Тема занятия



Скачать 422.66 Kb.
страница1/2
Дата14.11.2016
Размер422.66 Kb.
  1   2
Примерный план занятий




Месяц

Тема занятия

1

Сентябрь

Разноцветная земля


2

Октябрь

Седая земля – тундра

Дети Севера




3

Ноябрь

Мой северный край

Капелька нефти и пузырек газа




4

Декабрь

Богатства Севера

Животные Крайнего Севера

Посох Ямал Ири


5

Январь

История моего края по археологическим раскопкам

Как появился наш город Ноябрьск




6

Февраль

Мой Ноябрьск


7

Март

Рассказ – беседа об истории возникновения герба. Герб Ноябрьска

Развлечение на улице «Игры народов Севера»




8

Апрель

Итоговое занятие «Мой родной край»



9

Май

Итоговая викторина «Я знаю свой край»




ЦИКЛ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

К АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ПОД СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ»



«РАЗНОЦВЕТНАЯ ЗЕМЛЯ»
Цель: Расширить знания детей о родной стране России, о том, что это самая большая страна; формировать представление о том, что природа нашей страны богата и разнообразна; развивать речь ребенка его эмоциональную сферу; воспитывать любовь и интерес к природе родной страны, желание больше узнать о ней.
Материал: Репродукции с изображением природы России (Севера, пустыни, леса), города и деревни; макет флага России, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля»;
Предварительная работа: Индивидуальные беседы с детьми о том, куда они ездили летом во время отпуска, что интересного видели. Рассматривание детских фотографий, сделанных во время летних путешествий.
Ход занятия
Взрослый ставит перед детьми макет флага России.

-Дети, это флаг нашей страны. Сегодня я буду вам рассказывать о нашей Родине, о стране, в которой мы живем. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о Родине.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-Вы летом все ездили отдыхать с родителями в другие города, поселки, деревни. Скажите пожалуйста, как долго вы туда ехали, что видели их окна поезда, машины? (Ответы детей)

-Вы обратили внимание на то, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Вспомните названия города, поселка, деревни, где вы были.

(Высказывания детей)

-Наш город Ноябрьск – это только маленький кусочек огромной страны, которая называется Россия.

-Россия очень большая, богатая и красивая страна. В ней много городов (взрослый выставляет на стенде репродукцию городов), много сел, деревень (выставляет их репродукции). Она такая большая, что если мы захотим проехать из одного края в другой, то на самом быстром самолете придется лететь целый день. Наша страна такая большая, что когда в одном краю ночь, и все люди спят, на другом конце, в других городах и селах – день и дети гуляют на улице.

Писатель Сладков написал интересную книгу «Разноцветная земля». Мы с вами будем читать эту книгу и из нее узнаем, что наша страна не только самая большая, но и разноцветная.

Посмотрите на эту картину (Показать картину, изображающую лес. Можно использовать репродукцию с картины Н.Куинджи или И.Левитана «Березовая роща».) Какой яркий, зеленый лес!

-Нравится вам эта картина?

(Ответы детей)

Что в этой картине вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Какие краски понадобились художнику, чтобы нарисовать эту картину?

(Ответы детей.)

-В нашей стране очень много лесов, поэтому ее можно назвать зеленой страной.

-А теперь посмотрите на эту картину (Показать картину с изображением пустыни.) Расскажите, что нарисовано на ней?

(Ответы детей)

Какого она цвета?

(Обобщить ответы детей.)

Есть в нашей стране не только зеленая земля – лес, желтая земля – пустыня, но и белая земля. Это Север. Там холодно, много снега и земля от снега белая, белая.

Вот такая разноцветная наша страна: зеленая от леса, желтая от пустыни, белая от снега.

Прочитать детям отрывок из книги Н.Сладкова «Разноцветная земля»

Предложить детям рассказать о том, что сегодня узнали. С помощью взрослого дети составляют небольшие рассказы.


«СЕДАЯ ЗЕМЛЯ - ТУНДРА»
Цель: Продолжить знакомить детей с природой Севера, с климатическими особенностями; научить видеть и понимать красоту северной природы; учить детей отвечать на вопросы, используя слова из текста; дать знания о мужественных людях оленеводах, воспитывать уважение к людям труда.
Материал: Репродукции картин, изображающие природу и жизнь людей на Севере; книга Н.Сладкова «Разноцветная земля»
Обогащение словаря: тундра, ягель, оленевод.
Предварительная работа: Экскурсия в лес. Сбор природного материала (листья, шишки, мох – ягель, лесные ягоды, грибы). Наблюдение за погодой. Рассматривание тематического альбома «Животные севера».
Ход занятия
Взрослый выставляет перед детьми репродукции, которые были на предыдущем занятии «Разноцветная земля» и новые, изображающие природу и жизнь людей на Севере. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие картины вам знакомы, какая природа на них изображена?

(Ответы детей)

-Сегодня мы вновь побеседуем о нашей большой и чудесной стране России. Послушайте, пожалуйста, рассказ из книги Н.Сладкова «Разноцветная земля». Этот рассказ о северной земле, которую называют тундра.

«Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное – скучное и сырое. Мох, кочки, лужи, Все плоско и бесконечно.

Если и встретишь лес, то высотой по колено. Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в этом лесу и то выше деревьев. Грибы – подберезовики. А уж олень или человек – совсем великан.

Тут на дню пять погод; сеет, поливает, посыпает.

Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Ярче всего в тундре летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, все огромное небо над ней – золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами – вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Олени лежат лениво, рога оленьи ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи, словно окна в домах. Бесконечная тишина и время остановилось!»

Вопросы к беседе:

-Почему писатель назвал тундру «седой землей»?

(Ответы детей)

-Какие животные живут в тундре?

(Ответы детей)

-Какая тундра бывает летом?

(Ответы детей)

Помочь детям ответить на вопросы словами из текста.

-Ребята, рассмотрите внимательно эти картины и расскажите, что на них изображено? (предложить рассмотреть иллюстрации с изображением природы и жизни людей севера)

(Рассказы детей)

Далее рассказ взрослого о труде людей, живущих на Севере.

- На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. Эти люди разводят оленей. Их называют оленеводами.

-Как вы думаете, для чего люди разводят оленей?

(Ответы детей)

-Да, ребята, олень – очень полезное животное. Он заменяет северным жителям лошадь и машину, дает им мясо, молоко, теплую шерсть. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре. Там животные находят свою любимую пищу – мох, который называется «ягель».

Занятие можно закончить рассматриванием картины, изображающей труд оленеводов.

Как прожить нам без оленя

Здесь, на Севере, зимой!?

Он для тундры – украшенье,

Не разлить нас с ним водой

Работящий и красивый

Он помощник нам во всем.

Шкуры, мех и даже рыбу

Все на нем перевезем.

С чумом вместе мы ночуем,

На упряжку все сложив,

В тундре мы переночуем.

Вот наш северный мотив.




«ДЕТИ СЕВЕРА»
Цель: Расширить представления детей о нашей стране; развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя; воспитывать у них интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям северных народов, желание больше узнать об их жизни; поднять эмоциональный настрой детей.
Материал: Кукла в национальной одежде народов Севера, картина «Дети Севера»
Обогащение словаря: ханты, ненцы, манси
Предварительная работа: Чтение рассказов о жизни детей в других уголках России. Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Ход занятия
-Ребята, сегодня я вам буду рассказывать о нашей большой и дружной стране. Как она называется?

(Ответы детей)

-На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что Россия - самая большая страна.

В ней много разных городов, сел, деревень. Там живут много взрослых и детей. И сегодня к нам в гости приехала девочка. Посмотрите, как она одета. Как вы думаете, откуда она приехала?

Дети рассматриваю куклу, одетую в национальный костюм жителей Севера.

( Ответы детей: с далекого Севера, с тундры)

Почему вы думаете, что она живет на Севере?

(Ответы детей.)

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о тундре.

(С помощью взрослого дети рассказывают то, что узнали на предыдущем занятии.)

Обобщить высказывания детей:

-Мы с вами живем на Севере, в городе Ноябрьске. Дальше нашего города находится тундра, там тоже живут люди - ханты, ненцы, манси. Эту девочку зовут Окся. Она живет в хантыйской деревне.

-Скажите, пожалуйста, как одета Окся и почему?

(Ответы детей)

-Правильно, Окся одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая зима и короткое лето. Давайте посмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети северных народов. (Рассматривание картины «Дети Севера»).

-Что вы видите на картине?

(Ответы детей)

-На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому снегу, детям совсем не страшно, с ними взрослый. Детям весело, они получают большое удовольствие от такого катания на оленях. Им совсем не страшен мороз, все тепло одеты в меховые шубы и шапки.

Предложить детям внимательнее рассмотреть оленей и рассказать о них.

-Какие они?

-Какие у них рога?

(Ответы детей)

- Как они бегают?

(Ответы детей)

-Почему вы думаете, что олени бегают быстро?

(Ответы детей)

-Кто управляет оленями?

(Ответы детей)

-Вам бы хотелось побывать в хантыйской деревне, познакомиться с детьми, которые там живут? Почему?

(Ответы детей.)

-Ребята, а сейчас Окся нас научит играть в северную народную игру, которая называется «У оленя дом большой».

Взрослый от имени куклы рассказывает правила и играет с детьми.


«У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.

Он сидит, глядит в окно – руки сложены перед лицом в форме окна.

Зайка по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучит : тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.

Зайка, зайка, не зевай – обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай – подают друг – другу руки».


В начале игра проводится в медленном темпе, чтобы дети могли запомнить слова и произносить их в соответствии с движениями. Затем темп игры убыстряется.
Окся прощается с детьми, обещает прийти в следующий раз и научить детей играть в новую игру, в которую играют северные дети.


«МОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»
Цель: Уточнить и пополнить знания детей о жизни и быте народов Севера, их занятиях; познакомить с явлением природы – северное сияние; расширить знания о животном и растительном мире тундры; развивать связную речь; прививать интерес и воспитывать уважение к народам Севера.
Материал: Репродукции картин, изображающие жизнь людей на Севере, их одежду, северную природу, животных, северное сияние.
Обогащение словаря: северное сияние, тундра, кисы, малица, ягель, оленевод, нарты.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Путешествие на Север», д\и «Найди пару» (северный орнамент), просмотр фильма «Мой Север» в видеозаписи, посещение мини музея «Родной край», рассматривание экспонатов.

Ход занятия
- Дети, из прошлых бесед о нашей стране, вы помните, что она очень большая. Разные народы живут в ней. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины.

- Вспомните, пожалуйста, где бывает самое короткое лето и самая длинная зима? (Ответы детей.)

-Какие национальности живут на Севере?

(Ответы детей: ханты, манси, ненцы.)

-Чем они занимаются?

(Ответы детей: оленеводством, охотой, рыболовством.)

-Из чего северные жители шьют себе одежду?

(Ответы детей: из оленьих шкур.)

-Посмотрите, какая красивая обувь у детей, называются «кисы». А шубка с узорами называется «малица».

Предложить детям внимательно разглядеть узоры на одежде и на обуви, определить, на что они похожи.

(Высказывания детей)

-А сейчас мы с вами вспомним, что такое «тундра»?

(Дети отвечают, опираясь на знания, полученные на прошлом занятии.)

- На Крайнем Севере растет мало деревьев. Это карликовые березки и карликовые осинки. Там самые высокие деревья достигают чуть выше человеческого роста. Зимой вся тундра покрыта пушистым ковром (снегом), но зато летом там очень красиво. Появляются красивые цветы, они растут на кочках повсюду.

В тундре растет много вкусных ягод: морошка, брусника, клюква, голубика, черника. В тундре нет поездов, нет автомобилей.

-На чем же люди там ездят?

(Ответы детей: на оленях.)

Летом, запряженные в длинные легкие сани быстро бегут по кочкам, по мокрому мху. Эти сани называют нартами.

- Чем питаются олени?

(Ответы детей: они едят мох, ягоды, грибы.)

Их очень много в тундре. Гриб нельзя трогать руками. Если олень почует, что гриб трогал человек, он ни за что его не будет есть.

-Как олень достает корм в зимнее время?

(Ответы детей)

Он разрывает копытами снег и достает из-под него мох. Он называется «ягель».

-Кто ухаживает за оленями?

(Ответы детей: оленевод)

Оленевод переезжает со своими оленями с места на место. Это делается для того, чтобы олени находили себе больше корма.

-Кто еще кроме оленя живет в тундре?

(Ответы детей: куропатки, волки, медведи, лисы, песцы, зайцы.)

Самое замечательное явление на суровом Севере – северное сияние. Это очень красивое зрелище. Оно загорается на небе в виде ярких лент. Северное сияние во много раз ярче, чем радуга. Оно может полыхать на небе несколько часов, а иногда быстро гаснет.



СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ (Ю. Шесталов)
Что за чудо - чудеса, Мерзнут ели и леса,

Загорелись небеса! Коченеют небеса

Ой, горит, пылает пламя Кто зажег огонь чудесный?

Над сверкающими льдами! Не живет ли в вышине

Ой, горит большой костер! Великан могучий?

Выше леса, выше гор! Не печет ли на огне,

Он горит, а снег не тает, Хлеб себе за тучей?

Он блестит, не согревает. Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба!
Предложить детям нарисовать северное сияние.


«КАПЕЛЬКА НЕФТИ И ПУЗЫРЕК ГАЗА»
Цель: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: нефть в прозрачной посуде, иллюстрации по теме; листы чистой бумаги, краски на каждого ребенка.
Обогащение словаря: буровик, нефтяник, газовик, геолог, месторождение, резервуар.
Предварительная работа: Чтение стихотворений из книги И. Истомина «На Ямале мы живем», рассматривание на карте «полезные ископаемые России».

Ход занятия
-Ребята, послушайте рассказ. Шел по лесу человек, за плечами нес большой рюкзак и молоток. (Показать иллюстрацию с изображением геолога).

-Дошел до ручья и увидел на поверхности воды радужные разводы. Он расчистил дно ручья и обнаружил темную маслянистую жидкость – это была нефть. А этого человека называют геолог.

Взрослый показывает детям нефть в прозрачной посуде. Предлагает рассмотреть ее и понюхать.

-Какого она цвета, какой у нее запах?

(Ответы детей)

-Нарисуйте на листе бумаги капельку нефти так, как вы ее представляете.

Дети рисуют капельку нефти.

-Наша капля – путешественница. Их очень много. Когда встречаются множество капель, они образуют целые моря нефти под землей. А когда им становится тесно. Они выходят наружу. Так поступила и наша капелька, которую обнаружил геолог на поверхности земли. Место, где появилась капелька нефти и где ее нашли, называют местом рождения нефти – месторождение. И обязательно дают ему имя (название). Обычно называют в честь того человека, который его нашел (Тарасовское, Суторминское). Или по названию местности, где нашли нефть (Аганское, Варьеганское).

-У всех есть друзья, и у капельки нефти тоже есть друг – это пузырек газа. Они всегда живут рядом. Когда пузырьков, так же, становится много в одном месте – это место называют месторождением газа.

-Как вы думаете, какого цвета газ, какой у него может быть запах?

(Ответы детей)

- Нарисуйте рядом с капелькой нефти его друга – пузырек газа.

-Ребята, а как по вашему мнению достают (добывают) нефть из-под земли?

(Ответы детей)

Обратить внимание детей на картинки, фотографии, иллюстрации с изображением буровых вышек, трубопровода, нефтяных качалок.

-Специальными качалками нефть выкачивают из-под земли. По трубам отправляют на хранение в огромные бочки – резервуары. А уж оттуда нефть отправляют по всей стране на специальные заводы.

-Для чего нужна нефть? Что можно из нее изготовить?

(Ответы детей)

- Из нее изготавливают бензин, смазочные масла, мазут, парафин (свечи), спички, спирт, искусственную кожу (сумочки, портфели), мыло, краски, растворители, косметику.

По возможности показать детям эти предметы или их изображения.

-Ребята, вы сегодня обязательно расскажите своим родителям, что нового узнали на занятии; расспросите их кем и где они работают. Если есть нефтяники и газовики, узнайте, на каком месторождении они работают. А завтра познакомите нас с тем, что вы узнали от своих родителей.

После занятия вместе с детьми оформить выставку детских работ.



«БОГАТСТВА СЕВЕРА»
Цель: Дать детям знания о том, почему нефть называют «Черным золотом». Познакомить с другими богатствами северного края. Закрепить знания детей о добыче нефти. Упражнять в отгадывании загадок. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал: Иллюстрации, изображающие геолога, нашедшего нефть; людей, добывающих его, буровые вышки, нефтяные качалки, нефтепроводы; животных и птиц, обитающих на Севере, коллаж «Север», маленькие картинки с изображением разнообразных животных и птиц; песня О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота» в аудиозаписи; клей, тряпочка на каждого ребенка.
Обогащение словаря: «черное золото», обычай.
Предварительная работа: Рассматривание серии открыток, иллюстраций с изображением добычи нефти; беседа о том, что изготавливают из нефти, рассматривание атласа «Животные и птицы Севера».
Ход занятия

Перед детьми выставлены все иллюстрации, которые были использованы на предыдущем занятии о нефти и газе.

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.

(Ответы детей).

Обратить внимание детей на выставленные иллюстрации.

- Кто такие геологи?

(Ответы детей).

- Кого называют нефтяниками и газовиками?

(Ответы детей).

-Как называется место, где находят нефть и газ?

(Ответы детей)

Выслушать все ответы детей, вместе с ними выделить правильные.

-Ребята, вы знаете, что такое золото? Что из него изготавливают?

(Ответы детей)

-Да, это очень дорогой металл желтого цвета. Из него изготавливают серьги, кольца …(показать изделия и золота)

-Нефть тоже называют золотом, только черным, почему, как вы думаете?

(Ответы детей).

-Для его добычи люди прикладывают много сил. И, когда, наконец, нефть появляется из-под земли, люди всегда очень радуются этому событию, что даже появился такой интересный обычай – им мажут руки и лицо.

Включить для прослушивания песню О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота»

-Но на северной земле, кроме нефти и газа есть еще и другие богатства.

- Как вы думаете, какие еще богатства есть на северной земле?

(Предположения детей)

Выставить иллюстрации с изображением животных и птиц, обитающих на Севере.

-Почему животных и птиц так же называют богатством Севера?

(Ответы детей)

-Правильно, они дают людям ценный мех, мясо. Они очень красивые, украшают наши леса, радуют нас своим существованием.

Взрослый предлагает послушать загадки, а ответ найти на картинке.

Затем показывает детям коллаж «Север» (На нем изображена только природа).

-Посмотрите, ребята, какая замечательная северная природа, но что-то в ней не так. Как вы думаете, кого здесь не хватает?

(Предложения детей)

-Как можно изменить ситуацию?

(Ответы детей: нарисовать, наклеить животных и птиц)

Предложить детям из имеющихся картинок, выбрать только тех животных и птиц, которые всегда обитают на Севере.

После завершения работы подвести с детьми итог занятия. Повторить, какие животные и птицы обитают на Севере и как их называют.

(Ответы детей)

Что называют «черным золотом»?

(Ответы детей).
«ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
Цель: Познакомить с «Красной книгой», закрепить и расширить знания о животных Севера, связать их проживание с природными условиями, воспитывать заботливое отношение к животному миру.
Материал: иллюстрации с изображением животных Севера, «Красная книга» региона (альбом), карта округа.
Обогащение словаря: ледовитый океан, «Красная книга», логово
Предварительная работа: собрать с детьми фотографии, картинки, рисунки животных, которые являются редкими в нашем регионе (совместно с родителями), рассмотреть коллаж «царство растений Севера».

Ход занятия
-Каких вы знаете животных, обитающих на Севере?

(ответы детей).

-Далеко, за городом начинается лес (тайга). А если пройти еще дальше на север – тундра. Тундра тянется далеко. До самого ледовитого океана (показать детям на карте). Зима здесь длится очень долго, 8-9 месяцев. Поэтому выжить в таких суровых условиях могут только те животные, которые к ним приспособлены.

Ребята, как вы думаете, какими они должны быть, чтобы выжить в суровых северных условиях?

(ответы детей – длинный пушистый мех, толстый слой подкожного жира).

-Главный житель этих мест – северный олень. Они сильные, отважные обитатели Севера. Они не боятся морозов и вьюг. Зимой северные олени поедают ягель, откапывая его из-под глубокого снега. Летом едят траву, листья и ветви небольших северных кустарников, ягоды и грибы. Копыта у северных оленей очень широкие с острыми краями. Пальцы на ногах легко раздвигаются. Такими копытами очень удобно раскапывать снег. Зимой олени сбрасывают рога, а весной у них начинают расти новые.

-Красивый, пушистый песец – близкий родственник волка. Особенно красив голубой песец. Песец – хищник и охотится на грызунов и птиц. Песцы ценятся за пышный, красивый мех. Живут они в норах

-Соболь – хищный зверек. Живет в кедровых лесах. Гнездо устраивает в дупле. Питается орехами, ягодами, насекомыми, грызунами.

-Заяц. Непросто живется длинноухому зайчику. Скачет он зимой по снегу, а лапки глубоко проваливаются в рыхлый снег. Зимняя шубка у зайца белая. А с приходом тепла зайка меняет теплый зимний мех на более легкий – летний. Его окраска будет желтовато – коричневой, так зайцы будут менее заметны среди травы. Питается он травой, семенами, кореньями, листьями.

- Волк. Это очень умный хищник, У нас на Севере волки крупнее, чем на юге. Любит открытые места, там где добычу поймать легче. Бегает быстро, красиво. Свой дом (логово) маскирует так хитро и умело – не найдешь.

-Белый медведь. Это очень крупный хищник. Они весят до 500-600 кг. Благодаря силе у белого медведя нет врагов и они не боятся подходить к людям.

Многие животные Севера занесены в «Красную книгу» (записаны в ней). Показать детям книгу и рассмотреть некоторых животных, занесенных в нее.

-Как вы думаете, почему тех или иных животных заносят в «Красную книгу»?

(ответы детей).

Обобщить ответы детей.

-В «Красную книгу» заносят тех животных, которых осталось очень мало. Потому что их безжалостно уничтожают люди из-за ценного меха и мяса. Животных, которые занесены в эту книгу охраняет закон, их нужно беречь.

Предложить детям самим начать создавать «Красную книгу» своего края, используя материал, собранный детьми и родителями заранее.

(Создание «Красной книги» можно начать на этом же занятии, если дети не устали и у них есть желание, или позже в свободной деятельности).




«ПОСОХ ЯМАЛ ИРИ»
Цель: Расширять знания детей о родном крае.
Задачи: Закрепить знания детей о том, как называется наша страна, ее местоположении на глобусе. Уточнить представления о различии климатических условий Севера и Юга, животных, обитающих на Севере; о коренном населении (ненцы, ханты, манси), их образе жизни; об их жилище – чуме. Активизировать словарь, познакомить с приветствие на ненецком языке.
Материал к занятию: Барабан со стрелкой, эмблемы (снеговики, снежинки) по количеству детей, глобус, указка, макеты флагов разных стран, иллюстрации с изображением народностей Севера, материал для изготовления чума(пластилин, деревянные палочки, кусок ткани), картинки, с изображением разных животных, ватман, клей.
Обогащение словаря: Ямал Ири, Ань Торово, посох, модель Земли, чум, коренные жители (ненцы, ханты, манси, селькупы), оленеводство.
Ход занятия.
Организационный момент:

Дети заходят в познавательную комнату. Там их ждет посылка. Педагог с детьми рассматривает ее, предлагает открыть и посмотреть что там. Достает диск. На нем написано «Видеописьмо». Предлагает его посмотреть.

Дети рассаживаются около телевизора. Взрослый включает. Письмо оказывается от северного Деда Мороза. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Дед Мороз, да не простой, а северный. Зовут меня Ямал Ири. Вы знаете, что очень скоро наступит Новый год. И я буду всем детям севера разносить подарки. У меня есть волшебный посох. Если загадать заветное желание и прикоснуться к нему, то желание обязательно сбудется. Вы хотите, чтобы мой волшебный посох появился у вас? (Пауза). Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю. Свое путешествие вы все снимаете на видеокамеру, а я включу свой волшебный телевизор и буду смотреть и слушать вас. Если мне все понравиться, то я мигом отправлю посох к вам. Удачи вам, дорогие ребята»

-Ребята, вы хотите, чтобы волшебный посох появился у нас? (Ответы детей)..

- Прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам разделиться на две команды. И та команда, которая будет отвечать правильно и давать полные ответы на вопросы, первой прикоснется к волшебному посоху и будет загадывать желание. Дети делятся на команды путем жеребьевки.

Попросить другого взрослого снять на камеру все. Дети присаживаются вокруг барабана.

-Начинаем наше путешествие. За каждый правильный ответ команда получает очко в виде елочной игрушки. В конце путешествия мы подсчитаем очки.

Взрослый крутит барабан. Вот и первая остановка.



  • Стрелка барабана останавливается у картинки, с изображением глобуса. Взрослый выставляет на стол настоящий глобус.

1.Ребята, как вы думаете, что это? (модель нашей земли, глобус и на нем изображены разные страны).

2. Как называется наша страна? (Россия). Покажите указкой на глобусе место, где находится наша страна (дети показывают).

1. Назовите главный город, столицу России (Москва).

2. Выберите из предложенных флагов флаг России и прикрепите его на глобусе.

1. В какой части России мы проживаем? (В северной). Предложить ребенку прочитать отрывок из стихотворения:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем.

2. Чем север отличается от юга? (ответы детей: на Севере длинная, снежная зима, дуют холодные ветры, кружат метели, а лето короткое. На Юге наоборот.)





  • Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки, с изображением жителей Севера.

-Сейчас мы побываем в гостях у коренных жителей севера. Посмотрим как они живут и чем занимаются. Выставляет картинки с изображением хантов и их труда.

1. Какие северные народы вы знаете, их еще называют коренными жителями? (ненцы, манси, селькупы).

2. Чем они занимаются? Ханты, манси, ненцы в основном занимаются тем, что ловят рыбу – рыболовство, охотятся на диких животных – охота, разводят оленей - оленеводство.


  • Крутим барабан. Стрелка останавливает с картинки, с изображением книги. Сейчас нас приглашают в гости северные сказки. Почитать отрывки из сказок «Айога», «Кукушка».




  • Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки с изображением снежинки. Игровая пауза. Игра называется «У оленя дом большой». Дети встают в круг и под музыкальное сопровождение играют в игру (3 раза убыстряя темп).




  • Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки с изображением чума.

  1. Как называется дом, в котором живут ханты и ненцы (Чум).

  2. Почему они выбрали чум, а не обыкновенный дом? (Чум легко разбирается и собирается. Так как они часто переезжают с места на место, им удобно его возить с собой).

1.Что у северных народов входит в обязанности женщин. (Устанавливать чум, готовить еду, прибирать в чуме, ухаживать за детьми, заниматься рукоделием).

2.Чем заниматься мужчины? (Добывают пищу, ухаживают за оленями),

-Я предлагаю выполнить девочкам женскую работу - установить чум, а мальчикам мужскую – Поохотиться, добыть пищу

Девочки изготавливают чум, а мальчики составляют коллективный коллаж из животных Севера.

- Наконец все готово. Надеюсь, что Ямал Ири будут очень доволен.

Дети садятся на стульчики, подводят итог. Считают, какая команда набрала в сегодняшнем путешествии больше очков. Получается поровну. Взрослый предлагает уступить право быть первыми девочкам.

-А где же долгожданный посох?

Раздается стук в дверь. Появляется посох.

Педагог предлагает детям подумать, загадать сое самое заветное желание и дотронуться до волшебного посоха.

«ИСТОРИЯ МОЕГО КРАЯ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ РАКОПКАМ»
Цель: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, закрепить знания детей об истории создания нашего города, воспитывать любовь и уважение к городу и краю.
Материал: иллюстрации с изображением поселений древних людей, древних городов, кремниевого орудия древних людей, кремний из коллекции минералов, пластилин, доски для лепки.
Обогащение словаря: климат, период оледенения (палеолит), кочевой образ жизни, ледник, поселение, археолог, массивный, кремень, каменный век.
Предварительная работа: беседа о сезонных изменениях погоды, рассматривание коллекций минералов, индивидуальные беседы по материалам энциклопедии о древних людях, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
-Ребята, как вы думаете, всегда ли на Земле был одинаковый климат?

(ответы детей).

- Погода менялась в зависимости от сезонов: летом было очень жарко, а зимой – холодно. Было время, когда наша планета начинала стремительно остывать. Последний большой период оледенения был приблизительно сто тысяч лет назад (палеолит). Большую часть этого времени огромные территории на севере были покрыты толстым слоем льда, который называется ледник.

-Интересно, как вы считаете, была ли жизнь в это время, кто-нибудь мог там жить?

(ответы детей).

-Люди продолжали существовать, они охотились на многочисленных животных, которые обитали в близлежащих лесах и равнинах. Люди жили группами, вели кочевой образ жизни. Мужчины, женщины и дети селились и жили на одном месте несколько недель или месяцев вблизи того места, где проходили стада оленей. Для чего они так поступали?

(ответы детей).

- Правильно, чтобы добывать себе пищу.

- Обитатели поселений (лагерей) разделывали и ели пищу возле костров или очагов, на которых они ее готовили.

Во время раскопок поселений древних людей археологи находили остатки обгорелых и не обгорелых костей северного оленя. Так же было установлено, что еще эти люди ели зайчатину, птичьи яйца, рыбу, дикие растения, ягоды и коренья.

-Как поступали эти люди с оленьими шкурами?

(ответы детей).

- Вероятно, так же как и сейчас, изготавливали из этих шкур одежду, одеяла и кровлю для своих хижин.

Массивные (очень большие) камни, установленные вокруг больших городов, защищали огонь от сильных ветров. Обратить внимание детей на иллюстрации, с изображением древних городов. Камнями помельче, обкладывали сам огонь. Для чего это делали древние люди?

(ответы детей).

Ещё для каких целей люди использовали камни?

(ответы детей).

Камень служил им стулом, столом. А из специального камня, который называется кремень, изготавливали орудия, сидя у огня. Рассмотреть с детьми образцы кремния из коллекции минералов.

- Ребята, как вы думаете, жили ли люди в нашем краю в те далекие времена. (ответы детей).

- Первые поселения появились на Севере в каменном веке. Это было очень давно, примерно 4 тысячелетия до нашей эры. Есть такое озеро, называется Пяку-то. Специалисты археологи исследовали его окрестности и открыли целый комплекс археологических памятников. Они открыли десять поселений древних людей. На остатках поселений нашли кусочки керамической посуды, осколки каменных орудий и даже кремниевые наконечники стрел.

Что было, когда нашего города еще не было?

(ответы детей).

Может болота и тундра, а может быть когда – то в древности жили люди.

-Сколько лет нашему городу?

(ответы детей).

-Это много или мало для города?

(ответы детей).

- Что привлекло сюда людей?

(ответы детей).

Предложить детям вылепить из пластилина любое орудие древнего человека, которое им понравилось.




«КАК ПОЯВИЛСЯ НАШ ГОРОД НОЯБРЬСК»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, воспитывать уважение к труду взрослых, понимание того, что труд каждого делает наш город еще лучше; пробудить интерес к истории родного города.
Материал: Рисунки с изображением старого и нового домов, серия открыток о Ноябрьске, материал для ИЗО деятельности (цветные карандаши, краски, бумага).
Обогащение словаря: поселение, поселок, суровый климат, вьюжный вечер, сваи, жилые вагончики и бочки.
Предварительная работа: пешая экскурсия по улицам города, рассматривание серии открыток с видами города, индивидуальные беседы о том, в каких домах живут дети, что находится рядом с их домом, слушание песен о Ноябрьске в аудиозаписи.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, вы все здесь родились?

(Ответы детей)

-Какой, по вашему мнению, здесь климат?

(Ответы детей: суровый климат, снежная холодная зима, сильные ветра)

-Послушайте, пожалуйста сказку: «В один из холодных вьюжных вечеров стояли рядом два дома и разговаривали друг с другом. Один дом был старый – старый, а другой совсем молодой. Старый дом скрипел и жаловался на то, что у него очень болят ноги».

-Ребята, а у домов есть ноги?

(Ответы детей)

-Ноги дома – это сваи. Их вбивают в землю, перед тем, как строить дом.

-Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей: для того, чтобы дом крепче дольше простоял).

Показать детям старый и новый дома, сваи, нарисованные на листе бумаги или иллюстрации.

Воспитатель:

- Продолжим нашу сказку: «Новый дом смеялся над старым домом, над тем, что он все время скрипит и охает. И тут старый дом спросил его:

-Знаешь ли ты так же много, как и я? Ты появился совсем недавно и очень многого не видел.

-Да, ты прав - согласился новый дом:

-Расскажи мне все, что ты знаешь об истории нашего города. О том, какие здесь были раньше дома, ведь больших и красивых, как я, не было. И как появился сам город?

Тогда старый дом стал рассказывать обо всем, что знал сам».

-Ребята, а вы хотите услышать то, что рассказал старый дом?

(Ответы детей)

-Так слушайте.

«Когда геологи нашли нефть на северной земле, они позвали нефтяников, чтобы ее добывать. Этим людям нужно было где-то жить, и они привезли с собой небольшие вагончики и жилые бочки (Показать фотографии или иллюстрации с изображением вагончиков и бочек). Так появилось первое маленькое поселение – поселок. Чуть позже к ним приехали друзья. Затем они привезли свои семьи (жен и детей). В таких маленьких жилищах (бочках и вагончиках) им стало тесно жить. И люди стали строить дома. Дома были небольшие, деревянные, одно и двухэтажные».

Воспитатель:

-Ребята, так как взрослые привезли с собой своих детей, им нужно было учиться. А маленьким посещать детский сад.

-Подумайте, пожалуйста, какие здания нужно было построить людям в первую очередь, необходимые для жизни?

( Ответы детей: школы, больницы, детские сады…)

Одновременно с предложенным зданием, предлагать детям называть его предназначение.

(магазин – чтобы там покупать продукты, больница –лечить больных, и т.д.)

-Кто же там будет работать?

(Ответы детей: в больнице – врачи, в школе – учителя, в магазине – продавцы…).

«Правильно, вот и стали приезжать в наш небольшой поселок люди разных профессий. И чтобы всем - всем хватило места жить, стали строить новые дома. Дома строили высотные, со множеством квартир».

-Чем они отличаются от тех старых, первых домов?

(Ответы детей: большие, красивые, много этажей, с балконами, прочные, из бетона и кирпича…).

« Построили один, второй, третий, много домов. И так постепенно маленький поселок превратился в большой, красивый город».

-А как люди назвали свой город?

(Ответы детей)

-Почему именно Ноябрьск?

(Ответы детей: потому что первые люди приехали сюда в месяце ноябре, и в честь этого город назвали Ноябрьск).

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Стука «Моя судьба»


Куда-то юность нас звала

По неизведанным дорогам,

Мы шли за счастьем со двора

Вдаль от родимого порога.

Построить город мы смогли,

Который стал моей судьбою,

За нефтью долгий путь прошли

И стали властны над тайгою.

Ноябрьск – ровесник сыновей,-

Он с ними каждый год взрослеет,

Как маг, волшебник – чародей,

Земли богатства он лелеет.

Их для народа взять должны,

Открыть дано нам клады эти,

Мы с черным золотом дружны

И знаем все его секреты.

Нам край суровый не забыть,

Мы с ним и сердцем и душою,

Тебе, мой город, вечно жить

И вечно быть моей судьбою!


-Ребята, вот вы и прослушали сказку старого дома. Сейчас прошу вас подумать и ответить.

-Нравится ли вам наш город?

(Ответы детей)

-Что нравится больше всего?

(Ответы детей)

- Что бы вам хотелось построить нового в городе?

(Ответы детей)

Давайте, постараемся все ваши предложения изобразить на бумаге.

(Дети после отдыха приступают к рисованию).


«МОЙ НОЯБРЬСК»
Цель: Дать знания о структуре построения города (о «жилой зоне»); закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать воображение детей; воспитывать любовь и чувство привязанности к городу, в котором они живут, пробудить желание сделать его еще краше.
Материал: фотографии или иллюстрации с изображением разных жилых домов, школ, детских садов, почты, магазинов, ателье, банков и т. д., храма Архистратига Михаила; дома, нарисованные на листе бумаги, краски, кисточки, ножницы на каждого ребенка, макеты машин, деревьев, людей для обыгрывания.
Обогащение словаря: «жилая зона», храм Архистратига Михаила, купол.
Предварительная работа: автобусная экскурсия по улицам города с остановками у мест отдыха горожан, у достопримечательностей города, по возможности посещение тех предприятий, где работают родителей. Просмотр видеофильма «Янтарный город».

Ход занятия
-Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как она называется?

(Ответы детей)

-В России много городов, деревень, сел. Какие города вы знаете?

(Ответы детей)

-Все ли города одинаковые, чем отличается один город от другого?

(Ответы детей)

-У каждого города есть свое лицо – это его здания.

-Какие здания вы знаете?

(Ответы детей)

-А зачем нужны здания человеку?

(Ответы детей)

-Прежде всего человеку нужны дома, где он мог бы жить, или жилые дома.

-Какие бывают жилые дома?

(Ответы детей: одноэтажные, многоэтажные, разного цвета, с разными балконами).

-Там где стоят жилые дома и живут люди, называют «жилой зоной» города. В жилых зонах города есть специально отведенные места для отдыха.

-Как вы думаете, что туда можно отнести?

(Ответы детей: парки, скверы, детские и спортивные площадки, детский парк…).

-Какие здания есть еще в нашем городе, где человек может отдохнуть, посмотреть концерт, позаниматься любимым видом спорта?

(Ответы детей: кинотеатр «Русь», КСК «Ямал» и т. д.)

-Но взрослый человек не только отдыхает, он должен работать. Поэтому в городе есть здания, где люди работают. Что это за здания?

(Ответы детей)

-Да, это магазины, банки, почты, аптеки, ателье. Без них не обходится ни один город. (Выставить перед детьми фотографии или иллюстрации с изображением этих зданий. Дети узнают знакомые здания и рассказывают, для чего они нужны).

-Взрослые идут на работу, а куда идут дети?

(Ответы детей: в детский сад, в школу).

(Выставить перед детьми иллюстрации с изображением разных зданий детских садов и школ).

-Чем отличаются эти здания от жилых домов?

(Ответы детей: большие окна, чтобы было много света, не очень много этажей, возле зданий стадионы, спортивные площадки).

Подвести итог, напомнить детям, что все это необходимо для удобства людей и находятся рядом с жилыми домами, т.е. в «жилой зоне». Люди построили все здания сами и старались, чтобы они были красивые, удобные, и все это необходимо беречь, сохранять, тогда родной город всегда будет красивым.

-Есть особые здания, которые можно увидеть в любом городе, селе, деревне. (Выставить перед детьми фотографию храма Архистратига Михаила). Сюда приходят те, кто верит в Бога, в то, что если молиться Богу, то все будет хорошо.

-Посмотрите, чем храм отличается от других зданий? Как его можно узнать?

(Ответы детей)

-Да, Храмы можно узнать по куполам. У обычных домов крыша, а у храмов - купол. Купола покрываются золотом, и они блестят на солнце, украшая города и села нашей страны.

Обратить внимание детей на все те иллюстрации и фотографии, которые были выставлены на стенде перед детьми во время рассказа.

-Посмотрите, как много зданий в нашем городе! Все они разные и очень красивые. Все эти здания построили люди и сейчас строят.

-Я предлагаю вам тоже построить свой город, пусть небольшой, но такой же красивый. (Педагог раздает каждому ребенку листы бумаги, с изображенными на них контурами стен и крыши дома).

-Покрасьте свой дом в любой цвет, который вам нравится. Дети разукрашивают дома красками. Взрослый наблюдает за работой. Необходимо обратить на работу каждого ребенка, поинтересоваться, почему выбран тот или иной цвет. Когда домики подсохнут, дети вырезают их и сгибают по пунктиру. Из готовых домов строят улицы.

-Бывают улицы без названия? Как бы вы хотели назвать свою улицу?

(Дети предлагают всевозможные варианты). Вместе с детьми выбрать то название, которое понравилось большинству детей.

После занятия дети обыгрывают «свой город», добавляя туда макеты деревьев, машин, людей.

«РАССКАЗ – БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ГЕРБА.



ГЕРБ НОЯБРЬСКА »
Цель: Систематизировать знания детей о родном городе; дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба; развивать связную речь, внимание; вызвать интерес к истории страны, города; воспитывать чувство гордости за свою страну, город.
Материал: Серия открыток с видами города; открытки, иллюстрации с изображением разных гербов; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»; изображения древних воинов и рыцарей в металлических доспехах.
Обогащение словаря: ноябряне, герб, кольчуга, шлем, копье, латы, турниры, щит.
Предварительная работа: посещение мини – музея «Мой город», рассматривание экспонатов, чтение северных народных сказок.
Ход занятия
  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница