Треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки, флексатон



Скачать 60.54 Kb.
Дата10.05.2016
Размер60.54 Kb.
Приложение 3.

Ударные! Ударные инструменты:

- С неопределенной высотой звучания, среди них:

Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр.

Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки, флексатон и т. д.

- С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др.

- Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.
Опыт: 1. Бутылочный ряд. Бутылки заполнены жидкостью, каждая на своем уровне. Когда бьешь по ним ложкой, они издают различное звучание. Вот послушайте…..

2. Возьмём камертон. Когда мы ударяем по нему молоточком, его ножки начинают колебаться, мы слышим звук. Поднесём к ножке подвешенную на нитке бусинку – она тоже начнёт колебаться под воздействием ударов ножки камертона. Этот принцип положен в основу звучания ударных инструментов: треугольника, бубна, румбы.


Треугольник – металлический прут, согнутый в форме незамкнутого треугольника. Звук – высокий, чистый, прозрачный – вызывается легким ударом металлической палочки по одной из его сторон.
БАРАБАН

Общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере ок. 3000 лет до н.э.; о длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. В Азии распространены барабаны самых разных размеров и видов: от наполненных зернами барабанов-погремушек древнего Китая до современного японского барабана цудзуми в форме песочных часов. В Индии игра на барабане – особое искусство, базирующееся на комплексе очень сложных ритмических фигур; здесь применяются барабаны бочкообразной формы. В Бирме набор из нескольких барабанов (более двух десятков), подобранных по высоте звучания, иногда подвешивается на специальной кольцевой установке.

В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине; поначалу народный инструмент, в 14 в. он стал музыкальным символом пехотных частей. Большой барабан, получивший название «турецкого», а также медные тарелки и некоторые другие инструменты, входящие в состав духового оркестра, принесены в Европу Османской армией в 18 в. Более двух столетий малый барабан и литавры используются в оркестрах всех типов, обеспечивая соответствующий инструментальный колорит и динамическую силу, а также расширяя круг ритмических и ударных эффектов.

Малый барабан, с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр, имеет жильные струны, протянутые под нижней стороной, которые придают звучанию блеск и облегчают исполнение дроби двумя тонкими деревянными палочками. Большой барабан (диаметром 1–2 м) также состоит из цилиндрического корпуса и двух мембран, но без струн; обычно по нему ударяют только одной колотушкой, хотя возможно исполнение дроби и другие специальные приемы.
БУБЕН

Ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод с подвешенными на нем металлическими колокольчиками. Колокольчики начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает ее или встряхивает весь инструмент. Применявшийся в южно-европейской музыке со времен крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с 19 в., бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.


ГОРН
ГОРН, медный духовой музыкальный инструмент, отличающийся от трубы более коротким и широким коническим каналом ствола и мундштуком в форме чаши. Первоначально употреблявшийся как сигнальный охотничий инструмент, горн в течение 18 в. становится главным сигнальным инструментом в европейских армиях. В 19 в. его музыкальные возможности расширились благодаря применению клапанов и вентилей, которые обеспечили исполнение полного хроматического звукоряда. В 19 в. снабженный клапанами горн большого размера использовался под названием офиклеид в симфоническом и духовом оркестре, но вскоре был заменен тубой. Вентильный горн, флюгельгорн, встречается в джазовых ансамблях и духовых оркестрах. Военный горн, необходимость в котором отпала после введения радиосвязи, ограничивается пределами натурального звукоряда
КАСТАНЬЕТЫ

КАСТАНЬЕТЫ, ударный музыкальный инструмент со звуком неопределенной высоты. Состоит из двух маленьких деревянных пластин в форме раковин, которыми щелкает танцор, держа их между большим пальцем и остальными пальцами руки; в современных оркестрах и ансамблях используются кастаньеты, закрепленные на деревянной рукоятке. Кастаньеты сопровождают народные танцы в Средиземноморье, особенно в Испании, на протяжении около 2000 лет и с середины 19 в. применяются в западной профессиональной музыке для создания испанского колорита.


КОЛОКОЛ

КОЛОКОЛ, общее название целого ряда инструментов в форме полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу. В некоторых колоколах звук извлекается с помощью языка, который раскачивается внутри колокола и ударяет о его края. В других колоколах – или висячих или, как в Китае, лежащих в перевернутом виде на специальной подушке – звук извлекается ударом о внешний край колокола.


Почти все колокола производят различимые на слух музыкальные тона, в противоположность простому шуму, но только в Китае со II тысячелетия до н.э. и на Западе с 9 в. н.э. колокола начали использоваться как настоящие музыкальные инструменты, издающие звуки определенной высоты. У многих народов в разных частях света колокола служат магическими амулетами или церемониальными инструментами; на Западе изобретено множество способов использования колокола как сигнального инструмента, от коровьего колокольчика до церковного колокола и современного электрического звонка. Первобытные народы изготавливали колокола из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов, но в более развитых цивилизациях преобладали колокольные бронзы. Большинство западных колоколов имеют форму груши; в Китае и других местах встречаются колокола прямоугольной, шестигранной, овальной и других форм.

Колокола издавна используются христианской церковью для созыва прихожан на богослужение. Первые церковные колокола имели скромные размеры, впоследствии же они увеличились до масштабов московского «Царь-колокола», имеющего высоту 6,3 м, диаметр 6,7 м, окружность более 19,2 м, вес около 200 т.


ЛИТАВРЫ

ЛИТАВРЫ, ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлического (или керамического) полусферического или яйцеобразного корпуса, обтянутого кожаной мембраной. Как правило, используются парами разного размера и высоты звучания. Первые литавры – котлообразные барабаны, по которым ударяли тонкими прутьями, – существовали в 10 в. в арабских странах, откуда крестоносцы привезли их в Европу и где они стали светским европейским инструментом. Военные барабаны большего размера, на которых обычно играли верхом на лошади тяжелыми изогнутыми колотушками, появились примерно в то же время и, вероятно, возникли среди кочевых народов Центральной Азии, где были символами королевской и военной власти. В 14 и 15 вв. заимствованные у кочевников литавры (после монголо-татарского нашествия на Восточную Европу) были введены в кавалерийские полки различных европейских государей.


В конце 17 в. литавры (итал. timpani) вошли в состав оперного оркестра. В оркестре пара литавр обычно настраивалась на звуки тоники и доминанты тональности исполняемого произведения; они применялись для усиления басовой партии, а также для исполнения тремоло и других ударных эффектов. В 19 в. литавры старого типа, которые настраивались вручную с помощью регулировочных винтов, расположенных по окружности мембраны, оказались не в состоянии поспевать за быстрыми сменами тональности в современной музыке, и для настройки были предложены различные механические приспособления, из которых наибольшее распространение получил быстродействующий педальный механизм, позволяющий даже исполнять глиссандо.
ТАРЕЛКИ

ТАРЕЛКИ, ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических дисков неопределенной высоты звучания. Металлические тарелки бывают разной величины – от 5 до 102 см в диаметре. Появившись в Азии, тарелки распространились по всему Древнему Востоку и средневековой Европе, где они применялись в торжественных церемониях или служили для создания восточного колорита. В последней роли они впервые стали использоваться в опере в конце 17 в. Введенные вскоре после этого в военную музыку, наряду с другими характерными инструментами распространенных в то время турецких (янычарских) оркестров, тарелки постепенно перестали ассоциироваться с Востоком и получили статус постоянного ударного инструмента современного симфонического и духового оркестров.



Иногда в оркестровых партитурах используются т.н. античные тарелки – очень маленькие, обладающие определенной высотой звучания в высоком регистре.
Использованная литература:

http://www.harmonizer.ru


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница