У истоков дизайн-образования в Оренбурге. Гсхм



Скачать 50.18 Kb.
Дата09.11.2016
Размер50.18 Kb.


У истоков дизайн-образования в Оренбурге.
ГСХМ (1920-1922 гг.)

Смекалов И.В.

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,

г. Оренбург
Оренбургские ГСХМ (Государственные свободные художественные мастерские) - одно из первых на Урале и в Поволжье высших специальных учебных заведений, оставившее заметный след в истории отечественного искусства. Художественно-проектные предложения, сформулированные сотрудниками ГСХМ стали одной из основ современных дизайна и архитектуры.

Преподавателями Оренбургских ГСХМ работали выдающиеся художники–авангардисты Беатриса Юрьевна Сандомирская (1894-1974), Сергей Александрович Богданов (1888-1967), Александра Платоновна Петрова (1896-1990), Иван Алексеевич Кудряшов (Кудряшёв) (1896-1972), и др.

Изучение творческого наследия ГСХМ - важная задача. В различных трудах по истории русского авангарда Оренбургские ГСХМ упоминаются, однако, никаких конкретных данных не приводится. Причина – отсутствие источников. В настоящей работе сделана первая попытка на основе обнаруженных автором архивных материалов очертить основные этапы развития Оренбургских ГСХМ и принципы преподавания.

Оренбургские ГСХМ были открыты 15 января 1920 г. по решению Наркомпроса; расформированы в 1922г. Базой при создании ГСХМ стала Оренбургская вольная мастерская живописи и скульптуры (1919).

Короткая история ГСХМ включала в себя несколько этапов, каждый из которых существенно отличался от предшествующего.

I этап (1920, январь – 1920, август) — длился от основания до провозглашения филиала УНОВИСа. Организатор (уполномоченный) Б.Ю.Сандомирская, а также командированные вместе с нею из Москвы преподаватели (инструкторы) подчинялись только центральному Наркомпросу и не привлекали местных художников к работе в ГСХМ.

Сначала были открыты две живописные мастерские и одна скульптурная. В живописных мастерских изучался «импрессионизм»-сезаннизм (рук. С.А.Богданов, А.П.Петрова). В скульптурной мастерской занимались кубистическим разложением форм в конструкциях из различных материалов (рук. Б.Ю.Сандомирская). Планировалось открыть ещё три мастерскиеживописную, живописно-декоративную, мастерскую без руководителя. Следовательно, созданная структура напоминала соответствующие столичные учреждения.

Несколько позднее к первой группе инструкторов из Москвы присоединились И.А. Кудряшов (близкий ученик К.С.Малевича), а также Любимский (инструктор живописно-декоративной мастерской).

Подмастерьями стали молодые местные художники и курсанты командирских курсов, переведённых из Витебска в Оренбург. Точное количество подмастерьев в этот период не установлено. Руководящий Совет включал в себя как инструкторов, так и подмастерьев. В коммунистическую ячейку входило 15 подмастерьев (1920, март).

Мастерские, автономные от губернских властей, проводили независимую художественную политику, этим объясняются конфликты с местной секцией живописцев РАБИСа и её председателем К.В. Николаевым (1920, март).

Отчётная выставка (1920, 30 мая — 5 июня) была приурочена к открытию Московской конференции учащих и учащихся искусству (1920, 2–9 июня). На выставке были представлены кубистические живопись и скульптура подмастерьев. В газетной рецензии отмечалось, что «в мастерских свирепствует эпидемия искательства левых форм». Сразу после конференции в Оренбург приехали К.С. Малевич и Л.М. Лисицкий. Состоялась публичная лекция К.С.Малевича «Государство, Общество, Критика и Новый художник Новатор» (1920, 25 июля). Визит лидеров супрематизма «идейно оформил» смену руководства, уже через три дня (28 июля) Б.Ю.Сандомирская была отстранена, мастерские переданы Губоно. Новым уполномоченным назначен С.А. Богданов. Провозглашён местный филиал УНОВИСа, Заметно сближение с местными художниками. Создана «единая живописная мастерская», т.е. декларировались занятия по программе, разработанной К.С. Малевичем. Однако это начинание вскоре встретило противодействие инструкторов. Верным принципам УНОВИСа среди них остался лишь И.А. Кудряшов.



II этап (1920, сентябрь – 1920, декабрь) – длился от объявления очередного приёма подмастерьев до раскола творкома УНОВИСа. К началу учебного сезона (1920, октябрь) на живописное, скульптурное и декоративное отделения пришло около сорока новых подмастерьев. Все они (и старшие, и вновь принятые) теперь были поделены на три группы по качеству предварительной подготовки: III (старшая) группа изучала импрессионизм, «новый реализм» и кубизм (инструкторы С.А.Богданов, А.П.Петрова.); I и II (младшие) группы изучали рисунок и «знакомились с цветом» (инструктор И.А. Кудряшов).

III этап (1921, январь — 1922) – от создания, наряду с Оренбургскими ГСХМ, ряда школ художественно-промышленного направления до их упразднения. На этом этапе ГСХМ были переданы в ведение губернского комитета профессионального образования (Губпрофобр) и влились составной частью в систему школ художественно-промышленной ориентации. Создан Совет художественно-промышленного образования. В соответствии со схемой, принятой во ВХУТЕМАСе, сформирован ряд школ: художественно-промышленная; полиграфическая; керамическая (1921, январь-февраль). Художественно-промышленную школу составляли пять мастерских: столярная, металлообрабатывающая, изделий из кожи, мастерская современного костюма и художественного шитья, декоративная. Здесь у 17 преподавателей занималось до 250 подмастерьев (квалификации — художник, мастер-инструктор). Учебно-показательная школа-мастерская керамики была организована на базе фаянсового завода Губсоюза. Здесь преподавали не москвичи, а местные мастера. Директор – живописец И.Н. Добровольский; среди преподавателей — художники С.И. Калмыков (вёл скульптуру) и З.Сучко (вёл рисунок). В школе-мастерской занималось до 120 подмастерьев.

Сведения о полиграфической школе конкретизировать не удалось.

Результаты работы преподавателей и подмастерьев были продемонстрированы на 1-й Государственной выставке картин (1921, февраль). Среди основных: работы С.А. Богданова («Натурщица», «Натюрморты»); И.А. Кудряшова («Проект супрематического оформления 1-го Советского театра»); С.И. Калмыкова («Проект росписи Храма-Музея-Дворца Изучения Видимых Форм Четырёхмерного Мира»); Н.К. Тимофеевой («Кубизм», «Портрет-абстракция» и др.), И.Н.Добровольского (серии «Мюнхен 1910», «Натурщицы»), З. Сучко (панно «Медуза»).

Оренбургские ГСХМ контактировали с подобными мастерскими, в других городах. Особенно тесными были связи с Витебском, Самарой, Москвой.

Во время последней (III) реформы количество преподавателей (станковистов) варьируется от шести до трёх, количество подмастерьев — от 76 до 50. Согласно архивным документам, в реформированном высшем учебном заведении «академического типа» служат три профессора (а не инструктора, как раньше) — С.А. Богданов, А.П. Петрова, И.А. Кудряшов (1921, март).

Среди подмастерьев Оренбургских ГСХМ — А.А. Александров, А. Бекчурин, Л. М. Бычков, Иванов-Крутов, В.З. Кондрашев, И.Е. Кубынин, Лапин, К.Н. Постников, О.А.Шпилько и др. (годы жизни подмастерьев не установлены).



Расформирование Оренбургских ГСХМ объясняется новым курсом центральной власти на уничтожение всей системы провинциальных художественных учебных заведений (1922). Некоторые оренбургские подмастерья продолжили учёбу в столице, во ВХУТЕМАСе.
Список литературы

  1. Карасик, И.Н. В круге Малевича: соратники, ученики, последователи в России 20–50-х годов // Сост. И.Н. Карасик. — СПб.: Palace Editions, 2000.

  2. Смекалов, И.В. УНОВИС в Оренбурге. — Оренбург, 2011.

  3. Rakitin, V. Kudriashov and Unovis (previously unpublished letters) // Russian Avant-garde 1910–1930 the G. Costaкis Collection. Тheory- Сriticism. Athens, 1995/p. 567–570.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница