Трансформация системы управления консультативно-диагностическими центрами субьектов россии в условиях реформирования здравоохранения 14. 00. 52. социология медицины



страница1/4
Дата11.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4
На правах рукописи

БРАВВЕ Юрий Иосифович
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ

СУБЬЕКТОВ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
14.00.52. – социология медицины
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Новосибирск – 2009

Работа выполнена в Новосибирском государственном медицинском университете Фе-дерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и в Государ-ственном Новосибирском областном консультативно-диагностическом центре


Научный консультант:

член-корреспондент РАМН,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор Щепин Владимир Олегович


Официальные оппоненты:

академик РАМН,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор Барбараш Леонид Семенович


доктор медицинских наук, профессор Федоровский Александр Феликсович
доктор социологических наук, профессор Тимченко Наталья Станиславовна

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего про-фессионального образования «Волгоградский государственный медицинский уни-верситет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Защита диссертации состоится «07» июля 2009 г. в 1000ч. на заседании диссер-тационного совета Д 208.062.07 при Новосибирском государственном медицинском университете Росздрава по адресу: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного медицинского университета Росздрава


Автореферат разослан «______» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент Гуляевская Н.В.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Вопросы управления социальными организациями, одними из которых являются учреждения здравоохранения [Шишкин С.В., 2003] неизменно вызывают интерес социологов с точки зрения исследования социальной структуры организации, статуса ее сотрудников, организационных конфликтов, положения организации в социальном пространстве, социально-психологических аспектов управления.

В условиях переходного периода актуальность изучения названных проблем существенно повышается по ряду причин: необходимости перехода от статики к динамике; исследования социальных изменений; непригодности устоявшихся схем трактовки организационного управления в новых социально-экономических условиях; высокой цены ошибок при принятии управленческих решений на всех уровнях организационной иерархии и т.д.

Результаты более чем 10-летних реформ здравоохранения в Российской Федерации являются малоутешительными. С одной стороны, качество и объем предоставляемых медицинских услуг, здоровье населения России продолжает ухудшаться. С другой, появились проблемы, связанные с неравномерностью развития обязательного медицинского страхования (ОМС) по охвату населения и медицинских учреждений и сбором взносов на ОМС. Имеются факты нецелевого использования средств и задержки фондами ОМС оплаты медицинским учреждениям оказанных услуг [Чубарова Т.В., 2008]. При этом существовавшие ранее различия в качестве и объеме медицинской помощи, наличии медицинских кадров в городской и сельской местности стали более заметными [Стародубов В.И. и соавт., 2002].

Предложенный в 2006 году Национальный проект «Здоровье», не учитывающий оценку деятельности консультативно-диагностических центров (КДЦ), должен был в 2008 году переломить ситуацию в состоянии здоровья населения и системы здравоохранения России. Однако существовавшие ранее различия в качестве и объеме медицинской помощи, наличии кадров, управлении стали еще более заметными [Стародубов В.И. и соавт., 2002; Чубарова Т.В., 2008; Решетников А.В., Ефименко С.Ф., 2008].

Следует отметить, что реформы начались без должной оценки ранее существовавшей модели здравоохранения, закономерностей ее становления и развития. Существенной составляющей такого подхода стала дезадаптация как системы управления учреждениями здравоохранения, так и качества предоставления медицинской помощи. Вполне очевидным стало несовершенство и практическая несостоятельность большинства разработанных стандартов, отсутствие эффективных способов измерения как диагностического, так и лечебного процесса в лечебно-профилактических учреждениях и консультативно-диагностических центрах [Назаренко Г.И. и соавт., 2000; Вардосанидзе С.Л., 2004; Хайт Г.Я., 2008].

В связи с этим необходимо более широкое и повсеместное использование в проводимых реформах здравоохранения теоретико-методологическая принципов институционального анализа (социологии лечебно-профилактического учреждения, организации медицинской практики, институциональных изменений в управлении здравоохранением и т.д.), разработанного академиком РАМН проф. А.В.Решетниковым (2002, 2003).

Сегодня отсутствует сравнительный анализ экономической и клинической эффективности антикризисных форм управления консультативно-диагностическими центрами, являющимися наиболее доступными, высокоинформативными и высокотехнологичными видами диагностики для специалистов первичного звена здравоохранения в региональных и муниципальных консультативно-диагностических центрах [Хайт Г.Я., 2008]. Очень часто фигурирующие в анализе показатели качества медицинской помощи не вполне объективно характеризуют сам диагностический процесс и его результат. Практически нет данных, касающихся динамики удовлетворенности пациентов и персонала при различных формах менеджмента качеством. Отсутствуют сведения об эффективных способах обеспечения безопасности пациента при внедрении прогрессивных технологий управления.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости проведения медико-социологического мониторирования, применения методов социального маркетинга и т.п. в оценке деятельности консультативно-диагностических центров субъектов России для разработки мероприятий, ориентированных на повышение качества и доступность населению высокоинформативной медицинской помощи, а также реализации национального приоритетного проекта «Здоровье».



Объектом исследования в работе выступают консультативно-диагностические центры как социальные организации в процессе реформирования здравоохранения.

Предметом исследования является конфликтное взаимодействие различных социальных групп, возникшее в связи с проведением реформы здравоохранения и процессом управления консультативно-диагностическими центрами в различных субъектах России.

Проблемная область исследования охватывает: изменение условий управления консультативно-диагностическими центрами; трансформацию социальных ролей и статусов работников и руководства консультативно-диагностических центров, конфликтное взаимодействие потребителей медицинских услуг – населения и работников и руководства консультативно-диагностических центров; социокультурные аспекты антикризисного управления консультативно-диагностическими центрами.

Степень разработанности проблемы обусловлена междисциплинарным характером области исследования, требующим привлечения подходов социологии медицины, социологии управления, социологии организаций, конфликтологии, экономической социологии, социальной психологии и других дисциплин, а также спецификой как переходного периода развития российского общества, так и затянувшейся реформы здравоохранения, затрудняющей применение апробированных схем и концепций. Быстрота протекания социально-экономических процессов в транзитивном российском обществе, затянувшееся реформирование здравоохранения и определяют некоторое запаздывание их теоретического осмысления, относительную неизученность проблемной области исследования, недостаточность эмпирических данных. Тем не менее, имеется целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов, содержащих важные подходы и результаты и образующих теоретическую базу настоящего диссертационного исследования.

Фундаментальные основы социологии медицины были заложены А.В.Решет-никовым, который, представляя социологию медицины как исследовательский процесс, основывался на методологии анализа институциональных изменений. Развитие методологии институционального анализа в социологии медицины привело к тесной интеграции медико-социологических и социально-экономических описаний непростых взаимоотношений биоцентристских, психоаналитических, гендерных, экономических, социологических и политических точек зрения на формирование моделей медицины и здравоохранения. В дальнейшем развитие отдельных направлений «социологии пациентов», «социологии лечебно-профилактического учреждения» и т.д. продолжено его учениками и последователями [Ефименко С.Е., 2006, 2007 и другие].

Основы социологии организаций были заложены М.Вебером, разработавшим положение об «ассоциативном» и «коммунальном» типах отношений, а также теорию рациональной бюрократии. В дальнейшем теория Вебера нашла теоретическое и особенно эмпирическое развитие в работах А. Файоля, Л. Урвика и других специалистов в области теории административного управления. Близкий подход к исследованию эффективности организаций и их способности отвечать на вызовы внешней среды был развит в рамках знаменитой школы «тейлоризма» (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др.), поставившей во главу угла психофизиологические методы и проблемы трудовой адаптации.

При анализе реакции организаций на социоструктурный кризис не следует забывать о феномене организационной культуры. Здесь социологической теорией выработаны два базовых подхода: трактовка культуры как атрибута организации и как ее сущности.

В рамках мощной парадигмы структурного функционализма организация интерпретируется как естественное явление, а кризисы предстают как нечто неизбежное, обусловленное действием ряда непредсказуемых случайных факторов (Т. Пар-сонс, Р. Мертон, А. Этциони).

Другим фундаментальным направлением социологической мысли является конфликтологическая парадигма, имеющая самое непосредственное отношение к анализу организаций и систем управления ими.

Видные конфликтологи (Р. Дарендорф, Л. Козер, М. Дойч, А. Раппопорт, российские социологи (А. Здравомыслов) - общая схема конфликта, социально-политические приложения); (А. Зайцев) - социальный конфликт на предприятии; (А. Пригожин) -инновационный конфликт; (В. Дудченко) - онтосинтез конфликта; (В. Сперанский) -социальная регуляция конфликта, подчеркивают неантагонистический характер большинства организационных конфликтов и вытекающую отсюда возможность их конструктивного разрешения.

Важные аспекты организационного поведения изучаются в рамках теории малых групп и межличностных отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера, М. Фоллетт, Ч.Барнарда и других).

Важнейшей концепцией современного подхода к управлению является трактовка инновационного менеджмента как антикризисного управления, нашедшая полное выражение в работах П. Друкера и ряда других зарубежных и отечественных социологов (Д. Белла, М. Кастельса, Р. Инглхарта, Л. Туроу, О. Тоффлера, В. Иноземцева и др.).

Социальные механизмы корпоративного управления изучаются в работах В. Кабалиной, С. Кларка, Т. Металиной (корпоративный контроль, механизмы занятости), В. Гимпельсона (стратегии занятости), В. Борисова и И. Козиной (изменение социального статуса предприятия), П. Бизюкова (социально-политическая активность рабочих). Институциональным проблемам корпоративного управления посвящены исследования М. Афанасьева, В. Волконского, Г. Клейнера, Н. Клепача, П. Кузнецова, А. Фоминых и ряда других авторов.

Стилям руководства в современных российских условиях посвящены работы Д. Козорезова, В. Корниенко, Ю. Красовского. Социальные и психологические аспекты становления фигуры нового менеджера рассматриваются Н. Лапиной., В. Денисовым и другими авторами.

Вопросам оптимизации деятельности учреждений здравоохранения на различных уровнях и структурных подразделений посвящены исследования В. Стародубова, В. Щепина, Р. Хальфина, В. Филатова, Ю. Шевченко и других.

Внедрению технологий менеджмента качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения посвящены исследования Г. Назаренко, В. Кучеренко, Я. Накатиса, С. Вардасанидзе и других авторов.

Перспективам развития консультативно-диагностических центров посвящены исследования В. Серебренникова, А. Линденбратена, В. Щепина, Л. Манукян, Г. Хайта и других.

Необходимость и актуальность системного медико-социологического исследования данной предметной области предопределили цели и задачи диссертационной работы.

Цель работы. Изучить социальные аспекты трансформации системы управления консультативно-диагностическими центрами субъектов России в условиях реформирования здравоохранения.

Задачи исследования:

- проанализировать и выявить факторы дезадаптации системы управления учреждениями здравоохранения, рассматриваемые на примере консультативно-диагнос-тических центров в условиях социоструктурного кризиса учреждений здравоохранения, вызванного реформой здравоохранения;

- дать анализ социальных потрясений, социальной уверенности и здоровья населения и сотрудников консультативно-диагностических центров в условиях социоструктурного кризиса учреждений здравоохранения, вызванного реформой здравоохранения;

- систематизировать основные принципы статусно-ролевых функций руководителей, сформировать индивидуальные и социальные портреты руководителей консультативно-диагностического центра различного уровня управления, разработать прогностические модели личностных качеств руководителя, необходимых для реализации его статусно-ролевых функций в условиях социоструктурного кризиса учреждений здравоохранения, вызванного реформой здравоохранения;

- определить способы измерения диагностического процесса, критерии оценки клинической результативности и экономической эффективности, на основе которых спроектировать ключевые процессы в консультативно-диагностическом центре, наметив способы дальнейшего непрерывного совершенствования;

- провести оценку удовлетворенности пациентов и персонала на этапе перехода к индустриальным методам управления диагностическим процессом, показать роль человеческого фактора и обосновать возможности преодоления социокультурного кризиса консультативно-диагностических центров в ходе антикризисного управления.

В процессе исследования автор сформулировал, методологически обосновал и методически решил ряд положений, которые в целом определяют научную новизну работы:

- обоснован тезис о порождении реформой здравоохранения трансформации социокультурного кризиса в консультативно-диагностических центрах, дана детальная характеристика его составляющих. Факторами кризиса стали: изменение статуса и социального положения работников, снижение их самооценки и потеря социальной идентичности, возникновение социальной напряженности и рост конфликтного потенциала, разрушение системы профессионального обучения и переподготовки кадров, ухудшение социального самочувствия работников и их материального положения, падение значимости регулирующих функций заработной платы, ухудшение условий труда, рост настроений апатии и социальной пассивности, разрушение оптимистических ожиданий по поводу реформ;

- выявлены факторы и социально-экономические последствия дезадаптации системы управления консультативно-диагностическими центрами субъектов России в ходе реформирования здравоохранения: резкое изменение социально-экономических условий их деятельности на макроуровне; устранение государства от проведения активной политики поддержки консультативно-диагностических центров; отсутствие навыков маркетинговой деятельности у руководителей; стремление ряда руководителей структурных подразделений консультативно-диагностических центров к удовлетворению личных интересов в ущерб интересам предприятия. Обоснован вывод о необходимости реадаптации системы управления к новым условиям внешней среды, которая в силу высокой интенсивности воздействий и скорости изменений носит характер стрессовых реакций выживания;

- зафиксированы изменения в социальной позиции руководителей консультативно-диагностических центров и их заместителей на микро- и макроуровне. Руководители консультативно-диагностических центров в новой системе социально-эконо-мических отношений занимают противоречивую позицию: с одной стороны они во многом сохраняют прежние установки на авторитарность и патернализм, использование социальных связей и государственной протекции; с другой стороны, происходит интенсивная адаптация руководителей к необходимости выживания и развития консультативно-диагностических центров в условиях рынка, перехода к новому типу отношений с работниками и внешней средой. Результирующей процесса изменений на микроуровне становится союз руководителей с трудовыми коллективами для обеспечения контроля качества предоставляемых медицинских услуг, а на макроуровне – формирование социальной общности руководителей консультативно-диагностических центров и ее политизация;

- проведено уточнение категориального аппарата, в том числе таких ключевых для решения поставленной проблемы понятий, как «руководитель», «менеджер», «лидер», «элита», «социальное управление», «социальная роль руководителя», «социальное взаимодействие» и др. Систематизированы парадигмальные принципы статусно-ролевых функций руководителей консультативно-диагностического центра. Разработана прогнозная модель личностных качеств руководителя учреждения здравоохранения, необходимых для реализации его статусно-ролевых функций;

- предложено решение проблемы устойчивого развития консультативно-диагностических центров субъектов России с использованием схем иерархического управления и наемных менеджеров при дополнительном влиянии со стороны федеральных, региональных и местных органов власти. Обосновано, что главная проблема заключается в необходимости оптимального компромисса между разнообразием управляющей системы, позволяющим решать сложные задачи управления в динамичной среде, и необходимостью координации несовпадающих интересов отдельных субъектов управления, порождающих конфликты;

- показано, что антикризисный подход к управлению консультативно-диаг-ностическим центром должен заключаться в этапном внедрении стандартизированного контроля, обеспечения и непрерывного повышения качества медицинской помощи. Определены критерии готовности консультативно-диагностического центра к внедрению новых методов управления: необходимый образовательный, профессиональный, мотивационный и социальный уровни готовности персонала и администрации;

- предложена эффективная система медико-социологического мониторирования образовательного уровня, социальной удовлетворенности персонала и пациентов в ходе функционирования различных моделей управления качеством медицинской помощи и проведен анализ зависимости мнения пациентов о качестве предоставляемых диагностических услуг от различных социальных, экономических и биологических факторов. Разработана стратегия формирования мотивации к качественной работе у персонала и развития принципов корпоративной культуры в консультативно-диагностическом центре на основе обучения сотрудников вопросам качества, морального и материального стимулирования, постоянной демонстрации достижений в области качества на собраниях трудовых коллективов и т.д.;

- показано, что интенсификация диагностического процесса и повышения его клинической результативности при внедрении антикризисной модели управления качеством медицинской помощи не сопровождаются существенным увеличением нагрузки на персонал, ростом его заболеваемости, а наоборот, приводят к увеличению числа сотрудников, полностью удовлетворенных трудовой деятельностью.

- обобщены основные положения по преодолению социоструктурного кризиса в консультативно-диагностических центрах субъектов России, вызванного реформированием здравоохранения в ходе антикризисного управления.



Теоретико-методологической основой исследования стали субъектные, стра-тификационные и институциональные медико-социологические подходы, принципы социологического исследования конфликтов, подходы социологии медицины, социологии организаций и экономической социологии.

Эмпирическая база исследования. Законодательные акты Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития в области организации деятельности лечебно-профилактических учреждений, консультативно-диагностических центров, документов органов регионального и местного управления по вопросам управления консультативно-диагностическими центрами, данные органов статистики, вторичный анализ материалов исследования российских и зарубежных социологов по проблемам управления здравоохранением, управления предприятиями здравоохранения, в том числе, консультативно-диагностическими центрами, а также результаты проведенных автором и при участии автора экспертных опросов в различных субьектах Российской Федерации. Репрезентативный опрос общественного мнения в Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областях и Алтайском крае проводился на основе анкеты, разработанной автором. Было опрошено 1150 человек в возрасте от 18 лет и старше, включенных в многоступенчатую вероятностную выборку, в которой было задействовано 115 первичных выборочных единиц. Кроме того, работа также базируется на анализе вторичных данных, материалов периодических изданий. Валидность результатов исследования обеспечивается интеграцией количественных и качественных методов сбора информации.

Практическая значимость исследования предопределена тем, что в работе обобщен и систематизирован опыт исследования медико-социальных и социально-экономических последствий, вызванных реформой здравоохранения, влияющих на деятельность консультативно-диагностических центров и действий по антикризисному управлению. Даны рекомендации по использованию методов иерархического уп-равления для конструктивного разрешения конфликтов в трудовых коллективах консультативно-диагностических центров, предложены группы индикаторов качества, их контрольные пределы, способы измерения и регистрации, позволяющие обьективизировать диагностический процесс, прогнозировать его исход и планировать дальнейшее улучшение качества предоставляемой высокотехнологичной и высокоинформативной медико-консультативной помощи. Полученные результаты позволяют наиболее оптимизировать систему взаимодействий руководителя и подчиненных в консультативно-диагностическом центре за счет моделирования реализации социальной роли руководителя через его статусно-ролевые функции.

Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы в практике управления многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями, в системе повышения квалификации работников и руководителей практического здравоохранения, а также при чтении курсов по социологии медицины, общественному здоровью и здравоохранению, социологии организаций и управления, антикризисному управлению в медицинских вузах.



Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на трех Всероссийских конференциях с международным участием («Инновационные технологии в медицине», Новосибирск, 2006; «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья», Москва, 2008, 2009), ежегодных научно-практических конференциях Ассоциации диагностических центров России (2002-2008); 9-ти региональных научных конференциях, опубликованы в трех монографиях, двух препринтах, статьях в журналах и тезисах научных сообщений. Диссертантом опубликовано 50 научных работ по теме диссертации.

Структура диссертации включает в себя: введение, три главы, состоящие из двенадцати параграфов, заключение, приложение и списка цитируемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «введении» диссертации обосновывается актуальность проблемы диссертационного исследования, определена проблемная область и степень разработанности проблемы. Сформулирована цель и задачи, раскрывающие научную новизну и практическую значимость, определены цель и задачи диссертационного исследования.

Первая глава «Теоретические и методологические подходы к анализу изменения статуса и системы управления консультативно-диагностическими центрами в условиях реформированиях здравоохранения» содержит три параграфа и посвящена анализу состояния проблемы, в ходе которого диссертантом сформулированы исходные посылки работы.

Показано, что многообразие социологических подходов к анализу социокультурного кризиса требует выделения следующих основных положений, применяемых для теории и практики управления учреждениями здравоохранения в период реформирования:

- социология медицины как базовая парадигма современного менеджмента в здравоохранении;

- трактовка инновационного менеджмента как антикризисного управления;

- необходимость конструктивного подхода в разрешению организационных конфликтов в период реформирования здравоохранения.

Реформирование здравоохранения в период рыночной трансформации российского общества способствовало развитию социокультурного кризиса как в здравоохранении в целом, так и в деятельности консультативно-диагностических центров субьектов России.

Основными факторами дезадаптации системы управления консультативно-ди-агностическими центрами субьектов России в переходный период явилось как устранение государства от проведения активной политики в отношении дальнейшего развития многопрофильных консультативно-диагностических центров (рисунок 1), так и изменение социально-экономических условий их деятельности на макроуровне в результате проводимых рыночных реформ в здравоохранении.

В работе при проведении анкетирования сотрудников консультативно-диагностических центров и обслуживаемого населения социальные и индивидуальные факторы и обстоятельства реформирования здравоохранения рассматривались в совокупности, чтобы показать, при каких условиях и в какой мере реформирование здравоохранения России наносит вред здоровью населения, а социальная уверенность защищает людей от стресса, связанного с этими потрясениями. Под социальной уверенностью автором понимается убежденность человека в том, что он способен контролировать обстоятельства своей жизни.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница