Текстуальное изучение художественных произведений



Скачать 86.78 Kb.
Дата08.11.2016
Размер86.78 Kb.


Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература, эстетически осваивая мир, выражает богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Вместе с тем, почти все художественные произведения получают свою ' вторую" жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и т.д. - то есть, художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Такой путь изучения литературного произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате - лучше понять емкий словесный образ. В настоящее время существует большое количество программ и учебников по литературе. Ученик обязан овладеть утвержденным "минимумом" учебного материала, дальнейшее же "вхождение в мир литературы" может осуществляться по выбранному школьником пути. Такое положение диктует необходимость поиска нового средства обучения, которое носило бы полифункциональный характер, давало возможность вариативного использования его материалов и в результате способствовало достижению целей и задач литературного образования вне зависимости от того, по каким программам и учебникам работает учитель-словесник. Именно таким средством обучения может стать учебный CD-ROM по литературе.

Цель создания CD-ROMов и разработки методики их использования - предоставить учителю и ученику самую разнообразную информацию, связанную с творческой деятельностью писателя и жизнью литературного произведения, облегчить их поисковую работу и обеспечить школьникам эффективное усвоение предлагаемого материала. Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом:



  1. Знакомство с творческой биографией писателя.

  2. Текстуальное изучение художественных произведений.

  3. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения в других видах искусства (изобразительном, сценическом, кинематографическом и т.д.)

Очевидно, что каждый из этапов изучения темы, имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, позволяющими почувствовать "власть места". Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, его родных, друзей, близких и современников, а также памятных мест, связанных с творческой деятельностью.

Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова.

Формированию собственных оценок будет способствовать знакомство с разными, противоречивыми точками зрения критиков и литературоведов. Интерпретации литературного произведения помогают найти общие точки соприкосновения между отдельными видами искусства. Именно на этом этапе использование CD-ROMов дает возможность познакомиться с самыми разнообразными материалами: иллюстрациями, сценическими и кинематографическими музыкальными версиями. Естественно, что некоторые из выше названных материалов входят в традиционные средства обучения: печатные пособия, диафильмы и диапозитивы, кинофильмы и магнитофонные записи. Эффективность же размещения их на CD-ROMах определяется спецификой этого средства обучения, позволяющей представить обширный и самый разнообразный материал (текстовый, визуальный, аудиовизуальный) на одном носителе; выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства; "извлечь" любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся; выбрать по своему усмотрению тот или иной шрифт; сделать любой текст озвученным; выйти в Интернет и познакомиться с любой информацией по интересующей теме.

В настоящее время растущий с каждым днем информационный поток уже не может быть интерпретирован лишь в традиционном учебнике и живом слове учителя - именно поэтому столь велика необходимость адаптации имеющихся и разработки новых CD-ROMов, отвечающих целям и задачам изучения литературы и потребностям современного школьника.

Компания «1С» выпустила в серии "Познавательная коллекция" мультимедийную энциклопедию "А.С.Пушкин в зеркале двух столетий". Работа, конечно, проделана колоссальная. Собрать и систематизировать такое количество всевозможной информации среди произведений в различных областях искусства - дело действительно не шуточное. Тем ценнее появление этой энциклопедии.

В световом пятне портрет А.С.Пушкина - работа П.Ф.Соколова. Одухотворенное лицо с внимательными, чуть прищуренными глазами. Как будто поэт слушает, что говорят о нем и его творчестве изображенные вокруг люди: Нащокин, Белинский, Нащокина, Керн, Гоголь. И, почему-то, кажется, что реагирует на эти замечания он тоже по-разному: то снисходительно, то удивленно, то задумавшись. Не удивительно. У каждого из его современников, также как и у нас с Вами, свой Пушкин. Может, с чьим-то мнением Вы абсолютно не согласны или, наоборот, безоговорочно присоединяете свой голос. Осуждаете? Восхищаетесь? Или Вам он совсем не интересен? А может, Вы измените свое мнение, если ближе узнаете, какой же он - Пушкин? Этого, наверное, хотелось бы и авторам этого проекта. Для этого надо всего лишь перенестись ненадолго в ту эпоху, чтобы почувствовать дух того времени. Итак, разрешите Вам представить - Александр Сергеевич Пушкин.… При запуске на экране появляется стартовая картинка - она же является перечнем материалов, входящих в энциклопедию.



Ознакомившись с содержанием материалов, входящих в эту пушкинскую энциклопедию, Вы сами убедитесь, что она дает представление о А.С.Пушкине не только, как о поэте, но и как о человеке. Здесь представлены статьи о А.С. Пушкине его современников и потомков, живописные и скульптурные портреты поэта и членов его семьи, картины, так или иначе связанные с его творчеством и этапами жизненного пути, а также музыка, написанная к произведениям А.С.Пушкина. Всего насчитывается шестьсот восемьдесят статей, охватывающих период с одна тысяча семьсот девяносто девятого года - года рождения поэта - до наших дней.

В этой программе также представлена временная шкала, по ней Вы можете совершить путешествие во времени. Начинаете это путешествие, открыв узорчатые чугунные ворота в левом нижнем углу экрана. Сначала необходимо поговорить о том, как пользоваться поисковой системой этой энциклопедии, какие возможности здесь открываются. Представление о системе поиска интересующего Вас материала дается в тематическом рубрикаторе, куда Вы попадаете через раздел "Подсказки", расположенный на вспомогательной картинке. Чтобы попасть сюда, надо на стартовой картинке энциклопедии нажать на изображение кареты в центральной части левой стороны экрана, над изображением ворот. На этой странице Вы можете запомнить "пройденный" материал, поставить в текст, с которым Вы работаете, при необходимости, закладку, чтобы можно было его быстро найти, а также попасть в Интернет, если у Вас технически предусмотрена такая возможность.



На стартовой странице энциклопедии, нажатием на звездочку, соответствующую выбранной Вами рубрике, Вы получаете на экране перечень материалов по интересующей Вас теме. Выбрав конкретный подраздел, подтвердите свой выбор курсором и нажатием кнопки мыши. Таким образом, каждый раз конкретизируя свой выбор, Вы сужаете область поиска и экономите время. Не забывайте каждый раз подтверждать Ваш выбор. Когда появится изображение идущих часов - начнется поиск нужного Вам материала. В начале программы Вы слышали едкое высказывание о Пушкине. Давайте, для примера, "вычислим" этого господина с собачкой.

На стартовой картине выбираем "Жизнеописание" - зажигаем звезду. Подтверждаем выбор. Получаем перечень тем.Просматривая в нем рубрику "Пушкин в Петербурге в 1831-1837гг.", в тексте, проверяя все, выделенные синим цветом фамилии, доходим до М.А. Корф - это и есть искомый господин с собачкой. Также господина Корфа можно было вычислить по шкале времени. Используя иконку "Текст", выясняем, кто же такой этот М.А.Корф, и в каких отношениях он с Пушкиным.


Все очень просто. В программе есть возможность скопировать и распечатать заинтересовавший Вас текстовый материал, если появляются соответствующие медальоны с буквами "П" и "К", расположенные в верхнем правом углу, на колонне, обрамляющей текст. На левой колонне медальон с буквой "Н" позволяет уйти в настройки и Интернет напрямую, минуя стартовую страницу энциклопедии.

Чтобы ускорить поиск, если Вы совершенно точно знаете название или автора произведения, существует возможность поиска напрямую, введя название в специальную строку ввода, расположенную посредине экрана. Кроме энциклопедических материалов, посвященных поэту, в программе есть прекрасная возможность путешествовать по шкале времени. Открываем нажатием левой кнопки мыши в нижнем углу экрана чугунные ворота - и путешествие начинается... Временная шкала начинается с одна тысяча семьсот девяносто девятого года, охватывает всю его недолгую жизнь, трагически оборвавшуюся после дуэли с Дантесом, и продолжается дальше в творческом наследии поэта: картинах, оперных партиях, кинофильмах до одна тысяча девятьсот девяносто девятого года, года двухсотлетнего юбилея А.С. Пушкина.

Шкала времени знакомит нас с событиями в истории России, свидетелем которых был поэт и отразил их в своем творчестве. С людьми, окружавшими А.С.Пушкина в разные периоды его жизни. Курсором выбираете любого персонажа или событие на появившемся отрезке шкалы и получаете всю интересующую Вас информацию. Часть слов в текстовом материале может быть выделена синим цветом.Это, как правило, фамилии людей, каким-либо образом имеющих непосредственное отношение к поэту, названия географических мест или объектов, связанных с Пушкиным, общественных собраний, куда он входил, или чьи убеждения поддерживал. В приведенных текстах произведений Пушкина некоторые существительные и географические названия выделены коричневым цветом. Курсор и левая кнопка мыши дадут Вам ссылку, объясняющие эти термины, или указывают расположение географического объекта.

Вверху страницы, над шкалой, на разбросанных в воздухе листках - произведения, написанные Пушкиным. В том числе первые, написанные и опубликованные стихи поэта. В пятнадцать лет у А.С.Пушкина опубликовано стихотворение "К другу стихотворцу", а в восемнадцать - уже известная всем ода "Вольность", а в девятнадцать - не менее известное - "К Чаадаеву". К двадцати трем годам Пушкин уже написал "Руслана и Людмилу", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник". Здесь же, на шкале времени, представлены все фильмы, поставленные по произведениям А.С.Пушкина.Если обратиться к иконке с текстовыми документами, то Вы можете узнать, кто снял фильм, кто играл в нем. А если открыто окошко "Видео, то Вы сможете увидеть фрагменты этого фильма, или его повторной экранизации.


А на отрезке шкалы, отражающем наше время, Вы кратко ознакомитесь с теми достижениями науки и техники, культуры и политики, которыми обогатилась Россия нынешняя, с чем она подошла к двухсотлетию поэта. Выход из временной шкалы в стартовую картинку осуществляется через ворота, внизу экрана, в центре.И еще несколько слов о шести мультимедийных иконках внизу экрана. Они являются своеобразными окнами, через которые Вы можете заглянуть в мир поэзии, музыки, в различные жанры изобразительного искусства,послушать отрывки из произведений А.С.Пушкина в исполнении истинных мастеров художественного чтения. В "Видео" Вы можете посмотреть отрывки документальной хроники пятидесятых, например, о переносе памятника А.С.Пушкину на другую сторону улицы Тверская.

Выходить из темного просмотрового зала надо через приоткрытую дверь.


А также, воспользовавшись возможностями иконки "Карты", ознакомиться с географической картой путешествий поэта, с планами городов, где он жил один или с семьей.А также просмотреть описания, планы и изображения живописных видов поместий, где протекала жизнь многочисленных родственников А.С.Пушкина. Болдино, Михайловское, Петровское, Тригорское - не правда ли знакомые названия? Курсором можно указать на любое строение на этих планах, и Вы узнаете, где был домик няни Арины Родионовны, а где Остров Уединения, а где "Синий ганнибаловский камень".

Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить спокойно, объективно, без восторга. “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами”, – писал А.Твардовский. Путь читателя к Пушкину радостен и труден, и хотелось бы, чтобы в общении с поэтом школьник увидел подлинное его лицо.



Литература:

1.Гудилина С.И., Кудина И.Ю. «Методические подходы к созданию цикла учебных CD - ROM ов «Литература и другие виды искусства». М., ИОСО РАО,2002.



2.Кудина И.Ю. Курушин А.А. «Методические подходы к отбору материалов для учебных CD - ROM ов по литературе» в сб. «На пути к 12-летней школе», М., 200Пушкин в зеркале двух столетий



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница