Учебная программа курса 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110. 65«Домоведение»



Скачать 236.31 Kb.
Дата06.05.2016
Размер236.31 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса



ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА РУССКОГО БЫТА

Учебная программа курса

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»,

100110.65«Домоведение».

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

Учебная программа по дисциплине «Традиции и культура русского быта» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.



Предназначена для студентов специальностей 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»,100110.65«Домоведение».
Составитель: Кочеткова И.С., канд. ист. наук, доцент каф. «Сервиса и моды»

Утверждена на заседании кафедры сервиса и моды 27.05.2014 протокол №11


Рекомендована к изданию методическим советом Института сервиса, моды и дизайна 27.06.2014,протокол№5

Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2014



ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Традиции и культура русского быта» формирует представление об особенностях складывания и существования бытовой культуры титульного этноса Российской Федерации.

Особенность изучения учебной дисциплины «Традиции и культура русского быта» заключается в ознакомлении с бытовой культурой русского населения российского Дальнего Востока (Приморья и Приамурья). Культуру этого региона отличает этнический симбиоз славянских народов - русских, украинцев и белорусов. Этот культурный плюрализм и обуславливает самобытность культуры русского населения российского Дальнего Востока.

Учебная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1.Цель и задачи учебного курса
Целью настоящего курса является получение представления о самобытности русской бытовой культуры, проявляющейся в сосуществовании накопленного опыта прошлого и повседневной практики настоящего.

Задачи учебного курса:

- изучение культуры быта как системы символов и значений;

-интерпретация символов и смыслов;

-выявление примеров проникновения отдельных явлений культуры или ее комплексов из окружающих культур в русскую при их взаимодействии;

-установление культурной идентичности, как формы самоопределения личности или группы.


1.2.Требования к знаниям и умениям, приобретаемым

при изучении курса, в соответствии

с квалификационной характеристикой выпускника
В результате изучения данного курса студент должен:

-усвоить основные понятия и исследовательские методы;

-уметь интерпретировать культурные символы;

-получить практические навыки организации и проведения анимационных проектов по тематике русской традиционной культуры;

-уметь использовать элементы русской материальной культуры в оформлении интерьеров офиса и дома;

-создавать образы персонажей славянских праздников и обычаев, сохранившихся в современной народной культуре.


Компетенции

Как специалист широкого профиля, менеджер дома и офиса и имиджмейкер призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные и другие культурные программы и технологии их осуществления, управлять экономическими механизмами организации проэктной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества.

Особенность данного специалиста в том, что знание социологии, экономики, теории управления, основ режиссуры и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как средство реализации ведущей функции социально-культурной деятельности - приобщения человека к достижениям мировой культуры, важной частью которой является этническая культура, всемерное развитие творческого потенциала личности.

Он должен знать психолого-педагогические основы управления как временным так и стабильным коллективом, с которым работает, быть лидером в коллективах, различающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.

Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своей аудитории.
1.3. Объем и сроки изучения курса
Курс «Традиции и культура русского быта» общим объемом 70 часов изучается в течение 2 семестра. Из них 16 часов лекционные, 16 часов - семинарские занятия и 38 часов -самостоятельная работа.
1.4.Основные виды занятий и особенности

их проведения при изучении данного курса
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппаратурой.

Семинарские занятия проводятся в учебной лаборатории «Этносервиса» с использованием видео и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий, с элементами анимации.

Самостоятельная работа включает в себя занятия в библиотеке и медиаклассе ВГУЭС, работу с учебной и научно-исследовательской литературой, видео- и аудио материалами.
1.5.Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной

работы студентов при изучении курса
В ходе изучения данного курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения об этапах формирования русской бытовой культуры, о сосуществовании языческих и православных культурных традиций, о проникновении элементов иных культур.

Самостоятельная работа включает изучение исследовательской и учебной литературы, просмотр видеоматериалов. Целью работы является составление сценариев народных праздников, обрядов; анимационных проектов, посвященных персонажам славянского язычества, смеховой культуры.

Семинарские занятия демонстрируют степень усвоения студентами каждой темы. Особенность семинарских занятий в том, что они проводятся в форме ролевых игр, когда каждый студент должен продемонстрировать не только теоретические знания о предмете, но и умение использовать их на практике.
1.6.Техническое и программное

обеспечение дисциплины
Видео и аудио материалы: видеокассеты, диски, аудиозаписи.
1.7. Виды контроля знаний студентов и их отчетности
Знания студентов, их умения и навыки оцениваются на каждом семинарском занятии, посещение лекций оценивается также. Полученные баллы суммируются в промежуточной и итоговой аттестациях. Необходимым минимумом для допуска на итоговый экзамен является получение студентом сорока баллов. Экзамен сдается в форме электронного тестирования. Итоговая оценка выставляется в соответствии с положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1.Перечень тем лекционных занятий.
Тема 1.Традиционная культура.

Определение термина "культура" с позиций изучаемого курса. Продукт человеческой деятельности. Образ жизни людей, включающий человеческое поведение, взаимоотношения, материальные аспекты жизни, духовные ценности. Материальная и духовная культура. Двоякая функция материальных объектов: утилитарная, сакральная (символическая). Условность границы между материальной и духовной культурой

Традиционная культура. Повторение, «наследственная память коллектива». Поддержание представлений и образа жизни, сложившихся в период существования язычества, в рамках модели мира: космос - хаос.

Предписанное поведение. Ритуал - модель предписанного поведения. Жесткие программы поведения. Отрицательные и положительные ритуалы. Обычай - стереотипизированная форма поведения. Регуляция поступков членов этноса в конкретных ситуациях

Этнология - наука об этносах. Подходы к определению этноса. Этнос как народ. Этничность. Теории этничности. Культурная и этническая идентичность

Методология исследования. Комплекс методов этнологических исследований. Изучение культуры быта как системы символов и значений, интерпретация социальных систем и их взаимодействий, отражаемых в изучаемой культуре.

Методологические установки. Исторический подход. Адаптивный подход (адаптивная функция культуры). Культура как адаптивный механизм. Адаптация к окружающей среде, природно-климатическим условиям. Системы жизнеобеспечения. Специфические приемы и технологии для извлечения ресурсов окружающей среды. Культура жизнеобеспечения. Психологическая адаптация. Этническая экология.

Ценностный подход (аксиологическая функция культуры). Моральное значение, придаваемое определенным элементам культурной среды. Вариативность ценностных систем. Идеальный образ мира, представления о добре и зле. Ценностные доминанты.

Символический (семиотический) подход. Знаковые системы, знаковое поведение, знаковая (лингвистическая и нелингвистическая) коммуникация. Текст. Множественность текстов, составляющих культуру.

Диффузионизм. Теория культурных заимствований. Взаимопроникновение культур.

Функционалистский подход (функционализм). Социальные институты, нормы, обычаи, профанное и сакральное поведение - функциональные части культуры.

Методы в этнологии. Метод как способ изучения. Письменные источники; устные предания; археологические материалы; сравнительное языкознание; статистические методы; полевые исследования: включенное (соучаствующее) наблюдение, наблюдающее участие, метод эмпатии, метод делегированного интервью; междисциплинарные методы: статистические методы, математические методы.

Обращение к культурному наследию как источник культурной динамики. Уникальность способности человека развивать и передавать культуру. "Культурная динамика". Изменения - неотъемлемое свойство культуры. Противостояние накопленному опыту прошлого повседневной практики настоящего. Самобытность культуры. Этнический симбиоз. Историко - антропологический взгляд на ХХ столетие. Идентичность как процесс конструирования значимых миров. Идентичность как форма самоопределения личности или группы. Проблема меняющихся идентичностей. Обеспечение преемственности с современным субъектом идентификации.

Изменения культуры в эпоху глобализации. Множественность самобытных культур, их диалог и взаимодействие. Взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.

Процесс глобализации современной культуры: распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния, расширяющееся культурное общение. Культурный плюрализм.

Тема 2. Мифология

Миф как древнейшая система ценностей. Специфическое миросозерцание, возникшее в первобытном обществе. Условность и символичность мифа. Одушевление природы. Объединение человека и окружающего пространства в единый симбиоз. Трансформация мифических образов в духов, в богов.

Анимизм, тотемизм, фетишизм, фитолатрия, зоолатрия - составляющие религиозного феномена, ранние формы религии. Верования и ритуальные действия - составляющие религиозной практики. Религия - факт социальной жизни. Функция религии в обществе. Магические практики в современных обществах. Миф в современной культуре.
Язычество - «народная вера». Язычество - форма освоения человеком природы. Язычество как феномен древнерусской культуры. Этапы языческой культуры.

Персонажи славянского язычества: берегини, упыри, Род, рожаницы, Ярило, Купала, Перун, Сварог, Хорс, Даждьбог, Семаргл, Макошь и другие.

Сосуществование язычества и православия в народной культуре. Трансформация образов в контексте двоеверия.

Тема 3 Восточно-славянская демонология

Представления язычников о низших мифологических существах. Персонажи славянской демонологии и места их обитания. Антропоморфные, зооморфные образы.

Персонажи славянской демонологии и их функции в культуре повседневности. Обычай. Славянская демонология и христианская традиция.

Тема 4. Народный календарь.

Восприятие времени в традиционных культурах. Ориентация на стабильность, а не на перемены. Качества времени в традиционной культуре: разнокачественность, неоднородность, прерывность; сакральное (праздники) и обычное (будни); благоприятные - несчастные дни; «добрые» и «недобрые» часы.

Календарь в традиционной культуре. Природно-экологическая шкала времени. Основа - трудовая практика крестьян. Тесная соотнесенность с кругом сельскохозяйственных работ. Непрерывная борьба светлых и темных сил природы в представлениях славян о круговороте времен года. Ключевые (критические) точки годичного круга - зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. Три вида календарей: народный, церковный, светский.

Начало года согласно разным видам календаря. Народный, церковный, светский календари.

Годичный круг: исходная точка - наступление нового года: рождение нового солнца в конце декабря - Коляда; Святки, Масленица, Сретение, Пасха, Троица, Семик, Иван Купала, Спас, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров.

Праздничная обрядовость: игры, ряжение, колядование. Темы игр. Символика ряжения.



Тема 5. Круг жизни

Культура быта. Когнитивно - поведенческая сфера социально-культурной антропологии или сфера нормативной культуры. Обычно - правовая и этикетно - статусная стороны культуры.

Социальная организация. Значение родственных отношений. Отношение к предкам в социальной структуре традиционных и индустриальных обществ. Типы родственных связей.

Рубежные точки славянского языческого круга жизни: рождение, инициация, свадьба, смерть.

Свадьба. Значение свадебного обряда как важного элемента социальной организации. Ритуальное, экономическое и политическое значение отношений, возникающих между двумя категориями ранее родственно не связанных групп. Нуклеарная семья. Правила экзогамии, эндогамии.

Мифологическая символика брака и свадебной обрядности. Обряды традиционной свадьбы: Предсвадебные обряды, свадебные обряды, послесвадебные обряды. Охранительные действия, сопровождающие обряд.

Процесс трансформации свадебных обычаев и обрядов в современной культуре.

Родильная обрядовость. Циклы родильной обрядности: родины, крестины, послекрестильные (очистительные) обряды.

Погребальные обряды. Формы погребения. Этапы похоронной обрядности. Варианты погребальной одежды. Обряд венчания покойников.

Общие элементы свадебной, родильной и погребальной обрядовости.



Тема 6. Символика славянского дома

Использование пространства в соответствии с культурной традицией. Организация и использование пространства в целях расселения и проживания как важный фактор культурной идентичности. Характер расселения и поселений славян.

Материальные компоненты, типы и организация жилища.

Противопоставление дома окружающему миру (пространство закрытое - открытому, безопасное - опасному, внутреннее - внешнему). Защитная функция дома.

Дом - модель мира. Выбор места строительства. Места, неблагоприятные для строительства. Сооружение дома.

Традиционные формы и способы структурирования жилого пространства. Комплекс представлений, о строении мира и механизме ориентации в этом мире. Интерьер традиционного жилища. Пространственное место. Кластеры пространства.

Пища, одежда - как части материальной культуры. Свидетельство изменений в уровне жизни - расширение рациона питания, изменение в системе организации питания.

Расширение используемых предметов быта и социальных благ. Увеличение окружающих и используемых в повседневной жизни вещей как улучшение качества жизни. Изменения быта, связанные с комфортом, гигиеной и здоровьем людей.

Мужская одежда. Женская одежда: сарафанный комплекс, поневный комплекс. Славянская вышивка.

Тема 7. Необрядовый фольклор

Древнерусское искусство - синтез искусств в календарно-обрядовом фольклоре. Обрядовый и необрядовый фольклор. Отражение языческих представлений в устном народном творчестве. Древнерусский фольклор.

Языческий фольклор - заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы, поговорки, загадки, песни на пирах и тризнах; сказки.

Героический былинный эпос - вершина устного народного творчества. Герои национального эпоса: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святославович. Антигерои: Соловей Разбойник, Хан Гирей, Таракашка Корабликович, Чудище Поганое и др.

Лирические песни. Переходная область фольклора. Свойства: возникновение из игровых обрядов, сохранение связи с некоторыми обрядами (свадьба, хоровод). Воспроизведение традиционной модели мира с набором основных противопоставлений. Присутствие мифологических мотивов.

Хороводные песни. Тесная связь с календарным циклом.

Любовный заговор.

Тема 8. Смеховая культура

Культурно-психологический феномен смеховой культуры. Бахтин о смеховой культуре. Способность человека к комической оценке действительности. Академик Д.С.Лихачев о смеховом мире. Понятия "кромешный", "опричный". Юродство. Личина добровольного безумства. Гротеск, ирония - элементы смеховой культуры. Искажение буквального смысла. Праздник - выход за пределы повседневности.

Скоморошество в Древней Руси. Балаган и его персонажи. Раек. Лубок.
2.2. Перечень тем семинарских занятий.
Тема 1 Традиционная культура

1.Адаптивная функция культуры.

2.Диффузионизм. Взаимопроникновение культур.

3. Функционализм в культуре.

4. Этническая карта Приморья.

Тема 2 Мифология

1. Ранние формы религии в современной культуре.

2. Сценарий анимационной программы "Персонажи славянского язычества"

3. Славянская мифология в искусстве. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»,

балет И.Ф.Стравинского «Весна священная».

Тема 3 Восточно-славянская демонология

1. Персонажи языческой демонологии и их функции.

2. Сценарий анимационной программы "Персонажи славянской демонологии"

Тема 4 Народный календарь.

1. Зимние праздники славянского календаря.

2. Весенние праздники.

3. Летние праздники.

4. Осенние праздники.

5. Праздничная обрядовость: игры, ряжение, колядование. Анимационные программы.



Тема 5 Круг жизни

1. Рубежные точки славянского круга жизни.

3. Свадебная обрядовость в современной культуре.

4. Общие элементы свадебной, родильной и погребальной обрядности.



Тема 6 Символика славянского дома

1. Пространство славянской избы.

2. Значение деревянного орнамента во внешнем и внутреннем убранстве славянского дома.

3. Элементы традиционного славянского интерьера в современном дизайне.

6. Обязательные блюда в меню свадебного застолья в традиционной славянской культуре.

7. Прокомментируйте мнение одного из исследователей традиционной славянской культуры:

«"Открытый" русский дом перестал существовать. На его место заступило "закрытое" во всех отношениях пространство квартиры. Но квартира со всеми ее удобствами не смогла заменить сакрализованного пространства дома. Хаос, царящий во внешней жизни, стал переноситься в пространство квартиры. Разрушились традиции, создававшие особую атмосферу в доме, если они сохранились, то в вульгаризованном виде. Это ведет к медленной потере духовности». (Мельникова М.С. Новое видение культуры мира в XXI веке. //Материалы международной научной конференции. Владивосток: изд-во ДВГТУ, 2000. С.101).

Тема 7 Необрядовый фольклор

1. Функции различных форм языческого фольклора:

- заговоры,

- заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие),

- пословицы, поговорки,

- загадки,

- песни

- сказки.



Тема 8 Смеховая культура

1. Смеховая культура, ее функции.

2. Скоморошество.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1. Перечень самостоятельных работ студентов
1. Экскурсионные маршруты "Этническая история Приморья"

2. Сценарий анимационной программы "Персонажи славянского язычества"

3. Сценарий анимационной программы "Персонажи славянской демонологии"

4. Сценарий осеннего народного праздника.

5. Сценарий летнего народного праздника.

6. Сценарий весеннего народного праздника.

7. Сценарий зимнего народного праздника.

8. Традиционная славянская свадьба. Анимационная программа.

9. Символика славянской вышивки.

10. Славянская традиционная кухня.

11. Разработка анимационного проекта "Славянская изба на территории кампуса ВГУЭС"

12.Сценарий анимационной программы "Мифологические представления в русской волшебной сказке".

13. Сценарий анимационной программы "Балаган и его персонажи".
3.2. Обзор рекомендованной литературы
Юдин А.В. Русская народная духовная культура: [учебное пособие для студ. вузов] / А. В. Юдин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. - 415 с.

В пособии рассматривается традиционная русская культура, ее основные составляющие, специфические явления и периоды развития с Х по ХVII в. Пособие включает темы о восточно-славянской мифологии, календарно-трудовом цикле, о религиозных верованиях - православии и формировании двоеверия, о «смеховой культуре», фольклоре, бытовых обычаях и традициях.


Славянская мифология: энциклопедический словарь./Ред. С.М.Толстая, М., 1995.
Шангина И.И. Русские праздники. От святок до святок. - СПб. : Азбука-классика, 2004.-272с.

В книге ведущего научного сотрудника Российского этнографического музея рассказывается о наиболее значимых календарных датах, о праздниках православного и народного календаря, а также о сопровождающих их традиционных обрядах, приметах, поверьях. Отдельный раздел посвящен русской трапезе и содержи рецепты народной кухни.


3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения

дисциплины.
1. Понятие «культура» с позиции изучаемого курса.

2. Традиционная культура.

3. Традиционные представления о пространстве.

4. Представления о времени.

5. Язычество восточных славян.

6. Восточнославянские боги.

7. Фольклорно-мифологические персонажи.

8. Восточнославянская демонология.

9. Двоеверие. Механизмы слияния традиций

10. Образ времени в традиционной культуре.

11. Народный календарь.

12. Новогодние праздники.

13. Весенне-летние обряды.

14. Осенние праздники.

15. Круг жизни.

16. Свадебная обрядность.

17. Необрядовый фольклор.

18. Лирические песни.

19. Народные игры.

20. Язычество в былинах.

21. Малые фольклорные жанры.

22. Карнавальные праздники и «смеховый мир».

23. Русские скоморохи.

24. Балаган, раек, лубок.


4.СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература
Юдин А.В. Русская народная духовная культура: [учебное пособие для студ. вузов] / А. В. Юдин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. - 415 с.

Славянская мифология: энциклопедический словарь./Ред. С.М.Толстая, М., 1995.


4.2. Дополнительная литература
Тема 1 Традиционная культура.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995.

Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма М., 1989.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.Народы, расы, культуры. М., 1984.

Теория антропологии и ее методы: Истоки и развитие/ Под.ред. М.М.Герасимовой, Н.А.Дубовой. М.,2001. Ч.1-2.

Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2004.

Тема 2 Мифлогия

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991.

Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. М., 2001

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.,1995.

Шапарова Н.С.Краткая энциклопедия славянской мифологии. М.,2001

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986.

Язычество восточных славян. Л.,1990.

Тема 3 Восточно-славянская демонология

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996.

Новичкова Т.А. Русский демонологический словарь. СПб., 1995.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Славянская мифология: энциклопедический словарь./Ред. С.М.Толстая, М., 1995.



Тема 4 Народный календарь.

Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне - летний цикл. М., 2002.

Громыко М.М. Мир русской древни. М., 1991.

Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

Карагод широкий. Владивосток., 1994.

Некрылова А.Ф. Круглый год. М., 1991.

Русский праздник: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001.

Соколова В.К.Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.,1979.

Шангина И.И. Русские праздники. От святок до святок. СПб., 2004.

Тема 5 Круг жизни

Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета: этнографические очерки. Л.,1990;

Бгажноков Б.Х.Гуманистические основания этнологии. М., 2003.;

Никишенков А.А.Традиционный этикет народов России (XIX- начало XXв.). М., 1999;

Толерантность и культурная традиция/ Отв.ред. М.Ю.Мартынова М., 2002;

Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко М., 2002.



Тема 6 Символика славянского дома

Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX - начало XX вв.). - М., 1997.

Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000.

Археология. Древняя Русь. Быт и культура. - М.: Наука, 1997.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2005.

Богyславская И. Я. Рyсская вышивка. М., 1972

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Изобразительные мотивы в Русской народной вышивке. Составители Дурасов Г.П, Яковлева Г.А.-М., 1990.

Кобко В.В.Традиционная одежда старообрядцев Приморья. Владивосток,1994г.

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19 - начала 20 в.-М.1984.

Пармон Ф.М. Композиция костюма.М..1997.

Русские. - М.: Наука, 1999.

Русская изба (внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстр. Энц./Авт.-сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. СПб., 2004.

Рыбаков Б.А Язычество древних славян. М., 1981.

Соболевская Н.А. Крестьянские поселения и постройки Амурской области конца XIX - нач. XX века: историко-этнографический аспект. Этнос и природная среда. Владивосток, 1997.

Традиционное жилище народов России: XIX - начало XX в. М., 1997.

Фалеева В. А. Женский пеpсонаж в pyсской наpодной вышивке. Л.,1973.

Тема 7 Необрядовый фольклор

Аргудяева Ю.В. Игры, забавы и развлечения в традиционной культуре славян Приморья. Владивосток, 1999 г.

Козлов А.В. Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря: жизнеописания святых, обычаи, гадания, поверья, приметы. СПб.,1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1995.

Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М.,1963

Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М., 1991.

Семенова И.В., Семенов О.В. Украинская песенная традиция в Приморье (по материалам экспедиций). Владивосток, 1999.

Фетисова Л.Е. Восточнославянский фольклор на юге Дальнего Востока России. Владивосток, 1994 г.



Тема 8 Смеховая культура.

Балдина О. Русские народные картинки. М., 1972.

Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховый мир» Древней Руси. Л., 1976.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ……………………………………

1.1.Цель и задачи учебного курса………………………………………………………………

1.2.Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса, в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника………………………………..…………..

1.3.Объем и сроки изучения курса………………………………………………………………

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса…….

1.5.Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса………

1.6. Техническое и программно обеспечение дисциплины…………………………………….

1.7. Виды контроля знаний студентов и их отчетности…………………………………….

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………………………………

2.1. Перечень тем лекционных занятий………………………………………………………

2.2. Перечень тем семинарских занятий………………………………………………………

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА…………………………

3.1. Перечень самостоятельных работ студентов……………………………………………..

3.2.Обзор рекомендованной литературы ………………………………………………….

3.3.Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

4.СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

4.1.Основная литература…………………………………………………………………..



4.2.Дополнительная литература……………………………………………………………


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница