Строение, состав и свойства костей



Скачать 43.91 Kb.
Дата10.11.2016
Размер43.91 Kb.
Тема: Строение, состав и свойства костей.
Цель:

1. Сформировать у учащихся систему знаний о строении костей на примере трубчатой кости, о составе и свойствах костей.

2. Развитие логических умений выделять главное, проводить небольшое исследование, выдвигая гипотезу и доказывая ее, делать выводы.

3. Формирование взаимоуважения друг к другу во время совместной работы.


Ход урока:

1. Повторение пройденного материала. Работа с тестом.

1. Кости стопы 8. Теменная кость

2. Кости голени 9. Лопатки

3. Кости предплечья 10. Бедренная кость

4. Лобная кость 11. Кости кисти .

5. Ключицы 12.Тазовые кости

6. Кость плеча 13. Грудина.

7. Ребра
1. Что относится к мозговому отделу черепа?

2. Что относится к грудной клетке?

3. Какие кости 6бразуют плечевой пояс?

4. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

5. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

6. Какие кости образуют свободной верхней конечности?

7. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

8. Какие кости образуют коленный сустав?

9. Какие кости образуют плечевой сустав?

10. Какие кости образуют локтевой сустав?

11. Какие кости длинные и трубчатые?

12. Какие кости человека особенно развились с прямохождевием?

13. Какие кости человека особенно развились в связи с физическим трудом?

14. Какие кости самые широкие?
2. Изучение нового материала.

Мотивация учащихся. Как ваше здоровье? Не пошаливают ли нервы, сердце? А на что жалуются ваши родители? А не болят ли у них кости? Может ли болеть у них кость ведь кость такая прочная. Сегодня мы узнаем, что придает кости прочность и может ли она болеть?
Вопросы к классу:

Какой тканью образована кость?

Что представляет собой костная ткань?

Какие особенности имеет соединительная ткань?

Выслушав ответы учащихся, продолжаем заполнение опорного конспекта (см. приложение)
Лекция учителя о строении кости с демонстрацией диска «Кирилла и Мефодия»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: Что придает костям прочность, легкость и могут ли кости болеть?

Выслушав ответы учащихся, продолжаем заполнение опорного конспекта (см.

приложение.)


Работа в группах: 1 группа.

Используя текст учебника стр. 22-23 и опорный конспект, вставить в текст пропущенные слова.

Сверху кость покрыта ………. Под надкостницей располагается ………. вещество. Компактное вещество образовано……….

За счет надкостницы кость ………. В центре некоторых костей располагается ………. вещество. Это вещество образовано многочисленными ………. промежутки между перекладинами заполняет ………. в центре трубчатых костей находится полость, которая заполнена ……….


2 группа. Приготовить ответы на вопросы.
I. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? (2 балла)

2. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? (2балла)

3. Давно известно, что если ампутировать одну ногу, происходит изменение строения другой ноги. Дайте объяснение этому факту. (2 балла)

4. Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости? Ответ обоснуйте. (3 балла)

5. У детей в возрасте до года на темени прощупывается родничок, а в более позднем возрасте он «зарастает». Что бы вы рекомендовали употреблять в пищу в больших количествах для ребенка, у которого зарастание родничка происходит очень медленно? (3 балла)
Приготовить краткое сообщение по предложенной информации.
Исследования отечественного анатома А.О.Обызова свидетельствуют, что поставленная вертикально бедренная кость выдерживает давление в 1,5 тонны, плечевая кость - «всего» 850 кг. Предел прочности ребер на излом у молодых субъектов колеблется от 85 до 110 кг. на 1 кв. см., у пожилых людей меньше - 40 кг. Поверьте, этой информации сразу и не пытайтесь кость сломать.
Выяснено, что примерно 70% сухого веса костей приходится на минералы. Кости, как это принято говорить, - «депо» минеральных солей. В них содержится 98% неорганических веществ организма: кальция-99% (около 1200 г.), фосфора - 87% (530 г.), магния- 58% (11 г.), но есть еще и микроэлементы, в их числе медь, стронций, цинк, бериллий, алюминий, барий, кремний, фтор и др. Еще в костях содержится вода, и у детей ее больше, чем у взрослых.
В 12-13 веках и даже позже, если останки знатного человека, умершего за пределами родины, доставлять домой было нельзя, его кости очищали и в ларце привозили для погребения. Аналогично, согласно древнеиндийским обрядам, у умершего выбирали 33 кости (ибо считалось, что из такого количества частей тела человек и состоит), которые и везли на родину.
3 группа.

Провести исследование по изучению состава и свойств костей.

Задание высказать гипотезу о том, какие вещества могут входить в состав костей, зная о том, что в природе встречаются органические и неорганические вещества.

Инструктаж по выполнению работы.

1. из курса природоведения вы знаете, что органические вещества горят и обугливаются. Докажите это. Горит ли кость?

2. Неорганические вещества вступают в реакцию с кислотами. Опустите кость в раствор соляной кислоты. Идет ли реакция? По каким признакам можно об этом судить?

Посмотрите на кость, которая длительное время находилась в растворе кислоты. Какие качества она приобрела?


Сделайте вывод по своим наблюдениям. Какие вещества входят. в состав костей, какие свойства могут обеспечивать эти вещества?
Заслушиваем выступление учащихся. Продолжаем заполнение опорного конспекта.

При подведении итогов урока один из учащихся делает выводы с использованием опорного конспекта.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница