Творцы поэтического слова. Рождение таланта А. Н. Корольковой



Скачать 72.06 Kb.
Дата02.11.2016
Размер72.06 Kb.
Творцы поэтического слова. Рождение таланта А.Н. Корольковой.
Русская земля всегда была богата талантами. Волшебный мир сказки, народного творчества, былин, песен, сказов увековечен незабываемыми именами хранителей памяти народной: Марии Кривополеновой, Марфы Крюковой, Алексея Чапыгина, Бориса Шергина, Степана Писахова.

Издавна славится своими сказками и песнями Воронежская область. Уже более ста лет ведутся сбор и изучение её фольклора. Среди людей, отдавших много любви, душевных сил и труда этому делу были поэты А.В. Кольцов и И.С. Никитин, известный учёный А.Н Афанасьев, страстный пропагандист народной песни М.Е. Пятницкий.

Воронежский фольклор богат и разнообразен, но среди различных жанров устного народного творчества, бытующих в крае, один из самых старинных и любимых – сказка. Имена многих воронежских сказочников получили широкую известность. Среди них редкостный знаток народной сказки и блестящий рассказчик – Анна Куприяновна Барышникова и одна из лучших сказочниц 20 века – Анна Николаевна Королькова.

Имя А.Н. Корольковой хорошо известно и в области, и далеко за её пределами.

«Жизнь моя большая, девяносто лет, а с чего начать - ума не приложу. Зачну как та старуха: взяла краюшку с полицы, глядит – с этого боку подгорелая, а с другого поджаренная. Вот задумалась: как же ей почать? А старик говорит: «С верхнего конца, какая с горчинкой, а хорошую - под конец, так – то, мол, слаще будет». Ну, она так и сделала. Я эту сказку давно слышала. А родилась я 15 февраля 1892 года в Воронежской губернии, Бобровский район теперь, село Старая Тойда, в семье крестьянина – бедняка». Так о своей долгой жизни, в свойственной ей поэтической форме, начинала рассказ Анна Николаевна Королькова.

В памяти жителей села крепко хранятся старинные песни, обряды, легенды и предания. В такой среде не мог не родиться человек, который не впитал бы в себя народную мудрость, знал сельские обряды и мог бы их донести людям. Родное село стало для Анны Николаевны опорой её творчества и духа.

Детство живой и любознательной девочки было трудным. С 8 лет её отдали прислуживать в крестьянскую семью. Там она присматривала за хозяйскими детьми, ходила за скотиной, пряла, вязала, работала в поле. Нелегко жилось Аннушке в чужих людях. Её часто обижали. И единственным человеком, который жалел и подбадривал её в этой семье, был «старый старик» Степан Иванович (он говорил, что другой век живёт).

Когда девочке делалось грустно, и она плакала, он ей говорил:

- Не плачь, Анка, приходи на пчельник, я сказку скажу. Может, про ковёр-самолёт, а то – про колдунью…

Так она стала ходить с ребятишками на пчельник, а он сказывал. Аннушка много запоминала.

Но, несмотря на всю тяжесть жизни по чужим людям, девочка выкраивала время, чтобы погулять с подружками, повеселиться, попеть – редкая свадьба обходилась без её участия – и она по праву слыла в родном селе лучшей сказительницей и песенницей.

Интерес к песне и сказке, свой творческий дар Анна Николаевна получила, как драгоценное наследство, от своих предков: деда Устина Сергеевича. Дедушка будущей сказительницы был сиротой. С восьми лет его отдали в поводыри к старым слепцам, где старцы сказывали стихи, пели. Слепцы, те самые калики перехожие, сбившись в артели нищей братии, несли духовную песнь, бесконечную жалобу по несбывшемуся счастию. Унылую мольбу к всевышнему о крохотной радости…. Своими сказаниями они составляли странную, смешную и трагическую историю человеческого мира. Тем и кормились.

В четырнадцать лет мальчик в своём же селе нанялся в работники. Через несколько лет Устин Сергеевич женился на бедной семнадцатилетней сироте из Берёзовки. Вот она и рассказала маленькой Анюте многие из тех сказок, которые Анна Николаевна хранила в памяти. Про неё А.Н. Королькова говорила, что была она «дюже деловая» и «высватала триста свадеб».

Часто рассказывала бабушка своей маленькой внучке и о прошлом родного села, о разбойнике Кудеяре, с именем которого связано название городища недалеко от Старой Тойды. Эти легенды потом часто звучали в выступлениях А.Н. Корольковой.



Атаман Кудеяр
Теперь здесь поля да села, а когда - то, сказывали старые люди, были непроходимые леса, а в лесах тех жил знаменитый атаман Кудеяр. Бары пуще огня боялись Кудеяра. Когда они ехали лесом, то переодевались в крестьянскую одёжу. Но Кудеяра трудно было провести, он по рукам узнавал, посмотрит на руки, а у барина руки гладкие да белые.

- А ну, - скажет, - слазь! Хоть ты и в другой коже, а сердце у тебя всё то же.

Сколько раз хотели поймать Кудеяра, да где там, ищи ветра в поле. Как - то идёт царская стража Кудеяра ловить, а навстречу им мужичок.

- Ей, старина, - говорят, - а не знаешь ли, где тут Кудеяр?

- Как не знать, - отвечает тот, - сам видел, как он по сосне взбирался, до неба хотел добраться, а добрался или нет – про это не знаю.

Задрали те головы и смотрят, а мужичок смеётся:

- Дурак – как мешок, что в него сунут, то и несёт. Сказал так – то и пропал. А это и был сам Кудеяр.
Кудеяр на барском пиру
А вот ещё такой случай был. Собрал богатый барин пир. Созвал он гостей, почитай, со всей округи. Лакеи снуют, музыка играет, вино рекой льётся, одни словом, господам – и то такой пир в диковинку. Ну, ладно, сели это за столы, а барину докладывают, что какой- то большой начальник приехал.

Подкатила эта тройка к барскому крыльцу, выходит начальник с виду молодой, но такой строгий. Провели его к столу, поднялись все и стали вино пить. А барин выпил стакан и стал бахвалиться:

- Все боятся Кудеяра, а вот я нет, только попадись мне на глаза, так я его на первой осине повешу.

Встал тогда начальник, что приехал, и смеётся.

- А может этот самый Кудеяр с вами за одним столом сидит.

Перепугались господишки, стали друг друга оглядывать, а начальник, что приехал, снял с головы парик и крикнул:

- А ну, кому хотелось увидеть Кудеяра?!

Наставил он на них пистолет, а бары от испуга в кучу сбились, стоят, трясутся.

Засвистел Кудеяр, и тут же его люди сбежались. С барами тогда круто расправились, а добро барское крестьянам роздали.

Анна Николаевна вспоминала об этом позже так: «когда я была в детстве, их, сказки эти, только и рассказывали. Ведь тогда дюже бедно жили: ни избы – читальни, ни библиотеки, ни кино. Вот детям сказки и рассказывали, чтобы не баловались. Вечером – кто чулки вяжет, кто мотки мотает, кто заплатки кладёт, ну а нам сказки. Положит нас бабка на печи и давай сказывать. Они разные были: и детские, и взрослые, и шуточные, и были про разных про богатырей. У меня память большая, я всё запоминала ».

Бегала Аннушка вместе с деревенскими детьми и на пасеку к Степану Ивановичу Растрыгину, много сказок и былин он знал.

Первоначальное потрясение от услышанных сказок было сильным. Оказывается, есть народное слово, которое поражает меткостью и глубиной содержания. Без всяких затруднений, а лишь по душевной потребности, Аннушка легко запоминала сказки, песни, пословицы, поговорки, частушки, былины про славных богатырей.

Располагая таким богатым фольклорным материалом, иногда поправляла услышанное, считая что «так будет лучше», и незаметно для себя стала сочинять.

Эх, полюбилися полям ручьи чистые

Эх, песни девушки поют голосистые

Эх, уродилася в полях рожь красавица

Эх, золотым зерном она наливается.

Позже, как подросла и окрепла немного, стала Анна на подёнщину ходить, в людях жила вместе с другими «девками»: тишанскими, бродовскими, садовскими. В редкие минуты отдыха в поле Аннушку просили рассказать сказку. И она никогда не отказывала.

Анна Николаевна об этом позже вспоминала так: « Бывало, работаем на покосе ай там у купца, - как дождь, мы в курень.

- Анютка, ты б чего рассказала!

Вот я и пошла сказки сказывать. Ну, меня и любили – и девки, и ребята, и старики. И хотя была неправая (ножку в детстве ещё повредила), но меня никто не дразнил, не обижали».

Её стали приглашать на семейные торжества, где она пела и веселила гостей. С поклонами, с величавыми песнями поздравляла жениха и невесту, сыпала прибаутками. С годами она в совершенстве овладела секретами народного красноречия и стала талантливой современной сказительницей.

В селе прошло детство и молодые годы, полные лишений и трудностей. Здесь она вышла замуж за Ефима, трудолюбивого и мастерового. Многое пришлось пережить семье за годы двух революций, Первой мировой и гражданской войн, голода 1921-1922 гг. К концу 20-х годов жизнь стала налаживаться. К тому времени в семье было уже шестеро детей.

С появлением в селе уполномоченных по организации колхоза, оба вступили в него. Придавленное войной и бедностью село не очень-то возражало против организации коллективного хозяйства, больше молчало, наблюдая за новизной в привычном укладе жизни.

В 1933 году Анна Николаевна с семьёй переехала в Воронеж. Покинуть родное село заставил голод. Муж пошел работать на завод имени Кирова. В многодетной семье Анна Николаевна осталась домохозяйкой. Поселились в бараке, где жизнь напоминала большую родительскую семью холостого Ефима, насчитывавшую тридцать три едока.

Но дома сидеть не захотела. На общественных началах стала ходить в детские сады, ясли, школы. Сказки рассказывала. Не могла она жить и без песни и вскоре собрала хор из тойденских женщин.

В Старой Тойде всегда любили и умели петь. Заводской хор, исполняя старинные, протяжные, плясовые песни и, конечно, частушки, очень скоро приобрёл популярность. А на Всероссийском смотре коллективов художественной самодеятельности предприятий в г. Ярославле вышел победителем. Хор пригласили в Москву. С огромным успехом концерт перед первыми лицами государства, где артистам аплодировал сам Сталин.

Хор и сказка принесли А.Н. Корольковой известность. В квартире стали бывать студенты, доценты, писатели. Перед Великой Отечественной войной воронежский фольклорист и литературовед В.А. Тонков записал от Анны Николаевны тридцать две сказки, часть которых вошла в книгу «Сказки А.Н. Корольковой» (1941) и в сборник «Песни и сказки Воронежской области» (1940). В послевоенные годы отдельные сказки Анны Николаевны были опубликованы в сборниках воронежского фольклора, выходили в литературной обработке для детей.

Во время Великой Отечественной войны А.Н. Королькова с семьёй выехала в родное село. Здесь она приняла участие в организации хора, с которым выезжала в прифронтовую полосу, давала концерты в воинских частях и госпиталях. Хор этот затем частично влился в организованный в 1943 году хор русской народной песни под руководством К.И. Массалитинова.

Бывая с хоровым коллективом в гостях у воинов Красной Армии, Анна Николаевна не раз рассказывала бойцам свои сказки. Однажды к ней подошел генерал, поблагодарил и сказал: «Спасибо тебе, мать, большое спасибо! Русская у тебя душа, твои сказки дух подымают»



В 1943 году А.Н. Королькова возвращается с семьёй в Воронеж. За годы войны она сочинила немало пословиц, поговорок, частушек, песен и сказок. К этому времени её талант сказительницы ещё более расцвёл. В послевоенные годы от А.Н. Корольковой было записано и опубликовано более ста сказок. А в 1957 году народную сказительницу, закончившую один класс церковно-приходской школы, не умевшую писать приняли в члены Союза писателей СССР. Ее сказки издавались не только в нашей стране. С ними знакомилась детвора Японии, Чехословакии, Германии. В чем же загадка её популярности? Наверное, в том волшебном мире сказки, народного творчества, который она нам подарила.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница