Тема: Использование русского фольклора в различных режимных моментах как средство комфортной адаптации и активизации речевой деятельности ребенка раннего возраста



Скачать 202.12 Kb.
Дата10.05.2016
Размер202.12 Kb.
Тема: «Использование русского фольклора в различных режимных моментах

как средство комфортной адаптации и активизации речевой деятельности ребенка раннего возраста».

Автор-составитель:

Мажукина Лариса Владимировна,

старший воспитатель ГБОУ СОШ №1100

(дошкольное отделение).

С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьёзных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.



Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простенькие игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества начинается с первых лет его жизни.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша - Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: "Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!.."; "Чики, чики, чикалочки..."; "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки - все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

Начинаем с зарядки.

(тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни - потягушечки,


От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи,
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!

Умывание.

Водичка, водичка.

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Попадая в новые для себя условия детского сада, ребенок испытывает стресс и часто в первые недели адаптации отказывается от еды. Использование потешек поможет и накормить:







Травка-муравка

со сна поднялась,



Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.



Птица-синица за зерно взялась,

Маслом поливала,

Зайки - за капусту,

Детушкам давала.

Мышки - за корку,

Даше два, Паше два,

Детки - за молоко.

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки



- Ладушки, ладушки!

У нашей бабушки!

Где были?




- У бабушки.

Сорока, сорока, Где была?

- Что вы ели?

- Далеко!

- Кашку,

По полю летала,

Пили - Простоквашку.

Зерна собирала.

Простоквашка вкуснёнька,

Печку топила,

Кашка сладёнька,

Кашку варила.

Бабушка добренька!

Детишек скликала,

Попили, поели, шу-у-у...

Кашкой угощала.

Домой полетели,

Этому дала в чашечке,

На головку сели,

Этому - в плошечке,

Ладушки запели.

Этому - в поварешке,




Этому - на ложке,

Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?

А этому - весь масляничек!

- На речку.




- Курочка-рябушечка, Зачем ты пошла?

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...

- За водичкой.

Потерял пастух дуду.

- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

А я дудочку нашла,

- Цыпляток поить.

Пастушку я отдала.

- Курочка-рябушечка,

- На-ка, милый пастушок,

- Как цыплятки просят пить?

- Ты спеши-ка на лужок.

- Пи-пи-пи

Там Буренка лежит,

пи-пи-пи!

На теляток глядит,




А домой не идет,

Кот на печку пошел,

Молочка не несет.

Горшок каши нашел.

Надо кашку варить,

На печи калачи,

Сашу кашкой кормить.

Как огонь, горячи.




Пряники пекутся,

Ай, качи-качи-качи!

Коту в лапки не даются.

Глянь-баранки, калачи!

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу,

Да и детоньке снесу.




Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!




Одевание.

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Валенки, валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки,

Эта с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Как у Маши маленькой

Чесаны валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

Сова, совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпочки,

В теплые рукавички.

Скрип, скрип, скрипачок,

Купим новый башмачок.

Кошке Машке,

Коту Николашке.


Идем на прогулку.

Ты трава ли моя, травушка,

Ты трава моя шелковая,

Да кто же тебя, травушка,

Кто тебя, зеленая,

Примял, притоптал?

- Притоптали меня, травушку, Притоптали меня, зеленую,

Да все детушки, да все малые,

В зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

- Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму! Бух!


Ах ты, ноченька, ночка темная!

Ночь ты темная, ночь осенняя!

Что ж ты, ноченька, так нахмурилась?

Ни одной в небе нету звездочки!


У нас на дворе туман, туман,

Что густой туман с частым дождичком;

Во чистом поле буйны ветры,

Что буйны ветры со вихрями;

На улице частый дождичек,

На синем море непогодушка.


Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.


Полно, беленький снежочек,

На толой земле лежать.

Время, беленький снежочек,

Время таять, пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!
Солнышко катилось ко западу,

Красное катилось ко темному;

Светел месяц на востоке,

Он светит, не померкнет...

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!





Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик,

посильней,

Огород ты наш

полей.


Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись, красное, покажись!

Дождик-дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Радуга-дуга, не давай дождя!

Давай солнышка- колоколнышка!


Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.
Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок.

Через лес, За реку

Покричи: - Ку-ка-ре-ку!




Считалочки.

Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.

Катилось яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града. Кто подымет, тот и выйдет.
Заяц белый, куда бегал?- в лес дубовый!

Что там делал? - Лыко драл!

Куда клал? - Под колоду

Кто украл? - Родион!

Шишел-вышел, выйди вон!

Тучи.тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий,

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

Шел баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку, Кто подымет — тот и выйдет.



Потешки перед сном.

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

Укройте меня,

А засну


Я сам!

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.
Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Колыбельные


Уж ты, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши.

Больше, котик, не проси.


А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.


Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется:

-Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А голову разумок.
Котик серенький присел

На печурочке

И тихохонько запел

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,



  • Подымайся, мой дружок,

  • Встань, мой Юрочка.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!




- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Даст себя причесать:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, коса, до пят.

Все волосоньки в ряд,

Расти, коса, не путайся-

маму, девочка, слушайся.


Потешки помогут успокоить малыша и утешить, и установить тишину.



Где ты, дедушка Молчок?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

По-мол-чим.

Слышишь, добрый старичок?

Ти-ши-на... . Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри

-Ни-че-го не говори, ТС-ССС ...
Ты, Катенька, не плачь,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.


У нас Ваня сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.


Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!


Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!


У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А Оленьки не боли,

Боли, боли,

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!


Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!


Не плач, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!


Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Не плачь, не рыдай

Лучше с Катей поиграй.


Не плачь,

Не плачь, не плачь,

Куплю тебе калач

Не хнычь, не ной

Куплю другой,

Слезы утри,

Дам тебе три.
Ах, ты, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет Машу обижать,

Того рога будут бодать.


Придет киска не спеша

И погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска,

Наша крошка хороша!


Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки,

Для маминой потешки.

Если будешь плакать

Дам худой лапоть.

Воробышек, хворобышек,

Тебе бы не хворать,

А с песенкой веселою

Летать, летать, летать.



Башмачки (Припевочка.)

А-чки, чки, чки!

Мы купили башмачки!

Ой, какие

Мы купили

Веселые башмачки!

Разок - шагнешь,

Другой - шагнешь,

А потом, потом, потом

Плясать пойдешь!

Мы поскачем-скачем-скачем,

Скачем на лошадке!

Мы не плачем, нет, не плачем -

Все у нас в порядке.


Повторяя вместе с взрослыми эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора, этот золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями, дети приобщаются к истокам русской культуры. Развивается воображение, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница