«Структура потребления алкоголя в крупных городах России»



страница1/10
Дата13.11.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»»


Факультет социологии
Кафедра экономической социологии



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему
«Структура потребления алкоголя в крупных городах России»


Студент группы № 431

Мартыненко П. А.

Руководитель ВКР

доцент кафедры

экономической социологии

факультета социологии, к. э. н.

Рощина Я. М.


Москва, 2013



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 4

1.1. Актуальность темы исследования 4

1.2. Постановка проблемы 5

2. Обзор исследований потребления алкоголя 8

2.1. Исследование потребления алкоголя в экономической науке 8

2.2. Социологический взгляд на потребление алкоголя 9

2.3. Современные исследования потребления алкоголя в России 13

2.4. Факторы потребления алкоголя 15

3. Методология исследования структуры потребления алкоголя 21

3.1. Цель и задачи исследования 21

3.2. Объект и предмет 22

3.3. Гипотезы 22

3.4. Интерпретация понятий 25

3.5. Информационная база 26

3.6. Методы анализа данных 27

3.7. Ожидаемые результаты исследования 28



4. Эмпирический анализ структуры потребления алкоголя в крупных городах России. 29

4.1. Динамика доли потребления различных алкогольных напитков 29

4.2. Связь доли потребителей алкоголя и социально-экономических характеристик. 29

4.3. Связь социально-экономических характеристик и


доли потребителей различных видов алкоголя. 33

4.4. Связь социально-экономических характеристик с частотой и объемом потребления алкогольных напитков 37

4.5. Связь доли потребителей, частоты, объемов
потребления и социального класса 44

4.6. Анализ соответствий потребления алкогольных напитков и


социально-экономических характеристик 46

4.7. Типология потребителей алкоголя в зависимости от структуры потребления и описание социально-экономических


характеристик типов потребителей 51

5. Заключение 54

Литература 57

Приложение 61



1. Введение

1.1. Актуальность темы исследования


Потребление алкоголя представляет собой большой интерес для исследователей общества. Потребление алкоголя связано с различными сферами жизни, оно влияет не только на здоровье населения, но и на поведение индивидов на рынке труда. Чрезмерное потребление алкоголя оказывает отрицательное влияние на вероятность занятости и размер заработной платы мужчин, а также на вероятность занятости женщин (Ким Рощин 2011: 30). Потребление алкоголя также является объектом наблюдения государственной статистики. Получаемые данные являются необходимыми для принятия решений об объемах производства спирта и алкогольных акцизах. Следовательно, существует потребность в данных и работах, затрагивающих проблематику потребления алкоголя.

Особого интереса заслуживает структура потребления алкоголя. С начала 1990-х годов в России она претерпевает существенные изменения: уменьшается потребление водки и самогона, а также возрастает доля потребления пива, сухих и шампанских вин (Рощина 2012: 245). Впрочем, изменение доли потребления различных напитков – очевидно не единственные изменения в структуре потребления алкоголя. Вероятно, изменилась частота потребления и объемы, в которых потребляются различные алкогольные напитки. Работы, посвященные факторам потребления алкоголя (Демьянова 2005, Рощина 2012, Roshchin Roshchina 2013, Тапилина 2006) позволяют нам предположить, что различия в структуре потребления связаны с социально-экономическими характеристиками индивидов. Таким образом, представляется важным исследование новой структуры потребления алкоголя, а также факторов, которые лежат в ее основании.




1.2. Постановка проблемы


Многие российские и зарубежные ученые исследуют потребление алкоголя в России. Большая часть этих работ посвящена измерению количества потребляемого алкоголя и уровню избыточного потребления (Тапилина 2006), оценке факторов потребления алкоголя (Демьянова 2005, Рощина 2012, Roshchin Roshchina 2013, Massin Kopp 2011) а также анализу связи между потреблением алкоголя и смертностью (Немцов 2003). Однако существует сравнительно небольшое количество исследований, которые содержат анализ структуры потребления алкоголя по видам алкогольных напитков в зависимости от социально-демографических характеристик индивидов. Эти работы, как правило, рассматривают структуру потребления алкоголя в разрезе основных социально-демографических параметров населения, таких как пол, возраст, доход, семейное положение и уровень образования (напр. Демьянова 2005,Андриенко Немцов 2005, Рощина 2012: 243-244, Тапилина 2006). Важно заметить, что в данных исследованиях используются всероссийские данные, и результатом оценки структуры потребления алкоголя является структура потребления, общая для городов и сел. В то же время, эти работы указывают на существенные различия потребления алкоголя в городах и сельской местности. Действительно, между городом и сельской местностью существует ряд количественных различий в таких аспектах, как плотность населения1, количество малоимущих домохозяйств2, располагаемые ресурсы на члена домохозяйства3. Помимо этого, существуют качественные различия потребительских практик городского и сельского населения. К примеру, престижное потребление более характерно для городского населения, нежели для жителей сельской местности (Козырева Дорофеева 2008: 73). Более того, существует различие в структуре потребления алкоголя по видам между селами и городами. Так в больших городах доля потребителей вина в 1,5-2 раза выше, также выше в 2 раза количество потребителей коньяка, а потребление самогона вдвое меньше (Климова 2007: 35). В то же время, ни последовательное сравнение структур потребления алкоголя в городе и на селе, ни детальное рассмотрение одной из этих структур не было реализовано в рамках исследований потребления алкоголя. На фоне урбанизации4 России, наиболее актуальным представляется исследование аспектов именно городской жизни.

Также необходимо обратить внимание на теоретический аспект подобного исследования. В работах Бурдье (Бурдье 2005) и Торнтон (Thornton 1987) практики потребления представлены как индикатор социального класса, которому принадлежит индивид. Соответственно, структуры потребления алкоголя различных социальных классов должны различаться. В то же время, существуют работы, в которых рассматривается феномен «постклассового» общества: общества, в котором привычные социальные единицы, такие как социальный класс и социальный слой, все меньше и меньше определяют практики индивидов (Beck 1992: 2-3). К таким «постклассовым» обществам исследователи склонны относить и Россию (Ионин 1998: 252). Исходя из этого противоречия, кажется необходимым проверить, насколько структура потребления алкоголя связана с принадлежностью к некоторому социальному классу в случае России. Вместе с тем, возникает вопрос, насколько другие факторы потребления алкоголя, такие как пол, возраст, образование и доход, семейное положение и статус занятости способны объяснить вариацию структуры потребления алкоголя. Для ответа на этот вопрос необходимо исследование структуры потребления алкоголя и ее связи с указанными выше социально-экономическими характеристиками индивидов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница