Театр «Сопричастность» остров Спасения



Скачать 61.02 Kb.
Дата24.04.2016
Размер61.02 Kb.
Театр «Сопричастность» – остров Спасения

В 60-70-ые годы зрители полюбили ленинградский Большой Драматический Театр имени М. Горького, ныне театр имени Георгия Товстоногова. Все было гармонично в этом театре: выбор пьес, подбор актеров, атмосфера, чувство времени и безусловная художественная зрелость самого Мастера. Это сочетание давало потрясающий результат. На спектаклях БДТ учились режиссеры, актеры и зрители. В сверхзадаче театра, в его общем духовном замысле четко и весомо строилась присущая этому коллективу и режиссеру художественная программа. Она была больше чем «советский стиль». В ней были традиции русской культуры, достижения отечественного театра, наличие общечеловеческих ценностей, при безусловном российском взгляде на них. Зрители на спектаклях Товстоногова соприкасались с высоким искусством, уносили из зрительного зала БДТ не только правду о времени, но нечто большее – желание жить достойнее, быть честнее, добрее и главное - любить театр, быть с ним СОПРИЧАСТНЫМ, потому что, как заметил Гоголь, театр эта трибуна, с которой можно сказать много Добра!

Прошедшее двадцатилетие драматично сказалось на культуре в целом и на театральном творчестве в частности. Обретенная после пресловутого тоталитаризма (при котором, как это ни парадоксально, театр достиг невиданного рассвета), свобода привела к противоположным результатам – постановочной вседозволенности по отношению не только к классической драматургии, но и к законам русского психологического театра, снискавшего мировое признание. Бессмысленно приводить примеры выше указанного, их множество и об этом написано предостаточно тревожных и предостерегающих статей честными театральными критиками, смысл которых, как и в недалеком прошлом, сводится к следующему: назад к классике, к ее достойному воплощению и вытеснению с театральных подмостков аморальной вседозволенности, чернухи и пошлости.

Нередко приходиться читать и слышать от разной категории зрителей, что в театральной культуре начинает задавать тон посредственность, самоуверенно опускающая искусство театра к банальной развлекательности и непристойности. Что скрывать и автору этих строк казалось, что примеры высоких достижений созданных творчеством таких режиссеров как Товстоногов, Любимов, Эфрос, Гончаров перестали быть ориентирами и успешно погребены под руинами экспериментов современной режиссуры. Оказывается, нет!

И свидетельство тому работа Московского драматического театра «Сопричастность» открытого для публики 27 марта 1990 года под руководством выдающегося режиссера, Заслуженного деятеля искусств России Игоря Сиренко. В этом неброском, перестроенном чуть ли не собственными руками театральном помещении с крохотным, но уютным залом на 100 человек, живет и пульсирует подлинное искусство. Неожиданно ловишь себя на том, что этот уровень постановочного мастерства, слаженность актерского ансамбля и его исполнительского искусства мы где-то уже видели. Это - то искусство, которое нас покоряло в пору взлета русского и советского театров. В дополнении ко всему в этом театре на афише можно увидеть такие названия, о которых десятки московских театров боятся даже мечтать, не говоря уже о возможности их реализовать. Посудите сами, вот перечень текущего репертуара: «Король Лир» В. Шекспира, «Фома Фомич созидает всеобщее счастье…» Ф. Достоевского, «Без солнца» (один из первых вариантов названия пьесы «На дне») М. Горького, «Провинциалка» И. Тургенева, «Два эпизода из жизни женщины» Уильям Хенли (постановка давнего соратника И. Сиренко Народной артистки России С. Мизери), «Лиса и виноград» Г.Фигейреду.

Но помимо такой мощной классики на афише у И. Сиренко есть место Л. Андрееву с его редко идущей пьесой «Тот, кто получает пощечины» и уж совсем экспериментальное название «Отравленная туника» Н. Гумилева.

Сопоставление режиссерского почерка Игоря Сиренко с театральной эстетикой упомянутого в начале статьи руководителя БДТ Г. Товстоногова на первый взгляд кажется неправомочным, завышенным, некорректным, но что поделаешь, если об этом не раз слышишь от зрителей старшего поколения, да и собственный вкус, формировавшийся в молодые годы именно на работе БДТ, вполне с этим согласуется. Но даже дело не в этом, в конце концов, в хорошем театре всегда есть то, к чему стремились великие русские режиссеры.

Главное в том, что, побывав в Московском драматическом театре «Сопричастность», невольно убеждаешься, что многое из того, что осуществляли выдающиеся режиссеры, в том числе и Георгий Товстоногов успешно живет и развивается в этом театре.

Однако, чем интересен этот театр, что в работе режиссера Сиренко есть такое, чего нет у других? О репертуаре мы уже упомянули.

Теперь коснемся технологии, внутренних мотиваций в работе режиссера.

Игорь Сиренко, не прибегая к скальпелю, корежащему текст, не наводняя «музыкальным новоделом» темпо-ритмическую структуру действия, умеет поставить классику таким образом, что она созвучна с сегодняшним днем. Режиссер требователен к чистоте и выразительности русского языка, выстраивает взаимодействие актеров, их борьбу в пьесе так увлекательно, что мастерство каждого из участников спектакля видно и причем, как говорили в старину, во всем блеске таланта. Уважаемый читатель, согласитесь, что перечисленного уже достаточно. А если постановщиком в совместной работе с художником, композитором, балетмейстером точно выстроена сверхзадача спектакля, найден его образ, его моральный и духовный стержень, так всегда ценимый на русской сцене, то такие составляющие наверняка гарантируют высокий профессиональный уровень и зрительский успех. Но и это не все, чтобы театр имел собственное неповторимое лицо, нужна своя, наработанная театральная лексика, когда одного слова достаточно, чтобы режиссера понимали, необходима школа воспитания коллектива - от актерской труппы, до гардеробщиков, гримеров, рабочих сцены и администраторов. Впрочем, вот что сам Игорь Михайлович думает о своей работе:

- Выдающийся украинский философ Григорий Сковорода назвал свою знаменитую концепцию под названием «кардиогнозия» - тайновиденье сердца. Именно это определение стало для меня ключевым. Тайновидение сердца означает проникнуть в самую суть человека, потому что именно сердце является сердцем воли, желания, мотивов, намерений, мечтаний – героя. Каждый раз берясь за новую постановку , я со своими коллегами разгадываю глубинные смыслы автора, спрятанное за словами персонажей – тайновидение сердца. И только когда это театральное таинство готово, мы в свою очередь предлагаем его разгадать зрителям. Без любви здесь, как вы понимаете, ничего не получается, недаром Жана-Жак Русо в своей исповеди написал: «Человек - это его сердце, а без любви к нему не подступишь». Вот почему каждый актер нашей труппы для меня не просто исполнитель воли режиссера, а - соавтор. Надо заметить, что труппа театра «Сопричастность» очень сбалансирована, есть мастера самого высокого класса такие, как: Народная артистка РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства Светлана Мизери, заслуженные артисты РФ Михаил Жиров, Мария Зимина, Наталья Кулинкина, Владимир Фролов. Среди этой плеяды ведущих артистов особое место, конечно, занимает в театре Народная артистка РСФСР Светлана Мизери, многие годы блиставшая на сцене академического Театра им. Маяковского и с новой силой продолжившая свой творческий путь актрисы и талантливого режиссера в театре «Сопричастность». Надо прямо сказать, что Сиренко работает с актерами так подробно и результативно, что невозможно не перечесть имена тех, кто составляет гордость этого театра. Это актеры: Елена Алиева, Владимир Баландин, Александр Батрак, Антон Бугаенко, Алексей Булатов, Вячеслав Вилейко, Светлана Власюк, Вадим Долгачев, Мария Донская, Вера Дровеникова, Роман Камышев, Руслан Киршин, Юлия Киршина, Мария Лисецкая, Вера Лофицкая, Ульяна Милюшкина, Анастасия Науменко, Дмитрий Негреев, Алексей Пугачев, Мария Рассказова, Анастасия Русанова, Александра Солянкина, Александр Спиридонов, Александр Трубин, Алесксандр Фастовский, Людмила Фигуровская, Венчислав Хотяновский, Владимир Шихов, Александр Шишкин, Екатерина Яцина. Успех театра по праву разделяют Заслуженный художник РФ Валерий Фомин, художник по костюмам Ольга Кулагина, композитор, Заслуженный деятель искусств РФ Юрий Каспаров, балетмейстер, лауреат международных конкурсов Валентин Манохин.

Все выше перечисленные мастера составляют неповторимый облик театра «Сопричастность», создают его творческий почерк, именно с этим коллективом сформировался стиль его многолетнего руководителя. Именно – «многолетнего», потому что без великого личного труда, без подлинного служения такое товарищество, в наше переходное, не расположенное к нравственным ценностям время, создать невозможно. А Игорю Сиренко этот труд оказался по плечу!

Художественный руководитель театра отмечен высоким званием Заслуженного деятеля искусств России и что самое важное - громадным доверием и уважением коллектива. В конце статьи хочется высказать два пожелании коллективу театра и зрителям.

В недалеком прошлом слово – «дело» обозначало военное сражение, так вот, дорогие театральные витязи театра «Сопричастность», продолжайте сражаться за свое дело, ибо русский театр сегодня нуждается в доблестной армии для защиты своей территории и полководцах, подобных Игорю Сиренко.

И второе: убежден, что преданный театру зритель, один раз побывав на спектаклях Московского драматического театра «Сопричастность» навсегда станет его поклонником, поскольку этот коллектив не только явление в нашем искусстве, но и несомненный остров Спасения, где во всей целостности сохранены и развиваются лучшие достижения русского и советского театров.



Валерий Иванов-Таганский, Заслуженный артист России, вице-президент ПАНИ, председатель МО ПАНИ.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница