Техника меча и баклера



Скачать 251.36 Kb.
Дата05.05.2016
Размер251.36 Kb.
Техника меча и баклера

Вместе с длинным мечом в качестве основного оружия для тренировок ARMA всегда рассматривала в качестве важного объекта изучения технику меча и баклера. В данной статье мы представляем наиболее всестороннее исследование данного вопроса. Заключения, которые могут быть сделаны на основе приведенных доказательств, во многом удивительны и могут подвигнуть интересующихся к тому, чтобы пересмотреть историческую важность данной техники.

Техника меча и баклера была одной из древнейших и наиболее долго продержавшихся систем европейского фехтования1. Тем не менее в значительной степени она находилась в тени техники фехтования «щит-меч» во времена Средневековья и дуэльного фехтования с кинжалом и рапирой в эпоху Ренессанса. Но в наши дни энтузиасты, изучающие европейские боевые искусства, вновь отдают дань уважения этой эффективной комбинации. В результате наблюдается повторная эволюция знакомой концепции этого разностороннего метода боя.

Хотя фехтование с использованием меча и баклера часто ассоциируется с общим боевым стилем конца 15-начала 16 века, эта техника начала развиваться намного раньше. Она действительно приобрела значение «боевого спорта», но только после того, как в течение долгого времени использовалась в качестве боевой системы самообороны. Собственно сам баклер был в основном инструментом войны, который использовали как рыцари, так и обычные солдаты. Поскольку основным назначением баклера было использование его на войне, неудивительно, что он оказался в конечном счете неприспособлен для гражданского дуэльного фехтования и городских боев в эпоху рапиры.

Но изучение техники меча и баклера осложнено слабым вниманием, проявленным к ней учеными, занимающимися средневековыми войнами и историей фехтования. С одной стороны, она настолько вездесуща, что, казалось бы, не имеет большого значения, а с другой стороны по сравнению с рапирным фехтованием искусство меча и баклера выглядит грубым и бесхитростным. К тому же в то время, как другие щиты изменяли размер и форму, баклер оставался неизменным, таким образом не концентрируя на себе внимания историков. Кроме того он не имел геральдической функции, что также исключало его из некоторых областей исследования.

La Petit Defence (малая защита)

Баклер отличается от щита тем, что щит удерживается на руке с помощью ременных петель, в то время как баклер удерживается за специальную рукоять кулачным хватом. Проследить его историю нелегко, так как очень часто любой круглый щит или малый тарч называется баклером вне зависимости от того, носится ли он на руке или удерживается в кулаке 2. Баклер был маленьким, маневренным щитом, который удерживался в кулаке и использовался для защиты и нанесения ударов. Обычно он был круглым и изготавливался из металла, но встречались баклеры из толстой твердой кожи или слоев дерева (Тарасюк и Блер, стр. 105). Обычно баклеры были круглыми и имели от 8 до 16 дюймов (20-40см) в диаметре, хотя встречались также квадратные, восьмиугольные и трапециоидные образцы.

Существовало множество типов баклеров. Часто на центральном выступе (умбоне) находился шип3 или несколько меньших «зубцов». Они могли быть эффективно использованы в нападении или при отражении атаки противника. В 1631 году Джон Стоу написал, что в привычке пожилых бойцов было использовать шип (8-12 дюймов длиной) «чтобы ломать мечи противников или внезапно атаковать их» (Эйлард, стр. 17). Английское королевское воззвание 1562 года даже жаловалось на «баклеры с длинными шипами на них» (Норман, стр.24), а в поселении Джеймстаун (Вирджиния) был найден баклер с шипом 1607 года. На некоторых баклерах 16 века присутствовали кольца, крюки или полосы, позволявшие улавливать и вырывать оружие противника. Примеры таких баклеров можно увидеть в музее Коллекции Уоллеса в Лондоне (Wallace Collection Museum). Даже вогнутый баклер особой формы, который якобы использовался для отражения ударов рапиры, судя по французскому изображению 1375 года появился намного ранее. Игра света и тени на рисунке явно указывает на его форму, а обилие коротких, сужающихся колющих мечей, бывших в ходу в то время, указывает на правильность такой датировки.

Можно сказать, что популярность меча и баклера в качестве системы боя лежит в простоте. Поскольку комбинация состоит из двух видов вооружения, она служит одновременно для нападения и защиты. Она предоставляла некоторую защиту от метательного оружия и позволяла противостоять более тяжелым образцам вооружения, например топорам и древковому оружию4. Малый размер баклера делал его легким и быстрым. В сочетании с режущим мечом или колюще-режущим оружием им можно было отражать атаки и наносить удары, а кроме того он позволял колоть и рубить в любой плоскости, не ограничивая поля деятельности меча. Еще одно преимущество баклера заключалось в том, что в отличие от деревянных щитов оружие протовника не могло завязнуть в поле щита или повредить его кромку (хотя в тех случаях, когда это случалось, щитовик мог использовать ситуацию себе во благо). На многих сохранившихся изображениях людей, сражающихся мечом и баклером, можно найти аналогии с учебниками по фехтованию длинным мечом, например стойки с оружием: низкая, средняя, высокая, задняя.



Наследие, прошедшее сквозь века

В средневековье баклеры широко использовались как солдатами, так и рыцарями – даже в большей степени, чем щиты. Баклер был менее громоздким и более подвижным, чем щит, его можно было просто повесить на бедро. Мы знаем, что фехтование «меч-баклер» было очень популярным времяпрепровождением в северной Италии, в Германии и в Англии. Исследователь и практик английского исторического фехтования Мартин Дж. Оствик указывал на то, что «самые ранние указания на профессиональных мастеров боя и защиты сходны в одном. Все они ссылаются на школы меча и баклера. Примите во внимание также то, что самый ранний фехтбук посвящен исключительно этой технике, и вы придете к выводу, что фехтование «меч-баклер» является самой древней техникой боя с оружием среди сохранившихся до нашего времени западных боевых искусств»5.

В основном в Европе баклер использовался пехотой. Отряды легких пехотинцев, сформированные из простолюдинов, вооруженных баклерами и мечами или фальшионами и расположенные позади бойцов с древковым оружием, часто использовались в армиях в промежутке с 1100 по 1300 гг. Изобразительные источники раннего средневековья (650-1100 гг.) указывают на то, что баклеры также использовались кельтами, франками и византийской конницей. Медиевист Дональд Кагей сообщает об ордонансах 1363 года, изданных монзонским парламентом Арагона (Crown of Aragon’s parliament of Monzon), в которых описано снаряжение, необходимое пограничным войскам во время активного несения службы. Легкий кавалерист должен был иметь нагрудник, кольчугу, шлем, копье и маленький круглый кожаный щит – a darga de scut6. Баклеры также часто встречаются на средневековых изображениях воинов среднего Востока, но вообще говоря это маленькие круглые щиты для конного боя, удерживающиеся двумя ремнями, в отличие от единственной центральной ручки баклера. Наибольшую эффективность сочетание меча и баклера давало при использовании пешими войсками, например итальянскими пехотинцами-ротулиариями (Rotuliary, c.1475). Вот одно из лучших описаний, данное этой пехоте: «С акцентом, который был сделан на использовании полевых укреплений, связано и появление нового типа пехоты, ставшего популярным в итальянских армиях. Это была так называемая «пехота меча и баклера», первым экспериментировать с которой стал Браччио (Braccio). Они были слабо защищены, подвижны и отлично подходили для рукопашной схватки в наступлении. Этот же тип пехоты уже появился в Испании во время борьбы с Мурами, и воцарившаяся в Неаполе в 1440 году Арагонская династия определенно должна была что-то предпринять в связи с их появлением в Италии в это время»7.

Популярность баклера во все периоды Средневековья несомненна. В Холкхемской иллюстрированной Библии начала 14 века представлены изображения как конных рыцарей, сражающихся мечами и копьями, так и обычных пехотинцев (le commoune gent), вооруженных топорами, фальшионами, копьями и короткими мечами с небольшими круглыми баклерами (Прествич, стр. 115). В Своде законов шведского короля Магнуса Эрикссона, в главе о тяжких преступлениях, есть изображение людей, один из которых вооружен длинным мечом, а второй – мечом и баклером.

В Тренто, в замке Саббионаро-ат-Авио, на фресках 1340 года есть изображения пехотинцев, сражающихся мечами и баклерами. На тосканском рисунке конца 13-го века также изображены воины в шлемах и кольчугах, вооруженные баклерами и мечами. Французский рисунок 1317 года из легенды о св. Денисе (Legende de St. Denis) изображает встречу короля ополченцами которые, помимо прочего, вооружены баклерами (MS Fr. 2090-2. f.129r. Paris). На гравюре 1350 года два спящих швабских воина облачены в кольчуги и частично в пластинчатые доспехи и также вооружены баклерами и мечами (Nicolle, Arms and Armor, p. 191). Астрологический текст позднего 14 века содержит красочную картинку, на которой изображены различные воинские упражнения, проводимые днем на улице, в том числе и фехтование с мечом и баклером (С. Ф. Блек, стр. 132).

Еще на одной иллюстрации из манускрипта, датированного 1300-1350 годами, изображающей охоту на кабана, показаны два охотника, вооруженных мечом и баклером и мечом и плащом (Nicolle, Arms and Armor, p. 191)8. На иллюстрации (1305 г.) битвы при Куртре изображено множество пеших фламандских ополченцев в кольчугах и шлемах с баклерами, при этом ни одного большого щита на изображении нет.

В битве при Айзенкуре в 1415 году единственной документально зафиксированной защитой английских лучников был баклер 1 фута в диаметре (Эдж, стр. 65). Бридпортский призывной лист 1457 года показывает, что множество обыкновенных ополченцев (включая пятерых, что было максимально допустимым числом, женщин) были вооружены мечом и баклером. Аналогично, в описании вооружения солдат Ричарда Глостера (будущего Ричарда III), составленном Домиником Манчини в 1483 году указано: «Меч сопровождается стальным баклером» (Эдж, стр. 128). Одними из главных сторонников такого типа вооружения были испанские пехотинцы начала 16 века. Они сеяли опустошение в битвах по всей Европе, даже среди знаменитых швейцарских пикинеров. Их излюбленной тактикой было приблизиться к строю пик и попробовать поднырнуть под древки, чтобы затем вскочить на ноги посреди вражеских рядов и начать разить противника своими короткими клинками.

В районе 1500 года испанская пехота Гонсальво Кордовского использовала баклеры и короткие колющие мечи, носила стальные каски, наспинники, нагрудники и наголенники (Оман, стр. 63). Знаменитый Макиавелли описал в своей книге 1521 года «Искусство войны» (Arte of Warre), как в 1503 году при Барлете испанские мечники с баклерами разделались со швейцарскими пикинерами: «Когда началась атака, швейцарцы столь мощно ударили врага пиками, что строй того распался. Но прикрываясь своими баклерами, испанцы проворно бросились на швейцарский строй и начали разить их столь яростно, что учинили великую бойню и завоевали полную победу» (Макиавелли, стр. 66). По описанию того же Макиавелли, в битве при Равенне в 1512 году испанцы обрушились на германский строй, «ринувшись на пики или бросаясь наземь, проскальзывая под остриями и добираясь до ног пикинеров». Испанцы «настолько хорошо работали своими мечами, что никто из врагов не выжил бы, не подоспей им на помощь отряд французской кавалерии» (Макиавелли, стр. 70). Эта битва была «одной из многих битв первой четверти шестнадцатого века, в ходе которых меч и баклер более чем явно показали свое превосходство над пикой» (Оман, стр. 110). В 1618 году в Нидерландах Адам фон Брик написал работу, опубликованную в 1625 под названием «Марсово поле» (Mars His Field), "или упражнения с оружием, в картинах изображающее отличную манеру использования баклера, меча и пики..."9

Автор Вильбур Прескотт, описывая искусство войны в Испании времен позднего Средневековья, предполагает, что причиной профессионализма испанской пехоты меча и баклера начала 16 века был, как это неудивительно, значительный опыт, накопленный ими в осадных войнах позднего 15 века, в которых много внимания уделялось мастерству ближнего боя с использованием щита (Прескотт, стр. 26).



Вслед за работами Вегетиуса (влиявшими на все Средневековье и Ренессанс), Макиавелли даже советует всем армиям вооружать своих солдат баклеерами и мечами. Их преимущество в войне с использованием пик заключалось в способности подвижных бойцов приблизиться к противнику, вооруженному длинным оружием. В 1583 году итальянский военный писатель Чезаре д’Эволи сказал, что он предпочитал использовать для отражения ударов пик маленький металлический щит (Энгло, стр. 220).









[1] Слово баклер произошло от старофранцузского bocle, которым обозначался выступ (boss) на щите (умбон). Термин boss происходит от французского термина 12-го века boce, или bocle, который в Испании 12-13 века превратился в bloca (Nicolle, Arms and Armor, стр. 549).

[2] Итало-английский словарь Флорио 1611 года переводит слова Brocchiero, Broccoliero как "баклер, тарч, щит". Хотя его обычно и описывали как схожий с баклером, тарч (targe, targa, adarga) являлся малым деревянным щитом, покрытым кожей, с металлической или кожаной оковкой. На некоторых также присутствовали металлические штыри или шипы. В отличие от баклеров, тарчи носились на руке подобно другим щитам. Обычно они были плоскими, а не выпуклыми. Елизаветинцы (Elisabethians) ссылаются на технику "меча и тарча" ("Sworde and targat"). Слово "тарч" (targe) очевидно произошло от слова target, означавшего маленькую мишень, крепившуюся на манекенах для стрельбы из лука. Некоторые формы стальных щитов времен Ренессанса часто классифицируются как тарчи или итальянские ронделлы (rondella). Несмотря на то, что обычно они ассоциируются с шотландцами, они были в ходу на территории всей Европы. Пик их популярности пришелся на раннее Средневековье, а шотландцы использовали их последними.

[3] Согласно Ливи, латино-английский словарь Т. Томаса 1587 года (Dictionarium Linguae Latinae et Anglicanae) определял умбон как "выступ баклера или щита" (Лондон, Р. Бойл). Томас также упоминал термин Parmularius - "изготовитель баклеров или тарчей, или тот кто использует таковой", а а старо-римский пельт (Pelta) - как "тарч или баклер в виде половины луны; также квадратный тарч или баклер".

[4] Также считается что превосходство баклера над другими щитами кроется в его "приспосабливаемости". Большие щиты могли быть захвачены и оттянуты в сторону топорами или древковым оружием, после чего хозяин щита оказывался крайне уязвим; меньший по размеру, легкий баклер было гораздо сложнее зацепить, а если такое все же происходило, боец всегда мог от него избавиться.

[5] http://albionacademyofarmes.org/essay1.htm

[6] A Government Besieged by Conflict. Доклад сделан Дональдом Кагеем на 13-й ежегодной научной конференции по изучению Средневековья и Ренессанса в Нью-Колледж, Флорида, 16 марта 2002 г.; стр. 34-35.

[7] Michael Mallet. Mercenaries and Their Masters - Warfare in Renaissance Italy. Rowman and Littlefield, Totowa, NJ, 1974, p. 155.

[8] Интересно то, что плащ обернут вокруг руки тем же образом, который стал обычен в 16 веке.

[9] De Wapen-handelinge van schilt, spies, rapiers, en targis. Nae de nieuwe ordere, vanden...prince van Oraignien, Mauritius van Nassauw ... Door Adam van Breen in figuren ... The Hague, Ghedruckt ...door H. Hondius, 1640.



Оружие рыцаря.

Эгертон Кастл написал в 1880 году: «История всех старых школ боя сходна в том, что все они возникли в среднем классе общества» (Кастл, стр. 14). Но хотя историки часто ассоциировали технику меча и баклера с обычными пехотинцами, лучниками и конниками, есть прямые доказательства того, что баклер был также орудием рыцарей и использовался в среде высших классов воинского общества Средневековья. Пролог Чосера (Chaucer’s Prologue)1386 года, например, говорит в 588 строке о Миллере «с мечом и баклером у бедра» (A swerd and a bocler baar he by his side), но кроме того в строке 122 описывает и молодого рыцаря с тем же вооружением (“by his syde a swerd and a bokeler”).

Средневековые источники указывают на вездесущность круглых баклеров. Рыцарь, вооруженный им, изображен на надгробии середины 13-го века в Малверском аббатстве в Ворчестере, Англия. На картинке из манускрипта, изображающей рыцарей, сражающихся пешими на мосту в Сейне в 1346 году, передний боец вооружен мечом и шипастым металлическим баклером; на аналогичном изображении из Национальной библиотеки Парижа то же оружие использует пеший рыцарь в битве св. Омерлата в начале 14 века (но ни на одном из изображений нет щитов большего размера). Красочный манускрипт из Национальной библиотеки Парижа изображает рыцарей, убивающих крестьян во время восстания 1358 года во Франции, при этом некоторые из них вооружены баклерами и мечами. В кафедральном соборе Пистойи, Италия, на серебряном алтаре 1376 года изображен рыцарь в доспехах того времени с мечом и баклером (Эдж, стр. 75)

На рисунке «Воскрешение» с требонского алтаря (1385-90 гг, Национальная галерея, Прага), изображена фигура рыцаря в кольчуге и частично в пластинчатом доспехе, сидящего позади распятого Христа. Решетка его бацинета откинута, на поясе – рондель (кинжал с дисками, он же – шайбендольх), в одной руке – длинный рубящий меч в ножнах, а в другой – круглый баклер с двенадцатью сторонами и необычно большим вытянутым умбоном. В музее Боймана-ван Бенингена в Роттердаме картина «Три Марии у гроба» (1440 г.) изображает сидящего бойца в пластинчатом доспехе, в одной руке его – копье, рядом лежат шлем, баклер и фальшион. Также в одном из изданий хроники Фруассара (1472 г., MS 722/1196, fol.110v и MS 873/501 fol.292v в музее Конде, Шантилли, Франция) можно обнаружить несколько изображений бойцов в доспехах, которые сражаются баклерами, мечами и фальшионами. На картине 15 века, изображающей купца, занимающегося зарядкой, также нарисован человек, сидящий на лавке у стола и готовящийся защищать себя от другого человека, нападающего на него с ронделем. В левой руке у сидящего - его собственный кинжал, а в правой – баклер (MS 297/1338.f.91v музей Конде).










Один из кодексов 13-го века изображает молодых людей, фехтующих мечами и баклерами под восхищенными взорами двух знатных дам. Рисунок (14 век) захвата рыцаря Гая де Гревиля в замке д’Эвро во Франции изображает его победителя несущим копье, при этом на бедре у него находятся меч и баклер. В английском псалтыре середины 14-го века на рисунке, показывающем битву Давида с Голиафом Голиаф предстает в виде рыцаря в пластинчатых доспехах того времени с мечом и баклером.

На реалистичном рисунке того же века изображен король Генрих V, встречающийся со своими рыцарями, облаченными в хорошие доспехи, на бедрах рыцарей висят широкие мечи, на рукоятях которых – небольшие баклеры с шипами (Британская библиотека, Library MS Cotton Julius E IV).Аналогичный рисунок (Франция, 15 век) битвы при Креси (1348 г.) изображает пеших рацарей в доспехах и с баклерами, сражающихся мечами и фальшионами. На картинке из красочного манускрипта 1469 года работы фламандского художника Льевена фон Латема с крылатый св. Михаил, борющийся с крылатыми демонами, также облачен в доспехи и сражается коротким колющим мечом и маленьким железным баклером с кулачным хватом.

Еще в одном манускрипте работы неизвестного автора из Апокалипсиса Дайсона Перринса 1255 г. (музей Дж. П. Х. Гетти, MS. Ludwig III 1, fol. 20V) на картинке боя между ангелом и драконом крылатый серафим вооружен коротким мечом и маленьким золотым баклером.

Наряду с длинным мечом, который использовался в пешем бою, конные рыцари часто изображались с короткими мечами и даже луками (хотя ни на этом, ни на других подобных изображениях щитов не видно). Даже сам св. Георгий на рисунках 15 и 16 веков показан в образе крылатого ангела в золотых доспехах с мечом и баклером или в виде рыцаря в пластинчатом доспехе опять же с мечом и баклером. На картине Судного дня 1452 года работы Петруса Критуса (в Gemäldegaleie, Staatlide museen, Берлин) архангел Гавриил в полном доспехе, вооруженный мечом и баклером, бьется с демонами.







Красочное изображение тренировок германских рыцарей (сер. 15 в.), включает в себя борьбу, битву на шестах, поднятие камней и фехтование мечом и баклером. В Der Freydal (1500) император Максимиллиан I изображен фехтующим даже в полной броне. Triumphzug Максимиллиана I также изображает стражников в его процессии вооруженными баклерами и длинными мечами.

Даже в 16 веке меч и баклер используются рыцарями также часто, как и обычными солдатами. Например на ацтекском изображении Кортеса и его рыцарей при осаде Теночтитлана в 1520 году они облачены в полный доспех, и некоторые из них вооружены баклерами и мечами. Знаменитый судебный поединок между придворными Жарнаком и Чатстайжнери также проводился на мечах и баклерах.

Основополагающая система

Баклеры использовались не только в боевых действиях, они также играли значительную роль в обучении фехтованию. Их ценность как тренировочной системы заключалась в обучении скоординированной работе двумя разными типами вооружения, совместной атаке и защите ими и использовании различных дистанций и техник укола и рубки. Обучение синхронизации, работе ног и судейству также происходило во время таких тренировок.

Судя по всему боевое искусство меча и баклера, первоначально известное как Eskirmye de Bokyler стало общедоступным в 12-м веке. Здесь приведены два изображения того времени (MS No. 14, E. iii., and MS No. 20. D. vi, а также MS No. 14, E. iii., 13-го века). Изображение боя с баклерами и дубинами конца 12 века обнаружено на бронзовых панелях дверей кафедрального собора в Трани, Италия. Около 1178 г. Вильям Фицтефен описал, как в Лондоне «Во время летних праздников юноши тренировались… с баклерами». Известный манускрипт I.33, судя по всему, рекоменовал такие упражнения в качестве искусства самообороны и нападения, по крайней мере для германских монахов, еще в 13 веке.








Иллюстрации состязаний с мечом и баклером присутствуют в манускриптах с начала-первой половины 14 века1. Термин «фойле» (foyle), т. е упражнения с оружием упоминается в связи с фехтованием меч-баклер еще в 13-м веке (Эшдаун, стр. 316-317). Перевод Catholicon Anglicum, раннего англо-латинского словаря,сделанный Вильямом Кэкстоном в 1483 году, даже связывает само понятие искусства фехтования с использованием меча и баклера: “a Bucler plaer (воин с баклером), gladiator; a Bucler playnge (фехтование с баклером), gladiatura. Swerde & yebucler (bukiller) playnge (фехтование с мечом и баклером), gladiatura.”2 На венецианском рисунке 15 века изображены фигуры, заметно схожие с фигурами германских воинов, как их изображали за век или два до того. Испанская Библия 1320 года содержит странный набор иллюстраций, изображающих полулюдей-полуживотных, сражающихся разнообразным оружием, при этом многие из них используют короткие мечи и круглые баклеры.

Есть свидетельства того, что занятия с мечом и баклером были популярным времяпрепровождением, своего рода военным спортом, в Англии и северной Италии в 13-15 веках, а также в Германии, что подтверждено документально. Мы также знаем, что «фехтование с мечом и баклером оставалось популярным зрелищным видом спорта, в частности в городах, и в 14 веке» (Nicolle, Medieval Warfare, стр. 252).Эта система использовалась и в судебных поединках, в частности одно из судебных уложений 15-го века приказывает, чтобы дуэли между французскими простолюдинами «проводились только с баклерами и дубинками» (Гилхрист, стр. 32), а в 1455 г. два простолюдина из Валенсии обучались владению дубинкой и баклером для судебного боя.

В истории Энтони Мандэя о Робин Гуде «Разорение Роберта, графа Хантингтонского» (The Downfall of Robert, Earle of Huntington), написанной в 1458 году, средневековая техника меча и баклера упоминается в качестве как боевого искусства, так и техники самозащиты(строки 2560-2570):
Принц Джон: «What meane this groome and lozell Frier, So strictly matters to inquire? Had I a sword and buckler here, You should aby these questions deare.»
Frier: “Saist thou me so lad? Lend him thine. For in this bush here lyeth mine. Now will I try this newcome guest.”
Scathlock: “I am his first man, Frier Tuck, And if I faile and have no lucke, Then thou with him shalt have a plucke.”
Frier: “Be it so Scathlock. Holde thee lad, No better weapons can be had. The dewe doth them a little rust. But heare ye, they are tooles of trust.”
(прим перев. - Уж извините, общий смысл можно уловить можно и так, а талантливо перевести это я не в силах. Если кто-то сможет – свяжитесь, пожалуйста, с нами.)

В порядке вещей того времени были ситуации, когда обычное фехтование ради тренировки перерастало в серьезную ссору. Айлвард описывает случай, произошедший в конце 13 века в Лондоне, когда город наводнили банды юнцов, которые после наступления темноты расхаживали по улицам, стуча мечами по баклерам и вызывая мирных горожан на бой (Айлвард, стр. 8). Даже в 1452 году в одной из английскиих петиций присутствует жалоба на «великое множество бесчинствующих людей» (“gret multitude of mysrewled people”), нападающих на других и убивающих их «мечом, баклером и кинжалами» (“wyth swerd, bokeler, and dagareis”).3 Известно, что английские законы еще с 1180 года запрещали организацию школ фехтования в Лондоне, а Эдуард I в указе 1286 года Statuta Civitatis London приказал изгнать из лондонского Сити все школы, обучающие Eskirmer au Buckler (или eskirmye de bokyler) – якобы затем, чтобы контролировать жестокость и предотвратить появление банд, связанных с подобного рода деятельностью4. Эти эдикты, запрещающие тренировки, не были направлены на запрет собственно искусства фехтования, скорее, они были призваны в целом ограничить обучение гражданского населения боевым навыкам. В конце концов, обученным таким образом горожанам могло прийти в голову использовать свою силу против правителей. Запреты вовсе не угнетали развитие искусства фехтования в Англии, они должны были предотвратить уличные схватки между молодыми храбрецами и не допустить обучения воинскому ремеслу низших слоев общества, чей социальный облик и манеры поведения не увязывались с ответственностью, возложенной на человека, владеющего оружием.

«В 1179 году в Бергамо одно из тренировочных упражнений называлось «битва с малыми щитами», что указывает на тренировку легкой пехоты: такие тренировки стали более распространенными в 13-м веке. Все сословия принимали участие в том, что стало своего рода народной забавой. В этих pugne, или «схватках», использовалось деревянное оружие; нам также известно, что на тех, кто использовал стальное оружие, накладывался большой штраф. К 14 веку такие схватки выродились в обыкновенные драки, к которых принимала участие только молодежь; это само по себе отражало снижение роли городской милиции в ее старом виде» (Николль, Italian Miltiaman, стр. 31). Городская милиция, или ополчение, основная сила городов итальянского Средневековья, в основном состояла из призванных на службу горожан или наемников и ожидалось, что они будут профессионалами в обращении с оружием – в частности scuderi, или пехота «малого щита» (Николль, Italian Miltiaman, p. 15 & 16).Эти отряды ополченцев утратили свою роль к концу 15 века и их роль взяли на себя пехотинцы с мечами и баклерами.

К началу 16 века баклер оставался как необходимой деталью военного снаряжения, так и фундаментальной системой для обучения самообороне. Книги костюмов 16 века также изображают юношей низших городских сословий Европы, носящих мечи и баклеры (Англо, Martial Arts, стр. 324, пар. 111). Мастер фехтования из Болоньи Ахилле Мароццо в своем знаменитом трактате о фехтовании Opera Nova (1536 г.) доказал, что Spada e Brochiero (меч и баклер) являются системой, подходящей как для войны, так и для самообороны. Мароццо даже написал, что дабы не тратить время на объяснение приемов и стоек с разными видами оружия, он опишет их все в терминах лишь меча или меча и баклера – явно подразумевая, что меч и баклер является основной системой для тренировок. Он также изобразил уникальный квадратный баклер (Spada e Targe) с изогнутыми, выпуклыми сторонами, которые помогали при отражении удара.

Популярность баклера в это время объясняется тем, что он все еще оставался неотъемлемым атрибутом боевых действий. Француз Стефен Перлин написал в своем письме об Англии: «Стоит отметить, что слуги носят баклеры с остриями – даже слуги епископов и прелатов… Мужи, когда пашут землю, оставляют свои баклеры и мечи… так что в этом краю все носят оружие». В редакции 1631 года труда Annales Джона Стоу упоминается, что в середине 16 века «каждый служака, от низшего до высшего, носил баклер, который свисал с рукоятки его меча». Стоу также упоминает, что все галантерейщики спустя некоторое время продали свои баклеры (Джон Стоу, Annales, стр. 1024)5.

На гравюре, изображающей идеальный воинский лагерь, из трактата «Книга Войны» (Book of War), написанного Леонардом Фронспергером в 1565 году, в одной из частей показаны две фигуры, упражняющиеся с мечами и баклерами (см. Арнольд, Renaissance at War, стр. 56). Английский военный писатель Герат Берри так описал в 1634 году в книге «Беседа о военной дисциплине» (A Discourse of Military Discipline) значение тренировок с мечом и баклером для армии государства:

«Пусть он [обычный солдат] упражняется со всеми видами оружия, как можно точнее имитируя тренировки турецких янычар, что достигали совершенства в обращении с оружием длительными занятиями; И пусть часто упражняется с мечом и щитом, в особенности ежели он ирландец, так как наша нация более других привычна к этому виду оружия, и ни одна другая ни столь же хороша с ним, ни столь же решительна. Это оружие очень важно во многих случаях, особенно когда бойцы находятся в тесноте, или когда проходят узкими местами, будь то траншеи, проходы, форты и другие военные объекты, потому что им можно нападать и защищаться в любом узком месте”.6

Рисунок конца 15 века на тему жизни Александра, сделанный Жардином де Вертрю (музуй Дж. П. Х. Гетти, MS. Ludwig XV 8, fol. 41) представляет еще один пример солдата в пластинчатом доспехе с коротким мечом и маленьким баклером на правом бедре.

Хотя можно считать, что баклер играл еще и вспомогательную роль тренировочного инструмента для обучения обращению с большим щитом, так же как малый меч или посох учили обращению с большими версиями, реальных доказательств этому нет. Можно отметить, что умение обращаться с малым, маневренным щитом будет полезно и для обращения с большим, но все же отличия в их возможностях и технике обращения с ними слишком велики. Объем материалов по обращению с баклером намного превосходит количество информации по работе с большим щитом. Одно это указывает на то, что меч и баклер были независимой фехтовальной системой и не могут рассматриваться как инструмент тренировки для чего-либо еще.





На рисунке 15-го века из хроник Фруассара (BNF FR 2645), хранящих в Национальной библиотеке Франции, изображающем битву при Оттенбурге между англичанами и шотландцами (1388 г.), изображено множество бойцов в доспехах, которые используют овальные баклеры и короткие мечи.

На другом сходном рисунке, изображающем захват в плен в 1347 году Чарльза де Блуа (BNF FR 2643) изображен один из его победителей – рыцарь, на левом бедре которого поверх длинного меча висит небольшой раскрашенный баклер. Кроме того, баклеры встречаются на изображениях 14 и 15 веков примерно в 5 раз чаще, чем большие наручные щиты.



[1]Хьюитт, стр. 317 по цитате из: Рой. MSS. 14, E. iii. и 20, D. vi, как и Хефнер, Pt. Ii. Plate vii.

[2]Lyf of the noble and Crysten prynce, Charles the Grete translated from the French by William Caxton and printed by him 1485. Под ред . Сидни Дж. Х. Херртаж. Общество раннеанглийских текстов. Оксфордский униферситет. Лондон, Нью-Йорк, Торонто. 1800-1881. Репринтное издание (одним томом – 1967 г.)

[3]Paston Letters and Papers of the Fifteenth Century, Paston family v. : facsims., map ; 24 cm. : Clarendon PressOxford 1971, p. 59.

[4]«Поскольку свойственно расточителям обучаться искусству фехтования и таким образом научаться творить самые неслыханные жестокости, более не должно быть в городе таких школ» (Кастл, стр. 16-17). Интересно, что эдикт указывает: «Большинство из сказанных преступлений творятся иностранцами».

[5]Относительно манеры ношения баклера существовало несколько вопросов. Средневековые иллюстрации изображают баклеры висящими на поясе, поверх рукояти меча, внешней стороной наружу. Иллюстраций, на которых баклер носился бы «лицом внутрь», не найдено. В знаменитой коллекции Уоллеса в Лондоне есть несколько баклеров разного размера. У некоторых из них крюки расположены на умбонах, у некоторых – на ребре. Одни крюки направлены вверх, другие – вниз. Одни крюки очень узкие, другие – намного шире. Если, как разумно предположить, эти крюки служили для подвешивания баклера к поясу, то непонятно, как могли служить этой цели направленные вверх или широкие крюки. Кроме того неясно назначение крюков на ребрах больших баклеров, поскольку носить эти щиты на поясе затруднительно. Повесить на пояс или на рукоять меча можно только маленький баклер с крюком среднего размера. Баклеры с крюком и центральным шипом определенно были негодны для ношения на поясе. Тем не менее на некоторых баклерах эти небольшие крюки закреплены в центре, под полосами, приваренными к его внешней части. Эти полосы были сконструированы так, чтобы захватывать острие рапиры противника, и судя по всему для того же служили и крюки. Крюки большего размера и расположенные на ребре вряд ли можно было использовать для этого, но возможно ночью к ним подвешивались светильники.

[6]Герат Берри. A Discourse of military discipline, devided into three boockes, declaringe the partes and sufficiencie ordained in a private souldier, and in each officer; servinge in the infantery, till the election and office of the captaine generall; and the last booke treatinge of fire-wourkes of rare executions by sea and lande, as alsoe of firtifications. Composed by captaine Gerat Barry, Irish at Bruxells, by the widowe of John Mommart, 1634, p. 9.

Меч и баклер в литературе по боевым искуствам

Материал по фехтованию мечом и баклером содержится в нескольких германских средневековых источниках. Старейший из известных средневековых учебников фехтования – «Вальпургис», находящийся в Королевской оружейной палате в Лидсе, он также известен как фехтбук MS I.33 (Британский музей, №. 14 E iii, No. 20, D. vi) или под более ранним названием “Фехтбук Тауэра”, так как изначально он содержался в лондонском Тауэре. Фехтбук "Gladiatoria" (Манускрипт 5878, Ягеллонская библиотека, Краков) также содержит иллюстрации, описывающие использование баклера вместе с длинным мечом.



Этот манускрипт 13 века, созданный неизвестным автором, является редчайшей инструкцией по фехтованию меч-баклер. Материал, содержащийся в нем, является не теоретическим или спортивным, это реальная боевая техника. Он содержит множество сложных движений, включая значительное число уколов (в частности, в лицо), рубящих ударов в голени и ноги, и большое количество разнообразных ударов и защит. Почти все элементы в будущем вошли в более сложные системы фехтования – стойки, принципы атаки и защиты, блокирование уколов, встречные атаки и т.д. – все это может быть найдено в I.33.

Более позднее учение о мече и баклере, созданное Андером (или Андресом) Лейгнитцером в тридцатых годах 15 века отражено в нескольких германских текстах того времени, дающих нам крайне детальную информацию об этой технике. На рисунках фехтовального манускрипта, известного как Gladiatoria (Манускрипт 5878, Ягеллонская библиотека, Краков) изображены два молодых атлетически сложенных человека, которые сражаются баклерами с шипами и длинными мечами (бастардами). Фехтбук (1462-1482 гг.) Паулюса Каля содержит несколько изображений фехтования с мечом и баклером, при этом используются т. н. «лицевидные» баклеры, сложная форма которых якобы могла использоваться для захвата и порчи клинка нападающих.









Фехтовальный текст Ганса Тальхоффера, созданный им в начале 15 века, содержит значительное количество материала по использованию меча и баклера. Сделанная в 1459 году Тоттом редакция фехтбука Тальхоффера, Alte Alamtur und Ringkunst (Королевская библиотека Дании) содержит более 14 иллюстраций, изображающих сражение с баклером и различными мечами. Тальхоффер также изобразил уникальный восьмиугольный баклер. На одном из рисунков, изображающих битву против двух противников, даже изображено использование меча и баклера вместе с кинжалом в той же руке. В трактате Тальхоффера 1467 года также изображен человек, вооруженный мечом и маленьким, размером в кулак, баклером с длинным острым шипом в центре.

В редакции 1540 г. фехтбука Йорга Вильхальма содержится двенадцать изображений фигур, сражающихся мечами и баклерами, и их движения очень близки к изображениям MS I.33, созданного на 250 лет раньше. Даже меч-бастард появляется в десяти иллюстрациях немецкого манускрипта 1500 года (Lib. Pic. A. 83, Staadsbibliothek, Berlin), описывающем технику бросков, ударов ногами и руками, захвата лезвия и обезоруживания.




Интересно, что многие германские трактаты по фехтованию 15 века содержат материал по технике меча и баклера, но ни в одном из двух крупных итальянских фехтбуков того периода такого материала нет. Например в 1410 годе мастер Фиоре деи Либери в своей работе Flos Duellatorum описал упражнения с длинным мечом, кинжалом, копьем, полаксом и борьбу, но не привел никакой информации по работе с (или против) мечом и баклером, коротким мечом, любыми щитами или длинным посохом. Кроме того в то время, как традиция меча и баклера позже возникает в итальянских, испанских и английских фехтовальных трактатах в 15 веке, она странным образом исчезает из германских фехтбуков к его середине. Например, она отсутствует во внушительной по объему работе Томаса Хейтора Майра 1540 года, которая включает описание использования широкого круга вооружения, от кинжала до длинного шеста и серпа. Ее нет ни в различных работах Иоахима Майера с 1560 по 1570 года, ни в последующих германских фехтовальных манускриптах.

Изображения из манускрипта неизвестного автора конца 15 века описывают широкий спектр действий, включающих сражение против копья, удары ногами и выпады с приседом на одно колено.






В 1631 году Джон Стоу написал, что около 1560 г. «древнее английское искусство меча и баклера единственное было в ходу», из чего можно сделать вывод, что фехтование мечом и баклером было местной традицией в Англии – на самом деле, это не так. На самом деле Стоу имел в виду, что в 1560 году нового исусства фехтования рапирой еще не существовало. В то время как в 16 веке меч и баклер без сомнения использовались в Англии, мастер Джорлж Сильвер – возможно, самый известный исследователль этой традиции – упоминает в своем труде «Парадоксы защиты» (1599 г.), что в фехтовании меч-баклер не использовались уколы, и более того – сами баклеры не использовались фехтовальными школами. Это удивительно, ведь существуют свидетельства того, что студенты фехтовальных гильдий того времени участвовали в соревнованиях по фехтованию меч-баклер. В 1615 году неизвестный автор из Третьего Университета Англии (возможно – сэр Джордж Бак) также описал, как «в городе было много профессоров искусства фехтования, и каждый искусный муж обучал всему лучшему из нападения и защиты с использованием множества видов оружия, таких как… меч и баклер… и прочие» (Мак Дермотт, стр. 100). В подержку слов Сильвера выступает и сэр Томас Мидлтон, в труде которого «Слепой нищий» (1600 г.) мы встречаем интересную фразу: «Обычно эти слуги бьются мечами и кинжалами, так что я выберу меч и баклер, ибо этим искусством они не владеют» (Крэйг, стр. 10, запись 28). Относительно меча и баклера Сильвер также пишет: «Я полагаю, в прошлом, когда бились лишь мечами или мечами и баклерами, этот вид сражений бал хороош развит и очень популярен, но в наши дни бои изменились (Парадоксы, глава 10). Этим он имел в виду, что причиной перемен стало новый вид фехтования с использованием рапиры.

Сильвер верил, что комбинация меча и баклера была одной из самых эффективных. В предисловии к главе 21 он заявляет: «У меча и баклера есть преимущество перед мечом и тарчем, мечом и кинжалом или рапирой и кинжалом». Однако он чувствовал, что в полевом сражении меч и баклер проигрывают мечу и щиту. Описывая боевые действия своих дней, Сильвер писал: «Понятно, что в битвах и там, где используется большое количество самого разного оружия, среди людей и коней, меч и тарч, двуручный меч, секира или алебарда опасней и эффективнее в наступлении, нежели меч и баклер, короткий или длинный шест. Меч и тарч лучше в плотном бою, а удар, нанесенный секирой, двуручным мечом или алебардой куда сильнее того, который можно нанести мечом и баклером» (Парадоксы, глава 21). Тем не менее, в главе 24 читаем: «По причине своего веса и формы баклер, если с ним умеют обращаться, наилучшим образом защищает любую часть тела от любых ударов и уколов». А в главе 25 он добавляет: «Человек с мечом и баклером из любых стоек может нападать и защищаться, колоть и рубить и наносить любые удары на свое усмотрение». Также в своей неопуубликованной работе «Краткие наставления» (1605 г.) в девятой главе («О бое мечом и баклером») он говорит, что «сражение мечом и баклером и мечом и кинжалом суть одно и то же», и это – «самый эффективный способ боя коротким оружием».

Человек следующего поколения, соотечественник Сильвера Джозеф Светнам в “Школе полезного и благородного искусства защиты” (1617), заявляет: “Я могу сказать, и говорю это на основе собственного большого опыта, что тот, кто вооружен рапирой и кинжалом и умеет с ними обращаться. Имеет огромное преимущество перед тем, уто сражается мечом и баклером или мечом и кинжалом”. Светнам описывает преимущество в скорости, которую имеет человек, вооруженный рапирой перед мечом и баклером с помощью следующего примера:



“Вооруженный рапирой и кинжалом человек может противостоять тому. Кто сражается мечом и баклером, и должен быть акуратен и терпелив при выполнении атаки, чтобы не нанести укол в баклер; но победить вооруженного баклером можно, если нанести ему обманный укол в лицо, но потом быстро перевести удер вниз и уколоть его в бедро или колено, как только представится такая возможность; так как защищая баклером лицо, тот не сможет опустить его достаточно быстро, чтобы избежать укола, описанного выше. Таким же образом можно нанести ложный укол в колено противника и перевести его в плечо или лицо, так как если он опустит баклер, от не успеет поднять его, чтобы защитить верхнюю часть тела” (Светнам, стрю 83, 90, 95, 99 и 102)

Действительно, не все мастера фехтования эпохи Ренессанса занимались мечом и баклером. Некоторые чувствовали, что этого оружия уже недостаточно для того, чтобы удовлетворить запросы джентльмена при самообороне в условиях города или на дуэлях, где новая техника рапиры быстро захватила превосходство. Неудивительно, что в анонимном английском трактате 1639 года Pallas Armata - The Gentleman’s Armorie указано, что «кинжалы, баклеры и латные перчатки не используются» (стр. А2)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница