Туризм обзор отрасли май 2003



Скачать 250.83 Kb.
Дата22.04.2016
Размер250.83 Kb.

Май 2003 г.



ТУРИЗМ

Обзор отрасли

МАЙ 2003



СОДЕРЖАНИЕ

Ситуация на рынке международного туризма 2

Внутренний туризм 5

Международный выездной туризм 8

Зимний сезон 9

Летний отдых. Прогнозы на сезон 2003 г. 11

Въездной туризм 13

Участники российского туристического рынка 17

Основные операторы международного выездного туризма 18

Компании, работающие в сегменте въездного туризма 19

Внутренний туризм: основные операторы 19

Профессиональные ассоциации 20

Прогноз развития туристической отрасли в России 22

Источники и ссылки 24

Ситуация на рынке международного туризма


По оценкам Всемирной туристкой организации (ВТО), ситуацию на туристском рынке определяет мировая экономическая конъюнктура, рост цен на нефть и снижение биржевых котировок. Но самой большой проблемой в мировом туризме является неопределенность общеполитической и экономической ситуации. Несмотря на отнюдь не радужные ожидания специалистов и прогнозируемые кризисные тенденции, мировая отрасль туризма завершила 2002 г. с 3%-ным ростом, в очередной раз доказав свою устойчивость к внешним воздействиям.

Согласно предварительному отчету ВТО, в 2002 г. общий объем туристских прибытий составил 715 млн человек, что на 22 млн больше, чем в 2001 г., и на 19 млн больше, чем в самый удачный для отрасли период празднования нового тысячелетия – 2000 год. Статистика международных туристских прибытий (ITA) охватывает только часть мировой индустрии гостеприимства, не учитывая весьма внушительные объемы внутреннего туризма, который развивается быстрыми темпами, особенно в США.

Итоги года оправдали прогнозы специалистов, а на некоторых региональных рынках даже превзошли их. Итоги работы отрасли в 2002 г. отразили заметные изменения на мировой туристической карте. Первенство, как и прежде, принадлежит Европе, а на вторую строчку рейтинга вышел Азиатско-Тихоокеанский регион, доля которого на мировом рынке туризма поднялась с 15,5% в середине 1990-х гг. до 18,3% в 2002 г. При этом АТР потеснил американский рынок – доля последнего за прошедшие 8 лет сократилась с 19,7% до 16,8%. Рост объемов туристских прибытий на Ближний Восток и африканский континент оказался ниже среднемирового уровня, но при этом оба региона закончили 2002 г. с положительной динамикой.

На долю стран Европы пришлось 57,7% мирового турпотока. Лидирующие позиции здесь занимает регион Южного Средиземноморья – Испания, Италия, Греция, – доля которого составляет 20%. Доля стран Западной Европы составила 19,8%. Такие страны, как Германия, Австрия, Великобритания, Бенилюкс в 2002 г. продемонстрировали некоторый рост туристских потоков. Среди государств Центральной и Восточной Европы существенный спад был зафиксирован только в Польше и Чехии – он превысил 5%, что связано с летними масштабными наводнениями.

Более 130 млн туристов посетили в 2002 г. Азиатско-Тихоокеанский регион, который многие эксперты считают главным туристическим рынком ближайшего будущего. Наибольшую динамику роста здесь продемонстрировали страны Северо-Восточной Азии (+12%), вслед за которыми с большим отрывом идут государства Юго-Восточной Азии (чуть менее 4%), Южной Азии (2%) и Океании (1%).

Америка оказалась единственным регионом, закончившим 2002 г. с отрицательным результатом, хотя по сравнению с 2001 г. падение объемов туристских прибытий здесь несколько замедлилось. Регион Северной Америки (США, Канада, Мексика) достиг небольшого роста благодаря усилению позиций канадского рынка. Еще более заметный спад – на уровне 7% – произошел на южноамериканском рынке.

Различную динамику туристских прибытий продемонстрировали в 2002 г. страны Африки. Североафриканские государства потеряли около 4% своих туристов, а подавляющее большинство остальных закончило год с заметным приростом, составившим 8,5%. Но самый удивительный результат у государств Ближнего Востока. Если в 2001 г. в этом регионе был зафиксирован 4%-ный спад гостевых прибытий, то в 2002 г. рост составил 11%.

Фактор террористической угрозы, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире, но в 2002 г., как, во всяком случае, считают специалисты ВТО, его воздействие на туризм было локальным и ограниченным во времени.



Страны-лидеры мировой туриндустрии в 2002 г. по числу туристских прибытий, млн чел.


Стран/годы

2001

2002

2002/2001

Доля на
мировом рынке


Франция

75,2

76,7

2,0%

10,7%

Испания

50,1

51,7

3,3%

7,2%

США

45,5

45,4

-0,1%

6,4%

Италия

39,1

...

1,0%

...

КНР

33,2

36,8

5,1%

5,1%

Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

Однако международные события текущего 2003 г., такие как война в Ираке, стремительно распространяющийся вирус атипичной пневмонии, несомненно, уже внесли свои веские коррективы в статистику международного туризма-2003. Пока эксперты могут только прогнозировать число международных туристских прибытий в целом по миру, полученные от туризма доходы и упущенные прибыли мировых держав.

По ранее сделанным оценкам Всемирного совета по туризму (World Travel&Tourizm Council – WTTC), в 2003 г. мировая индустрия путешествий и туризма произведет товаров и услуг на общую сумму около 4,5 трлн долл. Рост по сравнению с предыдущим 2002 г. составит чуть менее 3%. Это на 1,5% ниже, чем средний мировой прогнозный показатель в 4,6%. Всего к 2013 г. мировая туристическая индустрия будет так или иначе производить услуг на сумму около 9 трлн долл.

По данным WTTC, в туризме задействовано около 9,4% мирового капитала, отрасль обеспечивает каждое 16-е рабочее место на планете, на нее приходится 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.


Внутренний туризм


В последние годы наметилась тенденция активного роста внутреннего туризма, темпы которого опережают выездной. Россияне стали охотнее познавать родные просторы по двум причинам:

  • У россиян с низкими доходами не хватает средств на отдых и путешествия за рубеж;

  • У россиян со средними и высокими доходами после многократных международных поездок возник интерес к отечественным достопримечательностям и отдыху на российских курортах, несмотря на слаборазвитую инфраструктуру, хотя и улучшающуюся в последнее время.

Основными туристическими центрами страны (согласно утвержденному Постановлению Правительства РФ) по-прежнему являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, а также Красная Поляна. В самые ближайшие годы приобретет дополнительное развитие экологический и экстремальный туризм, центрами которого станут Байкал, Камчатская область, Сочи, Хакасия, Саяногорск.

Краснодарский край является центром летнего отдыха россиян, поток отдыхающих в котором ежегодно увеличивается, несмотря на повышение транспортных тарифов и сокращение финансирования санаторно-курортного лечения граждан из средств фондов соцстраха. В 2002 году в крае отдохнуло 5,2 млн человек, из них в санаторно-курортных организациях и пр. организациях отдыха – 1,95 млн чел. (на 3,5% больше, чем в 2001 г.), численность неорганизованных туристов, проживающих в частном секторе, в кемпингах и пр., составила 3,2 млн чел.



Динамика численности российских граждан, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха в целом по России, тыс. чел.




Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

Эксперты ожидают, что внутренний турсектор в летнем сезоне 2003 года вырастет на 20–30%. Российские регионы, от Сочи до Карелии, серьезно к нему подготовились: вложили средства в развитие инфраструктуры и в рекламные кампании. На увеличение внутреннего турпотока в этом сезоне рассчитывают буквально все регионы страны, но самую большую активность развили власти традиционных курортных направлений. Краснодарский край готов к дополнительному наплыву отдыхающих и сможет принять на 1 млн больше туристов. В летнем сезоне 2003 г. среди россиян будут популярны не только южные курорты страны, но и западные. Например, уже сейчас наблюдается ажиотажный спрос на Калининградскую область – практически все места в пансионатах и домах отдыха на майские каникулы были раскуплены заранее. В 2002 г. доходы от туристической деятельности в Калининградской области составили как минимум 170 млн долл., причем в Светлогорском округе, живущем только за счет туризма, они выросли за последние три года в 3,4 раза.

Одним из наиболее активно развивающихся регионов на северо-западе России сейчас является Карелия. За три последних года было привлечено более 12 млн долл. инвестиций, в основном от частных предпринимателей из лесного комплекса. Также реализуется шесть проектов TACIS, выигранных Россией. Карелия рассчитывает в сезоне 2003 г. принять на 30% больше отдыхающих, чем в 2002 г., и вывести туротрасль на второе место по обеспечению валового продукта.

Внутренний туризм получил серьезный импульс к наращиванию потенциала благодаря также и поддержке со стороны государства. До конца 2003 г. Правительство РФ должно утвердить поправки к действующему федеральному закону «Об основах туристской деятельности», действие которых определяет направление и динамику развития отрасли. Речь идет в первую очередь о редактировании понятийного аппарата, норм, регламентирующих деятельность в туризме, и т. п. Другим базовым для отрасли нормативным документом является «Концепция развития туризма в РФ», действие которой рассчитано на долговременную перспективу; один из разделов этого документа посвящен региональной политике в сфере туризма. Помимо этого, в большинстве регионов России, имеющих туристический потенциал, приняты региональные законы о туризме и программы развития туризма, которые служат основой планового развития туристского комплекса. В настоящее время всеми заинтересованными сторонами индустрии туризма и отдыха активно обсуждается разработанная «Концепция государственной политики в развитии курортного дела в РФ», которая должна стать основой для разработки новой федеральной целевой программы.


Международный выездной туризм


На российском рынке выездного туризма в 2002 г. отмечался рост спроса по сравнению с 2001 г. Как показывает статистика, заставить наших граждан остаться дома способен разве что дефолт, по большому счету их не пугает ни политическая ситуация на Ближнем Востоке, ни террористические акты, ни погодные катаклизмы.

Судя по данным Госкомстата России, мнения экспертов относительно стагнации выездного рынка в 2002 г. не оправдались. В общей сложности за 2002 г. турпоток российских граждан в страны дальнего зарубежья составил 11436 тыс. чел, что на 10% выше уровня 2001 г., и на 16,4% больше, чем в 2000 г. При этом число служебных поездок увеличилось на 5,8%, а число частных – даже на 13,4%. На этом фоне количество поездок с целью туризма увеличилось более чем на 11,4% и составило 4426 тыс. чел., превысив на 4% рекордный уровень 2000 г.



Динамика численности выезжающих за рубеж (вне стран СНГ) российских граждан с целью туризма, тыс. чел



Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

В первой десятке стран по выезду с целью туризма оказались Турция, Польша, Финляндия, Египет, Испания, Германия, ОАЭ, Италия, Кипр, Греция. По данным Госкомстата, объемы выезда по этим направлениям варьируются от 686 тыс. до 90 тыс. человек. Среди лидеров прироста – Финляндия, ОАЭ, Греция, Египет.



Структура направлений международного туризма российских граждан в 2002 г., %



Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

Российский рынок имеет свою специфику, и каждое направление требует отдельного исследования. Одно дело – официальные цифры, а другое – ощущения самого рынка, игроки которого ситуацию с выездом в 2002 г. считали весьма напряженной по разным причинам. Одной из причин явилось то, что при росте количества туристов норма прибыли, с учетом перезаказа чартеров и вала спецпредложений, заметно снижалась.

Что касается зимнего и летнего международного отдыха россиян, то здесь картины несколько иные.

Зимний сезон


Объемы продаж компаний и по горнолыжным программам, и по «теплым» направлениям в зимнем сезоне-2003 выросли на 30-50%.
На протяжении последних лет число любителей зимнего активного отдыха, как правило, остается неизменным, и особых скачков спроса по горнолыжным турам, к примеру, туроператоры не ждут, однако в этом сезоне он произошел.

В продажах горнолыжных туров доминировала Австрия (рост спроса составил 50%) по причине самого оптимального соотношения цены и качества. Средний уровень роста по странам составил около 20%. Спросу на Францию, Швейцарию и Италию не помешало и существенное подорожание туров накануне новогодних праздников, а в Андорру пришлось даже привлекать дополнительный чартерный рейс.

Спрос на Болгарию и Словакию в период новогодних праздников был примерно на 30% больше, чем в сезон 2001/2002 гг. Например, болгарский курорт Банско за первые две недели 2003 г. посетили 14 тыс. туристов, что поможет туриндустрии страны поправить дела; потери от нереализованных поездок за 2002 г. составили около 350 млн долл. (падение продаж туров составило 25%) по причине введения визового режима.

Объемы продаж зимних туров в Финляндию удалось увеличить всего на 4%, что явилось следствием позиционирования самой страны исключительно как горнолыжного курорта. Среди других причин падения интереса к Финляндии – повышение стоимости турпакета из-за роста курса евро, рост внутренних цен в стране, уменьшение рекламного бюджета Национального туристического офиса Финляндии. Кроме того, традиционные финские развлечения вроде катания на оленьих упряжках и мотосанях давно уже перестали быть экзотикой. Но главным виновником падения спроса операторы считают МПС, повысившее тарифы на железнодорожные билеты.



Популярность направлений зимнего отдыха у россиян по прогнозным данным сезона 2002/2003 гг., %



Источник: Информационная служба «БАНКО»

На этом фоне ситуация на «теплых» направлениях выглядит гораздо более оптимистично. Объемы продаж по ОАЭ увеличились на 40%, по Таиланду – на 50%, а по Бали, несмотря на прошлогодний взрыв – сразу в полтора раза. Сенсацией этой зимы эксперты считают индийский курорт Гоа: туры по этому направлению были проданы в первую очередь.


Зато спрос на традиционно любимый россиянами Египет в этом сезоне снизился. На объемы продаж повлияло общее снижение туристической активности населения, а также цены, существенно выросшие перед началом сезона.

В целом новогодние итоги подтверждают давние прогнозы аналитиков: зимние объемы продаж постепенно сравниваются с летними, а через несколько лет даже могут их перегнать. По подсчетам Российского союза туриндустрии (РАТА), зимние потоки уже сейчас растут примерно на 25-30% в год, в то время как летние – только на 10-15%.

Летний отдых. Прогнозы на сезон 2003 г.


Популярность направлений летнего отдыха у россиян по данным сезона 2002 г., %

О тенденциях летнего сезона 2003 г. можно судить по спросу российских граждан на майские туры. Хотя военные действия в Ираке успели закончиться до начала активных продаж туров на майские праздники, россияне все же решили не связывать свой отдых с арабским Востоком. Турция, которая была традиционным хитом периода майских отпусков в течение нескольких лет, на этот раз недосчиталась как минимум трети российских туристов. Аналогичная ситуация сложилась и со спросом турпутевок в ОАЭ – объем бронирования начал увеличиваться сразу после окончания войны. Египет этим летом может недосчитаться 1,5 млн туристов. В самом выигрышном положении из всех арабских направлений оказался Тунис, спрос на отдых в который на майские праздники увеличился в среднем на 30%. Туриндустрия страны ожидает в этом году около 100 тыс. россиян – в два раза больше, чем в летний сезон-2002. Увеличение произойдет именно из-за перераспределения потоков, а кроме того, рекламный бюджет Туниса в России сейчас увеличен с 400 тыс. долл. до 700 тыс. долл. Это направление может стать действительно массовым, тем более что по ценам оно вполне сопоставимо с Турцией и Египтом.

На фоне снижения интереса к востоку туристы обратили пристальное внимание на европейские страны. Поток российских туристов в Испанию в 2003 г. выйдет на уровень как минимум 2001 г. (в 2002 г. поток на этом направлении сократился примерно на 20%). Отыграть убытки от прошлогоднего наводнения в Праге планируют и чешские операторы. Роста российского потока ожидают и в Хорватии. В связи с крупными инвестициями в туристический и гостиничный бизнес страны (около 450 млн евро за последний год) повысятся и цены на это направление в среднем на 10-15%.
Возрос интерес российских туристов и к отдыху в латиноамериканских странах. Объем продаж майских чартеров на Кубу и Доминикану в этом году вырос почти на 30%. Основными покупателями этого весьма дорогого продукта стали туристы, отказавшиеся от ОАЭ из-за войны или от Юго-Восточной Азии из-за атипичной пневмонии.

Въездной туризм


Основными туристическими центрами РФ считаются «раскрученные» еще с советских времен Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» России, а также Северо-Западный регион, включая Псков и Новгород. Помимо традиционных экскурсионных туров, развивается экологический туризм (охота, рыбалка, программа «реальных» отелей, когда иностранцев селят в частных деревенских домах).

Динамика численности иностранных граждан, прибывших в Россию с целью туризма, тыс. чел



Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

По итогам 2002 г. отмечается рост въездного иностранного туризма в Россию на уровне 31%, численность прибывших иностранцев составила 2686 тыс. чел, основную долю которых составляют туристы из Польши – 31,5% в общем объеме (при этом рост числа польских туристов составил 32,2%). Другой положительный момент: больше выдается туристских виз в европейских странах, в т.ч. растет турпоток из стран-доноров российского туризма. Так, из Германии в Россию в 2002 г. въехало в общей сложности около полумиллиона человек, из них 287 тыс. туристов (+27%). По Италии турпоток вырос на 54,5%, США – на 19,5%. Китай показал самый значительный рост въездного потока в РФ – 61,8%; на этом направлении Россия ожидает увеличения количества «цивилизованных» туристов. Из Южной Кореи и Японии стало больше туристских посещений нашей страны, эти рынки также входят в число перспективных для России.



Структура численности иностранных туристов в России в 2001-2002 гг., тыс. чел.

Страны

2001

2002

Темпы прироста 2002/2001 гг., %

Польша

741

980

32,2

Германия

226

287

27

Китай

165

267

61,8

Финляндия

209

230

10

США

92

110

19,5

Италия

66

102

54,5

Всего:

2052

2686

30,9

Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

Доходы от иностранного туризма в 2002 г. в России составили порядка 3 млрд долл. То есть въездной туризм, являющийся существенным источником дохода для большинства развитых стран, начинает динамично развиваться и в нашей стране. Для сравнения, доходы Франции от иностранного туризма ежегодно составляют около 30 млрд долларов в год.



Структура прибывших в Россию с целью туризма по странам по данным 2002 г., %



Источник: Сборник ГКС РФ и РСТ «Туризм в цифрах – 2002»

В настоящее время Россия находится на 13-м месте в Европе по популярности у туристов всего мира. Однако при правильной организации работы индустрии туризма уже к 2020 году Россия может подняться на 5-е место, пропустив вперед лишь Францию, Испанию, Великобританию и Италию. Недавно Россию приняли в исполнительный совет WTO, что означает подъем отечественной туриндустрии. Генеральный секретарь WTO Франческо Франжиалли дал высокую оценку вкладу России в развитие этой организации. Он отметил, что избрание России в 2002 г. председателем Исполнительного совета WTO было полезным и не случайным, поскольку индустрия туризма становится более профессиональной.

Согласно данным МЭРТ РФ, уже сейчас число иностранных туристов, посетивших Россию, превысило число иностранных гостей, посетивших СССР на пике его популярности в 1989 г. Одна из главных причин стремительного развития туристической отрасли России – экономическая и политическая стабильность страны. Нынешние темпы роста российского туристического бизнеса составляют 7%, что вдвое выше, чем в среднем в мире, и втрое выше европейского прироста. Главное в этой ситуации – поддержать тенденцию. Участники рынка считают, что многое сегодня может сделать государство, в основном за счет кампании по улучшению имиджа России за рубежом, а также организации крупных мероприятий типа празднования 300-летия Санкт-Петербурга, способных привлечь гостей из зарубежья (развитие «событийного туризма»).

Главная сегодняшняя проблема России с точки зрения въездного туризма – проблема с имиджем. По мнению участников рынка, государство должно отдавать приоритетное значение созданию позитивного образа России, прежде всего в Европе. Однако еще более эффективной для привлечения в страну туристов является технология организации «событий», широко применяемая в последние годы на правительственном уровне. Чем экзотичнее будет событие и чем неожиданнее будут предложения турфирм, тем большего числа иностранных туристов можно ожидать. Россия – огромная страна, поэтому крупных ежегодных мероприятий может быть не менее десятка. Играют свою роль и такие информационные поводы, как состоявшаяся в Москве сессия МОК, юношеская Олимпиада, подготовка к соревнованиям «Формула-1», выдвижение столицы в качестве кандидата на проведение всемирной выставки ЭКСПО-2010 и Олимпийских игр 2012 года.

Рекламный бюджет на продвижение туристических возможностей России в 2003 г. был существенно увеличен по сравнению с 2002 г. – в два раза. В частности, на рекламу туристических возможностей страны (издание рекламных буклетов, участие в международных выставках, создание интернет-порталов) из госбюджета планируется выделять порядка 4 млн долл. в год. Пересматривается и сам подход к организации участия России в международных туристических выставках. На проходившей в марте 2003 г. в Берлине крупнейшей в мире туристической выставке ITB-2003 экспозиция России оказалась одной из наиболее интересных и перспективных, от России приняло участие более 100 различных туристических фирм из 18 регионов страны.

В этих направлениях активную работу со стороны государства проводит Департамент туризма МЭРТ РФ и профильный комитет Торгово-промышленной палаты РФ (который позволяет отраслевому руководству наладить обратную связь со специалистами туризма и работать с ними в тесном контакте).

Обращает на себя внимание в целом позитивный настрой иностранных журналистов, летом 2003 г. будут организованы ознакомительные туры для групп зарубежных журналистов. Интерес к российскому туризму в европейских странах столь велик, что в работу по продвижению туристских возможностей России активно вовлекаются посольства и торговые представительства РФ за рубежом.

За последние два года Россией было подписано 15 межправительственных соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Францией, Австрией, Испанией, Венгрией, Польшей, Таиландом, Хорватией. Однако с Германией, которая по туристической активности жителей опережает все другие нации, такого договора пока нет.

Количество иностранцев, желающих посмотреть русские красоты, увеличивается, однако их спрос в полной мере удовлетворить пока невозможно. Россия для многих из них по-прежнему остается закрытой страной и по этой причине теряет огромные доходы. Основные проблемы здесь можно разделить на две составляющие. Первая касается необходимости получения виз. Туроператоры из многих стран жалуются, что российские визы слишком дороги, при этом их немалая стоимость – от 100 долларов – не компенсируется скоростью получения. Вторая проблема связана со слабым развитием инфраструктуры, нехваткой гостиниц и баз приличного класса.

Участники российского туристического рынка


В последние годы в отечественной туриндустрии наметился цивилизованный подход к оказанию туристических услуг. В связи с ростом экономических показателей туристического сектора эта отрасль вызвала к себе интерес высших органов российской власти. Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 10 февраля 2002 г., призван способствовать улучшению качества предоставляемых услуг. Этим законом предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Его главное новшество заключается в том, что теперь турфирмы подразделяются на две категории: операторов и агентов. Туроператоры компетентны в достаточной степени, чтобы формировать туристические пакеты, а турагенты лишь распространяют предложения, составленные туроператорами. Для фирм, претендующих на допуск в любую из этих сфер бизнеса, установлены соответствующие цензы: по численности персонала, по уровню его образованности, по стажу работы в туризме. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять лицензирование, является Департамент туризма МЭРТ РФ.

Начиная с 2000 г. наметилась тенденция к консолидации туристического рынка, а также началось активное развитие турагентских сетей.

Однако остается и масса проблем. Так, на рынке существует множество мелких фирм, ведущих недобросовестную политику по отношению к клиентам. Принятие вышеназванного закона не решит всех проблем, т.к. по-прежнему не существует главной финансовой гарантии, защищающей интересы потребителя. При введении подобных гарантий, для получения лицензии турфирмы будут обязаны внести внушительный депозит, достигающий, по предварительным оценкам, 100 тыс. долл. В этом случае можно будет говорить о выявлении явных лидеров и факте становления цивилизованного рынка, т.к. только крупные игроки туристического рынка смогут предоставить подобные финансовые гарантии.

Еще одной проблемой в развитии цивилизованного рынка туруслуг является отсутствие возможности приобретать туристические предложения в режиме online, не отходя от компьютера, как это делают туристы во многих западных странах. И это ограничение никак не связано с уровнем сервиса, который готовы предоставлять российские туристические компании: все упирается в отсутствие системы безопасности информации в целом, а также в экономические факторы, ограничивающие возможности среднего потребителя.

В 2002 г. на российском туристическом рынке сложилась уникальная ситуация: впервые появился крупный инвестор – центр фондовых операций «Тантьема», способный радикально изменить расклад сил. В конце 2001 г. он приобрел сразу 3 туристические фирмы: Destinations of the World Eurasia (DOTW) и «Лагуна-тур», а также недавно созданную сеть турагентств «Куда.Ру». Руководство «Тантьемы» заявило, что за год-два создаст на базе этих компаний холдинг, который должен занять лидирующие позиции на российском рынке, а затем его акции будут проданы. Весьма существенными, по меркам российского туррынка, оказались уже первые инвестиции: по данным на середину 2002 г., на сумму 3,4 млн долл. выкуплены места в гостиницах на Кипре и в Тунисе, всего же «Тантьема» намерена вложить в развитие бизнеса 10 млн долл.

Основные операторы международного выездного туризма


Общепризнанными лидерами массового выездного туризма (количество обслуживаемых туристов — от 100 до 130 тыс. в год) являются компании: «Натали Турс», «Тез Тур» и турфирма «Нева». Пальму первенства в индивидуальном выездном туризме прочно держит «Содис» — компания, предоставляющая VIP-туры по всем направлениям.

Турфирма «Натали Турс» является туроператором и действует на российском рынке с апреля 1992 г. Компания самостоятельно разрабатывает и реализует туры на отдых и экскурсионные маршруты. Фирма «Тез Тур» работает в России с 1995 г. и имеет несколько представительств за рубежом. По итогам сезона 2001 г. компания обслужила рекордное количество туристов из России и СНГ в Турции. В 2002 г. «Тез Тур» начала внедрение новых технологий продаж, нацеленное на улучшение системы контроля качества, а также создает программу поддержки путешественников за рубежом. Турфирма «Нева» базируется в Санкт-Петербурге и работает с 1990 г. на рынках выездного, внутреннего и въездного туризма по всем направлениям туристской деятельности. Вся сеть агентств-партнеров турфирмы «Нева» насчитывает около 3000 фирм в 180 городах России, странах СНГ и Балтии.


Компании, работающие в сегменте въездного туризма


В сегменте массового въездного туризма лидерами являются компании: «Академсервис ДМС», ВАО «Интурист», KMP-Group, «Тари Тур». Основанная в 1990 г. «Академсервис ДМС» (Москва) является одним из ведущих мировых туроператоров по приему в России, странах СНГ и Балтии. Компания предлагает весь спектр гостинично-туристского обслуживания (размещение в отелях, трансферы, транспортное обслуживание, экскурсии, авиаперелеты, VIP-сервис в аэропортах, железнодорожные пассажирские перевозки, круизы, визовую поддержку) в 110 городах всех 15 стран бывшего СССР.

Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» — крупнейшая туристическая компания в России, основанная в 1929 г., — своего рода «флагман» российского турбизнеса, объединяющий 56 дочерних компаний. Основной клиент компании — это быстрыми темпами формирующийся «средний класс», но в компании также работает и специальный VIP-центр. Своим постоянным клиентам ВАО «Интурист» предлагает «клубные карточки», предоставляющие очень существенные скидки. Компания «Тари Тур» работает на туристическом рынке с 1989 г. и по праву может считаться одной из крупнейших компаний в своем секторе. Помимо нескольких офисов в регионах России, компания представлена в США, в штате Флорида.

Основанная в 1989 г. компания KMP-Group является одной из лидирующих турфирм Москвы, специализирующихся на массовом туризме. Компания входит в Лигу защиты прав путешествующих, аккредитована IATA и имеет свой филиал в Санкт-Петербурге, а также представительства во Франции, США и Канаде.

Среди компаний, занимающихся в основном продажей авиабилетов, бесспорным лидером является «Инна Тур». На рынке консолидаторов — турфирм, формирующих чартерные рейсы и распродающих их другим турфирмам, — четко лидируют «Экспресс Лайн» и Entire Travel.


Внутренний туризм: основные операторы


Основные игроки на рынке внутреннего туризма: «Дельфин», «Орфей», «Аврора Интур», «Ванд Интернэшнл», санаторно-курортное объединение «Здоровье». Фирма «Дельфин» уже 9 лет работает на рынке внутреннего туризма, распространяя свои туры в более чем 950 турагентствах России. Фирма «Орфей» — универсальный оператор по внутреннему туризму, лауреат и дипломант многочисленных российских премий в области туризма. «Аврора Интур» работает на рынке туристических услуг с 1996 года и имеет достаточно развитую региональную сеть. Компания предоставляет скидки постоянным и корпоративным клиентам, членам Aurore Intour Travel Club и владельцам карт Countdown. «Ванд Интернэшнл» уже 11 лет работает на туристическом рынке, является соучредителем РАТА и входит в рейтинг ведущих российских туроператоров. Санаторно-курортное объединение «Здоровье» специализируется на оздоровительном туризме. Участниками объединения являются российские здравницы, а также известные здравницы Крыма.

Профессиональные ассоциации


  • Российский союз туриндустрии (РАТА), прежнее название – Российская ассоциация туристических агентств

РАТА образована 24.07.1993 г., является некоммерческой организацией, стоящей на защите корпоративных интересов своих членов (на сегодняшний день их около 700), осуществляет лоббирование и пропаганду туристкой отрасли. В структуре РАТА насчитывается 15 региональных отделений по всей стране. В рамках Ассоциации образованы: комитет по внутреннему туризму, комитет по деловому туризму, комитет по детскому и молодежному туризму, комитет по информационным технологиям, комиссия по инвестиционной деятельности, комиссия по страхованию в туризме, секретариат по международной деятельности.

Важнейшей задачей РАТА является создание в России цивилизованного туристского рынка, также одной из задач является деятельность в сфере законотворчества. Ассоциация является членом ВТО, Делового Совета ВТО, UFTAA.



  • Ассоциация делового туризма;

  • Национальная гильдия туристической прессы;

  • Московская ассоциация туристических агентств;

  • Авиатранспортная ассоциация.

Весной 2003 г. в рамках проходившей в Москве крупнейшей выставке туристических услуг Mitt состоялось ежегодное вручение наград лидерам индустрии путешествий, организованное совместно с газетой TTG Russia.

По итогам работы в 2002 г. лидерами российской туриндустрии стали:



«Аэрофлот» – лучшая российская авиакомпания

Lufthansa – лучшая международная авиакомпания

Hertz – лучшая компания по прокату автомобилей

«РВБ-Алеан» – лучший оператор по внутреннему туризму

«ПАК-груп» – лучший оператор по выездному туризму

«Конкорд Групп» – лучший оператор по бизнес-туризму

«КМП-групп» – лучший оператор по приему иностранных туристов

Greenex – лучшая российская сеть турагентств

Представительство Турции – лучший национальный туристический офис

Starwood Hotels & Resorts – лучшая международная гостиничная группа

«Балчуг Кемпински Москва» – лучший отель Москвы и Санкт-Петербурга

«Рэдиссон САС Лазурная» – лучший российский региональный отель

«Арарат Хайат Парк Отель», Москва – самый успешный дебют в гостиничном бизнесе России

RATA-news – лучшее издание по туризму.

Прогноз развития туристической отрасли в России


Всемирный совет по туризму (World Travel&Tourizm Council) обнародовал прогноз развития туристической отрасли в странах бывшего СССР, подготовленный по заказу WTTC организацией экономических прогнозов Оксфорда (OEF). WTTC – единственная экспертная организация, оценивающая туризм с точки зрения бизнеса, она является форумом лидеров туриндустрии и насчитывает в своих рядах более 100 руководителей ведущих мировых компаний индустрии гостеприимства.

Оборот туротрасли в странах бывшего СССР в 2003 г. может составить 46,6 млрд долл., а с ежегодным ростом в 6,9% к 2013 г. он достигнет 110,6 млрд долл. То, что эксперты WTTC не рассматривают нашу страну отдельно от бывших союзных республик, не намного уменьшает эти цифры касательно России – по оценкам ВТО, доля нашей страны в показателях, касающихся стран бывшего СССР, составляет 80-90%.

WTTC не использует в своих расчетах данные местных туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового Банка и МВФ, в результате чего участники рынка могут получить независимые оценки развития этого сектора экономики. Оценка потребления в сфере туризма, сделанная экспертами WTTC, включает в себя очень много составляющих – от объемов въездного и выездного потоков до средств, потраченных государством на содержание музеев, вырученных от торговли сувенирами и т.д. Россия появилась на исследовательской карте этой организации лишь в последние годы; возможно, именно поэтому в оценках ее потенциала у экспертов возникают разногласия. В частности, региональный представитель WTTC по Европе считает эти показатели завышенными – WTTC в своих расчетах придерживается цифр, предоставленных Департаментом туризма МЭРТ РФ. По экспертной оценке заместителя министра экономического развития и торговли Владимира Стржалковского, объем российского туррынка в 2002 году составил 8-9 млрд долл.

В любом случае, достичь столь масштабных показателей в 2003 году Россия вряд ли сможет по причине последствий военных действий в Ираке и разрастающегося в мире вируса атипичной пневмонии. При этом варианте темпы роста российского турбизнеса, по прогнозам WTTC, снизятся почти вдвое и составят только 5,5%. Ричард Миллер, вице-президент WTTC, курирующий исследовательские программы организации, считает, что даже в случае затяжных последствий негативных событий Россия все равно сохранит достаточно динамичные показатели роста туристического сектора.



Источники и ссылки


При подготовке обзора были использованы:

  • «Финансовые известия» www.finiz.ru (Отраслевые обзоры рынка туризма)

  • www.e-xecutive.ru

  • Журнал «Турбизнес» www.tourbus.ru

  • Информационный сайт Российского Союза туриндустрии (РАТА) www.ratanews.ru

  • Статистический сборник «Туризм в цифрах – 2002», Москва, ИИЦ «Статистика России», 2003 г.



Туризм Страница из 24


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница