Стратегии планирования в комплексном управлении прибрежной зоной



Скачать 81.24 Kb.
Дата30.10.2016
Размер81.24 Kb.
Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный гидрометеорологический университет

проект T_JEP-10814-1999 ТЕМПУС/ТАСИС «Развитие обучения и практики в комплексном управлении прибрежной зоны»


Кононенко М.Р., Шилин М.Б.
СТРАТЕГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ

В КОМПЛЕКСНОМ УПРАВЛЕНИИ

ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНОЙ



Санкт-Петербург 2003

УДК 551.46 (210.5) : 711
М.Р. Кононенко, М.Б. Шилин. Стратегии планирования в комплексном управлении прибрежной зоной. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2003.- 181 с.

Рецензенты: В.И. Лымарев, доктор географических наук, профессор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск);

А.П. Алексеев, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Зоологического института РАН (г. Санкт – Петербург), председатель Секции промысловой океанологии Межведомственной ихтиологической комиссии
На основании комплексного подхода рассмотрены принципы и методы научного планирования и практической реализации планов в условиях прибрежной зоны. В качестве объекта планирования выделена прибрежная эколого – социо – экономическая система. Оценены роль и место планирования в комплексном управлении прибрежной зоной. Предложены упражнения по развитию и закреплению навыков практического планирования в прибрежной зоне.
Principles and methods of the scientific planning and practical plan realization in the coastal zone are analyzed on the basis of the system approach. As an object of planning, the coastal system is chosen, which consists of ecological, economical, and social sub- systems. The role of planning in the integrated coastal zone management is revealed and discussed. Case studies and exercises are proposed for training in practical planning in the coastal zone.
Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2003

ISBN ©


СОДЕРЖАНИЕ








стр.




Предисловие

8




Вступительное слово

12




Введение

18

Часть 1

Прибрежная зона как эколого – социо – экономическая система

22

1.1

Прибрежная зона как природный объект

22

1.2

Прибрежная зона под воздействием антропогенного пресса

33

1.3

Комплексный подход к выделению объекта планирования

41

Часть 2

Общие принципы планирования развития прибрежной зоны

46

2.1

Планирование в прибрежной зоне: основные этапы развития

46

2.2

Планирование в комплексном управлении прибрежной зоной

54

2.3

Планирование прибрежной зоны как сложной системы

57

2.4

Основные теории планирования

62

2.5

Научное обоснование планирования

66

2.6

Методология планирования

79

Часть 3

Практическое планирование

83

3.1

Классификация планов развития прибрежной зоны

83

3.2

Планирование как многоуровневый процесс


90







стр.

3.3

Объектные планы в управлении прибрежной зоной

105

3.4

Процесс создания плана по управлению прибрежной зоной

108

3.5

Внедрение планов развития прибрежной зоны

113

Часть 4

Особенности стратегического планирования применительно к прибрежной зоне

117

4.1

Планирование как процесс

117

4.2

Логика стратегического планирования

139




Заключение

143




Ваш рабочий портфель

146




Приложения

171




Список литературы

178


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Стратегии планирования в комплексном управлении прибрежной зоной» подготовлено в рамках европейского проекта T_JEP-10814-1999 ТЕМПУС/ТАСИС «Развитие обучения и практики в комплексном управлении прибрежной зоны» при тесном сотрудничестве Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ, Санкт-Петербург, Россия), Университета Кадиса (Испания) и Университета Авейро (Португалия).

В период работы над пособием авторам оказывали постоянную консультационно - методическую поддержку д-р Филумена Мартинс (Университет Авейро, Португалия) и директор Группы Комплексного Управления Прибрежной Зоной, профессор факультета Морских наук Университета г. Кадис (Испания) д-р Хуан Мануэль Барраган Муньос.

Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Стратегии планирования в комплексном управлении прибрежной зоной», утвержденной Ученым Советом океанологического факультета РГГМУ.

В учебном пособии рассмотрены принципы и методы научного планирования и практической реализации планов в условиях прибрежной зоны. В качестве объекта планирования выделена прибрежная эколого – социо – экономическая система. Оценены роль и место планирования в комплексном управлении прибрежной зоной. Предложены упражнения по развитию и закреплению навыков практического планирования в прибрежной зоне.

Основное внимание уделяется обоснованию комплексного, синтетического подхода к планированию в прибрежной зоне, с использованием экологической, социально- политической и экономической информации.

Главы 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 4.1 и 4.2 написаны М.Б. Шилиным, главы 2.3 и 3.1–3.5 написаны М.Р. Кононенко, главы 1.3, 2.6, введение и заключение – авторами совместно. Общая компоновка пособия, приложения и кейсы для рабочего портфеля выполнены совместно М.Р. Кононенко и М.Б. Шилиным.

Авторы выражают глубокую признательность проекту T_JEP-10814-1999 ТЕМПУС/ТАСИС «Развитие обучения и практики в комплексном управлении прибрежной зоны», благодаря которому и осуществилась идея написания книги, а также руководству и сотрудникам Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург, Россия), Университета Авейро (Португалия) и Университета Кадиса (Испания) за помощь и поддержку.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Проект EU-COMET как инструмент развития образования в области КУПЗ в Российской Федерации
В прибрежной зоне, этой относительно узкой полосе воды и земли, где океаны встречают континенты, в настоящее время сфокусированы самые различные человеческие интересы, часто проявляясь в виде конфликтов различных потребителей. Для того, чтобы находить равновесие между промышленным ростом и экологической безопасностью, разрешать иные социальные и экономические проблемы окружающей среды, и существует подход, известный как Комплексное Управление Прибрежной Зоной (КУПЗ), и получивший широкое признание и развитие в течение последних лет. Собственно КУПЗ и существует как инструмент устойчивого управления прибрежными областями.

Инновации в КУПЗ определяют необходимость новых подходов и в образовательной сфере. При этом, КУПЗ требует как понимания проблем окружающей среды, так и человеческого воздействия на нее. Из-за сложности природных систем и антропогенных воздействий в прибрежной зоне, необходимо развитие межотраслевого образования для достижения целей управления прибрежной зоной. Для сглаживания противоречий между урбанизированным, индустриальными, жилыми и оздоровительным типами природопользования, а также пользователями прибрежных ресурсов и ресурсов шельфа, которые являются результатом расширяющегося спектра антропогенного воздействия, в прибрежной зоне необходимо кросс- секторальное рассмотрение проблем. Такой подход позволяет рассмотреть все взаимодействия между природными процессами и экономическим развитием, но должен также не исключать и другие вопросы, как например, экологической безопасности и охраны среды, улучшения юрисдикции, природные и антропогенные катастрофы в прибрежной зоне. Отсутствие понимания прибрежной зоны в целом часто приводит к отсутствию межсекторного подхода в менеджменте. Это связано с традиционным обучением в области морских наук или менеджмента, которое не гарантирует достаточный уровень понимания целостности прибрежных систем.

Создание первого в России учебного курса, специализирующегося в области КУПЗ инициализировано и разработано на океанологической факультете Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) в Санкт-Петербурге. Международный опыт в КУПЗ и в обучении в области КУПЗ в частности должны использоваться для развития стратегии КУПЗ на европейском уровне. Международное сотрудничество в образовательном процессе даст студентам прекрасную возможность для ознакомления разработками в области КУПЗ различных стран в свете достижения устойчивого развития прибрежной зоны.

Принимая во внимание вышесказанное, благодаря TEMPUS/TACIS стал возможен уникальный шанс для реализации идей в виде проекта, названного “Развитие обучения и образования в области Комплексного Управления Прибрежной Зоной” (EU-COMET), предложенная университетским консорциумом, включающим:

- факультет морских наук и изучения окружающей среды, Университет Кадис (UCA), Испания;

- кафедра охраны и планирования окружающей среды, Университет Авейро (UA), Португалия;

- кафедра Комплексного Управления Прибрежной Зоной, Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ, Россия).

Этот консорциум был создан при поддержке Программы ЮНЕСКО по окружающей среде и развитию прибрежных регионов и малых островов (SC/CSI). Конечная цель проекта EU-COMET состояла в том, чтобы способствовать реформе высшего образования в области КУПЗ и в адаптации его к социально-экономическим условиям и локальным потребностям в России. Необходимо отметить, что одной из целей проекта было признание систем обучения КУПЗ университетами консорциума через европейскую образовательную систему кредитов (ECTS).

В рамках проекта была высказана необходимость разработки новых учебных пособий по КУПЗ, подготовленных членами консорциума. В результате работы, были разработаны и изданы четыре различных учебных пособия для использования как широким кругом заинтересованных лиц, так и непосредственным участникам инициатив Tacis. Книги, изданные как результат проекта EU-COMET, были созданы на основе новых идей развития различных курсов и программ. Эти курсы включают: «Правовое обеспечение КУПЗ», «Экономика прибрежной зоны», «Стратегии планирования в КУПЗ» и «Политика действий в КУПЗ». Содержание курсов отразила полное сочетание поставленных задач и содержимого. Первые два курса будут представляться на 4-ом году обучения КУПЗ и вторые два курса – на последнем, 5-ом году обучения. Также запланировано, что все дисциплины будут интегрированы в учебные планы, с полным соответствием между членами консорциума.

Поэтому, основные усилия на распространение и применение разработанных учебных пособий нужно сфокусировать именно на РГГМУ, где разработанные новые курсы и модернизированная учебная программа уже реализованы, а также рекомендовать эти новые программы в области КУПЗ Министерству образования РФ или иным образовательным организациям с соответствующими полномочиями, для распространения этих курсов по КУПЗ в других региональных учреждениях высшего образования. Кроме того, высокое качество разработанных учебных пособий определяет их пользу и для более широкого круга Читателей и специалистов как в России, так и за ее пределами.






ДелВаллс Томас Анхел
Координатор Проекта Tempus/Tacis EU-COMET

Вице-декан по международным отношениям.

Факультет Морских Наук и Окружающей Среды.

Университет Кадиса, Испания


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница