Тема: Река в природе и на карте



Скачать 59.34 Kb.
Дата04.11.2016
Размер59.34 Kb.
Физическая география. 6 класс. «Гидросфера»

ТЕМА: Река в природе и на карте


Учебно-воспитательные задачи:

- формирование знаний о водах суши; реках, строении речной долины, питании, режиме рек;

- формирование умения самостоятельной работы с разными источниками информации, умения выделять необходимые знания и устанавливать между ними логические связи;

- развивать у учащихся воображение, логическое мышление, умение организованно работать в группе;

- прививать интерес детей к окружающей природе.

Тип урока - изучение нового материала.

Форма организации урока – работа учащихся в исследовательских группах.

Оборудование урока:

1.Термины темы на классной доске:

исток половодье ледоход

устье межень ледостав

приток режим реки

речная система порог

бассейн реки водопад

водораздел дельта

паводок эстуарий

питание реки губа

2.Интерактивная карта «Физическая карта полушарий»;

3. Электронный учебник «География 6 класс».

4. Слайды презентации.


Организационно-мотивационные вопросы:

- Изучаем воды суши. Какие части гидросферы относятся к водам суши?

- Отгадайте загадку: «Течёт, течет, не вытечет, бежит, бежит не выбежит» - что это?

Тема урока. «Река в природе и на карте».

- Что такое река?

Слайд №1

ТЕМА УРОКА: Река в природе и на карте.

«РЕКИ – кровеносная система Земли»

Река - это… А. водоём суши несвязанный с океаном

Озеро – это… Б. жидкая вода в горных породах

Море – это … В. часть гидросферы, отличающийся солёностью и температурой.

Подземные воды – это … Г. постоянный водоток на суше.

( сопоставить термин и определение)


- Река — постоянный водоток на суше. Благодаря какому природному процессу реки текут по поверхности Земли? (Мировой круговорот воды, сила притяжения Земли)

- Рассказ о путешествии капельки (домашнее сочинение) Зачитывают учащиеся.

- Реки – это живые организмы. Они имеют своё строение, питание, режим жизни, зависящий от сезона года, имеют свой дом – речную долину, которую сами строят.

С жизнью рек мы будем сегодня знакомиться. Для этого разделимся на исследовательско - поисковые группы. У каждой группы план – задание, которое надо выполнить на уроке. Затем обменяемся результатами работы и многое узнаем нового и закрепим полученные знания.

Работа в группах 7-10 мин.

1 группа – учащиеся рисуют схему речной системы, называют её части, подчёркивая их в списке терминов на доске;

2 группа - учащиеся выписывают источники питания и элементы режима рек, выделяют в списке терминов на доске;

3 группа – учащиеся готовят рассказ о строении речной долины, используя схему на слайде из электронного учебника;

4 группа – учащиеся узнают о причинах возникновения порогов и водопадов.

Сочинение о песчинке (домашнее сочинение) зачитывают дети.

5 группа – учащиеся показывают «рекордсменов» среди рек мира на интерактивной карте мира.

После обмена информацией, класс переходит к практической работе на контурных картах.

-Учимся обозначать реки и их бассейны на контурной карте.На контурной карте России обозначить р. Енисей - название реки подписываем у истока и устья реки; притоки – р.Ангара, р. Подкаменная Тунгуска, обвести бассейн реки Енисей красной линией - это водораздельная линия.

Слайд 2

Закрепление:

- В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся. (река)

- Сани бегут, а оглобли стоят. (река, берега, строение речной долины)

- Зимой скрываюсь,

весной появляюсь,

летом веселюсь,

осенью спать ложусь. (режим реки)



Слайд 3

Проблемные вопросы:

- На каких участках суши рек нет?

- У какой реки мира в нашей стране самый большой бассейн?

- Какое преимущественно питание у рек Африки?

- Когда бывает ледоход на реках Австралии?

- Почему вода в океане солёная, хотя реки впадающие в него пресные?

- Где находится самый высокий водопад в мире?


Слайд 4,5,6,7,8 Фотографии местной реки, показывающие элементы режима реки в разные сезоны года – половодье, межень; речную долину.
Слайд 10

Домашнее задание:

Параграф № 30, в 1-8. В Рабочих тетрадях выполнить задания на стр.49-54.

Привести примеры влияния реки на жизнь человека и о влиянии человека на жизнь реки.

Урок: Реки.
Исследовательская группа №1 «…………………………………………………………………………………………»
Ваша цель: изучить строение речной системы, схематично её изобразить.

Главные термины: ИСТОК, РЕКА, ПРИТОКИ, УСТЬЕ, РЕЧНАЯ СИСТЕМА, БАССЕЙН РЕКИ, ВОДОРАЗДЕЛ.

Дополнительные термины: дельта, эстуарий, правые притоки, левые притоки.



выполнить следующие задания:

прочитайте текст на стр 87-90(1и2пункт)

- найти на карте реку Волгу;

- определить её исток (возвышенность ……..);

- определить направление течения реки по сторонам горизонта, и куда река впадает (море);

- найти её притоки – р.Оку, р.Каму, определить какой из них левый, а какой правый;

- найти границу бассейна реки – водораздельную линию;

Изобразите в виде схемы.?????????????????
Урок: Реки.
Исследовательская группа №2«…………………………………………………………………………………………»
Ваша цель: : узнать о питании и режиме рек.

Главные термины: дождевое питание, снеговое питание, подземное питание, ледниковое питание, смешанное питание, режим реки, ледостав, ледоход, половодье, межень.
Дополнительные термины: дельта, эстуарий, правые притоки, левые притоки.

выполнить следующие задания:

прочитайте текст на стр 90-91(3 пункт)

-чем питаются реки;

--что такое режим реки

-от чего зависит режим реки;

Заполнить схему?????????????????????

Урок: Реки.


Исследовательская группа №3«…………………………………………………………………………………………»
Ваша цель: познакомится с видами рек и их зависимостью от рельефа. Узнать строение речной долины.
Главные термины: равнинные реки; горные реки; русло, пойма, склон долины, ущелье.

Дополнительные термины:



выполнить следующие задания:

- учебник стр.91-92, (рис.57; стр.87),( рис.60. стр. 92)



Ответить на вопросы используя рисунки:

- какие элементы выделяются в строении речной долины?

- как различается строение речных долин у горных рек и у равнинных?

Что такое пойма реки



Чем отличаются равнинные реки от горных

Заполните таблицу:?????????????????

Урок: Реки.


Исследовательская группа №4«…………………………………………………………………………………………»
Ваша цель: узнать, какую работу выполняет водный поток реки. И что образуется на реках.

Главные термины: галька, гравий, песок, обломочные горные породы, водопад, порог.

Дополнительные термины: галька, гравий, песок, обломочные горные породы, водопад, порог.



выполнить следующие задания:

прочитайте текст на стр. 92(5 пункт)

Из каких горных пород образуется русло реки

Какие породы образуют пороги на реках

Какие породы образуют водопады на реках

В каких районах образуются водопады

Заполните таблицу:?????????????????

Урок: Реки.


Исследовательская группа №5 «…………………………………………………………………………………………»
Ваша цель: узнать мировых «рекордсменов» среди рек

Ключевые названия: р.Нил (6671км), р.Амазонка (6400км), вдп.Анхель (1054 м), вдп.Виктория (120 м), вдп.Ниагарский (51 м), р.Миссисипи, р.Лена (4400 км), р.Обь (2990 кв.км), р.Енисей.

Источники знаний: справочник, справочный материал атласа, учебник § 30.

выполнить следующие задания:

Ответить на вопросы и найти объекты на карте мира и России:

- самая полноводная река мира -….

- самая полноводная река России -….

- самая полноводная река Северной Америки -…

- самая длинная река мира -….

- самая длинная река России -….

- самый высокий водопад мира-…

- самый большой водопад Северной Америки -…

- река, имеющая самый большой бассейн -…

- река России, имеющая самую большую площадь водосбора -…





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница