Учебная программа дисциплины гсэ. В. 3 Мировая художественная культура специальность 050706. 65 Педагогика и психология



страница1/3
Дата09.11.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3

Министерство образования Российской Федерации



ФГБОУ ВПО

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.В.3 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 050706.65 Педагогика и психология

Ишим 2011




УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

_литературы_______________________________________________________________________________________________________________________________ и культурологии

Протокол № 11 от «8» _июня_ 2011 г.

Зав. кафедрой
_З.Я. Селицкая

роспись И.О.Ф зав. кафедрой


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого совета _филологического факультета

Протокол № 9 от «_1_» _июля_ 2011 г.

Председатель Ученого совета _педагогического факультета


В.А. Неволина

роспись И.О.Ф зав. кафедрой


СОГЛАСОВАНО

«_14_» _июня_ 2011 г.


Начальник

отдела ИБО Л.Б. Гудилова_



роспись И.О.Ф нач. ОИБО

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с «_1_» _сентября_ 2011 г.
РАЗРАБОТАН __старш.преподавателем И.Г.Вьюшковой

(наименование структурного подразделения (ий), разработавшего (их) документ или руководитель рабочей группы и ее члены)


РЕЦЕНЗЕНТЫ

__З.Я. Селицкая, к.ф.н., доцент___________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)



Т.П.Савченкова, к.ф.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)


Периодичность ПЕРЕСМОТРА _1 раз в год__

Содержание

1. Программа дисциплины

1.1. Выписка из ГОС ВПО…………………………………………………….4

1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины …………………4

1.3. Требования к уровню изучения дисциплины……………………………4

1.4. Требования к организации дисциплины…………………………………4

2. Содержание разделов дисциплины…………………………………………….5

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий.…………………………5

2.2. Содержание разделов дисциплины…………………..............................5

2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...6

3. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов…………...7

3.1. Организация аудиторной работы студентов……………………………7

3.1.1. Конспекты отдельных лекций………………………………………... 7

3.1.2 Планы практических занятий и методические рекомендации к ним..9

3.2. Организация самостоятельной работы студентов……………………..15

3.2.1. Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля..15

3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………16

4. Материалы входного, текущего и итогового контроля………………………17

4.1. Материалы входного контроля…………………………………………17

4.2. Материалы текущего контроля…………………………………………19

4.2.1. Примерные темы рефератов…………………………………………26

4.2.2. Тестовые задания………………………………………………………29

4.3. Материалы итогового контроля…………………………………………33

5. Терминологический минимум…………………………………………………34



1. Программа дисциплины

1.1. Выписка из ГОС ВПО

ГСЭ.В.3 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

80 час.
1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цели дисциплины:

- Приобщить студентов к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры.

- Силой воздействия различных видов искусства в их комплексе способствовать развитию студента, формированию его духовного и эстетического воспитания.

Задачи дисциплины:

- Создание условий для того, чтобы студенты получили целостное представление о мировой художественной культуре.

- Знакомство с выдающимися памятниками и шедеврами искусства, примерами творческой деятельности отдельных художников.

- Познание закономерностей смены художественных моделей мира, художественных стилей и формирование индивидуального варианта осмысления мира.

- Развитие способностей эстетического восприятия и осмысления как феноменов культуры, так и всего многообразия жизненных явлений, человеческой деятельности, проблем собственного жизнестроения.

- Освоение доступных источников и каналов художественной информации, а также способов ее анализа.

1.3. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен



знать:

- основные закономерности развития мировой художественной культуры;

- основные теоретические, эстетические, искусствоведческие понятия;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох.



уметь:

- сформулировать свое оценочное суждение о художественных ценностях:

- пользоваться справочной, культурологической и искусствоведческой литературой, анализировать и интерпретировать ее.

владеть навыками:

- целостного анализа художественной культуры разных эпох;

- интерпретации художественных ценностей.

1.4. Требования к организации курса

Виды учебной работы


Всего часов



Распределение по семестрам в часах

5

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

40

40

Лекции (Л)

20

20

Практические занятия (ПР)

20

20

Самостоятельная работа (СРС)

40

40

Курсовые работы

-

-

Рефераты







Экзамен / зачет

зач

зач



2. Содержание дисциплины
2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий




темы



Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ

СРС

1.

Особенности художественной культура

Древнего Египта



4




2

2

2.

Художественная культура античности

4




2

2

3

Символический смысл древнерусского

православного храма



4

2




2

4.

Древнерусская икона

4

2




2

5.

Русское искусство средневековья

4




2

2

6.

Художественные памятники Московского Кремля

4




2

2

7.

Возрождение

6

2

2

2

8.

Барокко

4

2




2

9.

Рембрандт (1606-1669)

4




2

2

10.

Малые голландцы

4

2




2

11.

Классицизм

4

2




2

12.

Русский портрет второй половины XVIII века

4

2




2

13.

Романтизм

4

2




2

14.

К.П. Брюллов (1799-1852г.)

4

2




2

15.

Реализм XIX века

6




2

4

16.

Кубизм и абстракционизм

4




2

2

17.

Основные художественные направления в искусстве первой трети XX века

6

2




4

18.

Кино - синтетический вид искусства

6




4

2




ВСЕГО

80

20

20

40


2.2. Содержание разделов дисциплины

1. Художественная культура Древнего Египта

Канонический характер искусства. Связь всей культуры с заупокойным культом и ритуалом.



2. Художественная культура античности

Понятие «Античность». Хронологические рамки. Философия. Гуманистические основы и объективизм античного искусства. Расцвет всех видов искусства.



3. Символический смысл древнерусского православного храма

Понятие о символике. Христианство. Роль веры в Древней Руси. Храмовое зодчество.



4. Древнерусская икона

Понятие об иконописи, иконописных школах. Роль иконы в жизни православного человека. 5. Русское искусство средневековья

Ср. века и их роль в развитии культуры.

6. Художественные памятники Московского кремля

Московский Кремль как выдающийся памятник нашего Отечества.



7. Западноевропейское искусство Возрождения

Понятие о Возрождении в разных странах: периодизация, особенности.



8. Художественная культура XVIII века

Ф.С. Рокотов.

Д.Г. Левицкий

9. Романтизм

Историческая обусловленность возникновения. Идейные и художественные задачи.



10. Реализм XIX века

Критический реализм в искусстве второй половины XIX века. Содержание понятия. Основные имена.



11. Основные художественные направления в искусстве первой трети XX века

Творческие течения в изобразительном искусстве. Их особенности, имена основных представителей.



12. Кино – синтетический вид искусства

История возникновения кинематографа и его роль в современной жизни.



2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины используются учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы), видеоматериалы о культуре Египта, Античности, Возрождения, XVIII, XIX, XX вв.




  1. Художественная культура Древнего Египта

Видеофильмы:

Пирамиды в Гизе // Чудеса священные и загадочные. – Издательский дом «Ридерз

Дайджест». – 1997 (11 минут). – 1 экз.

2. Символический смысл древнерусского православного храма

Видеофильмы:

Храм Святой Софии. Стамбул // Чудеса священные и загадочные. – М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест». – 1997 (13 мин.). – 1 экз.


3. Древнерусская икона

Видеофильмы:

Искусство Древней Руси // Русский музей. – М.: Видеостудия «Кварт», 2002

(25 мин.). – 1 экз.

4. Художественные памятники Московского Кремля

Видеофильмы:

Обзор памятников Кремля // Московский Кремль. – М., 2000 (30 мин). – 1 экз.



5. Западноевропейское изобразительное искусство эпохи Возрождения

Видеофильмы:

Джотто //Всемирная история живописи: в 3-х ч. – Ч.1. – Сер.2 Герой идет вперед. – Союз – видео, 2001 (5 мин). – 1 экз.



6. Барокко

Видеофильмы:

Собор Святого Петра. Ватикан // Чудеса священные и загадочные. – М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест». - 1997 (11 мин.). – 1 экз.



7. Рембрандт Ван Рейн

Видеофильмы:

Рембрандт // Государственный Эрмитаж. – СПб., 2000 (20 мин.). – 1 экз.



Диапозитивы:

8. Классицизм

Видеофильмы:

Версаль. Франция // Великие творения людей. – М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест». - 1997 (10 мин.). – 1экз.

Пуссен, Лоррен // Всемирная история живописи: в 3-х ч. – Ч.2. – Союз - видео, 2001 (9 мин). – 1 экз.

9. Русская портретная живопись второй половины XVIII века:

Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий.

Видеофильмы:

Ф.С. Рокотов. Д.Г. Левицкий. В.Л. Боровиковский //Русское искусство XVIII - XIX веков. – М., - 2002 (24 мин.). – 1 экз.


10. Романтизм

Видеофильмы:

Живопись романтизма // Всемирная история искусств: в 3-х ч. – Ч.2. – Союз - видео, 2001 (14 мин). – 1 экз.


11. К.П. Брюллов

Видеофильмы:

Карл.Брюллов. – М.: ГТГ, 2000 (23 мин.). – 1 экз.


12. Реализм в изобразительном искусстве XIX века.

Видеофильмы:

Отпечатки света // Всемирная история искусств: в 3-х ч. –Ч.3. – Союз – видео, 2001(13 мин). – 1 экз.



13. Основные художественные направления в искусстве первой трети XX века

Видеофильмы:

Новыми глазами // Всемирная история искусств: в 3-х ч. – Ч.3. – Союз - видео, 2001 (19 мин). – 1 экз.

В.В. Кандинский // Искусство русского авангарда. – М., 2001 (20 мин.). – 1 экз.

Сюрреализм // Всемирная история искусств: в 3-х ч. – Ч.3.- Сер.9. – Союз - видео, 2001 (6 мин). – 1 экз.



14. Кино – синтетический вид искусства

Видеофильмы:

Ч.Чаплин. Исцеление. – СПб., 2002 (18 мин.). – 1 экз.


3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1. Организация аудиторной работы студентов

3.1.1. Конспекты отдельных лекций

1. Художественная культура Древнего Египта

Канонический характер искусства. Связь всей культуры с заупокойным культом и ритуалом.

Монументальное зодчество как доминантный вид искусства. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Синтез искусств.



2. Художественная культура античности

Антропоморфизм художественных представлений античности. Гуманистические основы и объективизм античного искусства.

Преемственность и новаторство римской античности.

Пафос практичности в римской художественной культуре.

Основные памятники древнеримской архитектуры и скульптуры.

Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре.



3. Символический смысл древнерусского православного храма

Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.

Семантика православного храма, синтез искусств в храме.

4. Древнерусская икона

Художественный язык древнерусской иконописи. Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии. Икона в литургическом пространстве.

Высокий русский иконостас.

А.Рублев и Ф. Грек, их роль в создании высокого русского иконостаса.

Русская икона как часть иконостаса, часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили ее художники в высоком иконостасе.

Творчество Ф. Грека и его влияние на развитие новгородской живописи. Своеобразие живописной манеры мастера. Страстность и внутреннее напряжение, духовная энергия образов Ф.Грека, их индивидуальные характеристики.

Творчество А. Рублева – вершина национальной школы иконописи.
5. Русское искусство средневековья

Генезис древнерусской культуры. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.

Семантика православного храма. Русская иконопись и ее особенности.

Московский Кремль – великий памятник нашего Отечества.



6. Художественные памятники Московского кремля

Московский Кремль как выдающийся памятник нашего Отечества.

Воплощение в Кремле идеи «Москва-третий Рим». Стены и башни Кремля, ансамбль Соборной площади, Ивановская площадь.

Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества в сооружениях Московского Кремля.

Московский Кремль как образец для воздвижения многих крепостей последующих эпох.

7. Западноевропейское искусство Возрождения

Антропоцентризм художественной картины мира; обращение к античному наследию. Гуманизм и универсализм художественной культуры Возрождения.

Возрождение в Италии, его периодизация.

Титаны итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Своеобразие Возрождения в Венеции.

Северное Возрождение.



8. Художественная культура XVIII века

Ф.С. Рокотов. Создание портрета – типа, соответствующего гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести достоинстве, «душевном изяществе».

Д.Г. Левицкий – создатель парадного портрета нового типа и великий мастер камерного портрета.

9. Романтизм

Историческая обусловленность возникновения. Идейные и художественные задачи. Основные направления романтических поисков идеала: история, этнография, «естественная» жизнь поселян, мистический мир, поэтический вымысел, фольклор.

Антинормативность романтизма и единство принципов его поэтики: интерес к уникально единственному; содержательно-композиционные оппозиции; незавершенность и динамизм формы; экспрессивность «живописного стиля».

Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека.

Национальная специфика и устойчивые общие черты, их проявление в произведениях различных видов искусства.

Национальные особенности отечественного романтизма.



10. Реализм XIX века

Критический реализм в искусстве второй половины XIX века. Содержание понятия. Основные имена.

«Бунт четырнадцати». Значение деятельности Н.Г. Чернышевского в определении художниками своего пути в искусстве. Создание Товарищества передвижных художественных выставок. Широта тематики, жанры передвижников. Простота и лаконичность художественного языка. Историческое значение творчества передвижников.

П.М. Третьяков и галерея его имени.

Французские художники – импрессионисты. Утверждение правды жизни в искусстве импрессионистов. Демократические принципы гуманизма, жизнеутверждение в их творчестве.

Импрессионизм и наука. Учение о диффузии цвета и новая техника письма импрессионистов.

Всемирное значение художественных открытий французских импрессионистов.

11. Основные художественные направления в искусстве первой трети XX века

Творческие течения в изобразительном искусстве. Стремление художников своим творчеством активно участвовать в познании и преобразовании мира, стремление определить новые задачи и место изобразительного искусства в жизни людей.

Фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. Их особенности, имена основных представителей.

12. Кино – синтетический вид искусства

«Великий немой» и его достижения. Синтетическая природа экранного искусства. Выразительные средства кино. Выдающиеся мастера мирового кинематографа.


3.1.2. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним

Методические рекомендации для преподавателя

1. Лекции. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

Лекции по темам курса «Мировая художественная культура» следует сопровождать компьютерными презентациями.

2. Практические занятия проводятся по узловым, наиболее сложным и значимым темам курса, требующим углубленного изучения и закрепления изученного материала на практических занятиях.

При подготовке к практическому занятию желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:


  • формулировка темы, соответствующей программе;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения занятия;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана занятия;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к занятию;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники и др.);

  • создание набора раздаточного материала.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде примеров историко-литературных и историко-культурных фактов;

  • уровень культуры речи.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • задачи и пути устранения недостатков.

3. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразны, но адекватны видам лекционных и семинарских занятий: конспекты соответствующих разделов учебника, выполнение тестовых заданий, контрольной работы, написание эссе. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. Самостоятельная работа должна быть направлена на углубление знаний и практических навыков по ключевым вопросам курса «Мировая художественная культура». Для создания положительной мотивации при самостоятельной работе, рекомендуется ориентировать практические задания на личность студента и его семью, придать им творческий характер. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

4. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


Методические рекомендации для студента по всему курсу:

Целью проведения практических занятий является расширение и закрепление знаний студентов по основным проблемам изучаемого курса.



При подготовке к практическому занятию студент должен:

  1. Изучить лекционный материал (если по данной теме была лекция).

2. Изучить рекомендованную к данному практическому занятию литературу.

3. На каждый вопрос плана должен быть подготовлен подробный развернутый ответ, в котором бы систематизировались знания, почерпнутые из лекций, научной литературы, дополненные примерами из проанализированных текстов.



  1. При работе со словарями необходимо точно указывать источник, из которого студент выписывает определение соответствующего понятия.

Например, – ЛЕЙТМОТИВ – (от нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – господствующее направление, образ, иногда художественно выразительная деталь, повторяющаяся в произведении. Так, в стихотворении И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» лейтмотив – заглавие произведения. Эти слова повторяются несколько раз (СМ.: Литература: Справочные материалы: Кн. Для учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. К.Д. Вишневский и др. – М., 1989. – С. 78).

5. К каждому практическому занятию необходимо выполнение соответствующих теме конспектов в тетрадях для практических занятий.

6. Если в плане указано: выполнить, сравнить, прокомментировать те или иные фрагменты критических статей, то задание должно быть выполнено в тетради.

7. Если в плане практического занятия обозначено задание: подготовить сообщение по указанному источнику (или нескольким источникам), то тогда один студент выполняет и оформляет его в виде доклада на листах формата А- 4, объемом 7-12 страниц и готовит устное выступление на 10 – 12 минут.


Методические рекомендации для студента к ПЗ 1

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, презентацию и индивидуальное задание, выписать особенности канона в тетрадь, размышление над высказыванием оформить в тетради в виде эссе.



Занятие 1.

Тема: Особенности художественной культуры Древнего Египта
План:

  1. Религиозно-мифологические представления древних египтян и отражение их в искусстве.

  2. Особенности художественного языка древнеегипетской архитектуры: обелиск, пирамида, храм.

  3. Канон изображения человека в круглой скульптуре и на плоскости.


Задание:

Поразмышляйте над высказыванием Данте: «И с вечностью пребуду наравне». Как оно связано с главным вдохновляющим источником художественного творчества в культуре Древнего Египта?



Индивидуальное задание:

Пирамиды в Гизе.


Методические рекомендации для студента к ПЗ 2

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, выписать основные черты древнегреческой культуры, охарактеризовать образ человека в греческой пластике, рассмотрев его эволюцию по периодам: от архаики до эллинизма, нарисовать схему древнегреческого ордера , охарактеризовав его роль в архитектуре, письменно порассуждать над высказыванием Шпенглера, выписать в тетрадь определения терминов и знать их значение.


Занятие 2.

Тема: Художественная культура античности

План:

  1. Основные черты древнегреческой художественной культуры.

  2. Образ человека в греческой пластике: от архаики до эллинизма.

  3. Древнегреческий ордер.

  4. Особенности искусства Древнего Рима.


Задания:

  1. О. Шпенглер писал: «Нет ничего более безличного, чем греческое искусство… Никогда еще не было искусства, которое уделяло бы такое исключительное внимание одной только ощупываемой глазом поверхности тела». Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте ответ.

  2. Сделать схемы архитектурных ордеров Древней Греции: дорического, ионического, коринфского.

3. Выписать в тетрадь значения следующих терминов: СТИЛОБАТ, СТЕРЕОБАТ, БАЗА, КАННЕЛЮРЫ, КАПИТЕЛЬ, АРХИТРАВ, ФРИЗ, КАРНИЗ, АНТАБЛЕМЕНТ, ФРОНТОН, ПОРТИК.

Методические рекомендации для студента к ПЗ 3

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, выполнить схему крестово-купольного типа храма и знать роль храма в христианской культуре, выписать в тетрадь определения терминов и выучить наизусть, выяснить отличие Софийского собора в Киеве от византийских образцов, начертить схему классического русского иконостаса и уметь объяснять его символику и отличие от картины на библейский сюжет.



Занятие 3.

Тема: Русское искусство средневековья

План

  1. Особенности культуры русского средневековья.

  2. Храм как «модель мира» в христианской культуре.

  3. Художественный язык древнерусской иконописи.


Вопросы и задания:

  1. Сделать схему крестово-купольного храма.

2. Выписать в тетрадь значение терминов: НЕФ, АПСИДА, НАРТЕКС, ЛОПАТКА, ПИЛЯСТРА, ЗАКОМАРА, АМВОН, КЛИРОС, СОЛЕЯ, ХОРЫ.

3. Уже древнейшие памятники каменного культового зодчества Киевской Руси отличались от византийских образцов, которым должны были следовать. Покажите на примере Софийского собора в Киеве, в чем состояли эти отличия, объясните, почему они появились.

4. Сделать схему классического высокого русского иконостаса.

5. Что называется иконостасом, что он символизирует?

6. Чем отличается икона от картины, написанной на библейский сюжет?
Методические рекомендации для студента к ПЗ 4

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, презентации к индивидуальным заданиям, знать основные этапы истории Кремля, особенности башен, композиционные особенности Успенского собора и Архангельского соборов.


Занятие 4.

Тема: Художественные памятники Московского Кремля

План:

  1. Стены и башни Кремля.

  2. Успенский и Архангельский соборы.

Задания:

  1. Записать в тетрадь основные этапы истории Кремля: первое упоминание о Москве в летописи, закладка первого Кремля, изменения при кн. И. Калите, Д. Донском и Иване ПI; площадь Московского Кремля, особенности башен.

  2. Отметить основные композиционные элементы Успенского собора А. Фиораванти и ренессансные черты Архангельского собора А. Нового (сделать записи в тетради).


Индивидуальные задания:

1. Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508. Арх. Б. Фрязин).

2. Царь – колокол и Царь – пушка.

3. Храм Василия Блаженного.


Методические рекомендации для студента к ПЗ 5

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, презентации к индивидуальным заданиям, знать основные черты и периодизацию эпохи Возрождения, знать характеристику и новатоство «Тайной вечери», особенности «Джоконды», представить сравнительную характеристику картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и иконы «Богоматерь Владимирская.


Занятие 5.

Тема: Западноевропейское изобразительное искусство эпохи Возрождения

План:

  1. Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения.

  2. Леонардо да Винчи: «Тайная вечерня», «Джоконда», «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»).

Задания:

  1. Выписать в тетрадь основные особенности эпохи Возрождения. Объяснить смысл названия эпохи. Периодизация итальянского Возрождения, основные черты и имена.

  2. Отметить новаторский характер фрески «Тайная вечерня»; художественные особенности и загадки «Джоконды».

  3. Сравнить картину «Мадонна Литта» с иконой «Богоматерь Владимирская», отметить общее и отличия.


Индивидуальные задания:

1. Леонардо да Винчи – ученый.

2. Тициан – глава Возрождения в Венеции.

3. Северное Возрождение.


Методические рекомендации для студента к ПЗ 6

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, знать основные черты барокко, особенности жизненного и творческого пути Рембрандта, уметь характеризовать каждый из периодов творчества художника. Особое внимание уделить истории создания и судьбы «Данаи» и «Возвращению блудного сына».


Занятие 6.

Тема: Рембрандт (1606-1669)

План:

  1. Язык барокко в живописи Рембрандта (на примере картины «Автопортрет с Саскией на коленях»).

  2. Период творческой зрелости (40-50-ые годы). Формирование творческой системы. «Даная».

  3. Портреты позднего периода. «Портрет старика в красном», около 1654, автопортреты.

  4. «Возвращение блудного сына» – нравственное завещание художника.


Методические рекомендации для студента к ПЗ 7

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, презентации к индивидуальным заданиям, выполнить конспекты указанных статей, знать особенности реализма XIX века, художественных открытий импрессионистов, выяснить роль и значение передвижников в живописи.


Занятие 7.

Тема: Реализм в искусстве XIX века

План:

  1. Реализм как творческий метод и ведущее художественное направление второй половины XIX века.

  2. Художественные открытия французских импрессионистов.

  3. Передвижники.

Задания:

  1. Законспектировать статью А.И. Кантора «Реализм» // Искусство: Прил. к газете «Первое сентября». 2000. - № 20. – С.11-12. – 1 экз.

  2. Законспектировать статью А. Михайлова «Передвижники и их историческое значение» // Искусство: Книга для учителя: в 3-х ч. Ч. 3 / Сост. М.В. Алпатов и др. – М., 1989. – С. 154-167. – 1 экз.

  3. Отметить хронологические рамки существования Товарищества передвижных художественных выставок, его организаторов; основные жанры передвижников с указанием названий картин и их авторов.

  4. Законспектировать статью М.В. Алпатова «Французский импрессионизм» // Искусство: Книга для учителя: в 3-х ч. Ч. 2– М., 1988. – С. 216-226 (или Искусство: Книга для чтения. – М., 1969. – С. 275-280). – 1 экз.


Индивидуальные задания:

1. П.М. Третьяков и галерея его имени.

2. К.Моне – глава импрессионистской школы.
Методические рекомендации для студента к ПЗ 8

Подготовить развернутые ответы на вопросы плана, знать основные черты каждого из этапов кубизма, особенности жизненного и творческого пути П.Пикассо, знать особенности абстракционизма, охарактеризовать периоды в творчестве художника Кандинского, отметив особо выразительные средства каждого из периодов. Представить свою точку зрения о программном произведении Малевича «Черный квадрат».


Занятие 8.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница