Тезисы доклада «Роль профессиональной среды в становлении навыков командной работы у учащихся студий компьютерной графики, анимации и дизайна»



Скачать 80.38 Kb.
Дата03.05.2016
Размер80.38 Kb.
Московский городской детский телевизионный учебный центр

Экспериментальная мастерская компьютерной графики и анимации

(Городская экспериментальная площадка 2003-2006 гг.)
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

«Роль профессиональной среды в становлении навыков командной работы у учащихся студий компьютерной графики, анимации и дизайна»


Сорокина Елена Владимировна

Заведующая сектором ЭМКГА МГДТУЦ

I. В кино и на телевидении профессиональная среда рассматривается как обучающий фактор, достаточно давно. Практически, с самого начала существования этих двух главных составляющих художественной экранной культуры. И у нас, и в Европе, и в США существовал и существует институт подготовки специалистов внутри студии. («Союзмультфильм», «Уолт Дисней», «Аниме», Центральное телевидение СССР и др.)

Структура кино и телевизионного производства – многоуровневая сложная по организации всего производственного комплекса и взаимодействия его подструктур схема, изначально создавалась и развивалась внутри истории становления синтетических видов техногенных искусств. Это определило как темп развития, так и комплекс технологий, в том числе художественных и инженерных. Скорость развития кино и телевидения иначе, как бурным, не назовешь. Это поступательный, непрерывный, поэтапный, скачкообразный процесс параллельного и взаимно пересекающегося развития художественной и техногенной составляющих экранного производства, любая модель которого имеет в своем первом уровне две, тесно связанные между собой и постоянно действующие базы, – креативную среду и технико-экономическую.

Характеристики структур производства могут быть различны, но для каждой из них характерно следующее – точками постоянного пересечения творческого процесса и технического обеспечения являются съемочная площадка, монтажная и звуковая аппаратные.

В последней четверти XX века в технологию производства вошли информационные технологии. И, если для технической базы кино- и телевизионного производства это внедрение оказалось однородным и естественным, то в творческую составляющую команды специалисты ИТ «приняты» только на рубеже 21 века. Креативная среда современного производства и в кино, и на ТВ в каждой своей части имеет подструктуру (студию, отдел, сектор, внешний подрядчик) специалистов ИТ. Связано это с тем, что сегодня с помощью информационных технологий создается видеоряд, сценография, анимация, оформление фильма, специальные эффекты, звук. Каждая из этих подструктур решает локальные художественные задачи в рамках конкретного проекта. Результат их деятельности представляет собой интегрированную сущность творческой, суммарно технологической и технической субстанций, выраженной в конкретной визуализации.



Таким образом, можно утверждать, что на рубеже XXI века профессиональная среда кино и телевизионного производства изменилась, а в силу этого изменились параметры и характеристики ее обучающего воздействия.

II. Развитие информационных технологий всегда опережало и будет опережать развитие педагогических технологий. Современная структура образования в России по всей ее вертикали сегодня не предусматривает подготовку специалиста ИТ, способного решать в равной степени художественные и технологические задачи. Тем не менее, предпосылки для создания новой специальности в высшем образовании есть (см. EVA-2005, доклад Сорокиной Е.В. О становлении специализации «Графический кино и телевизионный дизайн»).

В Москве 11 лет работает учреждение дополнительного образования «Городской детский телевизионный учебный центр» (МГДТУЦ), где в 1997 году была открыта учебная мастерская компьютерной графики и анимации (КГА). Мастерская, как и все другие мастерские Центра, работала под одной крышей с производственным каналом «Московское детское телевидение» (МДТ). Все педагоги КГА, включая докладчика, работали в программах МДТ в составе сектора компьютерного обеспечения. В задачи сектора входило оформление телевизионных программ, создание фонов и среды для съемок в хромакейном павильоне и создание мультипликации, в том числе покадровой. Производственное помещение сектора компьютерного обеспечения и учебный компьютерный класс располагались в смежных комнатах. Производственные и учебные машины (IBM), профессиональное монтажное оборудование были связаны в единую локальную сеть. Одним из обязательных требований к преподаванию было привлечение детей к производственному процессу по мере их возможностей. Таким образом, были выявлены три основных метода обучающего воздействия профессиональной среды для ИТ: -


  1. Учебные программы ПДО действуют в составе комплексной программы и рассчитываются на несколько (3-5) лет обучения по предметам для структуры имеющей как учебные, так и творческие смешанные группы. Творческие (проектные) группы работают над проектом по производственной схеме. Методический аппарат учебных программ включает в себя алгоритмы близкие или равные алгоритмам реального производства;

  2. Единое информационно-технологическое пространство парка учебных и производственных машин;

  3. Воспитание трудовой дисциплины и навыков профессионального общения в команде

В 2003 году в МГДТУЦ была создана учебная Экспериментальная мастерская компьютерной графики и анимации. Она стала городской экспериментальной площадкой. Педагогический эксперимент по проблеме «Роль профессиональной среды в становлении навыков командной работы у учащихся студий компьютерной графики, анимации и дизайна (старшая школьная возрастная группа)» был рассчитан на три года. На первом этапе экспериментальной работы перед педагогом ставились:

первичные задачи

- формирование команды каждого проекта, в том числе авторского;

- отработка приемов выполнения художественных задач в цифровых технологиях;

- у учащихся формировалась установка понятий


  • «задача - действие» по функционалам «режиссер – постановщик», «художник-постановщик», «аниматор», «оператор», «звукорежиссер», «актер» и т.д.;

  • литературный сценарий, редактура, режиссерский сценарий, экспликация, раскадровка, съемочный план, монтажный лист, регистр исходных материалов, реестр файлов исходных материалов

  • Мастер-кассета, пред - мастер, эфирная кассета

  • «эфирное качество», «тиражное качество»,

текущие задачи

  • становление навыков выполнения задач конкретного задания в рамках всего проекта

  • выявление лидеров направлений

  • становление аналитических навыков для художественного редактирования текущего задания

сверхзадача

  • опосредованное обучение приемам режиссуры, художественной разработки и работы со сценарием

Для выполнения этих задач были приняты к исполнению проекты:



  • телевизионная эфирная передача «Телевишки»,

  • постановочный фильм публицистического характера «Рабочая кассета»

  • мультипликационный фильм «Курочка Ряба»

  • Авторская мультипликация


Все намеченные пункты экспериментальной работы были выполнены.
1) Были созданы выпуски телепередачи «Телевишки», оформление которой было выполнено учащими Центра и Лицея информационных технологий. Все передачи прошли эфир, получили дипломы на 3 городских и 2 международных конкурсах детского творчества.

2) Мудьтипликационные фильмы «Курочка Ряба», «Как погибли динозавры», «Солнце и Туча», и другие получили дипломы разного достоинства, в том числе победителей Московских конкурсов и фестивалей,

3) Был снят и прошел эфир постановочный фильм «Рабочая кассета», формат 32 минуты.

Все учащиеся творческих групп стали студентами МГУ, МИФИ, МИЭМа и других вузов столицы. В МИЭМе для них была создана новая специализация «Графический кино и телевизионный дизайн» (Разработчик Сорокина Елена Владимировна), построенная с учетом характеристик подготовки специалистов компьютерной графики для телевидения и кинопроизводства.


На втором этапе экспериментальной работы шла подготовка к более сложным проектам. Это был этап становления навыков профессиональной работы во всех группах, работавших под руководством автора доклада. Кроме этого выпускники МГДТУЦ, ставшие студентами МИЭМа и МИФИ, были привлечены к преподаванию в младших и средних возрастных группах Центра. Работа велась по нескольким направлениям:


Все намеченные пункты экспериментальной работы были выполнены.
Было выполнено оформление четырех передач Центра композитными заставками. На конкурсы и фестивали было представлено более двух десятков мультипликаций. На конференциях EVA-2004 и ADIT-2005 был представлен проект «Художественная реконструкция быта городищ Дьяковской культуры», который включал в себя фильм-презентацию Дьяковской культуры и художественный мультфильм. Особое внимание уделялось композитингу и стилизациям в трехмере. На конференции EVA-2005 доклад «Особенности художественной стилизации архитектурных форм визуализации в виртуальной сценографии» сопровождался презентациями, выполненными творческими группами, работавшими над композитными проектами.
Завершающим этапом эксперимента стала работа над постановочным фильмом «Дети Лисистраты». Основной педагогической задачей этого проекта было создание профессиональной обучающей среды. Для этого была создана творческая группа, состоявшая из профессионалов, студентов и учащихся Центра, непрофессиональных актеров, в том числе детей, набранных во временные учебные группы проекта. В проекте было занято более сорока человек взрослых и детей. Технической базой стало оборудование и павильоны Центра и МИЭМа. Так как фильм делался на нулевой смете, не было возможности выполнить сценографию постановочных павильонов и провести тонировку. Тон-студия Центра приспособлена для озвучивания телевизионных передач, а не постановочных фильмов.

Не смотря на технические сложности и вызванные этим недостатки, фильм получился достаточно интересным и был благожелательно принят зрителями. В качестве экспериментальной работы «Дети Лисистраты» позволили провести «стендовое испытание» методик работы с учебными группами актеров и компьютерных графиков начальной стадии обучения, творческих дизайнерских групп, провести производственную практику студентов специализации «Графический кино и телевизионный дизайн» по направлениям режиссура, анимация, дизайн, операторское мастерство. Кроме этого были уточнены связи взаимодействия образовательной модели «Школа-УДО- ВУЗ», связи взаимодействия различных мастерских Центра, уточнена единая непрерывная образовательная вертикаль комплексной программы «Учебная мастерская КГА», в которой первая возрастная группа – дети 6-10 лет, завершающая – школьники старшего возраста.



Выводы:

  1. Учреждение дополнительного образования и профессиональная среда могут образовать такую систему обучения, в которой в несколько раз возрастает мотивация получения знаний, появляется навыки системного изучения информации, работы с книгой, аудиовизуальными источниками и Internet-ом. Возникает стремление к самообразованию.

  2. Обучение внутри профессиональной среды проходит быстрее и качественнее при наличии и действии развитой обучающей системы УДО.

  3. Обучающий фактор профессиональной среды, внутри которой работает команда, возникает в процессе работы над конкретным проектом. Он воздействует на всю команду в целом, но при этом возрастает коэффициент обучаемости каждого учащегося, возникает стремление к целенаправленному самообразованию. Появляются реальные рычаги воздействия на коррекцию и гармоничное развитие личности и индивидуальности учащегося. То есть, обучающий фактор среды обладает позитивным свойством воздействия, как на команду в целом, так и на каждого его отдельного члена в параметрах степени доступности для каждого ее члена.

Таким образом, можно предположить, что профессиональная среда является интегрально-дифференцированным элементом среды обучения, повышающим качество обучения и развития учащегося.

Сорокина Елена Владимировна,

Заведующая сектором «Экспериментальная мастерская компьютерной графики и анимации» Московского городского детского телевизионного учебного центра, г.Москва.

Контактные телефоны: 3924169, 8 916 825 0407, e-mail EVSorokina@mtu-net.ru, evsorokina@tochka.ru








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница