Сведения о городе Юхнове и приходе соборной Казанской церкви1



Скачать 58.84 Kb.
Дата11.05.2016
Размер58.84 Kb.
Сведения о городе Юхнове и приходе соборной Казанской церкви1
1. Причт при сей церкви двух комплектный. Почтово-телеграфная контора в городе, который находится в 33 верстном расстоянии от ст. Мятлево Сызрано-Вяземской ж.д.; ближайшие к городу села: Мочалово, Опоково, Ольхи в 8 вер., Рубихино в 7 верстах. Число домов в городе 199, жителей обоего пола 951, в деревнях 1926. Общественные здания в городе: Полицейское управление с Казначейством, Городское училище с Городской управой, Тюремный замок, Воинское управление, Почтово-телеграфная контора, Женская прогимназия, дворянский дом для съездов.

2. Протяжением приход 6х7 верст. Деревни прихода: Подмонастырская слобода, Барановка, Корь, Колыхманово, Мальцево, Емельяновка, Комынино, Савонино. В городе протекает река Кунава, в 1 версте от города – река Угра. При деревне Мальцево есть река Ремижь. Город Юхнов получил свое название, как говорит предание, от имени разбойника Евфимия – Юхи, который в старину производил кровавые операции в лесах, окружавших нынешний город.

Деревня Мальцево так называется потому, что здесь, когда-то был завод Мальцева.

3. Почва в Юхнове и его окружающих поселениях глубокий песок. По берегу реки Угры есть холмистые насыпи; к какому времени они принадлежат сведений нет. При раскопках их ученым археологом в 1873 году, были найдены кольца, серьги, кости человеческие. В почве не находятся какие либо минеральные редкости.

4. Река Угра в черте прихода Юхновской соборной церкви имеет притоки – Кунаву и Ремиж. Климат сухой, лес преимущественно сосновый, воздух весьма здоровый.

5. В лесах при городе Юхнове изредка появляются волки, зайцы, белки. Рыба в реках: щуки, налимы, окуни, лини.

6. Население по полам муж. 1344. жен. 1533, и обоего пола 2877; малолетних 628, возрастных 2249. Ревизских душ 493. Состав населения по племенам: русские, поляки, евреи; по сословиям: дворяне, духовные, купцы, мещане, разночинцы, крестьяне, военные; по вероисповеданиям: православные, старообрядцы, иудейского вероисповедания, католики, лютеране; тип местных жителей средний между великороссом и белорусом.

Особенно влиятельных и выдающихся лиц по своей деятельности нет.

7. Занятие – земледелие; скотоводство ведется в самом малом размере:
1-2 лошади, 1-3 коровы в доме. В деревне Комынине промышляют гончарным производством.

8. –


9. Отхожие промыслы – каменные мостовые в городах, земляные работы при железно-дорожных сооружениях. Рабочие направляются в Екатеринославскую губернию, отчасти на Кавказ, в последнее время в Сибирь.

10. Торговля в городе незначительная в виду отдаленности от железно-дорожного пути и из-за того, что город окружают торговые села. Базары бывают еженедельно по воскресениям; ярмарки: Сретение Господне, Радуница, 2 мая, 8 июля, 1 октября и 13 ноября. Торговые заведения, казенный винный склад, 2 винных лавки, трактиры, постоялые дворы, гостиницы для приезжающих.

11. Завод паровой лесопильный и мукомольный купца Ивана Ивановича Орлова.

12. Крестьяне, только благодаря отхожим промыслам, удовлетворяют свои расходы; купленных земель очень мало. Есть вольная пожарная дружина в городе, магазин потребительский.

13. Местных болезней у крестьян сифилис, год от году все больше развивающийся. В городе есть врач уездный и земский, земская больница.

14. Население предано вере православной, хотя слышишь много порицания содержаниям2 ими верованиям. Выдающихся преступлений нет; Господствующие пороки в народе пьянство, сквернословие, в городском обществе привязанность к азартным картежным играм.

15. Учебные заведения: городское 3-х классное училище, женская 3-х классная прогимназия, 2 земских училища, 1 школа церковная грамоты; учащихся 417 с иноприходными. Детей школьного возраста 783. Состояние учебного дела удовлетворительное. Общежитий при школах нет. При городском училище и прогимназиях есть библиотеки; кроме того есть библиотеки – содействования при Чайного Попечительства о народной трезвости и при клубе; публичные чтения с световыми картинками ведутся от Попечительства о народной трезвости. Крестьяне относятся к школьному образованию с добрыми пожеланиями, но тяготятся содержанием школ до того, что выражаются – хоть бы их и не было. Горожане индифферентны к образованию детей: – всякое требование епархиальных прибавок на содержание училищ вызывает с их стороны ожесточенный отпор, и взгляды их не школьное образование только формальный, лишь бы была возможность потом говорить: «и я давал образование своим детям в школах». Учится сын и или дочь и довольно, а ослабел по наукам, родитель заботится взять репетитора, а узнавши опытом, что дитя не двигает науку, со спокойным духом берет его из школы за свой торговый прилавок. Частных крестьянских школ нет.

16. Кладбищная деревянная Одигитриевская церковь построена в 1796 вдовою дворянкой Матроной Иродионовой Баташевой; соборная церковь построена в 1803 году, а освящена в 1804 году. Самый город возник в 1777 году. Причт соборный до построения Одигитриевского храма совершал богослужение и другие требы в монастырском Покровском храме.

Кладбищная Одигитриевская церковь однопрестольная отстоит от города Юхнова в полуверсте, деревянная с такой же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом, обшита тесом, кресты на главах железные, резные. Длина церкви от горнего места до престола два аршина, от престола до царских дверей два аршина, от царских до западных врат двадцать восемь сажень, в поперечнике девять аршин. Иконостас столярной работы с резьбой, витыми позолоченными колоннами.

Соборный 3 престольный храм построен на пожертвованные суммы, каменный, о 5 главах, кресты железные, шпиль тоже весь железный винтообразный, вызолоченные. На колокольне устроены часы; стены оштукатурены и окрашены оранжевой краской. Внутри храма стены оштукатурены и окрашены масляной краской, – расписаны живописью и свободные места расписаны цветами. Иконостас настоящего храма сплошь вызолоченный, сень над престолом поддерживается 8 колоннами, сделанными весьма изящно и вызолоченными. Пол во всей церкви из разноцветных каменных плит заграничного производства. Длина всего храма с колокольней 46 ар., ширина 27 ½ ар.

17. Памятников глубокой старины нет.

18. В соборном храме есть икона Казанской Божьей Матери, пожертвованная Предводителем Юхновского дворянства Симеоном Яковлевым Храповицким в память избавления от врага в 1812 году города Юхнова и его округи. Эта икона сопутствовала Юхновскому ополчению в 1812 году. Она в серебряной позлащенной ризе, звезды из драгоценных камней.

Под сим образом висит трофей шелковой материи злато-швейной работы, внизу цветы, бахрома и кисточки из золота. На самой материи вышита золотом надпись: «Сей трофей дан за Ваграмское сражение3 Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 году генваря 13 дня юхновским дворянским предводителем и Кавалером Симеоном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам Его Императорского Величества через г. сенатора Каверена». А с древка онаго: «в Юхновский Казанский Собор к образу Божьей Матери, за избавление онаго города и округи 1812 года октября 18 дня».

19. Как видно из духовных росписей 1793 года приход соборный состоит из жителей города Юхнова: чиновников, купцов, мещан, дворовых людей солдат и шести деревень крестьян: а) Подмонастырская слобода, б) Барановка, в) Корь, г) Емельяновка, д) Колыхманово, е) Мальцова. В 1825 году от появления на границах Юхновского прихода одного крестьянского дома образовалась седьмая деревня Комынино, за тем в 1832 году к Соборному приходу прибавились еще деревня в количестве 8 домов Савонино, составившаяся из поселенцев Мочаловского прихода.

20. –

21. Церковных земель, угодий и арендных статей нет.



22. Приход состоит преимущественно из православных, – иноверцы есть между чиновничеством, семей еврейских 13. Старообрядцев есть только одна семья из 3 л. мужеска и 3 женска. В виду подавляющего большинства православия, иноверцы слабо заявляют о своем существовании. Православные в своих отношениях к иноверцам веротерпимы, некое неприятие имеется только к евреям.

23. По сему пункту не имеется ничего, о чем бы можно было сообщить.

24. Причт при соборной церкви, вначале было – протоирей, священник, диакон, 2 дьячка и 2 пономаря; в настоящее время протоирей, священник, диакон и два псаломщика. Заштатных: протоирей и диакон; вдовы: 1 вдова протоирея, 3 вдовы священников, 2 вдовы дьяконов, 2 вдовы псаломщиков. Сирот мужеска пола 4, женска пола 6 душ.

25. Летопись церковная есть, но нигде не печаталась.


Сведения собирал Юхновской Соборный Протоирей Павел Заболоцкий4

1 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 140-144 об.

2 Жирным шрифтом выделены слова которые неуверенно читаются.

3 Ваграмская битва – генеральное сражение Австро-Французской войны 1809 года, произошедшее 5-6 июля 1809 года в районе села Ваграм.

4 Расстрелян 19 сентября 1918 г. Юхновской УЧК по обвинению в антисоветской агитации. «Некоторые сведения о клириках и мирянах Смоленской епархии, пострадавших во время гонения на Православную Церковь в 1918 году.» http://smoleparh.ru/Istoria/View/591.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница