Традиции воспитания в казачьих семьях в станице Белореченской



Скачать 89.75 Kb.
Дата18.11.2016
Размер89.75 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 15



Традиции воспитания

в казачьих семьях

в станице Белореченской

МОУ ООШ 15

352617

Краснодарский край



Белореченский район

п. Верхневеденеевский

ул. Гагарина 14

тел. 8 (86155) 62-1-43


Назимова Зулайхо Исмоиловна

учитель истории МОУ ООШ 15

Краснодарский край

Белореченский район

х. Долгогусевский

ул. Голенева 185

тел. 8 (86155) 69-2-33
п. Верхневеденеевский, 2011г.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить с традициями воспитания детей в казачьих семьях в станице Белореченской в конце XIX – начале XX вв.
Задачи:


  • Воспитательная: формировать чувство гордости и за своих земляков, стремление принести пользу людям, Родине, уважать традиции и культуру других народов.

  • Развивающая: формировать навыки поисковой работы, анализировать происходившие исторические явления, действия людей на основе воспоминаний, давать им оценку, развивать навыки организации участия в коллективной деятельности.

  • Образовательная: показать старые традиции, умение воспитать и трудиться на основе существующих обычаев, нравов, фольклора.

Ведущая: В муниципальное образование Белореченский район входят Белореченское городское поселение и 10 сельских поселений: Бжедуховское, Великовечненское, Дружненское, Первомайское, Пшехское, Родниковское, Рязанское, Школьненское, Черниговское, Южненское.

Немного об истории. Город Белореченск возник как казачья крепость в 1857 году. Крепость представляла собой замкнутый многоугольник, опоясанный земляным валом высотой до 7 метров. По углам крепости устраивались насыпные башни, на которых устраивали пушки. Берег реки покрывали дубовые леса и обширный болота.

В мае 1862 года прибыли первые поселенцы. Это были 238 семей казаков Кавказской армии. Здесь появились первые куренья, а осенью уже красовались первые казачьи хаты. Строительный материал был под рукой: дубовые леса, камень, песок, глина, камыш. А уже через 2 года на правом берегу реки Белой стояло 250 хат. 26 июля 1862 года приказом по Кавказской армии была образована станица Белореченская.

29 мая 1958 года станица Белореченская получила новый статус – стала городом.

Более 70 национальностей живут в мире и согласии на белореченской земле: русские, адыги, армяне, греки, турки… Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи народов, живущих рядом.

Сегодня мы поговорим о традициях воспитания в казачьих семьях, жителей Белореченской станицы конца XIX – начала XX вв. Жители нашего города до настоящего времени хранят напевы, обряды и традиции самобытной казачьей семьи, казачьей общины. Хотим довести до вашего сведения то, что передали нам носители традиционной народной культуры (жители города) о воспитании ребенка в семье. В молитвах и песнях, пословицах и приметах, приговорах и заговорах, постигал ребенок с детства окружающую природу, старые обычаи, умение трудиться на земле. Об этом расскажут нам наши гости-бабушки.



Рождение и крещение.

Гостья-бабушка (1-я ученица): Я староверческой веры. Родильных домов не было. Дети рождались дома. «Их обмывали теплой водой, окутывали в пеленки (тряпки). Обряд крещения проводился в церкви. Кум и кума носят воды, прям из колодца. Бабушка в церковь младенца несёт, родители не ходят. Нету своей бабушки, соседку берут, лишь бы бабушка была. Батюшка тогда подходит, младенца берёт, носит и ушки рукой зажимает и в купель окунает раз, два, три. Потом ребёнка передаёт крёстному отцу. А крёстный отец предаёт крёстной матери. Крёстный отец держит тряпку–пелёночку, а крестная мать держит ребёночка и тогда уже заворачивает, запеленовывает его. Становятся, батюшка молитву читает. Как покрестятся, тогда уж домой несут кум и кума. Когда ребёнка приводили домой, собирались гости (кум, кума, родители, бабушка, дедушка, крёстные), садились за стол (главное блюдо – пшенная каша). Подарки несут: кто рубашку купил, кто пелёнку принёс. А кто деньгами бросил». (Записано от Рыковой Е.К.)

Ведущая: Ребёнку давали имя. Имена давали по праздникам (церковным) и выбирали имя Святого, записанное в книжке, какое попадёт.

Гостья-бабушка (2-я ученица): Я вам расскажу, как отмечали крестины у православных. «С крестинами справлялись, привозили из церкви домой ребятенка, потом садились за стол, все гости там: кум, кума, бабушка–повитушка, родители. От гостей были поздравления, Главное блюдо было пшенная каша. Ребенку давали имя. Имена давали по праздникам. Вот ожидался праздник. Когда крестят, у кого дети, рожденные к празднику обязательно открывают церковную книгу, где все праздники, и смотрят, какого числа их ребенок родился. И выбирают имя святого, записанное в книжке, какое попадет. К Иванову дню – Иван. Ежели тройня на Троицу у кого рождалось, то старались давать имена Вера, Надежда, Любовь». (Записано от Жуковой Л.П.)

Был такой очень хороший обычай. «Если ребёнок осиротел, его брали и родные и чужие люди. Кто сироту в казённый дом сдавал. А кто говорил: «Детей не отдадим. В сиротстве жить – слёзы лить». И не отдавали, к себе забирали. Их растили-кормили. Говорили: «Не строй семь церквей, пристрой семь детей». (Записано от Москвальцовой)



Гостья-бабушка (3-я ученица): «Беднота была. В люльку, что висела подстилали солому. А если соломы не было, так кукурузянник использовали. С кукурузянника с быдолок листья сухие сламывали, и в люльку ложили. Потом накрывали травкой. И чуть-чуть обмочится ребёнок запах, и выгребали, выбрасывали, и другие листья стелили, сверху ещё тряпиной накрывали. А так для ребёнка матрасик старались положить. Подушки не было. Старались раньше класть головку не на подушку, а на матрас, чтобы без подушки прямо лежал – пока косточки крепятся». (Записано от Жуковой Л.П.)

Ведущая: Вы помните колыбельные песни, которые вам пели ваши мамы, бабушки?

Гостья-бабушка (3-я ученица): Если ребёнок плакал пели песню:

Рева- корова,

Дай молочка,

А не дашь молочка

Вдарю тебя под бочка. (Записано от Жуковой Л.П.)

Гостья-бабушка (4-я ученица): А ещё ребёнка утешали следующими словами:

А ну-ну, Ванечка, не плачь

Испеку тебе калач

Ну-ну не завой

Испеку тебе другой.

Ну-ну не реви

Испеку тебе три!

Если понимаешь по-русски, не кричи,

А вон Бука идет, тебя в мешок посадит и унесёт.

Не плачь, от Буки не спрячешься! (Записано от Жуковой Л.П.)



Гостья-бабушка (5-я ученица): Был ещё такой интересный обычай: кто заметит у ребёнка первый зубок, должен был ему принести подарок. «Если это девочка, то ей отрез на платье принесут. Если это мальчик, то ему деньгами бросят, чтобы богатый был, на богатства». (Записано от Жуковой Л.П.)

Ведущая: Вы все любите игрушки. Есть у вас игрушки дома. А давайте послушаем, какие были игрушки раньше!

Гостья-бабушка (5-я ученица): И в бедной, и в богатой семье для ребёнка делали игрушки. На Кубани в станицах и хуторах существовал такой обычай: когда кур резали, то оставляли зоб (горлышко), его терли в золе, и он становился тоненьким-тоненьким. Этот мешок хорошо промывали и высушивали, потом горлышко надували, бросали в него горох или кукурузу и завязывали. Получалась хорошая игрушка.

Гостья-бабушка (6-я ученица): А чтобы малец вырос здоровым его купали в специальном настое травы. «Травка толстушка (ее называют портулак) жирная, аж красноватая, а листики маленькие, стелются по земле много-много. Вот ее дергали и сушили. В кипяток толстушку бросали, а как вода подстывала, в ней детей купали. Клали в воду для здоровья. Чтобы здоровый ребенок рос, полненький. Она хорошо все счищала. И от раздражительности, от нервов ребенку давали эту травку пить». (Записано от Жуковой Л.П.)

Гостья-бабушка (7-я ученица): А у нас в воду мяту бросали и шелковую тряпку. Стояла кадушка, где была приготовлена вода для ополаскивания, и туда бросали. И вот когда ребенка купали, черпаком воду зачерпывали и обмывали, чтобы запах мяты был. И в череде купали, от всяких там болезней, от прыщиков на тельце. (Записано от Масквальцовой В.З.)

Ведущая: Ребята, кто из вас может сказать, что такое «кадушка» и «черпак»? Кадушка – это небольшая кадка. Кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем. Черпак – приспособление для черпания, ковш на длинной рукоятке.

Гостья-бабушка (1-я ученица): Бывало так, что ребенок испугается чего-то, и кричит ночами. Тогда говорили, что надо испуг «выливать». В каждом хуторе или станице существовали разные способы «выливания испуга».

…Дите испугалось. Тогда давай я «испуг выливать». Испуг обязательно «выливали», чтобы не случилась немоты какой или хворобы. Три раза надо каждый день на утренней заре. Берешь священную воду от испуга. Маленького ребеночка садить на порог, чашечку со священной водой держишь над его головкой. На крае чашечки ложешь две палочки – крестом. Потом берешь воск, льешь в чашечку на воду. После собираешь его обратно, снова растапливаешь, льешь в туже воду, и так до трех раз. И помогало. (Записано от Рыковой Е.К.)



Ведущая: В каждой семье стремились сделать ребенка комфортную обстановку. Детей старались приучить к родному языку, с ним играли, обучали движениям, чтобы рос не бессловесным, слабым. Все это проходило в домашней обстановке, в общении. Родители знали, как и чем помочь ребенку. Часто на помощь приходили бабушка и дедушка.

Ведущая: Вас когда-нибудь заставляли кушать? А сколько матери прилагали стараний, чтобы ребёнок, который плохо ест, быстро расправлялся с кашей:

Гостья-бабушка (2-я ученица): «Глянь - коровушка идёт, молочка ушат несёт, будем коровушку доить, будем деточку кормить. Ешь за маму, ешь за папу, ну а теперь за дедушку. А то будешь маленький, а так вырастишь большой, толстый и здоровый:

Кушай, кушай,

Маму слушай,

Да повыше вырастай

И любого побивай!»

Гостья-бабушка (4-я ученица): Ребёнка учили запоминать различные предметы или названия, играя с ними:

Густо лес,

Чисто поле,

Две тополи,

Два окна,

Две подушки,

Римбумбуля,

Липитуля,

Точка.

Ведущая: Давайте попробуем отгадать, что здесь имеется в виду! (Волосы, лоб, брови, глаза, щёки, нос, язык, бородка).

Гостья-бабушка (4-я ученица): Всем известна присказка, когда ребенка подбрысывают: «Тра-та-та, тра-та-та, села баба – на кота, поехала до попа». А в Белореченской припевали так:

Коп, коп, коп,

Поехали в Майкоп!

Приехали до попа,

Попа дома нема,

Одни попенятки,

Шьют зипунятки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете что такое «зипунята». Правильно, «зипун» - это одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Ведущая: Вы любите сладости? Детям готовили лакомства:

- тростниковый мед (лучше всякой конфеты);

- мочили в кадушках дикую лесную грушу «поддулька» или из неё пекли цукаты – растолкут варёные груши в кашу, руками вылепят разные фигурки, а потом в крупе, в муке, в отрубях обвалят. На сковороде разложат и в печь на небольшой огонь ставили. Эти фигуры подсохнут сверху, а внутри мягкими остаются. Такими цукатами детей баловали.

Ведущая: Какую одежду и обувь вы носите?

Гостья-бабушка (5-я ученица): «Раньше детям всё шили сами. Как годок исполнится, так шаровары шили и мальчику, и девочке. Они ползали в шароварчиках, полов-то раньше в доме не было. Шароварчики со всякого материала шили. На праздник из нового сошьёшь, ну а там тесемочка, цветок с листьями вышьешь для форсу. А так из старого делали: то платье порвалось по подолу, то рубашка. Воротник и спину выкроишь руками, тут же сядешь и сошьёшь. На ножки им чувяки из кожи делали, вроде тапочек. Чувяки эти пришивались к подошве, какие с подборчиком были, какие нет. С двух-трех лет носили поршни, круглый год в них ходили. Поршни из кожи шили, раньше кожи было много». (Из рассказа Жуковой Л.П)

Гостья-бабушка(1-я ученица): «Для девочек было развито полевое дело, мальчиков учили запрягать. Учили на лошадях ездить. Говорили: «Ну сам с наперсток, сам с ноготок, а ездовый».

Обычай у кубанских казаков: они не помогали женщинам по дому. А вот мальцу говорят: «Гости будут, помети!» А мать: «И как – казак с веником! Ты что, как это так!» Заложено было у казаков – он должен заниматься по хозяйству худобой (скотиной): занимался сеном, лошадьми. У девочек свои наработки были. Вот мама коноплю сеяла. А уж выбирать, подергивать, сушить ее – это моя в детстве работа была, и я выполняла». Девочки ещё из конопли ткали ткани, шили, вышивали. (Из рассказа Жуковой Л.П)



Ведущая: Этот утерянный пласт народной культуры: песенки – потешки, игры и забавы взрослых и детей, материнские колыбельные помогали ребёнку увидеть красоту окружающего мира, воспитывали с рождения любовь к родной земле, к родному дому. С этого закладывались высокие нравственные начала будущего человека. Именно такими должны воспитываться и мы с вами.

Литература:



1. Морозкина Г.А. История земли Белореченской. ГУРИПП «Адыгея» Майкоп 2004.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница