Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Львовской, Волынской и Брестской областей



страница1/20
Дата03.05.2016
Размер2.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




Стратегия трансграничного сотрудничества
Люблинского воеводства, Львовской, Волынской и Брестской областей


на 2014-2020 года

(проект)



Люблин, ноябрь 2013 г.

Содержание

1. Введение 3



      1.1. Предпосылки и предусловия разработки Стратегии 3

      1.2. Методология работ над Стратегией 6



Развитие регионов и трансграничного сотрудничества – европейский опыт 11

2. Потенциалы трансграничного сотрудничества 16

      2.1. Экономический потенциал 16

      2.2. Экологический потенциал 32



      2.3. Социально-демографический потенциал 42

      2.4. Инфраструктурный потенциал 60

      2.5. Туристический потенциал 67

      2.6. Подведение итогов – анализ SWOT трансграничного региона 83



  1. Цель и направления трансграничного сотрудничества 86

      3.1 Генеральная цель Стратегии 86

3.2 Цели и направления сотрудничества в областях стратегических действий 86

3.2.1. Экономическое сотрудничество 86

3.2.2 Естественная среда, культура и туризм 88

3.2.2. Коммуникационная и граничная инфраструктура 90

3.3.4. Наука и высшее образование 92

1. Система реализации 95

2. Источники финансирования 96

3. Система мониторинга 97

Приложение 1 Число заявленных рекомендованных проектов 99

Таблицы статистических данных 102

Введение


    1. Предпосылки и предусловия разработки Стратегии

Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года является очередным важным шагом на пути расширения трансграничного сотрудничества, которое началось в середине 90-х годов XX века - между Люблинским воеводством и соседствующими с ним областями в Украине и Беларуси. Учитывая факт, что анализируемая зона лежит по обеим сторонам внешней границы ЕС, подготовленный документ, показывающий возможности реализации совместных трансграничных стратегических предприятий, приобретает уникальный, а даже модельный характер с точки зрения реализации Европейской политики добрососедства.

Слабостью ранее разрабатываемых документов, касающихся трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, было то, что они возникали по инициативе польской стороны, без реального (a не только формального) активного участия с беларусской и украинской стороны, формулировали довольно общие направления деятельности, не включая в то же время каких-либо элементов системы реализации (субъекты реализации, система мониторинга и т.п.)1. Настоящий документ создается с одобрения властей областей: Брестской, Львовской и Волынской, а также самоуправления Люблинского воеводства и Трансграничной ассоциации „Еврорегион Буг”. Он является реализацией партнерских договоров, заключенных между Люблинским воеводством и:



  • Брестской областью о приграничном сотрудничестве от 31 марта 2000 года,

  • Волынской областью об экономическом, торговом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 1 октября 2002 года,

  • Львовской областью об экономическом, торговом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 16 июня 2004 года.

В то же время он является развитием и конкретизацией Стратегии развития Люблинского воеводства на 2014 года (с перспективой до 2030 г.), принятой Сеймиком Люблинского воеводства 24 июня 2013 года.

Успех Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года в значительной мере зависит от фактической политической готовности властей Брестской, Львовской и Волынской областей внедрить этот документ. Ее проявлением было эффективное участие в согласовании и разработке как диагностической части, так и по отдельным направлениям - беларусских, украинских и польских экспертов, в рамках рабочих встреч и общественных консультаций. По сравнению с предыдущими стратегическими документами, касающимися трансграничного сотрудничества, строго соблюдался принцип концентрации, что означает выбор только нескольких самых важных областей стратегических действий, развивающихся по нескольким - немногим направлениям действия.

Использование шансов, следующих из соседства, создает большие возможности активизации польских и соседних приграничных регионов, преимущественно благодаря развитию форм трансграничного сотрудничества и является постоянно актуальным вызовом. Трансграничное сотрудничество регионов Польши, Украины и Беларуси должно быть сконцентрировано в основном на реализации избранных совместных инициатив, служащих всей территории, разделенной границей, укрепляя и побуждая развитие контактов между обществами, проживающими с обеих сторон границы.

Такие действия в значительной мере могут получить существенную поддержку со стороны Европейского Союза, в частности, благодаря фондам и инициативам Европейской комиссии, направленным на эти цели. Посредством специально сконструированных программ Европейский Союз поддерживает действия, направленные, с одной стороны, на повышение уровня безопасности и укрепления границы, облегчение ее пересечения, а с другой - на общественно-экономическое развитие приграничных зон.

Имея в виду стратегическое партнерство Польши и Украины, а также важную роль в трансгpaничном сотрудничестве с Беларусью, появился спрос на создание совместных долгосрочных рамок и оснований для сотрудничества между Люблинским воеводством и тремя приграничными регионами. Ранее приграничное положение в большей мере являлось причиной периферийности этих регионов и было одним из источников дивергенции их развития по сравнению с остальными регионами отдельных стран. Подготовка стратегической программы трансграничного сотрудничества создает возможность рассматривать приграничное положение как шанс на развитие.

Главными предпосылками разработки Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года, таким образом, являются:



  • построение основ и поддержка европейских процессов интеграции;

  • присоединение к Программам Восточного партнерства, являющимся важным приоритетом Польши и одним из приоритетов Европейского Союза;

  • разработка модели сотрудничества и подготовка регионов к новой Европейской политике добрососедства в перспективе 2014-2020 годов,

что в результате должно привести к лучшему использованию транграничных потенциалов развития соседних регионов.

Стоит подчеркнуть, что трансграничное сотрудничество Люблинского воеводства имеет более чем 20-летнюю традицию. С 1992 года в польско-украинско-беларусской трансграничной зоне появились разнообразные формы сотрудничества. Формально можно выделить два главных его направления, следующие из законодательных предпосылок и государственного строя, т.е. сотрудничества на уровне правительства и (государственно)-самоуправленческих органов. Первый из них связан с функционированием правительственной администрации. Его представляют:

  • Польско-беларусская межправительственная координационная комиссия по вопросам трансграничного сотрудничества, созданная в 1992 году,

  • Польско-украинский межправительственный координационный совет по вопросам межрегионального сотрудничества, созданная в 1993 году.

Второе течение связано с деятельностью единиц территориального управления, которых поддерживала – особенно вначале - государственная администрация, выражением чего стало создание в 1995 году Трансграничной ассоциации „Еврорегион Буг”. Реформа общественной администрации и создание самоуправления воеводства в 1999 году привели к тому, что этот новый субъект стал играть существенную роль в трансграничном сотрудничестве. По инициативе самоуправления Люблинского воеводства была создана Ассоциация органов самоуправления „Еврорегион Буг”, которая объединяет органы самоуправления, участвующие в трансграничном сотрудничестве, с территории Люблинского воеводства.

Начало разработки Стратегии трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года - это качественно новый этап трансграничного сотрудничества и вызов как для самоуправления Люблинского воеводства, так и областных властей: Брестской, Львовской и Волынской, а также Трансграничной ассоциации „Еврорегион Буг”, в частности, ассоциации с тем же названием, целью которого является изменение характера внешней границы ЕС и повыщение конкурентоспособности трансграничной территории.




    1. Методология работ над Стратегией

Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года - это программа использования потенциалов развития трансграничной территории для развития ее конкурентоспособности и изменение прежнего, негативного влияния границы как барьера. В связи с этим она не может создаваться в форме классического документа для нужд планирования, для слитной и однородной административной системы, а должна носить функциональный характер и пытаться, прежде всего, дать целевое объединение возможных идей и предложений по развитию для заинтересованных регионов трех стран.

В связи с вышеприведенным, принципиальные вопросы, связанные с разработкой и реализацией документа, таковы:



  • разработка и согласование стратегических целей сотрудничества трансграничных регионов;

  • разработка приоритетов развития и каталога мероприятий, ведущих к изменению функции трансграничных регионов для их более широкой открытости к сотрудничеству и взаимной пользе;

  • стимулирование процессов развития приграничных областей;

  • продвижение добрососедских отношений в приграничных регионах;

  • улучшение эффективности продвижения региона и способности привлечения внешних инвестиций;

  • подготовка заданий и приоритетов для новой Европейской политики добрососедства и новой Программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина.

Процесс создания документа Стратегии базируется на пяти главных принципах. Это:



  • принцип партнерства, означающий совместное и равноправное привлечение польских, белорусских и украинских партнеров,

  • принцип согласованности с другими стратегическими документами, разработанными на региональном, национальном и европейском уровне,

  • принцип гибкости, состоящий в приспособлении к меняющимся внешним условиям и эндогенным потенциалам, что означает необходимость мониторинга реализации документа и в зависимости от потребностей - проведения его обновления,

  • принцип тематической концентрации, означающий выбор нескольких областей, важнейших для функционирования трансграничной зоны, а также пространственной концентрации путем указания трансграничных зон стратегического вмешательства (TOSI), в рамках которой будет осуществляться реализация направлений стратегических действий,

  • принцип достоверности данных, используемых в процессе создания документа, происходящих, как из статистических, так и иных источников.

Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года разрабатывается при помощи рекомендованного национальными и европейскими учреждениями, а также повсеместно используемого и проверенного при создании местных, региональных, национальных и европейских стратегических документов - партиципационно-экспертского метода. Его преимуществом является объединение знаний экспертов с приоритетами и оценками, формулируемыми реализующими субъектами, а также местными и региональными обществами. Это означает, что проект документа подготавливают эксперты, однако в ключевых вопросах они базируются на решениях и заключениях общественных субъектов, которые будут отвечать за его реализацию.

Временной горизонт Стратегии охватывает 7-летний период программирования, соответствующий ближайшей финансовой перспективе ЕС на 2014-2020 года, а в пространственном аспекте в него входят (рис. 1.1.): Люблинское воеводство, Брестская область, Волынская область и Львовская область. Это регионы-соседи, но одновременно они входят в состав Трансграничной ассоциации Еврорегион Буг2. Стоит, однако, подчеркнуть, что Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года не является документом, который готовится в системе четырех региональных административных единиц, поскольку они рассматриваются совместно как одна трансграничная зона (регион). Так определенный регион трансграничного сотрудничества занимает площадь 99,9 тыс. км2, из чего на польскую сторону приходится 25,1 тыс. км2 (то есть 25,2% анализируемой территории и 8,0% территории Польши), белорусскую сторону – 32,8 тыс. км 2 (то есть 32,8% анализируемой территории и 15,8% территории Беларуси), а на украинскую сторону – 42,0 тыс. км2 (то есть 42,0% анализируемой территории и 15,8% территории Украины). Тут проживает 7 142,8 тыс. человек, из чего на Львовскую область приходится 35,6%, на Люблинское воеводство – 30,4%, Брестскую область – 19,5%, и на Волынскую область – 14,5%. Средняя плотность населения в трансграничной зоне составляет 72 человека на 1 км2.

Хотя на трансграничной территории, охваченной Стратегией, функционируют три границы, то есть польско-белорусская, польско-украинская и белорусско-украинская, предметом обсуждения являются только две из них, то есть польско-белорусская и польско-украинская, поскольку они являются отрезками внешней границы ЕС. На эти два отрезка границы распространяется также понятие трансграничного сотрудничества.

Рис. 1.1.

Административное деление трансграничного региона

Источник: собственная разработка

Документ «Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года» согласован с иными стратегическими документами, которые готовятся на европейском и национальном уровне на перспективы 2014-2020. Важнейшим европейским документом в этом аспекте является «Европа 2020. Стратегия в поддержку интеллигентного и уравновешенного развития, способствующего общественной вовлеченности», из которой следуют, в частности, принципы новой Европейской политики добрососедства. В свою очередь, из польских документов, важное значение имеют, в частности, Стратегия развития страны на средний период 2020, Национальная стратегия регионального развития 2020 и Концепция генерального плана страны 2030. С учетом этих документов была разработана Стратегия развития Люблинского воеводства на 2014 год (с перспективой до 2030 г.) и обновлена Стратегия развития Восточной Польши 2020. Учитывались также стратегические документы, касающиеся развития областей: Брестской, Львовской и Волынской. Были использованы также согласования, достигнутые в рамках: Польско-беларусской международной координационной комиссии по вопросам трансграничного сотрудничества, а также Польско-украинского международного координационного совета по вопросам межрегионального сотрудничества.

Стратегия трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской, Львовской и Брестской области на 2014-2020 года состоит из двух основных частей, а имеено диагностической и по направлениям. В диагностическую часть входят: анализ потенциалов и барьеров в сотрудничестве в рамках трансграничного региона, в которой существенным документирующим элементом является статистическое приложение. Ее синтетическим резюме является стратегический анализ SWOT для этой зоны и идентификация областей стратегических действий. Основным источником данных, использованных для диагностических целей, были базы публичной статистики Польши, Беларуси и Украины, то есть Статистического управления в Люблине, Главного статистического управления Брестской области, Главного статистического управления во Львовской области и Главного статистического управления в Волынской области. При отсутствии сравнимых статистических данных, либо их не полной сравнимости, являющейся результатом разных исследовательских методов, применяемых в публичной статистике в Польше, а также в Беларуси и Украине, использованные данные были снабжены соответствующими метаданными, указывающими на характер и объем методологических разниц.

Во второй части (по направлениям) – была сформулирована генеральная цель Стратегии, проведен аналих отдельных областей, что позволило определить конкретные цели, направления и эффекты действий. Идентифицирована также система показателей, которая послужит для мониторинга реализации Стратегии, а также представлена в общих чертах система реализации документа и ее источники финансирования. В форме приложения разработана сводка заявленных рекомендованных проектов.




    1. Развитие регионов и трансграничного сотрудничества – европейский опыт

Трансграничный регион - это область, составляющая часть географического пространства, которая определяет положение вдоль государственной границы, с обеих ее сторон. Он состоит из приграничных регионов (областей), принадлежащих к соседним государствам. Его специфические атрибуты это3:

  • географическое (геополитическое) положение,

  • характер государственной границы,

  • различия на уровне развития и способов функционирования экономик регионов, соседствующих через границу (экономическое расстояние),

  • различия на уровне учреждений, связанные с несоответствием компетенций соседствующих друг с другом административных регионов, а также субрегиональных единиц,

  • различия в состоянии освоенности приграничных регионов соседних стран,

  • социально-культурные предусловия, связанные с функционированием национальных и этнических меншинств, а также стереотипов, касающихся населения соседних приграничных регионов.

Самое важное для функционирования трансграничного региона - это геополитические условия, определяющие характер и функции государственной границы. Принимается, что ожидаемое состояние - это открытая, незаметная граница. Чтобы достичь этого состояния, по мнению О.Мартинеса4, должны быть пройдены следующие этапы:

  • этап границы враждебности,

  • этап границы сосуществования,

  • этап границы сотрудничества,

  • этап границы взаимозависимости.

Этап враждебности является, как правило, следствием бурных политических событий, связанных с угрозой для существования государства, нерушимости его территории и границ. Государственная граница выполняет в этом случае функцию делящую, или дезинтегрирующую, что означает замыкание на все межгосударственные контакты, в том числе трансграничные. Такое состояние дел может быть также последствием международных санкций, наложенных на данное государство5.

Переход от этапа враждебности к этапу сосуществования требует времения. Это легче в ситуации, когда одним из импульсов для начала сотрудничества между приграничными регионами является выход за границы функционального пространства (экономического, социально-культурного и т.п.) - за границы государств, а этап вражды не длился настолько долго, чтобы вызвать необратимые или труднообратимые последствия, например, в области демографических явлений на приграничных территориях.

Фазу границы сосуществования можно определить также, как фазу обмена информацией. Она происходит в разных аспектах и между разными субъектами. Она служит познанию партнеров с другой стороны границы, способа организации общественной администрации, таможенных, налоговых и иных правил, связанных с предпринимательской деятельностью, природно-туристических ценностей, материальной и нематериальной культурой.

Фаза границы сотрудничества углубляет интенсивность трансграничных контактов. Их аспекты - это прежде всего общественная безопасность, особенно действия, связанные с противодействием последствиям стихийных бедствий, a также преступности, просвещение, научные исследования, культура и спорт. Развивается также торговля, в том числе стихийная, без учета, для которой импульсом являются разницы в ценах товаров с обеих сторон границы.

Функция, которую выполняет граница в фазах сосуществования и сотрудничества, можно определить в связи с рассуждениями Дж. Розенау - фрагментарной, что означает открытие на некоторые факторы, или дифференциацию открытости на отдельные государства6. Этап границы взаимозависимости - это дальнейшее укрепление связей в рамках трансграничного региона - технологических, финансовых связей, миграции работников, осуществления совместных предприятий по принципам партнерства. Граница, выполняя интеграционную функцию, приобретает характер невидимой границы, что следует рассматривать, как определенный желанный результат. Его достижение возможно в условиях продвинутой экономической интеграции государств, находящейся на этапе экономического или таможенного союза и общего рынка.

Процесс перехода от границы, которая делит (закрытой), через фильтрующую, до границы соединяющей (открытой) носит длительный характер и не всегда идет в одном направлении. Применяя эти рассуждения к польско-белорусской и польско-украинской границе, можно утверждать, что с момента получения независимости Беларусью и Украиной обе границы не могут выйти из этапа сосуществования (Таблица 1.1.).

Положительным примером уничтожения барьеров границы является инициатива, которая родилась в 1958 году на немецко-голландском пограничье - создания структуры сотрудничества между приграничными регионами обеих стран, названная Euregio. Началу сотрудничества через немецко-голландскую границу благоприятствовало: схожесть хозяйственной структуры и необходимость ее изменения (традиционный текстильный округ), совместные культурные предпосылки (отсутствие языкового барьера, смешанные браки и т.п.), отсутствие значительных различий в учреждениях, особенно на уровне субрегиональных единиц, а главной преградой было недоброжелательное отношение голландцев к немцам, как последствие II мировой войны.

Таблица 1.1.



Эволюция фаз и функций польско-советской, польско-беларусской и польско-украинской границы

Польско-советская граница

период

фаза

функция

с 1945 по 1950

сосуществования

фрагментарная

с 1951 по 1990/1991

враждебности

дезинтегрирующая

Польско-беларусская граница

период

фаза

функция

с 1991 по 2004

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

с 2004 пo 2007

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

с 2007

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

Польско-украинская граница

период

фаза

функция

с 1991 по 2004

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

с 2004 пo 2007

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

с 2007

сосуществования с элементами сотрудничества

фрагментарная

Источник: собственная разработка
Европейский регион, то есть Euregio7, стал образцом для многих других трансграничных структур, возникающих позже. Он является примером устранения нелюбви между народами, региональными и местными обществами, и привел своей деятельностью к стимулированию процессов социально-экономической реструктуризации. Сегодня Euregio включает 140 немецких и голландских гмин, городов и районов, общей площадью 13,0 тыс. км2, где проживает около 3,37 млн человек (53% составляют голландцы, a 47% - немцы). Высшим органом власти Euregio является Совет, состоящий из 41 голландских и 41 немецких членов - избранных косвенно, пропорционально числу жителей из гминных, городских или районных советов. Исполнительные органы - это президиум и секретариат. Кроме того, действуют рабочие группы (которые занимаются ежедневными проблемами на границе, здравоохранением, защитой от катастроф) и комиссии (по экономике, транспорту, социальным вопросам, технологии, сельскому хозяйству, благоустройству территорий, образованию, культуре, спорту и туризму).

Явление возникновения трансграничных регионов явно усилилось. В 1980 году регионов такого типа было 40, в 2000 – 120, a сегодня около 200 на разных стадиях институционализации. Их функционирование вдоль внутренних границ ЕС, несомненно, благоприятствует ликвидации пограничных режимов в рамах Шенгенской зоны. Проблемой остается сотрудничество вдоль внешних границ ЕС. Все еще остаются актуальными в случае обоих типов границ цели трансграничного сотрудничества, заключенные в Европейской хартии приграничных и трансграничных регионов (2004), а именно:



  • новое качество границ, которые должны стать местом встреч,

  • сглаживание „швов” европейской политики по управлению землями,

  • преодоление дефицитов положения и использование шансов путем: улучшения транспортной инфраструктуры, поддержки привлекательности регионов и общего экономического развития,

  • укрепление трансграничной защиты окружающей среды и природы,

  • поддержка трансграничного культурного сотрудничества,

  • партнерство и вспомогательность (субсидиарность), которые понимаются, как основные принципы функционирования приграничных регионов и создающих

их субрегиональных единиц, но также государственных и европейских институтов.

На основании многолетнего опыта отдельных еврорегионов и Ассоциации европейских приграничных регионов, в Хартии прописана также польза, которую приграничные регионы получают от трансграничного сотрудничества, названные иначе добавленной стоимостью или эффектом синергии этого сотрудничества (Таблица 1.2.).


Таблица 1.2.

Добавленная стоимость (эффект синергии) трансграничного сотрудничества территориальных приграничных единиц




Конкретная ценность

Проявления

Европейская ценность

сотрудничество жителей приграничных регионов поддерживает мир, безопасность и соблюдение прав человека

Политическая ценность

вклад в построение и интеграцию Европы, познание, понимание и построение доверия, реализацию принципов вспомогательности и партнерства, в укрепление экономической и социальной когезионности и кооперации, в подготовку к вступлению новых членов ЕС,

Институциональная ценность

активное участие общества, государственных и самоуправленческих институтов, политических и общественных группировок с обеих сторон границы, знания на тему соседа, длительное трансграничное сотрудничество в эффективных структурах, совместная разработка, финансирование и решение трансграничных проблем и реализация проектов,

Социально-экономическая ценность

Мобилизация местного потенциала в результате укрепления местного и регионального уровней в роли партнеров, стимулирующих трансграничное сотрудничество, взаимодействие субъектов в экономической и социальной областях, открытие рынков занятости и стимулирование роста профессиональных квалификаций, дополнительные эффекты в развитиях, например, в области инфраструктуры, транспорта, туризма, окружающей среды, образования, научных исследований, предпринимательства, создания дополнительных рабочих мест в этих областях,

Социально-культурная ценность

распространение - постоянное и повторяемое - информации о географических, структурных, экономических, социально-культурных и исторических условиях приграничных и трансграничных регионов (также посредством СМИ), представление их как единого целого в картографических изданиях, в печатных изданиях и школьных учебниках, создание круга, заинтересованных сотрудничеством, специалистов в области образования, культуры и т.п., равноправность и популяризация знания языка страны соседа, учет диалектов как составной части трансграничного регионального развития предпосылки, позволяющей сторонам свободно общаться.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница