«Строительство арочно-консольного моста»



Скачать 72.69 Kb.
Дата07.05.2016
Размер72.69 Kb.
Предмет: Внеурочная проектная деятельность

Класс: 3

Тема: «Строительство арочно-консольного моста».

Автор: А.И. Шушковская (ГОУ ЦО 1449 г. Москвы).

Основные цели:

1) Уточнить знания детей о значении моста, знания об особенностях балочного моста, повторить понятия «опора», «несущая балка».

2) Дать знания об арочно-консольном мосте, сформировать понятие «противовес», сформировать умение строить арочно-консольный мост с помощью вспомогательного материала.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Раздаточный материал:

1) Использование оборудования из переносной лаборатории «Равновесие»:

1.1 Бруски – 7 штук из коробки 1;

1.2 Пластилиновые шарики из коробки 3;

1.3 Полоски искусственного материала для имитации реки;

2) Карточки или листы бумаги формата А5 для выполнения самостоятельной работы;



Информационное обеспечение:

1) проектор для демонстрации презентации.



  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Вот река, а я над ней,

Угадай-ка поскорей –

Как громадина лежу,

Оба берега держу,

Через реку по спине,

Едет ряд машин по мне.

  • Ребята, что это? (Это мост.)

  • Учитель вешает на доску картинку с изображением моста Слайд 1 (анимация):



  • Чему будет посвящено наше занятие? (Мы продолжим изучать мосты.)

  • На доске закрытая надпись.

  • Посмотрите на доску. Что вы видите? (Закрытая надпись.)

  • Что вам подсказывает закрытая надпись и подготовленное оборудование? (Нам предстоит построить модель нового моста.)

  • Учитель на доске вразброс фиксирует карточки с шагами учебной деятельности Слайд 2:



  • Раз вам предстоит открыть новое знание, что необходимо вспомнить? (Шаги учебной деятельности.)

  • Что нужно сделать? (Расположить шаги в правильном порядке.)

  • Учащиеся с места называют шаги в нужной последовательности, учитель расставляет карточки на доске Слайд 2 (анимация).

  • Итак, пожелайте друг другу удачи и приступаем к работе. С чего начнем? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Где возводят мосты? (Мосты возводят над рекой, над автомобильной дорогой, над железной дорогой и т.д.)

  • Для каких целей служат мосты? (Для пешеходов, поездов, автомобилей.)

  • Какие материалы используют для строительства? (Дерево, канаты, камни, железобетонные плиты, цемент и т.д.)

  • Учитель вывешивает на доске картинки с изображением видов мостов (Слайд 3):



  • Какой мост вы строили на прошлом занятии? (Балочный мост.)

  • Учитель вывешивает на доску рисунки детей с изображением балочного моста (домашнее задание).

  • Почему этот мост так называется? (Это мост состоит из несущей балки с дорожным полотном, эта балка принимает на себя всю нагрузку.)

  • Почему этот мост устойчив? (Балку поддерживают специальные опоры.)

  • Учитель вывешивает на доску карточки с понятиями «Несущая балка» и «Опоры» Слайд 4 (анимация):



  • Что вы сейчас повторили? (Мы повторили, какие бывают мосты, из чего их делают; мы вспомнили особенности балочного моста.)

  • Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

  • Представьте себе, что река настолько глубока, что мы не можем поставить ни одной опоры в реке. В некоторых реках течение настолько сильное, что опоры не держатся. Вам нужно с помощью 7 брусков построить мост через речку без опор. Мост должен выдержать максимально большую нагрузку.

  • В случае необходимости учитель еще раз фиксирует внимание детей на условиях, которые необходимо выполнить при строительстве модели моста. Далее учащиеся индивидуально пытаются выполнить задание.

  • Вероятнее всего никто из ребят не сможет построить мост, выполнив все условия.

  • Что вы встретили? (Затруднение.)

  • Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение» (Слайд 6):



  • Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли построить мост по данным условиям.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)

  • Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения» (Слайд 6, анимация):



  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были построить мост из 7 брусков без опоры так, чтобы он смог выдержать большой груз.)

  • Вспомните, как вы пытались построить этот мост. Что именно у вас не получалось? Где затруднение? (Бруски падали, теряли равновесие, у брусков нет опоры.)

  • Учитель прикрепляет на эталон «Причина затруднения» красный круг (Слайд 6, анимация).

  • Почему же вы не смогли построить этот мост? (Мы не знаем способ, как без опор уравновесить бруски так, чтобы они были устойчивы и смогли выдержать большой груз.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)

  • Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель» (Слайд 6, анимация):



  • Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать способ, как уравновесить бруски так, чтобы они были устойчивы и смогли выдержать большой груз.)

  • Учитель перемещает шарик из эталона «Причина затруднения» на эталон «Цель» (Слайд 6, анимация).

  • Итак, давайте думать. Что нужно, чтобы уравновесить брусок? (Противовес.)

  • Подумайте, где в окружающем мире используется противовес?

  • Для помощи учитель открывает на доске рисунки Слайд 6 (анимация):

,

  • Итак, где используется противовес? (Качели, подъёмный кран.)

  • Как нам это поможет? (Мы должны сделать противовес для брусков, которые не устойчивы.)

  • Каким брускам противовес не нужен? (Брускам, которые будут лежать на земле.)

  • Что может служить противовесом? (Сами бруски.)

  • Куда вы будете размещать противовес? (С противоположной стороны.)

  • Итак, составим план вашей работы. Какие бруски уложите сначала? (Основание.)

  • Затем? (сверху положим с обеих сторон ещё бруски.)

  • Что с ними сделаете для устойчивости? (Расположим противовес.)

  • Затем? (Закончим строительство.)

  • Ваша задача определить, каким образом лучше расположить противовес. Вывод запишите на карточке.

5. Реализация построенного проекта.

  • Я предлагаю, выполнить план в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  • Выполните задание.

  • Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:

  • Ученики строят в парах мост. Самостоятельно определяют, где лучше установить противовес. Делают вывод.

  • Кто справился с заданием? (…)

  • Как проверить, что вы смогли построить устойчивый мост? (Положить сверху груз.)

  • Покажите свои мосты.

  • Учащиеся демонстрируют свои работы.

  • Какой вывод о расположении противовеса вы сделали? (Чем дальше к краям расположены противовесы, тем устойчивее будет мост.)

  • Итак, какую цель мы перед собой ставили? (Узнать способ, как уравновесить бруски так, чтобы они были устойчивы и смогли выдержать большой груз.)

  • Какой способ вы узнали? (Нужно с противоположной стороны установить противовес.)

  • Вы не забыли про закрытую надпись?! Такой мост называется арочно-консольный.

  • Учитель фиксирует название моста на доске Слайд 8, анимация:



  • Какое слово в названии моста вам знакомо? (Арка.)

  • Почему в это слово употребили в названии? (Мост напоминает арку, отверстие в стене.)

  • Кто из вас знает, что означает «консольный»? (…)

  • Где мы могли бы узнать значение этого слова? (В словаре, энциклопедии, …)

  • Я вам помогу. Это слово пришло к нам из латинского языка и означает «укрепление», «утолщение». В архитектуре консолью называют части конструкций, которые выступают. Почему это слово применимо к этому мосту? (Бруски, которые образуют арку, выступают над опорами.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально. Учитель открывает образец или сам называет правильный ответ. Несколько учеников обосновывают свой выбор моста. Учитель организует подводящий диалог. Возможный ход беседы:

  • Итак, правильный ответ – мост 2. Почему? (У этого моста прочный противовес с противоположной стороны брусков, а у первого моста противовеса нет…)

  • Кто выбрал второй мост, поставьте знак «+», кто ошибся – поставьте знак «?».

  • Вероятнее всего все учащиеся правильно отметят второй мост.

  • Сделайте вывод. (Мы поняли особенности арочно-консольного моста.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

  • Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать способ, как уравновесить бруски так, чтобы они были устойчивы и смогли выдержать большой груз.)

  • Учитель фиксирует внимание детей на карточках «Цель» и «Результат» Слайд 10:



  • Достигли ли вы цели? Какой способ вы открыли? (Нужно положить на выступающие бруски противовес.)

  • Как называется такой мост? «Арочно-консольный мост.)

  • Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.

  • Я предлагаю вам оценить свою работу.

  • Учитель открывает на доске картинки с изображением двух островов, соединённых мостом Слайд 10 анимация:

, , .

  • Если вы считаете, что смогли перейти на уроке речку «Затруднения» то поставьте свой магнитик на острове с ёлочкой, если вы считаете, что у вас остались вопросы, то поставьте магнитик на мосту, если вы считаете, что на занятии вы не получили результат, то поставьте магнитик на острове с пальмой.

  • Учитель проводит рефлексию оценивания.

~ ~


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница