Таджикистан этнический фактор и местное



Скачать 463.67 Kb.
страница1/3
Дата02.05.2016
Размер463.67 Kb.
  1   2   3

ТАДЖИКИСТАН



ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР И МЕСТНОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Музаффар Олимов, Саодат Олимова

1. Законодательная основа и реальное состояние местного

самоуправления, деятельность местных сообществ

Административно Республика Таджикистан делится на области и районы в соответствии с географическими зонами. Наиболее широкие права имеет Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), которая состоит из 7 районов с административным центром в Хороге. Помимо ГБАО в Таджикистане можно выделить Согдийскую (бывшую Ленинабадскую) область, состоящую из 13 районов с центром в г. Ходженте и Хатлонскую область, состоящую из 21 района с центром в г. Курган-Тюбе, а также одиннадцать районов в центре страны, которые имеют республиканское подчинение и управляются непосредственно из Душанбе.

Система власти всех уровней в Таджикистане со времени обретения независимости находится в состоянии перманентных и очень динамичных изменений, которые происходят в русле двух основных процессов: 1) развал системы власти советского типа, демократизация власти, которая началась еще в рамках СССР; 2) формирование в новом суверенном государстве властной системы, аутентичной местным традициям. Сложность протекания этих процессов объясняется еще и тем, что они шли и идут на фоне длительного межтаджикского конфликта и ликвидации его последствий.

1.2. Трансформация местной власти: реформа законодательства

Самоуправление как понятие в Конституции Таджикистана впервые появилось в тексте Закона РТ от 25.12.1991 г. “О внесении изменений и дополнений в гл. 14 Конституции 1978 г.”. Данный Закон стал конституционной основой для местного самоуправления в первые годы суверенного существования Таджикистана.

Принципы местного самоуправления нашли свое отражение в Законе “О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР”, принятом Верховным Советом Таджикистана 23 февраля 1991 г. Это закон базировался на аналогичном законе СССР. В нем местное самоуправление определялось как “форма организации деятельности граждан для самостоятельного решения, непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы, всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц, на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств”1.

Местные Советы, являясь по закону основным звеном местного самоуправления, в то же время продолжали оставаться органами государственной власти. Эта двойственность характера местных Советов определила их функции и компетенцию, которые оставались практически прежними, включая в себя руководство государственным, хозяйственным, социальным, культурным строительством. Хотя в Законе “О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР” была предпринята попытка разграничить компетенцию Советов различных уровней, однако четкого разграничения добиться не удалось.

После распада Советского Союза и обретения Таджикистаном независимости, изменения государственного строя, принятия новой Конституции РТ, новых законов “О государственной власти на местах” и “Об органах самоуправления в поселке и селе” началось реформирование местной власти.

Принятие новой Конституции 6 ноября 1994 г. поставило вопрос об изменении или отмене прежде действовавших законов в соответствии с новыми конституционными нормами. Глава 6 новой Конституции РТ посвящена местному управлению и самоуправлению.

Согласно Конституции органом местной представительной власти в областях, городах и районах является Маджлис народных депутатов, а в поселках и кишлаках взамен поселковых и кишлачных советов создаются и действуют органы местного самоуправления – джамоаты. В поселках они называются “джамоати шахрак”, а в кишлаках – “джамоати дехот”.

Целями реформы местной власти были:



  • упразднение власти Советов;

  • децентрализация управления с целью удовлетворения нужд населения;

  • четкое определение роли центров территориального управления;

  • разработка механизмов разрешения конфликтов без ущемления интересов различных уровней власти;

  • разделение функций представительных и исполнительных органов на каждом уровне управления, наряду с поддержкой их взаимодействия и подотчетности.

В ходе реформы законодательства о местном самоуправлении изменилась сама суть власти. Создаваемые на территориальной основе джамоаты призваны стать органами народовластия. Они:

– “содействуют реализации прав граждан на участие в управлении делами общества и государства;

– объединяют граждан с целью решения социальных и хозяйственных задач, наиболее важных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения данных территорий;

– оказывают содействие органам государственной власти в исполнении Конституции, законов, а также актов высших и местных органов государственной власти и управления Таджикистана” (ст. 1)2.

Изменилась и структура местной власти. Раньше кишлачные советы представляли собой выборный орган управления, которым на постоянной основе руководил председатель. Теперь согласно действующему закону “Об органах самоуправления в поселке и на селе” в джамоати дехот делегируются представители сел, входящих в джамоат, а в джамоати шахрак – представители улиц, махаллей. Нормы представительства и порядок делегирования устанавливаются городским, районным маджлисом народных депутатов или председателем города, района. В состав джамоата сроком на пять лет избираются председатель, его заместитель и секретарь.

Все представители избираются на общих собраниях соответствующих сел открытым голосованием. Срок, на который избирается представитель, зависит от волеизъявления граждан данного села.

Основной формой осуществления местного самоуправления граждан является собрание представителей, которое созывается его председателем по мере необходимости, но не менее 2-х раз в год. Решения по всем вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих.

В результате реформы степень самостоятельности джамоатов увеличилась, сфера их компетенции несколько расширилась. О широте проблем, охватывающих практически все сферы общественной жизни на селе, свидетельствуют предусмотренные в Законе полномочия джамоатов. К ним, например, относятся:



  • утверждение программы деятельности и сметы расходов органа самоуправления, планы мероприятий по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов;

  • кооперирование на добровольной основе средств населения, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности для развития социальной инфраструктуры своей территории;

  • организация контроля над расходованием денежных средств, находящихся в его распоряжении, в случае необходимости – создание ревизионной комиссии и утверждение положения о ней;

  • рассмотрение вопросов создания на своей территории в установленном законодательством порядке малых предприятий, кооперативов, мастерских, цехов народных промыслов;

  • рассмотрение вопросов изменения границ подведомственной территории, административно-территориальных образований, наименования и переименования улиц, площадей и других объектов и подготовка предложений в соответствующие государственные органы;

  • а также осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством РТ3.

В частности, джамоат утверждает предложения его председателя о земельных участках, выделяемых для ведения личного подсобного хозяйства, решения о предоставлении земель во владение, пользование, в аренду предприятиям, учреждениям, гражданам, прекращении прав владения, пользования землей этими субъектами, а также об изъятии земель в границах поселков и сельских населенных пунктов, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений, организаций и т. д.

Джамоат по согласованию с органами государственной власти устанавливает удобные для населения часы работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, образует административную комиссию4.

Однако при тщательном рассмотрении видно, что степень разграничения государственной власти и местного самоуправления в новом законодательстве недостаточно ясна. Так, председатели местных исполнительных органов назначаются республиканским правительством. Любой избранный на местах представительный орган может быть распущен Маджлиси Оли (парламентом) в случае “систематического не выполнения… Конституции и законов Маджлиси Оли” (ст. 80 Конституции РТ).

Недостаточно определенности в распределении обязанностей по управлению государственной и коммунальной собственностью, хотя это могло бы стать основным источником финансирования местных органов власти. Процесс пополнения доходов органов самоуправления, в том числе введение новых налогов, сдерживается отсутствием налогово-бюджетной экспертизы на местах, нищетой граждан, не способных оплачивать налоги, и отсутствием механизмов их принудительного взыскания.



1.3. Трансформация местной власти на практике: общие тенденции

Практическое осуществление реформы местного самоуправления в Таджикистане шло медленно и в непростых условиях. Хотя реформа началась сразу после принятия Конституции РТ в 1994 г., реальное содержание она приобрела только после подписания “Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане” в 1997 г.

В разных районах страны складывалась различная ситуация. В Северном Таджикистане, не затронутом непосредственно гражданской войной, дольше всего сохранялись традиции кишлачных Советов. В ряде районов Центрального и Южного Таджикистана в ходе межтаджикского конфликта местные власти были практически парализованы. В некоторых районах, напротив, местные власти остались единственными реально действующими органами управления.

Различия в положении органов самоуправления в регионах РТ были вызваны последствиями гражданской войны, слабостью государственной власти, доходящей до безвластия, самоуправством полевых командиров и криминальных авторитетов, устанавливающих собственные порядки на подконтрольных территориях. Положение начало изменяться после 1997 г., когда процесс национального примирения начал приобретать необратимый характер.

Тем не менее, следует отметить, что до сих пор самоуправление полностью не приобрело реального наполнения. Так, функции джамоата в жизненно важных вопросах, касающихся, например, регулирования земельных отношений, ограничиваются лишь формальным утверждением принятого уже решения или состоявшегося акта передачи земель в аренду. Принятие решений по этим вопросам принадлежит руководителям хозяйств и хукумату (администрации) района.

По закону председатель джамоата имеет довольно широкие полномочия:

– организует работу по исполнению Конституции и законов РТ, актов президента, Маджлиси Оли, правительства РТ и решений местных органов государственной власти; распоряжается финансовыми ресурсами, заключает договоры с юридическими и физическими лицами, подписывает финансовые, банковские и юридические документы;

– может представлять интересы граждан в органах государственной власти, в судебных инстанциях, в отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, предусмотренных законодательством;

– принимает меры по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий граждан;

– организует участие граждан в благоустройстве и озеленении территорий, содействует улучшению торгового и коммунально-бытового обслуживания населения, использует в этих целях предоставляемые материальные и ценные средства предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории;

– организует общественный контроль над работой торгово-бытовых, социально-культурных предприятий и учреждений, находящихся на данной территории;

– содействует осуществлению контроля над санитарным состоянием населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, школ и других учреждений;

– организует регистрацию семейно- имущественных разделов, дехканских дворов, учет жителей в границах своей территории;

– осуществляет контроль над исполнением законов и охраной земель на территории поселков, сел, вносит на рассмотрение джамоата вопросы регулирования земельных отношений;

– содействует своевременному поступлению от населения налоговых, страховых и иных платежей5.

Председатель джамоата имеет массу других полномочий по организации различных мероприятий – спортивных, культурно-массовых, политических, противопожарных, по обеспечению общественного порядка, по предупреждению безнадзорности детей, по предотвращению стихийных бедствий и ликвидаций их последствий и многое другое.

Однако реальная картина такова, что джамоат и его председатель, имея по закону огромные полномочия, по сути лишены возможности воздействовать на принимаемые решения. С одной стороны, джамоат уполномочен везде и всюду “организовать”, “содействовать”, “обеспечивать” и т. д., но с другой – все рычаги воздействия находятся у вышестоящих органов государственной власти. Очень болезненной является проблема финансирования местных органов власти. Именно поэтому зачастую джамоаты зависят также от хозяйственных руководителей и крупных предпринимателей, проживающих или располагающих свои предприятия на территориях джамоата.

В законе указано, что “финансовые средства органов самоуправления хранятся на их счетах в банках, используются ими самостоятельно и изъятию не подлежат”. На самом деле выделяемых из бюджета районными Маджлисами народных депутатов денег едва хватает на заработную плату работникам аппарата. До 1995 г. джамоаты имели свои банковские счета. Сейчас положение изменилось. Деньги на заработную плату работникам джамоатов, как и других органов государственной власти, перечисляются через государственное казначейство. Финансовые трудности государства приводят к тому, что работники джамоатов месяцами не могут получить зарплату. Добровольные пожертвования или средства, получаемые джамоатами от дехканских хозяйств, колхозов, совхозов, других предприятий, поступают адресно на проведение какого-либо разового мероприятия. Таким образом, джамоаты практически не имеют средств для реализации социальных, культурных или иных программ и постоянно испытывают финансовые трудности. Это делает их зависимыми и от районной администрации, влияющей на выделение денег джамоатам, и от хозяйственных руководителей и бизнесменов, которые могут оказать финансовую помощь.



1.4. Диверсификация системы местного самоуправления.

Примеры трансформации различного типа

в Центральном Таджикистане и Горном Бадахшане (ГБАО)

События десяти лет независимого существования Таджикистана, и прежде всего продолжавшийся 7 лет межтаджикский конфликт, оказали большое влияние на трансформацию властных институтов в Республике Таджикистан.

Прежде всего, разные условия в регионах Таджикистана, а также тенденция к дезинтеграции регионов республики, которая наблюдалась все годы конфликта и пошла на спад только после подписания Мирных соглашений 27 июня 1997 г., способствовали формированию различающихся систем местного самоуправления в регионах и даже отдельных районах страны.

Разницу в местном самоуправлении в регионах Таджикистана можно видеть на примере джамоатов Поршнев Шугнанского района Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) и Кокташ Ленинского района (РРП)6.



Джамоати дехоти Поршнев (сельский джамоат Поршнев) – один из крупнейших сельских джамоатов Шугнанского района ГБАО. В него входят девять кишлаков, насчитывающих 1315 дворов. В джамоате проживает более 8500 человек7.

Джамоати дехоти Поршнев состоит из председателя джамоата, его заместителя, секретаря и девяти членов джамоата, каждый из которых представляет кишлаки, входящие в джамоат. Председателем джамоата дехоти Поршнев на протяжении нескольких лет является бывший учитель Мехрали Шейхов, 1940 года рождения. Его заместитель – Шералибек Махмадрахимов, 1950 года рождения, также бывший учитель, выпускник Таджикского Государственного национального университета. Секретарь совета Гавхар Мулкамонов, 1938 года рождения, – бывший агроном, выпускник Таджикского сельхозинститута.

В каждом кишлаке джамоата Поршнев функционирует комитети джамъияти (общинный комитет). Комитет состоит из председателя и его заместителя, который выполняет роль бухгалтера, собирает членские взносы и спонсорские поступления. Председатель комитета автоматически входит в состав джамоата и является одним из его девяти членов. Комитет является низшей административной ячейкой и осуществляет административную власть на уровне кишлака. Все внутренние кишлачные вопросы решаются комитетом. Вопросы взаимоотношений кишлаков решаются советом джамоата. Последний фактически выполняет функции бывшего кишлачного совета, регулирует и осуществляет общественный контроль над работой учреждений народного образования (начальных и средних школ), здравоохранения, почты и телеграфа, социального обеспечения и т. д. Совет джамоата в лице его председателя осуществляет свои функции в полном объеме, предусмотренном законодательством РТ.

Экономические отношения в джамоате не отличаются большой сложностью. Еще в начале 90-х гг., сразу же после суверенизации, совхозы развалились, земля была поделена на мелкие наделы, на которых крестьяне старших возрастов ведут хозяйство. Люди молодых и средних возрастов, как правило, выезжают на заработки за пределы Таджикистана.

Хотя во времена недавнего межтаджикского конфликта на территории ГБАО не велись военные действия, все же местные вооруженные отряды стали фактом обыденной жизни. За время мирного процесса вмешательство бывших боевиков в управление джамоатом сокращается, хотя имеются случаи вооруженных столкновений между различными группировками, представляющими отдельные группы населения джамоата.

Таким образом, на примере джамоата Поршнев можно видеть, как в Горном Бадахшане успешно формируется местное самоуправление, которое выполняет функции организации многообразной общинной жизни. Основой успешного реформирования являются старинные традиции общинного самоуправления, характерные для полуизолированных малочисленных бедных горных сообществ.



Джамоат Кокташ – один из крупнейших в Ленинском районе. Это богатые пригородные территории, находящиеся в непосредственной близости от столицы Таджикистана Душанбе. Джамоат Кокташ кольцом окружает районный центр Ленинского района поселок городского типа (ПГТ) Сомониен (старый Кокташ) и включает в себя 2 поселка и 13 крупных кишлаков. Население джамоата составляет более 22000 человек.

Аппарат джамоата состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и 7 работников. При джамоате создана постоянно действующая административная комиссия. Председатель, заместитель председателя и секретарь джамоата избираются сроком на 5 лет. Кроме того, в джамоат избраны 25 представителей от 19 населенных пунктов8.

Джамоат работает на местах через своих представителей и через махаллинские комитеты. Махаллинские комитеты созданы во всех населенных пунктах. В некоторых крупных селениях, состоящих из нескольких махаллей, созданы по 2-3 комитета. Всего по джамоату действует 26 махалинских комитетов. Председатели комитетов каждый месяц отчитываются в джамоате о состоянии дел в своих кишлаках. Именно махаллинские комитеты регулируют все общественно-значимые мероприятия в своих кишлаках. Представители махаллинских комитетов принимают участие во всех событиях, происходящих в их общинах. Они входят в состав различных комиссий, групп по регулированию социально-экономической и бытовой жизни на селе (регулирование народных обрядов; озеленение и улучшение санитарного состояния территории, поддержание общественного порядка и многое другое). На собраниях представителей джамоата, созываемых не менее 2 раз в год, обсуждаются все жизненно важные проблемы, возникающие в джамоате, и принимаются решения, которые по закону обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Проблемы джамоата Кокташ типичны для тех территорий Таджикистана, на которых во время гражданской войны 1992-93 гг. и в последующий период нестабильности происходили столкновения конфликтующих общин. Самыми серьезными проблемами, которые препятствовали развитию самоуправления, были произвол военных вождей, разрушение правопорядка и правосознания, страх населения перед боевиками. До недавнего времени полевые командиры, такие как Назир лакай, Хаджи Адхам Ахмадулла имели большое влияние в джамоате и в районе в целом. В ходе мирного процесса с всевластием боевиков было покончено. По словам секретаря джамоата М. Саидова, “Полевые командиры уже не могут вмешиваться в дела джамоата. Никто не считается с их мнением. Люди постепенно раскрепощаются, синдром страха перед боевиками, когда они безнаказанно грабили и убивали, отходит. Укрепляется доверие к властям, и джамоат по мере своих возможностей сделает все, чтобы еще больше укрепить эту веру”.

Таким образом, продвижение мирного процесса, примирение конфликтующих сторон на среднем и низовом уровне способствовали укреплению государственности, законности и порядка в обществе. Практически покончено с властью боевиков, полевых командиров и криминальных авторитетов.

Проблему представляет трансформация местных органов власти в полноценный орган самоуправления. Районная администрация стремится контролировать джамоаты, рассматривая их в первую очередь в качестве государственного регулятора общинной жизни. Тем не менее, постепенно, по мере развития самоуправления руководители района и хозяйств начинают считаться с мнением джамоата, его председателя и народных представителей.

Существует серьезная проблема взаимоотношений джамоата с хозяйственными руководителями, бизнесменами и крупными собственниками. За 10 лет независимого развития Таджикистана в жизни джамоата изменилось очень многое. Прежде всего, в результате экономических реформ появились предприятия, принадлежащие к различным формам собственности. Происходит перераспределение собственности, земли и воды, что вызывает напряжение в общинах. Сейчас на территории джамоата существуют колхоз им. С. Мамасаидова, совхоз им. Кирова, экспериментальный совхоз “МИС”, арендные сельскохозяйственные предприятия “Рангон”, крупное фермерское хозяйство “Бурдокипарвар”, а также множество мелких дехканских хозяйств. В джамоате довольно значителен слой мелких арендаторов.

Крупные коллективные хозяйства подлежат разделу в ближайшее время. Джамоат считает, что раздел должен происходить с участием местных органов власти, так как хозяйства, согласно закону, подотчетны джамоатам. Однако в реальности руководители хозяйств склонны производить раздел имущества и земли колхозов и совхозов совместно с руководителями районных органов власти помимо джамоата, что ограничивает доступ к ресурсам и, прежде всего к земле, основной массы рядовых членов джамоата, вызывает этнические и групповые трения и конфликты.

После раздела собственности крупных хозяйств на фермерские и дехканские хозяйства возникают не менее острые проблемы содержания социальной, культурной и бытовой сферы в джамоате. Дехкане, с огромным трудом создающие свое хозяйство, ограничиваются налоговыми выплатами и не согласны дополнительно оплачивать благоустройство, социальную сферу, здравоохранение и образование. Проблемой становятся сборы на берегоукрепительные работы, вакцинацию скота, санитарные мероприятия. Джамоат имеет ограниченные ресурсы и лишен возможности оказывать эффективную помощь жителям своей территории. Поэтому люди зачастую решают свои проблемы помимо джамоата, что также способствует возникновению конфликтов этнического и межобщинного характера. Работники джамоата сообщили, что самое трудное для них – добиваться от общин и рядовых жителей выполнения решения Собрания представителей джамоата. Отсутствие денег и эффективных рычагов воздействия препятствует выполнению принятых решений.

Таким образом, в отличие от джамоата Поршнев, в большом пригородном джамоате Кокташ наблюдается значительно больше трудностей в становлении реального самоуправления. Это связано, во-первых, со сложностью экономического реформирования в этом джамоате, во вторых, с гораздо большим стремлением органов государственного управления контролировать дела джамоата. Усложняют проблему становления реального самоуправления последствия войны и наличие мультиэтнического населения.

2. Этническая картина Таджикистана

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница