Стр. Глава Происхождение Бабы-Яги стр



Скачать 82.42 Kb.
Дата27.04.2016
Размер82.42 Kb.


Оглавление

Введение……………………………………………………………………....…….2стр.

Глава 1. Происхождение Бабы-Яги….………………………………………...2стр.


    1. Где родина Бабы-Яги?...................................................................3стр.

    2. Образы Бабы-Яги…………….. …………………………………..5стр.

Глава 2. Почему дети боятся Бабу-Ягу?..........................................................6стр.

2.1. Причины страха детей……………………………………………6стр.

Заключение.……………………………………….………………………………..7стр.

Список источников информации….………………………………………….......7стр.

Приложение………………………………………………………………………...8стр.

Введение

В детстве, когда родители читали мне книги, я не любила слушать сказки, в которых одной из героинь была Баба-Яга. Я была уверена, что Баба Яга старая, страшная, злая старуха, которая питается маленькими детьми и ходит на костяной ноге, умеет колдовать и летать в ступе. Повзрослев, я поняла, что Баба-Яга – это сказочный персонаж. Она встречается в сказках, мультфильмах, фильмах и может быть не только злой, коварной, хитрой, но и доброй, весёлой, помогающей людям. Ни один новогодний утренник не обходится без сказочных персонажей, в том числе и без Бабы-Яги. Посмотрев фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» образ Бабы-Яги показался мне очень привлекательным, даже совсем не страшным. И я была удивлена, когда некоторые ребята из первого класса испугались выскочившую из-под ёлки Бабу-Ягу. Я задумалась: «Почему же дети боятся эту сказочную героиню?», «Как победить свой страх?», «Как помочь детям?». В этом и актуальность моей работы. Я решила узнать всё о сказочной героине и ответить на свой главный вопрос: «А стоит ли бояться Бабу-Ягу?»



Цель работы: изучение образа Бабы–Яги в русских народных сказках, мультипликационных и художественных фильмах.

Задачи:

  1. Узнать происхождение Бабы-Яги.

  2. Определить разнообразие образов Бабы-Яги.

  3. Выяснить причины боязни у детей.

  4. Составить рекомендации «Как перестать бояться Бабу-Ягу?»

Для того, чтобы разобраться, кто такая Баба-Яга и стоит ли её бояться, я решила узнать о её происхождении.

Глава 1. Происхождение Бабы-Яги

Баба-Яга существует у многих народов, поэтому и имён у неё очень много: Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна, Егинишна, Яга-Карга, Дикая Баба, Яга-вiдьма (укр. ), Яга-баба(белор.), Ега-баба(сербск.), Ежи-баба(словенск.), Jеdzi-baba(польск.), Jenzi-baba, Jezi-baba(словацк.), Jezinka(чешск.) и др.

Различные определения имени Баба-Яга я нашла Интернете и словарях: толковом словаре С.И.Ожегова, энциклопедическом словаре, толковом словаре В.И. Даля, энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, краткой энциклопедии славянской мифологии, мифологическом словаре (Приложение 1). Итак, определений много, но они сводятся к одному – Баба-Яга – страшная злая ведьма, колдунья, живущая в лесу.

Имя Баба-Яга состоит из двух слов, а что же они обозначают? Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. То есть Баба-Яга была главная матерь, она знала все. Значение слова «Яга» я нашла в словаре В.И. Даля (Приложение 1). Ёще считали, что Яга это – огнь, огонь. А глагол «ягать» - это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники.

Я узнала, что Баба Яга (Усоньша Виевна Яга) в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в нижнее царство. В этом царстве обитали души умерших, подземные боги и демоны. Баба Яга была богиней на границе мира людей, или среднего мира. У Бабы Яги был муж - Велес и три дочери - её помощницы. Как и мать, они сроднились с ветром, бурей, метелью. Жила Яга в дремучем лесу в маленькой избушке на курьих ножках, летает в ступе или на метле.


    1. Где родина Бабы-Яги?

Из Интернета я узнала, что родина Бабы-Яги – село Кукобой Ярославской области. Но когда я была на экскурсии в деревне Русскинские (Приложение 2), я подумала, что лабаз - хозяйственная постройка на высоких гладких столбах, предназначенная для хранения снастей и припасов очень похож на избушку Бабы-Яги. Я узнала, что некоторые охотничьи лабазы делаются на двух–трех высоко спиленных пнях, напоминают курьи ножки и задумалась, а может это избушка Бабы-Яги и она родилась на Югорской земле?

За ответом на этот вопрос я отправилась в «Музейно-выставочный центр» (Приложение 3). Побеседовав с научными сотрудниками музея, я узнала, что приход русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и рассказы о нём оказали влияние на образ Яги в русских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь необыкновенные сведения о жизни, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешались с древнеславянской мифологией и фольклором и наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге. Из рассказа я поняла, что есть некоторые сходства между хантыйскими обычаями и сказочными обычаями Бабы-Яги. Например: Одежда Бабы-Яги очень похожа на меховую «доху», которую носили северные народы, называлась она «ягой». Баба-в-яге и есть наша Баба-Яга. Я узнала, что лабаз всегда ставится «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. В сказках избушка Бабы-Яги поворачивается, когда произносятся слова: «Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» [4, с.116]. Избушка на курьих ножках очень маленькая, Баба-Яга занимала всё её пространство: «на печи, на девятом кирпичи лежит Баба-Яга, костяная нога…», «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок». Сходство с избушкой Бабы-Яги имеет хантыйский амбарчик без окон и дверей, стоявший на высоких столбах, внутри которого лежала резная деревянная кукла - «иттарма», одетая в ягу и занимавшая всё место. Я узнала, что фраза из сказок «Фу–фу! Русским духом пахнет...» [4, с.159] возникла от того, что русские для пропитки обуви, сбруи и корабельных снастей использовали дёготь - это раздражало чуткое обоняние таёжных жителей, так как они для пропитки обуви использовали гусиный и рыбий жиры. И поэтому после гостя в юрте оставался стойкий запах дёгтя. Также я узнала, что у северных народов есть обычай гостеприимства - сначала накормить гостя, а потом расспрашивать. И Баба-Яга очень гостеприимна - всех «накормит, напоит, в баньке искупает, спать уложит…» [4, 160]. Встречаясь с необычными названиями северных рек, озёр, городов как: Тром-Ёган, Ингу-Ягун, Ай-Еганлор, Яныгья, Яныг-Ваттур, мне показались они созвучными с именем Бабы-Яги, и я решила узнать, есть ли в этих названиях что-то общее со сказочной героиней. Свой вопрос я задала сотруднику музея. Мои предположения оказались ошибочными, потому что каждое название в переводе с хантыйского имеет своё значение.

Таким образом, я могу сказать, что родиной Бабы-Яги может быть и наша северная земля, так как много схожести c традициями и обычаями северных народов. Но в сказках разных народов Баба-Яга предстаёт в разных образах.


    1. Образы Бабы-Яги

Я прочла много сказок из детской и школьной библиотеки и определила, что в разных сказках, а также фильмах и мультфильмах Баба-Яга представляется в различных образах. Из беседы с библиотекарем и из книг я узнала, что В. Я. Пропп определил три основных образа Бабы-Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница [2,1] (Приложение 4).

В сказках «Баба-Яга», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Марья - Моревна» я познакомилась с Ягой – воительницей, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей. Её «рать-сила несметная» (Приложение5). В образе Яги – похитительницы Баба-Яга предстала в сказках «Гуси-лебеди», в мультфильме «Приключения домовёнка Кузи». В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает существующий в старину обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми, чтобы вылечить их (Приложение 5). Яга - дарительница, одаривает героев различными предметами или существами-помощниками, помогая им. Есть несколько образов яги-дарительницы:



        • Яга - советчица сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью (в сказках «Василиса Премудрая», «Как Иванушка - дурачок за чудом ходил», «Царевна-лягушка»);

  • Яга - повелительница сил природы и животного мира, которая повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем встречается в сказках «Василиса Прекрасная»;

  • Яга – покровительница, взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и др.) за похождениями героя в сказках «Финист – ясный сокол» (Приложение 6).

Существует также образ Яги-прародительницы – матери - бабки для своих дочерей - внучек - ягишн, хозяйки лесных зверей. Она оберегает всех от бед, помогает в делах и хранит огонь очага - символ благополучия дома (Приложение 7).

В Интернете я узнала, что у Бабы-Яги есть ещё один образ - защитница детей и сирот. В легенде о Бабе-Йоге, Йогине - Матушке – вечно прекрасной, доброй, сердечной богине-покровительнице детей и сирот, говорится о том, что она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям и собирала беспризорных детей-сирот. Её узнавали по излучающей огненной доброте, нежности, кротости, любви. Она опекала сирот и помогала детям (Приложение 7).

Таким образом, я пришла к выводу, что Баба-Яга имеет много образов и отрицательных и положительных. Она – персонаж сказок, фильмов, мультфильмов. Баба-Яга в большинстве случаев помогает людям, советует, дарит волшебные вещи хорошим героям и заслуженно наказывает плохих героев - ленивых, капризных, непослушных. Главная роль Бабы-Яги – научить и перевоспитать, помочь героям, в трудных ситуациях, побудить их слушать старших быть честными, храбрыми. Почему дети боятся Бабу-Ягу? Я решила выяснить причины боязни Бабы-Яги у детей.

Глава 2. Почему дети боятся Бабу-Ягу?

Чтобы ответить на этот вопрос я подготовила вопросы и провела анкетирование среди учащихся 1-3 классов школы (Приложение 8).



2.1. Причины страха детей

По результатам анкетирования выяснилось, что причины, по которым дети боятся Бабу-Ягу разные: детей пугали родители, братья; страшные иллюстрации; устрашающий образ Бабы-Яги в сказках; страшные сны (Таблица 1. Приложение 9). Результаты анкетирования представлены в Диаграммах 1,2,3 (Приложение 10).

Я предложила ребятам картинки с изображением Бабы-Яги в разных образах и задала вопрос: «Какая Баба-Яга вам нравится? Её вы испугались?» Все ребята выбрали картинку с изображением доброй весёлой Бабы-Яги и ответили, что её они не испугались (Приложение 11).

Итак, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте боялись Бабу-Ягу 58 человек, а среди учащихся 1-3 классов всего 24 человека, это говорит о том, что с возрастом боязнь Бабы-Яги проходит. Поняв причины, по которым дети боятся Бабу-Ягу, я составила рекомендации на тему: «Как перестать бояться Бабу-Ягу?», которые будут полезны детям (Приложение 12). Также я сделала альбом с иллюстрациями про Бабу-Ягу, с стихотворениями и загадками (Приложение 13).


Заключение

Изменить образ Бабы-Яги мне не удастся, но помочь детям изменить отношение к сказочной героине можно. Я поняла, что Баба-Яга поучает, наказывает за плохие поступки, только тех, кто не слушает старших, проказничает, хулиганит, обижает слабых, не уважает взрослых.



Проведя исследовательскую работу, я узнала о происхождении Бабы-Яги, изучила разнообразие её образов, проанализировала причины боязни Бабы-Яги у детей, составила рекомендации «Как перестать бояться Бабу-Ягу?» и узнала много нового и интересного о загадочной сказочной героине – Бабе-Яге.

Список источников информации

  1. Список литературы

    1. Афанасьев А.Н.Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986

    2. Даль В.И.Толковый словарь русского языка. В 4-х томах.– М.: Русский язык, 1991.

    3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

    4. Любимые сказки девчонкам и мальчишкам. Составитель Жукова И.-М.: ОНИКС 21 век, 2004.

    5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

  1. Другие источники информации

    1. http://sueverija.narod.ru/

    2. http://www.dicdic.ru/dal/44580/

    3. http://illustrators.ru/illustrations/

    4. http://www.artsait.ru/art/b/bilibin/art1.

    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E1%E0-%DF%E3%E


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница