Территория расселения бурят представляет собой обширную полосу лесостепей и горно-таежной зоны, простирающуюся от г. Нижнеудинска на западе и до верховьев Амура на востоке



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Б У Р Я Т Ы
В В Е Д Е Н И Е

Территория расселения бурят представляет собой обширную полосу лесостепей и горно-таежной зоны, простирающуюся от г. Нижнеудинска на западе и до верховьев Амура на востоке. Область, расположенную к западу от озера Байкал, традиционно принято называть Предбайкальем, к востоку – Забайкальем, которое делится Яблоновым хребтом, через который проходит водораздел между Тихим и Северно-Ледовитым океанами. Между Предбайкальем и Забайкальем имеются и заметные различия. Предбайкалье – это край с более спокойным рельефом, где преобладают холмистые степи, с более влажным климатом, что связано с влиянием переноса западных воздушных масс.

Климат края резко континентальный: резкие колебания температуры воздуха не только в течение года, но и суток; малое количество осадок зимой, особенно в Забайкалье, сравнительно с большим количеством осадков летом. Эти климатические особенности обусловлены ее географическим положением, значительной удаленностью от морей, океанов и южных широт. Континентальность региона выражена гораздо резче, чем на той же широте в Западной Сибири, Европейской части и на Дальнем Востоке.

Большей умеренностью отличается климат на территории непосредственно примыкающей к озеру Байкал. Это крупнейшее в Сибири и Центральной Азии (площадь – 31,5 тыс.кв. км.) и самое глубокое в мире озеро с чистой и пресной водой (1620м), расположено на высоте 456м над уровнем моря. В него впадают около тысячи больших и малых и мелких рек и речушек. Самая крупная из них – Селенга (длина 1024км), берет начало в Монголии; основные ее притоки: Орхон, Джида, Темник, Чикой, Хилок, Уда. Из Байкала вытекает только одна река Ангара (длина 1779км), самый многоводный приток Енисея. Самый крупный остров в Байкале: Ольхон длина 72км, ширина до 15км., общая площадь 730 кв.км. В озере имеются около 1800 видов животного и растительного мира, 75% эндемики обитают только в нем.

Байкальский регион имеет высокую сейсмичность – это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты.

Природа Байкальского региона представляет уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда Земли и понимания его биологической и геологической эволюции, что полностью соответствует понятию «мировое природное наследие» - Конвенция ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия.

Другие крупные озера: Гусиное, Котокель, группы Еравнинских и Баунтовских озер. К крупным рекам Бурятии относятся: Лена и ее приток Витим, Баргузин, Онон, Иркут, Ока, Уда .

Бурятия располагает также богатыми и разнообразными минеральными источниками: холодными и горячими, многие из которых по своим лечебным свойствам не уступают кавказским, как Аршан, Байкал, Горячинск, Дарасун, Кука, Нилова пустыня.

Продолжительность зимы – 5-6 месяцев. Зима суровая. Заморозки длятся до конца мая, иногда до начала июня. Вегетационный период с среднесуточной температурой выше +5 градов, - 130-150 дней. Среднегодовая температура почти повсеместно отрицательная -2 – 5 градусов. Отдельные части территории расположены в зоне вечной мерзлоты.

Осадки в Предбайкалье – 300-400мм, в Забайкалье -240-390мм.

Продолжительность солнечного сияния составляет в Предбайкалье и на побережье озера Байкал от 1500 часов в год на севере, до 2500 на юге, а в Забайкалье соответственно от 1800 до 3000 часов. Наиболее число солнечных часов приходится на май-июнь месяцы. В целом по этому показателю Забайкалье значительно превосходит все районы этих широт, в том числе известные курорты Кавказа. Поэтому не зря называют «солнечная Бурятия».

Лес – богатство края: сосна, лиственница, ель, кедр, пихта, береза, осина, тополь и др.

Из крупных зверей встречаются: медведи, лось, благородный олень, волк, рысь. Из пушных зверей наиболее известны: особенно баргузинский соболь, лисы, выдры, ондатры, белки, заяц- беляк.

Богаты и разнообразны минеральные ресурсы края. Рудными ископаемыми являются цветные металлы: медь, алюминий, свинец и т.д. Имеются богатые залежи редких металлов: молибден, вольфрам, а также золота, серебра и драгоценных и поделочных камней. Практически на протяжении всей территории края расположены запасы угля, преимущественно бурого, а в Предбайкалье открыты и разрабатываются месторождения нефти и газа.



ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА
Древние следы деятельности человека на территории Прибайкалья и Забайкалья относятся к весьма отдаленному времени. Самые ранние обитатели Восточной Сибири жили охотой на диких животных: на мамонта, северного оленя, диких лошадей и быков. Жизнь этих древних охотников с изумительной наглядностью раскрывают останки их лагерей, исследованных археологами в долине реки Ангары у села Буреть и в долине ее левого притока реки Белой у села Мальта. Древний охотничий лагерь в с. Буреть, погребенный под более чем метровой толщей лессовидного желтого суглинка, сохранился так, как будто он был совсем недавно оставлен его обитателями. Вдоль реки Ангары, по самому краю ее древнего берега, одно за другим тянулись четыре жилища, расположенные в ряд.

Самое большое, лучше всего сохранившиеся, из этих жилищ, имело углубленное в землю основание, как у полуземлянки. В плане жилище имело почти правильные квадратные очертания, выход из него был направлен к реке на юг.

Все это было естественно и разумно, но зато чрезвычайно неожиданным и странным оказалось, что в этой лесистой, ныне местности, для строительства архитектурной основы жилища было использовано не дерево, а кости гигантских животных. Все жилище было окружено тщательно вкопанным в землю столбами из бедренных и плечевых костей мамонта или бивней этого животного. Для большей устойчивости и прочности такие столбы первобытного жилища были заклинены в ямах поставленными на ребро плитами известняка. Крыша жилища была перекрыта эластичной и гибкой сеткой из перекрещивающихся друг с другом рогов северного оленя.

Другой дом в Бурети ограждала специальная стенка из плит камня и тринадцати черепов носорогов, сложенных друг на друга, как обрубки дерева.

Такое устройство жилищ того времени, очевидно, объясняется особыми климатическими условиями конца ледникового времени.

При раскопках на Фофановской горе, расположенном на левом берегу реки Селенги против с. Кабанска, был найден костяк человека, передняя часть тела была покрыта тысячами сверкающих перламутровых кружочков, расположение последних в точности соответствовало расположению бус на нагрудниках эвенов и эвенков, а также большие кольца из белого нефрита. Совершенно такие же кольца и круги, но только из белого металла – серебра имелись на старинных тунгусских костюмах, начиная с ХVП-ХVШ вв. и вплоть до недавнего времени.

Около 1300-1000 гг. до н.э. на обоих мысах речки Нижней Березовки, впадающей в Селенгу в 8 км. ниже г. Улан-Удэ, существовало древнее поселение.

Во втором веке до нашей эры в китайских летописях говорится, что владение гуннов (первое государство степных племен было создано гуннами или хунну по-китайски) достигали берегов Байкала. Археологические раскопки доказывают их присутствие вокруг Кяхты, на Джиде, Чикое и до г.Ула-Удэ почти до Байкала. Памятник этот – древнее городище около устья реки Иволги.

Городище по своей пл. занимает 72,380 кв.м., первоначально было еще больше, т.к. часть размыта р. Селенгой. Городище было окружено четырьмя валами высотой в настоящее время 1,5м. и четырьмя рвами. Внутренний вал по гребню был укреплен камнями, а остальные три - речной галькой и песком. Внутри этого укрепленного поселения размещалось много мелких жилищ и два более крупных. Раскопки 1949г. дали возможность реконструировать гуннское жилье и выявили строительную технику их. Для сооружения жилищ выкапывалась яма размеров в среднем 6х4 и глубиной 0,3-0,4 м. Вдоль западной и северной стен котлована устраивались стены из вертикально поставленных каменных плит, размеров 50х60см. Швы между плитами с внутренней стороны замазывались глиной. Позади каменных плит шел от очага, сооружавшегося из каменных плит в северо-восточном углу жилища, канал – дымоход, обогревавший все здание. Такая же в принципе, отопительная система существует до сих пор в Корее и Китае и нашли в Абакане.

Стены жилищ воздвигались из сырца (глины). С южной стороны располагался вход в жилище. Городище погибло от пожара. Благодаря тому, что пожар полностью не уничтожил, удалось почти полностью реконструировать крышу жилища, т.к. деревянные части перекрытия провалились внутрь помещения и, не сгорев полностью, сохранились в ряде жилищ до настоящего времени в виде обугливших бревен и жердей, лежащих в том порядке, в каком они были скреплены. Крыша плоская и сооружалась из толстых бревен и жердей, опиравшихся на длинные стены постройки, и жердей положенных сверху бревен в поперечном направлении. По углам и в средних частях стен ставились деревянные столбы, которые служили для укрепления построек. Такой строительный прием до сих пор употребляется на территории Бурят-Моголии. Внутри, а иногда снаружи жилищ, встречаются ямы для хранения запасов пищи.

И действительно, необычная полнота находок в жилищах, как бы внезапно покинутые их хозяевами, целые сосуды, чаши, повсюду заметные следы бушевавшего на городище пожара, не оставляют сомнений в том, что эти мощные укрепления все-таки не спасли гуннов от мести порабощенных ими северных племен. Племена Севера восстали и разгромили оплот своих угнетателей, которые с тех пор остался заброшенным и пустым.

В китайских летописях имя Сяньби стало появляться с 49 года н.э. К концу П века н.э. сяньбийцы овладели территорией , составляющей ныне южную часть Новосибирской и Иркутской обл., Красноярского края, часть Забайкалья.

В конце IV в. начинает усиливаться жужжане или жуаньжуани. Жуань – не племенное название, а наименование политического объединения различных племен. В него входили многочисленные племена Центральной Азии, в том числе уйгурские племена Восточного Туркестана и тюрки Алтая.

На развалинах империи жужжан во второй половине VIв. возникает тюркский каганат.

В 745г. на смену тюркскому каганату приходит уйгурское ханство.

В 840г. царствование уйгурского хана пало, киргизский хан принимает ханство.

Господство киргизов в Монголии было не долгим. Скоро они покинули и вернулись в родные кочевья на Енисее, оставив после себя только наименование древних могил.

В ХI-ХПвв. Монголия и земли, прилегающие к Байкалу, уже были заселены монгольскими племенами. Меркиты жили к северу от Керулена, в долине Южной Селенги, кереиты – между Орхоном и Толой, найманы обитали на Алтае, там же жили бикин, по Онону кочевали джелаиры, между долиной Онона и Селенги – тайджиуты.

На севере и северо-западе у озера Байкал и в нынешнем Забайкалье (Баргуджин-Тукум древних авторов) обитали племена, названия которых напоминают названия бурятских племен. В «восьмиречьи» обитали туметы и ойраты. Под «восьмиречьем» имеется в виду современный Приангарский край. Там жили хори, баргут, тумат, булагачин, керемучин, оин-урянха, урасут, теленгут, ойратю.

Из материалов исследования «История Бурят-Монгольской АССР» устанавливается, что бурятская народность образовалась в результате появления в долинах рек: Ангары, Лены, Иркута и за Байкалом монголоязычных племен, встретивших здесь древние тюркские племена, потомков курыканов, причем ведущая роль принадлежала монголоязычным племенам. П.Б.Коновалов склоняется еще к версии об Амуро-Хинганской прародине монголов.

В «Сокровенном сказании» рассказывается о двух походах монголов по приказанию Чингизхана на север для подчинения непокорных лесных народов, среди которых числятся хори-туметы. Отсюда следует, что обитавшие в глухих горных долинах и лесах Прибайкалья бурятские племена, или, во всяком случае, их большая часть, не вошли в орбиту мировой монгольской империи, остались за ее пределами и, сохранив свою независимость, оказались в стороне от походов Чингизхана и его преемников.

Также существует предание и версия, гласящее, что страна Баргузина была местом, где кочевал Чингизхан, родиной его были Онон и Керулен. Буряты с самого начала образования единого Монгольского государства входили в его состав и участвовали в его политической, экономической, социальной и культурной жизни. После распада единого Монгольского государства на ряд княжества, связи и зависимость бурятских племен от Монголии ослабли. Но при монгольском княжестве продолжали считать бурятские земли входящим в их состав, а буряты должны были платить им дань.

В 1206г. на берегу р.Онона был проведен великий курултай (собрание всех войск, высший орган власти), на котором была провозглашена новая кочевая империя и официально закреплено за вновь сформировавшимися народом-войском имя «монголы». Позже повелением Чингисхана «Земля предков» (территория нынешней Бурятии) была объявлена запретной зоной Их-хориг (Их- «великий», хориг- «запрет») – сакральным заповедником. С 1212г. на «Земле предков» были введены запреты на обработку земли, хотя до этого сеяли хлеб (об этом говорят археологические находки), на строительство городов (до этого строились крепости-города меркитов), была запрещена облавная охота. Несколько веков Их-хориг почитался как заповедное место предков Чингисхана по материнской линии, где проводился ежегодный ритуал поклонения духам предков. По мнению некоторых исследователей, на этой земле захоронены ближайшие по времени потомки Чингисхана, по крайней мере шесть великих ханов, включая Хубилая – императора Китая. Места захоронения до сих пор не найдены, несмотря на интенсивные поиски.

Здешние буряты рассказывали, что за долго до этого здесь не было Байгал-море, а была земля. Возможно, что название «Байгал» значит «Стоящий огонь» и предполагают, что потом огнедышащая гора, провалилась, превращаясь, образовало море «Байгал». В подтверждении этого в 1854г. окончивший Казанский университет селенгинский бурят, Доржи Банзаров в беседе с главным тайшей баргузинскому буряту Сахар Хамнаеву рассказал, что в китайской летописи , названном «Шин», описывается, что более 1000 лет тому назад китайское войско, плывя по р.Селенге, устьем ее перешло реку Ангару. Принимая это во внимание, можем сказать, что посредине между двумя рек находится море «Байгал», а 1000 лет тому назад там была земля.

Период с ХIV до начала ХVП в. считается относительно «темным» в истории Бурятии из-за отсутствия конкретных источников, поэтому о событиях этого времени можно говорить лишь предположительно, на основании косвенных фактов.

Однако не подлежит сомнению, что прибайкальские племена в этот период продолжали находиться в довольно тесных отношениях с населением Монголии.




ПРИСОЕДИНЕНИЕ БУРЯТИИ К РОССИИ

В «Истории Сибири» Г. Миллера приводятся статистические данные о численности населения Сибири: «К приходу русских в ХVП в. численность населения Сибири составляла 217 тыс. человек. В их числе 36 тыс. тунгусов (эвенков), 28,5 тыс. якутов, 27 тыс. бурят, 16 тыс. угров, 15 тыс. самоедов, около 26 тыс. северо-восточных палеазитов и других этнографических группировок, енисейские кыргызы и белые калмыки по 5 тыс. человек, татары ушедшие с Кучумом около 1 тыс. человек».

Примечательно, что маньчжурская экспансия на монгольские земли по времени в целом совпала с появлением русских в Восточной Сибири. Прибайкалье, таким образом, оказалась в зоне политических и экономических интересов могущественных держав того периода, и это, безусловно, сказалось на характере этнической ситуации в регионе.

Присоединение Бурятии к России явилось закономерным следствием колонизаторской политики Московского государства, кровно заинтересованного в расширении сфер своего влияния, в освоении новых территорий, богатых природными ресурсами. В особенности русскую администрацию интересовали залежи золотых и серебряных руд, запасы пушнины.

Присоединение Бурятии, как и Сибири в целом, явилось достаточно длинным по времени и сложным по содержанию историческим процессом. До революции и в советское время вплоть до 40-хг. ХХ в. присоединение Бурятии (и национальных окраин вообще) к России рассматривалось преимущественно как имеющее насильственный характер. В послевоенные годы вплоть до недавнего времени господствовала теория о добровольном присоединении имеющая, безусловно, и политическую подоплеку.

Независимо от колонизационной политики царизма, русский народ стал главной силой заселения и освоения упорным трудом сибирские земли, закрепления их в составе России. Первопроходцы были, за исключением некоторых личностей, в основном смелыми людьми, которые двигались открывать, осваивать новые земли и приобщать богатства этих землиц своему Российскому государству. На первых порах в тех или иных случаях, имело место столкновения казачьих отрядов с воинами коренного населения и проявления жестокости и убийств. Само феодальное государство стремилось эксплуатировать Сибирь и ее обитателей. Но при всем этом были свои положительные стороны: благотворное влияние на экономическое и культурное развитие бурятского народа.

В начале царское правительство пыталось заселить Сибирь насильственным переселением крестьян из Европейской России «по указу» и «по прибору», т.е. добровольно и принудительно, создав одну из ранних групп крестьянства «переведенцев». Другим источником получения рабочей силы для земледелия «государеву пашню» явилась ссылка. После, наиболее эффективной, явилась вольная колонизация, переселенцы, искавшие угожие пашенные места и свободу.

Для объективной оценки данного процесса необходимо восстановление примерной хронологии, характера и содержания основных событий того времени на базе имеющих фактов.

Первые сообщения о «братах» начали появляться в русских источниках с 1609г. Поначалу эти сведения весьма смутны и неопределенны, в них изображены, как народ достаточно многочисленный и воинственный, имеющий своих кыштымов и собирающий «ясак со многих малых землиц».

Поскольку это обстоятельство вступало в противоречие с коренными интересами царской администрации, заинтересованной в сборе своей дани с местного населения, кроме того, представляло угрозу жизнедеятельности самих русских острогов, русские начали снаряжать разведывательные отряды в направлении «братских» земель.

Наиболее многочисленной народностью Прибайкалья и Забайкалья к концу ХVI-ХVП вв. были бурят-монголы. Русские называли их «братскими мужиками» и просто «Братами». Самыми крайними западными пунктами «братской земли» к этому времени были реки Бирюса и Чуна. К западу от Бирюсы начиналась Каннская земля, заселенная котами. На Чуне обитали небольшие изолированные группы бурят. Атаман Дементий Злобин, посланный из Красноярска в 1633г. на Бирюсу, встретил там улус братского князца Учека, насчитывавший всего 9 юрт.

На реке Уде (так называется верхнее течение реки Чуны) в начале ХVП в. обитала другая группа бурят, управляющаяся известным в бурятских исторических преданиях князцом Оиланом. Главная масса удинских бурят жила в районе нынешнего г. Нижнеудинска.

На Ангаре бурятские улусы начинались с Шаманского порога выше устья р. Вихоревой. Ниже Шаманского порога жили тунгусы (эвенки). Начиная с устья р. Оки по Ангаре и ее притокам, располагались «большие братские улусы». В устье реки Оки буряты жили сплошным массивом на западной стороне Ангары и по реке Оке, образуя своего рода остров, окруженный тунгусами. Далее, выше по Ангаре буряты жили по обе стороны реки и по ее притокам Ие, Унге, Белой, Китоя, Иркута, Уде, Осе, Иде, Куде вплоть до озера Байкала. Особенно густым бурятское население было в бассейне реки Унги – в Балаганских степях.

Буряты, обитавшие по правым притокам Ангары, Уде, Осе, Иде, Куде, соприкасались с другим районом, тоже густонаселенным бурятскими племенами по верхней реке Лене до Жигалова. Здесь кочевья бурят располагались по долине р. Лены, начиная от устья Анги и выше по течению, а также по притокам Лены: Анге, Манзурке, по побережью Байкала, на острове Ольхон, по реке Голоустной, впадающей в Байкал с запада.

На востоке, в Забайкалье, картина расселения бурят менее ясна. По донесениям казаков в 40-50г. ХVП века «большие братские люди» кочевали «в ряд с мунгальскими людьми» в низовья р. Селенги и далее на восток в долинах рек Онона, Ингоды, Хилка и Шилки.

Буряты в ХVП веке сеяли просо, гречиху, и ячмень. Применяли местами искусственное орошение своих полей. Но при всем том земледелие было примитивным.

Князцы были главами улуса. Улус в то время у бурят принимался как народ-удел, народ-владение, а не как территория, подвластная князю. Он представлял объединение нескольких племен или несколько родов племен, находившихся под управлением определенных нойонов и «лутших людей» - знати. Воины соответственно вооружены были по-разному. У знати имелись панцири, шлемы, а у бедных только сабли и луки. В донесениях русских казаков говорилось, что князцы и «лутшие люди» - «люди конные, бывают на боях в куяках и наручах и в шишаках…».

Была отработанная форма эксплуатации бурятской знатью мелких свободных неимущих скотоводов-крестьян, превратившаяся из первоначальной формы родовой взаимопомощи в средство закабаления и эксплуатации бедняков.

По М.Н. Хангалову буряты делились на три социальные группы:


  1. родо-племенную аристократию, во главе которой стояли шаманы,

  2. родовичей,

  3. рабов (барлаг).

В ХVПв. еще продолжал практиковаться захват рабов во время межродовых и племенных усобиц и столкновений.

Наряду со скотоводчеством, земледелием, известную роль играла охота и собирательство. Некоторая часть бурятов, которые жили в близи озера Байкала и рек, занимались рыболовством. Археологические исследования на территории нынешней Иркутской области доказывают древность знакомства ее аборигенов с добычей и обработкой металлов, были хорошими мастерами в их обработке и достигли больших успехов. Вот почему культ кузнецов и кузнечного дела сохранился до недавнишнего времени.

Буряты вели наиболее оживленную меновую торговлю с малыми сибирскими народами: тафаларами, тунгусами, котами, сойотами, кайсотовцами, далангутами, камасинцами. От тунгусов и других охотничьих племен буряты в обмен на просо, скот, и железные изделия получали пушнину и меха. Скот и пушнину через посредство монголов и сойотов буряты, в свою очередь, сбывали в Китай и Среднюю Азию, получая оттуда взамен «мягкой рухляди» серебро, драгоценности, различного рода ткани, некоторые металлические изделия.

В конце ХVI в. к Российскому государству были присоединены огромные пространства Сибири, простирающиеся от Урала до Енисея. Однако на этом русские землепроходцы не останавливались. Слухи о сказочных богатствах, лежащих далее к востоку земель привлекли их внимание, и их продвижение продолжалось далее. Отряды казаков и служивых людей, ватаги промышленных людей неуклонно двигались все дальше и дальше в неизвестные края – навстречу солнцу. Также как в Западной Сибири на пути своего продвижения, они ставили новые остроги, служившие опорными пунктами для закрепления, освоения края и для дальнейшего продвижения вперед.

Первым таким огромным пунктом был Енисейский острог, основанный в 1618г., вначале игравший роль административного центра Восточной Сибири. Отсюда шел прямой путь вверх по Верхней Тунгуске (Ангаре) на восток в землю «братов».

Первая такая поездка, судя по источникам, состоялась в 1623г., организованная енисейским воеводой Яковым Хрипуновым. Ждану Козлову «с товарищами», руководившим отрядом, было наказано «накрепко смотрети и всякими мерами проведываты: какие они люди: сидячие или кочевые,… и какие у них крепости и бои, и сколько у них воинских людей на конь садитца, и какие у них промыслы промышляют, соболи у них добрые или иной какой зверь есть ли, и часть ли от них великому государе прибыли». Кроме того, казакам вменялось в обязанность «братских людей в Енисейский острог ко государевой милости призывати». Тогда они не смогли достичь бурятских земель из-за сложности перехода через пороги на реке Ангаре, все же удалось собрать относительно подробные сведения о «братах» путем расспроса тунгусских (эвенков) племен.

Вот первые сведения о кыштымах были полученные Хрипуновым у Аринцев, качинцев и других племен, обитавших в районе среднего течения Енисея, которые сообщили ему, что они ждут нападения братских людей и их кыштымов. Сбор дани и ясака нередко сопровождался уводом пленных женщин и детей, которые обращались в рабов.

Как видим, что взаимоотношения бурят с мелкими племенами Восточной Сибири, впрочем, не всегда были мирными и дружественными. Более слабые и экономически отсталые, чем бурят-монголы, племена нередко оказывались в зависимости от бурятских князцов. Эти отношения зависимости получили наименование «кыштымства». Сам термин слова «Кыштым» от « кистэргэ», что на языке минусинских тюрков значит «притеснять», «прижимать».

Летом 1626г. М. Перфильев поднялся вверх по Ангаре до Шаманских порогов, а в 1627г. первым проникшим к ближайшим подступам бурятской земли, писал со слов эвен: «Земля та богата и людей на ней много, люди те сидячие, а берут де братские люди ясак со многих смежных землиц».

Несколько позже в 1628г. строится Красноярский острог на реке Енисее, из которого стали отправлять отряд казаков и служивых людей по реке Канне.

1630г. был основан на Ленском волоке Илимский острог, ставший одним из исходных пунктов для открытия пути на Лену, на которой через два года был построен Ленский (Якутский) острог.

Основными путями продвижения русских на восток, в глубь Сибири служили в то время «реки пространные и прекрасные зело», равномерное распределение, которых по поверхности северо-азиатской равнины в значительной мере благоприятствовало переходу из бассейна одной реки в бассейн другой, с бассейна Оби на Енисей, с Енисея на Лену и с Лены далее на Амур.

В 1628г. из Енисейского острога отправился отряд сотника Петра Бекетова для ясачного сбора и построении острога. Ему удалось благополучно преодолеть Шаманские пороги на р. Ангаре. Миновав это страшное место, Бекетов поднялся до устья реки Оки. Буряты, жившие в этом районе, добровольно согласились принять подданство и уплачивать ясак. Затем Бекетов поднялся вверх по р. Ангаре до верхних бурятских улусов: усть-удинских бурят (около Усть-Уды) и окинских бурят, был встречен миролюбиво и дали ясак.

Экспедиция Петра Бекетова положило начало непосредственным отношениям русских с бурятами. Из донесения: «…а из под Брацкого порогу ходил Петр, с служивыми людьми для государева ясачного сбору в брацкую землю 7 недель, чтоб государю в ясачном сборе учинити прибыль под государеву руку и ясак с себя давали. И ходя в Брацкой земле, терпели голод и холод, ели траву и коренья и, уговоря брацких людей, привели под государеву царскую высокую руку князцей Кодогоня, да Кульзя да Алдая с товарищами на том, что они вперед неотступным и ясак с себя платить в Енисейский острог (1629г) 2 сорока, 3 соболей».

Привел «Под государеву царскую высокую руку князцей Кодогоня да Кулзаса да Алдая с товарыщи», взял с них ясак енисейский сотник Петр Бекетов. Примерно в том же году во время похода енисейских казаков во главе с пятидесятником Васькой Чермениновым «Ис Тасеевы реки по Чюне реке» были приведены под «государеву высокую руку» братские князцы Кохань и Кадым со своими людьми. С упомянутых «братских людей» в следующем году был взят повторный ясак.

Примечательно то, что первое знакомство происходило в мирной обстановке. Способствовало этому видно следующие причины: междоусобная борьба между племенами, но она не главная. Одна из главных причин была связана с жизненно важными экономическими потребностями бурят. Располагая огромными ценными запасами пушнины, скотом, нуждались в привозных товарах, а также для защиты от «степных рыцарей» жадных до чужого добра, нападавших, грабивших и убивавших и превращавших в своих данников.

Появление в пределах Восточной Сибири военных сил могущественного Русского государства, вызвало у некоторых бурят надежду, что именно здесь у русских, у войск «Белого хана», они могут найти прочную защиту от набегов зарубежных ханов и князей.

Столь быстро и легко установившиеся дружественные отношения между русскими и бурятами, были значительно испорчены. В значительной мере причиной тому послужили действия отдельных представителей местной администрации и предводителей казачьих отрядов, далеко не всегда движимых интересами большой политики, а во многом стремлением к личной наживе и возможностью безнаказанно пограбить отдельные беззащитные стойбища аборигенов. Положение усуглублялось еще и тем, что разгорелось соперничество между Енисейским и Красноярским острогами за сферы влияния среди ясашного населения. Нередко случались факты двойного обложения ясаком, что вызывало естественное сопротивление у местного населения, которое старалось теперь по мере возможности уклониться от уплаты повинностей вообще. С другой стороны, местные князцы теряли власть над кыштымами и доходом.

В следующем походе Я. Хрипунов, не нашедши серебряных руд, со своими сообщниками занялся грабежом мирных бурятских улусов, добровольно подчинившихся русской власти. В 1629г. он наложил бурятам двойной ясак, но буряты отказались, потому что они уплатили Петру Бекетову. Грубые бесчинства и набеги Якова Хрипунова и красноярских казаков, таких же как и он сам, жадных до добычи и неразборчивых в средствах, нарушили добрые отношения с бурятами.

Одной из главных причин частых бунтов бурят была месть за женщин. Казаки насильно уводили в свои поселения женщин, тем самым, обостряя и без того напряженные отношения с ними. Пагубность такого положения, что в отрядах казаков, направляющих в Сибирь, было мало русских женщин, и необходимость при завоевании новых земель заселять казаками с их семьями, сознавало и московское правительство. Буряты стали оказывать вооруженное сопротивление, отказываться, вообще, повиноваться служивым людям, стараясь остановить дальнейшее продвижение русских, уничтожить все, что казаки создавали, предавая огню.

Не смотря на все, многие казаки и служивые люди женились на бурятках. Так пошел обоюдный процесс, как русификация бурятского населения, так и бурятизация русского.

Сложное дело возобновления связей с отпавшими от «царской руки» братскими племенами было поручено Максиму Перфильеву. В1630г. умный, энергичный и хорошо знающий бурят, успешно выполнил задачу. Об этом свидетельствует тот факт, что он построил первый острог уже не вблизи бурятских земель, не в улусах бурятских кыштымов, а стране самих ангарских бурят ниже устья реки Оки. Это было в 1631г Братский острог - соответственно слову «браты».

Отношения с бурятскими князцами вскоре снова ухудшились из-за поборов и грабежа. В 1634г был послан в Братский острог Васильев с богатыми подарками, чтобы склонить к покорности князцев, но ему не удалось. В 1636г. бурятские князцы напали на острог, перебили гарнизон из 62 человек, сожгли острог. Был послан отряд для усмирения бурятов, но последние были предупреждены, ушли в глубь тайги и степей.

Особенно агрессивными и менее разборчивыми стали действия пришельцев по мере усиления их военной мощи, и хорошо вооруженные и организованные казачьи отряды стали одерживать убедительные победы над разрозненными, плохо вооруженными силами коренного населения. Поэтому очевидно, что только жесткие действия со стороны русских служивых людей, спровоцировали бурят на ответные действия.

Между Братским острогом и Байкалом образовался своего рода буфер из бурятского населения. Он сжимался при натиске казаков, но, как они уходили, все возвращалось на свои места, и этим самым они не допускали казаков к Байкалу. Бурятский буфер надолго заставил казачьи отряды, привыкших двигаться быстро, повернуть к северо-востоку, на систему р. Лены. На «истеснение бурят» еще потребовалось еще 25лет (1630-1655гг).

Отряд сына енисейского боярина Н. Радуковского, выступивший в 1638г. для ясачного сбора и усмирения князцов, вновь построил Братский острог, но уже на другом месте, в устье р. Оки.

Последующий ход событий на Оке нашел интересное отражение в фольклоре. Как говорят бурятские предания, после вооруженного столкновения 1636г. бурятские воины собрали тела убитых и вместе с их оружием возложили на погребальный костер. Когда костер вспыхнул, заряженные казачьи ружья разорвались, ранив стоящих поблизости бурят. Это навело на них большой страх. Когда шаманы по этому случаю начали камлять, они сказали: «Тайгу топором не вырубить, земных (русских) людей из луков не перестрелять» Это означало, что сопротивление бесцельно и лучше без боя подчиниться пришельцам.

Сороковые годы отмечены энергичным продвижением русских отрядов вверх по Ангаре и Лене и за Байкал.

В 1641г. построен Верхоленский острог. На реке Лене произошло несколько стычек казаков с бурятами, в котором большую храбрость проявил гордый эхиритский князец Чепчугуй, сгоревший в своей юрте, но не сдавшийся. Однако Ленские и кудинские буряты поняли, что с казаками следует помириться.

На острове Ольхоне отряд Курбата Ивана ожидал далеко не дружественный прием. Основное население встретило их с оружием в руках. Бурятские воины засели в «каменных городках» и стали биться со служивыми людьми. Ольхонцы не выдержали огненного боя, вынуждены были бежать. После этого непродолжительного сражения, ольхонские буряты (хоринцы) согласились платить ясак.

В «Челобитной царю Алексею Михайловичу сына боярского Ивана Похабова о его службе по прииску новых землиц и приводу в подданство братских людей и тунгусов и по сбору с них ясака» есть упоминание, что в 1645г. он с 30-ю казаками не только впервые открыл реку Селенгу, но ходил вверх по ней (два дня пути), т.е. достиг устья реки Уды, где встретил много «неясачных людей». «… И бои с иноземцы у нас, холопей твоих, по тем рекам и на Байкале озере были многие и на тех боях мы, холопи твои, многих людей побили и ясырю у них поймали женок и ребят больше семидесят человек, а под твою государеву руку тех людей привести и чтоб они тебе государю ясак с себя давали наше мочи столько не стало, потому что люди многие и коны, а живут в скопе от рек откочевали».

В 1647г. Иван Похабов заложил Осинский острог на одноименном острове на р. Ангаре, против устья реки Унги.

К середине ХVП века территория Западной Бурятии в основном была подчинена. Ясак, с бурят-инородцев брали пушниной, китайкою и деньгами. Кроме того, ясачным бурятам запрещалось выдавать дочерей за монголов и жениться бурятам на монголках. Однако, как выяснилось, принятие «вечного холопства» местным населением еще не было гарантией спокойной и безмятежной жизни под «высокой государевой рукой». Скоро наступила эпоха правления страшного «Багааба хана», как буряты прозвали наместника Братского острога Ивана Похабова за его произвол и лихоимства.

В 1638г. начались волнения в Балаганской степи. Поводом к ним послужили злоупотребления Похабова и его приближенных. Горькой обидой и болью отдают строки челобитных писем бурят о том, что «де тот Иван Похабов чинил нам великие насильства – жен и детей наших имел к себе на постелю и блудом позорил и наругался. А иных ясачных людей бил, мучил, и скот: кони, коровы и овцы сильно поимал». Похабов со своими «ушниками» били батогами и плетьми, сажали в колодки ясачных людей, вымучивали пушнину, скот, хлеб и другие пожитки. Нередко жертвой произвола и грабежей становились даже князцы. Над рядовыми бурятами - улусными людьми всячески издевались люди Похабова, разъезжавшие по улусам. Они не только грабили, но убивали людей, увозили их жен и детей, которых превращали в холопов. Похабов занимался крупной торговлей холопами. От Похабова вне меньшей степени доставалось и русским крестьянам, которые «стали наги и босы и на новее месте до конца разорены».

Ближайшим поводом к решительным действиям бурят послужили зверства помощника Похабова – балаганского приказчика Ф.Шадрикова. Последний нещадно избил батогами бурята Бодая, который пытался унять буйствовавших в его улусе слуг приказчика. Доведенные до отчаяния унгинские буряты были вынуждены совершить массовое бегство в Монголию в 1638г. Вслед за ними бежали, покинув родные кочевья, окинские буряты. Побег ясачных людей-налогоплательщиков наносил существенный ущерб царской казне. По распоряжению Сибирского приказа Похабов был сменен и отправлен в Енисейск для следствия и наказания.

«Братская шаткость» была вызвана злоупотреблениями управителя того же Братского острога Христофора Кафтырева. Он эксплуатировал также и труд местного населения. Однажды заставил крестьян выкосить бурятские покосы и поставить для себя 150 копен сена. Он попросту грабил, сажал людей в колодки, заковывал в кандалы, бил кнутом, вымучивая «большие взятки». Буряты, испугавшиеся «покиня свои улусы и юрты и похватав свое скотишко, разбежались в дальние степи рассели камены». Тогда доведенные до предела местные, пашенные крестьяне и даже часть служивых людей поднялись на всеобщий бунт.

По обширной Балаганской степи, прилегая к острогу, сплошь жили буряты.

На речке Каменке поставили Каменский острожек, по Белой реке жили буряты и эвенки. В шести км. от этой реки стояла деревня Олонка.

Ранее в 1646г. поступили сведения о походах бурят под Верхоленский и Осинский остроги отрядами численностью до двух тысяч конников. Это было направлено против самоуправства, бесчинства и грабежа атамана В.Колесникова.

Во время завоевания русскими Западной Бурятии погибло много местных жителей. Буряты пытались сохранить свою независимость, привычный уклад жизни на своей земле, их стрелы из луков не смогли устоять против огнестрельных оружий.

В 1648г. Баргузинский острог во главе Боярским и И. Галкиным.

В 1652г. Баунтовский острог, в центре располагалось стойбище эвенков.

В 1653г. Иргенский острог.

В 1658г. Нерчинский острог.

В 1661г. приказчик Баргузинского острога Григорий Барыбин был снят с должности и выслан в Енисейск за насилие над ясачными тунгусами, шесть из которых повесил.

Е.П. Хабаров был крайне жесток, и своими действиями надолго восстановил тогда против русских коренное население края, нарушив важнейший из наказов царской администрации, который требовал бережного отношения к инородцам для приведения их в подданство.

Правление русского царя Петра I началось в 1685г. К этому времени сильно обострились бурятско-русские отношения. Бурятские семьи платили подать пушниной, а часть скотом. Но не всегда могли все семьи вовремя вносить подать в царскую казну. Местная администрация, особенно алчные чиновники, пользуясь этим, задерживали в Итанцинском остроге, содержали в качестве заложников-аманатов их жен и детей.

Летописец Вандан Юмсунов писал: «В те времена, в случае, если вовремя сборов ясака у нас не было денег и пушнины, близжайщие русские казаки, имевшие общие места обитания и крестьяне брали сыновей и дочерей хоринского народа в заложники и причиняли им всяческие страдания. Они обманом запугивали нас, говоря, что скот хоринского народа потравил покосы и поля тех русских, и разбоем произвольно брали множество скота и причиняли весьма большие страдания. Вследствие таких горестей обнаруживается совершенно невозможное положение».

Другой летописец Т. Тобоев констатирует: «…что жившие по близости русские стали отнимать скот, находившие в их, бурятских, владениях земли. Русские оставляли свои поля, покосы не огражденными, и захватывали проникшие на них бурятский скот и запирали, вследствие чего, скот томился от жажды и тощал. Они уводили и захватывали жен и детей одних, других бросали в воду и запирали в качестве анамата сыновей их в Итанцинском остроге на срок, пока не уплатят подати на будущий год». Так в Бурятии созрела идея обращения с жалобой в высочайшую царскую инстанцию.

В далекий и неизведанный путь велась кропотливая подготовка. Осенью 1702г. состоялся торжественные проводы делегации в составе одиннадцати человек. Они, испытав огромные лишения и страдания в пути в начале 1703г. приехали в Москву. И здесь не кончились их страдания, первую ночь ночевали на улице Москвы. Хорошо, что в это время в Москве находился посол Федор Алексеевич Головин (1650-1706гг., граф, ближайщий соратник Петра I, главный руководитель русской внешней политики,, первый кавалер ордена Андрея Первозванного), побывавший в конце ХVП в. В Забайкалье. Он помог им устроиться и устроил переговоры с царскими министрами и аудиенцию у царя. Царь Петр I принимал далеких гостей в тронном зале. Он очень удивился, что люди приехали с Байкала. Он спросил их: «Как же вы добрались до Москвы?» Верхом, великий царь-государь, на конях. Царь взглянув на Абжи Удаган спросил: И эта красотка тоже верхом?» Тоже. Буряты подарили царю соболиную шубу. Выслушав бурятского зайсана и изучив петицию-прошение, царь обнародовал правительственный указ 22 марта 1703г.

Но, несмотря на присутствие в Указе Петра I обидного и неправомерного прозвища «иноземцы» или «инородцы», главный смысл этого документа и его значение заключалось в том, что считать своими «породными землями». Согласно этого документа, за бурятами было закреплено право на владение своей землею. Их вывели из подчинения Итанцкого острога и передали в ведение Еравнинскому острогу. Из Москвы были направлены в Забайкалье проверяющие, в задачу которых входил контроль за деятельностью местных русских администраций и за законность их действий.

Это было историческое событие для бурятского народа. Эти люди, проявив мужество, смелость, прозорливость и гибкость в своих действиях, тем самым отстояли свободу и честь своего народа перед царем и принесли мир и спокойствие на бурятскую землю в то время.

В результате этой встречи с царем России буряты не только отказались от решительного противодействия русским переселенцам и воинскому контингенту: казакам, но и начали всячески поддерживать инициативы по укреплению российского влияния на Востоке.

Как видно даже из некоторых приведенных фактов, события, сопутствующие процессу присоединения, развивались весьма сложно и противоречиво и не допускают возможности какой-либо однозначной оценки. Не смотря на то, что в целом можно говорить о преимуществе насильственном характере присоединения территории Прибайкалья, нельзя не учесть то обстоятельство, что часть бурятского населения изначально была не против мирного урегулирования отношений с русскими.

Поэтому очевидно, что только неправомерные, жесткие действия со стороны русских служивых людей и казаков, преследовавших свои личные интересы, спровоцировали побеги и бунты.

Затем сказалось неумение или нежелание царской администрации оперативно уладить конфликтные ситуации и идти на компромисс в отношении отдельных воинственно настроенных улусов, которые по слуху свирепого отношения русских к местному населению. Особенно агрессивными и менее разборчивыми стали действия пришельцев по мере усиления их военной мощи, и хорошо вооруженные, организованные и обученные казачьи отряды стали одерживать убедительные победы над разрозненными, плохо вооруженными и обученными силами местного населения.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница