределенном будущем, никогда)

4)Тише едешь – дальше будешь ; поспешишь – людей насмешишь (не всякая спешка приводит к успеху)

За каждый правильно подобранный эквивалент в русском языке 1 балл. За каждое верное толкование 1 балл. Макс. – 8 баллов.



Задание 7. Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина. Определите, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова.

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и болной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва.

Ответ: Не видно – категория состояния, сказуемое; покорно, крепко –наречия, обстоятельства; ниже и светлее –прилагательные в сравнительной степени. сказуемые ; под дождем осенним тлея – деепричастный оборот, обстоятельство.

За каждый правильный ответ 1 балл (0,5 за определение части речи, 0,5 за определение, каким членом предложения является выделенное слово(сл\соч). Макс. -6 баллов



Задание 8. . О каком словаре идет речь?

«Лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели».

Ответ: этимологический словарь.

За правильный ответ 3 балла.



Задание 9.Найдите грамматические ошибки в приведенных ниже предложениях и исправьте их.

1)Девочка была одета в длинном темном сарафане и белой кофточке. 2)Герой для спасения людей был готов пожертвовать все. 3)Поэт убежден в силы молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание ангины.

Ответ: 1)Девочка была одета в длинный темный сарафан и белую кофточку. 2)Герой для спасения людей был готов пожертвовать всем. 3)Поэт убежден в силах молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа в победе над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание ангиной.

За каждый правильный ответ 1,5 балла. Макс. 7,5 балла



Задание 10. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Море лениво вздыхающее у берега уснуло и стало неподвижно в дали облитой голубым сиянием луны. 2.Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачные облака неподвижные и не скрывающие собою звёзд. 3.Кажется что небо всё ниже наклоняется над морем желая понять то о чём шепчут неугомонные волны сонно вползая на берег. 4.Поросшие деревьями горы резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. 5. Контуры их одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи округлились. 6. Невдалеке от меня, у костра вздыхает Рагим, старый крымский чабан. 7.Мы с ним лежим на песке, у громадного камня. 8.На тот бок его который обращён к морю волны набросали тины водорослей и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор.

Ответ: 1.Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и стало неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. 2.Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачные облака, неподвижные и не скрывающие собою звёзд. 3.Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег. 4.Поросшие деревьями горы резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. 5. Контуры их, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи, округлились. 6. Невдалеке от меня, у костра вздыхает Рагим, старый крымский чабан. 7.Мы с ним лежим на песке, у громадного камня. 8.На тот бок его, который обращён к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор.

Макс. балл -15. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.



Итого: 74, 8

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

9 класс

КЛЮЧИ

Задание 1.Расставьте ударение в словах: премировать, баловать, транспортировать, ворожея, дозвонишься, клала, жалюзи, квартал, газопровод, обеспечение, черпать, завидно.

Ответ: премировАть, баловАть, транспортИровать, ворожЕя, дозвонИшься, клАла, жалюзИ, квартАл, газопровОд, обеспЕчение, чЕрпать, завИдно.

За каждый правильный ответ 0, 3 балла. Макс. – 3,6 балла

Задание 2.Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.

Ответ: [с] (коса),[ с ]мягк. (косить),[ з] (сгиб),[ з] мягк. (косьба),[ ш] (сшить)

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 5 баллов.

Задание 3.Укажите, какие слова имеют основу и окончание, а какие состоят из одной основы.

ДомА, дом, домой, дОма, просто, зимой, вы, лисий.

Ответ: В существительном домА выделяется окончание –а. В слове дом – нулевое окончание. В слове дОма «спрятаны » два слова разных частей речи – сущ. в родительном падеже с окончанием –а и наречие с суффиксом –а. Просто – может быть наречием (выделяется суффикс -о) и кратким прилагательным с окончанием –о. Существительное зимой в творительном падеже имеет окончание –ой, наречие зимой имеет суффикс –ой. В местоимении вы выделяется окончание –ы. В прилагательном лисий суффикс –ий (окончание нулевое).

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. балл – 10.



Задание 4.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.

Ответ: актуальный –важный в настоящее время, ажиотаж – возбуждение, волнение; адаптация – приспособление; эксклюзивный –исключительный.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 4 балла.

Задание 5. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл.

1)Жить как петух на откормке (франц.) 2)Покупать зайца в мешке (чеш.) 3)Когда на ладони вырастут волосы (польск.) 4) Спеши медленно, не торопясь (лат.)

Ответы: 1) Как сыр в масле кататься; жить как у Христа за пазухой (жить в довольстве, достатке)

2)Покупать кота в мешке (приобретать что-либо, ничего не зная о свойствах, качествах приобретаемого)

3)Когда рак на горе свиснет; после дождичка в четверг; когда трава на камне взойдет ( в неопределенном будущем, никогда)

4)Тише едешь – дальше будешь ; поспешишь – людей насмешишь (не всякая спешка приводит к успеху

За каждый правильно подобранный эквивалент в русском языке 1 балл. За каждое верное толкование 1 балл. Макс. – 8 баллов.

Задание 6. Определите, в значении какой части речи употреблено слово один?

1)Вообрази: я здесь одна.//Никто меня не понимает…

2)Выхожу один я на дорогу.

3) В одном из городов Италии счастливой//Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

4) Еще одно последнее сказанье. // И летопись окончена моя.

Ответ: 1)Слово одна называет признак предмета: я (какова?) одна, соотносится с подлежащим, выполняет функцию именной части сказуемого, можно заменить прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

2)Слово один называет признак действия: выхожу (каким образом?) один; зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства. Вывод: слово употреблено в значении наречия.

3) Слово один указывает на неопределенный признак предмета. Согласуется с существительным в числе, роде, падеже. Вывод: слово употреблено в значении неопределенного местоименного прилагательного (неопределенного местоимения)

4)Слово один называет количество предметов, соотносится с существительным сказанье, вместе с ним выполняет функцию подлежащего. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

За каждый правильный ответ 3 балла. Макс. – 12 баллов.



Задание 7. Определите синтаксическую функцию междометий в предложениях.

1)На лице провизора изобразилось «тьфу» (А.П.Чехов)

2)Что народу легло - ай-ай! (Д.Фурманов)

3)Он топтался на месте и расточал ахи. (И.Ильф и Е. Петров)

4)Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз.(В.Высоцкий)

Ответ:1)подлежащее; 2) обстоятельство; 3) дополнение; 4) сказуемое

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 8 баллов

Задание 8. Что изучают разделы языкознания ономастика и топонимика?

Ответ: «ОНОМАСТИКА, -и; ж. [от греч. onomastikós - относящийся к наименованию] Лингв. 1. Раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и изменения. 2.Совокупность собственных имён, имеющихся в языке.»



«ТОПОНИМИКА, -и; ж. [от греч. tópos - место, местность и ónyma - имя] 1. Совокупность географических названий какой-л. местности (наименований населённых пунктов, рек, озёр и т.п.).Т. города, области. Данные топонимики. 2. Лингв. Раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий». 

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 4 балла



Задание 9. Задание 9.Найдите грамматические ошибки в приведенных ниже предложениях и исправьте их.

1)Девочка была одета в длинном темном сарафане и белой кофточке. 2)Герой для спасения людей был готов пожертвовать все. 3)Поэт убежден в силы молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание ангины.

Ответ: 1)Девочка была одета в длинный темный сарафан и белую кофточку. 2)Герой для спасения людей был готов пожертвовать всем. 3)Поэт убежден в силах молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа в победе над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание ангиной.

За каждый правильный ответ 1,5 балла. Макс. -7,5



Задание 10. Расставьте знаки препинания.

1) Однажды Лизавета Ивановна бедная воспитанница графини выглянула на улицу и увидела молодого человека стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окну. 2) Она опустила голову удивленная и снова занялась работой но взглянув через несколько минут опять обнаружила его. 3) Не имея привычки кокетничать с прохожими офицерами она перестала глядеть на улицу и шила около двух часов не приподнимая головы. 4) Подали обедать она встала и взглянув машинально опять увидела его. 5) Это показалось ей странным. 6) И после обеда испытывавшая чувство некоторого беспокойства Лиза снова подошла к окну но незнакомца-офицера уже не было.

7) Дня через два выходя садиться в карету с графией любительницей ездить по гостям она снова увидела его. 8) Он стоял у входа в подъезд закрыв лицо кажется, бобровым воротником. 9) Девушка тихая и скромная Лиза без сомнения испугалась.

Ответ: 1) Однажды Лизавета Ивановна, бедная воспитанница графини, выглянула на улицу и увидела молодого человека, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окну. 2) Она опустила голову, удивленная, и снова занялась работой, но, взглянув через несколько минут, опять обнаружила его. 3) Не имея привычки кокетничать с прохожими офицерами, она перестала глядеть на улицу и шила около двух часов, не приподнимая головы. 4) Подали обедать, она встала и, взглянув машинально, опять увидела его. 5) Это показалось ей странным. 6) И после обеда, испытывавшая чувство некоторого беспокойства, Лиза снова подошла к окну, но незнакомца-офицера уже не было. 7) Дня через два, выходя садиться в карету с графией, любительницей ездить по гостям, она снова увидела его. 8) Он стоял у входа в подъезд, закрыв лицо, кажется, бобровым воротником. 9) Девушка тихая и скромная, Лиза, без сомнения, испугалась.

Макс. балл -15. За каждую ошибку снимается 0,1 балл. Итого: 77, 1

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

10 класс

КЛЮЧИ
Задание 1. Расставьте ударение в словах: аристократия, балуемся, созыв, ветеринария, сорит, сосредоточение, втридешева, генезис, ополоснутый, оптовый, зубчатый, принудить.

Ответ: аристокрАтия, балУемся, созЫв, ветеринАрия, сорИт, сосредотОчение, втрИдешева, гЕнезис, ополОснутый, оптОвый, зубчАтый, принУдить.

За каждый правильный ответ 0,3 балла. Макс. – 3, 6 балла.



Задание 2. В каких (-ом) словосочетаниях (-ии) все слова употреблены верно?

1)остекленение балкона 2)интересное времяпровождения 3)грейпфрукты полезны 4)необходим страховой полюс 5)беспрецендентный случай 6)какое-то светопредставление 7)инцидент исчерпан

Ответ: Только в 7 словосочетании.

За правильный ответ 3 балла. За каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла.



Задание 3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой ответ.

1)закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать. 2)набрать, набросить, насолить, насушить 3)подлечить, подбежать, подплыть, подъехать



Ответ: 1) Все слова, кроме захвалить, имеют общее значение - «начало действия».

2)Все глаголы, кроме набросить, обозначают действие, которое привело к значительным результатам.

3) Все глаголы, кроме подлечить, имеют общее значение – «приближение к чему-либо»

За верно найденное слово 1 балл. За каждое правильное объяснение 2 балла. Макс. 9 баллов.



Задание 4.Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл.

1)как заяц в ананасе (польск.) 2)что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.) 3)ему о козе, а он о возе (чеш.) 4)покупать зайца в мешке



Ответ: 1)Как свинья в апельсинах (плохо разбираться в чем-либо)

2) Не выносить сор из избы (не разглашать внутренние раздоры, ссоры, касающиеся узкого круга лиц)

3) Ему про Фому, а он про Ерему (о том, кто поддерживая разговор или отвечая на вопрос, говорит на совершенно другую тему, вопреки ожиданию собеседника)

4) Покупать кота в мешке (приобретать что-либо, ничего не зная о свойствах и качествах приобретаемого)

За каждый правильно подобранный эквивалент в русском языке 1 балл. За каждое верное толкование 1 балл. Макс. – 8 баллов.

Задание 5.Объясните лексическое значение слов: инаугурация, инвестиция, ксенофобия.

Ответ: Инаугурация – торжественное процедура вступления в должность главы государства. Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в какую-либо отрасль экономики. Ксенофобия – Ненависть, неприятие, нетерпение к чему –либо незнакомому, чужому.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 6 баллов



Задание 6. Определите, в значении какой части речи употреблено слово один?

1)Вообрази: я здесь одна.//Никто меня не понимает… 2)Выхожу один я на дорогу. 3)В одном из городов Италии счастливой//Когда-то властвовал предобрый старый Дук. 4)Еще одно последнее сказанье. // И летопись окончена моя.



Ответ: 1)Слово одна называет признак предмета: я (какова?) одна, соотносится с подлежащим, выполняет функцию именной части сказуемого, можно заменить прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

2)Слово один называет признак действия: выхожу (каким образом?) один; зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства. Вывод: слово употреблено в значении наречия.

3) Слово один указывает на неопределенный признак предмета. Согласуется с существительным в числе, роде, падеже. Вывод: слово употреблено в значении неопределенного местоименного прилагательного (неопределенного местоимения)

4)Слово один называет количество предметов, соотносится с существительным сказанье, вместе с ним выполняет функцию подлежащего. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

За каждый правильный ответ 3 балла. Макс. – 12 баллов.

Задание 7. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

1) Три книги лежал… на столе. 2) Двадцать один студент сдавал… экзамен. 3) Прошл… десять лет. 4) Много людей пришл… на концерт.



Ответ: 1). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)

2). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)

3). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)

4). Много людей пришло на концерт. (Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед. числа.)

За каждый правильный ответ 1 балл. За каждое верное объяснение 2 балла. Макс. – 12 баллов

Задание 8. Что изучает раздел языкознания антропонимика?

Ответ: Раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей.

За правильный ответ 2 балла.

Задание 9.Укажите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их.

1)На столе лежали не только учебники, но и конспекты лекций. 2)Мы увлекаемся и смотрим передачи о спорте. 3)Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.

4) Некоторые школьники удостоены медалью «За отвагу».

Ответ: 1)На столе лежали не только учебники, но и конспекты лекций. – ошибки нет.

2) Мы увлекаемся передачами о спорте и смотрим их.

3)Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующихся современной литературой.

4) Некоторые школьники удостоены медали «За отвагу».

За каждый правильный ответ 1, 5 балла. Мак. - 6

Задание 10. Расставьте знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух и о трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.



Ответ: Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь

Макс. – 15 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.



Итого: 76,6

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

11 класс

КЛЮЧИ
Задание 1. Расставьте ударение в словах: аристократия, балуемся, созыв, ветеринария, сорит, сосредоточение, втридешева, генезис, ополоснутый, оптовый, откупорить, принудить.

Ответ: аристокрАтия, балУемся, созЫв, ветеринАрия, сорИт, сосредотОчение, втрИдешева, гЕнезис, ополОснутый, оптОвый, откУпорить, принУдить.

За каждый правильный ответ 0, 3 балла. Макс. – 3,6 балла.

Задание 2. В каких (-ом) словосочетаниях (-ии) все слова употреблены верно?

1)остекленение балкона 2)интересное времяпровождения 3)грейпфрукты полезны 4) необходим страховой полюс 5)беспрецендентный случай 6)какое-то светопредставление 7)инцидент исчерпан

Ответ: 7.

За правильный ответ 3 балла. За каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла.



Задание 3. Найдите пары, в которых слова имеют одинаковое окончание.

1) ручей – санаторий 2)гостей –князей 3)прохожий – волчий 4)ателье –платье 5)чей –иней

Ответ: 1 и 5 (нулевое окончание).

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 4 балла. За каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла.



Задание 4. Укажите разницу в лексическом значении слов. Составьте предложение с каждым из слов (6 слов, 6 предложений).

1)Коренной –корневой 2)Будний –будничный 3)Советчик -советник

Ответ: 1)Коренной – 1.Изначальный, исконный (Коренной москвич). 2. Касающийся самых основ, главный, решающий.(Коренные изменения)

Корневой от сущ. корень в значении: 1.Подземная часть растения. 2 . Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3.Часть слова.

2)Будний – не праздничный

Будничный – повседневный, обыденный, обычный.

3) Советчик – тот. Кто кому-то что-то советует.

Советник – название некоторых должностных лиц (Советник посольства)

За каждое правильное толкование слова 1 балл. За каждое составленное предложение 0, 5 балла. Макс.- 15 + 3 =18 баллов

Задание 5. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл.

1)как заяц в ананасе (польск.) 2) что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.) 3) ему о козе, а он о возе (чеш.) 4) покупать зайца в мешке



Ответ: 1)Как свинья в апельсинах (плохо разбираться в чем-либо)

2) Не выносить сор из избы (не разглашать внутренние раздоры, ссоры, касающиеся узкого круга лиц)

3) Ему про Фому, а он про Ерему (о том, кто поддерживая разговор или отвечая на вопрос, говорит на совершенно другую тему, вопреки ожиданию собеседника)

4) Покупать кота в мешке (приобретать что-либо, ничего не зная о свойствах и качествах приобретаемого)

За каждый правильно подобранный эквивалент в русском языке 1 балл. За каждое верное толкование 1 балл. Макс. – 8 баллов.

Задание 6. Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.

1. Раз, два, три, четыре… 2. Раз в начале осени я отправился на охоту. 3. Раз ты обещал – сделай! 4. В прошлый раз я это уже говорил. 5. А он приятелю раз по руке!

Ответ: 1. Числительное

2. Наречие

3. Союз

4. Существительное

5. Междометие

За каждый правильный ответ 2 балла. Мак. – 10 баллов.



Задание 7. Каким членом предложения является выделенные слова?
1.Я буду скакать по холмам Задремавшей Отчизны, неведомый сын удивительных вольных племён.
2.Усатый держал под мышкой чёрную папку на молнии.
3.Холодные искры, вспыхивающие под солнцем,  вкус снега и свежий запах он помнил точно.
4.На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой купке.
5. О приезде старой Мелентьевны, матери Максима, в доме поговаривали уже не первый день.

Ответ: 1)Обособленное согласованное приложение

2)Определение

3)Согласованное обособленное определение

4) Несогласованное определение

5) Согласованное обособленное приложение

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 10 баллов.

Задание 8. Какие сведения содержат ортологические словари?

Ответ: «Орто» в перводе с греческого (orthos) означает «правильный». Нормативные словари, посвященные правильности речи, отражают нормы правописания, литературного произношения и употребления слов.

За правильный ответ 4 балла.

Задание 9. Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.

1. Мы не хотим тормозить переговоров.
2. Слушая все эти истории, во мне взыграло самолюбие.
3.
Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга! 4. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.
5. Мы хорошо подготовились к восемьсотпятидесятилетию Москвы.
6.Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

Ответ: 1. Мы не хотим тормозить переговоры.


2. Когда я слушал все эти истории, во мне взыграло самолюбие.
3. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать друг другу, о многом расспросить! 4. Ни один человек не имеет права осуждать тебя и твои поступки.
5. Мы хорошо подготовились к восьмисотпятидесятилетию Москвы.
6.Страх, появившийся в вагоне поезда, загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

За каждый правильный ответ 1 балл. Макс. – 6 баллов.



Задание 10. Расставьте знаки препинания.

На ранней заре когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы распахнешь бывало окно в прохладный сад наполненный лиловатым туманом сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце и не утерпишь велишь поскорее заседлывать лошадь а сам побежишь умываться .на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень и умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла

проезжая по Выселкам на охоту. Осень пора престольных праздников и народ в это время прибран доволен вид деревни совсем не тот что в другую пору. Если же год урожайный и на

гумнах возвышается целый золотой город а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси так в деревне и совсем не плохо. К тому же наши Выселки спокон веку еще со времен дедушки

славились "богатством". Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу первый признак богатой деревни и были все высокие большие и белые как лунь. (И.А.Бунин)

Ответ: На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь -- велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться .на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла,

проезжая по Выселкам на охоту. Осень -- пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. Если же год урожайный и на

гумнах возвышается целый золотой город, а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси, так в деревне и совсем не плохо. К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки,

славились "богатством". Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, -- первый признак богатой деревни, -- и были все высокие, большие и белые, как лунь. (И.А.Бунин)



Макс. – 15 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла. Допускается замена пунктуационного знака при авторских знаках препинания.

Итого: 81,6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница