Тема 13. Психологические теории личности



Скачать 239.23 Kb.
Дата12.11.2016
Размер239.23 Kb.
Тема 13. Психологические теории личности
Если вы намерено собираетесь стать менее значительной

личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю,

что вы будете глубоко несчастной личностью.

Абрахам Маслоу
В прошлой теме мы касались понятия личности. Вспомните, что такое личность и как человек становится личностью?
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадки природы самого человека. Существующая трудность состоит в том, что между всеми нами много различий.

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему поступают именно так. Важной задачей психологии личности является помощь людям в получении большего удовлетворения от жизни.

Все теории личности создаются людьми, которые имеют разные представления о природе человека, поэтому и сами эти теории различаются.

Мы познакомимся лишь с некоторыми из этих теорий.
Психоаналитическая теория личности З. Фрейда.



Зигмунд Фрейд

(1856-1939)


Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Зигмунда Фрейда. Невозможно оспорить тот факт, что влияние этого австрийского психиатра на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. На основе этого учения сформировалось одно из наиболее известных в мире направлений психотерапии, называемого также психоанализом.
Сознательное и бессознательное.
Фрейд предложил разделить психику человека на уровни: сознание, предсознание и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Бессознательное занимает го­раздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду, это самая глубокая и значимая область разума.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые на­столько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может содержать бессознательное, служат забытые травмы детства, скрытые враждеб­ные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, ко­торые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет нашу повседневную жизнедеятельность. Это влияние не только не осознается, но, более того, если оно начинает осознаваться или открыто выражаться в поведении, то встречает сильное сопротивление человека. Однако неосознан­ный материал может выразиться в замаскированной или символи­ческой форме – в сновидениях, фантазиях, играх, описках и оговорках.

Например, иногда в состоянии бодрствования вместе с информацией (воспоминаниями), необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуа­лен и который даже не хочется вспоминать.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в созна­ние или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, воспоминания о том, что вы делали в прошлую субботу, о своих любимых игрушках, книгах. Предсознательное является частью психики, которая переводит вытес­ненный болезненный материал из бессознательного в символическую речь, в сновидени­я и т.д. и является «цензором».
Структура личности: Ид, Эго, Суперэго.



Связь структурной модели с уровнями сознания,

по З.Фрейду
Структура личности по Фрейду включает в себя в себя три структурных компо­нента: Ид, Эго и супер-Эго.

Ид (от лат. «оно») означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспек­ты личности, не знающее законов и правил. Ид функционирует в бессознательном и сохраняет свое центральное значение для человека на протяжении всей жизни. У человека постоянно возникают биологически обусловленные побуждения (еда, сон, дефекация и пр. и специфические – агрессивные и сексуальные). Эти побуждения порождают психическую энергию – ведь их нужно удовлетворить. Считается, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в жизнедеятельности личности.

Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку этой психической энергии. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Примеры: кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей; образ бутылочки молочка у голодного ребенка; образ себя как успешного бизнесмена в сновидениях студента.

Часто Ид, подчиняясь этому принципу, выра­жает себя в импульсивной, иррациональной ма­нере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохране­нию. Поскольку Ид не ведает страха или тревоги, оно не прибега­ет к предосторожностям в достижении своей цели — этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для человека и для общества. Например: «Я хочу быть богатым, мне все равно как я этого достигну и плевать на остальных».

Способность к отсроченному удовлетворению своих потребностей впервые возника­ет, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого зна­ния возникает вторая структура личности, «Эго».

Эго (от лат. «я») — это компонент личности, ответ­ственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удов­летворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагае­мыми внешним миром.

Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохране­ние целостности организма путем отсрочки удовлетворения ин­стинктов (Ид) до момента, когда будет найдена возможность сделать это подходящим способом. Принцип реальности дает возмож­ность человеку тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести человека. Например, удовлетворение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходя­щий объект и обстоятельства. А когда объект и условия идеальны, поведение подчиняется принципу удовольствия. Принцип реально­сти вносит в наше поведение меру разумности. Таким образом, Эго является «исполнительным органом» личности: областью протека­ния интеллектуальных процессов и решения проблем.

Чтобы человек эффективно функционировал в обще­стве, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер-Эго (от лат. «сверх-я»).

С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с супер-Эго. Скорее, дети должны обретать его благодаря взаимодействию с родителями, учителями. Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, ког­да он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что роди­тели одобряют или высоко ценят, и он ведет человека к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, бу­дет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда ро­дительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго отвечает за мо­раль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и фор­мируется в результате идентификации с близкими родственниками.
Фрейду также принадлежит энергетическая модель личности, теория психосек­суального развития, открытие такого важного механиз­ма функционирования психики, как психологическая защита. Ви­дам психологических защит и их влиянию на поведение человека будет посвящен отдельный урок.




Пациент, приходящий на сеанс психоанализа, обычно лежит на кушетке, а терапевт сидит за ней вне поля зрения пациента. Пациенту предлагается говорить вслух все, что придет в голову, независимо от того, насколько эти мысли покажутся незначительными или абсурдными (свободные ассоциации)
Практическое применение психоанализа.
Концепция пси­хоанализа имеет очень много приложений в повседневной жиз­ни. Одно из наиболее значительных — психоаналитическая те­рапия — использует достаточно хорошо апробированные мето­ды: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления, анализ сновидений и анализ защитных механизмов личности (в частности, переноса). Все они нацелены на изучение бессозна­тельного, что обеспечивает возможность более глубокого пони­мания своей личности.
 Как вы думаете, почему психоанализ используется в качестве психотерапии — лечения при различных нервных расстройствах (неврозах)?
Задание 1. Упражнение. Работа с ассоциациями

Возьмите листок бумаги. Сядьте удобно, отключите компьютер, телефон и уберите другие отвлекающие факторы. Расслабьтесь. Возьмите карандаш и начните писать на листке слова, словосочетания, которые приходят вам в голову. Пишите, пока не закончится листок. Теперь прочитайте написанное и постарайтесь сгруппировать слова по общей тематике (школа, эмоции, друзья, мечты и т.д.). Посмотрите, в каких группах больше всего слов. Скорее всего, это то, что вас волнует, тревожит сейчас, занимает ваши мысли и желания.

Для кого-то будет трудно интерпретировать написанное. Способность к самоанализу, рефлексии своих мыслей, поступков, пережи­ваний у многих людей развита недостаточно или отсутству­ет. Эти навыки можно сформировать в ходе постоянной пси­хотерапии (психоанализа), которая может продолжаться годы. Поэтому трудно ожидать, что этот краткий эксперимент даст серьезные результаты.
Бихевиоризм
Личность и поведение с точки зрения бихевиоризма.
 Вспомните, что влияет на развитие личности, ее поведение?
Решающую роль в формировании поведения личности иг­рают культурное, социальное, семейное и межличностное влияние. Опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, цен­ности, страхи, личностные черты и самооценку.

Личность, с точки зрения бихевиоризма и теории научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накоп­ленный набор изученных моделей поведения.






Беррес Фредерик Скиннер 

(1904-1990 гг.)


Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) изучает доступные непосред­ственному наблюдению действия человека как производные от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других, тео­ретики бихевиоризма не считают нужным задумываться над пси­хическими процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фак­тор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внут­ренние психические явления формирует человека. Один из осново­положников концепции бихевиоризма - Беррес Скиннер утверждал, что поведение предсказуемо и контролируется окружением. Он катего­рически отвергал идею о внутренних факторах в качестве причины действий человека.
Согласны ли вы с представлением Скиннера о природе человека?
Д. Уотсон - основоположник бихевиоризма - еще в начале века заявил, что психология должна зани­маться не явлениями сознания, а поведением. Уотсон считал, что поведе­ние человека — это система реакций на внешние воздействия и ввел знаменитую формулу: стимул - реакция (S - R). В дальнейшем формула была модифици­рована другими последователями этого направления (Э. Толмен, Э. Торн-дайк, Б. Скиннер) и стала выглядеть следующим образом: SVR. Новое звено в формуле V – промежуточная переменная, к которой могли относить­ся цели человека, его намерения, образ ситуации. Но в целом, что скрывается за V бихевиористов мало интересовало.
Респондентное и оперантное поведение.
По мнению Скиннера, существует два основных типа поведения:

1. Респондентное поведение как ответ на знакомый стимул (класси­ческое обусловливание).

Хорошо знакомые всем примеры — это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожи­лию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимо­отношение между стимулом (например, уменьшение света) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это проис­ходит всегда. Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно респондентное поведение (стимул - крик, реакция - ваше раздражение).
Приведите, пожалуйста, свои примеры респондентного поведения.
2. Оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним (оперантное обусловливание поведения).

Оперантное поведение опреде­ляется событиями, которые следуют за реакцией. Т. е. за поведени­ем идет какое-то следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного поведения. Например, если лай собаки регулярно подкреп­лять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпра­шивая» колбасу. Если ученику за хорошие оценки всегда давать поощрение, то он будет хорошо учиться, ожидая этого поощрения.



Обусловливание здесь зависит от того, что происходит после за­вершения некоего фрагмента поведения. Скиннер приводит следующий пример, иллюстрирующий аспекты оперативного обусловлива­ния: «Я стараюсь научить мою маленькую дочь плаванию. Она лю­бит воду, но не хочет или боится опускать голову или лицо в воду. Это существенно мешает процессу обучения. Я обещаю дать ей кон­фету, если она намочит лицо. Когда она научится свободно опус­кать в воду лицо, я буду давать ей конфету только после того, как она опустит под воду всю голову. Пока мы находимся в начале про­цесса, иногда она хочет заработать конфету и опускает лицо в воду, иногда она не хочет и отказывается это делать».

Итак, оперантное обусловливание — процесс форми­рования и поддержания определенного поведения посредством его след­ствия. В приведенном примере Скиннер ста­рался сформировать поведение дочери, давая ей конфе­ты, когда она выполняла определенные действия. Конфеты использу­ются для подкрепления ее поведения в воде.

Для вас подкреплением может служить хорошая оценка и одоб­рение — для того, чтобы обусловить ваше поведение (заставить выучить мате­риал). Часто вы это делаете не потому, что вам это нравится, а пото­му, что вы предвидите последствия (плохая или хорошая оценка, похвала родителей или отцовский ремень и т.д.).
Приведите примеры ситуаций, где ваше поведение об­условлено ожидаемым последствием.
В любом случае, та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на опреде­ленный стимул, ситуацию.
Социальное научение.
Согласно теории бихевиоризма, клас­сическое и оперантное обусловливание являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и под­креплений можно управлять поведением человека. Поэтому даль­нейшее развитие идей бихевиоризма привело к появлению концепции социального научения Альберта Бандуры.

Выделяют положительные и отрицательные подкрепляющие стимулы. Положительными подкрепляющими стимулами могут быть деньги, внимание, одобрение. Они оказывают сильное влияние на поведе­ние человека. Так, высокие оценки способствуют достижению более высокой успеваемости. Положительное подкрепление – это поощрения, имеющие цель стимулировать желаемое поведение.

Например. Если парень делает комплименты своей девушке, чтобы вызвать ее улыбку, подольше погулять с ней и добивается этого, то и в дальнейшем он будет стараться делать что-то приятное для девушки, чтобы вызвать нужное ее поведение.

Подкрепление может быть также негативнымэто, в первую оче­редь, наказания. Отрицательное подкрепление – это негативная реакция (например, наказание), имеющая целью стимулировать нужное поведение. К примеру, ребенок знает, что если он не соберет игрушки, его лишат десерта. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но часто не сообщает, что делать. Оно не дает человеку возможность на­учиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению. Наказание может временно подавлять нежелательное пове­дение, но поведение, за которое наказали, может опять появить­ся, как только исчезнет вероятность быть наказанным. Пример: Ребенок, которого отшлепали за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может за­платить штраф и продолжать свободно превышать скорость, ког­да поблизости нет патруля с радаром. Поэтому Скиннер реко­мендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для формирования желательного поведения и устранения нежелательного.
Вспомните примеры из своей жизни, когда по отношению к вам применялись положительное и отрицательное подкрепление. Подумайте, какие из них были более действенными.
Практическое применение бихевиоризма.
Сфера применения бихевиоризма велика: Психофармакология или изучение влияния лекарственных средств на поведение; Образовательные технологии, влючающие приборы программного обучения и системы управления в классе; Промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих; Терапевтическое лечение психологических проблем (алкоголизма, наркомании, детского аутизма, фобий, расстройств питания и т.д.); Обучение навыкам общения, уверенности в себе
Задание 2. Упражнение «Изменение собственного поведе­ния»

Вы можете повлиять на собственное поведение. Попро­буйте записать время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия. Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить боль­ше времени. В течение недели каждый раз вы уделяете время этому делу и даете себе какое-то поощрение: сладкое, главу занимающей вас книги, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действи­тельно хотите.

Понаблюдайте, возрастет ли время, уделяемое этому занятию. Подумайте, каковы возможные причины этого (если они есть).
Гуманистическая теория личности
Основные принципы гуманистической психологии.
 Может ли любой человек стать личностью с большой буквы? А если человек этого не хочет?



Абрахам Харорльд Маслоу

(1908-1970)


Термин «гуманистическая психология» был предложен группой ученых, которые в нача­ле 60-х годов под руководством американского психолога Абраха­ма Маслоу объединились с целью создания альтернативы двум наиболее важным течениям в психоло­гии — психоанализу и бихевиоризму.

Гуманистическая психология уходит корнями в экзистен­циальную философию. Экзистенциалисты (от англ. existence — суще­ствование) полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все сто­им перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда: «Жизнь есть то, что мы из нее делаем». Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действо­вать в собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множе­ства других навязанных себе неприятных чувств.


Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что при полной, казалось бы, свободе сделать выбор довольно нелегко? Приведите пример.
Психологи-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманисти­ческая психология в качестве основной модели личности принима­ет ответственного человека, свободно делающего выбор среди пре­доставленных возможностей. Французский писатель-экзистенциа­лист Жан Поль Сартр утверждал «Я есть мой выбор».
Как вы понимаете эти слова Сартра?
Концепция становления.
Наиболее важное положение гуманистической теории: концепция становления. Суть ее заключается в представлении о том, что человек всегда находится в процессе становления. Студент стар­ших курсов университета существенно отличается от придающего большое значение своей внешности, хихикающего подростка, каким он был 4 года назад. А еще через 4 года он может стать совершенно другим человеком благодаря тому, что освоит новые сферы жизни, например станет родителем или сделает профессиональную карье­ру. Таким образом, будучи свободным существом, человек ответ­ственен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Люди, отказывающиеся от реализации своих возможностей, постоянного развития личности, отказываются рас­ти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности пол­ноценного человеческого существования. Тот, кто отказывается при­нять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что гуманистические психологи называют предательством.


Почему в данном случае речь идет о предательстве?


Вы помните положение Фрейда о том, что отсутствие контро­ля над инстинктивными импульсами приводит к разрушительным последствиям: уничтожению других людей или самого себя. Т.е. человек изначально плох. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что при­рода человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтраль­на. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если на вас нападут с целью ограбления во время вечерней прогулки в парке. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются резуль­татом неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то наследственных пороков. Он полагал, что по самой природе в каж­дом человеке заложены потенциальные возможности для позитив­ного роста и совершенствования.

Признание приоритета творческой стороны в человеке являет­ся, возможно, самым значимым концептуальным положением гу­манистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он признавал, что большинство людей теряет это качество. К счастью, некоторые люди сохра­няют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это каче­ство, способны со временем восстанавливать его.


Как вы думаете, почему так важно сохранить свое твор­ческое начало?

Самоактуализация.
Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достигнув вершины реа­лизации наших потенциальных возможностей. Маслоу говорил: «Музыканты должны играть, художники — рисовать, поэты — со­чинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире самими собой. Они должны быть верны своей природе». Человек, достиг­ший этого высшего уровня, добивается полного использования сво­их талантов, способностей и потенциала личности.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений ис­кусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы са­моактуализации очень разнообразны.

Многие люди не видят своего потенциала; они не знают о его суще­ствовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем са­мым уменьшая шансы для самоактуализации. Маслоу же, на основе своих исследований, пришел к выводу, что большинство людей (если не все) нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его.
Согласны ли вы с выводом Маслоу?
Важным для психологии было создание Маслоу пирамиды потребностей – стимулирующие деятельность и поведение человека. Им будет посвящена отдельная тема.
Задание 3. Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу.

Инструкция. Отвечая на вопросы, будьте, пожалуйста, макси­мально откровенны - результаты вы будете интерпретировать сами, поэтому нет смысла скрывать свое истинное мнение. Вы отвечаете на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу:

1 - не согласен, 2 - частично не согласен,

3 - частично согласен, 4 - согласен.
1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2. Я чувствую, что должен делать то, что ждут от меня другие. (М).

3. Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять.

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю: (М).

6. Я не принимаю свои слабости. (М).

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

8. Я боюсь неудач.

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы. (М).

10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил. (М).

12. Я могу выразить свои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

13. Я не обязан помогать другим. (М).

14. Я устал от страхов и неадекватности. (М).

15. Меня любят, потому что я люблю.

Обработка и выводы.

Подсчитайте полученные баллы: первый вариант ответа – 1 балл, второй – 2 балла, третий – 3 балла, четвертый – 4 балла.



Но. Значок «М», следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общей суммы, оценка по этому пункту будет инверсной (подсчитываться наоборот), например 1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = I.

Сложите полученные баллы

Чем  выше  получился  балл,  тем  более  актуализированной личностью вы можете себя считать. Минимальное значение - 15 баллов, максимальное - 60 баллов.
Практическое применение гуманистической психологии.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

При этом сам терапевт является гармоничным, целостным и искренним во взаимоотношениях, полностью самим собой,  а клиент должен чувствовать персональную ответственность за свой личностный рост.


Другие психологические теории личности.
Помимо рассмотренных выше существует множество других теорий личности. Каждая из них предлагает свое понимание структуры личности, главных движущих сил ее развития, причин возникновения трудностей и путей достижения удовлетворения от жизни. Примеры некоторых теорий:

    • Индивидуальная психология А. Адлера

    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма

    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга

    • Транзактный анализ Э. Берна

    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса

    • Американская школа экзистенциальной психологии - И. Ялом, Р. Мэй

    • Теория личностных конструктов Дж. Келли

    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер

    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла

    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда

    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник

    • Концепция личности А.Г. Ковалева

    • Концепция личности В.Н. Мясищева

    • Концепция личности К.К. Платонова

    • Концепция личности Б.Г. Ананьева


Новые понятия: теории личности, психоанализ, сознательное, бессознательное, предсознание, Ид, Эго, супе-Эго, бихевиоризм ,респондентное и оперантное поведение, оперантное обусловливание, социальное научение, положительное и отрицательное подкрепление, гуманистическая психология, концепция становления, самоактуализация.
Проверочные вопросы.

  1. Перечислите уровни психики по Фрейду и ответьте, что на них находится?

  2. Опишите природу и функции Ид, Эго и супер-Эго – трех основных личностных структур психоаналитической теории.

  3. Как выглядит структура личности согласно бихевиоризму?

  4. Что такое респондентное поведение? Приведите СВОИ примеры респондентного поведения.

  5. Если мы хотим научить ребенка определенному поведению, почему, по мнению Скиннера, лучше использовать положительное подкрепление, а не отрицательное?

  6. Приведите примеры положительного и отрицательного подкрепления, используемого в вашей жизни.

  7. Как видят структуру личности представители гуманистической психологии?

  8. Для того, чтобы вам полностью самореализоваться, согласно гуманистической психологии, что необходимо сделать? Возможно ли это?

  9. Пройдите тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу (Задание 3). Напишите результаты и сделайте вывод.

  10. Что больше всего влияет на формирование личности человека согласно теориям психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии?

  11. Как вы понимаете слова Поля Сартра «Я есть мой выбор»?

  12. Какое из трех направлений психологии – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология – ближе вашей точке зрения на личность и поведение человека? Почему?

  13. Найдите и опишите структуру личности, выделенную отечественным психологом К.К.Платоновым.


Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания.

Проверочные задания.

Литература и источники.
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000

2. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. –Глава 3. Научение.

3. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2001.

4. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

7. http://psylib.org.ua/books/psiteol/index.htm

8. http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm

9. http://kpip.kbsu.ru/ps/glava10.html

10. http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl12.shtm#1

11. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Psi_Teo/index.php

Это интересно знать



Применение теории бихевиоризма на практике
Борьба с фобиями
В большинстве случаев боязнь чего-либо возникает у человека по следующей схеме. Мальчик, которого укусила злая шавка, начинает бояться всех собак. Хотя собаки его больше не кусают, а некоторые из них даже пытаются с ним подружить­ся, его трясет уже от одного вида собаки. Образ собаки ассоциируется у него с бо­лью, которую причинила ему та шавка. Когда мальчик вырастет, он будет стеснять­ся своего страха и испытывать из-за этого большие неудобства.


Десенси­билизация: терапевтиче­ский метод сня­тия страхов, основан-ный на классическом обусловливании; прово-дится по­этапно с посте­пенным нара­станием ин-тенсивности стимульного воздействия.
Методы классического обусловливания могут помочь ему побороть этот страх. Психолог может попробовать заменить его более приятной эмоциональной реакци­ей. Когда мальчик сидит на коленях у своей мамы, и она его обнимает, ему, скорее всего, спокойно и радостно. И для начала, пока он чувствует себя в полном покое и безопасности, можно заговорить с ним о собаке, показать ему картин­ку с ее изображением. Далее, используя ту же приятную ассоциацию, можно перейти к игрушечной собачке, а затем, наконец, и к настоя­щей. Если психолог достигнет поставленной цели, то постепенно по­явление собаки начнет вызывать у мальчика не болезненные, а прият­ные эмоции.

Такой метод постепенного устранения ассоциаций, вызывающих страх, называется десенсибилизацией. Психологи начали применять десенсибилизацию много лет назад, что­бы помочь людям, которые боялись летать на самолетах, избавиться от этого страха. Этот же метод успешно используется для борьбы с боязнью высоты и толпы.



Нежелательное поведение
Психологи пользуются принципами классического обусловливания, чтобы по­мочь людям избавиться от таких нежелательных привычек, как употребление наркотиков и пристрастие к алкоголю.

Для избавления от пристрастия к алкоголю или наркотикам применяется следующая процедура. Один из методов, использование которого привело к опре­деленному успеху, состоит в том, что к спиртным напиткам добавляют вещество, вызывающее рвоту. При приеме внутрь таких веществ, которые называются эметиками, нормальной рефлекторной реакцией человека является рвота. Если это веще­ство подмешано к алкогольным напиткам и принимается одновременно с ними, то у алкоголика может возникнуть столь сильная ассоциация, что он будет чувствовать тошноту при одном только виде выпивка. Правда, у этого метода имеется одно серьезное ограничение: чрезвычайно трудно уговорить алкоголика согласиться на такое лечение.


В медицине
Людям, страдающим от болезненных симптомов и желающим улучшить свое состояние, классическое обусловливание помогает гораздо лучше, чем алкоголикам. Например, химиотерапия, применяющаяся для лечения рака, часто вызывает такой побочный эффект, как тошнота. У большинства пациентов эта тошнота начинает ассоциироваться с пищей (а не с лекарствами), и они отказываются от нормального питания. Броуберг и Бернштейн (Broberg and Bernstein, 1987) после приема химио-терапевтических средств и перед следующей едой давали детям кокосовые и мускат­ные леденцы. Дети связывали возникавшую у них тошноту с конфетами и ели потом гораздо лучше, чем дети, не получавшие конфет.
Пример из практики психолога: Боюсь экзаменов
Тридцатипятилетняя женщина пятнадцать лет назад бросила институт из-за плохой успеваемости. Каждый раз, когда ей возвращали контрольную работу, она испытывала унижение, так как обычно ее оценка была хуже всех в группе. Теперь она занимается на курсах по психологии в местном муниципальном колледже и ужасно боится сдавать экзамены. И вот преподаватель объявляет, что на следую­щей неделе состоится первая контрольная. Женщина начинает паниковать.

Но ее преподаватель психологии, профессор Олхарт, знает, что за прошедшие пятнадцать лет она научилась отлично разбираться во всех тонкостях игры в бейс­бол. Сначала профессор задает ей несколько вопросов, касающихся бейсбола. Она отвечает прекрасно, очень довольна и гордится собой. Затем ей предлагают корот­кую письменную контрольную на тему бейсбола, и опять она успешно с этим справ­ляется. В конце концов, она сдает экзамен, в который включены вопросы по бейсбо­лу вперемешку с вопросами по психологии.

Ответьте на вопросы:

а. Каким методом пользуется профессор?



б. Почему этот метод помогает женщине избавиться от волнения и боязни эк­заменов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница