Стратегия европейского союза для региона балтийского моря



Скачать 241.27 Kb.
Дата07.05.2016
Размер241.27 Kb.
СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ РЕГИОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
В последние годы стратегическое положение и значение Региона Балтийского моря кардинально изменилось. После распада СССР и расширения ЕС Регион Балтийского моря стал «лабораторией» интеграционных процессов в Европе.

В странах, расположенных вокруг Балтийского моря, проживает около трети населения и производится треть валового внутреннего продукта Европы. Регион, остававшийся на протяжении 20 века маргинальной европейской периферией, имеет потенциал для превращения в центр Европы.

В то же время Балтийское море находится в опасности: море мелкое, вода заменяется медленно и оно сильно загрязнено. Сохранение Балтийского моря – жизненно важная задача для всех стран Региона.

Предложенные меры и действия формируют основу (сущность) новой Стратегии Балтийского моря для ЕС. Чтобы адекватно решить существующие проблемы должны быть созданы новые политические рамки и институты. Для этого необходимо участие, помимо восьми государств Региона, являющихся членами ЕС, также всех организаций ЕС и различных институтов уже работающих на этой территории, например, Совет государств Балтийского моря, Организация субрегионального сотрудничества стран Балтийского региона, Союз Балтийских городов, Хельсинская Комиссия, Форум развития Балтийского региона.

Стратегия развития Балтийского моря – часть концепции «Северное измерение» ЕС. Стратегия должна стать значимым вкладом в обновление концепции «Северное измерение» с учетом изменений, вызванных расширением ЕС.

«Стратегия Европейского Союза для Региона Балтийского моря» состоит из трех документов:



  1. Коммюнике Европейской Комиссии Совета и Европейского Парламента1

  2. План действий, дополняющий Коммюнике, представленный Комиссии и Европейскому Парламенту2

  3. Рабочий документ организаций (институтов) Европейской Комиссии, в котором представлены предпосылки, подход и содержание Стратегии.3

План действий содержит первоначальный набор приоритетных мероприятий Стратегии. План будет регулярно пересматриваться, в него могут быть включены мероприятия и других стран-членов ЕС и стейкхолдеров. Существующая версия Плана, составленная в июне 2009 г., будет обновляться по мере и в контексте развития Региона.

План действий содержит 15 приоритетных направлений, реализация по которым Стратегии Региона Балтийского моря будет наиболее эффективной. Координацию каждого направления будет осуществлять государство-член ЕС, которое будет работать над его реализацией в тесном контакте с другими государствами, а также местными и региональными властями, межправительственными и неправительственными организациями.



1. ВВЕДЕНИЕ

Восемь из девяти государств Региона Балтийского моря являются членами Европейского Союза.1 Принятые Европейским Сообществом правила и созданные условия и инструменты (например, политика выравнивания и сближения, стратегия устойчивого развития, политика сохранения окружающей среды, общая приморская политика, Лиссабонский договор) открыли новые возможности для еще более эффективной координации совместной деятельности государств для того, чтобы достичь более высокого уровня жизни в странах Балтийского региона, являющихся членами ЕС.

Однако, даже при таком высоком уровне международного и межрегионального взаимодействия полностью все преимущества, созданные ЕС для своих членов, не были использованы, и не было адекватного ответа на вызовы, встающие перед Регионом.

Регион Балтийского моря – крайне разнообразен в смысле экономики, окружающей среды и культуры, однако страны во многих случаях используют общие (совместные) ресурсы и являются в значительной мере взаимозависимыми. Это означает, что действия, предпринятые в одной стране региона, могут очень быстро сказаться на развитии других территорий или всего региона в целом. Учитывая эти обстоятельства, Регион Балтийского моря может рассматриваться как модельный регион для развития региональной кооперации, где могут быть апробированы новые идеи и подходы, которые со временем могут стать образцами лучшей европейской практики.

Для этого Европейский Парламент в конце 2006 года объявил и необходимости разработки Стратегии для Региона Балтийского моря в срок до июня 2009 г.

10 июня 2009 года Европейская Комиссия утвердила Стратегию Региона Балтийского моря. Это первый опыт разработки всеохватывающей стратегии нацеленной на макрорегион.

Для реализации Стратегии разработан План мероприятий, состоящий из 80 флагманских проектов, который планируется регулярно обновлять и корректировать.

Цель Стратегии

Стратегия нацелена на координированные действия стран-членов ЕС, региональных властей, ЕС, пан-балтийских организаций, финансовых институтов и негосударственных организаций по достижению более сбалансированного развития региона.

Реализация задач, поставленных в Стратегии, сделает эту часть Европы:


  1. Экологически устойчивой (сокращение загрязнения Балтийского моря)

  2. Преуспевающей (внедрение инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса)

  3. Доступной и привлекательной (улучшение транспортных связей)

  4. Безопасной и спокойной (повышение предотвращения преступлений и происшествий).

Необходимость Стратегии

С момента расширения ЕС в 2004 году усилились вызовы Региону Балтийского моря. Ухудшение экологической обстановки, разрыв в уровне экономического развития стран, плохая транспортная доступность – это проблемы, решать которые нужно срочно. Многие из них можно решить только совместными скоординированными усилиями, и ЕС имеет возможности для организации такого процесса.



2. ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

2.1. Вызовы (угрозы)
Многие вызовы (проблемы) требуют решения именно на уровне Региона Балтийского моря, попытки решения на национальном или местном уровнях не могут быть достаточно эффективными.

Определены четыре ключевых направления, развитие по которым в наибольшей степени будет содействовать смягчению проблем, которые требуют неотложного внимания:



  • формирование устойчивой окружающей среды;

  • рост экономического процветания региона;

  • повышение доступности и привлекательности;

  • гарантия безопасности в регионе.

Самой главной задачей ЕС считает улучшение экологической ситуации. Особое внимание поэтому уделяется воздействию биогенных (питательных) веществ, сбрасываемых в Балтийское море, что ведет к зарастанию моря водорослями. Угроза экологическому равновесию создается за счет чрезмерного отлова рыбы, загрязнения от береговых источников, повышения температуры воды, наличия опасных веществ и т.д. Изменения климата также являются существенной угрозой. Эти проблемы сейчас настолько остры, что индустрия отдыха и малый бизнес на многих территориях испытывают серьезные трудности.

Основные экономические угрозы состоят в значительной диспропорции в развитии стран в области исследований и внедрения инноваций, что создает трудности для формирования единого рынка. Основные проблемы доступности и улучшения сетей, которые надо решать, - это прекращение энергетической изоляции некоторых частей региона и создание устойчивых транспортных схем.

Приоритетом в сфере безопасности является сокращение рисков для жителей региона, инфраструктуры и окружающей среды, возникающих из разных источников, в первую очередь, за счет непредвиденных выбросов в море и организованной преступности.

2.2. Возможности

Очевидно, что Регион имеет значительный потенциал, который должен быть лучше использован: высококвалифицированные кадры, имеющие опыт работы в инновационной сфере, особенно в экономике, основанной на знаниях, а также относительно незагрязненные земли, богатые природными ресурсами и сильные традиции внутрирегионального сотрудничества. Сеть исследовательских организаций всех стран региона, являющихся членами ЕС, поддерживаемая Research Framework Programme, создает прочную основу для сотрудничества в сфере исследований и передачи знаний внутри Региона. Политика ЕС и законодательство создают прочную основу, на которой может развиваться более эффективная кооперация. Так, определение статуса Балтийского моря как «особенно чувствительной акватории» (Particularly Sensitive Sea Area) поможет гарантировать, что рост судоходства и других видов деятельности на море будет сбалансированным.



3. СТРАТЕГИЯ: ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИИ АДРЕСОВАННАЯ УГРОЗАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕГИОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
Проведенный при разработке Стратегии анализ показал:

  • Интегрированный подход необходим для устойчивого развития Региона Балтийского моря. Существующие проблемы взаимосвязаны: например, улучшение состояния моря приведет к росту занятости за счет больших возможностей для развития бизнеса, которому будет необходимо больше транспортных связей. Таким образом, от реализации интегрированной стратегии на основе единого подхода в выигрыше окажется каждое государство Региона.

  • Лучшая координация и применение стратегического подхода являются ключевыми составляющими, особенно в период кризиса, для того, чтобы средства и направления действий в регионе полностью работали на Стратегию. Более того, результаты исследовательских программ также должны быть полностью интегрированы в другие программы и мероприятия, проводимые в регионе.

  • В существующих финансовых и законодательных рамках имеются огромные возможности для эффективных мер на основе более тесной кооперации и координации.

  • Необходимо реализовать специальные меры в ответ на выявленные Региону угрозы. Эти действия будут предприняты стейкхолдерами региона, включая правительства и организации (агентства), муниципалитеты, международные и неправительственные организации.

  • Стратегия разработана как внутренняя и нацелена на ЕС и страны-члены ЕС. Эффективность некоторых предлагаемых мер может быть усилена за счет конструктивной кооперации с заинтересованными странами региона, не входящими в ЕС. Уже существующие и хорошо функционирующие структуры, например Северное измерение, могут усилить дальнейшее сотрудничество со странами, не являющимися членами ЕС.

Таким образом, Стратегия должна задать интегрированные рамки, которые позволят ЕС и странам-членам ЕС определить задачи и необходимые ресурсы на базе выработки совместных действий. Это позволит Региону Балтийского моря достичь устойчивой окружающей среды и оптимального экономического и социального развития.

Европейская Комиссия предложила индикативный План действий, который был согласован со странами-членами ЕС и региональными стейкхолдерами для того, чтобы содействовать внедрению проектов. В основу Плана действий положены четыре основных направления. Однако предлагаемые меры зачастую влияют не только на тот объект, на который они ориентированы. Отдельные меры и флагманские проекты были определены с учетом возможной скорости их реализации и влияния на регион.



4. СЛОЖИВШАЯСЯ СИТУАЦИЯ

4.1. Географическое положение

Стратегия разработана для макрорегиона Балтийского моря. Распространение стратегии зависит от отдельных ее направлений: например, экономические аспекты стратегии будут вовлекать все страны региона, вопросы качества воды также касаются всей территории водосборного бассейна. Все без исключения направления стратегии относятся к восьми странам-членам ЕС, входящим в Регион Балтийского моря. Тесная кооперация между ЕС и Россией необходима для совместного решения проблем, стоящих перед регионом, также необходимо углублять сотрудничество с Норвегией и Белоруссией.



4.2. Важнейшие направления (политики)
Многие политики и программы ЕС очень важны для региона и ожидается, что они станут ключевыми элементами Стратегии. Так, в рамках реализации политики выравнивания и сближения (Cohesion Policy) в регион планируется вложить в период 2007-2013 гг. более 1 млрд евро; для реализации Общей политики в области рыболовства будет направлено 1,25 млрд евро. Европейская Комиссия будет взаимодействовать с руководством Региона, чтобы помочь обеспечить использование этих средств также и для реализации Стратегии.

Арктический регион, субъект особого внимания Европейской Комиссии в последние годы, имеет прочные связи с Регионом Балтийского моря на основе взаимодействия с Регионом Баренцева моря / Евроарктическим регионом. Рамочная директивная морская стратегия Евросоюза (The Marine Strategy Framework Directive) и План действий в зоне Балтийского моря Хельсинской комиссии1 оказывают воздействие на окружающую среду, учитывая общие принципы политики ЕС в отношении сельского хозяйства, рыболовства и транспорта.

Общая сельскохозяйственная политика, особенно нацеленная на развитие сельских территорий, ориентирована на то, чтобы превратить Регион Балтийского моря в экологически устойчивый и процветающий регион. Политика Единого рынка и Лиссабонский договор, включающий Закон о малом бизнесе, будут составлять основу соответствующих разделов стратегии, в частности связанных с политикой развития единого Европейского исследовательского пространства. Стратегия одновременно будет финансироваться 7-ой Рамочной программой Евросоюза (The 7th Framework Programme, FP7), что создаст прочную научную основу для сбалансированного управления акваторией Балтийского моря.

Трансъевропейские транспортные и энергетические сети являются основной составляющей развития региона в направлении повышения доступности и привлекательности. Кроме того, Европейский план оздоровления экономики предполагает дополнительную финансовую поддержку многим энергетическим инфраструктурным проектам в регионе. Кооперация с Россией в сфере рыболовства будет обеспечиваться в соответствии с Соглашением о рыболовстве между ЕС и Россией.


5. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ
В ходе консультаций с партнерами, представляющими все уровни управления в регионе, Комиссия заручилась практически их единодушной поддержкой в отношении того, что ответ вызовам региона и реализация возможностей региона лучшим образом могут быть осуществлены на основе интегрированной межсекторальной региональной стратегии. Разнообразие проблем делает этот регион прекрасной моделью для применения подхода территориального сплочения (territorial cohesion), как это обсуждалось на неофициальной встрече министров в Лейпциге в 2007 году.

Регион Балтийского моря - очень удачный пример макрорегиона, поскольку на его территории расположены несколько административных регионов, но проблемы стоящие перед ними общие, что делает правильным разработку единого стратегического подхода. Другие территории ЕС также начинают идентифицировать себя как макрорегионы, поэтому подход, примененный в Стратегии, будет важным примером для разработки дальнейших стратегий.

Такая форма макрорегионального подхода также определяется ЕС как инструмент инновационной политики и может служить хорошим примером усилий, направленных на преодоление общих проблем, стоящих перед ЕС и более эффективной координации территориальной и отраслевых (секторальных) политик для их преодоления.

Меры можно сгруппировать в четыре основных блока с добавлением раздела «горизонтальных мер». Эта группировка использована только для наглядности: каждый блок связан с широким набором политик и будет влиять на все другие блоки.



5.1. Экологически устойчивый регион

Балтийское море – один из крупнейших водоемов с соленой водой в мире со значительной разницей в уровне соли в различных частях моря. Море относительно неглубокое (средняя глубина составляет 50 м, при средней глубине Средиземного моря 1500 м) и практически полностью закрытое. Только 3% воды (от общего объема) меняется ежегодно, то есть более 30 лет нужно для общей замены воды.

Уникальные характеристики Балтийского моря и экологическая нагрузка на него требуют макрорегионального подхода, чтобы предотвратить ухудшение ситуации в долгосрочной перспективе. Это уже давно признано и ведутся совместные действия в рамках Плана действий в зоне Балтийского моря Хельсинской Комиссии (HELCOM), тем не менее, необходимо усиление координации секторальных политик.
Основные проблемы морской территории

Имеющиеся данные говорят о том, что влияние таких загрязнений как удобрения, в том числе фосфаты (соли) не могут быть легко абсорбированы, но оказывают быстрое и заметное воздействие. В результате увеличивается количество водорослей, которые каждое лето покрывают значительную часть моря, эти водоросли поглощают кислород, который необходим рыбам и прочей морской фауне. Эта проблема существует уже много лет, однако до сих пор предпринимаемые меры не были достаточно эффективными, в том числе и из-за увеличивающейся нагрузки со стороны населения, недостаточной нацеленности на интенсивное освоение сельскохозяйственных территорий и разрыва во времени с момента реализации мер до того, как они начнут действовать.

Рыболовство оказывает также существенное воздействие на экологическую систему. Численность некоторых видов рыбы существенно сократилась и при некоторых способах рыболовства отлавливается и прилов, то есть не только те виды рыбы которую собирались ловить, таким образом разрушается морская среда обитания.

Внедряемый подход к организации (управлению), основанный на экологической устойчивости за счет минимизации влияния рыболовства на морскую окружающую среду, будет поддержан консервацией Балтийской экосистемы, на основе Плана действий в зоне Балтийского моря Хельсинской Комиссии (HELCOM).


План действий охватывает следующие приоритетные направления:

  1. Сокращение сброса питательных веществ в море до допустимого уровня

  2. Сохранение природных зон и биоразнообразия, включая виды рыб

  3. Уменьшение использования и сброса опасных веществ

  4. Превращение в модельный регион для экологически безопасного судоходства

  5. Смягчение влияния климатических изменений и адаптация к ним.



5.2. Преуспевающий регион
Регион Балтийского моря четко делится на процветающие, инновационные Север и Запад и развивающиеся Восток и Юг. Тем не менее, различия между наиболее успешными в сфере инноваций регионами в ЕС, включающими страны Северной Европы и Германию, и регионами с высокообразованными молодыми кадрами, но недостаточно развитой инфраструктурой в Польше и трех странах Балтии, дают возможности для дополнительной кооперации и развития с выгодой для обеих сторон. В частности, такая кооперация откроет реальные возможности для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в инновационной сфере.

В настоящее время ЕС столкнулся с серьезным экономическим кризисом. В этих условиях необходимо использовать преимущества единого рынка, с одной стороны, и максимизировать выгоду от инноваций, с другой. Стратегия дает возможности дальнейшего снижения барьеров для торговли и получения больших выгод от единого рынка для того, чтобы использовать потенциал значительных различий в развитии инноваций. Кроме того, важно поддерживать рентабельность и конкурентоспособность ключевых секторов сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства для того, чтобы увеличить их вклад в экономику и устойчивое развитие.

Для того чтобы достичь высокой продуктивности, высокого уровня инновационности и устойчивого экономического роста Региону Балтийского моря необходимо укрепить интеграцию рынка труда. Высокий уровень занятости, хорошие рабочие места, наличие хорошо подготовленных и адаптирующихся кадров, отсутствие социальной исключенности – это необходимые составляющие обеспечения конкурентоспособности и привлекательности региона.
Основные проблемы формирования преуспевающего Региона
Устранение торговых барьеров. Поскольку национальные рынки стран Балтийского региона малы, важно модернизировать деловой климат для того, чтобы стимулировать развитие местных предприятий и привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на единый рынок, барьеры для торговли товарами и услугами еще существуют, и на некоторых территориях и секторах законодательство единого рынка еще не действует в полной мере. Улучшение ситуации в этой сфере в первую очередь важно для малого и среднего бизнеса. Необходимо также предпринять усилия для активизации трансграничной торговли и административных связей.

Продвижение инноваций. Трансфер знаний и компетенций, а также углубление кооперации с Германией и странами Северной Европы как инновационными лидерами, может оказать существенную поддержку Польше и странам Балтии в продвижении по этому направлению. Общими усилиями можно будет создать динамичную инновационную среду на основе транснациональной кооперации в различных сферах: исследования, кластеры и сопровождение инноваций.
План действий охватывает следующие приоритетные направления:


  1. Устранение барьеров для создания внутреннего рынка Региона Балтийского моря.

  2. Реализация всего потенциала Региона в сфере исследований и инноваций.

  3. Внедрение законопроекта о поддержке малого бизнеса (Small Business Act) для целей содействия развитию предпринимательства, усиления малого и среднего бизнеса и роста эффективности использования трудовых ресурсов.

  4. Повышение устойчивости ведения (стабильности) сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства.



5.3. Доступный и привлекательный регион
Балтийское море и окружающие его прибрежные территории на протяжении всей истории были доступны для торговли и прочих коммуникаций. В 1945 году возможности такого сообщения были прерваны и восстановлены только в 1990-х годах. Значительные инвестиции были сделаны за два последних десятилетия, но еще много предстоит сделать, прежде чем инфраструктура достигнет уровня стран ЕС. Наземные дорогие и морские пути должны быть гораздо более удобными и «дружественными» к окружающей среде. Восток и север Региона остаются еще чрезмерно изолированными от остальных частей ЕС. Регион должен играть все большую роль и как ворота в Азию, особенно за счет железнодорожного сообщения.

Безопасное и стабильное обеспечение региона энергией является особенно проблематичным: хотя некоторые страны Региона имеют собственные энергетические ресурсы, большинство зависит от импорта. Поэтому связи внутри Региона должны развиваться все больше и больше для того, чтобы предотвратить возможные остановки в поставке энергии и прочие нарушения. Отношения между людьми также важны и могут быть укреплены мероприятиями в сфере образования, туризма и здравоохранения.



Основные проблемы транспорта и энергетики
Транспорт: Доступность многих частей Региона низкая. Северная Финляндия, Швеция и страны Балтии имеют самый низкий уровень доступности в Европе в целом, как с точки зрения внутренних, так и международных связей. Причиной этого является то, что территория Региона очень велика, а с учетом трудных географических и климатических условий, поездки по Региону требуют много времени. Недостаточная плотность инфраструктуры приводит к высоким ценам на различные услуги. Преодоление этих проблем может быть достигнуто на основе формирования устойчивой (эффективной) транспортной модели.
Энергетика (энергия): Энергетический рынок испытывает недостаток приемлемой инфраструктуры и в настоящее время чрезмерно ориентирован на отдельные страны, вместо того, чтобы связывать весь Регион. Такая ситуация создает высокие риски в снабжении энергией и приводит к росту цен на нее. Кроме того, чтобы внутренний энергетический рынок функционировал нормально, страны должны быть объединены (взаимосвязаны). Однако, Эстония, Латвия и Литва остаются, за исключением высоковольтной линии электропередачи Estlink, соединяющей Эстонию и Финляндию, значительно изолированными от энергетической сети ЕС.
План действий охватывает следующие приоритетные направления:

  1. Улучшение доступа к энергетическому рынку, повышение его эффективности и безопасности.

  2. Совершенствование внутренних и внешних транспортных взаимосвязей.

  3. Поддержание и усиление привлекательности Региона Балтийского моря, особенно через связи в сфере образования, туризма и здравоохранения.



5.4. Безопасный и спокойный регион

Достижение безопасности в Регионе будет идти с учетом проведения значительных перемен в ближайшие годы: судоходство, по экспертным оценкам, возрастет, следовательно, увеличится риск загрязнения Балтийского моря. Кооперация в этой сфере уже существует, но должна быть значительно усилена, чтобы Регион стал мировым лидером в области морской безопасности. Происшествия на море, кораблекрушения могут иметь катастрофические последствия. Расширение ЕС и углубление кооперации внутри ЕС в области уголовного права означают, что региональная деятельность по противодействию преступности должна быть сфокусирована на усилении практики чрезграничной кооперации. Также Регион должен быть готов к возрастающим экстремальным погодным условиям, связанным с изменениями климата.



Основные проблемы безопасности
Случайное или намеренное загрязнение моря: За счет стратегического положения через Регион Балтийского моря проходят пути транспортировки нефти, прежде всего из России. За период 1995-2005 гг. количество нефтяных танкеров, проходящих черед Финский залив увеличилось в 4 раза, и такая динамика продолжится в будущем. Такая же тенденция ожидается и для транспортировки сжиженного природного газа. Эта деятельность может наносить вред окружающей среде особенно в трудных зимних условиях. Только в 2007 г. произошло 120 аварий с кораблями в Балтийском море. Последующие мероприятия должны быть направлены на усиление кооперации и координацию совместных действий по обеспечению безопасности на море.
Трансграничная преступность (безопасность). Характер правонарушений в Регионе определяется его географическим положением, различиями в экономическом и социальном уровне развития стран Региона, разницей в налогообложении товаров, а также открытостью и достаточно легким доступом в Регион. Эти факторы накладывают особую ответственность на страны-члены ЕС, имеющие внешние границы, особенно с тех пор, как контроль на границах внутри ЕС отменен. Все страны-члены ЕС должны кооперироваться для обеспечения внутренней безопасности.
План действий охватывает следующие приоритетные направления:

  1. Превращение в ведущий регион в сфере безопасности на море

  2. Предотвращение аварий на море и на суше.

  3. Снижение преступности и ущерба от чрезграничных правонарушений.



Горизонтальные меры
Для достижения целостности Стратегии необходимы также «горизонтальные» меры.

Стратегия ЕС для Региона Балтийского моря является ключевым инструментом обеспечения территориального сплочения Региона, как для морских, так и континентальных территорий. В этом контексте Стратегия нацелена на обеспечение того, что политики на всех уровнях (локальный, региональный, национальный и на уровне ЕС на море и на суше) будут ориентированы на достижение конкурентоспособности, интеграции и устойчивого развития Региона. Такая Стратегия должна способствовать достижению территориальной интеграции: сокращение различий в уровне развития территорий, создание равных условий жизни, рост диверсификации активов, определение потенциала регионов, обеспечение хорошего доступа к инфраструктуре и сфере услуг, усиление полицентризма, установление прочных связей между городскими и сельскими территориями, обеспечение качественного управления на основе равного участия и использования общих ресурсов, сохранение экосистемы за счет управления и планирования использования Балтийского моря.

Мероприятия, сгруппированные по секциям в Плане действий, ориентированы на содействие территориальной интеграции региона. Но эти мероприятия следует дополнить «горизонтальными» мерами и проектами, которые полностью вписываются в общий подход, принятый при разработке Стратегии и являются стратегическими по сути.

Меры и проекты:



  • «Присоединение к соответствующим фондам и проектам (политикам) для финансирования приоритетов и мероприятий Стратегии ЕС для Региона Балтийского моря».

Для того чтобы мероприятия, запланированные в Стратегии, могли быть реализованы они должны быть профинансированы из существующих источников ЕС, например: Структурный фонд и Фонд сплочения ЕС (Cohesion Fund), фонды, поддерживающие развитие сельских территорий, рыбоводство, предотвращение внешних воздействий, исследования, экологическую обстановку, а также национальные, региональные и местные фонды, банки и международные финансовые организации, в первую очередь Европейский инвестиционный банк (EIB), некоммерческие организации и частные источники финансирования.

Возможности получения средств из фондов должны быть более прозрачными для стейкхолдеров и участников проектов, реализуемых в рамках Стратегии. В то время как многие проекты Стратегии достаточно быстро получают необходимое финансирование из фондов, другие нуждаются в помощи по поиску источников финансирования.

Для достижения желаемого результата в этом вопросе очень важна кооперация между странами-членами ЕС. Страны-члены ЕС, региональные и местные власти, частный бизнес могут согласованно определить организацию, которая будет заниматься поиском подходящих фондов для финансирования Стратегии. Но для этого проекты Стратегии, для которых необходимо финансирование, должны быть прописаны достаточно четко.

Срок отчета – 31 декабря 2010 г.




  • «Сотрудничество по исполнению директив ЕС»

Важно, чтобы национальные законы не создавали ненужных барьеров внутри Региона. Группа, образованная из чиновников Региона Балтийского моря, должна следить за тем, чтобы европейское законодательство адекватно применялось на уровне стран региона, для того чтобы не создавалось непредумышленных барьеров и препятствий для развития торговли, мобильности рынка труда, транспортных связей и т.д. Такая координация законодательств должна быть исключительно на добровольной основе и оставаться в рамках законодательства ЕС.


  • «Создание общей структуры управления акваторией в Регионе Балтийского моря»

Для реализации большого количества мер, детализированных в Плане действий, необходимо усиление внутренней координации среди государств-членов ЕС, расположенных в Регионе, а также создание чрезграничных сетей для выполнения общих функций (задач) на море. Основываясь на Коммюнике об управлении на море (июнь 2008 г.), Европейская Комиссия рекомендует странам-членам ЕС создать такие механизмы, в том числе провести консультации с профильными стейкхолдерами.

Срок отчета – 31 декабря 2010 г.




  • «Стать пилотным проектом в реализации Рамочной директивы морской стратегии Евросоюза» и предпринять быстрые меры по восстановлению Балтийского моря.

Рамочная директива морской стратегии дает возможность Региону Балтийского моря стать пилотным проектом по ее реализации, поскольку состояние Балтийского моря является насколько критичным, что необходимо предпринимать срочные меры. Это предполагает, что Европейская Комиссия сможет поддержать этот проект.

Срок отчета – 31 декабря 2010 г.




  • «Продвижение использования Пространственного морского планирования всеми странами-членами ЕС в Регионе Балтийского моря и выработка единого подхода к трансграничному сотрудничеству»

Рост активности в акватории Балтийского моря ведет к конкуренции за ограниченное морское пространство между интересами различных секторов: судоходство и морской транспорт, морские энергетические технологии, развитие портов, рыболовство и сельское хозяйство. Пространственное морское планирование – важнейший инструмент для того, чтобы принимать обоснованные решения по сбалансированию интересов различных секторов на море и по достижению устойчивого использования морской территории с выгодой для экономического развития и без ущерба для окружающей среды. Развитие Системы морского планирования для Балтийского моря, основанное на сохранении экосистемы, поддерживается на уровне отдельных стран и на уровне трансграничной кооперации на основе применения основных принципов, заложенных в Стратегии морского пространственного планирования.

  • «Развитие и завершение Пространственного планирования на континентальной территории»

Этот проект особенно важен для обеспечения взаимодействия между всеми мероприятиями Стратегии и обеспечения интегрального подхода. Без четкой картины региона и знания характеристик территорий, населения, экономической ситуации и других факторов, достижение устойчивого развития невозможно. Пространственное планирование на континентальной территории уже находится в стадии разработки под руководством VASAB, и эта работа должна быть активизирована, скоординирована с морским пространственным планированием и завершена.

Срок отчета – будет уточнен.




  • «Трансформация пилотного проекта и демонстрационных (иллюстрационных) проектов в полномасштабные (полнофункциональные) мероприятия»

Информация должна собираться от проектов, финансируемых ЕС, национальными, региональными и частными фондами, например, какие проекты были реализованы или реализуются под эгидой Хельсинской Комиссии, Балтика 21, Совета министров Северных стран, в партнерстве с Северным измерением и т.д. Некоторые проекты поддерживаются Европейским региональным фондом развития.

Срок отчета – будет уточнен.




  • «Использование исследований в качестве основы для принятия стратегических (политических) решений» на базе общей программы исследований в регионе Балтийского моря.

Для достижения целей, поставленных в Стратегии необходимы действия со стороны всех стран Региона и во многих различных сферах. Зачастую эти меры являются очень дорогостоящими, поэтому необходимо четко сформулировать приоритеты. Прикладные (или связанные с задачами Стратегии) исследования, проводимые при участии всех стран Балтийского региона, могут обеспечить необходимую для принятия решений информацию.

Срок отчета – будет уточнен.



  • «Построение региональной идентичности - имиджа» для региона, основанное на общем видении»

Этот проект будет основан на результатах опросов общественного мнения и маркетинговых исследованиях, информационных мероприятиях, продвижении культурного наследия, связанного с Балтийским морем или подготовкой издания, посвященного общей истории. Возможно учреждение ежегодной премии за лучший проект продвижения региона или поддержка другого рода.

Срок отчета – 31 декабря 2009 г.



Основные направления Стратегии ЕС для Региона Балтийского моря

I Окружающая среда


  • Балтийское море – одно из самых загрязненный морей в за Земле. ЕС должен разработать четкий план защиты Балтийского моря.

  • Сброс питательных веществ (удобрений), ведущих к зарастанию моря водорослями должен быть резко сокращен на основе новой политики ЕС в сфере сельского хозяйства.

  • Политика развития транспорта и инфраструктуры должна формироваться с учетом защиты Балтийского моря.

  • Развитие кооперации между государствами-членами ЕС и Россией должно содействовать снижению рисков происшествий с нефтяными танкерами и при эксплуатации нефтяных месторождений, а также повышению ядерной безопасности.

  • Рыболовство (рыбный промысел) должен развиваться с учетом достижения устойчивости окружающей среды.



II Экономика


  • Углубление интеграции рынков Региона Балтийского моря – необходимый инструмент сокращения конкуренции внутри Региона.

  • Старые государства-члены ЕС должны снять все свои ограничения для новых членов ЕС в целях формирования общего рынка труда.

  • Для дальнейшей интеграции региональной экономики должна быть усовершенствована транспортная система.

  • Калининград может рассматриваться как пилотный город (регион) для региональной интеграции с Россией с целью создания общего экономического пространства между ЕС и Россией.

  • Необходима диверсификация системы энергоснабжения, поскольку Регион Балтийского моря находится в серьезной энергетической зависимости от поставок энергии из России.



III Культура и образование


  • Установление связей между университетами на территории всего Региона – необходимое условие создания «опорных центров».(centres of excellence)

  • Общие аналитические центры, исследования которых сосредоточены на проблемах Региона, внесут вклад в достижение взаимопонимания между стейкхолдерами и помогут принятию правильных решений.

  • Должен развиваться студенческий обмен на территории Региона, при этом особое внимание должно быт уделено обмену студентами между старыми и новыми членами ЕС.

  • Обмен чиновниками (государственными служащими) между странами-членами ЕС должен быть усилен, особенно внутри Региона.

  • ЕС следует поддерживать инициативы национальных правительств в сфере модернизации инфраструктуры образования, а также организации культурных обменов и выставок.



IV Безопасность


  • Стабильные и тесные взаимоотношения между Россией и ЕС – важнейшее условие безопасности Региона в целом. ЕС должен выработать единую позицию в отношении соседних государств.

  • При формировании общей внешней политики и политики безопасности необходимо учитывать безопасность всех стран-членов ЕС, расположенных в Регионе.

  • Укрепление Полицейской службы ЕС и кооперация в сфере обеспечения безопасности необходимы для противостояния высокому уровню организованной преступности в Регионе.

  • Распространение ВИЧ/СПИД и высокий уровень заболевания алкоголизмом определяют необходимость кооперации в социальной сфере и в здравоохранении.



1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region. http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperation/baltic/pdf/communication/com_baltic_en.pdf

2 Action Plan.http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/communic/baltic/action2009.pdf

3 Europe's Strategy for the Baltic Sea Region. http://eu.baltic.net/Baltic_issues.3549.html

1 Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция.

1 Хельсинская комиссия (ХЕЛКОМ) -Комиссия по охране акватории Балтийского моря.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница