Технологические исследования позолоты



Скачать 207.38 Kb.
Дата09.05.2016
Размер207.38 Kb.



Технологические исследования позолоты.
Введение.

Комплексные обследования отделочных материалов были выполнены в составе следующих томов:

В данном приложение приведены результаты по обследованию позолоты на основании согласованных ранее исследовательских материалов.

В процессе натурных исследований:



  1. Была выполнена фотофиксация основных дефектов материалов отделки помещений .

  2. Произведен отбор проб образцов отделочных материалов.

  3. Были проведены лабораторные исследования отобранных образцов.

Нумерация помещений представлена по планам ПИБ и перечню предметов охраны.

Все обследования проводились в эксплуатируемом здании. Отбор образцов осуществлялся с поверхности пола или стремянки.


Зрительный зал (помещение 17).

Роспись круглого плафона зрительного зала с лепной композицией в центральной части имитирует ротонду с балюстрадой, увитой растениями цветочными гирляндами. На плафоне – изображение музицирующих путти. Падуги над порталом, угловые паруса украшены росписью с архитектурными и растительными мотивами.

Лепной карниз отделяет плафон от падуги, в которую вписаны проемы с распалубками овальные вентиляционные отверстия с лепным обрамлением.

В ходе проведения натурного обследования были выявлены трещины разного направления, проходящие по элементам декора потолка, по карнизу, по штукатурной отделке падуги и стенам помещения лож 3-го яруса, сколы на профилированных элементах промежуточного карниза под падугой, многослойное окрашивание элементов декора с утратой пластики декора.

Директорские (особые ложи) оформлены в виде экседр с обрамлением в виде барочного портика с 3/4 -ми колоннами, с разорванным фронтоном и картушем с растительным орнаментом в завершении.

Арочный проем с архивольтом и замковым камнем в виде маскарона декорирована импостом, кронштейнами. Поле арки декорировано лепной раковиной, розеткой и филенками. Поле потолка лож оформлено в виде кессонов штукатурным раствором белого цвета. Оштукатуривание потолка за конхой (в глубь ложи) оштукатурено раствором белого цвета по драни. Стены лож гладко оштукатурены раствором белого цвета и окрашены.

В ходе проведения натурного обследования элементов отделки особых лож были выявлены следующие дефекты:


  • Развитие волосяных трещин по штукатурной отделке стен, по полю потолка и кессонированной части потолка, по элементам архитектурного декора (например по карнизу), по элементам лепного декора.

  • Сколы на элементах архитектурного декора, окрашенные без восполнения утрат.

  • Неаккуратное нанесение верхнего красочного покрытия.

  • Потертости красочного слоя на элементах лепного декора.

На уровне бенуаров под особыми ложами находятся балконы с деревянными филенчатыми ограждениями, фланкированные филенчатыми пилястрами композитного ордера с растительным орнаментом. В ходе проведения натурного обследования материалов отделки выявлены следующие дефекты оформления балконов:



  • Сколы на элементах архитектурного и лепного декора, на гладких поверхностях отделки балконов.

  • Сколы на элементах архитектурного декора, окрашенные без восполнения утрат.

  • Потертости красочного слоя, местами утраты красочного слоя.

  • Повсеместные загрязнения поверхности стен пылью, бытовой грязью.

Ограждение бенуара декорированы лепными профилями и пальчиковым орнаментом с растительными мотивами.

Ограждение лож бельэтажа - деревянные, декорированы лепным поясом растительного характера, филенками с профилированным обрамлением, картушами с вставками, расписанными под мрамор и лепными рельефными композициями растительного характера.

Деревянные ограждения лож 2-го яруса декорированы лепными орнаментальными поясками, профилями и филенками с выкружками и рельефными композициями в виде тирса, пальметт и растительных завитков.

Деревянные ограждения лож 3-го яруса декорированы лепными профилями и фигурными филенками с рельефным декором растительного характера, гирляндами, картушами, вставками, расписанными под мрамор.

Отделка лож выполнялась известково – гипсовым и гипсовым раствором по дранке. В качестве крепежных элементов были использованы кованые гвозди.



В ходе проведения натурного обследования состояния материалов отделки были выявлены следующие дефекты ограждения лож:

    • Сколы штукатурных элементов ограждения и сколы на фрагментах ограждения, выполненных их гипса, обнажение армирующих элементов – щепы.

    • Некоторые сколы окрашены без восполнения утрат декора.

    • Утраты отделки ограждения до дранки на ограждение лож бенуара.

  • Потертости красочного слоя на элементах ограждения. Потертости и утраты покрытия позолотой.

    • Трещины разного направления по штукатурной отделке и элементам из гипса.

    • Трещины по красочному слою ограждений.

    • Следы протечек на отделке лож бельэтажа, деструкция штукатурного и гипсового основания, утраты красочного слоя.

  • Многослойное окрашивание поверхности отделки без расчисток от предыдущих красочных наслоений, потеря пластики декора.

  • Повсеместные загрязнения поверхности стен пылью, бытовой грязью.

Стены в бельэтаже, в ложах бенуара, в ложах 2-го и 3-го яруса гладко оштукатурены раствором белого цвета и многослойно окрашены. В ходе проведения натурного обследования были выявлены следующие дефекты штукатурного отделки стен и потолков лож:

  • Развитие волосяных трещин по штукатурной отделке стен и потолков.

  • Выявлены утраты связи штукатурной отделки стен с основой, определенные методом простукивания.

  • Повсеместные загрязнения поверхности стен пылью, бытовой грязью.



Лабораторные исследования.
Бенуар.





Образец № 39

Ограждение бенуара. Декор – стрелка. Завершение.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета без примесей.




Отделочные слои

Связующее, наполнитель




  1. Грунтовка с пропиткой коричневого цвета на масляной основе

  2. Слой белого цвета - свинцовые белила на масляной основе

  3. Желтый на масляной основе

  4. Слой бронзировки

  5. Розовый, бл к S2010-Y50R, на масляном связующем

  6. Подготовка на клее-масляной основе

  7. Слой бронзировки

  8. Подготовка белого цвета на масляной основе

  9. Желтый на масляной основе

  10. Слой бронзировки на масляном лаке

  11. Подготовка белого цвета на масляной основе

  12. Слой желтого цвета – подготовка под металлическую отделку

  13. Слой лака светло желтого цвета

  14. Металлическая отделка – позолота.

С другой стороны образца после слоя №3 имеется слой розового цвета бл к S0505-Y70R, на масляном связующем





Бельэтаж.





Образец № 59

Ограждение бельэтажа. Поле золоченого декора за светильником.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета без примесей.




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



Тыльная сторона образца

  1. Слой белого цвета - свинцовые белила на масляной основе

  2. Слой бронзировки

  3. Подготовка на клее-масляной основе

  4. Слой желтого цвета – подготовка под металлическую отделку

  5. Слой бронзировки

  6. Подготовка белого цвета на масляной основе

  7. Подготовка белого цвета на масляной основе

  8. Слой желтого цвета – подготовка под металлическую отделку

  9. Слой лака светло желтого цвета

  10. Металлическая отделка – позолота.






Образец № 58

Ограждение бельэтажа. Растительный декор. 6

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета без примесей.




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Слой белого цвета - свинцовые белила на масляной основе

  2. Слой кремового цвета на масляной основе

  3. Белый на масляной основе

  4. Желтый – подготовка под металлическую отделку

  5. Слой лака желтого цвета

  6. Металлическая отделка - позолота



2 - й ярус.






Образец № 64

Балкон 2-го яруса. Декор в районе ложи 10. Гладкое поле за светильником.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Желтый на масляной основе – подготовка

  2. Обмазка белого цвета на масляной основе

  3. Желтый на масляной основе – подготовка

  4. Красный на масляной основе – подготовка

  5. Металлическая отделка – позолота







Образец № 65

Балкон 2-го яруса. Декор в районе ложи 9. Гладкое поле за светильником.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Грунтовка под металлическую отделку белого цвета - свинцовые белила

  2. Слой светло желтого цвета на масляной основе

  3. Белый на масляной основе

  4. Металлическая отделка – бронзировка на масляном лаке

  5. Белый на масляной основе

  6. Слой желтого цвета на масляной основе

  7. Металлическая отделка – позолота


3 ярус.





Образец № 75

3 ярус. Декор падуги.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета с пропиткой на масляно основе




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



Фрагмент 1.



Фрагмент 1.

  1. Слой белого цвета – свинцовые белила

  2. Белый, на масляном связующем

  3. Бежевый, бл к S3020-Y, на масляном связующем

  4. Желтый, бл к S1020-Y20R, на масляном связующем

  5. Розовый

Фрагмент 2.



  1. Слой белого цвета – свинцовые белила

  2. Белый, на масляном связующем

  3. Слой желтого цвета – подготовка под золочение

  4. Слой лака на масляной основе с добавкой шеллака

  5. Металлическая отделка – позолота.



Балкон под директорской ложей.






Образец № 52

Балкон под директорской ложей. Декор на филенке на тумбе справа.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета без примесей.




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Слой белого цвета - свинцовые белила на масляной основе

  2. Слой светло желтого цвета на масляной основе – подготовка под металлическую отделку

  3. Металлическая отделка – бронзировка

  4. Фрагменты лака желтого цвета на масляной основе

  5. Подготовка на клее-масляной основе

  6. Белый на масляной основе

  7. Желтый – подготовка под металлическую отделку

  8. Слой лака желтого цвета

  9. Металлическая отделка - позолота







Образец № 51

Балкон под директорской ложей. Декор на филенке пилястры.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета без примесей.




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Слой белого цвета - свинцовые белила на масляной основе

  2. Слой светло желтого цвета на масляной основе – подготовка под металлическую отделку

  3. Металлическая отделка – позолота

  4. Слой лака желтого цвета

  5. Белый на масляной основе

  6. Слой светло желтого цвета на масляной основе – подготовка под металлическую отделку

  7. Металлическая отделка - позолота



Особая ложа.





Образец № 141.

Декор под колонной на пояске



Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовое основание белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель



  1. Грунтовка белого цвета на клее-масляной основе

  2. Слой лака желтого цвета

  3. Металлическая отделка - бронзировка

  4. Слой белого цвета на масляной основе

  5. Желтый на масляной основе

  6. Металлическая отделка – бронзировка

  7. Желтый на масляной основе

  8. Металлическая отделка - позолота







Образец № 147.

Декор кронштейна с позолотой

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсово –известковый раствор белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель




  1. Тонкий слой белого цвета – свинцовые белила на масляной основе

  2. Белый на масляном связующем

  3. Тонированный белый – голубой на масляном связующем

  4. Подготовка желтого цвета на масляном связующем

  5. Металлическая отделка – позолота.






Образец № 148.

Декор кронштейна. Валюта.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовый раствор белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель




Фрагмент 1.

  1. Тонкий слой белого цвета – свинцовые белила на масляной основе

  2. Белый на масляном связующем

  3. Тонированный белый – голубой на масляном связующем

  4. Подготовка желтого цвета на масляном связующем

  5. Металлическая отделка – позолота.

Фрагмент 2.



  1. Тонкий слой белого цвета – свинцовые белила на масляной основе

  2. Белый на масляном связующем

  3. Тонированный белый – голубой на масляном связующем

  4. Поновительские красочные слои на клеевой основе






Образец № 149.

Бусина на карнизе.

Основание

Вяжущее, наполнитель

Фото

Гипсовый раствор белого цвета




Отделочные слои

Связующее, наполнитель




  1. Тонкий слой белого цвета – свинцовые белила на масляной основе

  2. Белый на масляном связующем

  3. Металлическая отделка – бронзировка на масляном лаке

  4. Белый на масляном связующем

  5. Слой желтого цвета – подготовка под металлическую отделку

  6. Металлическая отделка – бронзировка

  7. Белый на масляном связующем

  8. Металлическая отделка – бронзировка

  9. Белый на масляном связующем

  10. Слой желтого цвета – подготовка под металлическую отделку

  11. Слой лака желто-коричневого цвета на масляной основе

  12. Металлическая отделка – позолота.




Выводы по результатам лабораторных исследований:

В ходе проведения лабораторных исследований установлено:


  1. Стены помещения зрительного зала, особой ложи оштукатурены раствором белого цвета на известково-гипсовом вяжущем. Добавка гипса 10-20%. В качестве наполнителя использован кварц-полевошпатовый песок основной размерной фракции 0,2-0,5 мм. Соотношение вяжущее: наполнитель составляет ориентировочно 2 к 3.

  2. На образцах, отобранных с распалубки на дверью, с обрамления падуги, с карниза выявлены штукатурные растворы белого цвета на известковом вяжущем с добавкой гипса (до 20%). В качестве наполнителя использовался кварц-полевошпатовый песок основной размерной фракции 0,2-1 мм. Соотношение вяжущее: наполнитель составляет ориентировочно до 9 к 1.

  3. В ходе проведения стратиграфического анализа красочных слоев установлено:

  • Окраска стен и элементов архитектурного и лепного декора проводилась красками на масляном связующем.

  • Колеры слоев представлены в таблицах для каждого образца.

  • Позолоченные на момент обследования элементы лепного декора были бронзированы. Бронзировка проводилась на подготовку на масляной основе.

  • Дальнейшая позолота осуществлялась по подготовке на масляной основе.


ЗОЛОЧЕНИЕ ПО ГИПСУ НА МАСЛЯНОМ ЛАКЕ "МОРДАН"
1. Подготовительные процессы

Поверхность под позолоту необходимо очистить от грязи и пыли, снять старую позолоту и бронзировку, произвести проверку и исправление всех деталей, подлежащих золочению.

Очищенную и исправленную гипсовую поверхность зачистить водоустойчивым наждачным полотном среднего зерна, обмести сухой кистью и закрепить горячей натуральной льняной олифой (1 раз).

2. Приготовление клея и прокаливание

При проклеивании мездровым клеем первый раз проклеивание производить более слабым клеевым раствором - на один литр воды взять 100 г клея.

Второй раз проклеивание производить более крепким раствором - на 1 литр воды взять 165 г клея.

Перед приготовлением клеевого раствора мездровый клей замочить в воде и когда он размокнет, поставить на ровный огонь в водяной бане и распустить.

Проклеивание производить горячим клеевым раствором.

Клей из поливинилового спирта предназначен вместо столярного или мездрового клея для проклеивания деревянных поверхностей и приготовления левкаса.

Преимущество клея из поливинилового спирта состоит в том, что он не подвергается загниванию, его можно заготовить для длительного хранения и использовать в холодном виде.

Левкас, приготовленный на клею из поливинилового спирта обладает большой эластичностью и не растрескивается, хорошо полируется, лищуется и цируется.

Для приготовления клея из поливинилового спирта необходимо накануне варки замочить по 70-80 г порошка ПВС на каждый литр воды и варить на водяной бане при постоянном помешивании в течение 8 часов.

Для проклеивания брать 7% раствор клея, для второго проклеивания 8% раствор клея.

Приготовленный клеевой раствор перелить в стеклянную посуду (бутыль или банку) и плотно закрыть притёртой пробкой.

ПВС является биостатиком.



3. Левкас и шпаклевка

Когда профилированная и проклеенная поверхность просохнет, приступить к левкашению.

Количество слоев левкаса зависит в каждом отдельном случае от состояния поверхности и вида золочения. Левкасят от 2-х до 9 раз. Приготовляется левкас из столярного клея или раствора поливинилового спирта и мела.

100 г столярного клея замочить с вечера в одном литре воды, когда клей размокнет, подогреть на водяной бане пока клей не расплавится.

В теплый, но ни в коем случае не горячий, раствор клея просеять плавленный мел через сито в 3600 отв/см2, на толщину слоя 10-15 мм. На 1 объем клея брать 3 объема мела. Клей мешать нельзя. Весь мел должен пропитаться постепенно клеем и только тогда можно его размешать до состояния однородной массы.

Хорошо приготовленный левкас должен стекать с кисти в виде длинных нитей.

При приготовлении левкаса нельзя клеевой раствор доводить до очень горячего состояния или кипения, т.к. на поверхности могут появиться пузыри, которые при дальнейшей обработке поверхности левкаса превратятся в мелкие отверстия, что является браком в работе.

Левкас из столярного клея перед употреблением процедить через сито в 3600 отв/см2 и хранить не более 3-х суток в прохладном месте и в стеклянной или глиняной посуде.

Во время работы посуду с левкасом из столярного клея поставить в ванну (типа клеянки) с горячей водой, чтобы он не загустел. По окончании работы левкас накрыть мокрой холщевой тканью.

При приготовлении левкаса из раствора поливинилового спирта пластифицировать его натуральным медом (2 ст. ложки на ведро). Для нижних слоёв левкаса брать 8% раствор клея, для верхних - 7% раствор ПВС. Левкас из ПВС подогревать только для 1-2 слоёв на водяной бане.

Если на подготовляемой под позолоту поверхности имеются изъяны в виде выбоин, трещин и т.п. их следует подмазать шпаклевкой.

Шпаклевку подготовить из меда и клея, как и левкас, но более густой, типа замазки.

Пролевкашенную поверхность расчистить специальным инструментом для выявления рисунка залитого левкасом.

После расчистки рисунка всю поверхность зачистить и отлишевать. Чистить и лишевать пемзой, а потом хвощём или холстинкой с водой и посушить.

Высушенную поверхность отшлифовать мелким наждачным полотном и обмести сухой кистью или флейцем.

Обработанная поверхность должна быть абсолютно гладкой, фарфоровидной, чистой, белой и не блестящей.



4. Покрытие поверхности спиртовым шеллачным лаком

Отшлифованную поверхность покрыть за 2 раза спиртовым шеллачным лаком.

Спиртовой лак приготовить из спирта ректификата и шеллака. На один литр спирта ректификата насыпать 150-200 г. шеллака.

Перед нанесением на поверхность в спиртовой лак добавить золотистой охры и процедить через сито в 3600 отв/см2.



5. Покрытие лаком

Загрунтованную поверхность отшлифовать наждачным полотном и покрыть за 2 раза лаком ПФ 283.



6. Покрытие лаком "Мордан"

После просушки последнего слоя лака приступить к нанесению на поверхность, подлежащую золочению, специального лака, который называется лаком "Мордан".

Лак наносить кистью и растирать тампоном из ваты до тонкого слоя "досуха".

Для каждого раза растирания брать чистую вату. Отработанную вату залить водой в ведре или металлическом баке и удалить с места работы во избежание пожара.

К золочению приступить через 10-12 часов после нанесения лака "Мордан". Этот интервал определяется в каждом отдельном случае в зависимости от температуры воздуха и влажности в помещении.

Покрывать "Морданом" только тот участок, который назначен для позолоты в течение рабочего дня.


7. Золочение

Прежде, чем приступить к накладке золота, следует проверить состояние "Мордана". Для этого положить лист золота, протереть тампоном из ваты и посмотреть: если золото легло ровным слоем и имеет блестящую поверхность, значит золотить можно. В том случае, когда получается матовый вид золота, необходимо подождать с его накладкой, т.к. лак "Мордан" еще не достиг рабочего отлипа.

Если лак потерял необходимый отлип, золото при располировке ватой будет сниматься и тогда позолоту следует приостановить и после того, как лак "Мордан" окончательно высохнет - "заморданить", т.е. покрыть лаком "Мордан" вновь.

Накладка золота производится также, как и при золочении по металлу.

Накладка золота производится двумя способами:

а) при золочении больших, гладких поверхностей золото накладывают прямо "с книжки" целыми листами;

б) при золочении орнаментованных поверхностей золото выдувают из книжки на специальную подушку (из замши), а потом золотарным ножом режут на отдельные части (строфья) и при помощи веерообразной лапки, изготовленной из беличьего хвоста переносят на поверхность предназначенную для золочения.

После накладки золото прижать, а затем располировать тампоном из ваты, а в глубоких местах рельефа приторцевать мягкой кистью (притычкой).

Накладывать золото обязательно в нахлестку, а в местах его разрывов и трещин - заделать - "зафликовать".

При золочении "с книжки" линия швов должна быть ровной.

На участках, где проводится золочение - на полу или на настиле лесов, положить плотную бумагу, куда осыпаются отходы золота во время накладки и располировки.

По окончании золочения все отходы вместе с "золотильными" ватками (тампонами) собрать в специально заготовленную тару и сдать на завод вторичной переработки металлов.

Отправление отходов и оформление соответствующих документов, лежат на обязанности отдела Снабжения подрядчика.

При накладке золото следует обратить внимание на его качество. Золото должно быть без всяких примесей инородных металлов. Обнаружив дефекты на золоте, необходимо немедленно его отбраковать или, в случае наклейки на поверхность, все выявленные дефекты, в том числе и вкрапление других металлов "зафликовать", т.е. закрыть кусочками качественного золота. По окончании золочения лак "Мордан" должен окрепнуть в течение 20-25 суток, прежде чем вызолоченный предмет можно сдать в эксплуатацию. В противном случае золото, которое слабо держится на свежем лаке, можно повредить - стереть.


8. Приемка позолоты

Хорошо вызолоченная поверхность не должна иметь пропусков, края позолоты должны быть хорошо закреплены, лак под золотом должен лежать ровным тонким слоем. На поверхности не должно быть никакой "сыпи", что получается при золочении в грязном и пыльном помещении.

Во избежание появления "сыпи" необходимо производить мокрую уборку на лесах и в помещении, где выполняется позолота и, в особенности, во время покрытия масляным лаком при подготовке поверхности под позолоту.
9. Имитация позолоты поталью (бронзировка)

Подготовительные операции аналогичны подготовке под золочение.

Вместо сусального золота используется фольга из сплава меди с цинком различных оттенков.

Для предохранения потали от потемнения после полного высыхания поверхность покрывают светлым лаком.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница