Тенденции развития российской банковской системы в посткризисный период



Скачать 399.64 Kb.
Дата09.05.2016
Размер399.64 Kb.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД


Коротаева Н.В.,
к.э.н., доцент.


Болдырева М.В.,
студентка 5 курса специальности финансы и кредит.


Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
кафедрa финансов
kaf-finnal@yandex.ru
Аннотация. Экономика России, как неотъемлемая часть глобальной экономики, подверглась неизбежному отрицательному влиянию мирового финансового кризиса. Существенные проблемы возникли в банковском секторе страны. Капитализация многих банков значительно снизилась, а некоторые кредитные организации были вынуждены признать свое банкротство. Авторы проанализировали возможные тенденции развития российского банковского сектора в условиях нарастающей финансовой глобализации: консолидация банковского сектора; выход на транснациональный уровень ограниченного числа банков, имеющих доступ к государственному финансированию; значительное увеличение доли иностранных банков в банковском секторе. В статье рассматриваются проблемы совершенствования российского банковской системы.

Ключевые слова: российский банковский сектор, тенденции развития.
Экономика России, как неотъемлемая часть глобальной экономики, подверглась неизбежному отрицательному влиянию мирового финансового кризиса. Банковская сфера, являющаяся первым звеном в цепочке, отвечающей за стабильность всей социально-экономической системы, в первую очередь оказалась под ударом глобальной экономической нестабильности. Капитализация многих банков значительно снизилась, а некоторые кредитные организации были вынуждены признать свое банкротство. Таким образом, несмотря на антикризисные меры Правительства РФ в финансовой сфере, необходимо совершенствование банковских институтов, что позволит отечественным банкам соответствовать требованиям современной глобальной финансовой системы.

По мнению большинства аналитиков, кризис в итоге окажет достаточно существенное влияние на структуру и состав российской банковской системы в следующих направлениях:



  • Поглощение мелких банков более крупными, имеющими отношение к ФПГ, и сокращение, таким образом, общего количества банков до 200-300;

  • Выход на транснациональный уровень ограниченного числа банков, имеющих доступ к государственному финансированию либо обслуживающих крупные, системообразующие предприятия;

  • Значительное увеличение доли иностранных банков в банковском секторе.

По нашему мнению, для определения дальнейших тенденций посткризисного развития банковской инфраструктуры и экономики России в целом необходимо провести анализ институциональной структуры банковской системы.

Несмотря на перспективы развития и наличие определенных положительных результатов, к сожалению, по размеру и уровню развития банковская система в России по-прежнему находится даже не в первой десятке. Ситуация в банковской отрасли остается сложной: высокие риски кредитования, снижение спроса на заемные средства из-за сокращения производственной активности. Несоответствие темпов развития банковской системы России масштабам национального хозяйства активизирует процессы консолидации банков (см.табл.1).



Таблица 11

Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в России в 2008-2010гг.

Наименование критерия

1.01.08.

1.01.09.

1.01.10.

1.Действующие КО

-имеющие право на осуществление банковских

операций, всего

в том числе:

-банки

-небанковские КО



1136
1092

44


1108
1058

50


1058
1007

51


2.КО, имеющие право лицензии, предоставляющие

право на:

-привлечение вкладов населения

-осуществление операций в иностранной валюте

-генеральные лицензии


906


754

300


886


736

298


849


701

291


3.КО с иностранным участием в уставном капитале, всего

из них:


-со 100%

-свыше 50%



202
63

23


221
76

26


226
82

26


4.Филиалы действующих КО на территории РФ, всего

в том числе:

-банков со 100% иностранным участием в уставном капитале


3455

169


3470

242


3183

241


5.КО, у которых отозвана (аннулирована) лицензия

на осуществление банковских операций


157

117

119


6.Внесена запись в Книгу государственной регистрации КО о ликвидации КО как юридического лица

в том числе:

-в связи с аннулированием лицензии

-в связи с реорганизацией

в том числе:

-в форме слияния

-в форме присоединения

в том числе:

-путем преобразования в филиалы других банков

-путем присоединения к другим банкам (без

образования филиала)


1859
1419

399
2

397
344


53

1900
1495

404
2

402
347


55

1957
1540

416
2

414
354


60

-путем преобразования в филиалы других банков

-путем присоединения к другим банкам

(без образования филиала)


344
53

347
55

354
60

Данные таблицы свидетельствуют, что на начало 2010г. число кредитных организаций в России составило 1058 (из них 1007 банков). При этом четко прослеживается тенденция снижения кредитных организаций на 1.01.2010г. по сравнению с данными на 1.01.2009г. и 1.01.2008г. (на 50 и 78 кредитных организаций соответственно).

Анализ таблицы 1 показывает, что основной причиной ликвидации кредитных организаций как юридического лица было аннулирование лицензий (2010г. – 1540, 2009г. – 1495, 2008г. – 1419). Однако следует отметить, что причиной ликвидации кредитных организаций также является процесс реорганизации банков: на 1.01.2010г. (кризисный период) по сравнению с данными на 1.01.2008г. (докризисный период) количество ликвидированных банков в связи с реорганизацией увеличилось на 17,в том числе за счет присоединения на 1.01.2010г. количество ликвидированных банков составило 414 (больше на 15 по сравнению с данными 2008г.) и за счет преобразования – 354 (больше на 10 по сравнению с данными 2008г.).

Примером банков, преобразовавшихся в филиалы других банков 1.01.2010г. по данным ЦБ РФ, являются такие кредитные организации, как «Невский народный банк», «Легион»; в результате присоединения образовались банки: «Движение», «Петербург-Инвест», «Супербанк», «Юго-Восток», «Южный регион».

Развитие процесса консолидации банковского сектора за счет роста числа слияний и поглощений наблюдается на фоне снижения маржи банковской прибыли, усиления конкуренции со стороны транснациональных банков и небанковских учреждений. В отличие от стран Европы и США, где процесс консолидации протекает на фоне либерализации банковского регулирования, в России одной из основных причин, способствующих объединению банков, становится ужесточение требований ЦБ РФ, в первую очередь касающихся величины собственного капитала, уровня капитализации и права кредитных организаций на участие в системе обязательного страхования вкладов. 2С другой стороны, Банк России ставит своей целью стимулировать процесс консолидации банков не только путем ужесточения нормативных требований, но и за счет упрощения и удешевления процедуры слияния – поглощения, создавая соответствующие экономические и правовые условия для реализации этих задач.

Консолидация банковского сектора в последнее время стала понятием, вызывающим достаточно серьезные дискуссии, но следует отметить, что все же сделки слияния и поглощения зачастую остаются единственным способом средств для рефинансирования или поддержки запланированного развития3. Россия по-прежнему остается привлекательным рынком для инвестиций и ведения бизнеса, так как сложившаяся ситуация предлагает хорошие возможности для инвестиций при более низких ценах, нежели до наступления кризиса.

Таким образом, процесс консолидации банковского сектора России характеризуется уменьшением количества банков, на основе чего возникают споры по поводу оптимального количества банков. По результатам анализа центра экономических исследований НФПА банков РФ количество банков должно находиться в диапозоне 180-200, остальная часть – историческое наследие от либерализации 1990-х.

По словам гендиректора госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), А.Турбанова, в настоящее время идет естественный процесс очищения банковской системы от несостоятельных банков. «На первом этапе функционирования банковской системы рыночного типа в России даже не было отлаженной нормативной базы, и у ЦБ не было даже оснований для отказа в регистрации банков. Поэтому процесс очищения банковской системы от несостоятельных банков — естественный процесс», — сказал глава АСВ.

Вторым естественным процессом, в связи с которым количество банков продолжит сокращаться, он считает консолидацию банковской системы. «Поэтому объединительные процессы — слияние и присоединение в банковской сфере — конечно будут иметь место, и в этой связи количество банков также будет уменьшаться, как и в связи с отзывом лицензии у несостоятельных банков», — считает Турбанов.

По его мнению, чтобы «попасть в закон», некоторые банки увеличат капитал, кто-то объединится, а кто-то преобразуется во внебанковскую кредитную организацию, но останется на банковском рынке. «Думаю, что уменьшение (количества банков) будет не более 10%. Катаклизмов точно не будет», — заверил Турбанов.

По нашему мнению, оптимальное количество банков в России для эффективного поддерживания экономики должно быть в пределах 500-700. Это довольно большая цифра, но меньше банков в России не будет, так как в любой стране определенную часть занимают иностранные банки (со 100% участием нерезидентов в уставном капитале). Кроме того, Банк России может давать неограниченное количество лицензий для регистрации коммерческих банков, также и законодательство РФ не ограничивает число зарегистрированных кредитных организаций.

По данным на начало 2009г. Россия занимала третье место по количество банков после США (7400 банков) и Германии (2400 банков), но число банков постепенно уменьшается и в этих странах. В Турции, например, в связи с кризисом, в результате серии ликвидаций слабых банковских структур и активных процессов консолидации, количество банков сократилось с 81 до 46.

Бесспорно, большую часть банков должны занимать крупные банки (уставный капитал свыше 300 млн. руб.), на 1 января 2010 года их количество составило 350 (см. табл.2).


Таблица 24

Группировка действующих кредитных организаций





До 3

млн. руб.

От 3 до

10 млн. руб

От 10 до

30 млн.

руб

От 30 до

60 млн.

руб.

От 60 до

150 млн. руб.

От 150 до

300 млн. руб.

От 300 млн. руб. и выше

Всего

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Ко

ли-


чест

во


Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

Уд.

вес


(%)

Коли-

чест


во

1.01.08.

37

3,3

61

5,4

120

10,6

161

14,2

207

18,2

248

21,8

302

26,6

1136

1.01.09.

31

2,8

51

4,6

99

8,9

140

12,

6


194

17,5

254

22,9

339

30,6

1108

1.01.10.

26

2,5

38

3,6

71

7,6

117

11,1

204

19,3

252

23,8

350

33,1

1058
по величине зарегистрированного уставного капитала в 2008-2010 гг.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что кризис в России приводит к увеличению доли крупных банков, с величиной уставного капитала от 150 млн. руб. и выше, при этом доля мелких и средних банков, с величиной уставного каптала от 3 млн. руб. до 150 млн., снижается. Так удельный вес банков с уставным капиталом от 300 млн. руб. составил на 1.01.10г. 33,1% (увеличение в абсолютном выражении на 48 банков по сравнению с данными на 1.01.08г.), в свою очередь, удельный вес банков от 10 до 30 млн. руб. составил 3,6% (уменьшение в абсолютном выражении на 23 банка по сравнению с данными на 1.01.08г.).

Немаловажным является рассмотрение региональной банковской структуры России, на которые кризис оказал наибольшее давление (см.табл.3).

Таблица 3

Распределение кредитных организаций по регионам РФ за 2008-2010 гг.

Наименование региона

1.01.08

Уд.вес, в %

1.01.09.

Уд.вес, в %

1.01.10.

Уд.вес, в %

Всего по РФ

1136

-

1108

-

1058

-

1.Центральный федеральный округ

632

54,3

621

56,0

598

56,5


2.Северо-западный

округ

81

7,1

79

7,1

75

7,1


3.Южный федеральный округ

118

10,4

115

10,4

113

10,7


4.Приволжский федеральный округ

134

11,8

131

11,8

125

11,8


5.Уральский федеральный округ

63

5,5

58

5,2

54

5,1


6.Сибирский федеральный округ

68

6,0

68

6,1

62

5,9


7.Дальневосточный федеральный округ

40

3,5

36

3,2

31

2,9

Данные таблицы 3 показывают, что основная доля кредитных организаций на 1.01.10г. сосредоточилась в Центральном федеральном округе – 56,5%, Приволжском федеральном округе – 11,8%, Южном федеральном округе – 10,7, при этом в Центральном федеральном округе с 1.01.08г. по 1.01.10г. произошло уменьшение на 34 кредитных организации.

Бесспорно, сегодня надо обратить внимание на минимальный масштаб региональной банковской деятельности. Например, важную часть банковской системы Германии имеют именно банки регионального значения Regionalbanken. Эти банки действуют в той или иной земле, хотя некоторые имеют филиалы по всей стране. В пределах своей земли эти банки имеют более мощную сеть филиалов и автоматов, чем их коллеги "федералы".

По нашему мнению, объемы услуг региональных банков в любом регионе должны составлять 45-50%. В каждом регионе должно быть 2-3 крупных банка, которые бы в соответствии с действующими правилами Банка России могли бы в случае форс-мажора привести в область 30-50 млрд. руб. ресурсов государственной поддержки, что позволило бы решить все основные народно-хозяйственные задачи. Для этого надо ввести в законодательство понятие «региональный банк» и четко определить масштабы его деятельности.

Помимо консолидации банковского сектора одной из тенденций развития банковской сектора является выход на транснациональный уровень ограниченного числа банков, имеющих доступ к государственному финансированию либо обслуживающих крупные предприятия.

Действительно, государственное участие в кредитной системе постепенно выходит на центральный план. Потрясения на финансовых рынках подорвали стабильность банков в странах, и вмешательство правительства и ЦБ стало неизбежным, чтобы не допустить банкротство кредитных организаций. Однако, в России активизация прямого государственного участия просматривалась задолго до кризиса, который лишь ускорил эту тенденцию (см. табл. 4.).



Таблица 4

Российские банки, контролируемые государством

(по состоянию на 1 июля 2009 года)

Банки с преобладанием гос.собственности в капитале

43

В том числе находящиеся преимущественно в собственности:

Федеральных органов исполнительной власти и Банка России


6


Региональных и муниципальных органов власти

12

Государственных компаний, банков и корпораций

25

Банки, управляемые государством, без мажораторного участия в капитале

10

Банки, контролируемые государством, итого

53

Статистический анализ показывает, что подконтрольные государству банки развиваются активнее, чем банковская система в целом (всего 71 банк с государственным участием, их них 53 подконтрольных государству). Государственный сектор растет за счет включения в него как всех новых кредитных организаций, так и приоритетного развития самих государственных банков, что опирается на доступ к источникам капитала, имеющим государственное происхождение.

Концентрация активов в государственном секторе усиливается. За 2001-2009 гг. рыночная доля 5 крупнейших банковских групп, контролируемых государством (Сбербанк России, группа ВТБ, группа Газпромбанка, Россельхозбанк и Банк Москвы), увеличилась с 34,5 до 49,3%, то есть половина всех банковских активов страны и 81,7% активов среди банков этой категории5.

Еще одна государственная группа формируется под эгидой Внешэкономбанка. ВЭБ стал самостоятельным игроком, который широко занимается кредитованием и имеет сеть дочерних и зависимых банков: Росэксимбанк, Российский банк развития, Связь Банк, Глобэкс, дочерние учреждения в Белоруссии и на Украине.

Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция к ускоренному росту банков, принадлежащих государственным банкам и госкорпорациям. В начале 2001г. на них приходилось 11,2% всех активов данной группы банков, а к июлю 2009 г. уже 18,1%. Однако вклад банков, находящихся в федеральной собственности, уменьшился с 82,7 до 75,4%, доля же банков в собственности регионов и муниципальных образований почти не претерпела изменений (6,1-6,4%). Происходит размывание частного сектора и фактически совершается возврат к государственной кредитной системе в отличие, например, от Турции, где в результате активных приватизационных и консолидационных процессов частные коммерческие банки занимают лидирующие позиции, на их долю приходится более 50% всех активов банковского сектора страны.

В настоящее время в Турции действуют три государственных банка (доля участия государства в уставном капитале кредитной организации превышает 50%), на долю которых приходится 29% активов банковской системы страны. Это такие банки, как T.C.Ziraat Bankasi, Turkiye Halk Bankasi, Turkiey Vakiflar Bankasi.

Если говорить о структуре банковской отрасли, то пути развития России и переходных экономик Центральной и Восточной Европы разошлись. Государственные банки составили не предусмотренный законом третий, промежуточный уровень банковской системы, именно через них в экономику и другим участникам рынка теперь поступают основные ресурсы. В России, как и в Китае и Вьетнаме, львиная доля совокупных активов приходится на топ-5 крупнейших госбанка.

Так, во Вьетнаме доминируют 4 государственных банков, доля предоставленных кредитов которыми составляет 70% общего объема. Это банк сельского хозяйства и развития деревень Вьетнама (Agribank), Внешнеторговый банк (Vietcombank), Инвестиционный банк развития (BIDV) и Торгово-промышленный банк Вьетнама (Incombank)6.

Многие элементы политики тоже совпадают: как и в Китае, где в на настоящий момент государственные банки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая) составляют основу развития банковского сектора страны, в России выращивают «национальных чемпионов» в государственном секторе; здесь не пошли на приватизацию ключевых государственных банков и ограничились продажей или рыночным размещением миноритарных пакетов акций. При этом государство создает вертикальные многоуровневые холдинги, делегирует свои функции государственным компаниям и корпорациям.

Как ни парадоксально, но тенденция к огосударствлению может смениться частичным откатом. Во-первых, федеральный бюджет нуждается в пополнении, и в 2010-2011 гг. для этого будут изыскиваться любые возможности. Во-вторых, в настоящее время существует практически идеальный момент для частичного разгосударствления, которое в России ошибочно называют «приватизацией» (приватизация – это переход контроля над банком от государства к частному капиталу, но так вопрос не стоит).

Важной характеристикой развития банковского сектора России является значительное увеличение доли иностранных банков.

Масштабы российского банковского сектора в настоящее время не позволяют ему адекватно финансировать инвестиционные потребности реального сектора экономики: наши кредитные организации имеют небольшие размеры, низкую капитализацию, поэтому неконкурентоспособны с банками развитых государств (рис.1-2).




Рис.1 Отношение капитала банков к ВВП, %


Рис.2. Отношение активов банков в ВВП, %

По основным индикаторам Россия пока существенно отстает от промышленно развитых стран, это становится причиной зарубежной экспансии. Так, за 2007-2008 гг. доля иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале российских банков выросла с 6,2 до 14,9%, что превышает совокупное значение данного показателя за предыдущие 15 лет. Общая сумма инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций на 01.06.2009 составила 284,7 млрд руб. - в 18 раз больше, чем на 01.01.2001 (рис. 3).





Рис.3. Доля нерезидентов в собственном капитале банковской системы России

На 1.01.10г. количество кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале увеличилось на 24 по сравнению с данными на 1.01.08г. и составило 226 (из них 82 кредитных организаций со 100% участием в уставном капитале и 26 с 50% участием в уставном капитале (см. табл.1).

Действующие кредитные организации с участием нерезидентов расположены в 37 субъектах Российской Федерации (по данным на 1.10.09г.), в том числе 136 кредитных организаций (60,2% их общего количества) находятся в Москве, 14 — в Санкт-Петербурге, по 6 — в Ростовской и Самарской областях, 5 — в Республике Татарстан, по 4 — в Удмуртской Республике и Свердловской области, по 3 — в Амурской, Новосибирской, Тюменской и Челябинской областях, Краснодарском и Приморском краях, по 2 — в Астраханской, Ивановской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Ярославской областях, Камчатском и Пермском краях. В 15 субъектах Российской Федерации действует по одной кредитной организации с участием нерезидентов (Приложение 1).

Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных организаций составил на 1 октября 2009 года 1 129 010 млн. рублей, увеличившись за III квартал на 76 187 млн. рублей, или на 7,2%.


Таблица 5

Количество кредитных организаций с участием нерезидентов и их размещение по субъектам Российской Федерации на 1 октября 2009 года

Наименование

Количество кредитных организаций с участием нерезидентов

имеющих лицензию, всего

в том числе с долей нерезидентов в уставном капитале

100%

от 50 до 100%

от 20 до

50%


от 1 до 20%

до 1%

Всего по России

226

81

27

22

63

33

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

144

71

18

9

28

18

г. Москва

136

69

17

8

26

16

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

21

5

2




8

6

г. Санкт-Петербург

14

4

2




4

4

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

12

2

3

1

4

2

Ростовская область

6

1

2




3




ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

23

1

2

6

11

3

Самарская область

6

1




1

3

1

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

10

1

1

2

4

2

Свердловская область

4




1

2




1

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

7

1

1

1

4




Новосибирская область

3




1




2




ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

9







3

4

2

Приморский край

3







1

1

1

Амурская область

3







2

1



Общая сумма инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций на 1 октября 2009 года составила 302 005,1 млн. рублей. За III квартал она возросла на 11 839,3 млн. рублей, или на 4,1%, в основном за счет увеличения действующими кредитными организациями уставного капитала за счет средств нерезидентов (ОАО "АЛЬФА-БАНК", ЗАО "БСЖВ", ОАО КБ "ИВАНОВО", ОАО АКБ "Пробизнесбанк", ТКС Банк (ЗАО), КБ "Унифин" ЗАО) и отчуждения участниками (акционерами) кредитных организаций долей (акций) в пользу нерезидентов (КБ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (ООО), ОАО "Таганрогбанк", ОАО АКБ "УРАЛСИБ-ЮГ БАНК", ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК, ОАО Банк "Южный регион").

Сейчас многие дочерние иностранные банки в России намного устойчивее, чем их материнские компании. Причем некоторые из них расширяют свой бизнес (в частности, Абсолют Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Русфинанс Банк, Сити Банк, ЮниКредитБанк), принося новые технологии и бизнес-модели.

Приход иностранных банков несет с собой определенные выгоды для национальных банковских систем в виде снижения издержек за услуги финансовых посредников, повышения эффективности и устойчивости финансовых систем. Сочетание высокой доли иностранных банков с политикой сохранения режима открытых экономик необходимо для достижения наибольших выгод и эффективности от финансовой глобализации. Иностранные банки приносят с собой более эффективную технику управления рисками и системы контроля за деятельностью банков, заимствованные у регулирующих органов своих стран. Все это в конечном итоге укрепляет банковские системы стран с низким уровнем дохода. Однако усиление конкуренции может способствовать уменьшению клиентской базы уже действующих банков и обернуться финансовой нестабильностью. Так, кризис в восточноевропейских странах показал, что, как только возникли проблемы в материнских компаниях, они начали быстро выводить капиталы, решая свои внутренние проблемы, в том числе за счет средств, находящихся в филиалах. Естественный выход видится в выработке политики адекватного регулирования и контроля за банковской сферой, повышении уровня национальной безопасности и финансовой независимости.

Однако все кредитные организации должны вести бизнес в равных условиях. Должна быть создана одинаковая конкурентная среда всем участникам рынка. Только в таких условиях можно добиться высокой эффективности и прозрачности банковского бизнеса, успешной работы банковского сектора и его дальнейшего развития.

Таким образом, существует ряд эмпирических моделей, иллюстрирующих влияние вхождения иностранных банков на национальную банковскую систему и национальную экономику в целом.

Например, авторы статьи С.Клэссенса, А.Демиргуч-Кунта и Г.Хецинга, опубликованной в 2001 г. под названием «Как вхождение иностранных банков влияет на национальный банковский сектор?», считают, что вхождение иностранных банков значительно снижает прибыльность национальных банков, а также накладные расходы. Происходит усиление конкуренции на национальных банковских рынках и их стимулирование к более эффективному функционированию7.

Интересен также вывод о том, что количество иностранных банков оказывает более значительное влияние на параметры национальной банковской системы, чем их размер.

Что касается влияния иностранных банков на страны с развивающимся рынком (Латинская Америка, Восточная Европа, Африка и Азия), то исследование, проведенное Н.Гермесом и Р.Ленсинком в 2006 г., показало, что вхождение иностранных банков в краткосрочном периоде создает сложности для национальных банков, так как последние часто не в состоянии конкурировать с сильными интернациональными игроками. Однако в долгосрочном периоде это приводит к повышению эффективности банковской системы.

Хотелось бы подчеркнуть, что в пока работать в России могут только дочерние структуры иностранных банков, обязанные действовать по внутренним правилам, например акционерные общества, основанные по российскому законодательству с определенной долей иностранного капитала (такие мировые гиганты, как «Сити Банк», «Райффайзенбанк»). Их дочерние банки, являясь российскими юридическими лицами, подчиняются российскому законодательству и обязаны выполнять все директивы ЦБ РФ.

Если же рынок будет полностью открыт, в России появятся филиалы иностранных банков, функционирующие по более либеральным налоговым и регулирующим законам. В отличие от дочернего банка иностранный филиал — неотъемлемая часть материнского банка: он не имеет юридического лица и у него нет собственных средств. Филиалы иностранных банков будут подчиняться законодательству и надзорным требованиям Центробанка той страны, в которой зарегистрирована материнская компания.

Эти отличия юридического и финансового статуса, по мнению ряда экономистов, наделяют филиал рядом бесспорных преимуществ перед российскими банками:



  1. филиал крупного западного банка сможет выдавать кредиты в нужном заемщику объеме, что для большинства российских банков, ограниченных относительно небольшим размером собственных средств, затруднительно;

  2. допуск филиалов международных кредитных институтов угрожает массовым притоком дешевых средств и вытеснением местных банков сначала на более рискованные рынки, а затем и с банковского рынка страны вообще;

3)Банк России будет вынужден осуществлять надзор за деятельностью филиала иностранного банка совместно с контрольными органами других стран. В этом случае возникает угроза стабильности банковского сектора страны;

4) иностранные банки, занимающиеся кредитованием национальных субъектов, имеют специфические, чаще всего не совпадающие с национальными интересами стратегические приоритеты;

5) разрешение на открытие филиалов позволило бы иностранным банкам уменьшить неоперационные расходы и обойти часть административных барьеров.

Вместе с тем появление филиалов иностранных банков в России повлечет расширение спектра, повышение качества и понижение стоимости банковских услуг для населения и предприятий реального сектора. Для российских банков это будет означать резкое усиление конкуренции и перенос деятельности в регионы, куда филиалы иностранных банков в ближайшем времени не проникнут.

Рассматривая зарубежный опыт стран, в банковской системе которых значительную часть занимают иностранные банки, следует остановиться на США. По данным Федеральной резервной системы (ФРС) на 2009г. в США действовало около 400 банковских учреждений, подконтрольных иностранному капиталу и представлявших интересы 60 стран мира8. Наиболее весомую часть иностранного банковского сектора США представляют Германия (17% в суммарных активах всех иностранных банков в США), Франция (общая доля составляет 15%), Нидерланды (14%), Великобритания (13%). Замыкают первую пятерку стран по участию в банковской системе США Канада (12%). Серьезными игроками на финансовом рынке США выступают также банки Японии, Швейцарии, Швеции, Испании, почти не представлены в США банки Восточной Европы, за исключением банков Израиля и Китая, нет ни одного российского. Закон о международной деятельности по-прежнему является основным законом, регулирующим деятельность иностранных банков в США.

Деятельность иностранных банков в Японии представлена ведущими мировыми банками, а также кредитными учреждениями всех основных экономических партнеров страны. Главным конкурентным преимуществом иностранных институтов на рынке Японии является их опыт глобальной деятельности, но им мешают принятая в стране система «своих» банков, тесный союз бизнеса и бюрократии и иного рода социо - культурные барьеры. Особую активность иностранные кредитные учреждения проявляют в области андеррайтинга (прежде всего для зарубежных клиентов), в обслуживании транснациональных японских компаний, сфере розничного бизнеса, торговле ценными бумагами9. Сегодня на рынке ценных бумаг действуют такие международные корпорации, как Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley, UBP. Среди иностранных банков в торговле японскими правительственными облигациями лидирует Deutsche Bank. Однако в стране наблюдается консолидация местного банковского капитала, что может усилить барьеры, стоящие перед иностранцами, и обострить конкуренцию.

Иностранные инвесторы активно приобретают акции китайских акционерных и городских банков. Среди городских коммерческих банков, акции которых были приобретены иностранными кредитными институтами можно назвать такие, как Tianjin City Commercial Bank, Chongqing city Commercial bank, Hangzhou city Commercial Bank, Urumchi city commercial bank. И хотя, по правилам Китайского Комитета по надзору за банковской деятельностью, иностранный инвестор не может приобретать больше 19,9% акций китайского банка, а совокупная доля иностранного капитала не должна превышать 25%, пример Гуандунского банка развития показывает, что в некоторых случаях китайские власти идут на уступки и дают иностранцам возможность получить практически полный контроль над китайским банком.

Эта тенденция поощряется китайскими властями, по их мнению, вливание иностранного капитала в китайскую банковскую систему позволить улучшить систему управления рисками и приобрести новые банковские технологии.

На настоящий момент количество в Пекине насчитывается 27 филиалов иностранных банков, 10 дополнительных офисов и 80 представительств. Дочерние иностранные банки с декабря 2006 г. могут осуществлять операции с китайской национальной валютой без всяких ограничений, наравне с китайскими банками, в то время как филиалам иностранных банков разрешено только размещать депозиты физических лиц в сумме не менее 1 млн. юаней. Данное ограничение будет сохраняться как минимум еще в течение 5-ти лет.

Во Вьетнаме иностранные банки занимают незначительную долю в банковской системе страны в целом, что объясняется доминирование 4 государственных банков страны. Общая доля депозитов иностранных банков, в свою очередь, равняется 8,2%, доля кредитов – 16%. К иностранным банкам относятся отделения зарубежных банков на территории Вьетнама (филиалы и дочерние компании), а также банки, где нерезидентам принадлежат контрольный пакет акций или преобладающая доля уставного капитала.

По данным Всемирного банка в 2009г. доля иностранного капитала в активах национальной банковской системы Мексики достигла 82%, что позволило мексиканским экономистам говорить о транснационализации мексиканской банковской системы. Следует заметить, что только в Перу (95%) и некоторых постсоциалистических странах – Венгрии (94%), Хорватии (91%), Боснии и Герцеговине (90%) данный показатель выше, чем в Мексике.

Усилился процесс притока иностранного капитала в турецкую банковскую систему, число подразделений иностранных банков здесь постоянно растет: к началу 2009г. число иностранных банков возросло до 18, их доля в активах банковской системы выросла до 16%. Однако активы иностранных банков по сравнению с национальными очень малы: всего четыре иностранных банка имеют активы от 10 до 20 млрд. долларов.

Основными факторами экспансии иностранных банков на турецком рынке являются:


  • увеличение инвестиционной привлекательности капитала в банковском секторе Турции;

  • резкий рост объемов и доходности турецкого банкинга;

  • стабилизация курса национальной валюты.

Иностранные инвестиции помогают банковскому сектору Турции перейти на качественно новый уровень развития.

Таким образом, проведенный анализ развития банковского сектора России и изучение структуры банковского сектора зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы. Тенденции развития банковской системы России в условиях глобализации обусловлены двумя группами факторов: внешней глобализирующейся средой и внутренним состоянием экономики и потребностями ее развития. Главной характеристикой банковской системы России можно считать незавершенный характер ее формирования, который приводит к возникновению противоречий, диспропорций и «системных слабостей», что, в конечном счете, представляет собой угрозу национальной финансовой безопасности.

Для российского банковского сектора мы видим угрозы двух видов. Во-первых, вовлеченность России в процессы финансовой глобализации, которая помимо положительных моментов имеет и негативные – в частности, речь идет о влиянии финансового кризиса на отечественную банковскую систему. Во-вторых, существуют противоречия в развитии банковской системы России, которые делают ее неспособной адекватно ответить на потребности экономики и могут привести к замещению отечественных банков иностранными, что создает ряд угроз:


  • отечественные банки перестают развиваться, поскольку отсутствует спрос на их услуги, удовлетворяемый иностранными банками;

  • ограничиваются возможности государственного регулирования банковской деятельности;

  • государство теряет рычаги влияния на банковскую систему, что чревато финансовой зависимостью и невозможностью противостоять внешним кризисам.

Однако главную угрозу для отечественной банковской системы представляет не только кризис, но и лежащее в его основе глобальное замедление экономического роста. В этих условиях угроза замещения отечественных банков иностранными отошла на второй план.

Исходя из вышесказанного, необходима, на наш взгляд, реализация следующих мер по управлению капитализацией российской банковской системы, нацеленных на обеспечение ее стабильности и укрепление национальной финансовой безопасности в целом:

1)изменение концепции аккумулирования источников ресурсной базы банков;

2)усиление роли государства и предоставляемых им средств для обеспечения стабильности российской банковской системы;

3) эффективная деятельность Агентства по страхованию вкладов и развитие финансовых инструментов страхования рыночных рисков.

В условиях нарастающей финансовой глобализации России необходима новая государственная политика ускоренного развития банковского сектора с акцентом на банкизацию, которая содержала бы – совершенствование системы рефинансирования, повышение уровня капитализации, вовлечение средств населения в банковский оборот; развитие банковского обслуживания в регионах, совершенствование надзора, улучшение качества управления, включение иностранного капитала в деятельность отечественных кредитных организаций, обеспечение защиты прав кредиторов, расширение масштабов кредитования предприятий и населения, внедрение банковского регулирования.

Мы считаем, что в условиях нарастающей финансовой глобализации одна из ключевых задач Центрального банка РФ в настоящее время - это обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Значимость решения данной задачи обусловлена важностью функций, выполняемых банковской системой в экономике. Трансформируя сбережения в инвестиционные ресурсы, осуществляя платежи и расчеты в хозяйстве, национальная банковская система воздействует на процессы, протекающие практически во всех сегментах экономики. Проблема устойчивости банковской системы перерастает национальные границы. Развивающиеся страны — не единственные субъекты, где действие деструктивных процессов оказывается наиболее разрушающим. Построение модели современного банка, банковской системы и необходимость их защиты от общеэкономических и социальных потрясений, становится общенациональной проблемой, приоритетной экономической задачей. На наш взгляд, важное место в этой модели должно быть отведено механизмам совершенствования системы рефинансирования и повышения уровня капитализации российского банковского сектора. Широкое вовлечение средств населения в банковский оборот, развитие банковского обслуживания в регионах, совершенствование надзора, улучшение качества управления, оптимальное включение иностранного капитала в деятельность отечественных кредитных организаций, обеспечение защиты прав кредиторов и заемщиков, расширение масштабов кредитования предприятий и населения - это необходимые условия формирования надежной и стабильной национальной банковской системы.

Национальная банковская система должна быть адекватной масштабам нашей страны как по общему объему предоставляемых финансовых средств, так и по способности дойти до каждого региона, до каждого человека.


Список использованных источников

1.Аксаков А. Региональные банки не должны остаться в стороне // Банковское дело. - № 6. – 2009. – С. 32-33.

2.Баландин А.В. Иностранные банки в Японии // Банковское дело. - № 8.-2008. - С. 90-93.

3.Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. - № 11. – 2009. – С.4-14.

4.Виноградова Е.П. Деятельность банков и функционирование рынка банковских услуг в условиях глобализации // Вестник московского университета. - №2. -2009. – С.68-78.

5.Вовченко Н.Г. Влияние финансовой глобализации на трансформацию банковской системы России // Банковское дело. - № 12. - 2009. - С.44-48.

6.Ле Минь Ту Банковская система Вьетнама // Деньги и кредит. -№5. -2008. – С.62-66.

7.Мамедов З.Ф. Посткризисная модернизация банковской системы Турции // Деньги и кредит. - № 2. – 2009. – С. 65-72.

8.Матовников М.Ю. Банковский сектор России: кризис заканчивается? // Деньги и кредит. - №1. -2010. – С.5-15.

9.Сидоренко Т.В. Банковская система Мексики: экспансия иностранного капитала // Деньги и кредит. - №4. -2009. – С.50-57.

10.Спицын С.Ф. Региональная банковская деятельность на современном этапе // Деньги кредит.- №10. – 2009. – С.11-13.

11.Суворин Н. Какой будет банковская система // Банковское дело. - №2. - 2009. – С.22-25.

12.Сухов М.И. Консолидация капиталов в банковском секторе // Деньги и кредит. - № 7. – 2009. – С.28-31.

13.Узанов М.П. Иностранные банки в США: географический аспект // Банковское дело. - № 8. – 2008. – С. 94-97.

14.Банковская аналитика // Bankir.ru. - www.bankir.ru.

15.Информация о кредитных организациях // Банк России. - www.cbr.ru.




1 www.cbr.ru

2 Вовченко Н.Г. Влияние финансовой глобализации на трансформацию банковской системы России//Банковское дело. - №12.-2009.-С.44-48.

3 Сухов М.И. Консолидация капиталов в банковском секторе //Деньги и кредит. - №7. – 2009. – С.28-31.

4 www.cbr.ru.

5 Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России//Деньги и кредит. - №11. – 2009. – С.4-14.

6 Ле Минь Ту Банковская система Вьетнама //Деньги и кредит. -№5. -2008. –С.62-66

7 Виноградова Е.П. Деятельность банков и функционирование рынка банковских услуг в условиях глобализации // Вестник московского университета. - №2. -2009. – С.68-78.

8 Узанов М.П. Иностранные банки в США: географический аспект // Банковское дело. - №8. – 2008. – С94-97.

9Баландин А.В. Иностранные банки в Японии // Банковское дело. - №8.-2008.-С.90-93



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница