Тема Основные макроэкономические показатели и пропорции (4 ч.). Ключевые термины



Скачать 472.56 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер472.56 Kb.
  1   2   3
Тема 2. Основные макроэкономические показатели и пропорции (4 ч.).

Ключевые термины

Добавленная стоимость

Система национальных счетов

Платежный баланс

Межотраслевой баланс

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой национальны доход (ВНД)

Рыночный обменный курс

Паритетный обменный курс

Относительные цены

Сопоставимый уровень цен

Реальный обменный курс

Реальный эффективный обменный курс

Макроэкономические пропорции

Макроэкономические диспропорции

Макроэкономические балансы

Макроэкономические дисбалансы

Реальные и номинальные переменные

Реальные переменные: количественные и относительные цены

Классическая дихотомия

Принцип нейтральности денег

1. Классификация показателей макроэкономической статистики. Целевые показатели функционирования национальной экономики.

Анализ состояния национальной экономики осуществляется на основе следующих основных источников информации:



  • Система национальных счетов (сайт Белстата, сборник «Национальные счета Республики Беларусь», статистический ежегодник).

  • Платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг (сайт Нацбанка Беларуси).

  • Межотраслевой баланс (сайт Белстата).

  • Банковская статистика (сайт Нацбанка Беларуси).

  • Бюджетная статистика (сайт Минфина Беларуси).


Платежный баланс – таблица, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае – пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс «невидимых» текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Платёжный_баланс

В Беларуси платежный баланс составляет Нацбанк Беларуси. Начиная с 2012 года, формирование данных осуществляется на основании методологических рекомендаций МВФ, содержащихся в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, Вашингтон, 2009 г.).

Показатели платежного баланса: экспорт и импорт товаров (ФОБ), экспорт и импорт услуг, доходы от инвестиций, оплата труда, текущие трансферты, капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции, резервные активы. Составляется за квартал и за год.
Межотраслевой баланс (МОБ, таблица «затраты-выпуск») – экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений.

Автор модели «затраты-выпуск» - Василий Леонтьев. За разработку этой модели был удостоен Нобелевской премии. Первыми аналогами подобной модели выступали с– экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель Леона Вальраса.

Таблица «затраты-выпуск» позволяет определить удельные затраты какого-либо ресурса на выпуск конечного продукта.

Вообще МОБ составляется относительно редко, что обусловлено сложно процедурой сбора и обработки данных. Например, в США МОБ составляется два раза в десять лет (в годы, последние цифры которых 2 и 7). Во многих развивающихся странах МОБ составляется и того реже (в России раз в 15-20 лет). Последний полный МОБ в России был составлен в 1995 году.

Чем большее количество отраслей содержит МОБ, тем более полезным он является. В Беларуси, начиная с 1993 г., МОБ составляется ежегодно для 35-ти агрегированных отраслей. Составляет Белстат. До 1987 г. в БССР МОБ составлялся каждые 5 лет и включал до 100 отраслей. Для того, чтобы вернуться к обследованию такого количества отраслей нужно увеличить финансирование. Однако вместо этого несколько лет назад Совмин ставил перед НАН Беларуси задачу – обосновать – нужно ли вообще составлять МОБ? Это является свидетельством того, что органами госуправления как аналитический инструментарий МОБ используется мало. Хотя это крайне интересный инструмент для анализа национальной экономики, который дает много интересной аналитической информации.

В общей схеме межотраслевой баланс представлен четырьмя квадрантами. В первом квадранте – показатели материальных издержек на производство продукции. Во втором квадранте представлены показатели, отражающие конечное использование продукции отраслей (C – личное и общественное потребление, I – валовые внутренние инвестиции, G – государственное потребление и X – экспорт). В третьем квадранте – показатели добавленной стоимости (W – оплата труда наемных работников, OP – валовая прибыль и валовые смешанные доходы, TS – чистые налоги на производство и импорт) и импорта (M).


Банковская статистика. Показатели банковской статистики:

Показатели деятельности банковской системы –

– наличные деньги в обращении (M0).

– широкая денежная масса.

– внутренний кредит (в разбивке по секторам).

– чистые иностранные активы.

Показатели деятельности Национального банка Республики Беларусь –

- денежная база.

- чистый кредит органам государственного управления.

- требования к коммерческим государственным предприятиям.

- требования к предприятиям частного сектора.

- требования к банкам.

- чистые иностранные активы.

- процентные ставки (Ставка рефинансирования, Ставки по привлечению средств в депозиты Национального банка Республики Беларусь, Ставки по кредиту «овернайт», ставка по ломбардному кредиту, Фактические ставки по однодневным межбанковским кредитам, Ставки рынка государственных ценных бумаг).

- официальные курсы иностранных валют.
Таблица 2. Аналитические обзоры функционирования национальной экономики Беларуси.



Название обзора

Организация

С какого периода составляется

1.

Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение.

http://www.nbrb.by/



Нацбанк Беларуси




2.

Ежемесячный обзор экономики Беларуси

http://www.research.by/analytics/bmer



Исследовательский центр ИПМ

Исследовательский центр ИПМ совместно с Немецкой экономической группой составляют отчеты и прогнозы состояния белорусской экономики. В них определены его основные проблемы и даны рекомендации по улучшению ситуации.

3.

Экономическое обозрение

http://www.priorbank.by/r/info/reviews



Приорбанк

Приорбанк проводит еженедельные экономические обзоры с 2006 по 2011 год. При этом они даются не на все 12 месяцев в году. В 2011 году обзоры проводились ежедневно с января по октябрь. В 2010 – с января по август.

Таблица 3. Основные макроэкономические показатели.






Показатели

№1 (из табл. 2)

№2

№3

1.

Объем ВВП

+

+




2.

Внутренний спрос (расходы на конечное потребление + валовое накопление)

+







3.

Чистый экспорт товаров и услуг

+







4.

Объем промышленного производства

+

+




5.

Объем розничного товарооборота

+







6.

Инвестиции в основной капитал (в % к ВВП)

+

+




7.

Объем сельскохозяйственного производства

+







8.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного)

+







9.

Уровень безработицы. Средний размер пособия по безработице.

+







10.

Численность занятых в экономике

+







11.

Инфляция (ИПЦ, дефлятор ВВП)

+







12.

Совокупный государственный долг (внутренний + внешний государственный долг)

+







13.

Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с

ФСЗН)


+







14.

Расходы и доходы консолидированного бюджета. Дефицит/профицит консолидированного бюджета.

+







15.

Сальдо текущего счета платежного баланса. Объем ПИИ.

+







16.

Экспорт и импорт товаров и услуг

+







17.

Реальные денежные доходы населения. Структура источников доходов населения. Соотношение среднемесячных заработных плат в Беларуси и России. Средний размер пенсий по отношению к бюджету прожиточного минимума.

+







18.

Потребительские расходы населения. Склонность населения к сбережениям. Депозиты населения. Покупка-продажа населением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.










19.

Требования банковской системы.











Целевые показатели функционирования национальной экономики. «Нидерландский экономист Ян Тинберген (1903-1994) выдвинул на доминирующие позиции целевые показатели функционирования национальной экономики, достижение которых должно осуществляться с учетом выявленных стабильных количественных взаимосвязей [этих целевых показателей с] экономическими инструментами». Источник: Лемешевский И.М. Национальная экономика Беларуси. Минск: ФУАинформ. 2012. 560 с. - С. 194

Согласно базовой теории экономической политики Я. Тинбергена, существуют стабильные количественные взаимосвязи целевых показателей и инструментов макроэкономической политики, и эта идея реализуется с использованием крупных эконометрических моделей. Согласно теории Я. Тинбергена, главное условие эффективности экономической политики заключается в равенстве числа поставленных целей (целевых показателей) числу доступных для реализации инструментов макроэкономической политики. Для пояснения этой ключевой мысли приведем пример с приватизацией. Известно, что когда заходит речь о приватизации, то могут ставиться следующие цели: а) социальная справедливость (приватизация должна распределить национальное богатство среди населения более равномерно); б) системные изменения (они должны быть достигнуты с помощью новых соглашений о правах собственности); в) поступления в госбюджет или пополнение золотовалютных резервов (продажа принадлежащих государству активов позволяет финансировать социальные программы, переходить к новой пенсионной системе, сокращать бюджетный дефицит или пополнить ЗВР); г) экономическая эффективность (приватизация может задумываться как средство повышения экономической эффективности национальной экономики в целом и отдельных предприятий в частности). Не только в белорусских, но и в других постсоветских приватизационных программах цели, связанные с экономической эффективностью, чаще всего отходили на второй план. В то же время, согласно теории Я. Тинбергена, главное условие эффективности экономической политики заключается в равенстве числа поставленных целей числу доступных для реализации инструментов. Как только перед приватизацией ставится больше одной цели, она тем самым сразу обрекается на неудачу. Если бы целью приватизации провозглашалось повышение экономической эффективности, то реформаторам стоило бы забыть о фискальных, социальных и политических целях, а если бы – наполнение государственного бюджета, то тогда на второй план отходят вопросы экономической эффективности, социальные и политические аспекты. Источник: http://www.scribd.com/doc/56948898/politica-tinbergen Вопрос для самопроверки: Проведите поисковое исследование в интернете, изучите высказывания высокопоставленных белорусских чиновников о целях приватизации в Беларуси и выясните – какая главная цель ставится в ходе приватизации в нашей стране? Глубина поиска – 2-3 страницы (цитаты со ссылками + Ваш вывод).

Таким образом, согласно теории Я. Тинбергена, как только установлены макроэкономические цели (целевые показатели), правительственные органы сразу должны определить инструменты макроэкономической политики, с помощью которых их можно достичь. Основными такими инструментами являются, как правило, фискальная и монетарная политика. Однако конкретный набор инструментов, имеющихся в распоряжении политиков, зависит от характеристик институциональной среды. Например, в условиях фиксированного обменного курса и свободного движения капитала денежная политика сводится к поддержанию уровня первого из них. Если же он уже установлен, то денежная политика (в том числе изменение внутреннего предложения денег) в значительной степени исчерпана как средство достижения макроэкономических целей. В условиях «плавающего» обменного курса внутреннее предложение денег является эффективным инструментом макроэкономической политики.

Я. Тинберген предложил важнейшие, по его мнению, шаги по выработке оптимальной экономической политики. Прежде всего, правительственные органы должны:

1. определить конечные цели экономической политики;

2. определить показатели, которых необходимо достичь;

3. прояснить, какими инструментами макроэкономической политики они владеют и оценить их;

4. выбрать модель экономики, которая связывает целевые показатели и инструменты их достижения.

По мнению Я. Тинбергена, макроэкономическая политика должна быть направлена на максимизацию общественного благосостояния. Для этого необходимо сформулировать задания в форме целевых показателей. При этом важно выбрать показатели, которые являются относительно не противоречивыми.

Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей (целевых показателей): 1. объем государственных расходов; 2. темп изменения реальной заработной платы; 3. уровень занятости; 4. индикатор распределения доходов; 5. размеры инвестиций; 6. совокупный спрос; 7. уровень производства; 8. сальдо платежного баланса1.

Согласно Я. Тинбергену, с помощью функции общественного благосостояния (как бы она ни была определена) находятся оптимальный уровень целевых показателей и затраты для общества, возникающие при отклонении от него. Экономика отклоняется от оптимума вследствие действия некоторых экзогенных шоков изменений в условиях торговли, в динамике международной процентной ставки, и т. д. В случае подобных отклонений политикам необходимо выбрать инструменты макроэкономической политики и соединить их таким образом, чтобы возвратить экономику в оптимальное состояние. Для этого власть должна использовать свои знания об экономической структуре, и особенно – о взаимосвязях между целевыми показателями и инструментами. Вот какова вкратце идея Я. Тинбергена.

Эту идею можно также формализовать, что и сделал Я. Тинберген. Для анализа экономической политики он использовал простую линейную модель. Ее упрощенную интерпретацию в исходной позиции можно продемонстрировать при наличии двух целевых показателей (или целей) и двух инструментов. Обозначим цели как Т1 и Т2, а инструменты – как І1 и І2. Наполняя понятие целей и инструментов конкретным макроэкономическим содержанием, предположим, что желаемый уровень Т1 и Т2 равен Т1* и Т2*. Если экономика функционирует на желаемом уровне, то можно утверждать, что она находится в точке максимального удовлетворения (в точке блаженства). В таком случае цели являются линейными функциями инструментов: Т1 = a1 І1 + a2 І2; Т2 = b1 І1 + b2 І2. Из системы уравнений видно, что на каждую цель влияют оба инструмента. Отсюда следует фундаментальный вывод о том, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда они будут иметь в распоряжении оба инструмента, а влияния инструментов на каждую цель будут линейно независимыми друг от друга. Математическое выражение оптимальной экономической политики будет иметь вид системы двух уравнений с двумя неизвестными: Т1* = a1 І1 + a2 І2; Т2* = b1 І1 + b2 І2. Решив эти уравнения для І1 и І2, придем к выводу: если в экономике с линейной структурой правительственные органы имеют N целевых показателей, то цели могут быть достигнуты при наличии N линейно независимых инструментов макроэкономической политики. Иначе говоря, можно достичь стольких целей, сколько есть линейно независимых инструментов. Сделанные на основе этой системы уравнений расчеты подтверждают, что эффекты влияния фискальной и монетарной политики являются линейно независимыми. Это и нужно для того, чтобы можно было использовать модель Я. Тинбергена. Источник: http://www.scribd.com/doc/56948898/politica-tinbergen


Задача. Допустим, что целевая функция Y состоит из (k) целей Yi (i =1, 2, …k ). Имеются также (s) инструментов макроэкономической политики Xj (j = 1, 2, ….s) и (n) факторов (z1, z2 ,… zn). Тогда цель Yi выступает как функция множества инструментов макроэкономической политики и множества рыночных переменных:

Yi = f (x1, x2,...xs ; z1, z2,… zn).

Рассмотрим в качестве примера антиинфляционное регулирование с использованием уравнения И. Фишера (MV=PY). Здесь Yi – темп роста цен, Xj – предложение денег. К множеству (n) в качестве z1, z2,… zn относятся – спрос, предложение, издержки производства и прочие рыночные характеристики, находящиеся за пределами прямого государственного контроля. Тогда Mij зафиксируют степень воздействия инструментов денежно-кредитной политики (объем предложения денег) на уровень инфляции.

Поскольку желательный уровень цели Yi известен (например, инфляция в 2012 г. должна составить в пределах 19-22%), остается определить требуемое изменение инструмента Xj. Просчитав все Xj (j = 1,2,….s) и зная значения соответствующих мультипликаторов, мы получим представление о том, в чем должна состоять экономическая политика, а именно – в какую сторону и как следует изменять налоговые ставки, предложение денег, государственные расходы, ставку рефинансирования, ставку первого разряда, и т.п.

Для решения этой задачи необходимо лишь, чтобы выполнялось неравенство Тинбергена: s > k. Его экономический смысл: государству, не надо брать на себя то, что оно не в состоянии делать; количество целей никогда не должно превосходить запас имеющихся в его распоряжении инструментов макроэкономической политики.

Источник: Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для студентов гуманитарного факультета Автор/создатель: Капканщиков Г.П., Капканщиков С.Г. 2000. Ссылка: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/183/26183/9078/page5


Я. Тинберген систематизировал положения, в соответствии с которыми политика может быть определена с позиции таких главных приоритетов правительства, как полная занятость, стабильность цен и равновесие платежного баланса.

Разработанные ученым эконометрические модели начали применяться непосредственно в интересах нидерландской экономики. При его активном участии в 1945-1955 гг. была создана краткосрочная эконометрическая модель прогноза экономического развития Нидерландов, с помощью которой разрабатывались годовые программы развития основных отраслей экономики, внешней торговли, структуры доходов населения этой страны и конкурентоспособности нидерландских товаров на мировом рынке. Во второй половине 1950-х годов им была предложена среднесрочная модель, предусматривавшая развитие нидерландской экономики на четыре года. Именно за построение динамичных моделей и их применение для анализа экономических процессов Я. Тинбергену, совместно с Р. Фришем, в 1969 г. присуждена Нобелевская премия. Они стали первыми лауреатами этой награды.



Первоисточник. Tіnbergen J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam, "North Holland", 1952.
Во 2-ой половине ХХ в. эта теория была подвергнута серьезной проверке. Будущие нобелевские лауреаты Роберт Манделл, Милтон Фридман, Роберт Лукас, а также ряд других экономистов, высказали ряд замечаний и предложили ряд доработок, касающихся совершенствования эконометрических моделей. Они поставили под сомнение возможность использования крупных макроэкономических моделей Я. Тинбергена для разработки экономической политики. Были высказаны аргументы в пользу того, что эти модели не надежны в ряде случаев. Например, в тех случаях, когда политика правительства резко изменяется (Р. Лукас) или когда разные инструменты находятся под контролем разных государственных органов и эти разные органы власти не координируют свои действия (Р. Манделл)2. Тем не менее, эконометрические модели были усовершенствованы, но от их использования никто не отказался.


Вывод: Суть концепции Яна Тинбергена: Число поставленных целей (целевых показателей) должно быть равным числу доступных для реализации инструментов макроэкономической политики. При этом влияние инструментов на каждую цель должно быть линейно независимым друг от друга. Это концептуальное положение реализуется с использованием эконометрических моделей (множественной регрессии).

В Беларуси, как и в других странах, для разработки экономической политики и годового прогноза социально-экономического развития, используются различные эконометрические модели.

Каждый год в Республике Беларусь Указам Президента утверждаются основные показатели (параметры) социально-экономического развития страны. Так, целевыми показателями в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год определены:
Таблица 1. Целевые параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год




Параметр (показатель)

Единица

измерения



Прогнозные значения

1.

ВВП

в процентах к предыдущему году

105 – 105,5

2.

Продукция промышленности

в процентах к предыдущему году

106 – 107


3.

Рентабельность продаж в организациях промышленности

в процентах


10 – 11

4.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции

в процентах


13,5 – 14,5

5.

Снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах)

в процентах

2 – 3


6.

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

в процентах к предыдущему году

104 – 105

7.

Рентабельность продаж в сельском хозяйстве

в процентах

4 – 4,5

8.

Экспорт товаров и услуг

в процентах к предыдущему году

111,6 – 112,3

9.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

в процентах к ВВП

2,3 – 2,7


10.

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги)

млрд. долларов США

3,7


11.

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в процентах к предыдущему году

103 – 103,5

12.

Снижение энергоемкости ВВП

в процентах


3 – 4


Источник: Указ Президента Республики Беларусь № 590 от 23 декабря 2011г. «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год». Ссылка: http://www.belta.by/ru/articles/officially?cat_id=1487

Вставка (для тех, кто интересуется, просто к сведению).

1. Объем ВВП в январе-июне 2012 г. увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-июня 2011 г. на 2,9% (прогноз на год – прирост на 5-5,5%). Отклонение от прогнозного значения – 80%.

2. Объем промышленного производства в январе-июне 2012 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2011 г. на 8,5% (прогноз на год – увеличение на 6-7%). Отклонение от прогнозного значения – 30%.

5. Материалоемкость продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах) в январе-мае 2012 г. снизилась на 0,6% (прогноз на год - снижение на 2-3%). Отклонение от прогнозного значения – в 2,4 раза.

6. Производство продукции сельского хозяйства в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г. увеличилось в сопоставимых ценах на 5,1%. (прогноз на год – 4-5%). Отклонение от прогнозного значения – 13%.

10. Прямые инвестиции в экономику страны составили 786,9 млн. долл. в январе-мае 2012 г. (прогноз на год – 3,7 млрд. долл.). Отклонение от прогнозного значения – 54%.

11. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-мае 2012 г. по сравнению с январем-маем 2011 г. выросли на 3,3% (прогноз на год – увеличение на 3-3,5%). Отклонение от прогнозного значения – 1,5%.

12. Энергоемкость ВВП в январе-мае 2012 г. увеличилась на 17,9% (прогноз на год – снижение на 3-4%). Отклонение от прогнозного значения – в 5,8 раз.


Задание. Назовите инструменты макроэкономической политики, которые могут быть использованы для достижения заданных значений по каждому из 12-ти целевых показателей. Представьте эти инструменты и цели в виде системы из 12-ти уравнений.

Например, a11 х1 + а12 х2 + а13 х3 = у1

где у1 – реальные располагаемые денежные доходы населения;

х1 – ставка первого разряда;

х2 – минимальная заработная плата; и т.д.

a21 х1 + а22 х2 + а23 х3 = у2

где у2 – экспорт товаров и услуг;

х1 – эффективный реальный обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам основных торговых партнеров; и т.д.

a121 х1 + а122 х2 + а123 х3 = у12

где у12 – снижение энергоемкости ВВП.

х1 – объем инвестиций на установку нового менее энергоемкого оборудования.

Ответ на задание присылайте лектору на почту.


Дополнительно к Указу Президента издается Постановление Совета Министров под названием «Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 20хх год», в котором конкретизируются многие показатели по регионам (областям, районам, отдельным городам) и по отраслям (по отраслевым министерствам и концернам). Так, в 2010 году среди целевых показателей также присутствовали следующие:





Показатель

Единица измерения

1.

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования

тыс. кв. метров

2.

Розничный товарооборот

в процентах к предыдущему году

3.

Численность населения, занятого в экономике

тыс. чел.

4.

Соотношение темпов роста выручки от реализации

продукции, товаров (работ, услуг) и темпов роста

объемов производства промышленной продукции


в процентах

5.

Производство потребительских товаров

в процентах к предыдущему году

6.

Инвестиции в основной капитал

в процентах к предыдущему году

7.

Производительность труда (в расчете по ВВП)

в процентах к предыдущему году

8.

Доля сертифицированной продукции, имеющей

сертификат соответствия, в общем объеме

промышленного производства


в процентах

9.

Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства по организациям

в процентах

Часто в высказываниях госуправленцев эти показатели называются плановыми. Фактически, они таковыми и являются, поскольку в Беларуси сохранено директивное планирование, в отличие от европейских стран с рыночной экономикой, где используется индикативное планирование.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница