Сюжет и композиция как выражение оценки в рассказах Ю. Херманн Перелыгина Юлия Викторовна Аспирантка Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия



Скачать 29.11 Kb.
Дата11.11.2016
Размер29.11 Kb.
Сюжет и композиция как выражение оценки в рассказах Ю. Херманн

Перелыгина Юлия Викторовна

Аспирантка Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия

В художественном произведении авторская позиция по отношению к литературным героям может быть выражена через сюжет и композицию. Как в литературе прошлых веков, так и в современной зарубежной литературе эти категории по-прежнему являются одними из самых важных при формировании оценок действующих лиц. По тому, как автор выстраивает повествование, мы составляем определенное мнение о персонажах, видим их как бы глазами писателя.

Проиллюстрируем нашу мысль примерами из рассказов современной немецкой писательницы Ю. Херманн. Повествование в них чаще всего ведется от первого лица («Соня», «Летний домик, позже», «Женщина с острова Бали», «Любовь к Ари Оскарссону») и имеет исповедальный характер. Автор-повествователь мысленно оценивает прочих персонажей, говорит с ними, отвечает их устами на свои же вопросы. О нем мы знаем много, а о других лицах – только разрозненные факты, среди которых немалое место отведено предпочтениям по отношению к пище, алкоголю, способам развлечений (наркотики, сексуальная жизнь). Такой выбор сюжетной тематики представляет человека потребителем, не задумывающимся о смысле существования, о его конечной цели.

Благодаря сюжетным перипетиям читатель узнает о событиях не только материально-вещественной, бытовой жизни персонажей, но и об их внутренних переменах, взглядах на жизнь. Здесь важную роль играют художественные детали, их соположение. Так, мы понимаем, что герои одиноки, морально покалечены, именно благодаря использованию особенных деталей-символов, упоминанию специфических подробностей интерьера и человеческого поведения. Характерны аналогии с жизнью современных людей, наших соотечественников. Ю. Херманн вскрывает болевые точки современного мира. Например, певицы и танцовщицы обожают носить сетчатые колготки и платья без бретелек, шубу на голые плечи; тридцатилетние безработные не хотят расставаться с привычкой курения; обнищавшие путешественники, доедая остатки хот-догов, делают негативные выводы о стране, в которой побывали. Маленькие магазинчики, покосившиеся ларьки, едва теплый кофе, сырость и плесень, бледные и узкие лица – вот далеко не полный перечень характерных деталей, присущих пейзажам городов.

Другого рода художественные детали – многочисленные наименования кафе, магазинов, популярных напитков, музыкальных исполнителей. Так, название компании американского происхождения «Макдональдс» встречается в новеллах Ю. Херманн неоднократно (только в рассказе «Любовь к Ари Оскарссону» четыре раза); кафе «Баринн» – три раза (там продают «хороший кофе»); гамбургер – два раза; кока-кола – один раз. Эти заведения и продукты – символы эпохи. Ю. Херманн стремится добавить в сюжет и композицию больше жизненной точности.

Отличительной чертой героев Ю. Херманн является склонность к путешествиям и скитаниям, к «бродяжничеству». Они никак не могут найти постоянного места в жизни. Развитие сюжета может протекать в разных городах («Любовь к Ари Оскарссону»). При этом автор почти всегда показывает нам бесплодность, бесполезность происходящего. Не случайно один из персонажей говорит: «Нам с Оуэном нравилось заниматься бесполезным делом» [Герман 2009: 182]. Ее персонажи признаются: бесплодные мечтания о богатстве и славе увлекают. Особенно соблазнительны мысли об отсутствии каких-либо «обязательств»: «Мы не были влюблены <…>, в любой момент могли расстаться, без всякого сожаления» [Там же: 182]. И это тоже оценка: персонажей, общества, нации, государства. Не секрет, что «маленькие люди» – благодатная «почва» для изображения действительности (как у Н.В. Гоголя в рассказе «Шинель»). Но у Н.В. Гоголя – только один «маленький человек», а у Ю. Херманн – множество, что позволяет говорить о тенденции.



Еще одна особенность сюжетов Ю. Херманн – их соотнесенность друг с другом лишь во времени. События не имеют между собой причинно-следственных связей. Зачастую читатель не может понять, как связаны друг с другом те или иные события или описания персонажей. Ускорение темпов жизни современного человека с клиповым сознанием влечет за собой необходимость делать все оперативно – быстро встречаться и расходиться с людьми, быстро любить, быстро решать проблемы или не решать их и обращаться за помощью к психотерапевту. При этом качество отношений и чувств уходит на второй план.

Литература

Герман Ю. Летний домик, позже. М. : ОГИ, 2009. 240 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница