Т. М. Фоменко Учитель математики



Скачать 236.27 Kb.
Дата06.05.2016
Размер236.27 Kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нельмачевская основная общеобразовательная школа

Рекомендовано: Утверждаю:

Экспертным Советом приказ № от

Отдел образования

Администрации Парабельского района

Протокол №_____ от__________

Программа

дополнительного образования детей

«Истоки народного искусства»

(для детей 7-11 лет)

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Т.М.Фоменко

Учитель математики

МКОУ Нельмачевской оош

Нельмач

2012


Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Программа «Истоки народного искусства» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на общекультурное воспитание детей.

Новизна программы «Истоки народного искусства» заключается в том, что она является специализированной программой эстетического воспитания детей школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям народного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Данная программа учитывает нарастание творческих возможностей детей, и ценна тем, что знакомясь с народным искусством, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются коммерческими зрелищами, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей, это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Педагогическая целесообразность. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.



Целью данной программы является:

- ознакомление с народным искусством русского народа;

- развитие основ художественной культуры ребенка через народное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Освоение историко-культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;

  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

  • Приобщение к эстетической культуре;

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  • Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Стимулирование фантазии детей;

  • Обогащение словарного запаса детей.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, занятия дадут возможность познакомиться с народным творчеством в разном ракурсе.

На занятиях внеурочной деятельности помогаю детям освоить не только тайны мастерства, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

- связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному.

Программа предназначена для работы с детьми от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы дополнительного образования – 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год еженедельно. Продолжительность занятий 45 минут.



Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства с помощью иллюстраций;

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в сельском клубе;

  • Дидактические игры;

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек

  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

Формы занятий: групповые, индивидуальные.

Форма подведения итогов – проведение календарных народных праздников, подготовка праздничного концерта на 9 Мая в сельском клубе, выставки детского творчества.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;

  • Наличие у детей представлений о народном творчестве;

  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

  • Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

  • Фактическое знание календарных праздников, народных песен, песен, посвященных военному подвигу русского народа.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение);

  • Результаты продуктивной деятельности детей.



1 год

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Всего

часов


Кол-во часов

Теория

Практика




1.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

1


0


1


2.

Хлеб всему голова

4

1

3




3.

Народные инструменты

6


1

5





4.

«Ой, ты, Масленица!»

4

1

3




5

«Шутку шутить — людей насмешить»


3


1

2





6.

«Весна красна цветами»

8

1

7


7.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

8

1

7

Итого:

34ч

6

28






2 год

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Всего

часов


Кол-во часов

Теория

Практика




1.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

1


0


1


2.

Хлеб всему голова

4

1

3




3.

Народные инструменты

6


1

5





4.

«Что летом родится, зимой пригодится».

4

1

3




5

«Шутку шутить — людей насмешить»


3


1

2





6.

«Живет в народе песня»

8

1

7


7.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

8

1

7

Итого:

34ч

6

28




3 год

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Всего

часов


Кол-во часов

Теория

Практика




1.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

1


1


0


2.

Хлеб всему голова

4

1

3




3.

Народные инструменты

2


0

2




4.

«Сердце матери лучше солнца

греет»


6

1

5




5.

«Живет в народе песня»

13

1

12





7.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

8

1

7




итого

34

5

29




4 год

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов




Всего

часов


Кол-во часов

Теория

Практика




1.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.




1


0


1


2.

«Путешествие на златогривой

чудо-тройке»






2

0

2




3.

Народные инструменты




2


0

2





4.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

13

2

11




5.

«Живет в народе песня»

8

1

7





6.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

8

1

7

Итого:

34ч

4

30






Содержание программы

1 год

Тема: «Легенды и сказки для знакомства детей с народным искусством»

Практическая работа

- Знакомство детей с Марьей Искусницей, с работой в объединении «Истоки народного искусства;

- Разучивание подпевки «Гости»;

- Беседа о том, как жили люди на Руси.

- Рассматривание иллюстраций.

- Сказка о богатыре Иване (Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)



Тема: ««Хлеб — всему голова»

Теория

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Знаком­ство со старинными орудиями труда — цепом и серпом.

Практическая работа

Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).

Рисунок «Осень».

Оформление выставки детского рисунка.

- Разучивание песенки-подпевки «Восенушка-осень»

- Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»

Рассматривание иллюстраций русских художников о хлебном поле, уборке хлеба и т.д.

- Рассказ о народных традициях, связанных с хлебом (подношение каравая гостям и т.д._

- исполнение игры «Каравай-каравай».

- Пословицы и поговорки о хлебе.

- Изготовление книжки-малышки с поговорками о хлебе.

- Пение песни о хлебе.



Тема «Народные инструменты»

Теория

Деревянные ложки



Практическая работа

Освоение игры на ложках



Тема: «Ой, ты, Масленица!»

Теория

История народного праздника.

Знакомство с обрядовыми пес­нями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице

Практическая работа

. Слушание песен «И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу».

Фольклорный праздник для детей

Тема: «Шутку шутить – людей насмешить»

Теория

Знакомство с потешным фольклором.

Знакомство с русскими народными небылицами

Практическая работа

Составле­ние детьми потешного рассказа.

Загадывание загадок о весенних явлениях.

Самостоятельное придумывание детьми небылиц



Тема: «Весна красна цветами»

Теория

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.



Практическая работа

Словесные игры. Пение час­тушек

Разучивание укр. Нар. Песни «Веснянка» в обр. Г.Литвака

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».



Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Теория

Беседа о Великой отечественной войне



Практическая работа

Подготовка к концерту на 9 мая



Содержание программы

2 год

Тема: «Легенды и сказки для знакомства детей с народным искусством»

Практическая работа

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (Знакомство со знаками народных орнаментов)

Выполнение народных орнаментов на бумаге.

Тема: ««Хлеб — всему голова»

Теория

Технология изготовления поделок из соленого теста.

Рецептура соленого теста.

Практическая работа

Приготовление теста, приготовление теста с добавками

Оформление выставки изделий из соленого теста «Ромашки», «Лебедушка»

Творческая мастерская «Кухня»

Пение песни о хлебе.

Тема: « Народные инструменты»

Теория

Старинные трещетки



Практическая работа

Освоение игры на трещетках.

Музыкальная композиция «Во поле березонька стояла» с исполнением на ложках, трещетках.

Тема: «Что летом родится, зимой пригодится».

Теория

Беседа о лете.

Знакомство со старинными орудиями труда

Практическая работа

Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе.. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.



Тема: «Шутку шутить – людей насмешить»

Теория

Знакомство с потешным фольклором.

Знакомство с русскими народными докучными сказками

Практическая работа

Самостоятельное придумывание детьми докучных сказок.

Оформление книжки-малышки с докучными сказками.

Тема: «Живет в народе песня»

Теория

Беседа о русской народной песне.



Практическая работа

Слушание и разучивание русской народной песни «Барыня», «Ах, вы сени, мои сени», «Белолица, круглолица», «В деревне было Ольховке», «Во кузнице», «Вечерний звон», « Выйду на улицу»

Концерт народной песни

Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Теория

Рассказ о Великой отечественной войне



Практическая работа

Разучивание песни «Катюша», «Граница», «Солдатушки, браво ребятушки», «Синий платочек», «Не плачь, девчонка», «День Победы», «В землянке»

Концерт на 9 Мая

Содержание программы

3 год

Тема: «Легенды и сказки для знакомства детей с народным искусством»

Теория

«Аленкины кружева». (Знакомство детей с вологодским кружевом)

Кружево… Сказочный мир, волшебная паутина.

Тема: ««Хлеб — всему голова»

Теория

Технология изготовления поделок из соленого теста.

Рецептура соленого теста.

Практическая работа

Приготовление теста, приготовление теста с добавками

Оформление выставки изделий из соленого теста «Ромашки», «Лебедушка»

Творческая мастерская «Кухня»

Пение песни о хлебе.

Тема: « Народные инструменты»

Практическая работа

Освоение игры на бубне

Музыкальная композиция «Калина» с исполнением на ложках, трещетках, бубне.

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»

Теория

Этическая беседа о маме с включением народ­ных пословиц и поговорок о семье.



Практическая работа

Слушание русской народной песни «Ой, да ты родимая мамонька».

Игровой хоровод «Ходит царь».

Исполнение песни «Оренбургский платок», песен о маме.

Выразительное чтение стихотворений о маме.

Изготовление поздравительной открытки маме на компьютере.

Посиделки с мамой.

Тема: «Живет в народе песня»

Теория

Беседа о русской народной песне.



Практическая работа

Слушание и разучивание русской народной песни «Ах, утушка моя луговая», «Ах, ты душечка», «Ах ты, ноченька», «Валенки», «Во саду ли, в огороде», «Калинка», « Ой, мороз, мороз», «Ой, при лужку, лужке», «Ой, то не вечер»

Концерт народной песни

Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Теория

Рассказ о Великой отечественной войне



Практическая работа

Разучивание песни «Катюша», «Граница», «»Солдатушки, браво ребятушки», «Синий платочек», «Не плачь, девчонка», «День Победы», «В землянке»

Концерт на 9 Мая

Содержание программы 4 год

Тема: «Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом».

Теория

Городецкий промысел



Практическая работа

Изготовление орнамента городецкой росписи



Тема: «Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Теория

Знакомство детей с образом коня в русском на­родном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рас­сказ о мастерах Палеха.



Практическая работа

Рисунок «Лошади»

Выразительное чтение стихотворения «Лошадка»

Исполнение песни «Мчится тройка удалая», «Вот мчится тройка почтовая», «Ямщик, не гони лошадей»



Тема: «Народные инструменты»

Практическая работа

Разучивание простых мелодий на баяне



Тема: «Человек без родины, что соловей без песни»

Теория

Понятие «родина», «род», «малая родина», «родня», «родник»



Практическая работа

Выразительное чтение стихотворений о родине русских поэтов.

Чтение солдатской сказки «Похождение жука-носорога»

Презентация «Мой Нельмач»

Презентация «Природа родного края»

Презентация «Моя малая родина»

Работа по книгам «Живи и здравствуй вечно, Парабель», «Парабель в новом тысячелетии», «Край, устремленный в будущее».

Тема: «Живет в народе песня»

Теория

Беседа о русской народной песне.



Практическая работа

Слушание и разучивание русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет», «Пойду лья, выйду ль я», «Посею лебеду на берегу», «Светит месяц», «Помню, я еще молодушкой была», «Перепелочка», « Летят утки»

Концерт народной песни

Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Теория

Рассказ о Великой отечественной войне



Практическая работа

Разучивание песни «Любо, братцы, любо», «Гулял по Уралу Чапай-герой», «Три танкиста», «В землянке», «Смуглянка», «Нам нужна одна победа..», «Пусть всегда будет солнце»

Концерт на 9 Мая

Методическое обеспечение программы

Раздел программы

Формы занятий

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Беседа из цикла «Декоративно-прикладное искусство»

Чтение легенд о народном творчестве



Хлеб всему голова

Выставки детского рисунка.

Беседа


Рассматривание иллюстраций русских художников

Разучивание песен

Исполнение игр

Рассказ о народных традициях

Изготовление книжки-малышки

Приготовление теста

Творческая мастерская «Кухня»

Групповые и индивидуальные формы работы




Народные инструменты

Разучивание простых мелодий

Музыкальная композиция

Групповые и индивидуальные формы работы


«Ой, ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми пес­нями

Разучивание игрового хоровода

Фольклорный праздник для детей

Групповые и индивидуальные формы работы




«Шутку шутить — людей насмешить»


Придумывание детьми докучных сказок.

Оформление книжки-малышки

Загадывание загадок

Групповые и индивидуальные формы работы




«Весна красна цветами»

Словесные игры.

Пение час­тушек

Разучивание песен

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне.

Отгадывание загадки

Музыкально – фольклорная игра

Групповые и индивидуальные формы работы


«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ

Разучивание песен

Беседа

Концерт на 9 Мая



Групповые и индивидуальные формы работы


«Что летом родится, зимой пригодится».

Беседа

Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете.

Рассматривание иллюстраций


«Живет в народе песня»

Беседа

Слушание и разучивание русской народной песни

Концерт народной песни


«Сердце матери лучше солнца

греет»


Этическая беседа

Слушание русской народной песни

Игровой хоровод

Исполнение песни

Выразительное чтение стихотворений Изготовление поздравительной открытки маме на компьютере.

Посиделки с мамой.




«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Рисунок «Лошади»

Выразительное чтение стихотворения «Лошадка»

Исполнение песни


«Человек без Родины, что соловей без песни».


Выразительное чтение стихотворений о родине русских поэтов.

Чтение солдатской сказки

Презентация

Работа по книгам «Живи и здравствуй вечно, Парабель», «Парабель в новом тысячелетии», «Край, устремленный в будущее».




В работе используются различные методы и приемы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (исполнение песен);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- сотворчество;

- мотивационный (убеждение, поощрение)..

Дидактический материал:

1. Готовые тематические рисунки для демонстрации

2. Иллюстрации картин из различных источников

3.Стихи, рассказы, песни

Техническое оснащение программы:

1. Телевизор;

2. DVD-плеер;

3. Магнитофон;

4. . DVD диски

5. Фотоаппарат

Раздел программы

Вид итоговой деятельности

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Декламация легенд на школьном концерте

Хлеб всему голова

Выставки детского рисунка.

Исполнение игр

Изготовление книжки-малышки

Выставка изделий из теста

Пополнение портфолио


Народные инструменты

Музыкальная композиция на школьном концерте, в сельском клубе

«Ой, ты, Масленица!»

Фольклорный праздник для детей

«Шутку шутить — людей насмешить»


Оформление книжки-малышки

«Весна красна цветами»

Музыкально – фольклорный праздник «Масленица»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Концерт на 9 Мая

«Что летом родится, зимой пригодится».

Выступление перед ветеранами поселка Нельмач

«Живет в народе песня»

Концерт народной песни

«Сердце матери лучше солнца

греет»


Посиделки с мамой.

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Выставка рисунков

«Человек без Родины, что соловей без песни».


Презентация

Литература для обучающихся:


  1. Золотая коллекция волшебных сказок в 14 томах под редакцией Т.В.Редькина, ООО «ТД «Издательство мир книги», М.:- 2007.

  2. Большая книга животных по редакцией К.Чеченева ООО «Белый город», М.:-2009

  3. Сборник из серии «Я познаю мир» в 3-х томах под редакцией Т.И.Смирнова ООО «ТД «издательство мир книги», М.: - 2008

  4. Энциклопедия «Удивительный мир природы» в 5 томах под редакцией Е. Наумова, ООО «ТД «Издательство мир книги», М.:- 2009.

  5. Библиотека младшего школьника в 35 томах. Издательство «Оникс», М.: 2008.

Литература для учителя:

  1. Серия «Классное руководство» под редакцией Барытко Н.Н. Совместные праздники для школьников и родителей, М.:- «Глобус», 2006

  2. Л.В.Боброва «Классные часы и школьные праздники», издательство «Феникс», Ростов-н/Д, 2007.

  3. Е.А.Воронова «Праздник своими руками» издательство «Феникс», Ростов-н/Д, 2006.

  4. Л.Л.Сушинскас «Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы» издательство «Феникс», Ростов-н/Д, 2008.

  5. Е.А.Воронова «Патриотическое воспитание в современной школе», издательство «Феникс», Ростов-н/Д, 2006.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница