Тесты по географии Хороши или плохи тесты?



страница1/5
Дата04.05.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4   5
Развивающие тесты по географии

Хороши или плохи тесты?

Часто приходится сталкиваться с тем, что дети вполне адаптированные и разумные в обыденной жизни с большим трудом осваивают школьную программу. В то же время, многие великие ученые были совершенно не приспособлены к повседневной жизни, зачастую принимая в обыденных ситуациях совершенно неверные решения, иногда граничащие с глупостью. Здесь возникает очевидное противоречие между обыденным и научным разумом. Человек принимает те или иные решения, опираясь на имеющиеся у него знания и на собственный опыт оперирования этими знаниями (это то, что мы чаще называем мышлением). Однако, не любое знание есть результат науки. Различают обыденное (житейское) и научное знание. Научное знание характеризуется своей систематичностью и обоснованностью. Оно отличается от знания бытового своей рациональностью. Рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам логики. Она исключает личные пристрастия и эмоции. Житейская логика наоборот эмоциональна. Научное мышление так же отличается от бытового, как и научная логика от обыденной. Научное мышление отличается от обыденного тем, что подчинено строгим законам формальной логики.

После этого несколько отвлеченного вступления позвольте перейти собственно к тому, чему эта книга и посвящена, – к тестам. Дело в том, что, постигая тот или иной школьный предмет, учащиеся делают для самих себя открытия, на которые наука и великие ученые потратили тысячи часов времени, посвященного накоплению опыта и его последующему научному анализу. Анализ этот и в науке и в школьном преподавании строиться на одних и тех же логических законах. На основании этих законов учащиеся приходят к определенным суждениям и умозаключениям. Следовательно, тесты, развивающие логическое мышление это такие тесты, где основой учебной деятельности становятся собственные суждения и умозаключения учащихся. Учителю при этом необходимо моделировать проблемные ситуации, чтобы дети сами в своем, не обязательно строго научном, видении могли дать объяснения предложенных фактов и прийти к умозаключению, обобщающему весь комплекс имеющихся фактов. Подобные тесты учат активно самостоятельно мыслить, порой даже методом «проб и ошибок», а также решать нестандартные задачи. В то же время основная масса предлагаемых для учителя географии тестов исходит из совершенно иных принципов.

В основе тестирования, как средства контроля за уровнем знаний учащихся, лежат разработки технологии программированного обучения, восходящие к работам американского психолога К. Скиннера. Тесты можно разделить на две группы. К первой группе относятся открытые тесты, то есть такие, где нет готового ответа и ответ ученик должен сформулировать сам. Вторую группу образуют закрытые тесты. В этих тестах необходимо выбрать правильный ответ из заранее предложенного набора. С моей точки зрения, можно еще выделить группу полуоткрытых тестов, куда следует отнести тесты не имеющие прямых ответов, но очевидно их подразумевающие. Например: «В какое время года наблюдается максимальное количество осадков в низовьях Амура?» Хотя ответов здесь не дано (формально такой тест следует признать открытым), но очевидно, что их всего четыре (зима, весна, лето, осень).

В отечественной школе интерес к тестовым формам контроля знаний впервые проявился в 60-ые годы. Тогда было выпущено несколько специальных работ по методике и практике программированного обучения, а отечественная промышленность начала массовый выпуск для средней школы специально оборудованных «классов программированного контроля». Однако уже в 70-ых годах интерес к программированному обучению и тестовым методам контроля пропал. До середины 90-ых годов тестирование в отечественной школе почти не применялось. Сейчас, когда в связи с введением ЕГЭ, использование тестов стало фактически обязательным для учителей (ибо иначе подготовить выпускника к ЕГЭ невозможно), выясняется, что отработанной методики составления тестов и работы с тестами не существует, в связи, с чем качество тестового контроля зачастую вызывает сомнение у специалистов. Именно поэтому хотелось бы разобраться в том, какие типы тестов реально могут быть использованы в географии и каковы достоинства и недостатки каждого типа? Анализ литературы показывает, что всего можно выделить 12 типов контролирующих тестов по географии. Грубо их можно объединить в пять классов.

К первому классу относятся тесты контроля фактологических знаний. К этому классу относятся два типа наиболее простых по форме и исполнению тестов. Они не претендуют на развивающую функцию, а только контролируют фактологические знания.



1). Тесты прямого выбора. К данному типу тестов относятся те, где правильный ответ дан в обрамлении неправильной информации. Это простейший и наиболее широко используемый тип теста. К его достоинствам можно отнести то, что подобные тесты легко составлять. В остальном преобладают недостатки. В.П. Беспалко в своей монографии «Программированное обучение» вышедшей еще в 1970 году отмечал, что таким образом можно проверить только самый низший уровень знаний – фактологический. Кроме того, изобилие неверной информации, которой окружен правильный ответ приводит к тому, что в голове у учащегося она откладывается лучше, чем информация правильная. Мыслительных операций при работе с таким тестом учащемуся производить не надо, так как работает не мышление, а память. Несмотря на все недостатки применять тесты такого типа все же следует, так как всегда есть необходимость в проверке некоторого количества фактов.

Пример:

Вопрос: Назовите крупнейшее по площади государство Северной Америки.

Ответы: 1) Канада 2) Мексика 3) Никарагуа 4) США
2). Тесты на соответствие. Данный тип тестовых заданий предполагает обнаружение соответствий между различными географическими объектами и явлениями, или терминами и их дефинициями. Как правило проверить таким образом можно лишь фактологические знания. Реже можно использовать их как способ проверки географического мышления. Однако, подобные тесты хорошо зарекомендовали себя при отработке дефиниций и проверке номенклатуры.

Пример:

Найдите соответствие между первыми вторым столбцом.

1. Падение реки

2. Годовой сток

3. Бассейн реки

4. Режим реки

5. Уклон реки

А. Разница между высотой истока и устья реки.

Б. Территория с которой река собирает осадки

В. Падение реки на единицу ее длины.

Г. Количество воды, проходящее через реку за год

Д. Поведение реки в течении года

Во второй класс тестов входят два типа. Это тесты контролирующие уровень сформированности у учащихся «образа территории». «Образ территории» можно определить как общее понятие, отражающее особую категорию единичных понятий, сложившихся в общественном или индивидуальном сознании и выражающих наиболее существенные черты географического осмысления территории как объекта познания. В практике школьного образования формирование образа территории является одной из важнейших задач, но эта работа не подразумевает развитие мыслительных способностей учащихся. В то же время «образ территории» отражает всю сумму фактов о данной местности, которыми располагает индивид, а значит, косвенно контролируется и уровень фактологических знаний.


3). Выбор связанный с анализом литературных источников. Это весьма интересный и эффективный тип тестов, так как предполагает довольно сложную умственную деятельность. Во-первых, нужно в предлагаемом отрывке отделить главное от второстепенного, во-вторых, сопоставить тексты между собой, в-третьих, сопоставить тексты со своими представлениями о данном географическом объекте. Естественно, что литературные отрывки должны быть подобраны таким образом, что бы отражать некоторые специфические черты именно данной местности. Единственным недостатком данного типа тестов является то, что они проверяют только правильность представлений учащихся об образе территории.

Пример:

Вопрос: В каком из приведенных ниже отрывков описываются экваториальные леса?

1). «На уходящих в зеленое небо стволах ютятся сотни растений-паразитов. И все это переплетают, то тонкие, как бечевка, то толстые, как медвежья лапа лианы».

С.Ф. Кулик

2). «Не слышно в этом лесу привычного для нас пения птиц. Солнечные лучи не проникают через густую хвою деревьев. То и дело дорогу нам преграждали завалы и буреломы».

А.Г. Калашников

3). «Вдоль правого берега ручья тянулся заболоченный лес. Здесь у перевитого лианами дуба мы впервые увидели следы тигра. Они шли по кабаньей тропе вглубь зарослей тростника».

В.И. Песков

4). Выбор из набора фотографий. По своим основным параметрам тесты 3 и 4 типов совпадают. Данные тесты так же контролируют представление учащихся об образе места и предполагают примерно те же логические операции при их выполнении. Разница в носителе информации. Поскольку, в данном случае, носителем информации выступает фотография, то есть реальное зрительное отображение географического объекта, то проверяется способность ученика идентифицировать образы с реальными географическим объектами. К сожалению, полиграфические возможности не позволяют нам привести здесь пример подобного теста.
Третий класс тестов составляют тесты контролирующие умения и навыки. Сюда входят три типа тестов ориентированные на работу с графической или табличной информацией. Здесь надо отметить, что географические умения и навыки базируются на географическом знании и уже в силу этого предполагают обязательную работу мысли. Это связано с тем, что ученик должен находить соответствие между выполняемым практическим заданием и теоретическим положением на базе которого это задание выполняется. Данный класс тестов уже носит развивающий характер, хотя и в ограниченных возможностях.
5) Выбор из набора графиков или диаграмм. Суть данного типа отражена в его названии. В школьной географии используются климатограммы, экономические диаграммы, графики динамики населения и т.д. Главным достоинством данного типа тестов является то, что они проверяют не только знания, но и умения. Для правильного ответа на вопрос учащийся доложен уметь проанализировать все варианты графической информации содержащейся в ответе, а затем, опираясь на свои знания, сделать правильный выбор. Недостатком является то, что учитель не может оценить причины ошибки, если таковая допущена учеником. Является ли она недостатком умений или знаний. А без этого невозможно вести коррекционную работу с учащимся.

Пример:

Какой график отражает изменение годового хода температур в экваториальном климате?


30 1 30 2 30 3

25 25 25
20 20 20

я м м и с н я м м и с н я м м и с н



6). Тесты связанные с анализом картографического материала В тестах данного типа в качестве задания используется карта или схема. Строго говоря, в этот тип входят несколько подтипов с разной степенью сложности, в зависимости от задания к картографическому материалу. Если требуется определить, что отображает данное изображение, то это примитивный фактологический тест на уровне 1 типа. К таковым относятся тесты на определение географического объекта по его контуру или по положению на карте и т.д. Интереснее тесты, где предлагается найти ошибку на карте или схеме. Еще одной разновидностью таких тестов являются тесты на определение явления отображаемого данным графическим материалом. Это наиболее сложный вид деятельности для ученика, так как предполагает сопоставление и анализ тех явлений, которые предложены автором теста как варианты ответов.

Пример:

Что закрашено на карте России черным цветом?



1). Ареал проживания тюркских народов

2). Кузнецкий угольный бассейн

3). Республика Калмыкия

4). Природная зона полупустынь
7) Тесты связанные с анализом таблиц. Эти тесты проверяют навыки чтения табличного материала и способность учащегося анализировать статистические данные.

Пример:

Проанализируйте данные таблицы и предположите, как изменится доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения.




1970

1980

1990

2000

2010

прогноз


Рождаемость

32,3

32,0

31,3

30,1

28,9

Смертность

10,0

7,7

6,5

6,0

5,2

Ответы: 1. Возрастет 2. Не изменится 3. Сократится

Четвертый класс тестов представлен только одним типом, а именно тестами проверяющими пространственное мышление. Пространственное мышление это способность индивида представлять себе геометрию того или иного географического факта или явления.

8).Выбор, связанный с пространственным анализом. Карты и картосхемы отображают пространственное распределение какого либо явления. Следовательно, данный тип тестов проверяет пространственное мышление учащихся. Здесь возможно два варианта деятельности ученика при работе с тестом. Или он зрительно помнит карту и тогда у него работает только память, или он пытается смоделировать границы распространения данного явления, и тогда у него работает логическое и пространственное мышление. Для географии это наиболее интересный и специфичный тип тестовых заданий. Их главный недостаток это сложность составления и выполнения. Главные мыслительные операции при данном типе тестов это итендификация и сравнение.

Пример:

Вопрос: На какой картосхеме правильно показана северная граница природной зоны степей?

1) 2) 3)


Пятый и самый интересный для нас класс тестовых заданий включает в себя тесты на проверку логического мышления учащихся. В этот класс входят четыре типа тестов, предполагающие обязательное использование мыслительных операций для их решения.

9). Выбор из набора утверждений. К данному типу относятся те тесты, где в вопросе дается факт, а в ответах различные варианты объяснения этого факта, или есть необходимость отделить истинные утверждения от ложных. При работе с подобным тестом возможны два варианта деятельности учащегося. Если он помнит, как этот факт объяснялся на уроке или в учебнике, то работает только память. Если не помнит, то работает только логика. В этом случае ему надо вспомнить все, что так или иначе связано с этим фактом и найти факту приемлемое объяснение, то есть совершить открытие Данный тип тестов опирается на две основные мыслительные операции: абстрагирование и сравнение. Это наиболее сильная сторона подобного типа тестов. Главный же их недостаток состоит в том, что они требуют много времени для решения, а время урока как известно лимитировано.

Пример:

Вопрос: С чем связано образование Амазонской низменности?

Ответы: 1). По Амазонской низменности течет много рек. Они разрушили существовавшие здесь некогда горы и намыли огромную равнину.

2). Эта территория имеет тенденцию к опусканию. Она затоплялась морем и представляет собой пересохший участок морского дна.

3). Низменность сложена древними гранитами. Она никогда не была горной страной и самого своего возникновения была равниной.

4). Правильного ответа нет.
10). Тесты обратного выбора. К данному типу тестов относятся те, которые предполагают, что ученик знает только неправильные варианты ответов и путем логического исключения оставляет ответ правильный. При этом изначально не предполагается, что правильный ответ ему может быть известен. Основное достоинство теста подобного типа состоит в том, что с его помощью можно проверить сразу несколько различных тем. Причем, ученику придется подробно анализировать все варианты ответов. Основная мыслительная операция в данном типе тестов это сравнение.

Пример:

Вопрос: Что такое или кто такой «апвеллинг»?

Ответы: 1. Река протекающая вдоль границы Бразилии и Чили.

2. Подъем глубинных морских вод на поверхность.

3. Английский путешественник, впервые описавший крупнейший водопад Африки.

4. Горный хребет в Дании.
11). Тесты на решение ситуационных задач. Это крайне редко встречающийся в отечественной практике тип тестов. Он предполагает сложную аналитическую работу ученика при решении подобного типа заданий. Подобные тесты могут весьма значительно отличатся по своей внешней форме, но объединяет их одно: здесь уже идет проверка творческих способностей учащегося, ибо алгоритма решения данной ситуации у него нет. В качестве примера можно привести такой тест.

Пример:

Вопрос: В городе N выпадает 1500 мм осадков, а в городе M в три раза меньше. Расстояние между двумя городами всего 50 км. Как можно объяснить столь большую разницу в увлажнении на столь небольшом расстоянии?

Ответы: 1). Город N стоит на берегу моря, а город М в 50 км от побережья и между ними находится горный хребет.

2). Город N стоит на острове, а город М на побережье материка, причем остров загораживает побережье от влажных морских ветров.

3). Оба города стоят на противоположных берегах крупного озера, а направление ветров таково, что осадки всегда сносятся только на один из берегов.

4). Такая ситуация вообще невозможна. При столь небольшом расстоянии количество осадков не может уменьшиться столь значительно.
12) Тесты на поиск закономерностей. К данному типу относятся тесты предполагающие объединение ряда объектов и явлений по существенным признакам. Здесь проверяется способность учащегося выделять главное (абстрагироваться), находить общее (обобщать) и делить объекты и явления на группы (классифицировать).

Пример:

Вопрос: Какая общая черта объединяет Токио, Мехико, Москву, Лос-Анджелес и Кейптаун? Какой город является лишним в этом списке?

Ответы: 1) Все эти города портовые. Лишний – Москва.

2) Все эти города столицы. Лишний – Лос-Анджелес.

3) Все эти города центры агломераций. Лишний – Кейптаун.

4) Все эти города центры автомобилестроения. Лишний – Токио.
Как показывает практика, значительная часть учителей и работников высшей школы, отрицательно относится к тестовой форме контроля, считая ее слишком примитивной. На самом деле тесты, как форма контроля, не так плохи, как кажется. Главная причина отрицательного отношения к тестам – низкий уровень культуры их составления. Нами было выборочно проанализировано 10 различных пособий, содержащих тесты для школьников, абитуриентов и студентов. При этом мы классифицировали тесты по пяти типам, и выяснили, что в отечественных пособиях резко преобладают фактологические тесты I типа, то есть низшего уровня.

Таким образом, приходится констатировать, что в отечественной методике географии явно прослеживается тенденция доминирования тестов фактологического уровня. Именно в силу этого большинство учителей-географов не замечают того развивающего потенциала, который содержит в себе тестовая форма контроля. Ниже приведены развивающие тесты по географии. Для удобства учителей они сгруппированы по разделам программы.



6 КЛАСС

ПЛАН И КАРТА

1 вариант
1. Каких координат не может быть?

1. 10° с. ш., 90° в. д. 4. 90° с. ш., 110° в. д

2. 50° ю. ш., 10° в. д 5. 110° с. ш., 90° з. д

3. 50° с. ш., 175° з. д. 6. 0° ш., 0° . д






2. Чему равна абсолютная высота точки «Д»?




400 м 100 м



300 м

150 м







200 м








3. Как бы человек хорошо знающий географию решил такую загадку:

«Стоит дом. У дома 4 стены. В каждой стене одно окно. Все окна выходят на юг. В одно из окон заглянул медведь. Какого он цвета?»


4. Какую ошибку допустил составитель карты?
=

=

=

=
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница