Технология разработки спецификаций бортовых алгоритмов системообразующего ядра самолета



Скачать 33.14 Kb.
Дата27.04.2016
Размер33.14 Kb.

УДК 004.896(06) Интеллектуальные системы и технологии


А.П. АБРАМОВ, Д.Г. ВЫДРУК, Б.Е. ФЕДУНОВ1

Московский авиационный институт (государственный технический университет),

1ФГУП ГосНИИ авиационных систем, Москва.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИФИКАЦИЙ БОРТОВЫХ АЛГОРИТМОВ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ЯДРА САМОЛЕТА
Предлагается компьютезированная технология проектирования спецификаций БЦВМ-алгоритмов и алгоритмов деятельности экипажа системообразующего ядра самолета, поддерживаемая компьютерными системами ЛоТА, Борт, ГРО-оценка.
Существующие методы разработки спецификаций бортовых алгоритмов слабо формализованы и в качестве основного носителя информации используют бумажную документацию.

  1. Этапы разработки спецификаций алгоритмов системообразующего ядра самолета.

Сложившаяся в настоящее время технология разработки спецификаций БЦВМ-алгоритмов и алгоритмов деятельности экипажа включает в себя следующие этапы:

    1. Разрабатывается естественно-языковой технический документ «Логика работы системы «экипаж – бортовая аппаратура»». Текст документа обычно структурируется по типовым ситуациям функционирования проектируемого самолета (например, дальний воздушный бой) и их проблемным субситуациям. Для контроля семантической целостности этого технического документа разрабатывается компьютерная система «Логика – Текст – Анализ» (ЛоТА).

    2. На основе сертифицированной системой ЛоТА «Логики работы системы «экипаж – бортовая аппаратура»» разрабатываются спецификации бортовых алгоритмов системообразующего ядра самолета, включающих в себя БЦВМ-алгоритмы и алгоритмы деятельности экипажа (АДЭ). Для поддержки данного этапа проектирования разрабатывается компьютерная система «Борт».

    3. Оценка реализуемости спроектированной спецификации бортовых алгоритмов: для БЦВМ-алгоритмов - на бортовой цифровой вычислительной системе; для АДЭ - экипажем. Этап в части АДЭ обеспечивается разработанной компьютерной системой «ГРО-оценка».

    4. Оценка эффективности разработанной спецификации бортовых алгоритмов. Этап обеспечивается системой компьютерных имитационных математических моделей типовых ситуаций функционирования самолета и имитационной математической моделью алгоритмов уровня оперативного целеполагания (первый глобальный уровень управления самолетом), в которой обязательно задействован экипаж.

Компьютерные системы, обеспечивающие поддержку проектирования на соответствующих этапах, разрабатываются для использования как по отдельности, так и в единой системе (предусматривается обмен данными между компьютерными системами).

  1. Компьютерная система «Борт».

Проект компьютерной системы «Борт» направлен на создание системы поддержки процесса проектирования спецификаций бортового интеллекта, позволяющей улучшить качество проектируемых спецификаций, уменьшить временные затраты на их разработку и многочисленные согласования. Система «Борт» представляет собой интегрированную среду проектирования, содержащую интерфейс проектировщика, диалоговые процедуры для проектирования, процедуры взаимодействия с базой данных, процедуры проверки полноты и согласованности данных, процедуры оценки реализуемости, базу данных, интерфейс администратора, процедуры сопровождения проектирования и процедуры поддержки работоспособности.

  1. Компьютерная система «ГРО-оценка».

Компьютерная система «ГРО-оценка» предназначена для автоматизации процесса оценки реализации АДЭ, представляемых через граф решений оператора (ГРО). На основе введенного ГРО в системе рассчитывает время, затрачиваемое летчиком на каждый алгоритм его деятельности, среднеквадратическое отклонение этого времени и аналогичные параметры для каждой ветки графа и любых заданных отрезков внутри ветки ГРО; оптимальное размещение операций слежения на графа решений летчика. Система показывает узкие места графа.

Заключение.

Этап проектирования спецификаций осуществляется путем создания и согласования текстов на естественном языке. Для такой технологии характерна: неполная проработка отдельных составляющих спецификации; отсутствие достоверного контроля за полнотой представленной спецификации и за возможность ее реализации; отставание документации от текущего состояния разработки; несогласованность информации в различных технических документах. Такая технология приводит к большим затратам времени.



Для улучшения качества проектируемых спецификаций необходимо изменение технологии проектирования путем внедрения в процесс проектирования компьютерных систем его поддержки.


ISBN 5-7262-0633-9. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2006. Том 3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница