Туратбек Мадылбеков: Если депутаты не могут достучаться до властей Кыргызстана, что говорить о рядовых гражданах?



Скачать 61.19 Kb.
Дата13.11.2016
Размер61.19 Kb.





Туратбек Мадылбеков: Если депутаты не могут достучаться до властей Кыргызстана, что говорить о рядовых гражданах?

11.05.2011 

Туратбек Мадылбеков - депутат парламента Кыргызстана, возглавляющий комитет по правопорядку, законности и борьбе с коррупцией ЖК. Народным избранником он стал впервые, но, как сам признается, уже вник во все тонкости парламентской деятельности и работает по 24 часа в сутки.
Промежуточные итоги своей работы в статусе парламентария Туратбек Мадылбеков сегодня подводит вместе сИА «24.kg».

- Первые полгода работы Жогорку Кенеша пятого созыва миновали. Многие избиратели не скрывают, что разочарованы слугами народа. Можете их разубедить?

- Могу частично разделить гражданские настроения, ведь 7 апреля 2010 года народ в борьбе с кланово-семейным режимом Курманбека Бакиева, за свободу и справедливость в стране потерял лучших своих сыновей. Огромными усилиями всех политических сил Кыргызстан вернулся в правовое поле, и мы сумели сохранить свою независимость и целостность суверенного государства. Все это, думаю, дает кыргызстанцам право надеяться на честность и справедливость власти. Но насколько оправдываются надежды общества...



- ...Похоже, настолько ничтожно, что у людей уже просто отчаяние. Не согласны?

- Как председатель парламентского комитета по правопорядку, законности и борьбе с коррупцией, я получаю сотни жалоб и заявлений по поводу тех или иных неправомерных решений и поступков чиновников государственной системы управления и даже первых лиц государства. Многое из того, о чем пишут простые люди, нам удается решать посредством правовых механизмов, в рамках конституционных положений и норм.


Но я вам честно признаюсь: нередки среди писем и факты неправомерных действий, связанных с решениями президента и главы правительства Кыргызстана.

- Что в таких случаях вы предпринимаете? Не боитесь «воевать» со всемогущими властями?

- Откровенно ответить? В этих случаях, увы, наши обращения к высшему руководству страны даже от имени парламентского комитета остаются без ответа. А в отдельных случаях даже решения пленарного заседания парламента - что «глас вопиющего в пустыне».



- А конкретные примеры приведете, чтобы не быть голословным?

- Приведу. Вот, например, одно из решений президента переходного периода Розы Отунбаевой вызывает у меня, как у юриста со стажем, большие сомнения в своей правомерности.
Председатель Сузакского районного суда Джалал-Абадской области Жаныбек Бекназаров превысил служебные полномочия и в нарушение закона отпустил подозреваемого в тяжких преступлениях Усманжона Аблазова под подписку о невыезде, приняв решение о заключении его под домашний арест, хотя не имел на это никаких законных прав. Между тем уголовное дело в отношении Усманжона Аблазова и статьи обвинений, предъявленных ему прокуратурой, никоим образом не позволяли подозреваемому находиться на свободе или под домашним арестом. Аблазов подозревался в организации 11-12 июня 2010 года вооруженной группы и совершении целого ряда тяжких преступлений против мирных граждан на участке Топурак-Бель автодороги Бишкек - Ош, неподалеку от хлопкоочистительного завода «Санпа». Позже по итогам судебного разбирательства решением суда Усманжон Аблазов был приговорен к 25 годам лишения свободы, остальные фигуранты этого дела получили пожизненные сроки.
Группа жителей Сузакского района обратилась с жалобой на превышение им своих полномочий и просила освободить его от занимаемой должности. Совет судей КР, рассмотрев жалобу и изучив все детали, 18 февраля 2011 года вынес решение о досрочном освобождении Жаныбека Бекназарова от занимаемой должности. И что? Уже 20 апреля своим указом Роза Отунбаева переводит господина Бекназарова на должность судьи Ысык-Атинского районного суда на срок до назначения в соответствии с новой Конституцией КР.


- То есть судья, превысивший служебные полномочия, фактически нарушивший Закон «О статусе судей» и получивший соответствующую оценку Совета судей, через два месяца, отделавшись лишь легким испугом, вновь получает возможность вершить судьбы?

- Так немаловажно и то, что указ Розой Отунбаевой подписан в нарушение статьи 94 Конституции, в которой четко указано, что судьи местных судов назначаются президентом по представлению Совета по отбору судей.

- А этот совет ведь еще же не функционирует?

- Не функционирует, и потому представления о назначении судей еще не вносились. Кстати, 94-й статье Конституции противоречит и другой указ президента переходного периода - тоже от 20 апреля 2011-го - о назначении сразу 16 судей местного суда. А поскольку все эти судьи назначены в нарушение положения Основного закона КР, то любой адвокат вправе обжаловать их вердикты и выразить сомнение в легитимности их статуса. Нетрудно себе представить, что может из этого получиться и к чему может привести сомнительный статус судьи.


Или другой пример. Президентским указом от 28 июля 2010 года от занимаемой должности были отстранены судьи Верховного суда Кыргызстана Жороев, Турганбеков и Азимжанов. 18 февраля 2011-го Совет судей принял решение в возбуждении дисциплинарного производства в отношении всех троих отказать. Но указа о восстановлении их в должности нет до сих пор. 
Все эти перечисленные факты вызывают сомнения в справедливости отдельных предпринимаемых главой государства шагов.

- А вы обращались к Розе Отунбаевой лично? Как депутату Жогорку Кенеша и главе профильного комитета, думается, это легче сделать, нежели рядовому гражданину.

- К сожалению, мои обращения к президенту, в том числе по приведенным фактам, остаются пока без ответа.



- Хорошо, но есть еще правительство...

- ...Что касается правительственных чинов и их отношения к вопросам справедливости и открытости власти, хочу привести еще пару примеров.


Первый касается совершенно необоснованного и противоправного решения о назначении Жумагула Сааданбекова ректором Дипломатической академии Министерства иностранных дел КР. Несуразность ситуации заключается в том, что, во-первых, к моменту назначения уважаемому дипломату и в прошлом известному идеологу ЦК Компартии Киргизии уже исполнилось 70 лет. А согласно статье 378 Трудового кодекса КР, замещать должность ректора в муниципальных и государственных вузах имеет право лицо в возрасте не старше 65 лет. А тут ректора назначают по достижении этого крайнего возраста. Нонсенс?
Во-вторых, ректор Дипломатической академии назначен приказом министра иностранных дел. Но в соответствии с положением о порядке назначения и освобождения от должности руководителей вузов КР, за исключением государственных, имеющих статус «Национальный», они назначаются премьер-министром страны. Этот документ, принятый в марте 2009-го, пока никто не отменял.
Означает ли это, что министр иностранных дел КР, которому мы доверяем внешнюю политику государства, не знает элементарных правовых и подзаконных нормативных актов собственной страны? С другой стороны, знает ли премьер-министр свои права и обязанности, в том числе и по назначению руководителей вузов?

- Что намерены предпринять?

- Наш комитет рекомендует правительству решить вопрос об отмене приказа МИД КР № 147-к о назначении ректора Дипломатической академии МИД КР.



- Прислушались к вам на этот раз?

- Письмо мы направили 1 марта, ответа пока не дождались.

Ну о факте вопиющей недобросовестности и халатности отдельных чинуш вся общественность уже в курсе. Напомню. Председатель Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов, как оказалось, является гражданином Российской Федерации. Да, это прямое нарушение Закона КР «О государственной службе», причем очень серьезное и однозначное. Статья 11 данного закона гласит: «Государственные служащие, имеющие двойное гражданство, не могут занимать руководящие должности в органах государственной власти».

- А об этом факте Розе Отунбаевой тоже не известно?

- Еще в ноябре 2010 года (!) президенту переходного периода об этом письменно сообщил и.о. генпрокурора Кубатбек Байболов. В полученном из Федеральной миграционной службы РФ ответе значится, что 30 апреля 2008 года Черемушкинским райотделением управления Федеральной миграционной службы РФ по городу Москве Кубанычбеку Кенешовичу Кулматову выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии 4509 № 801457. Но Кулматов стал гражданином Российской Федерации значительно раньше, еще в октябре 1995 года.


 

- Парламент принял постановление, которым поручил правительству КР освободить от занимаемой должности председателя ГТС КР. Я так понимаю, что реакции - уже традиционно - никакой?

- Да, реакции правительства на этот документ тоже пока не последовало.



- Вас не мучают сомнения в связи с явной неэффективностью вашей работы?

- У меня есть сомнения по поводу недобросовестности прежде всего чиновников-исполнителей, через чьи руки проходят все наши запросы, решения и обращения депутатов, парламентских комитетов и даже законодательной палаты, направляемые в адрес первых руководителей государства и правительства. Возможно, что многое из нашей почты, имеющее определенную остроту в постановке вопросов, попросту задерживается в рядовых кабинетах, пылится под сукном столоначальников или других мелких клерков. Иначе почему мы не можем получить простейший ответ на простейший вопрос?


Впрочем, именно эти сомнения могут стать поводом для обращения нас, парламентариев, к прессе: если уж запросы парламентского комитета не доходят до руководства республики, быть может, СМИ станут достойным посредником в нашем диалоге?

Бишкек – ИА «24.kg», Асель ОТОРБАЕВА



http://kenesh.kg/RU/Articles/1970- Turatbek_Madylbekov_Esli_deputaty_ne_mogut_dostuchatsya_do_vlastej_Kyrgyzstana_chto_govorit_o_ryadovyx_grazhdanax.aspx

 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница