Тема Художественная культура XVIII – 1 половины XIX веков



Скачать 61.99 Kb.
Дата16.11.2016
Размер61.99 Kb.
Тема 8. Художественная культура XVIII –

1 половины XIX веков
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

НЕОГОТИКА

Бэрри, Пьюджин. Здание парламента в Лондоне

Штейндл. Зданмие парламента в Будапеште
Романтизм в музыке:
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Представителями романтизма в музыке являются:

в Австрии — Франц Шуберт;

в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;

в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;

во Франции — Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер;

в Польше — Фредерик Шопен;

в Венгрии — Ференц Лист.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.
Романтизм в живописи

Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.


Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности". Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и "оправдать" романтизм, был Теодор Жерико.

Джон Миллес. Христос в доме своих родителей.

Данте Россетти. Святая Беатрис

Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах

Франсиско Гойя. Колосс.

Франсиско Гойя. Сатурн пожирающий своего сына

Франсиско Гойя. Махи на балконе

Орест Кипренский. Портрет Пушкина

Орест Кипренский. Портрет Давыдова

Теодор ЖЕрико. Плот Медузы

Уильям Тернер. Снежная буря во время перехода Ганнибала

Каспар Давид Фридрих. Монах на берегу моря

Айвазовский. Девятый вал
Реализм (лат. realis — «существенный», «действительный», от res — «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.



Густав Курбе. Похороны в Орнане

Теодор Руссо. Рынок в Нормандии.

Ж-Ф Милле. Сборщицы колосьев

Ж-Ф Милле. Смерть и дровосек

Жюль Бретон. «Религиозная церемония»

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:

в России — передвижничество

в Италии — веризм маккьяйоли

в Австралии — гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин)

в США — школа мусорного ведра (Э. Хоппер)



Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов.

Алексей Венецианов. Гумно. Девушка с васильками

Николай Крамской. Мина Моисеев Незнакомка
Ярошенко. КочегарПавел Федотов. Сватовство майора
Камиль Коро. Порыв ветраФедор Васильев. Оттепель
Саврасов. Грачи прилетелиШишкин. Сосновый бор

Куинджи. Оноре Домье. Улица Транснонен.

Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Верещагин. Апофеоз войны. Крамской. Иисус в пустыне
Мясоедов. Земство обедает

Василий Перов. «Охотники на привале Крестный ход
Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду

Илья Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Илья Репин. Запорожцы

Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Оноре Домье. Судьи и адвокаты (серия картин)

Илья Репин. Бурлаки на Волге

Василий Суриков. Боярыня Морозова
Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.

Александр Иванов. Явление Христа народу
Ампир (от фр. empire — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

Арка Главного штаба. Дворцовая площадь. Карл Росси

Михайловский дворец. Карл Росси
Тимпан в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары. Может быть треугольной полукруглой и др. формы. Чаще всего оформляется скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного (или иного) сюжета.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название этой картины Клода Моне.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. Олимпия.

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца.

Эдгар Дега. Танцовщицы.

Огюст Ренуар. Качели

Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр

Альфред Сислей.

Последователи импрессионистов

Жорж Сёра

Поль Синьяк
Постимпрессионисты:

1. Поль Сезанн

Курильщик Натюрморт Пьеро и арлекин

2. Винсент Ван Гог

Подсолнухи Автопортрет

3. Поль Гоген



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница