Трагедия Холокоста и Беслана в курсе обществознания



Скачать 123.47 Kb.
Дата11.11.2016
Размер123.47 Kb.
Трагедия Холокоста и Беслана в курсе обществознания.

Березина А.В. (г. Буй, Костромская область)

Обращение к таким сложным темам необходимо для понимания и формирования ответственности за то, что происходит в мире. Обращение к документальным, литературным и художественным источникам, связанным с трагедиями Холокоста и Беслана возможно на уроке по теме «Исторический процесс», в курсе обществознания, 10 класс (профильный уровень).


Предмет: Обществознание

Тема: «Исторический процесс»

Продолжительность: 80 минут (два урока)



Тип урока: Урок открытия новых знаний

Применяемая технология: Технология исследование (на работе с документальными и иллюстративными источниками)

Форма работы: работа в парах и группах.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, учебник Обществознание 10 класс, профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова. А. Ю. Лазебниковой. Москва. «Просвещение».

2011 год, выдержки из воспоминаний участников трагедии в Беслане, романа венгерского писателя Имре Кертеса «Без судьбы», Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 год), Декларации и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» ООН (2002 год), свидетельства участников

Холокоста 30 – 40 годы ХХ века.

Цель: Сформировать представление об историческом процессе, его смысле, специфике, структуре, направленности, значении исторической науки в целом и для отдельного человека. На примере трагических событий Холокоста и Беслана способствовать формированию ответственности за личный выбор человека в истории своей семьи, страны, мира.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия:

Осознание ценности человеческой личности в историческом движении, взаимосвязи общественных процессов, их роли в жизни отдельного человека и общества в целом,

усвоение основных общественных нравственных ценностей. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных информационных носителей.

Личностные универсальные учебные действия:

Развитие внутреннего мира и кругозора, образного мышления, исследовательских навыков, информационной культуры, обогащение словарного запаса, овладение культурой восприятия художественных текстов и произведений искусства, исторических источников.



Формирование нравственных качеств: , эмпатия, доброта, сопереживание, уважение к другим людям и культурам, ответственность.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способов распределения собственного времени, совмещение нескольких видов деятельности, постановка учебной задачи, цели урока и разрешения проблемной ситуации, формирование таких качеств как: усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремленность.

Коммуникативные универсальные учебные действия: развитие навыков совместной деятельности и продуктивного сотрудничества при решении проблем, согласованность усилий по достижению общей цели.

.

Планируемые результаты:


Личностные результаты: Применение полученных знаний для осмысления социально – нравственного и исторического опыта, определения собственных ценностных ориентиров, понимания своего места в современном обществе.

Уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека, способность к ответственному поведению в обществе. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения истории своей страны, других народов и культур.

Метапредметные результаты:

Понимание понятий «исторический процесс», «структура исторического процесса», «исторический факт», «факторы исторического процесса», «социальное движение», «толерантность», «холокост», «гуманизм», самостоятельно организовывать свою деятельность с использованием данного понятийного и познавательного инструментария.

Анализ различных информационных носителей, их оценка, сопоставление документальных источников, объяснение результатов своей деятельности, оценочных суждений и их аргументация, взаимодействие и конструктивное сотрудничество в группе при решении проблемных ситуаций, поставленных на уроке.

Предметные результаты:

Понимание и характеристика исторического процесса, его структуры, направленности, участников, результатов исторических событий, формирование представления о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания.

Сопоставление единичных исторических фактов и общих  явлений, их
сравнение, выстраивание причинно – следственных связей исторических событий, аргументация своего отношения событиям и личностям в истории, применение исторических знаний для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.


Ключевые понятия: исторический процесс, социальное движение, структура исторического процесса, исторический факт, личность, Холокост, трагедия Беслана, экстремизм.
Ход занятия:

1 час (1 урок):

Эпиграф к уроку: «История – это философия в примерах» Фукидид (5 век до н. э.)
Мотивационный блок:

Первый этап урока: Самоопределение к деятельности (4 минуты).

Учитель сразу не показывает название темы урока, а предлагает посмотреть на эпиграф к уроку, где пропущено первое слово, подумать и ответить на вопрос, о чем на уроке пойдет речь.

В качестве подсказки, учитель сообщает, что хотим мы того, или нет, но все мы являемся участниками того, о чем пойдет речь. Это одновременно и школьный предмет, и наука, и сама жизнь, поэтому одинаково трудна в любом значении.

Учащиеся говорят, что речь пойдет об истории. Почему – это философия? Учитель говорит, что речь пойдет не просто об истории, а об историческом процессе, что он затрагивает каждого человека (и вас в том числе) и просит подтвердить это примерами.



Второй этап урока: Актуализация знаний и мотивация (4 минуты).

Учитель говорит, что многие учащиеся в будущем выберут историю в качестве ЕГЭ. Это не только, один из популярных экзаменов по выбору, но и один из самых сложных.

Некоторые ученые не разделяют понятия «история», «исторический процесс»,

они являются синонимами.

Так ли это? Учащиеся предлагают варианты ответов.

Какие подходы в изучении истории вы уже знаете?

Затем учитель предлагает посмотреть на слайд и сравнить, ответы учащихся с информацией.
Толковый словарь C. И. Ожегова ИСТОРИЯ

1. Действительность в ее развитии, движении. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества 3. Ход развития, движения.

4. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

События, вошедшие в историю.



Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.

Автор Т. Ф. Ефремова.

История 1. Процесс развития природы и общества. 2. Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. 3. Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. области природы, культуры, знания.

4. Последовательный ход развития, изменения чего-л.

5. Совокупность фактов и событий. Описание таких фактов, событий.

6. События отдаленного прошлого.



Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей.

Проблемный блок. 3 этап урока: Постановка проблемы. Работа в парах (7 минут).

Учитель предлагает проблемную ситуацию (на слайде приводятся высказывания)



Задание для работы в парах:

На какие группы можно поделить фразы? По какому принципу?

Какая проблема выстраивается из данных высказываний?

Высказывания:

1. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». (В. О. Ключевский.)

2. «Каждый из нас, должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином» М. В. Нечкина.

3. «Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу – все это я узнаю в зеркале истории».

4. «Нет ничего смехотворнее, чем рассуждать об уроках истории.

Безумно полагать, что история когда – то может позволить предвидеть будущее».

П. Валери.

5. «Мы все равно не узнаем, как все было на самом деле, так зачем же тратить силы на изучение того, чего уже нет».

Выдержка одного из Интернет – форумов.

6. «История смысла не имеет» Карл Раймунд Поппер.

7. «Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль,

когда дело касается исторических фактов» Дени Дидро.



Проблемная ситуация: Знание исторического прошлого может разрешить многие общественные проблемы, влиять на будущее.

История ничему не учит, знание исторического прошлого не может разрешить общественные проблемы в будущем.

Проблема: В чем смысл исторического процесса?

4 этап урока: Целеполагание (3 минуты). Учитель предлагает учащимся спланировать действия для работы на уроке, чтобы разрешить данную проблемную ситуацию. Соотносим цель урока, сформулированную учителем с целью урока, поставленную учащимися. Учащиеся формулируют цель урока и разбивают ее на части.
Цель урока: Понять сущность исторического процесса.

Задачи: 1. Какова структура исторического процесса, его направленность?

2. Какие факторы влияют на исторический процесс?

3. Каково место человека в историческом процессе?

4. Какие функции (роль) играет исторический процесс?



Информационно – аналитический блок.

5 этап урока. Организация работы в группах (22 минуты).

(работа с источниками по проблемному вопросу).

Учащиеся делятся на 4 группы. В ходе групповой работы работают с информационными источниками, анализируют их, отвечают на предложенные вопросы, представляют свою работу).



Источник № 1 (приложение 1):

Выдержки из воспоминаний участников трагедии в Беслане.



Источник № 2 (приложение 2):

Отрывки из романа Имре Кертеса «Без судьбы» и свидетельства Хильды Шерман, молодой еврейской женщины, депортированной вместе с мужем из Дюссельдорфа в Ригу в декабре 1941 года. Спустя 8 дней после прибытия ее мужа отправили в концлагерь Саласпис, где он умер от столбняка, заразившись на тяжелых принудительных работах.

Роман повествует о молодом человеке, арестованном и отправленном в концлагерь. Там он становится свидетелем ужаса деградации человека.

Задание: Используя учебник (параграф № 14, страницы 136 – 138), предложенные документы ответьте на вопросы.

1. Назовите элементы исторического процесса (используя текст учебника).

Какие из этих элементов вам встретились в тексте источника.

2. Определите тип информационного носителя предложенного текстового отрывка.

3. Какой исторический период здесь указывается, как вы это поняли?

4. Какие чувства, эмоции, мысли вызвали у вас прочитанные текстовые отрывки? Что особенно вас поразило?

5. Какой тип социальной динамики здесь вы увидели, объясните почему.

6. Случаен ли подбор источников информации, почему?

7. Какие понятия можно подобрать, чтобы назвать явления, указанные в источниках. Каким общим понятием можно их объединить.

8. Какие факторы влияют на исторический процесс.

9. Какие особенности исторического процесса вы увидели?

Второй час (второй урок): подведение общих итогов через обсуждение проделанной работы, возвращение к проблемной ситуации и цели урока.

Обсуждение группами совместно с учителем первого блока информационных источников (10 минут).

В ходе обсуждения приходим к таким выводам, что, несмотря на то, что одно событие отделяет от другого более 60 лет, ход истории время от времени возвращает нас к прошлому, но уже на другом уровне (спиралевидный тип социального движения). Исторический процесс включает в свою структуру такие элементы, как: событие (факт), участников процесса (отдельных людей, социальные группы). Факторы, которые влияют на ход исторического процесса: политическая ситуация, экономический фактор, психологический фактор, деятельность человека.

Общее понятие для событий, описанных в источниках – фашизм, экстремизм, которые поднимают голову и в наши дни. Несмотря на то, что ужас Холокоста остался в 20 веке, проявления подобных явлений снова происходят.

В процессе обсуждения выходим еще на один сложный вопрос.

Какой элемент исторического процесса играет большую роль: народ, отдельная личность, социальные общности. Человек, личность (не историческая, а вообще, обычный человек) – марионетка или двигатель истории, субъект или объект исторического процесса.

Группам предлагается снова поработать с текстовыми источниками (приложение № 3: отрывки из письма в городскую управу 13 летнего Георгия, ученика польской школы, от 24 октября 1941 года, воспоминания чертежницы из Мариуполя Сары Глейх накануне выселения евреев, выдержки из отчета П. Саллитера, результаты выборов в рейхстаг Германии в 1924 – 1933 годах) и привести аргументы в пользу того или иного вывода.



Обсуждение группами совместно с учителем второго блока информационных источников

(работа в группах – 10 минут, 16 минут - обсуждение).

Каждая группа предлагает свои аргументы, учитель включается в диалог.



Могут быть разные точки зрения.

1.Человек не играет существенной роли в истории, жизнь его не ценится

(в войну погибли миллионы, о соблюдении прав личности в конкретные исторические эпохи никто не думает). Никто не застрахован от действия экстремистов в современном мире. Обсуждаем права детей, согласно международному гуманитарному праву (приложение № 4).

2. Каждый человек делает выбор в критической ситуации, как ему поступить, стать героем, палачом, просто молчаливым сторонним наблюдателем. Мотивация и поведение отдельного человека может менять ситуацию в целом. Обсуждаем степень участия человека в исторических событиях, проблему личной ответственности. Проблема субъективного отношения к событиям.

В «безликой массе» – отдельные люди: мальчики и девочки, их родители. Погибшие молодые люди в расцвете жизненных сил, они не реализовали себя, это не может не влиять на ход истории (сколько талантливых людей потеряно, «убивая детей – убиваем и будущее»).

3. Проявление гражданской позиции (учитель приводит пример мемориализации трагических событий в творчестве М. М. Шемякина и Ф. Штовассера, на выбор учителя), созидательной деятельности отдельного человека (Приложение № 5).



Фридрих Штовассер (1928 - 2000) — австрийский архитектор и живописец, в 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать-еврейка настояла на крещении

Фридриха в католическую веру. Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя. Обсуждаем, что хотели сказать эти люди своим творчеством.

Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава,

в ней множеством окон, нельзя жить в одинаковых домах-коробках. Необычна форма и расцветка домов, придуманная архитектором.

В память жертв Беслана, скульптор М. М. Шемякин создал свое символичное произведение.

(скульптор - автор другого известного памятника «Дети – жертвы пороков взрослых» произведения перекликаются между собой, задуманы автором, как аллегория борьбы с мировым злом).

В центре скульптурной композиции - застывшие в немом протесте дети, пытающиеся остановить армию наступающих монстров.

А за их спинами - колесо судьбы и свиток, запечатлевший всех погибших в результате террористических актов. Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была открыта 2 сентября 2001 года.

А среди 13 скульптур – пороков присутствуют «пропаганда насилия», «война», «равнодушие».

Обсуждение выводит на тот факт, что и современные подростки, иногда, становятся членами экстремистских организаций в силу манипулирования сознания, нерешенных психологических, социальных проблем. Что можно сделать против насилия?

Возвращаемся к цитате Фукидида.

Почему история – это и философия? С философской точки зрения, обычный человек может противопоставить злу только добро, умножая его, соблюдая моральные нормы. Созидая зло, мы притягиваем его, умножаем. Равнодушие – это такое же зло. История напоминаем об этом. Нельзя быть манкуртами. В этом, наверное, смысл хода истории.

В историческом процессе одинаково важны все его элементы, его особенности в том, что он сложен, неповторим, неизбежен. Но именно человек может быть двигателем прогресса, не только материального, но и нравственного. Вот почему необходимо знать и учить уроки истории.

Рефлексивный блок. 6 этап. Закрепление материала

(Работа в группах в виде сжатого режима 5 минут)

Продолжите фразу.

1. Исторический процесс включает такие элементы, как…

2. Самым важным из них является…, потому что…

3. Смысл истории в том, чтобы…

4. Ход Исторического процесса может осуществляться…

5. Исторический процесс имеет такие особенности, как…



6. На исторический процесс могут влиять такие факторы, как…

Возвращение к ожидаемым результатам. Учащиеся заполняют таблицу (4 минуты).

Сегодня на уроке:

Ответы

Я узнал… и научился…




Меня удивило, что




Для меня осталось непонятным




Самым важным на этом уроке было то, что





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница