Тема Организация логистической системы компании. Снабжение и закупки в логистической системе



Скачать 319.88 Kb.
Дата07.11.2016
Размер319.88 Kb.
Тема 3. Организация логистической системы компании.

3.1. Снабжение и закупки в логистической системе

Взаимосвязь снабжения, производства и сбыта. Место логистики снабжения в логистической системе. Основные понятия и определения логистики снабжения.

Взаимосвязь снабжения и сбыта. Понятие заказа и запаса. Совершенный заказ. Методы закупок и управление запасами. Процедура осуществления закупочной деятельности на предприятии.

Закупки. Виды закупок. Методы закупок и управления запасами. Процедура осуществления закупочной деятельности на предприятии. Выбор поставщика.

Понятие заказа. Типы заказов. Совершенный заказ. Контроль выполнения заказа.

Организация и управление снабжением на предприятии.

Внешнеторговые сделки. Классификатор условий поставки «Инкотермс».
Трактовка снабжения и закупок, сходство и различия.

Трактовка термина закупки и снабжение неоднозначна в различных источниках и школах. Зарубежные, в частности, американские авторы расходятся во мнениях относительно определения данных терминов. Так у Бауэрсокса Д., Клосса Д* даже там, где уместнее было бы писать о закупках наиболее часто встречается термин снабжение. «Снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и /или ГП от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады или розничные магазины.». Авторы так же отмечают, что в государственном секторе традиционно применяется термин снабжение. Говоря о планировании и поддержании производственного процесса, этими же авторами используется термин снабжение. Кроме того, Бауэрсокс Д., Клосс Д пользуются терминологией «материально-техническое снабжение», традиционно применяемой в советской практике. Они определяют материально-техническое обеспечение производства, как деятельность, связанную с планированием и поддержкой производственного процесса., которые требуют:



  • Планирования потребностей в ресурсах

  • Выбора источников поставок

  • Переговоров об условиях поставок

  • Размещения заказов

  • Транспортировки

  • Получения и проверки соответствия

  • Хранения

  • Обработки

  • Контроля за качеством ресурсов

При этом главная цель определяется ими, как «поддержание производства или торговли путем своевременных закупок с наименьшими общими издержками».

Применительно к закупкам авторы ограничиваются только редкими пояснениями о том, что «в зависимости от ситуации приобретение ресурсов обозначают разными наименованиями. В производственной деятельности такой процесс приобретения обычно называют закупками.

В монографии Уотерса Д.** напротив, говоря о цепи поставок наиболее часто встречается термин закупки. Закупки определяются им, как «функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.». В работе делается акцент на то, что закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок и требуют:


  • Создания надежного и непрерывного МП

  • Тесное взаимодействие с подразделениями, использующими закупаемые материалы

  • Поиск и взаимодействие с поставщиками на взаимовыгодной основе

  • Закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество

  • Создание небольших запасов и проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них

  • Быстрое перемещение материалов через цепи поставок

Главная цель при этом определяется, как гарантия того, чтобы организация имела надежную поставку материалов.

В связи с закупками Уотерс пишет, что они (закупки) инициируют каждое перемещение. «По существу – это сообщение, которое организация отправляет поставщику, заявляя: мы договорились об условиях, поэтому отправляйте к нам материалы, а мы их вам оплатим.»

Термин снабжение, напротив, встречается у автора не часто, в основном, в следующем контексте. «Снабжение отвечает за приобретение всех материалов и включает все взаимосвязанные виды деятельности, необходимые организации для приемки товаров, получения услуг и любых других материалов от поставщиков.»

Разночтения могут быть отчасти объяснимы переводом. Поэтому будем ориентироваться на то, что на сегодняшний момент используется два термина Purchasing и Procurement. первый термин традиционно переводится , как «закупки». В отношении второго возможны разночтения - управление закупками и управление снабжением. Таким образом, появляется следующее понятие – управление закупками. Опираясь на американскую практику управление закупками, можно определить, как область деятельности, в результате которой предприятие приобретает необходимые товары и услуги.

У отечественных авторов трактовки терминов наиболее приближены к сравнительно недолгой истории логистики в России.

Так, Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э.* «Снабжение – это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.» «Закупки определяют потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.»

В учебниках А.М.Гаджинского** «Снабжение решает задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами начиная от стадии разработки новой продукции.» «Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему».

Аникин Б.А., Родкина Т.А. *** придерживаются следующих трактовок терминов. Логистика снабжения определяется, как комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. Целью снабжения считается гарантия того, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене. Основные задачи снабжения определяются авторами, как:



  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;

  • поддержание на нормативном уровне запасов МР;

  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти МР;

  • поиск компетентных поставщиков;

  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов ;

  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий поставки и сервиса;

  • повышение конкурентоспособности.

У этих же авторов закупки рассматриваются, как деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов. Основной целью закупочной деятельности является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Для лучшего понимания взаимосвязи и различия в трактовках терминов «закупки» и «снабжение» в отечественной и зарубежной практике обратимся к материалам таблицы 3.1.1.


Понятие снабжение и закупки

Таблица 3.1.1.



Снабжение

Закупки

Ожегов С. «Словарь русского языка»

«Снабжение – совокупность мероприятий по удовлетворению материальных потребностей населения, каких-либо организаций»

«Закупить

– купить в большом количестве или оптом

– запастись покупкой»


Бауэрсокс Д., Клосс Д. «Логистика: интегрированная цепь поставок.»

«Снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и /или ГП от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады или розничные магазины.»

«В государственном секторе традиционно применяется термин снабжение.»

«Снабжение – деятельность, связанная с планированием и поддержкой производственного процесса.»

«Материально-техническое обеспечение производства – деятельность, связанная с планирование и поддержкой производственного процесса.»



Требует

  • Планирования потребностей в ресурсах

  • Выбора источников поставок

  • Переговоров об условиях поставок

  • Размещения заказов

  • Транспортировки

  • Получения и проверки соответствия

  • Хранения

  • Обработки

  • Контроля за качеством ресурсов

Главная цель – поддержание производства или торговли путем своевременных закупок с наименьшими общими издержками

«В зависимости от ситуации приобретение ресурсов обозначают разными наименованиями. В производственной деятельности такой процесс приобретения обычно называют закупками.»


Уотерс Д. Логистика. «Управление цепью поставок.»

«Снабжение отвечает за приобретение всех материалов и включает все взаимосвязанные виды деятельности, необходимые организации для приемки товаров, получения услуг и любых других материалов от поставщиков.»


«Закупки - это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.»

«Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок.»

Требует

  • Создания надежного и непрерывного МП

  • Тесное взаимодействие с подразделениями, использующими закупаемые материалы

  • Поиск и взаимодействие с поставщиками на взаимовыгодной основе

  • Закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество

  • Создание небольших запасов и проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них

  • Быстрое перемещение материалов через цепи поставок

Главная цель – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов

«Закупки инициируют каждое перемещение.»

«По существу – это сообщение, которое организация отправляет поставщику, заявляя: мы договорились об условиях, поэтому отправляйте к нам материалы, а мы их вам оплатим.»


Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. «Логистика для предпринимателя»

«Снабжение – это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.»

«Закупки определяют потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.»

Гаджинский А.М. «Логистика»

«Снабжение решает задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами начиная от стадии разработки новой продукции.»

«Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему».

Аникин Б.А., Родкина Т.А. «Логистика»

«Логистика снабжения – комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.»

«Цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.»

Основные задачи снабжения


  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации

  • поддержание на нормативном уровне запасов МР

  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти МР

  • поиск компетентных поставщиков

  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов

  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий поставки и сервиса

  • повышение конкурентоспособности

«Закупки – деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов.

Основной целью закупочной деятельности является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью»


Снабжение может включать различные типы приобретений (аренду, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, подарки, заимствования), а также связанные с этим операции: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков). Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки материалов и организует смену прав собственности и место размещения. Поэтому снабжение в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщение о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить.

Цель снабжения – гарантировать надежную поставку необходимого объема материалов соответствующих по качеству и цене в нужное время от квалифицированного поставщика с высоким уровнем сервиса.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи снабжения:



  • создание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;

  • поддерживание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов;

  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы;

  • поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними, формирование выгодных отношений;

  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов;

  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

  • повышение конкурентоспособности.

Применительно к закупкам процедуру их осуществления можно представить следующим образом:

  1. Выявление потребности

  2. Общее описание потребности (основные характеристики, необходимое количество)

  3. Поиск поставщиков

  4. Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков

  5. Разработка предварительного графика закупки на основании требуемой даты поставки

  6. Запрос предложений

  7. Оценка предложений

  8. Выбор поставщика

  9. Окончательные переговоры

  10. Составление документации и оформление заказа (договора)

  11. Поставка и контроль качества

  12. Обсуждение возникающих спорных вопросов и гарантийных обязательств

Из этого видно, что значительное место в закупочной деятельности играет работа с поставщиками, в частности, процедура выбора поставщика.

Закупки и взаимоотношения с поставщиками

В ходе выполнения процедуры закупки в логистике продавец обязуется передать в означенный срок производимую им или закупаемую продукцию покупателю. При этом продавец должен передать товар на определенных условиях, а покупатель обязуется уплатить за него оговоренную сумму. Существуют различные способы передачи продукции покупателю: доставка продукции непосредственно поставщиком; получение продукции покупателем со склада поставщика (производителя); передача продукции третьей стороне (например, транспортному предприятию) для последующей доставки покупателю.

В зависимости от специфики деятельности компании принимается то или иной метод закупок:

1. Закупку ресурсов одной партией, который предполагает поставку ресурсов крупной партией за один раз. Преимущества данной закупки заключаются в следующем:



  • Исключение возможности неравномерности и неритмичности снабжения

  • Незначительная трудоемкость работ по оформлению документов на поставку

  • Возможность использования скидок на крупные партии

Недостатки закупок ресурсов одной партией можно описать, как:

  • Повышенные затраты на складирование и хранение ресурсов

  • Отвлечение части оборотных средств предприятия в запасы

2. Закупку ресурсов мелкими фиксированными партиями. Данная закупка предусматривает договоренность между поставщиком и потребителем на поставку определенного количества ресурсов несколькими партиями в определенные промежутки времени. Ее преимуществами являются:

  • Снижение затрат на складирование и хранение

  • Экономия оборотных средств

  • Создание предпосылок для внедрения перспективных логистических концепций управления потоками ресурсов

Недостатки закупок ресурсов мелкими фиксированными партиями сводятся к следующему:

  • Наличие возможности отклонений от условий поставок ресурсов

  • Повышенная трудоемкость логистическких операций, связанных с управление мелкими партиями ресурсов

  • В случае снижения спроса на продукцию предприятия, оно обязано выкупить оговоренное в договоре количество ресурсов

3. Закупку по котировочным ведомостям. Метод практикуется для поддержания конкуренции среди поставщиков и снижения цен на ресурсы. Покупатель рассылает предполагаемым поставщикам ресурсов «требования на квоты», на основании полученной информации выбирается поставщик, обеспечивающий наилучший по цене и сервису вариант закупок.

4. Закупка ресурсов с заказом на поставку. Применяется для получения ресурсов, используемых потребителем не достаточно часто, когда нет возможности получать их по мере необходимости. Заказ требует определенного времени на исполнение. Метод имеет определенные недостатки:



  • Необходимость детальной проработки заказа на ресурсы

  • Трудоемкость выбора поставщика ресурсов

  • Сложность управления процессами закупок различных по количеству и характеристикам ресурсов у различных поставщиков данных ресурсов

5. Закупка ресурсов по мере необходимости. Данный метод закупок предусматривает возможность покупателя в рамках договора, заключенного на определенный срок, варьировать объем и время поставок ресурсов, оплачивая только доставленное количество товара.

Помимо этого, в зарубежной практике используется подход к выбору метода закупок, исходя из анализа ситуации. При этом выделяют: закупки для решения новых задач, повторные закупки с изменениями и повторные закупки без изменений. Стадии закупки в при таком подходе формулируются, как:

1. Осознание потребности (проблемы) и определение путей ее решения;

2. Определение характеристик и количества необходимых изделий;

3. Описание характеристик и количества необходимых изделий;

4. Сбор и оценка предложений;

5. Оценка предложений и выбор поставщиков;

6. Выбор процедуры размещения заказа.

При использовании любого из описанных подходов покупатель руководствуется выбором одного или нескольких источников поставок закупаемых ресурсов. Оба варианта имеют свои преимущества, обозначенные в табл. 3.1.2.
Критерии преимущества при закупках из различных источников

Таблица 3.1.2.



Преимущества единственного источника

Преимущества нескольких источников

  • более прочные взаимоотношения

  • сильная вовлеченность всех сторон и стремление добиться прочных взаимоотношений

  • экономия на масштабах и ценовые скидки при размещении крупных заказов

  • более прозрачные административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов

  • меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках

  • легкость обеспечения конфиденциальных требований и др. характеристик

  • конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен

  • снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное устранение возникающих проблем путем замены поставщика

  • более легкое удовлетворение меняющегося спроса

  • обеспечение доступа к большему объему информации

  • большая вероятность поощрения инновация и усовершенствований

  • возможность полагаться не на одну внешнюю организацию

Изложенный выше подходы к оценке преимуществ при закупках из различных источников является традиционным, однако часто он недостаточен для обеспечения конкурентоспособности продукции, особенно в случаях, когда необходимо сотрудничество с большим количеством поставщиков по широкой номенклатуре закупаемых материалов и комплектующих изделий. Сложно решаются проблемы с повышением качества поставок и обеспечения их ритмичности, согласованием цен и т.п. Выбор оптимального количества поставщиков позволит:



  • повысить эффективность цепочки создания стоимости;

  • снизить административные затраты;

  • снизить складские запасы;

  • •сконцентрировать меньшие ресурсы на управлении наиболее значимыми поставщиками;

  • сконцентрироваться на деловых отношениях с поставщиками, сертифицированными по системе ISO 9000.

Цели и задачи закупочной деятельности предприятия формулируются на основе оптимизации количества и отбора наиболее перспективных поставщиков, исходя из оценки и сегментирования имеющейся базы потенциальных поставщиков. Обратимся к результатам исследования эффективности закупок на примере предприятий Германии, проведенное Консалтинговой группой “Cell Consulting AG”) по методу бенчмаркинга. Исследование было направлено на определение индекса эффективности (показателя качества) при закупках. 93% опрошенных предприятий имеют четко определенные цели закупочной деятельности. Предприятия без четко определенных целей закупочной деятельности имеют низкую степень эффективности (средний показатель 368 пунктов из 1000). Одним из существенных недостатков в закупочной деятельности предприятий было признано ярко выраженная установка подразделений закупки на исполнение оперативных, а не стратегических задач Недостаточно активное сотрудничество с другими подразделениями и недостаточно выраженное фокусирование на спрос. В этой связи, на предприятии, осуществляющей закупочную деятельность, следует четко приписывать стадии закупок и функции службы закупок (см. табл. 3.1.3.)
Стадии закупок и функции службы закупок

Таблица 3.1.3.


Стадии закупки



Ситуации закупки

Закупка для решения новых задач

Повторная закупка с изменениями

Повторная закупка без изменений

1. Определение потребности

Отдел проектирования

Отдел закупок

Отдел исследований

Производственный отдел



Отдел закупок

Производственный отдел

Отдел проектирования


Производственный отдел

Отдел закупок




2. Определение спецификаций

Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел

Отдел исследований



Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел

Отдел исследований

Отдел контроля качества


Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел


3. Оценка поставщиков


Отдел проектирования

Отдел закупок

Отдел исследований


Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел


Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел


4. Выбор поставщика


Отдел проектирования

Отдел закупок

Отдел исследований

Отдел контроля качества



Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел


Отдел проектирования

Отдел закупок

Производственный отдел

Критерии оценки качества закупочной деятельности во многом складываются исходя из показатели, характеризующие службу закупок на предприятии. К ним традиционно относятся:



  • совокупный торговый оборот

  • общий объем закупок

  • закупочные цены на продукцию

  • средние цены на закупаемую продукцию

  • затраты на оформление и передачу заказов на поставку

  • количество запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок)

  • количество договоров на поставку

  • количество сотрудников службы закупок

  • количество поставщиков

  • условия платежа

  • условия поставки

  • соблюдение графика поставок

  • количество поставок за определенный период времени

  • срок поставок

  • надежность поставок

Выбор поставщика следует проводить, ориентируясь не только, и не столько на стоимость поставляемой продукции, но и на репутацию поставщика, возможность осуществить поставку точно в срок. Качество выпускаемой продукции во многом определяется качеством сырья и материалов, из которых она изготавливается, качеством оборудования и программного обеспечения, а также других используемых ресурсов, как материальных, так и людских. Как правило, эти ресурсы закупаются организацией. Факторами, влияющими на уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия являются:

  • скорость выполнения заказа

  • возможность срочной доставки по специальному заказу

  • готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию при обнаружении дефекта и заменить в кратчайший срок качественной продукцией

  • возможность обеспечения различных объемов партий отгрузок продукции

  • умение выбрать наиболее подходящий вид транспорта

  • наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей

  • наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети

  • достаточный уровень запасов продукции

  • уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям

При этом имеются в виду не только закупки материальных ценностей, но услуг сторонних организаций (по ремонту и обслуживанию оборудования, поверке средств измерений, испытанию и сертификации продукции, обучению персонала и т.д.). Таким образом, практически все, что закупается организацией, прямо или опосредованно влияет на качество выпускаемой ею продукции, а следовательно, процесс закупок подлежит обязательному управлению в системе менеджмента качества.

Пошаговый выбор лучшего поставщика сводится в большинстве случаев к следующей процедуре:



  • Поиск потенциальных поставщиков;

  • Составление общего списка поставщиков, способных поставлять необходимую продукцию;

  • Сравнительная оценка поставщиков, вошедших в список и отбор наиболее перспективных:

  • оценка логистических издержек по изделиям и поставщикам;

  • оценка возможностей развития по выделенным поставщикам;

  • необходимость разработки комплекса мер по стимулированию поставщиков;

  • возможность установления партнерских взаимоотношений, интеграцию поставщиков и совершенствование коммуникации с ведущими поставщиками;

  • возможность дифференциации условий договоров по группам поставщиков;

  • Составление «короткого» списка поставщиков;

  • Подготовка запроса и рассылка по «короткому» списку;

  • Оценка предложений от ответивших поставщиков;

  • Проведение технической оценки предлагаемой к поставкам продукции на предмет удовлетворения ее характеристик предъявляемым требованиям (спецификациям);

  • Проведение коммерческой оценки ;

  • Подготовка к встрече с выбранными поставщиками для обсуждения возможной сделки;

  • Обсуждение и согласование условий сделки;

  • Окончательный выбор поставщика по условиям встреч;

  • Уточнение с поставщиком возникших деталей;

  • Размещение заказа у выбранного поставщика.

Таким образом, алгоритм выбора лучшего поставщика при осуществлении закупочной деятельности можно представить следующей схемой (рис. 3.1.1.)


Рисунок 3.1.1. Алгоритм выбора поставщика.

Большое внимание как при выборе поставщика продукции должно уделяться ее качеству , а так же условиям при которых осуществляется поставка (качество поставки). Качество выпускаемой продукции во многом зависит от того, из каких компонентов она была произведена.


Установление требований к качеству при закупках.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит несколько статей (Ст. 469-483), направленных на обеспечение качества товара при заключении контракта (договора купли-продажи) и его реализации. Так, в ст. 469 сказано: «При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями». Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец «обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.». По соглашению между продавцом и покупателем может быть продан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями.

Часть 2-я Гражданского Кодекса РФ (Раздел 4 «Отдельные виды обязательств») содержит ряд глав и параграфов, отражающих требования к качеству при заключении сделки купли-продажи. Ниже перечислены необходимые главы закона: Гл.30 «Купля-продажа» (§1. Общие положения о купле-продаже; §3. Поставка товаров), Гл.40 «Перевозка», Гл.41 «Транспортная экспедиция», Гл.47 «Хранение» (§2. Хранение на товарном складе).

Закон РФ «О защите прав потребителей», которому необходимо следовать и при составлении контракта, устанавливает, что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя». Тем не менее, гораздо более просто заблаговременно четко и однозначно сформулировать требования к качеству в контракте, чем доказывать потом, пригодна или непригодна для покупателя поставляемая ему продукция.

Наиболее простой и надежный способ установления требований к качеству – ссылка на стандарт или иной доступный как поставщику, так и покупателю нормативный документ. При операциях на внутреннем рынке разумнее использовать ГОСТ Р, СНиП и т.п. Государственные стандарты и равные им по значимости нормативные документы следует выбирать с учетом правил возможной обязательной сертификации и требований государственных надзорных органов к монтажу, приемке и последующей эксплуатации. В официальных документах, устанавливающих перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации или государственному надзору, указываются стандарты, на соответствие которым она должна проводиться.

Требования к проверке качества закупленного товара так же регламентированы законодательством. По ГК РФ (ст. 474) проверка качества товара может быть (но не обязательно!) предусмотрена договором купли-продажи. Порядок проверки качества устанавливается законом или договором. Законодательная обязательность той или иной формы проверки качества может быть установлена, например, законом об обязательной сертификации определенной номенклатуры продукции. Если порядок проверки качества не установлен, то проверка производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (ст. 474 ГК РФ). Неопределенность этого положения заставляет оговаривать порядок проверки качества товара в договоре, где следует указать:



  • место и время проверки (перед отправкой или при получении, перед или при погрузке/выгрузке, у изготовителя или в месте погрузки и т.д.);

  • метод испытаний, измерений, анализа, тестирования и т.п.;

  • объем проверки (сплошная, выборочная);

  • исполнителя проверки;

  • состав документов, удостоверяющих по результатам проверки соответствие продукции требованиям контракта.

По соглашению между поставщиком и покупателем проверку может выполнить поставщик (первая сторона), покупатель (вторая сторона) или независимая организация - инспекционная (экспертная) компания (третья сторона) по поручению продавца или покупателя.

К мерам, принимаемым отправителем для обеспечения сохранности количества и качества отгружаемой продукции:



  • соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных товарных мест

  • точное определение количества отгруженной продукции (веса и количества мест)

  • четкое и правильное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству

  • осуществление контроля над работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов

  • отгрузка (передача) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, ТУ, чертежами, рецептурами и т.п.

  • четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции

Управлять качеством при закупках и получить за свои деньги продукцию нужного ей качества организация может, используя различные рычаги воздействия на поставщика перед и в процессе заключения договора купли-продажи (контракта на закупку), а также с началом поставок по заключенному договору на поставку. Перед заключением контракта организация-покупатель должна выбрать:

  • необходимый уровень качества;

  • поставщика.

Выбор уровня качества закупаемых товаров обусловливается требованиями, которые обычно содержатся в нормативно-технической документации, разрабатываемой для выпуска каждого вида продукции (ТУ, технологические регламенты, спецификации и т.п.). Выбор уровня качества и поставщика обеспечивается анализом рынка. Получение доказательств соответствия качества предлагаемой продукции требованиям покупателя основывается на изучении предъявляемых поставщиком документов, удостоверяющих качество продукции (в том числе, сертификатов). Однако этого может быть недостаточно, особенно, если поставщик малоизвестен или продукция новая. В этом случае целесообразно провести экспертную оценку, в том числе, путем испытаний, что дает возможность проверить соответствие продукции требованиям покупателя и стандартов, прежде всего, по показателям назначения, надежности и безопасности. В некоторых случаях, если поставщиком является не изготовитель, а торговая фирма, может проверяться подлинность продукции. ГК РФ ( ст. 475-477, 502-504) предусматривает:

  • ответственность продавца за поставку товара ненадлежащего качества;

  • правила определения сроков обнаружения недостатков переданного товара;

  • права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества;

  • порядок возмещение разницы в цене при замене товара;

  • уменьшение покупной цены;

  • возврат товара ненадлежащего качества.

Эти положения с учетом норм ГК РФ, относящихся к обеспечению комплектности товара, требований к таре и упаковке, сроков извещения о получении товара ненадлежащего качества, применительно к конкретной сделке также следует детально изложить в контракте.

Другим моментом, который не может не привлечь внимания покупателя, является сертифицированная система качества поставщика. Организация может также провести аудит потенциального поставщика (так называемый аудит второй стороны). По совокупности полученных данных о предполагаемом поставщике формируется его рейтинг. Обычно поставщиков делят на 4 категории. А- наивысший рейтинг, создающий поставщику режим наибольшего благоприятствования. Одобренный поставщик ранга А получает максимальные льготы по цене, срокам и объемам поставок. Поставщик категории В – это одобренный поставщик, к которому у организации есть некоторые второстепенные претензии. Рейтинг поставщика С делает выбор его для заключения контракта на закупки маловероятным, а попадание в категорию D практически означает для поставщика отсутствие шансов на дальнейшее сотрудничество. При формировании рейтинга могут учитываться такие факторы, как наличие у поставщика сертифицированной СМК, выполнение требований к качеству поставок (сроки, отсутствие претензий и т.д.), гибкость предприятия. Под гибкостью понимают способность быстро перестроиться с одного вида продукции на другой родственный ему, что в свою очередь, обеспечивается наличием на предприятии-поставщике полного производственного цикла и вспомогательно-подготовительных производств, а также уровнем проектно-конструкторских разработок и квалификации персонала.

При работе с зарубежными поставщиками предпочтительны ссылки на российский стандарт или на известный международный стандарт (ИСО, МЭК, EN). Требования ГОСТ Р могут быть выше и полнее требований зарубежного национального стандарта, используемого поставщиком. Если при закупках особо сложной или нестандартной продукции организация-покупатель предъявляет более жесткие или дополнительные требования по сравнению со стандартами, то в контракте необходимо указать соответствующий нормативный документ или изложить требования в специальном приложении к контракту с указанием номенклатуры показателей качества и их значений.

Особого рассмотрения и отражения в контракте требует вопрос о сроках годности и гарантиях качества товара, который следует решать с учетом требований ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и нормативного документа, действующего на данный товар и используемого в контракте.

Установление в контракте требований к таре, упаковке, хранению и перевозке закупаемой продукции необходимо не только для обеспечения сохранения качества, не только для разделения ответственности поставщика и покупателя, но и для установления аналогичных требований в контракте с перевозчиком. ГК РФ содержит положения, относящиеся к таре и упаковке (ст. 481, 482).

В практике международной торговли предусмотрено, (зафиксировано в условиях ИНКОТЕРМС), что проверку качества поставляемой продукции до ее отправки из страны-экспортера проводит покупатель. Такая проверка не является обязанностью покупателя и выполняется им по его желанию. Общепринято, что во избежание сложностей при возможном судебном разбирательстве зарубежный покупатель-импортер поручает проведение инспекции независимой инспекционной компании, хорошо ему известной и пользующейся общим признанием (например, СЖС или «Сэйболт»). В российской практике проверку качества поставляемой продукции обычно проводит сам покупатель, не прибегая к помощи третьей стороны. Все условия и порядок проведения проверок, кем бы они ни проводились, необходимо оговорить в контракте, в т.ч. указать инспекционную компанию, которой поручается проведение проверки.



Внешнеторговые сделки.

Общими причинами использования международных поставщиков в снабжении является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних производителей и, что особенно характерно для неразвитых и развивающихся рынков, в частности для России, отсутствие качественных аналогов продукта на внутреннем рынке. Можно выделить следующие основные причины предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения:



  • способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-за значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обме­на валюты, высокой производительности оборудования и т. д.;

  • обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотива­ции поддержания деловых долгосрочных отношений;

  • отсутствие товаров на внутреннем рынке

  • более короткие сроки международных поставок по причине ограни­ченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков;

  • наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение зап­частями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

  • в силу специализации национальных и зарубежных компаний ино­странные поставщики могут намного опережать отечественных в техноло­гическом плане;

  • бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;

  • использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания дав­ления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.


Рисунок 3.1.2. Группы базисных условий поставки.
Одним из ключевых моментов при переходе прав собственности от поставщика к покупателю являются обязательства по поставке-приемке товара - базисные условия поставки. Условия поставки определяют, кто несет логистические издержки, связанные с транспортировкой товара при смене прав собственности (см.рис.3.1.2.) Вследствие различий торговой практики и терминологии в различных странах Международной торговой палатой в 1936 г. был издан словарь с толкованием торговых терминов, для описания базисных условий поставки, «INCOTERMS» (International Commercial Terms). Позже в словарь неоднократно вносились изменения и дополнения, последняя редакция издана в 2000г. В современной торговой практике базисные условия поставки широко используются и на внутренних рынках. Структура последней версии Инкотермс представлена в табл. 3.1.4.
Структура Инкотермс-2000

Таблица 3.1.4



Группа F Отправление

EXW

Франко-завод (…название места)

Группа F Основная перевозка не оплачена

FCA

Франко-перевозчик (…название места назначения)

FAS

Франко-вдоль борта судна (…название порта отгрузки)

FOB

Франко-борт (…название порта отгрузки)

Группа Cосновная перевозка оплачена

CFR

Стоимость и фрахт (…название порта назначения)

CIF

Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)

CPT

Фрахт/перевозка оплачены до (…название пункта назначения)

CIP

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название пункта назначения

Группа D Прибытие

DAF

Поставка до границы (…название места назначения)

DES

Поставка с судна (…название порта назначения)

DEQ

Поставка с пристани (…название порта назначения)

DDU

Поставка без оплаты пошлины (…название места назначения)

DDP

Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения)

Организация международных закупок сопряжена так же и с рядом трудностей, а именно:



  • поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоя­щими процедурами.

  • цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то, что усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

  • из-за расстояния экспедирование производства / отгрузки товара иностранной компании затруднено;

  • способ оплаты при осуществлении международных закупок сущест­венно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит;

  • затруднено достижение соглашения между покупателем и продав­цом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема то­вара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

  • высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.



Контрольные вопросы

  1. В ходе изучения приведенных материалов и литературы из рекомендованных преподавателем источников по теме 3.1 определите роль снабжения в логистике? В управлении цепями поставок?

  2. В чем сходство и отличие описанных подходов к рассмотрению базисной функции «снабжение»?

  3. Какова роль и место закупок в снабжении?

  4. Почему управлению поставщиками уделяется ключевое место в закупочной деятельности в современной логистике? Почему сегодня нельзя выбирать поставщика, ориентируясь только на ценовые критерии?

  5. Проанализируйте структуру базисных условий поставок Инкотермс. Почему положения данного документа все чаще используются сторонами при внутренних поставках продукции?

  6. Объясните, к какому виду договоров (купли-продажи, транспортировке, страхования и т.п.) относятся положения Международных коммерческих терминов Инкотермс? Почему?

Литература для дополнительного чтения по теме 3.1.

  1. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  2. Линдерс Майкл, Фирон Харольд. Управление снабжением и запасами. Логистика – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002

  3. Вагнер М. Штефан. Управление поставщиками / Пер. с нем. Под ред. А.Г. Ахметзянова. – М.: КИА центр, 2006.

* Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок.-М.:Олимп-Бизнес, 2001.

** Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

*


* Миротин Л., Ташбаев Ы. Логистика для предпринимателя: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М, 2002.

** Гаджинский А. Логистика .-М.: «Дашков и К»,2005.

*** М Логистика. Учебник / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. М., Проспект, 2005


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница