Тезисы доклада «Народные костюмы Южного Урала»



Скачать 47.24 Kb.
Дата08.11.2016
Размер47.24 Kb.
Конференция юных краеведов

(в рамках Всероссийской программы «Отечество)

«Мой первый доклад»

Народные костюмы Южного Урала


Авторы:

Маташкова Дарья Александровна

г.Челябинск ,

МСКОУ школа – интернат

II вида № 12, класс 4



Руководитель:

Кожемякина Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов, г.Челябинск, МСКОУ школа – интернат II вида № 12

Челябинск

2011
Тезисы доклада


«Народные костюмы Южного Урала»
Маташкова Дарья Александровна

г. Челябинск ,

МСКОУ школа – интернат

II вида № 12, класс 4


Я учусь в школе-интернате №12. У нас в школе есть студия танцев в которой я занимаюсь. В этом году нам сшили новые костюмы для танцев: мексиканский и кубинский. Костюмы очень красивые. Мне стало интересно, а какие же народные костюмы носили у нас, на Урале?

На территории Южного Урала проживает много разных национальностей: русские, татары, башкиры, нагайбаки, мордва, украинцы. Каждый народ имеет свою национальную культуру.

Национальная одежда является частью национальной культуры, которая самобытна, неповторима, уникальна. Сегодня мы можем очень редко встретить национальный костюм в быту, образцы которого сохраняются в отдельных национальных селениях уральской зоны. Видим мы его только на сцене или в музее, хотя многое из того, что носили наши прапрабабушки, можно было бы использовать и в наших нарядах. Сохранение и возрождение народной традиционной культуры является в настоящее время одной из важнейших социокультурных проблем. Был намечен план работы. Он включал в себя: изучение краеведческой литературы по национальной одежде народов Южного Урала; подбор материала из Интернета; выявление, созванивание и получение информации от жителей города Челябинска, интересующихся тряпичными куклами; посещение краеведческого музея, знакомство с экспозициями из запасников; определение характерных черт национальных костюмов народов Южного Урала: русского, башкирского, татарского, казачьего; выделение исходных положений создания условий для изготовления образцов национальных костюмов народов Южного Урала (способы обработки ткани, способы ткачества, способы изготовления нарядов, способы обработки кожи, способы плетения поясов, способы изготовления пряжи); изготовление костюмов народов Южного Урала.

Я не только изучила всё, что касается народного костюма, но и сама сшила костюмы для кукол по историческим образцам.

Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.

Я думаю, что в основе народного костюма заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика.

1 Русский национальный костюм на Урале.

В средней России, на Урале, в Сибири и на Русском Севере бытовал комплекс с сарафаном. Он включал в себя рубаху с прямыми поликами, или без поликов, сарафан, пояс, обувь, головной убор и украшения. Сарафаны были самые разные. По крою различались прямые, или круглые сарафаны - их шили из нескольких прямоугольных полотнищ, которые присборивались в складки сверху и косоклинные - сбоков вставлялись клинья, придававшие сарафану летящий силуэт.

Мужской крестьянский костюм, да и не только крестьянский, но и мещан в небольших провинциальных городках, состоял из туникообразного покроя рубахи-косоворотки с застёжкой на левую сторону и с невысоким стоячим воротом, нешироких портков, которые кроились по бёдрам и заправлялись в сапоги, либо поверх штанин навёртывались онучи - род портянок. . Обувь была кожаная - сапоги, которые во многих местах кроили на прямую колодку - без различия на правую и левую ногу.

2. Казачий костюм.

Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков.

Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце XIX веке повсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX веках были у уральских казачек был распространён косоклинный сарафан.

3. Костюм коренных жителей Урала (башкирский костюм).

Башкирский национальный костюм формировался на протяжении более десяти веков и впитал в себя особенности покроя верхней одежды кочевых народов южной Сибири и Центральной Азии.

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Одним элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова.

Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты.

4. Татарский национальный костюм.

Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Мужской костюм татар близок башкирскому, киргизскому и костюмам других тюркских народов. Был также распространен прямоспинный чекмень, один из древнейших видов одежды - шуба и тулуп. Вначале, на рубеже XIX в., появляется кокетка и воротник-стойка, а к концу столетия - оборка по подолу. Платье с отрезной талией и манжетами оформляется значительно позднее, в XX в. Поверх платья надевался фартук с грудкой. Первые фартуки украшались вышивкой и тесьмой. Использование пестряди для их изготовления постепенно вытеснило древний тип, а новые передники стали богато декорироваться оборками.

Женские украшения изготовлялись ажурными из серебра со вставками из полудрагоценных камней. Традиционной обувью татар являлись кожаные ичиги и туфли с мягкой и жесткой подошвой, часто сшитые из цветной кожи.

Удовлетворение потребностей в одежде за счет фабричных изделий, особенно среди горожан, способствовало стиранию местных различий в костюме. Но по сей день сохраняются некоторые традиционные покрои и способы ношения одежды.

Я люблю играть куклами. Я сама сшила национальные костюмы своим куклам.

Получилось очень красиво! Это увлекательное занятие узнавать новое о костюмах и шить их по историческим образцам.



Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница