Т. А. Ковалева О. А., Толкушкина Е. А., Бахмутова Т. В. Практико-ориентированная направленность в подготовке бакалавров педагогического образования Известно, что Основная образовательная программа



Скачать 60.56 Kb.
Дата07.11.2016
Размер60.56 Kb.
Бахор Т.А. Ковалева О.А., Толкушкина Е.А., Бахмутова Т.В.

Практико-ориентированная направленность в подготовке бакалавров педагогического образования

Известно, что Основная образовательная программа высшего профессионального образования представляет собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса  по данному направлению, уровню и профилю подготовки;

Основная образовательная программа бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а формирование у них общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных (педагогических, культурно-просветительских, специальных) компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления его студентоцентрированной направленностью как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования.

Эти новые тенденции воплощается в учебных программах дисциплин профессионального блока и производственных практик.

Так, например, отчетливо проявляется усиление воспитательного компонента в содержании дисциплины «Методика обучения и воспитания» (по профильной дисциплине - русскому языку), акцент на работе с текстом, тогда как ранее изучение дисциплины базировалось в основном на изучении предложений; целесообразно выделение в содержании дисциплины отдельной темы - элективные и факультативные курсы, организация исследовательской деятельности учащихся. Новый подход в обучении студентов проявляется, в частности, в том, что ООП включает организацию исследовательской деятельности учеников в отчет по практике, отражая оценку этого вида деятельности студента-практиканта отдельной отметкой в характеристике практиканта.

В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.

Решению новых задач учебно-воспитательного процесса в вузе способствует и дисциплина «Новые технологии обучения литературе в школе», в которой особое внимание уделяется изучению содержания школьных стандартов и их реализации в авторских УМК, специфики литературного образования в современной школе, в том числе литературного образования на этапе литературного чтения и историко-литературного курса. Следует отметить в качестве положительного момента выделение отдельной темы практического занятия «Методы и приемы приобщения учеников средних классов к чтению», в рамках которого рассматриваются вопросы организации работы учителя по ознакомлению школьников с современными детскими бестселлерами российской и мировой литературы.

Особое значение в подготовке выпускников основной образовательной программы имеют дисциплины по выбору студента. Вводится в качестве вузовского компонента ООП дисциплина «Документная лингвистика», построенная в соответствии с требованиями современной официально-деловой и научно-технической документной коммуникации (отчеты, портфолио, анализ деятельности и др.). Документная лингвистика – раздел современного языковедения, исследующий языковые особенности современной документной коммуникации, состав знаковых средств, специфику их организации в документных текстах, закономерности создания самих документных текстов» [1].

Особое место в цикле дисциплин вариативной части учебного плана необходимо отвести таким, как «Работа с интерактивной доской на уроках русского языка», «Теория и методика обучения учащихся проектной деятельности» (с учетом направления и профиля подготовки), «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка». По данным Минздрава РФ каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Будущие учителя русского языка должны научиться создавать условия для включения ребёнка в учебный процесс и искать методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям, «помогающие формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья»[2].



Внедрение интерактивных форм обучения –важнейшее направление совершенствования учебно-воспитательного процесса в современном вузе и обязательное условие реализации основной образовательной программы ВПО в соответствии с ФГОС. Наш опыт позволяет внедрять интерактивные формы обучения и в традиционный процесс подготовки специалистов.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, подразумевающая конкретные и прогнозируемые цели. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, так как сам активно участвует в процессе обучения [3, с. 132]. Интерактивные формы обучения эффективны как на старших курсах, когда уже сложился коллектив группы, так и на младших курсах, так как применение таких форм позволяет формировать особую среду образовательного общения, которая «характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов» [3, с. 132]. Использование таких форм продуктивно при изучении курса «Истории русской литературы», способствующего пониманию студентами художественных произведений не только в историческом контексте, но и как текстов о сегодняшней реальности. Так, изучая тему «Натуральная школа в русской литературе XIX в.», подробно комментируем положение «Персонаж – функция действительности, отсюда снятие вины с отдельного человека» [4, с. 270], основное для писателей этого этапа русского реализма. После анализа теоретических основ и практической деятельности приверженцев натуральной школы студенты организуются по группы (3-5 человек), нацеливаясь на поиск традиций натуральной школы в интернет – СМИ. Продуктом такой работы является совместный критический обзор исследованных статей, в которых так или иначе отразилась мысль о том, что человек – «слепок среды», с которой писатели и поэты безуспешно борются уже полтора века. Студенты всегда находят примеры подобной оценки в суждениях наших современников. Особенно часто такой подход к личности отражен в публицистических материалах, предназначенных для массового читателя. Такова, например, статья Н.Н. Нарицына «Типы разные нужны, типы всякие важны», который, характеризуя «деятельный (оптимистичный, маниакальный) тип, утверждает, что, «если в коллективе принято носить брюки и свитер  вряд ли «деятельный» будет ходить на работу в пиджаке (и наоборот) [5]. Эта же установка (среда определяет человека) воплощена в интернет – материалах о влиянии профессии на характер человека [6, 7]. Много «приверженцев» натуральной школы можно найти и на различных форумах. Студенты акцентировали свое внимание на следующей «исповеди»: «Я вот работаю бухгалтером и не могу успокоиться, пока не выясню, где же этот рубль, на который у меня не идет приход с расходом… И говорю себе: "Ладно, черт с ним, с этим рублем"; но потом обязательно вздохну и начну пересчитывать...»[8]. Любопытно, что студентов привлек и ответ на такое признание одного из посетителей форума: «Это не профессия, это ваши личностные качества». Так студенты выявили не только самые распространенные утверждения, отражающие суть натуральной школы, но и важнейшую нравственную тенденцию современного человека снять с себя «личную вину» (Ю. Манн).

Таким образом, при интерактивных формах обучения преподаватель нацелен на создание условия для проявления творческой активности студентов.



Литература

  1. Кушнерук С.П. Документная лингвистика: Учебн. Пособие [Интернет -ресурс] http://lingvodocum.ru/

  2. Храпова О. П. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 127.

  3. Дудник Т.Л. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе. //XIII международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. 28.10. 2011, г. Москва: Сборник научных трудов.- М., 2011.

  4. Манн Ю.В. Философия и поэтика "натуральной школы" // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

  5. http://www.naritsyn.ru/everyones_importantyour_partners_personality_type.htm

  6. http://secrets-of-happy-family.narod.ru/index-30.html

  7. http://womendraiv.ru/3504-professiya-otkladyvaet-otpechatok-na-nashu-vneshnost.html

8.http://forum.littleone.ru/archive/index.php/t-5420611


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница