Тема Внешняя политика России в XVII в



Скачать 142.99 Kb.
Дата08.11.2016
Размер142.99 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 9. Внешняя политика России в XVII в.

Оглавление


К середине XVII в. основными задачами внешней политики России становятся на западе и северо-западе – возвращение потерянных в Смутное время земель, а на юге – достижение безопасности от набегов крымских ханов (вассалов Османской империи), уводивших в плен тысячи русских и украинцев.

Возвращение западно-русских земель

К 30-м гг. складывается благоприятная международная обстановка (обострение польско-турецких отношений и Тридцатилетняя война в Европе) для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска, тем более что с весны 1632 г. в Польше начинается период бескоролевья. В декабре этого же года Смоленск был осажден русскими войсками, которыми командовал боярин М. Б. Шеин. Осада затянулась на восемь месяцев и закончилась неудачно. Подоспевший новый польский король Владислав IV (неудачливый претендент на русский престол), в свою очередь блокировал армию Шеина. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор. Полякам возвращались все города, захваченные в начале военных действий, за ними оставался и Смоленск. Владислав же окончательно отказался от претензий на московский престол. В целом результаты Смоленской войны были признаны неудачными, и виновники – Шеин и Измайлов – были казнены. Возвращение западнорусских земель пришлось отложить на несколько десятилетий.

Русско-украинско-польские отношения

Одним из условий Люблинской унии 1569 г. было присоединение украинских земель непосредственно к Польше. На плодородные земли Украины хлынули польские магнаты и шляхта, стали расти фольварки – барские имения. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постепенно приобретавший на территории Украины особенно жесткие формы. Землевладельцы получили право судить и карать крестьян вплоть до лишения жизни, а крестьянина фактически лишили права жаловаться на своего пана. Иностранные путешественники не переставали изумляться тяжести положения и бесправности украинского «хлопства». Положение крестьянства отягощалось и религиозным гнетом. После унии усилился натиск католической церкви, которая сама получала обширные земельные владения на Украине. На землях Украины и Белоруссии появляются представители ордена иезуитов, распространявшие католичество. Внедрению католичества способствовала и униатская (объединившая католичество и православие) церковь, оформленная на соборе в Бресте в октябре 1596 г. Это создавало своеобразную ситуацию: паны принадлежали к одной вере, а «хлопы» – к другой. Излишне говорить о том, сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно, что «хлопство» могло стать одной из движущих сил будущей освободительной войны против польских панов.

В тяжелом положении оказались и жители городов – мещане. С середины XVI в. наблюдается определенный подъем городской жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховые формы. Преградой на пути городской жизни становились польские магнаты – крупные землевладельцы. На землях Украины и Белоруссии существовало явление, неизвестное Русскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского (немецкого) права, было много городов, которые принадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовало не только это, но и наличие многочисленных «юридик» – земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов. Они не подчинялись городским судам и администрации, вносили разброд и сумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу с засильем польских «можновладцев», объединяются вокруг православных соборов, создают «братства» – объединения православного населения. Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

Было много поводов для недовольства и у православной шляхты, той, которая не ополячилась и не приняла католичество. Поляки оттесняли ее от занятия «урядов» (государственных чинов), подвергали гонениям за православие.

В аналогичном положении оказалось и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Неслучайно именно из рядов духовенства вышли многие руководители борьбы с поляками.

Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении – казачество. С давних времен в необозримых плавнях устьев рек Днепра, Днестра и Буга бродил люд, включавший в себя разноэтничные элементы, испытывавший на себе мощное влияние соседней тюркоязычной степи (неслучайно и само название «казак» произошло из тюркского языка). По мере развития социальных антагонизмов, усиления иноземного гнета количество таких людей постоянно увеличивалось. В конце XV в. на зиму они группировались вокруг городов Винница, Черкассы и других, а летом отправлялись на свой «промысел». За знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления – возникает Запорожская Сечь – казацкая республика, унаследовавшая, как и донское казачество, демократические традиции еще времен Древней Руси. Главным органом власти здесь был казачий круг – рада, избиравшая старшину во главе с кошевым атаманом. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за которыми стояла могущественная Османская империя. Польское правительство пыталось взять к себе на службу часть казачества, включить его в так называемый реестр (список). Занесенные туда казаки получали жалование и таким образом приобретали официальный статус. Но значительно увеличивать количество реестровых казаков правительство опасалось. Именно казачество и вело военную подготовку освободительной войны середины XVII в.

Конец XVI–начало XVII столетий ознаменовались многочисленными казацкими восстаниями. Из среды казачества выдвигались такие вожди, как Криштоф Косинский, Северин Наливайко. Восстания продолжались и в 20–30-х гг. Казачество, правда, в это время выдвигало «экономические» требования: увеличение жалования, включение в реестр значительно большего количества казаков и т. д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства, и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе против поляков.

Связи с русским правительством со временем начинают устанавливать и «братства». Следует различать осознание украинским и белорусским населением единства судеб своих земель с Великороссией и непосредственные политические контакты с русским правительством, возникающие лишь в первой четверти XVII столетия. Братства ведут своего рода идеологическую подготовку освободительной войны. Из среды «братских» авторов выходит так называемая полемическая литература, которая была направлена против католиков-иезуитов: в ней просвещенные авторы обращались к истории и культуре восточнославянских народов, доказывали общность их судеб, необходимость совместной борьбы с завоевателями.

В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание, и наступило «золотое десятилетие», как его прозвали шляхтичи. Но это было затишье перед бурей. В 1648 г. началось новое восстание. Его возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий. По одним данным, он родился в Чигирине, по другим – в Переяславле, получил неплохое по тем временам образование и закалку в войнах. У Хмельницкого были и личные счеты с поляками: польский шляхтич разграбил его фамильный хутор Субботов и засек насмерть его малолетнего сына. Отчаявшись бороться за свои права легальными средствами, Хмельницкий бежит в низовье Днепра. Здесь он организовал отряд казаков и, опираясь на него, изгнал поляков из Запорожской Сечи. Богдан сразу зарекомендовал себя опытным дипломатом: в сложившейся ситуации он нашел единственно правильное решение – заключил союз с крымским ханом, который дал ему в помощь орду перекопского мурзы Тугай-бея. Но Хмельницкий, как оказалось, был не только талантливым дипломатом, но и полководцем. В мае 1648 г. в двух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию коронного гетмана Потоцкого. Летом восстание переросло в освободительную войну.

Очередное поражение повстанческая армия нанесла полякам под Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большую контрибуцию с этого города, народная армия направилась к крепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорога на Варшаву. Но из-за неблагоприятных природных условий и изменения политической ситуации осада была снята. Хмельницкого торжественно встречали в Киеве.

Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить Зборовский трактат, который устанавливал реестр в 40 тыс. человек, содержал и некоторые другие статьи, выгодные повстанцам. В целом же этот договор не решил тех задач, которые стояли перед восставшими.

Летом 1650 г. повстанческая армия в союзе с татарами совершила поход в Молдавию, которая могла стать в дальнейшем плацдармом наступления поляков на Украину. Результатом похода было подписание договора с молдавским господарем. Хмельницкий также всячески поддерживал народное движение на территории Белоруссии, прекрасно понимая, что оно надежно сковывает военные силы литовских панов.

Еще летом 1648 г. казацкий старшина обращается за помощью к Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650 г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества. Причины тому были и объективные, и субъективные. Сложной оставалась обстановка в самой России, и российское правительство боялось новой войны с Польшей; не было веры в силы восставших, убежденности в том, что это не обычное казацкое восстание, каких много было и прежде, а народная освободительная война. Лишь в феврале 1651 г. состоялся Земский собор, участники которого единодушно высказались за необходимость поддержать Украину в ее борьбе. Однако конкретной помощи тогда оказано не было.

Тем временем в июне 1651 г. в сражении под Берестечком снова изменил татарский хан, который к тому же еще и увел самого Хмельницкого с поля боя, что привело к поражению восставших. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г., ограничил казацкий реестр 20 тыс. человек. Положение Украины укрепила победа в битве под Батогом весной 1652 г., однако изменнический договор между поляками и крымским ханом привел к поражению повстанцев в окрестностях Жванца.

Воссоединение Украины с Россией.
Переяславская Рада

Для России пришла пора решительных действий. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией: «А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии бита челом многижда …»

На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России.

Сам Богдан Хмельницкий после воссоединения весьма красноречиво поблагодарил русского царя: «Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малые Русии самодержцу и иных многих государств государю и обладателю вашему царскому величеству Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все войско Запорожское низко до лица земли челом бьет. Богу милостивому и Вашему царскому величеству велико благодарим, получивше ныне, что от веку ждали, промыслом Божиим и милостию неизчетною вашего царского величества. Что Ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское за милость неизреченную Вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем».

Так закончилась освободительная война 1648–1654 гг. – произошло историческое воссоединения двух братских народов. В состав России вошла лишь Левобережная Украина – земли Киевская, Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII в. В ходе освободительной войны на территории Левобережной Украины возникло государственное образование – Гетманство.

Польское шляхетское землевладение было практически ликвидировано и развитие крупного землевладения начиналось по сути заново. Большое распространение получает свободная заимка земли, благоприятная ситуация складывается для жизнедеятельности сельской и городской общины. Администрация Гетманства в своей деятельности опиралась на народное собрание – казацкий круг, который избирал старшину и контролировал его деятельность. Будучи включенным в состав России, Гетманство оказалось в достаточно сложном положении. Отношения с Россией оформлялись в виде так называемых статей (Мартовские 1654 г., Переяславские 1659 г., Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.) и с каждым новым договором политические права Гетманства ограничивались. (В следующем столетии украинское крестьянство попало под закрепостительный пресс русского царизма, и в 1783 г. Екатерина II закрепостила остававшееся до той поры свободным украинское крестьянство.) Однако еще в начале XVIII в. русские вельможи получили на территории Левобережной Украины огромные латифундии (от них, впрочем, не отставали и быстро растущие местные землевладельцы). Без учета всего этого трудно понять так называемую Руину – деятельность гетманской верхушки после смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого. Обычно пропольскую ориентацию Ивана Выговского (следующего после Богдана гетмана, заключившего с поляками Гадячский договор, который фактически отменял постановление Переяславской Рады) и польские симпатии Юрия Хмельницкого (сына Богдана, ставшего гетманом после Выговского) объясняют существованием магнатско-шляхетского своеволия, что открывало широкий простор для гетманского произвола и обогащения. Но не учитывать и политику России было бы неправомерно.

Итак, для Левобережной Украины в сложившейся ситуации не было иного выхода, как присоединиться к России. Это имело положительное значение для населения Левобережной Украины: было уничтожено чужеземное порабощение, украинцы объединились с близким по культуре и вере братским народом. Но, оказавшись с этим народом в одной государственной и политической системе, население Левобережной Украины вынесло на своих плечах все те тяготы, что и русский народ.

Русско-польская война. Русско-шведская война

Новые военные столкновения между Речью Посполитой и Россией начались в 1654 г. Сначала война протекала успешно для России: в первую компанию был взят Смоленск и еще 33 города в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.). В это же время в пределы Польши вторглись шведы и заняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а еще в мае этого же года начинает войну со Швецией на территории Прибалтики. Овладев рядом крепостей, русские подошли к Риге, но осада была неудачной. Война шла и в землях Приневья, где, в частности, была взята имевшая большое стратегическое и торговое значение шведская крепость Ниеншанц, построенная шведами около устья Невы при впадении в нее речки Охты. Тем временем возобновила военные действия Польша. Поэтому вначале со Швецией заключается перемирие, а затем в 1661 г. – Кардисский мир (в местечке Кардиса около Тарту), по которому все Балтийское побережье оставалось за Швецией. Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13 с половиной лет, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. «Вечного мира», закрепившего за Россией Киев.

«Вечный мир» 1686 г.


Южное направление внешней политики

Заключённый после окончания войны с Речью Посполитой «Вечный мир» позволил России активно противостоять агрессивным намерениям Османской империи и ее подданному – крымскому хану. Еще в 1637 г. донские казаки овладели турецкой крепостью Азов, но, не поддержанные московским войском, вынуждены были в 1642 г. его оставить. В 1677–1681 гг. велась русско-османо-крымская война. В августе 1677 г. и июле 1678 г. османы предпринимают попытки взять крепость на Правобережной Украине – Чигирин. Во второй раз им это удалось, русские покинули Чигирин. В январе 1681 г. было подписано Бахчисарайское перемирие на 20 лет. Османы признали право России на Киев, земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными. Заключив «Вечный мир» с Речью Посполитой, Россия одновременно принимала обязательства в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступить против Крыма и Османской империи (Турции), что, впрочем, было важно и для самой России, т. к. обеспечивало выход к Черному морю. Следствием этого были два крымских похода В. В. Голицына. Во время первого (1687) татары подожгли степь, и в условиях недостатка воды, продовольствия и фуража русское войско вынуждено было вернуться. Второй поход позволил 100-тысячной русской армии достичь Перекопа, но обессиленные зноем и беспрерывными стычками с татарами войска в пределы Крыма вступить не решились.

Внешнеполитические задачи, таким образом, оставались прежними – в будущем предстояла борьба за выход к морям. Тем не менее русские люди всё-таки вышли к морю. Речь идёт о продвижении в Сибирь.

В XVII в. был осуществлен величественный и мощный бросок на восток – «встречь солнцу», когда русские люди прошли всю Сибирь и дошли до Тихого океана. Как это произошло? Основными еще с XV–XVI вв. оставались два пути. Первый – Печорский путь, ведущий к устью Оби. Результатом движения по нему стало открытие на побережье восточной части Обской губы богатой пушниной Мангазеи, где в 1601 г. возник Мангазейский городок. С Оби начинался путь к верховьям Енисея (т. е. на юг). Другой – Чусовской путь, по которому шел Ермак. Теперь его заменил Верхотурский путь, соединивший бассейн Камы с Иртышом. Основанный в 1598 г. на р. Туре город Верхотурье стал «воротами в Сибирь».

К 20-м гг. XVII в. русские люди прочно утверждаются на Енисее, как в начале века на Оби и Иртыше. В Западной Сибири возникает ряд русских городов-крепостей: Тюмень, Тобольск (ставший главным городом Сибири), Березов, Верхотурье, Сургут, Нарым, Туруханск, Томск, Красноярск. При дальнейшем продвижении от Енисея к Лене в 1632 г. основывается Якутский острог – опорный пункт для походов на север и восток. В 30–40-х гг. русские первопроходцы доходят до озера Байкал и переходят в Забайкалье. Вокруг Байкала начинают строиться остроги и городки: Иркутск, Нижнеудинск, Верхнеудинск, Селенгинск и др.

Теперь целью становится достижение берегов Тихого океана, что было возможно сделать восточным, северо-восточным и южным путями. Первым восточный путь был освоен экспедицией Ивана Москвина (1639), которая шла из Якутска вверх по Лене. Перевалив хребты, она вышла на побережье Тихого океана. Впоследствии здесь был основан Охотск (1649). Северо-восточное направление связано с именем Семена Дежнева. Спустившись по рекам Колыме и Анадырю до Северного Ледовитого океана, далее он направился на восток. Обогнув мыс между Азией и Северной Америкой (впоследствии названный его именем), он обратным восточным путем возвратился в Якутск (1649).

Походы в южном направлении осуществлялись в поисках реки, по которой можно было бы доплыть до Тихого океана. В 1643–1646 гг. отряд якутского головы Василия Пояркова, состоявший из 143 казаков, выйдя к Амуру, достигает его устья. Вернувшись, Поярков ратует о присоединении этого края к России. «В том государю будет многая прибыль: потому что те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и те реки рыбны, и государевым ратным людям хлебной скудости ни в чем не будет», – пишет он. Но русское правительство на присоединение пока не решается. В 1649–1651 гг. чертеж амурских земель составляет Ерофей Павлович Хабаров. Однако по мере продвижения в 1652 г. он сталкивается с сопротивлением местных народов (маньчжуров). Для закрепления возводятся крепости – Албазин, Нерчинск (1658). Так как территория оказалась спорной, начинаются дипломатические переговоры с Китаем. В 1689 г. заключается Нерчинский договор, который определял торговые и дипломатические отношения, а также установил приблизительную границу.

В XVII в. Россия не решает проблемы с выходом ни к Чёрному, ни к Балтийскому морям. Однако, достигнув возвращения западнорусских земель, она воссоединилась с Левобережной Украиной. «Вечный мир» 1686 г. с Речью Посполитой направил русскую внешнюю политику на юг, и в конце XVII в. Россия пытается укрепиться в северном Причерноморье. Освоив громадные пространства Сибири и Дальнего Востока, русские люди обозначили восточные очертания государства акваториями Северного Ледовитого и Тихого океанов.



Вопросы

  1. Укажите основные пути русских людей в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.

  2. Пользуясь картой, назовите города и остроги, основанные русскими первопроходцами в XVII в.

  3. Какой договор определял дипломатические и торговые отношения России с Китаем?

  4. Как закончилась Смоленская война?

  5. Охарактеризуйте состояние украинских земель в составе Польши.

  6. Какие последствия имело воссоединение Украины с Россией?

  7. Каково историческое значение «Вечного мира» 1686 г. между Россией и Речью Посполитой?

Библиография

  1. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Сочинения: Ч. 3. Т.3. М., 1957.

  2. Скрынников Р. Г. История Российская IX–XVII вв. М., 1997.

  3. Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996.








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница