Святая русь



страница1/7
Дата04.05.2016
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
С нами Бог!
СВЯТАЯ РУСЬ”

краткая история православного царства

Обшероссийский Монархический Фронт

Издание Российскаго Имперскаго Союза - Ордена

Буэнос Айрес 1965 г.


Соловьев, Ключевский, Платонов и другие историки объясняют распространение славян по восточно-европейской равнине географическими особенностями местности и отсутствием естественных границ. Возрастание Новгорода, Киева, затем Москвы — причинами экономическими и скрещиванием на этих местах "коммерческих путей" того времени. Самое возникновение российской государственности — насущной необходимостью самообороны.

Остается неясным почему-же наконец эти, несомненно существовавшие тогда или еще и в наши дни сушествующие, причины послужили возвеличенио как раз Русского народа, а например не финнов, не литовцев, не татар и никакого иного из многочисленных племен и народов находившихся на тех-же местах и бывших не менее могущественными. Бросается в глаза, что разсуждения наших историков грешат односторонностью и что, для правильного понимания исторического процесса развития и роста Российской Империи требуется другой подход.

Как отдельные люди, так и целые народы, редко руководствуются в своих дeйствиях только экономическими и материальными соображеиями. Обычно играют не только большое, но и решающее значение соображения отвлеченного, чисто идеологического и духовного, характера. Почему отдельные люди бросаются в воду желая спасти угопающего, с явным риском для своей собственной жизни? Зачем другие посвящая себя служению Богу, сами себя подвергают разным лишениям? Действия эти идут в разрез с животным материалистическим интересом.

Также и в жизни народов. Религиозными войнами наполнена история человечества, когда за правильно или даже ошибочно понятый идеал отвлеченной правды и справедливости, целые народы принимали участие в действиях ничего общего с материалистическими соображениями не имеющих. Как раз этого порядка соображения являются главной основой исторического прошлого нашей Родины.

Русское Православное Царство сложилось, устояло и развилось в Империю мирового значения в первую очередь потому, что русский народ с самоотвержнием служил наиболее высокому абсолютному идеалу — идеалу Правды Божией. Эта служба Правде Божией, если и не всегда воплощавшаяся в реальной действительности, тем не менее всегда жила в сознаниии народном и покоряла соседние племена сливая их всех воедино. Только это, ясно и всенародно осознанное служение позволило нам создать государство по праву называемое "СВЯТАЯ РУСЬ".

В нашем изложении мы рассмотрим историчесие события нашего прошлого в свете развития православного сознания русских людей и лриведем хронологическую таблицу иллюстрирующую нашу мысль.

Возрождение России зависитъ только и исключительно от ясного понимания этой исторической правды.
Николай Сахновский
Буэнос Айрес, 1965 год.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
"Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжить, и откуда Русская земля стала есть". Так озаглавил Преподобный Нестор самое древнее сказание русской истории, хотя и не дошедшее до нас в оригинале, но ставшее нам известным по многочисленным спискам. Наиболъе известны: "Лаврентьевская летопись" 1377 года, написанная монахом Лаврентием и начинающаяся "Повестыо Временных Лет" Преподобного Нестора переработанною Преподобным Сильвестром в 1116 году. "Лаврентьевская" летопись включает единственный дошедший до нас список "Поучения" Владимира Мономаха своим детям; "Радзивиловская" или "Кенигсбергская" летопись, написанная в Смоленскев в XV веке, также начинающаяся с "Повести Временных Лет"; затем идет "Ипатьевская летопись", из Ипатьевского монастыря под Костромой, написанная в XV веке, начинающаяся как и первые с "Повести Временных Лет” и единственная говорящая в своем начале о призвании князей.

Значительное количество других памятников старины дошедших до наших дней, как напр. Остромирово Евангелие, древнейший список Нового Завета, написанный в 1056 году дьяконом Григорием для Новгородского Посадника Остромира. Изборник Святослава, величественные храмы Св. Софии в Киеве и в Новгороде, Киево-Печерская Лавра, и многие другие дают нам яркое представление о состоянии духа наших предков и о тех подлинных побуждениях, которыми они руководствовались в своих делах.

"Повесть Временных Лет" начинает свое повествование с 862-года, который и принято считать годом основания Русской державы. Другие источники, преимущественно иностранные, рассказывают нам о временах и более древних. Но эти более древние времена, сведения о которых довольно скудны, требуют особого всестороннего исповедования и не входит в задание этого краткого обзора. Мы будем поэтому касаться этого нашего далекого прошлого только в меру необходимого для полного уяснения наших основных задач.

По этой же причине мы не будем пытаться разрешить спорную проблему о том, кто был и откуда пришел первый Русский Князь Рюрик. Для нас Князь Рюрик является основоположником династии наших Государей, которые правили судьбами нашей страны в течении ряда столетий.


ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
РЮРИК. Летопись говорит, что Рюрик сел княжить в Новтороде, его брат Синеус — в Белоозере, а третий брат Трувор — в Изборске. Оба брата Рюрика вскоре скончались и Рюрик стал единоличным правителем всего государства. До наших дней существует в Псковской губернии "Труворово Городище", напоминающее нам о днях Трувора и о пребывании его в этих местах, так же как "Аскольдова могила" в Киеве свидетельствует об Аскольде.

Эти факты интересно подчеркнуть потому, что ученые XIX века, находившиеся под сильным влиянием рационалистических идей Запада, были склонны отрицать решительно все предания старины, не считаясь даже с сохранившимися до наших дней памятниками ея. В древности к науке относились серьезно, летописи переписывались тщательно, что легко видно из сличения различных списков дошедших до нас, поэтому правильнее не отбрасывать легкомысленно седую старину, о которой, повествуют летописи, но бережно хранить ее и стараться проникнуть в ее глубокую историческую правду.

Рюрик объединил под своею властью: Кривичей живших в Полоцке, словен — живших в Новгороде, чудь — в Прибалтике, весь— в Белоозере, мерю — в Ростове и Муроме. Его государство простиралось на 1.000 км с запада на восток и около 600 км с севера на юг и уже включало в себя ряд значительных городов.

ИГОРЬ. Рюрик умер в 879-м году, когда его сын Игорь был еще малым ребенком. В правление поэтому вступил Князь Олег, получивший за свою мудрость прозвание "Вещий".

Олег подчинил себе Смоленск и Любич и занял Киев, предав смерти правивших Киевом дружинников Рюрика Аскольда и Дира. Затем он перенес столицу в Киев, подчинив себе Древлян, Северян и Радимичей нанеся поражение Хозарам и совершил свой знаменитый поход на Царьград.
Поход Олега на Царьград совершился в 907-ом году. Две тысячи стругов, по 40 воинов в каждом, и многочисленная конница продвигавшаяся сушею, составляла войско Олега. Струги Олега, поставленные им на колеса, обошли под парусами по сухой земле ожидавши их на море Византийский флот и подошли вплотную к Византии. Греки были вынуждены просить мира и подписать выгодный Олегу договор. Этот поход Олега ясно показывает большое могущество, которым уже тогда располагало Русское государство. Олег умер от укуса змеи в 912 году.

Князь Игорь Рюрикович продолжил дела Рюрика и Олега и совершил два похода на Византию. Но его походы были менее удачными, чем поход Олега. В бою против флота Игоря греки употребили так называемый "греческий огонь", т. е. ракеты, при помощи которых сожгли большое количество русских кораблей.

Во время отсутствия Игоря, совершавшего свои походы страною управляла его жена Княгиня Ольга, принявшая христианство и причисленная к лику Святых нашей Церковью. Интересно отметит, что в это время в Киеве уже было много христиан. Договор с Византией, заключенный в 945 году, дружина клялась соблюдать: язычники перед идолом Перуна, а христиане в храме Св. Илии, который следовательно уже существовал в Киеве.

Князь Игорь был убит древлянами у Искоростеня в 945-м году, оставив малолетняго сына Святослава, за которого продолжала править его мать благоверная княгиня Ольга.

СВЯТОСЛАВ. Князь Святослав Игоревич предпринял огромные операции и никогда не нападал на врага не послав сказать свое знаменитое: “Иду на вы!”. Он победил хозар, покорил северный Кавказ, занял берег Черного моря, победил болгар и даже собирался перенести столицу в город Переяславец на Дунае, считая его серединой своей земли. На пути из Переяславца в Киев он попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит, в 972-м году.

Благоверная Княгиня Ольга, "мудрейши всех человек", как говорит о ней летопись, умерла всего лишь за три года до смерти Святослава. Она была погребена по христианскому обряду и в ея свите было много христиан, но Святослав оставался язычником.

Уезжая после похорон своей матери в Переяславец, Святослав посадил княжить своих малолетних сыновей: в Киеве — Ярополка, у древлян Олега, в Новгороде — младшего Владимира. Фактически за них правили их воеводы.

ЯРОПОЛК. Это разделенное управление продолжалось 8 лет. Великим Князем был старший брат — Ярополк, который затеял борьбу со своими братьями, чтобы быть единоличным правителем. В этой борьбе сначала погиб Олег, а затем, в 980 году сам Ярополк.


СВ. И РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
Владимир стал Великим Князем Киевским и единым государем над всей землёй в 980 году. Ему было в это время 17 лет. Главным помощником Владимира был его дядя, брат его матери, Воевода Добрыня. Став Великим Князем Владимир оставил своего дядю управлять Новгородом, в качестве посадника.

Первые шесть лет своего правления Владимир проводит в военных походах и побеждает поляков, присоединяя к Руси земли Восточных Славян вплоть до реки Сан; затем идет против Вятичей и Радимичей, отделившихся во время междуусобия сыновей Святослава и снова подчиняет их; затем наносит поражение литовскому племени ятвягов и предпринимает поход против болгар. Таким образом создалось государство простиравшееся уже от Финского залива до Карпат и от Сана и Немана до Оки, которое и начинает называться Русским.

В эти годы, воинственный Владимир ведет жизнь военачальника во время походов и пиршеств при своих возвращениях в Киев. У него пять жен "водимых", т. е. законных, и множество наложниц, но он не погибает физически и духовно, как это случалось с молодыми государями предававшимися роскоши и веселью и главную часть своего времени употребляет на укрепление государственности. Даже его знаменитые лиры имеют общегосударственное значении, так как на эти пиры он созывает всех выдающихся своих подданных со всей Русской земли. Съезжаясь в Киев они знакомятся друг с другом, сближаются воедино, начинают ясно сознавать свою принадлежность к одному великому народу.

В эти годы Владимир обрашает внимание на различность верований своих подданных и стремится укрепить языческие верования Киевлян. Он ставит множество идолов и даже решается принести Перуну человеческую жертву. Выбор падает на молодого варяга Иоанна, который был христианином. Отец Иоанна Феодор отказывается выдать своего сына и успевает произнести пламенную проповедь. Оба они оказываются убитыми толпою язычников. Это произошло в 983-м году и произвело огромное впечатление на молодого князя. Мужественное поведение перед бушующей толпой Святого Феодора и его сына Иоанна напомнило Владимиру его детство и уроки воспитавшей его, его бабки Святой и Благоверной Вел. Княгини Ольги. В душе Великого Князя начал совершаться решительный перелом.

Как мы видели, после раннего детства под наблюдением Святой Ольги, отрочество и первая молодость Святого Владимира прошли в борьбе и походах, имевших невиданный успех и приведших к созданию государства обладавшего огромной территорией, но далеко не объединенного внутренне. Большое количество разнородных племен населяло это пространство и перед 23-летним Владимиром вставал ряд проблем требующих разрешения. Мужественная решительность, талант полководца, обаятельная красота внешности, личная храбрость и величайший государственный ум уже в этом юном возрасте поставили авторитет Великого Князя на недосягаемую высоту. Но главное дело совершенное им еще предстояло впереди. Дело это было крещение Руси.

В 987-м году Владимир выслушивает проповедников пришедших от соседних народов: магометан — от Волжских болгар, иудеев - от Хозар, послов Римскаго Папы и православного монаха пришедшего из Царьграда. После этого он собирает старших дружинников, то есть бояр, и Киевских старейшин и посылает 10 "добрых и смысленных мужей" объехать соседние страны и исследовать их веру на местах. По их возвращении снова созывается дружина и старцы и посланцы рассказывают им о виденном. В итоге собрании говорит Князю: "Если бы плох был закон греческий, то бабка твоя, Ольга, не приняла бы его". Таким образом, серьезно и внимательно, разрешает Владимиру сомнения возникшие в его душе ,но раз разобравшись в поставленном вопросе — он от всей души, всем своим сердцем, полностью и окончательно принимает решение. В его душе совершается полный перелом.

В это время вступили на Византийский Престол новые Императоры —братья Василий и Константин, против которых поднялось восстание в Малой Азии Восстание подошли к Бософру. Владимир обещал помощь справиться с положением при условии, что он примет Крещение и что Императоры выдадут за него замуж свою сестру Царевну Анну. В 988 году войска Владимира нанесли поражение восставшим, но греки отказались от исполнения своих обещаний. Тогда Владимир осадил Корсунь и заставил греков подчиниться.

Для греков это согласие было делом не легким, так как Владимир был сыном ключницы Малуши, девушки не княжеского рода. Даже Императору Священной Римской Империи Оттону II было сначала отказано в руке Царевны Феофано, сестры Анны, на том основании, что император Оттон II "варвар". Лишь после долгих настояний Оттон II добился согласия на этот брак. Теперь Владимир становился "братом" Императоров Византии и "дядей" Императора Священной Римской Империи Оттона 111, иначе говоря он становился равным между главнейшими Государями того времени. Вся Европа была таким образом разделена на три части: Восточная Римская Империи, Западная Римская Империя и Великое Княжество Киевское, причем трудно сказать которому из трех государств следует отдать первенство, фактически, после подавления малоазиатскаго восстания дружины Владимира еще много лет стояли гарнизоном в Царьграде. Святому Владимиру было в это время всего 25 лет. Он правил государством после этого еще 26 лет, и является подлинным создателем Русского Православного Царства.

Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей, и приступит к проповеди веры Христовой. Идолы были разбиты и сожжены. Затем Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на рек , тот будет против меня". Бесчисленное множество людей собралось на Днепре. Все сошли в воду, стоя в ней кто по шею, кто по грудь, держа детей на руках. Священники творили молитвы. Так совершилось крещение киевлян, а затем и всех

других городов.

Тем не менее никакого насилия применено не было. Многие, особенно старики, оставались в язычестве. Только в Новгороде, где вскоре после этого произошло восстание устроенное язычниками, при котором было убито много христиан, а также жена воеводы Добрыни, дружина силою подавила восстание. Но это единственный подобный случай.

Первым митрополитом Киевским и Всея Руси был Святой Михаил, и ко времени его кончины произошедшей в 992 году, уже существовали епархии: Киевская, Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владямиро-Волынская и Белогородская.

В 1007 году было совершено открытие первых русских мощей — мощей Благоверной Княгини Российской Ольги. На месте убиения первых Мучеников — варягов Феодора и Иоанна — воздвигается "Десятинная" церковь во имя Пресвятой Богородицы. Уже с самых первых моментов официального присоединения к православию Русского народа совершенно изменяется законодательство государства. Церковь учит: "Князь, ты поставлен от Бога на казнь злым и добрым на помилование!”. При Владимире Святом входить в употребление новый закон — "Кормчая Книга", то есть перевод на славянский язык греческого Номоканона. Номоканон есть собрание постановлений Вселенских соборов и некоторых гражданских судебных норм Византии.

Духовное перерождение Святого Владимира, давшего направление жизни

и деятельности всему русскому народу, без всякого сомнения является главнейшим моментом Истории России. Нет никакой возможности в этом кратком обзоре даже поверхностно разобрать необъятное значение его личности во всем дальнейшем тысячелетнем существовании созданной им державы.

Проповедь Слова БОЖИЯ началась в среде славянских народов еще в апостольские времена. Святой Апостол Андрей Первозванный обошел Южную Русь и предсказал, что на месте водруженного им Креста возникнет город — будущий Киев, — из которого распространится вера Христова. На устьях Дуная в 3-м веке существовала Томитанская епархия. Грузия и Армения обратились ко Христу около 335-го года и в эти-же годы существовали епархии Херсонская и Босфорская. В 6-м веке была епархия Тьмутараканская, в VII — Сурожская, в VIII — Фульская. В 1Х-м веке Святые Кирилл и Мефодий перевели священные книги на славянский язык и составили славянскую грамоту, хотя начало этой грамоты было положено еще Апостолом Андреем, трудами которого воспользовался Св. Кирилл. В самом Киеве на могиле Аскольда была церковь во имя Св. Николая, а при Игоре была церковь Св. Илии. Таким образом, Св. Владимир мог опереться в своей деятельности на уже ранее всеобщего крещении бывших в Киеве христиан.

Царьградский Патриарх сразу оценил все огромное значение для Церкви совершившегося в душе Св. Владимира перелома. Величайшая святыня Православия, многочисленные Св. Чудотворные Иконы Божией Матери и мощи Святых с первых же лет обращения Руси ко Христу отправляются из Византии в Киев. Среди Чуд. Икон Божией Матери находятся даже несколько написанных Святым Евангелистом Лукой Иерусалимская, похищенная французами из Москвы во время Наполеоновскаго нашествия и ныне находящаяся в Париже, "Минская" — в городе Минске и "Холмская" — в гор. Холм. В 1071 году прибывает писаная Св. Евангелистом Лукою Чудотворная Икона Божией Матери "Цареградская", находившаяся затем в Псковском Елизаровском монастыре, а в 1083 году — "Одигитрия Смоленская" бывшая в Смоленске. Наконец, в 1113 году — "Феодоровская-Костромская", при которой дал впоследствии свое согласие вступить на престол Михаил Феодорович Романов. Безчисленны чудеса начинают совершаться от этих, и многих других Св. Икон Божией Матери, очень неполный список которых мы приводим в нашей хронологии в конце этого труда.

К концу жизни Святого Владимира, который умер в цвете сил” всего лишь 52х лет от роду, ему пришлось пережить горе от возстания поднятого против него его третьим сыном — Святополком, получившим прозвище "Окаяннаго". Святополк был женат на польской королевне, дочери польскаго короля Болеслава. Подучаемый католическим епископом Рейнберном, при помощи польского и печенежского войска, Святополк пытался захватить Киев еще при жизни своего отца, и фактически захватил Престол сразу после кончины Святого Владимира.


СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ
Святополк Окаянный захватил Престол в 1015-м году и сразу-же решил, по примеру своего тестя Короля Болеслава, убить всех своих братьев, чтобы быть единым правителем всей страны. Ему удалось убить трех своих братьев: Святослава, Святого Бориса и Святого Глеба, но пришлось погибнуть самому в борьбе со своим старшим братом Ярославом.

Святослав был застигнут своими убийцами врасплох, но Святые Борис и Глеб, во-время предупрежденные и располагавшие сильными и верными им дружинами, сами не захотели сопротивляться старшему брату и добровольно приняли смерть предпочитая ее междуусобной войне. Этот акт смирения и патриотизма на все грядущие годы остался примером потомству. Вместе с поражением Святополка Окаяннаго осталась безуспешною и попытка Рима подчинить себе недавно принявшую христианство Русскую державу. Но это вмешательство положило вековую вражду между братскими славянскими народами: Русскими и Поляками, которой суждено продолжаться и до наших дней.


ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
Вступив на Киевский Престол в 1019 году, Вел. Кн. Ярослав Владимирович вынужден был еще продолжать борьбу против последняго из своих братьев Изяслава, княжившаго в Полоцке. Только после смерти Изяслава, в 1034 году, Ярослав стал единым государем во всей стран. Ярослав Мудрый явился верным продолжателем дела своего Отца Святого и Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира. Он много заботился о просвевещении, завел первую на Руси библиотеку, издал первые гражданские законы — "Русскую Правду", чрезвычайно украсил город Киев, сделав его самым большим и богатым городом Европы, построил знаменитый Киевский собор Св. Софии и ряд других храмов, в числе которых церковь Св. Георгия Победоносца, день освящения которой, 26 ноября, празднуется и до наших дней —- Праздник Георгиевских Кавалеров.

Все дети Ярослава получили широкое образование и глубокое религиозное воспитание. Старший его сын, Владимир Ярославович Новгородский, причислен к лику Святых, скончался в 1052 году, еще при жизни отца. Супруга Ярослава, королевна шведская, Анна-Ирина, также причислена к лику Святых. Его младший сын, Всеволод, женат на дочери Византийского Императора Константина Мономаха, его дочери: Анна — королева Франции, Елизавета — Норвегии, Анастасия — Венгрии.

Ярослав установил новый порядок престолонаследования, имевший большое значение для страны. Вся семья Рюриковичей владеет сообща всей Русской Землею. Каждый Князь имеет "волость", а старший в роду садится на Великокняжеский Киевский Стол. Все младшие подчиняются Великому Князю, как своему отцу. Когда Великий Князь умирает — ему наследует следующий по старшинству брат, а все прочие князья меняют свои волости, восходя по "левствице" ко стольному граду Киеву. Если кто либо из князей умрет не достигнув Великого Княжения — то его дети теряют право на получение волостей и становятся "изгоями". Этот порядок наследования престола имел много положительных и столько-же отрицательных сторон. Вся "Земля" сохраняла свое единство и избегала феодализма столь большую роль сыгравшего в странах Западной Европы. Князья не сживались с одним каким-либо городом, но постоянно меняя места своего временного пребывания были лично знакомы с действительным положением во всех краях страны, были лично известны всему населению и сами знали своих людей. Но одновременно с этим между князьями возникало соревнование и даже борьба за скорейшее достижение Киева, от чего зависела дальнейшая судьба потомства каждого из них. Нашествие татар сломало этот установленный Ярославом порядок, но к тому времени уже поспело сложиться общенациональное единство всего народа, что и позволило новое объединение всей страны вокруг Москвы.

Во время княжения Ярослава Мудрого, в 1032-м году, преподобные Антоний и Феодосий основали под Киевом монашеское общежитие вскоре возросшее в знаменитую Киево-Печерскую Лавру. Преп. Антоний родился в гор. Любич под Черниговым в 983 году, а препод. Феодосий в Василькове близко Киева в 1009-м году. Значение деятельности подвижников этого монастыря в истории России настолько огромно, что нет ни одного отдаленного места во всей стране, где-бы не сказывалось его влияние.

После смерти первого Митрополита Киевского Святого Михаила 1-го, случившейся в 992-м году. Церковью управляли Митрополиты: Леонтий, написавший сочинение против латинян "об опресноках"; Иоанн 1-й; Феопемпт; Кирилл 1-й и затем Св. Иларион, первый митрополит из русских, бывший ранее священником в селе Берестов, прославившийся своим просвещением и святостью жизни.

В эти годы прославились чудесами Святые Чудотворныя Иконы Матери Божией: "Зимненская" в земле Волынской, "Изяславская" в городе Изяславле, "Корсунская", "Старорусская", "Цесарская", "Стена Нерушимая" в Киевском Софиевском соборе, "София Премудрость Божия" в Новгороде и многие другие. Святостью жизни и подвигами веры прославились причтенные к лику Святых: Мученик Георгий, Св. Федор епископ Суздальский, Св. Иоаким епископ Новгородский, преп. Моисей Угрин Печерский, Благоверная Княгиня Анна-Ирина супруга Ярослава Мудрого, Благоверный Князь Владимир Новгородский сын Ярослава, преп. Ефрем Новоторжский и другие.

Духовное перерождение Святого и Равноапостольного Вел. Кн. Владимира оказало такое огромное влияние на всех его близких, а деятельность первого Митрополита Киевского Святого Михаила и его святых сотрудников с первых же шагов дала такое высокое духовное направление жизни церковной, что языческая среда только в редких случаях могла найти оправдание для сопротивления новой веры. Правда Божия, действительная христианская любовь, высочайшее самопожертвование показанное "сыновьями Св. Владимира и царевны Анны Святыми Борисом и Глебом, полное обращение в православие Св. Анны, супруги Ярослава, дают нам понять то подлинное духовное горение, которое охватило большинство членов правящей династии и высший класс населения сразу-же нашедшей такую-же духовную высоту в составе церковного клира. Из самой толщи народной с первых-же дней выступают подвижники-монахи, христолюбивые воины и смиренные рабы не боящиеся исповедания веры в спасительную силу Животворящего Креста. Как раз это пламя и составляет впредь основную силу Русского государства, позволяющую ему устоять против всех внешних врагов и спаять воедино могущественный народ.

Ярослав Мудрый скончался в 1054 году оплакиваемый всеми своими современниками.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница