Сумской уезд сумское благочиние



страница1/8
Дата18.11.2016
Размер1.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
СУМСКОЙ УЕЗД
СУМСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ.
Город Сумы.


  1. Начало и значение города.

В 2 верстах от нынешнего города Сум есть место ныне называемое городищем. Это крутая гора, при подошве которой течёт река Псел, разделяющаяся здесь на несколько рукавов, весною ныне богатых дичью. С восточной стороны, с другого берега Псла, с трудом можно добраться до городища, тем более, что сторона горы, обращённая к Пслу, обрывиста и крута. В 1785 г. эта местность принадлежала полковнику Степану Кондратьеву, и тогда значительная часть его занята была садами. В переписи русских сторожей 1571 г. читаем: «А Псел перелезти у Липецкого городища, да на верх Боровни».1 Итак городище, соседнее с нынешним городом Сумами, в ХVI столетии называлось Липецким городищем и тогда уже было только городищем ведомства Московского. Посему понятно, что город, памятником которого осталось городище, существовал до времён татарских; это конечно один из городов Черниговского княжества. То самое, что Липецкое городище долго было потомственным имением Кондратьевых, показывает, что первый Сумской полковник, умный Герасим Кондратьевич, обратил внимание на это место, считал его важным и для времён поселения черкасов на Псле. Но черкасский город основался в 2 верстах ниже городища.

Город Сумы или по древнему названию Сумин, расположен на возвышенной, узкой плоскости между р. Псел и речками Сумы и Сумки, соединяющихся в самом городе. Древний герб сего города – в серебряном поле три черные охотничьи сумы с перевязями и золотыми пуговками, - указывает на предание о происхождении названия местности. По этому преданию, у речки Сумы найдены были три охотничьи сумы, и по ним дано название местности с ее речками. Предание может быть признано справедливым в отношении к речкам, но не в отношении к названию или происхождению города, который назвался Суминым очевидно по р. Суме.

Поселение и устройство города Сум начато с 1652 года, пришедшими из-за Днепра казаками.2 Как в военном городе, в Сумах была крепость. По ведомости 1780 года «в том городе ветхий земляной вал, сделанный в 1658 году, вышиною от горизонта в 4 аршина, шириною в заложении в 3 сажени, с одной стороны оного сухой ров глубиною в 5 аршин, шириною в 5 сажень, стоит на горе по течению р. Псла на правой стороне; в нем земляной замок (цитадель) вышиною в 4 аршина, - полковые казармы; церкви соборная Преображения Господня, приходские Апостола Матфия, Николая чудотворца – деревянные и каменная Воскресения Господня. За валом в предместии церкви деревянные и проч.» Ныне еще заметны остатки вала, упиравшегося концами в р. Псел; по рву часть города получила название Перекопа.

Как и в каждом полковом городе, в Сумах было главное правительство поселенного полка, или полковая канцелярия, где заведывали всеми воинскими, и гражданскими делами слобожан того полка. Главные местечки, входившие в округ заведывания канцелярии, были: Лебедин, Недригайлов, Белополье, Межирич, Ворожба, Сыроватки нижняя и верхняя, Краснополье, Мирополье, Суджа.

Для духовных дел в Сумах было духовное Правление, называвшееся иногда приказом духовных дел и первоначально состоявшее из одного Сумского протоиерея; оно и ныне остается здесь.



II.) Храмы города Сумы.
Ныне всех приходских храмов в Сумах – 7: Соборный, Воскресенский, Покровский, Николаевский, Богородичный, Троицкий и Ильинский, и один на кладбище Петропавловский.
Соборный храм.
По записке священника Федора Славинского 1802 г. древняя надпись говорила: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа к церкви соборной святого Алексея человека Божия, в городе Сумине, в лето от создания мира 7169-е индикта четырнадцатого, а от воплощения Слова Божия 1661-е марта в 17 день, при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее всея великие и малые и белые России, и при Великом Государе Святейшем Никоне Патриархе Московском, и всея великие и малые и белые России». Если соборный храм и не был истреблен во время нападения татар в феврале 1659 года, которое увидим мы ниже; во всяком случае надобно принять за несомненное, что престол Алексея человека Божия был в пределе соборного храма для молитв за Ц. Алексея Михайловича. Точно так в первом Чугуевском соборе 1639 года был придел Михаила Палеина. По актам Сумской соборный храм всегда был храмом Преображения Господня; так видим в царской грамоте 1684 года «стольник и полковник Герасим Кондратьев, «по пожару», как писали прихожане в 1728 г., построил в 1694 году вновь соборный храм Преображения Господня. Имя сего благотворителя вырезано было при входе на дверях. На кресте храмозданном была следующая надпись: «освятися жертвенник в храме Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. При державе Благочестивейших Государей наших Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия, малыя и белыя России Самодержцев, за бытность тогда Преосвященного Авраамия митрополита белоградского и обоянского, в лето от рождества Христова 1694-е мая в 18 день, на память святых мучеников Петра, дионисия и иже с ними». Эта Преображенская церковь существовала 60 лет и в 1754 г. вновь перестроена при протопопе Матфее Гресовском.

Когда решились построить каменный соборный храм, то надлежало приготовить для него место. И деревянный храм был продан, служение же стали совершать в теплой церкви Св. апостола Матфея, устроенной с северной стороны в 5 саженях от соборной Преображенской протопопом Матфеем Гресовским на собственную сумму.

В 1776 г. при протопопе Иоанне Иоанновиче Словинском, и при священниках Федоре Славинском и Стефане Куликовском, и ктиторе подпрапорном Матфее Гордиенкове, начали строить каменный соборный храм, который заложен был июля 13 дня по благословению Преосвященного Аггея, архимандритом Товиею Кремновским, жившим на уединении в Сумском Успенском монастыре. Строение и внутреннее украшение храма производилось 12 лет. Преображенский храм освящен Преосвященным Феоктистом, епископом Белгородским октября 12 дня 1788 г. на поздней литургии, а верхний Благовещенский на ранней – того же дня игуменом Белгородского Николаевского монастыря Иосифом Лазаревым.

Кирпичный завод устроен был от церкви; деревом для выжига кирпича и подводами довольствовались от города и уезда. Тысяча кирпича в то время стоила 3 руб. 50 коп., известь получаема была по подряду из Белгорода, четверь ее стоила 40 коп., кирпича на устройство храма с погребами употреблено более миллиона.

Для построения храма на первый случай было церковных денег 150 руб., потом получено за деревянную церковь 400 руб. По добровольному согласию граждан и сельских старшин положено дать на церковь от каждого по 10 коп., какового сбору получено 400 рублей. Главными благотворителями были три лица: Яков Алексеевич Шубский пожертвовал до 7000 рублей; вдова коллежская асессорша Евдокия Парафиевская (бывшая прежде в замужестве за протопопом Матфеем Гресовским), будучи бездетна распределила свое имущество на церкви и монастыри, в том числе 3000 руб. на устройство соборной церкви, кроме того ею же устроен иконостас в верхней Благовещенской церкви, за который с живописью и золотарной работой уплачено 800 руб.; сумской житель Федор Кондратьевич Филоненко, неженатый до гроба, распределил при жизни все имение свое на церкви; в том числе и на устройство соборной 3000 руб., кроме сего пожертвовано им: большой потир серебряный вызолоченный под чернью с финифтями и стразами, дискос, звезда и лжица такой же работы; - риза золотой парчи с епитрахилью.

Гробница серебряная пестрозолоченная, с финифтями, куплена сумскою жителькой вдовою Еленою Крамаренко за 325 руб. Ею же на строение колокольни пожертвовано 300 рублей.

По счету, на устройство церкви с окончательной отделкой, с иконостасами, киотами и прочими украшениями употреблено 20000 руб.

Каменная колокольня заложена была 1797 годя июня 15 дня и окончена 1801 года. По огромности ли здания, или по непрочному устройству, в этой колокольне оказались большие трещины, почему для безопасности и разобрана она в 1812 году, на место ее из того же кирпича устроено четыре номера лавок, со входом посредине в ограду церкви. Остальной кирпич употреблен на колокольню вновь устроенную 1821 года и на ограду церкви. Колокол большой взят из Сумского Успенского монастыря. Надпись его говорит, что он устроен статским советником Яковом Алексеевичем Шубским, весу в колоколе 60 пудов. Другой колокол меньший пожертвован сумским жителем Даниилом Ивановичем Забродским, весу в колоколе 44 пуда.

Благотворители храма в последующее время:

Сумской купец Филипп Акимович Сидоренко, бывший церковный староста. Его старанием приобретена плащаница в 1825 году по малиновому бархату шитая золотом и серебром, ценою в 2000 руб. ассигнациями, на которую собственно им Сидоренко пожертвовано 1500 руб. ассигнациями, а прочие деньги взнесены другими благотворителями.

Сумской цеховой Матфей Павлович Алейников, церковный староста, и сумской купец Андрей Григорьевич Копылов, тоже церковный староста, сделали пожертвование в 1827 году для приобретения серебряных вызлощенных риз на местные иконы Спасителя и Божией Матери (в коих весу 30 фунтов и 58 золотников, а цена 3177 рублей); первый т.е. Алейников пожертвовал 800 руб., а Копылов 700 руб. ассигнациями, остальная же сумма пополнена разными сумскими гражданами и иногородними купцами.

Сумской купец Федор Иванович Стоянов, бывший церковным старостой с 1836 года по 1839 и с 1846 по 1849 годы сделал разных пожертвований церкви на 2000 руб. ассигнациями.

Из икон храма предметом особенного благоговения служит икона Курской Божией Матери, с изображением вокруг оной пророков, в серебряной вызлощенной ризе, находящаяся с левой стороны в киоте. Она подана курскими купцами в 1780 году, которые по усердию своему 27 ноября, - день Знамения Пресвятой Богородицы, обвыкли, во время Введенской ярмарки в Сумах, праздновать всенощным бдением и молебствиями. К иконе сей все граждане притекают с особенным усердием и верою.

Замечательные книги храма: а) требник м. Петра Могилы, К. п. 1646 г., с надписью: «1710 г. февр. 15 д. сию книгу отменил Сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих»; б.) служебник, М. п. 1693 г., в.) устав, М. п. 1733 г.. г.) триодион постный, М. п. 1748 г., д.) минеи служебные В 12 кн. М. п. 1741 г., с надписью: «1742 г. мар. 5 купил сии книги нарицаемые минеи 12 месяцев, Иаков Григорьев в царств. граде Москве. Дворцовый певчий Ее Императорского Величества Елизаветы Петровны, по обещанию своему в гор. Сумы в церковь собор. Преображения Господня, а родом тот певчий того ж города Сум из села Бездрика, церкви св. Михаила попов сын, прозванием Благотворитель».

Особенно достойны замечания по древности акты: а.) царская грамота на жалованную собору землю 7200 (1692) году протопопу Тихону с братиею. Мы поместим ее в приложении. б.) Межевая книга на церковную землю, составленная в 7202 (1694) году. Всей земли по этой книге 761 десятин 1024 кв. сажени, но половина пахотной земли – песок, а четвертая часть сенокосной под озерами и трясиною.
Протоиереи соборного храма:
Первый, известный по актам, протоиерей соборной церкви был Мартин Максимов. По его старанию в пользу соборного причта, по повелению Царя Алексея Михайловича, отведена в 7 верстах от города около озера Волдыжа (ныне Олдыш) и речки Суровицы (ныне Сыроватка) пахатная и сенокосная земля, которая (как значится в грамоте, жалованной на сию землю в 1692 году), в 1661 году от сторонних земель отмежевана землемером Яковом Яцыным. Попечительный о. Мартин оказал собору и другое благодеяние: вблизи земли, пожалованной Царем собору, на р. Сыроватке он выстроил мельницу с двумя камнями и толчеею и пред смертию отдал ее собору в пользу всего причта его. Собор был признателен к нему: тело его и тело сына его собор. Священника Федора похоронены были в самом соборе, и собор поминал благотворителей своих.3

Второй протоиерей Емельян Середа. По надписи на храмозданном кресте Сумской Рождество-Богородицкой церкви он в 1681 году с игуменом Сумского Успенского монастыря освящал ту церковь.

Третий протоиерей Тихон Максимов. В бытность его не было получено за 1690 и 1691 годы из Курска определенного жалованья (10 рублей в год), а церковною землею пользовалась одна умершего священника Федора (сына протопопа Мартина) жена; почему и просил он протоиерея Тихон Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, чтобы повелено было определенное жалованье получать не из Курска, а из Сум, равно и землю, которая дана протопопу Мартину с братиею, пользоваться по прежнему всему церковному причту. В следствие сего дана была царская грамота, которую повелено было получать впредь жалованье из Сум, равно и землю пользоваться протопопу с братиею и будущим по них.

Четвертый Протоиерей – Симеон Федоров. Он вместо умершего о. Тихона принимал в ведение собора царское жалованье – землю, в ноябре 1693 года, и получил на эту землю книгу межевую; его имя в 1696 году написано в трефологе.

Пятый протоиерей – Евстафий Травулинский, по делам и указам, с 1701 года. По делу 1717 года видно, что он много хлопотал о возвращении собору протопопской мельницы, той, которая пожертвована была протоиерей Мартином. При м. Иустине, писал он, отняли было ту мельницу «вымыслом» Сумского девичьего монастыря старицы; он протоиерей Евстафий ездил по сему делу в Москву и подавал просьбу в Патриарший духовный Приказ, и по указу, на основании крепостей, мельница отдана была собору4.

Шестой протоиерей Антоний Иванов Словинский. Из Польши прибыл в Москву, где и обучался. В доме князя Барятинского был учителем, потом был учителем в московской Академии синтаксемы и пиитики. 1705 года из Москвы выехал с Преосвященным митрополитом – Иустином Базилевичем в Белгород; рукоположен во священника в городе Сумы к церкви св. Пророка Илии и определен десятником, а в 1720 году произведен в протоиерея к соборной Преображенской церкви, при которой находился 19 лет. Овдовев, поступил по желанию своему в Сумской Успенский монастырь, принял монашество и скончался в 1749 году апреля 17 дня.

Седьмой протоиерей Матфий Гресовский. Сын священника села Деркачей Харьковского уезда, обучался в киевских училищах; 1730 года произведен священником в городе Сумы к Николаевской церкви; а в 1740 году определен протоиереем к соборной Преображенской церкви; в 1744 году был вызван присутствовать в Консисторию; и окончил жизнь 1755 года октября 23 дня. Он устроил теплую церковь (вблизи соборной) во имя св.Апостола Матфия. Многое из имущества его роздано женою его на церкви и монастыри.

Восьмой протоиерей Иоанн Антонович Словинский (сын протоиерея Антония Словинского); по окончании курса учения в харьковских духовных училищах рукоположен во священника к соборной Преображенской церкви архиепископом Досифеем, а в 1756 году удостоен протоиерейского сана епископом Лукою. Скончался 1787 года марта 7 дня.

Девятый протоиерей Иоанн Карпович Карпов (он же и Крамаренков), сумской уроженец. Произведен священником в Низшую Сыроватку; потом овдовев уехал в Петербург, где служил при домовой церкви графа Разумовского. По просьбе графа и по повелению св. Синода в 1757 году он произведен в протоиерея к Сумской соборной церкви. Спустя несколько времени опять отправился в Петербург и прожив там шесть лет, на возвратном пути в Сумы, где по указу Синода опять надлежало ему быть настоятелем собора, скончался в своем хуторе (недалеко от Сум) 1762 года и погребен в церкви села Подлесновки Сумского уезда.

Десятый протоиерей Иоанн Иоаннович Словинский (сын протоиерея Иоанна Антоновича Словинского). По окончании курса учения в харьковских духовных училищах, в 1764 году произведен Преосвященным Иосафом Миткевичем в город Сумы к соборной Преображенской церкви во священника и определен наместником, а в Духовное Правление присутствующим. Произведен в протоиерея Преосвященным Порфирием 1767 года. При сем протоиерее начата и совершенно окончена постройкою каменная соборная церковь, так же и колокольня. За долговременную и беспорочную службу он в 1801 году награжден был палицею. Был протоиереем и присутствующим 35 лет, потом за слабостью здоровья по неоднократной его просьбе уволен от всех должностей в 1802 году.

Одиннадцатый протоиерей Константин Иоаннович Словинский, сын протоиерея Иоанна Словинского. По окончании курса наук в Харьковском Коллегиуме произведен во священника Преосвященным Феоктистом к соборной Преображенской церкви 1797 года; определен присутствующим в Духовное Правление 1801, произведен из протоиерея Преосвященным Христофором и определен первоприсутствующим 1802 года. Должность присутствующего занимал 22 года. Скончался 1825 года.

Двенадцатый протоиерей Иоанн Петрович Цытович. По окончании курса наук в Могилевской Семинарии, рукоположен во священника к Могилевской Крестовоздвиженской церкви 1813 года; определен учителем в могилевское низшее уездное училище 1815 года, где занимался три года, а потом в высшем уездном училище преподавал два года географию, арифметику и латинский язык. 1818 года определен по прошению его священником в Брестский пехотный полк. 1820 года с 1 сентября был с полком в Варшаве и в Австрии в городе Тропау. За преподавание нижним чинам закона Божия, Всемилостивейше награжден бархатною фиолетовою скуфьею 1821 года. Переведен в город Сумы к соборной Преображенской церкви священником на протоиерейскую вакансию и первоприсутствующим в Сумское Духовное Правление 1825 года, и в том же году произведен в протоиерея. Скончался 1829 года.

Тринадцатый протоиерей Петр Мерецкий, деятельный и строгий блюститель порядка, скончался 18 октября 1851 года. Собор особенно должен быть признателен к сему протоиерею за возвращение причту его жалованной Царями земли. В 1807 году Харьковская Казенная Палата подвергла сомнению право собора на владение земли и поселенными на ней крестьянами. В 1821 году Сенат решил: крестьян деревни Поповки до решения дела отдать в казенное ведомство, но доход за землю, т.е. оброк по 8 р. с ревизской души, отдавать причту собора – и право собора на землю считать не подлежащим сомнению. Священно-церковно-служители собора, не получая вполне определенного оброка и, состоя при малом приходе, терпели крайнюю нужду. Протоиерей Мерецкий с 1830 года беспрерывно ходатайствовал о возвращении земли во владение собора, хлопотал и в низших и в высших присутственных местах и наконец успел в том, что в 1845 году земля навсегда отдана во владение собора, а крестьяне, жившие на ней, переведены в Екатеринославскую губернию.

Каменный Воскресенский храм в городе Сумах – дело благочестивого усердия стольника и полковника Андрея Герасимовича Кондратьева, соорудившего великолепный по тогдашнему храм сей на собственное иждивение. Храм построен в два яруса – в верхнем престол во имя Воскресения Христова, в нижнем во имя св. Апостола Андрея Первозванного – Ангела строителю храма; Воскресенский престол освящен был в 1702 году, а Андреевский позже того, по благословению Иустина Базилевича митрополита Белгородского. Храм сей построен с очевидными намерениями на случаи нападений татарских. В верхней части его безопасно можно было выдержать долговременную осаду: стены храма толстые, ход в верхний храм внутри стен, с земли до окошек верхнего храма – далеко, - нельзя достать без длинных лестниц и след. без встречи с вооруженным сопротивлением.

Во время пожара 1791 года храм сей лишился всех украшений и крыши. После того в нижней церкви служение началось не скоро; надпись на иконостасе показывает, что он вызлащен иждивением Петра Кроквы и жены его Наталии 1801 года, а старожилы помнят, что иконостас довольно долго стоял без позолоты, хотя и совершалось служение. Окончательное возобновление храма совершилось спустя 16 лет; ибо престол верхней церкви Воскресения Христова, по благословению Преосвященного Христофора, епископа харьковского, освящен в 1808 году марта 15 числа, - на это имеется грамота. В 1811 году построена была ограда, на счет помещика Кондратьева.

После главного благотворителя своего полковника Андрея Герасимовича Кондратьева Воскресенский храм благодарно воспоминает имя другого благотворителя своего Ивана Александровича Кирилова. Он в ноябре 1793 года завещал Воскресенскому храму навсегда дворовое место, и на оном построенный им совместно с матерью своею, монахинею Сусанною, каменный дом с тем, дабы в сем доме под распоряжением священников церкви, градского главы и ктиторов обитали престарелые, бедные и немощные; кроме сего, если возможно , приобретался бы из оного доход в пользу церкви и в необходимом случае там же имели бы жительство священно-церковно-служители. При надлежащем устройстве находящийся в сем дворе постройки, как завещанный Кириловым, так и в последствии прибавленной, здесь помещалась в одной половине богадельня, а другая половина нанимаема была в пользу церкви; таковое распоряжение и точное соблюдение воли завещателя продолжалось до 4 мая 1840 года. Случившийся в сие время пожар истребил всю внутреннюю постройку, и самые каменные стены дома во многих местах разрушились. По недостатку в церкви наличной суммы затруднительно было возобновить на сем дворе постройку. Но нынешние священнослужители, староста и прихожане, ревнуя о пользе храма и полагаясь на усердие и доверие благодетелей, решились произвести приличную постройку в доме с тем, чтобы деньги уплачивать в последствии из экономической и благотворительной суммы; и в сем намерении просили Преосвященного Смарагда о дозволении устроить вновь каменный дом с тем, чтобы все сие место осталось неотъемлемою принадлежностью одной церкви; а бывшую там до пожара богадельню навсегда из сего места вывести: а дабы и немощные не лишились вовсе приюта, обязались по выстройке дома, из доходов оного делать по назначению начальства в пользу богадельни пожертвования; на что Его Преосвященство повелел испросить мнение и согласие градской Думы; Дума за неимением у себя способов произвести на сем месте приличную постройку, уступила оное навсегда церкви с тем, чтобы по окончании всей постройки, из получаемых доходов взносимо было ежегодно в пользу богадельни по 50 руб. серебром и сверх того отданы бы были оной пожертвованные Григоровичем 200 руб. ассигнациями деньги; в такой силе 1843 г. мая 13 дня градская Дума обще с Духовным Правлением заключила условие, и акт хранится ныне в церкви. По получении сего акта и по утверждении начальством плана, 1848 г. выстроен на сем дворовом месте из церковной суммы, старанием старосты купца Никифора Галкина, каменный о двух этажах дом, коего нижний этаж уже окончен и приносит пользы в год 135 р. серебром, а верхний этаж еще не отделан; постройка стоила 2700 р. серебром.

1829 года с разрешения начальства в ограде сей церкви старанием старосты Саввы Ильченка на кошельковую сумму устроены 12 небольших каменных железом покрытых лавок; - 1840 года декабря 16 дня от пожара эти лавки погорели: но как стены и железо с крыши остались в целости, то в 1841 году старанием старосты Ильченка возобновлены и ныне приносят церкви пользы 200 р. серебром. На построение сих лавок употреблено 1800 р. серебром.

Замечательные книги храма: требник митрополита Петра Могилы 1646 г., служебник Черниговской п. 1747 г., требник Черниговской п. 1754 года.

Метрические книги начинаются с 1735 г., исповедные с 1791 года.

Ныне существующая в Сумах каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы заложена в 1783 году, а освящена в 1790 году. Она построена на иждивение Феофана Федоровского, архимандрита Святогорского монастыря, а прежде того, священника и протоиерея сей церкви, впрочем с пособием почетнейших сумских граждан.

До построения сей церкви, были преемственно две церкви Покрова Богородицы, обе деревянные. Первая существовала до 1732 года; так говорит указ 1732 года о построении нового храма. Но когда построен был первый храм? Не известно. По переписи 1732 года видим при Покровском храме священника, школу и госпиталь и кроме того священника церкви Введения Богоматери во храм с школою и богадельнею. Введенской храм был, как кажется , придельным Покровского. В 1808 году разрешено было прихожанам его разобрать каменный архангельский храм в упраздненном Сумском мужеском монастыре. А в 1821 году, дозволено построить из оного колокольню с теплым храмом в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Значительные благотворения для благолепия храма с 1804 года оказали:

а.) Сумской купец Алексей Бочаров, который в 1810 году устроил собственным коштом иконостас, стоящий 2000 руб. серебром.

б.) Сумской купец Емельян Татаринов, который устроил два больших киота стоящих 571 руб. и 42 коп. серебром.

в.) Сумской почетный гражданин Григорий Котков сделал две серебряные с позлащенными венцами ризы для местных икон, стоящие 542 руб. 85 коп. серебром и две фелони, в 160 руб. серебром.

г.) Более всех значительные пожертвования в пользу церкви сделал, находящийся ныне при сей церкви старостою, Сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления в должность, с 1835 года по настоящее время употребил на разные устройства и украшения церкви собственной суммы 4906 руб. 70 коп. серебром.

Книги храма: а.) требник митрополита Петра Могилы в 3 частях К. п. 1646 г., евхологион или требник, К. п. 1681 г., минеи служебные М. п. 1741 г., октоих М. п. 1750 г., триодь постная М. п. 1751 г., цветная М. п. 1752 г.

Метрические книги начинаются с 1735 г., а исповедные с 1790 года.

Первый храм во имя Святителя Николая построен был в г. Сумах конечно не позже 1652 года, как находившийся в самой крепости. В царской грамоте собору видим Сумского Николаевского священника Гурия в 1661 году, а по актам Сумского монастыря известны в 1664 году Сумской Николаевский священник Емельян Яковлевич, а в 1689 году Николаевский причетник Сазон Григорьевич.

В 1694 году построен был новый деревянный храм во имя Святителя Николая стольником и полковником Герасимом Кондратьевым. Храм сей сгорел 1803 года от неосторожности членов причта. Памятник, устроенный на месте, где стоял престол сей церкви, по ныне находится в дворе купчихи Евдокии Медведевой. Новое же место для храма Николаевского назначено по требованию генерал-губернатора Андрея Леванидова, назначившего на месте храма купеческие лавки, о чем происходило дело в 1796 году.

3-й гильдии Сумские купцы Солодкие в 1804 году своим иждивением при помощи других прихожан построили вместо сгоревшей каменную церковь Святителя Николая; церковь сия спустя два года по освящении (в апреле 1806 года) разрушилась, по той причине, что колонны, поддерживающие своды здания, были вынуты.

Церковный староста Сумской 3-й гильдии купец Марко Евсеев Медведев на месте и на фундаменте разрушившегося прежнего храма, построил настоящий храм, причем употребил собственного своего капитала до 3000 рублей серебром.

Церковный староста 3-й гильдии купец Иван Авакумов Ткаченков и брат его Аввакум пожертвовали икону Варвары великомученицы в серебряной вызлощенной ризе и паникадила пред местными иконами; от первого поступила еще богатая плащаница.

1-й гильдии купец Иван Киктенков пожертвовал икону Иоанна Крестителя в серебряной вызлощенной ризе. Он же при смерти завещал на вечные времена 1500 рублей серебром с тем, чтобы процентами капитала пользовались священно и церковно служители Сумской Николаевской церкви, обязанные за то молиться о упокоении души усопшего благодетеля.

Старанием старосты купца Александра Духанина сделаны: каменная сторожка, две лавки покрытые листовым железом, устроены железная решетка и ворота.

Из священнослужителей Николаевского храма известны священники Григорий, сын его Афанасий, Тимофей и Михаил Афанасьев. О них есть любопытное дело в архиве Консистории. По делу 1737 года священник Григорий 1692 февраля 4 «взял церковных денег 100 талярей, по исчислению 60 рублей на покупку мельницы»; пред смертью он написал в письме, что «остается виноватым 100 золотых, а по исчислению 25 рублей», деньги эти должен был внесть в церковь сын его священник с. Кровного Григорий, как получивший «большую часть грунта». Священник Афанасий, другой сын Григория, «взял взаимообразно 6 червонных и 30 талярей, и о том имеется записка»; из того числа 5 рублей издержал на церковь и не внес 15 рублей. «Да на нем же п. Афанасии написано чеков 90 золотых да снятых с образа 16 червонных» по реестру, на котором подписана резолюция сумского полковника Ивана Андреевича Кондратьева «рукою сумского полкового судьи Ивана Романова». Священник Тимофей взял из церкви 3 рубля и 3 червонных да за проданный церковный жемчуг получил 12 рублей. Вдова его обязалась внесть этот долг, равно долг отца 15 рублей. Священник Тимофей отдал в долг подпрапорному Михаилу Юрьевичу 60 рублей церковных денег и, получив в уплату 30 рублей, в церковь не отдал. Все это дело показывает, что в те времена священники брали церковные деньги в заем без процентов на свои нужды. Это было одним из способов к содержанию священников в тогдашних немноголюдных приходах, каков был и Николаевский приход. в котором по тому же делу 737 г. показано 123 двора, а между тем прихожане просят о посвящении им второго священника.

Прежде существующей каменной церкви Рождества Богородицы, была в городе Сумах «на посаде» деревянная, - которая по актам, хранящимся в соборной церковной ризнице, освящена была в 1681 году. В 1702 году к освящению сумской Воскресенской церкви, по просьбе полковника Андрея Кондратьева, брата была из Рождественской церкви некоторая утварь, как это известно из указа Консистории 1732 года. В царской грамоте от 26 апреля 1703 года, данной полковнику Андрею Герасимовичу Кондратьеву, между имениями сего полковника упоминается: «на посаде города Сумина у церкви Рождества Пресвятой Богородицы двор, что куплен у Тимка, да подворок на новом месте на косогоре подле Семеновской Солодовни Мельникова». То и другое дает право думать, что старому храму Рождества Богородицы был благотворителем полковник Андрей Кондратьев. По переписи 1732 года видим при этом храме школу.

В 1807 году священник Димитрий Ольховский, движимый любовью к Богу и усердием к храму Божьему, стал понуждать прихожан к основанию нового храма; по прошению его и прихожан, Преосвященный Христофор Сулима в 1808 году благословил заложить каменную церковь. Постройка сей церкви продолжалась, при преемнике Димитрия священнике (с 1813 года) Иоанне Ольховском, 8 лет, и могла бы продлиться очень долго, если бы купец Федор Ишунин не приложил особенного старания об окончании. Сей достопамятный муж был в то время церковным старостою, и очень много способствовал к построению храма, так что в одно трехлетие по его старанию собрано более 4000 рублей серебром. Быв 12 лет в должности церковного старосты, неутомимыми трудами своими и усердием к церкви Божьей Ишунин более всех оставил по себе память и доброе имя в народе.

Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля сей церкви, - вполне наследовал добрые качества отца. Он всю жизнь свою посвятил собственно на служение Богу и храму, и избытки трудов своих отдает в пользу храма. Со времени вступления его в должность старосты, тщанием его церковь украшена и снабжена разною утварью и богатою плащаницею; везде видно благолепие, в сосудах, в ризнице, в иконах. Нет ни одной вещи принадлежавшей церкви, которая не была бы сделана или от его собственности или по его старанию. Он служит храму уже 22 года и в это время приобретено в церковь разной утвари на собственный его капитал на 2168 рублей 32 ½ копейки серебром. За таковое усердное старание по церкви получил он в 1846 году серебряную медаль на Аннинской ленте.

Замечательные книги храма: а.) требник, М. п. на 5 году царствования Феодора Алексеевича, т.е. 1681 года с надписью: «сия книга Сумского Воскресенского священника Антония Антоновича, а надана от его невестки Антоновой в Сумскую церковь Рождественскую»; б.) евангелие М. п. 1733 года; в.) Последование молеб. пений, М. п. 1709 года; г.)минеи служебные в 12 книгах М. п. 1724 года. На январской минеи надпись: «сия книга минея куплена в городе Сумах за 2 рубля 50 копеек, а обменила сумская жителька вдова Анна Емельянова ткачиха цыбиха ко храму Сумскому Рождества Пресвятой Богородицы за отпущение грехов». На апрельской минеи надпись: «1739 г. сию книгу обменил во граде Сумах уезду Сумского, села Горнов Алексей Андреевич Гуль за должные деньги жителю сумскому Захарию Дюденке, ко храму Рождества Пресвятой Богородицы». На всех других, за исключением ноября, надпись: «куплена во граде Москве, дано 2 р. 25 к., в городе Сумы ко храму Рождества Пресвятой Богородицы, тщанием тояж церкви иерея Михаила Корнильевича Яценкова, а куплена сия книга от подаяния». д.) Минея на месяц ноябрь 1692 года с надписью: «сия книга церкви соборной Опошнянской»; е.) Акафисты и каноны. К. п. 1733 г. с надписью: «сия книга тщанием иерея недостойного Михаила куплена от подаяния христолюбивых христиан ко храму Пресвятой Богородицы»; ж.) требник М. п. 1732 года; з.) триодь постная 1742 г.; и.) служебник Черниговской п. 1747 г. с надписью: «дана сия книга ко храму Рождества Пресвятой Богородицы от сумского жителя Иоанна и жены его Агафии Лаврентьевых»; і.) устав М. п. 1759 г. с надписью: «дан Евстафием Федоровым Быковцевым 1759 г. при бытности священника Филиппа Емельяновича Ольховського».

Метрические книги и исповедные росписи начинаются с 1743 года по 1829 год были из фамилии Ольховских, следовавшие один за другим непрерывно. Они владели участком земли – пустынью Ольховскою. Из них особенное усердие оказывал к храму Димитрий Ольховский, храмоздатель нынешнего храма.5

Храм во имя Святой Троицы, как показывают метрики, существовал в Сумах в 1735 году, но с какого именно времени, неизвестно. Его видим по акту 1730 года. В 1732 году при нем школа с двумя учителями и богадельня (шпиталь) для мещан.

Михаил Лаврентьевич и племянник его Павел Михайлович Линтваревы, по ревности своей к богоугодным делам, в 1827 году окончили постройкою новую каменную церковь о двух престолах с таковою же колокольнею и оградою; главный престол во имя Святой Троицы, а на хорах во имя святых страстотерпцев благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских чудотворцев; сверх того церковь эту, как видно из описи церковной, украсил и достаточно снабдил церковною утварью, тот же помещик Павел Линтварев; за эти пожертвования, по представлению епархиального начальства, изъявлено ему Линтвареву Монаршее благоволение. На построение храма употреблено Линтваревыми до 17,200 рублей серебром.

Метрические книги хранятся с 1735 года.

Из состоявших при сей церкви священников примерною жизнью своею и пастырскими наставлениями особенно отличал себя священник, потом протоиерей, Стефан Македонский.

В 1705 году Сумской Ильинский храм уже существовал, так как в этом году посвящен был во священника к Сумской церкви св. Пророка Ильи Антоний Словинский, бывший с 1721 года протоиереем Сумского собора. По переписи 1732 года видим при Ильинском храме двух священников и школу. Указом консистории 1792 года разрешено было, вместо сгоревшей в 1791 году построить новую, также деревянную церковь. Этот храм сгорел 1839 года августа 23 дня во время пожара, опустошившего большую часть города; с тем вместе подверглись разрушению колокольня и колокола. В июле 1836 года заложен каменный храм, по благословению архиепископа Мелетия; по случаю разорения города и прихожан пожаром, постройка храма, возведенного до окошек, остановилась; да и не предвиделось надежды на окончание постройки, потому что приход составляют почти одни казенные крестьяне, которых бедность доведена была до крайности пожаром; они не раз избирали из себя попечителя о храме: но никто не решался принять на себя окончание постройки храма. В 1844 году Богу угодно было вдохнуть благую мысль, Сумскому жителю купцу Степану Игнатьевичу Тихонову принять на себя попечение о сем храме. Тихонов с полным усердием начал приводить храм к окончанию. В 1845 году освящен придельный престол святого Митрофана на хорах; в 1851 году освящен и главный храм. Купец Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий.

Из прежнего храма спасены от огня: евангелие в серебряном окладе вызлощенное, и четыре иконы бывшие местными: Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи и Пророка Ильи в серебряных ризах, в коих весу 39 фунтов. Эти ризы пожертвованы в 1786 году секретарем Иваном Емельяновичем Стрельченком.

Каменный храм Апостолов Петра и Павла на кладбище – новый дар добрых жителей города Сум. Он освящен в октябре 1851 года Преосвященным Филаретом. Помещаем здесь



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница