Тире между частями бессоюзных сложных предложений



Скачать 114.46 Kb.
Дата25.04.2016
Размер114.46 Kb.
Конспект урока

в 9 классе по русскому языку

на районный конкурс педагогического мастерства

автор: Искандарова Гульназ Вакиповна,

учитель МБОУ «Среднекирменская СОШ»

Мамадышского района РТ

Тема урока: Тире между частями бессоюзных сложных предложений.

Цель урока: - формировать умения находить БСП в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций, ставить тире между частями БСП ; совершенствовать речевые , синтаксические и пунктуационные умения.

Оборудование: видеоурок или презентация : тире в БСП, дидактические материалы, презентация к уроку, компьютер, интерактивный комплекс.

ЦОР: http://85.142.23.53/packages/publishing1c/1C6E9D07-BF8B-4956-9F53-BAB1D96CE5A6/1.0.1.1/RUSYAZ_5_1_4_3_1_p_001_1.0.1.1.oms

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечание, ЭОР

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу



- Добрый день, ребята. Желаю всем успешного рабочего дня. Отгадайте пословицу по научному тексту :

Представитель класса теплокровных яйцекладущих позвоночных животных, представители которого характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полёта — крылья ,красива (в разговорном стиле) накожным роговым образованием, которые растут из расположенных рядами углублений кожи, называемых птерилиями ; а живое существо, обладающее даром мышления и речи - результатом процесса познания, обычно выраженного в языке или в к.-л. знаковой форме

- Итак, не будем терять время и перейдём к процессу познания.




-Приветствие учащихся.

-Отгадывают пословицу «Красна птица перьями, а человек – знанием»

Настрой на активную познавательную деятельность


Презентация к уроку
(Слайд 1)

II.Актуализация

знаний

Цель: актуализация знаний о БСП для дальнейшего углубления и совершенствования навыков




Мы с вами продолжаем изучение бессоюзных сложных предложений. Давайте вспомним, что мы уже знаем о БСП :

1.Ответьте на вопросы:

- какие предложения называются БСП?

- какие отношения могут быть между частями БСП?

- когда между частями БСП ставится точка с запятой?

- когда в предложении ставится двоеточие?


2. Какое из этих предложений является бессоюзным?(ЗП не расставлены)

1) Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.





1.Отвечают на вопросы

-сложное предложение, где простые предложения связаны интонационно, без союзов.

- между частями БСП могут быть отношения соединительные, причинно-пояснительные, противопоставления или времени, условия и следствия.
- между частями БСП со значением перечисления ставится точка с запятой, если предложения более распространены или внутри них уже есть запятые.

- если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении, поясняет первое, дополняет смысл первого)



2. Решают тестовое задание , анализируя каждое предложение (правильный ответ- 4)


Презентация к уроку
(Слайд 2)

III. Постановка темы и цели урока

Цель: Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.



- Ещё какой знак препинания между частями БСП может ставиться?


- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны, выявить условия постановки тире между частями БСП, уметь находить БСП в тексте, совершенствовать пунктуационные навыки.


Формулируют тему и цель урока:

- тире

-«Тире между частями БСП»


-научиться правильно ставить тире между частями БСП

Запись учащимися даты и темы урока.



Презентация к уроку
(Слайд 3)

IV. Изучение нового учебного материала

Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, развитие умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию



1.

Исследовательская работа
2. Просмотр видеоурока


3. Вывод.


Исследование смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире.

1.Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить:

а/ Труд человека кормит – лень портит

б/ Любишь кататься – люби и саночки возить.

в/ Назвался груздём – полезай в кузовок.

г/ Я за свечку – свечка в печку!

д/ Молвит слово – соловей поет.

2. А теперь давайте посмотрим видеоурок, всё ли мы правильно определили.

3. Какой вывод мы сможем сделать?

4.Нарисуйте схемы постановки тире в БСП



1.Исследуют и определяют смысловые отношения между частями БСП:

а/противопоставление, можно вставить противительный союз а


б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если

в/ второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому

г/ быстрая смена событий или неожиданный результат

е/ сравнение, можно вставить союз как



2. Просмотр видеоурока

3. Обобщают результаты исследования и информацию из видеоролика


Между частями БСП ставится тире, если:

- одно предложение противопоставляется другому;

- первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении;

- второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того. о чём говорится в первом;

-если предложения содержат сравнение.
4. В тетрадях рисуют схемы постановки тире в БСП:
[     ] – [    ]. (=а,но)

[ Время, условие ] – [     ].(=если, когда)

[     ] – [вывод, следствие].(= так что; поэтому)                        

[     ] – [сравнение].(= словно; как)



Презентация к уроку
(Слайд 4)


Видеоурок или презентация: тире в БСП

(Слайд5)

Презентация к уроку
(Слайд 6)

V. Закрепление изученного материала

Цель: выполнять учебные задания с целью совершенствования знаний, умений, навыков.



1. Работа по учебнику
2. Работа в парах


3. Подготовка к ГИА


1. Откройте учебники, стр.127, устно выполним упр.209. Прочитайте задание.

Учитель поясняет, с какой интонацией надо читать БСП

2. Прочитайте пословицы в упр 210. Какие это предложения? Определите смысловые отношения между частями. Спишите предложение, расставляя ЗП. Преобразуйте БСП в ССП и СПП.

3.У вас на партах лежат раздаточные материалы для подготовке к ГИА. Вы знаете, что БСП включены в задания В9. Найдите в тексте БСП и объясните постановку ЗП. (раздаточный материал)




1. Открывают учебники, читают задание упр.209, выполняют его: читают БСП, соблюдая интонацию, перестраивают их в синонимичные им ССП или СПП.

2. Выполняют упр 210 : списывают, расставляя знаки препинания, читают, соблюдая интонацию, определяют смысловое отношение, преобразовывают в ССП или СПП
3. Работают в раздаточных материалах. Предложены задания В9 ГИА. Проверяют по презентации.



Презентация к уроку
(Слайд 7)


VI. Диагностика

усвоения.

(ЦОР)


А теперь, ребята, проверьте свои знания, умения. выполните задания ЦОР



Выполняют задания.


http://85.142.23.53/packages/publishing1c/1C6E9D07-BF8B-4956-9F53-BAB1D96CE5A6/1.0.1.1/RUSYAZ_5_1_4_3_1_p_001_1.0.1.1.oms

(Слайд8)


VII. Рефлексия деятельности.

Цель: повторение, закрепление, осознанность изученного на уроке




VIII. Подведение итогов.

Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого



Фронтальный опрос

- Чему научились?

- Что взяли для себя с урока?
- Составьте синквейн по нашему уроку.


Анализ работы учащихся и проставление оценок


Отвечают на вопросы:

- научились расставлять тире в БСП

- вели подготовительную работу к ГИА
Составляют синквейн, зачитывают


Проставляют оценки в дневники




IX. Задание на дом.

Цель: совершенствовать умения, вести подготовительную работу к ГИА


Задание предлагается по уровню:

1 уровень – выполнить упр 211письменно;

2 уровень – выписать из худ.текста 10 БСП с тире;

3уровень – подобрать материал и составить тестовое задание, аналогичное заданию А9 ГИА.



Выбирают и записывают домашнее задание в дневниках.


Презентация к уроку
(Слайд 9)
РАЗДАТОЧНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.

"(1) Арагорн, не отвечая, смотрел в небо; пятнышко, приближаясь, быстро росло и вскоре рассыпалось на отдельные точки. (2) - Да это же птицы! - воскликнул Сэм. (3) Птицы летели необычайно низко и не прямо вперед, а широкими зигзагами, как будто что-то искали на земле. (4) - Ложись и молчи! - прошипел Арагорн, затаскивая Сэма под ветви кустарника, потому что несколько сотен птиц внезапно отделились от основной стаи и стремительно полетели к той самой лощине, в которой расположились на отдых путники".

A) 1 B) 2 C) 3 D) 4

2. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

"(1) Бедняги, им выпала суровая доля, хотя, впрочем, они ее выбрали сами. (2) Я предвидел, что так и должно случиться, если меня не отпустят в Мордор. (3) Но могу по секрету сказать вам, друзья, что не им одним суждена эта доля: с Кольцом отправится большая группа - как только разведчики возвратятся в Раздол. (4) Они уже ушли на разведку, Гэндальф?".

A) 1 B) 2 C) 3 D) 4

3. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.

"(1) Тяжелые тучи к рассвету рассеялись, прозрачный воздух стал морозней и суше, а из-за Мглистых гор выплыло солнце - громадное, но по-зимнему неяркое и холодное. (2) Путники подошли к гряде холмов, поросших могучими горными дубами, - казалось, что их черно-серые стволы вырублены в древние времена из гранита. (3) На юге, преграждая Отряду дорогу, высился гигантский горный хребет с тремя особенно высокими пиками в серебрящихся шапках вечных снегов. (4) Фродо внимательно рассматривал горы; к нему неслышно подошел Гэндальф и, приложив ладонь козырьком ко лбу, глянул на далекий заснеженный хребет".

A) 1 B) 2 C) 3 D) 4

4. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.

"(1) У Арагорна, скитальца пограничного Глухоманья, под выцветшим буровато-зеленым плащом висел на поясе возрожденный Андрил - другого оружия он брать не стал. (2) У Боромира был меч, напоминающий Андрил - тоже из Нуменора, но не такой прославленный, - легкий щит и рог на перевязи. (3) Он протрубил в рог, и над притихшей долиной раскатилось могучее бархатистое эхо, заглушившее рокот отдаленного водопада, журчание реки внизу под обрывом и свист ветра в обнаженных ветвях. (4) - Да рассеются союзники проклятого Саурона! - воскликнул гондорец, опуская рог".

A) 1 B) 2 C) 3 D) 4

5. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

"(1) - Книги обязаны хорошо кончаться. (2) Как тебе нравится такой вот конец: с тех пор они больше никогда не расставались, и счастливей их не было никого на свете. (3) - Да, это замечательная концовка, - согласился Фродо. (4) Хоббиты обсудили путешествие к эльфам и попытались угадать, какие опасности встретятся Фродо на пути в Мордор".



A) 1 B) 2 C) 3 D) 4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница