Учебная программа курсов повышения квалификации младших воспитателей доо



Дата23.04.2016
Размер66.8 Kb.
Бурятский государственный университет

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



курсов повышения квалификации младших воспитателей ДОО
«Младший воспитатель в образовательном процессе ДОО: содержание, методы, формы работы»

Объем часов: 36 часов
Пояснительная записка

Целевое назначение программы: совершенствование профессионального педагогического мастерства младших воспитателей в свете внедрения ФГОС ДО

Программа направлена на решение следующих задач:


  • расширить информационно-познавательную компетентность младших воспитателей ДОО.

  • систематизировать и обобщить знания по проблеме, формировать практические навыки работы с детьми.

  • развивать педагогическую рефлексию и мышление младших воспитателей ДОО.


Содержание.

В учебный процесс включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, проектная работа. Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачету.

Младшие воспитатели, освоившие программу:

а) приобретают знания:


  • об основных направлениях модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС.

  • о нормативных документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования

  • об особенностях детей дошкольного возраста

б) осваивают умения:

Категория слушателей

Программа адресована младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений



Условия освоения программы

а) воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении

б) понимание изменений в образовательной политике РФ

г) знание ПК и наличие умений поиска информации в Интернете.

Формы обучения – аудиторная и самостоятельная работа, теоретические семинары, практические занятия, дискуссии, проектная работа в группах.
Ключевые понятия программы

ФГОС дошкольного образования, образовательные области, интеграция образовательных областей, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Этнокультурный компонент, этнокультурное содержание, этнокультурная среда, этнокультурная компетентность.

Авторы курсов:

Зинаида Баторовна Лопсонова, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой ПНДО ПИ БГУ

Стрекаловская Маргарита Михайловна, к.п.н., доцент кафедры ПНДО ПИ БГУ

Посходиева Дулгар Васильевна, к.п.н., доцент кафедры ПНДО ПИ БГУ

Содномова Надежда Бадма-Цыреновна, ст.препод. каф. ПНДО ПИ БГУ
Содержание программы
Тема 1. Модернизация дошкольного образования в условиях введения ФГОС.
Основные направления модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. Стандартизация систем дошкольного и общего образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Адресная направленность ФГОС. Функции ФГОС по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование. Принципы построения образовательной программы.

Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования. Основные направления развития ребенка дошкольного возраста в ФГОС. Структура основной общеобразовательной программы ДОО. Обязательная и вариативная части образовательной программы. Основные образовательные области. Виды детской деятельности.

Проектирование образовательного процесса ДОО на основе принципов интеграции и комплексно-тематического планирования. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы. Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности. Модель взаимодействия специалистов ДОО.

Конвенция о правах ребенка.

Формы организации образовательной работы в педпроцессе ДОО. Совместная деятельность взрослого и детей: в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности). Самостоятельная деятельность детей.


Тема 2. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста

Понятие «возраст», новообразования каждого возрастного периода. Субкультура детства, её виды и формы.

Индивидуальные особенности развития личности ребёнка. Темперамент. Его роль в становлении личности. Типы темперамента ребёнка. Учёт индивидуально – типологических особенностей в воспитательной работе.

Особенности эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста. «эмоциональное развитие», «познавательное развитие». Содержание и технология эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста.

Понятие общения. Значение общения в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками, общение со взрослыми и их специфика. Причины конфликтов и их устранение.

Тема 3. Содержание и технологии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этнокультурное развитие дошкольника. Народная традиционная культура как фактор социализации детей. Современные технологии социализации детей в процессе этнокультурного образования.

Классификации детских игр и их место в психическом развитии. Значение игры для психического развития ребёнка. Сложность и важность руководства детскими играми. Создание педагогических условий для развития творческих игр.

Основы физического воспитания и развития ребенка. Понятия «здоровье», «физическое здоровье», «психическое здоровье». Здоровьесберегающие технологии в ДОО.

Развитие речи детей - ведущее направление развития и воспитания дошкольников Трудовое воспитание детей при проведении режимных процессов.

Создание предметно- развивающей среды в группе детского сада. Принципы построения предметно-развивающей среды.



Вопросы к собеседованию для слушателей курсов младших воспитателей
1. Как организовать совместную деятельность детей, учитывая индивидуальные особенности ребёнка?

2. Роль младшего воспитателя в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

3. Роль младшего воспитателя при организации деятельности в уголке природы.

4. Роль младшего воспитателя в организации работы по физическому воспитанию (участие при проведении физкультурных праздников, закаливание).

5. Приемы самостоятельной индивидуальной математической деятельности детей в разных возрастных группах.

6. Нужно ли и зачем (если нужно) обучать детей изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию)?

7. Чем можно занять подгруппу детей, используя изодеятельность?

8. Роль младшего воспитателя в организации трудовой деятельности детей в разных возрастных группах.

9. Какие формы работы по развитию речи детей можно использовать в разных возрастных группах?

10. Роль младшего воспитателя в организации игровой деятельности детей.


Литература


  1. ФГОС ДО

  2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986

  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб., 2000

  5. Игра дошкольника. Под ред. С.Л.Новоселовой. - М., 1989

  6. Крулехт М.В. Ребёнок и рукотворный мир. – СПб., 2002

  7. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Л.,1984

  8. Стрекаловская М.М. Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.- Улан-Удэ, 2003

  9. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978

  10. Введение в этническую психологию.- СПб., 1995, гл.V. Этнические факторы развития личности. С.66-83.

  11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.

  12. Григорьев В.М. Народная педагогика игры / Вопросы методологии и теории: В 2 ч. М., 1996.

  13. Дайн Г.Л. Детский народный календарь [Текст] : приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Г. Л. Дайн. - М. : Дет.лит., 2001. - 158 с.

  14. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост.: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 216 с.

  15. Зимина А.Н. Народные игры с пением [Текст]: практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов пед вузов и колледжей / Зимина А.Н. - М. : [Гном и Д.], 2000. - 63 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница